Научная статья на тему 'Ключевые факторы подготовки контрольной информации для управления корпоративными финансами'

Ключевые факторы подготовки контрольной информации для управления корпоративными финансами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КРУГ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ / ОБРАТНЫЙ СИГНАЛ / СИСТЕМА С ЗАКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕТЛЕЙ / СИСТЕМА С ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕТЛЕЙ / СИСТЕМА КОНТРОЛИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин В.В., Жуков В.Н.

Управление корпоративными финансами в нестабильной экономической среде предъявляет повышенные требования к качеству всех обеспечивающих ресурсов, включая информационные. В этих условиях особое значение приобретает контрольная информация, управленческий потенциал которой остается до конца не изученным. О новых подходах к подготовке и использованию контрольной информации в рамках управления корпоративными финансами идет речь в предлагаемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые факторы подготовки контрольной информации для управления корпоративными финансами»

15 (201) - 2014

Финансовый менеджмент

УДК 334.02

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПОДГОТОВКИ

КОНТРОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ

ФИНАНСАМИ

В.В. ИЛЬИН,

доктор экономических наук, профессор кафедры управления проектами и инвестициями

E-mail: vladimir_v_ilyin@hotmail.com Московский городской университет управления

Правительства Москвы В.Н. ЖУКОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: vn-zhukov@mail.ru Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Управление корпоративными финансами в нестабильной экономической среде предъявляет повышенные требования к качеству всех обеспечивающих ресурсов, включая информационные. В этих условиях особое значение приобретает контрольная информация, управленческий потенциал которой остается до конца не изученным. О новых подходах к подготовке и использованию контрольной информации в рамках управления корпоративными финансами идет речь в предлагаемой статье.

Ключевые слова: контрольная информация, круг пользователей, модель управления, корпоративные финансы, обратный сигнал, система с закрытой информационной петлей, система с открытой информационной петлей, система контролируемых показателей, содержание

Информация является существенной и важной частью планирования и контроля за бизнес-процессами. Эффективное управление информаци-

онной системой должно быть построено и выполнено таким образом, чтобы менеджеры могли получить необходимые и полные сведения для принятия решений на всех уровнях управления. Хорошо построенная информационная система обеспечивает контроль и управление в интересах изменения факторов производства в текущем, а не в историческом периоде.

Корпоративная информационная система охватывает всю совокупность деловой активности по предоставлению оперативной информации для принятия решений. С функциональной точки зрения структура информационной системы включает восемь групп экономических данных в областях:

1) маркетинговой деятельности (оценка оптимальности прогнозирования процессов, происходящих на рынке);

2) бухгалтерского учета, отчетности и анализа финансово-хозяйственной деятельности;

3) закупок (материально-техническое снабжение, материальные запасы), продаж (запасы готовой продукции, реализация) и складского учета;

4) управления проектами, инвестициями и инновациями;

5) управления договорами, расчетами с поставщиками (кредиторами) и покупателями (дебиторами);

6) технико-экономических сведений (оценка оптимальности технико-экономического планирования);

7) оперативного управления производством (запуск и выпуск продукции, учет выполнения производственной программы, контроль объема незавершенного производства);

8) финансовых показателей (оценка оптимальности финансового планирования на основе исполнения бюджета доходов и расходов, операционных бюджетов и движения денежных средств).

Управление корпоративной информационной системой осуществляется на основе так называемой контрольной петли (control loop), или, другими словами, петли, охватывающей всю деятельность корпорации для мониторинга и изменения управленческих решений как в процессе текущего (годового) плана, оперативного управления (в режиме реального времени), оценки вероятности изменения ранее разработанных прогнозов, так и для контроля за реальным состоянием объектов управления (отклонениями по текущему состоянию корпоративной экономики и финансов). Поэтому в сфере корпоративных финансов экономическая информация выступает источником сведений для анализа финансово-хозяйственной деятельности, прогнозирования, планирования, оперативного управления и контроля.

Практике известны два типа управления корпоративной информацией: система с открытой контрольной петлей, которая не имеет обратного сигнала (open-loop system), и система с обратным сигналом (closed-loop system).

Обратный сигнал (feedback) — очень важный элемент информационной системы, так как позволяет в режиме реального времени на всех стадиях операционного цикла получать необходимую информацию. Большинство корпоративных информационных систем являются закрытыми. При этом они могут работать как в автоматическом, так и в ручном режиме. Такие системы особенно эффективны для получения и оценки контрольной информации.

Эффективность и результативность оперативных решений менеджмента корпорации во многом зависят от качества и надежности контрольной информации, которые, в свою очередь, определяются стандартами, применяемыми при получении и анализе данных. Однако современные исследования, посвященные проблемам корпоративного контроля и функционирования информационных систем, оставляют без внимания сам факт существования контрольной информации либо не придают ему существенного значения. На взгляд авторов, недооценка этого вида информационного ресурса равносильна принижению самого контроля как функции управления.

Под контрольной информацией предлагается понимать совокупность сведений о реальном состоянии объектов управления, необходимых для обоснования, оптимизации, координации и оперативной корректировки управленческих решений на различных этапах операционного цикла.

Введение в научный оборот категории «контрольная информация» имеет важное теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане посредством нового понятия обеспечивается возможность реализации информационной парадигмы постиндустриального общества применительно к сфере внутреннего контроля, благодаря чему расширяется инструментарий при решении проблемы информационной асимметрии в управлении. С практической стороны выделение контрольной информации ломает устоявшиеся стереотипы о внутреннем контроле. Последний наряду с планированием, учетом и анализом теперь рассматривается не только как «потребитель» существующей управленческой информации, но и как генератор собственных информационных ресурсов.

Разработанная методология обеспечения контрольной информацией процесса управления корпоративными финансами включает в себя набор следующих последовательных действий:

• формулировка принципов формирования и циркуляции контрольной информации;

• установление круга пользователей и определение их информационных потребностей;

• построение системы проверяемых показателей;

• определение содержания контрольной информации.

Принципы контрольной информации представляют собой базовые положения, лежащие в ос-

нове формирования и циркуляции сведений о реальном состоянии объектов управления. Благодаря им существующая обратная связь между субъектами и объектами управления приобретает устойчивый характер, а сама контрольная информация становится самостоятельным средством коммуникации между всеми заинтересованными лицами.

Применительно к управлению корпоративными финансами можно сформулировать следующие специфические принципы формирования и циркуляции контрольной информации:

1) принцип соответствия информации (включая консолидированные сведения) стандартам качества финансового и управленческого учета и отчетности;

2) принцип денежного потока, нацеливающий систему контроля на формирование реальных сведений о суммах денежных средств, источниках их привлечения, направлениях вложения, последствиях совершаемых операций для оценочных значений финансового положения, финансовых результатов и стоимости организации;

3) принцип конвергенции информационных ресурсов, предполагающий интеграцию контрольной, плановой, учетной и аналитической систем и налаженный между ними взаимообмен информацией в процессе управления;

4) принцип совершенной информации, означающий полную осведомленность всех субъектов управления о реальном положении дел в рамках своей компетенции;

5) принцип комплексности информационного обеспечения, ориентирующий систему контроля на выработку целостной информации о корпоративных финансах, необходимой для обеспечения корпоративного управления и финансового менеджмента;

6) принцип функциональности, согласно которому специфика контрольной информации о корпоративных финансах определяется функциональной ролью внутреннего финансового контроля в системе управления организацией.

Наряду со специфическими принципами в основу формирования и циркуляции контрольной информации должны быть положены общие принципы, такие как законность, независимость, научность, релевантность, ясность, системность, комплексность, непрерывность, сопоставимость, экономичность и др.

Круг пользователей контрольной информации и их информационные потребности. В

условиях агентской модели управления, характеризующейся отделением менеджмента от собственности, выделились две группы заинтересованных пользователей — субъекты корпоративного управления (совет директоров, комиссия по аудиту и др.) и субъекты финансового менеджмента (правление, финансовый директор, локальные менеджеры и др.).

Субъекты корпоративного управления обеспечивают реализацию корпорациями стратегических целей своего развития, эффективное взаимодействие с внешней средой, соблюдение баланса интересов участников (акционеров), стейкхолдеров и менеджеров, минимизацию трансакционных издержек. Поэтому данная группа пользователей заинтересована в получении контрольной информации, прежде всего о безопасности корпоративной собственности, направлениях и динамике изменения ее стоимости, достижении поставленных стратегических целей в области финансов, локализации существующих рисков оппортунистического поведения менеджеров, реализации антикризисных мер по обеспечению финансовой устойчивости.

Деятельность субъектов финансового менеджмента направлена на удовлетворение текущих потребностей корпорации в необходимом количестве финансовых ресурсов, формирование рациональной структуры капитала, эффективное движение денежных средств по всем видам деятельности, достижение оптимального соотношения прибыли и финансовых рисков. Для выполнения своих должностных обязанностей этим лицам необходима контрольная информация, главным образом об имеющемся объеме финансовых ресурсов, их распределении между видами деятельности и конкретными объектами вложений, о величине собственных и заемных источников финансирования, достигнутых финансовых результатах, существующих финансовых рисках.

Система контролируемых показателей определяется поставленными целями, особенностями хозяйственной деятельности, существующей в корпорации моделью управления, другими факторами.

Исследование вопроса выбора приоритетных направлений управления корпоративными финансами позволило установить существующие в этой области закономерности. Сегодня целевыми ориентирами для многих корпораций выступают эффективное развитие бизнеса, повышение благосостояния своих участников (акционеров), обес-

печение инвестиционном привлекательности, расширение рынков капитала, снижение трансакционных издержек и финансовых рисков, улучшение финансового и имущественного положения, локализация корпоративных конфликтов. Поставленные цели, в £

«

свою очередь, определяют ^

перечень объектов контроля д

и задают соответствующую ф

им систему показателей. я

Взаимосвязь между 2

щ

целями управления кор- и

поративными финансами, н

субъектами и объектами ^

контроля, а также контро- ¡^

о

лируемыми параметрами и

представлена в таблице. §

Табличные данные на- 15

ч

глядно свидетельствуют о й

сложном характере сущест-

е

вующих взаимосвязей. На- ^

пример, достижение цели, щ

связанной с повышением ч

благосостояния участников, £

зависит от динамики роста 0

стоимости корпорации и до- §

стигнутых ею финансовых и

результатов. В то же время

набор указанных объектов ^

контроля всегда зависит от ||

поставленной цели. Более а

н

того, здесь, как и во многих я

о

других случаях, цель управ- ^ ления не только связывает £

между собой разные объекты контроля (стоимость корпо- у рации и финансовые результаты), но и обеспечивает их подконтрольность обоим группам субъектов — корпоративному управлению и финансовому менеджменту.

Система контролируемых показателей должна включать в себя три типа параметров — плановые, учет-

Основная цель управления яохмии-фном хршяихвс1о11с1о:>1 ииПвиигеяок- + + + + + 1 + + + + + + 1 + + +

кин -ИОХЭОЭ ОХОЯОЭНЕН -иф ЭШЭШЬ^ВД 1 + + + + + + + + + 1

ИИНЭЖ01Г0Н охоннэяхээ1п^1«и эииэть^и-^ + + + + +

ЯОМ.-»||(| Х1ЧЯОЭНВН -иф ЭИИЗЖИИД + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ЯЭЖ(1Э1/ЕИ хршиоиПМВЭИ^х ЭИНЭЖИНЭ + + +

В1ГВХИПВЯ нозштн! ониоишилс^ + + + + + + + + + 1

111.1011 -ЧIfэxrc>IЭIfяиdп ионноиПихээяни ЭИНЭЬЭИЭЭ^О + + + + + + + + + + + + + + + 1 + + +

яояинхэвь^ ИИНИОХЭОЭОХВИЧ) эинэпнчяоц + + + + +

||||)и:(1 -oпdo;>^ шшншн! охояоэн«ниф ихэоняихмэффс эинэпичяоц + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Основные контролируемые показатели Стоимость бизнеса Экономическая добавленная стоимость Рыночная добавленная стоимость Акционерная добавленная стоимость Управленческая добавленная стоимость Сумма инвестиций Рентабельность инвестиций Срок окупаемости инвестиций Объем финансирования инвестиций Сумма реинвестированной чистой прибыли Коэффициент капитализации Сумма рыночной капитализации ценных бумаг Сумма рыночной капитализации компании Коэффициент Тобина Рентабельность капитала Сумма привлеченных средств от выпуска акций Сумма привлеченных средств от выпуска долгосрочных долговых ценных бумаг Сумма привлеченных долгосрочных кредитов и займов Сумма трансакционных издержек Уровень трансакционных издержек Структура трансакционных издержек

Объект контроля Стоимость корпорации Инвестиционная деятельность Капитализация Долгосрочная финансовая деятельность Трансакционные издержки

инч^хном хмэчд^э эинэияМпХ эoняиxвdoпdo;>f

а

ад а ж а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

§

О

Основная цель управления яохяиифноя хршяихвс1о11с1о:>1 ииПвЕшгеяок- + + + 1 + + + + 1 + + + +

кин -ИОХЭОЭ ОХОЯОЭНЕН -иф эинэть^и-^ + + + + + + + + + + 1

ИИНЭЖ01Т0П оюммоиюощлкм эинэть^и^ + + + + +

яомэис! Х1ЧЯОЭНВН -иф ЭИНЭЖИНЭ + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ЯЭЖ(1Э1/ЕИ хганноиПмвэн^х ЭИНЭЖИНЭ + + + 1 1 1 1 1 + + + +

етгехипвя яоянгас! эинэс^тэвд + + + + + 1

111.1011 -ЧIfэxrc>IЭIfяиdп ионноиПихээяни эинэьэиээдо 1 1 + + + + + +

яояинхэвь^ ИИНИОХЭОЭОХВИЧ) ЭИНЭ1И1ЧЯОЦ 1 1 + + + +

||и)и:(1 -oпdo;>^ кмпнтн! охояоэн«ниф ихэоняихмэффс ЭИНЭ1И1ЧЯОЦ + + + + + + 1

Основные контролируемые показатели Платежный баланс организации Структура диверсификации денежных средств Чистый приток (отток) денежных средств Сумма привлеченных краткосрочных кредитов и займов Сумма привлеченных средств от выпуска краткосрочных долговых ценных бумаг Сумма текущей кредиторской задолженности Платежеспособность и ликвидность Финансовая устойчивость Состояние расчетов Финансовый потенциал Стоимость внеоборотных и оборотных активов Стоимость профильных и непрофильных активов Стоимость ликвидных и неликвидных активов Стоимость чистых активов Рентабельность активов Сумма доходов и расходов Сумма валовой и чистой прибыли (убытка) Сумма базовой прибыли на акцию Сумма разводненной прибыли на акцию

Объект контроля Денежные потоки Кратко срочная финансовая деятельность Финансовое состояние Имущественное положение Финансовые результаты

ИНЧ^ХНОМ ХМЭЧХ)^ ХНЭМЖ^ЭНЭМ ИНЯООНЕНИф

но-отчетные и аналитические. Каждый из них олицетворяет собой конкретную функцию управления — планирование, учет, анализ.

Плановые контролируемые показатели представляют собой количественные результаты корпоративного планирования. Величины всех плановых показателей имеют вероятностные значения, поскольку целиком основаны на предполагаемых объемах и источниках финансовых ресурсов, намеченных сценариях их движения, прогнозируемой рыночной конъюнктуре.

Большинство авторов, занимающихся вопросами корпоративного планирования, в основу различия между контролируемыми показателями полагают фактор времени. Например, согласно классификации, предложенной профессором О.И. Лаврушиным, выделяют три уровня планирования с соответствующими параметрами:

1) стратегический, нацеленный на долгосрочную перспективу (свыше пяти лет) и позволяющий на протяжении заданного интервала времени вносить изменения во все плановые параметры без потери общей результативности деятельности организации;

2) тактический, ориентированный на среднесрочную перспективу (от одного года до пяти лет) и обеспечивающий возможность варьирования одной частью параметров в широких пределах, а другой — ограниченно;

3) оперативный (до одного года), охватывающий текущую деятельность организации и

допускающий регулирование только узкой части плановых параметров.

Разделяя в целом мнение о приоритетности хронологического подхода к классификации плановых контролируемых показателей, вместе с тем нельзя не указать на односторонность такого подхода. Сегодня, в условиях многоцелевого и многовариантного управления корпоративными финансами, наибольшую ценность приобретает системное планирование, способное обеспечивать высокую корреляцию между управленческими целями и контролем, а также между самими контролируемыми показателями.

Основным методом системного планирования является метод балансовой увязки плановых показателей, предусматривающий бюджетирование и (или) составление прогнозных бухгалтерских балансов. Благодаря системному планированию обеспечивается тесное взаимодействие всех контролируемых параметров, координируется работа управленческого персонала различных уровней, усиливается мотивация менеджеров, возрастает их ответственность за принимаемые решения. Однако в существующей нестабильной экономической среде область приложения инструментов системного планирования у подавляющего большинства российских корпораций ограничивается лишь рамками оперативного управления.

Учетно-отчетные контролируемые показатели представляют собой сведения о фактическом состоянии управляемых объектов, формируемые организациями посредством ведения управленческого, бухгалтерского (финансового), налогового и статистического учета. Рассматриваемый тип показателей содержится в учетных регистрах и отчетных формах.

Детальная оценка существующего набора учет-но-отчетных показателей на предмет соответствия реальным потребностям внутреннего финансового контроля дает основание утверждать об ограниченной информационной релевантности, присущей показателям бухгалтерского (финансового), налогового, статистического учета и отчетности. В отличие от данных управленческого учета эти сведения обладают следующими общими свойствами.

Во-первых, законодательный способ регламентации информационных принципов, состава и содержания отчетных форм, учетных регистров. Согласно российскому законодательству учетно-отчетные показатели, генерируемые бухгалтерским (финансо-

вым), налоговым и статистическим учетом, имеют статус официальной информации. Она формируется и раскрывается в соответствии с общепринятыми правилами, рассчитанными на понимание любым заинтересованным лицом. Состав показателей, порядок их группировки и взаимосвязи, а также перечень форм отчетности и учетных регистров разрабатываются и утверждаются Минфином России, Федеральной налоговой службой и Росстатом в рамках их компетенций, причем независимо от реальных потребностей конкретных пользователей.

Во-вторых, ориентированность на информационные запросы внешних пользователей — участников (акционеров) и стейкхолдеров организаций. Поскольку большинство этих лиц не участвуют в реальном управлении корпоративными финансами, их информационные потребности нивелированы, а сама официальная учетно-отчетная информация отличается универсальностью и публичностью.

В-третьих, данные официального учета и отчетности предназначены главным образом для проведения анализа финансового состояния организаций и достигнутых ими результатов, а также для налогового контроля за полнотой и своевременностью уплаты в государственный бюджет (внебюджетные фонды) налогов, взносов и сборов. Такая целевая направленность автоматически отодвигает на второй план информационные потребности внутреннего управления и контроля.

В-четвертых, ретроспективный характер учет-но-отчетной информации. Официальный учет, являясь поставщиком информации о свершившихся операциях и сделках, обращен к прошлым событиям. Его данные доводятся до всех заинтересованных лиц с ежеквартальной или ежегодной периодичностью, что исключает возможность оперативного вмешательства в хозяйственные процессы.

В-пятых, агрегированная форма представления отчетных сведений. Все показатели, раскрываемые в официальной отчетности, отличает высокая степень обобщения, не всегда позволяющая детально оценивать работу менеджмента организаций. При этом подавляющее большинство официальных сведений является количественным. Несмотря на легитимную возможность раскрытия детализированной информации в пояснениях к финансовому отчету, этим правом пользуются только 40% крупных и средних организаций [4].

Приведенные аргументы убедительно свидетельствуют о том, что существующий набор офици-

альных учетно-отчетных показателей имманентен не столько управлению корпоративными финансами, сколько учету как одной из функций управления. Следовательно, для устранения сложившейся информационной асимметрии необходима смена приоритетов в пользу сведений, генерируемых управленческим (неофициальным) учетом.

В литературе по управленческому учету до сих пор присутствует подход, отводящий ему вспомогательную по отношению к официальному учету роль и ориентированный главным образом на калькуляцию себестоимости выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) [1]. На взгляд авторов, такая точка зрения устарела и только обедняет управленческий учет, делая его лишь придатком финансовой бухгалтерии.

При решении проблемы ограниченной информационной релевантности учетно-отчетных контролируемых показателей авторы разделяют методологический подход М.С. Кузьминой, Л.К. Ни-кандровой, Т.В. Федорович, О.А. Шапоровой и ряда других авторов, рассматривающих все ветви хозяйственного учета не изолированно друг от друга, а системно. С позиции такого подхода центральное место в единой учетной системе корпораций принадлежит управленческому учету. Благодаря этому имеется возможность задавать набор показателей, имманентных конкретным целям управления, и вытекающих из них информационных запросов менеджеров. В контексте настоящей статьи речь идет о системе количественных и качественных показателей, идентифицирующих фактические параметры состояния и развития корпоративных финансов (см. таблицу).

Высокий уровень релевантности показателей управленческого учета выражается также в смещении приоритетов в пользу регулярной, детализированной, ориентированной на настоящее и будущее информации. Как следствие, усиливается взаимодействие между всеми функциями управления — учетом, контролем, анализом, планированием и др.

Аналитические контролируемые показатели представляют собой детализированные сведения о причинах существующего состояния управляемых объектов с оценкой возможных перспектив их развития в будущем. Большинство аналитических данных является производным от учетно-отчетных показателей, но по своему практическому значению нисколько не уступает им.

Для внутреннего финансового контроля целесообразно использовать показатели, формируемые в обеих подсистемах анализа хозяйственной деятельности — финансовом и управленческом анализе, а также в рамках таких его модифицированных направлений, как комплексный экономический анализ и анализ экономического потенциала организаций. При этом приоритет должен отдаваться аналитическим показателям, отвечающим следующим критериям:

• функциональности, нацеливающей на первоочередное использование аналитических данных, характеризующих конкретные направления и стороны деятельности корпораций (инвестиционная привлекательность, финансовое состояние и пр.), по сравнению с универсальной аналитической информацией, непосредственно вытекающей из отчетных форм и учетных регистров;

• дифференциации, предполагающей большую готовность к работе с детальными сведениями, чем с агрегированными данными, и поэтому повышающей точность оценок;

• качественности, требующей для оценки подконтрольных объектов широкого охвата удельных (приведенных) показателей, значение которых более всего проявляется при факторном анализе;

• хронологической определенности, ориентирующей на использование данных ретроспективного, текущего и перспективного (тактического, стратегического) анализа;

• интегрированности, обеспечивающей синерге-тический эффект от взаимодействия аналитических, плановых и учетно-отчетных показателей. Методологическим препятствием полной реализации аналитическими показателями всего контрольного потенциала является традиционное рассмотрение анализа хозяйственной деятельности в качестве составной части бухгалтерского учета [8, с. 5]. По мнению авторов, такой подход не только сужает круг контролируемых показателей, но и обедняет сам экономический анализ.

Содержание контрольной информации определяется функциональной ролью внутреннего контроля в управлении корпоративными финансами. Управляемая система посредством внутреннего финансового контроля может выполнять разные функции — обеспечивать обратную связь с объектами управления, осуществлять корректи-

ровку принятых решений и (или) координировать работу менеджмента. В свою очередь, ролевое значение внутреннего финансового контроля во многом зависит от принятого в корпорации стиля управления.

Функциональный подход к внутреннему финансовому контролю как к средству обеспечения обратной связи олицетворяет собой властно-подчинительную модель управления с доминированием авторитарного (директивного) стиля руководства. Прежде всего это свойственно публичным корпорациям со слабым корпоративным управлением, а также большинству непубличных корпораций.

В отношениях, при которых управляющие субъекты полностью либо частично определяют поведение управляемых субъектов, контролю отводится роль надзора за надлежащим исполнением принятых решений. Эту мысль активно проводит, например, А. Файоль, отметивший, что «контроль на предприятии состоит в проверке, все ли протекает согласно принятой программе, согласно данным приказаниям и установленным принципам. Его целью является отметить ошибки и заблуждения, чтобы можно было их исправить и избежать повторения. Он применяется в отношении ко всему: к вещам, к лицам, к действиям» [7, с. 61].

Схема циркуляции контрольной информации при властно-подчинительной модели управления представлена на рис. 1. Из нее видно, что контроль, замыкая собою весь цикл управления, тем самым выступает его завершающим этапом. В этих условиях контролю отводится пассивная роль, связанная с выявлением и фиксацией отклонений, возникших на всех предыдущих этапах управления — при планировании, мотивации, регулировании, учете, анализе.

Основными формами контроля при властно-подчинительной модели управления выступают внутренний аудит и ревизия, проводимые контролерами специально созданных структур (управления

внутреннего аудита, контрольно-ревизионного управления и т.п.).

Контрольная информация при функциональной роли внутреннего финансового контроля как средства обеспечения обратной связи между субъектами и объектами управления должна включать в себя следующие сведения:

1) отклонения от плановых показателей, зафиксированных в бизнес-планах, бюджетах, сметах, прогнозных бухгалтерских балансах и другой плановой документации;

2) отклонения от фактических показателей, явившиеся следствием неточностей, ошибок, вуалирования, фальсификации и иных форм искажения учетно-отчетной информации;

3) отклонения от фактических показателей, выявленные в результате инвентаризаций финансовых ресурсов;

4) отклонения от требований законодательно-нормативных актов — федеральных и республиканских законов; постановлений, положений, инструкций, методических указаний органов исполнительной власти; документов международного права;

5) отклонения от требований внутренних распорядительных документов — приказов, правил, стандартов, должностных инструкций и пр.;

6) справочно-аналитические данные с количественной оценкой последствий выявленных нарушений (сумм полученных убытков, упущенной выгоды, уплаченных штрафных санкций) и указанием ответственных лиц.

Таким образом, содержание контрольной информации при рассматриваемом функциональном подходе характеризуется преобладанием текстовых сведений административного характера. Числовым данным здесь отводится вспомогательная роль, состоящая в количественной оценке исполнения каждым должностным лицом принятых управленческих решений. Этот подход выдвигает на передний

Рис. 1. Функциональный подход к внутреннему финансовому контролю как к средству обеспечения обратной связи с объектами управления

7х"

29

план последующий контроль и в целом приемлем для тех корпораций, приоритетом которых является обеспечение сохранности и безопасности своей собственности.

Функциональный подход к внутреннему финансовому контролю как к средству корректировки управленческих решений характерен для модели управления, ориентированной на делегирование вышестоящими субъектами менеджмента своих полномочий нижестоящим субъектам. Согласно ему любая функция управления, включая контроль, рассматривается с когнитивной точки зрения и поэтому представляет собой конгломерат специальных знаний об управляемых объектах. Данный подход нашел широкое применение в креативных корпорациях, отличительными признаками которых стали наличие целостной системы управления корпоративными финансами (корпоративного управления и финансового менеджмента), приверженность либеральному стилю управления, обладание высокоинтеллектуальными управленческими ресурсами.

Изменение компетенции внутреннего финансового контроля, наблюдаемое во многих корпорациях в посткризисный период, стало также прямым следствием усиления неопределенности при управлении денежными потоками в процессе осуществления текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, усложнения инструментов привлечения, размещения, распределения и перераспределения финансовых ресурсов, повышения ответственности менеджмента за создание условий устойчивого развития бизнеса. В этих условиях, по меткому выражению А. Файоля, «хорошо организованный контроль является ценным союзником управления; он может снабжать его рядом ценных сведений, которые часто обычный служебный надзор не в состоянии ему давать» [7, с. 63].

Схема циркуляции контрольной информации в условиях модели управления, основанной на делегировании властно-распорядительных полномочий,

наглядно изображена на рис. 2. В соответствии с ней внутреннему финансовому контролю предопределена активно-пассивная функциональная роль. При этом контроль должен обеспечивать генерирование двух информационных потоков:

• поток 1 — обратная информация о фактическом состоянии объектов управления;

• поток 2 — прямая информация корректирующего характера, в том числе сведения, раскрывающие причины выявленных отклонений, недостатков, нарушений с рекомендациями по их локализации и недопущению в будущем. Как видно, содержание контрольной информации

при втором функциональном подходе качественно меняется за счет охвата внутренним контролем процессов текущего и стратегического управления корпоративными финансами, присутствия показателей превентивного, текущего и реагирующего контроля, преобладания удельных контрольных показателей. Текстовая и числовая информация надзирательного характера (отклонения от плановых и фактических показателей, требований законодательно-нормативных актов и распорядительных документов) здесь остается, но на передний план выходят:

• скорректированные плановые значения:

1) финансовых результатов (сумм валовой и чистой прибыли, базовой и разводненной прибыли на одну акцию и др.);

2) капитализации (сумм реинвестированной чистой прибыли, коэффициента капитализации, значений рыночной капитализации компании, ее ценных бумаг и др.);

3) стоимости корпорации (значений экономической, рыночной, акционерной, управленческой добавленной стоимости, стоимости бизнеса корпорации и др.);

4) трансакционных издержек (их суммы, уровня, структуры);

5) денежных потоков (показателей платежного баланса, сумм чистого притока (оттока) денег и др.);

Рис. 2. Функциональный подход к внутреннему финансовому контролю как к средству корректировки управленческих решений

6) финансового состояния (коэффициентов ликвидности, платежеспособности, устойчивости

и др.);

7) имущественного положения (справедливой стоимости внеоборотных, оборотных и чистых активов, сумм профильных, непрофильных, ликвидных и неликвидных активов и др.);

8) других финансовых показателей;

• пояснительная информация причинно-следственного содержания, включая:

1) справочно-аналитические данные с количественной оценкой факторов, обусловивших реальные значения контролируемых показателей;

2) рекомендации по приведению плановых значений в соответствие с реальными условиями и перспективами деятельности корпорации, локализации выявленных отклонений в работе менеджеров и других категорий персонала; по устранению причин имеющихся недостатков.

Таким образом, нацеленность внутреннего контроля на вмешательство в процесс управления корпоративными финансами и его способность корректировать операционные циклы, с одной стороны, усложняют систему контролируемых показателей, а с другой — делают их надежной основой профессиональных рекомендаций.

Функциональный подход к внутреннему финансовому контролю как к средству координации работы менеджмента непосредственно вытекает из модели управления по целям (Management by Objectives, MBO) — «систематического и организованного подхода, позволяющего менеджменту фокусироваться на достижении целей и добиваться наилучшего результата с помощью доступных ресурсов» [6, с. 33].

Модель управления по целям, впервые сформулированная и обоснованная П. Друкером в работе «The Practice of Management» [9], сегодня получила широкое распространение прежде всего в крупных и средних корпорациях со сложной иерархической структурой и демократическим стилем управления. По образному сравнению П. Друкера, целевые ориентиры в ключевых областях бизнеса являются «приборной панелью», необходимой для работы «пилота» — руководства делового предприятия [6, с. 32].

При внедрении модели управления по целям исходят из следующих предпосылок [2, с. 125]:

• система управления должна обеспечивать достижение поставленных организацией целей и задач;

• руководители всех уровней должны иметь четкие цели в рамках своих полномочий и ответственности;

• цели и задачи всех руководителей согласуются, и в соответствии с этим организуется работа по их достижению;

• менеджеры и исполнители совместно формируют функции путем взаимных консультаций, и при этом выстраивается соответствующая иерархия целей.

Важная особенность модели управления по целям состоит в стремлении количественно измерить все ключевые целевые параметры с последующим доведением персональных оценочных индикаторов до каждого конкретного исполнителя (подразделения). В практическом плане чаще всего это обеспечивается посредством финансового контроллинга, являющегося одной из подсистем контроллинга — по словам Э. Майера, «руководящей концепции эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования» [5, с. 9].

Большинство специалистов сходятся во мнении, что современный контроллинг «представляет собой контрольно-информационную систему обеспечения управления экономикой и развитием коммерческой организации на основе измерения ресурсов, затрат и результатов внутрихозяйственной деятельности, бизнес-процессов и организации в целом. Он предполагает интеграцию и координацию функций планирования, учета, анализа и контроля за этой деятельностью для достижения заранее определенной цели бизнеса» [3, с. 11].

Таким образом, в условиях финансового контроллинга функциональное значение внутреннего финансового контроля существенно трансформируется (рис. 3). Выйдя за узкие рамки надзора и коррекции, контроль начинает играть активную роль, становясь инструментом координации системы управления корпоративными финансами на достижение ключевых целей бизнеса, способом регулирования финансовых потоков и корпоративных отношений, а также средством мотивации менеджмента к наиболее эффективным действиям.

Содержание контрольной информации при координирующей роли внутреннего финансового контроля производно от значимости поставленных целей и времени, отведенного на их достижение. Это предопределяет необходимость выделения двух групп контрольных сведений — данных опе-

Рис. 3. Функциональный подход к внутреннему финансовому контролю как к средству координации на достижение ключевых целей управления

ративного и стратегического финансового контроллинга.

Контрольная информация, генерируемая в рамках оперативного финансового контроллинга, должна включать в себя сведения о выявляемых отклонениях от поставленных текущих целей с указанием причин, ответственных лиц и мероприятий по преодолению разрывов. К таким данным относятся:

1) отклонения от плановых сумм расходов, задаваемых в соответствии с применяемой модификацией управленческого учета затрат (marginal cost, standard costing, direct costs и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) отклонения от плановых величин доходов (выручки, валового дохода, дивидендов, арендной платы и др.);

3) отклонения от плановых показателей прибыли и пороговых значений рентабельности;

4) отклонения от предельных уровней финансовых рисков;

5) отклонения от плановых значений платежеспособности, ликвидности, финансового леве-риджа;

6) отклонения от плановых показателей оборачиваемости оборотного капитала;

7) отклонения от оценочных значений работы центров финансовой ответственности;

8) сведения об оценке реальности плановых параметров, установленных стандартами, бюджетами и др. аналогичными документами;

9) сведения об оценке реальности фактических (учетно-отчетных) показателей;

10) справочно-аналитические данные с количественной оценкой факторов, обусловивших реальные значения ключевых показателей;

11) рекомендации по локализации выявленных отклонений в работе менеджеров и других катего-

рий персонала, по устранению причин имеющихся недостатков.

Содержанием контрольной информации, формируемой системой стратегического финансового контроллинга, должны стать данные о выявляемых отклонениях от заданных среднесрочных и долгосрочных целей корпорации с аналитическим обоснованием имеющихся отклонений, разрывов и несоответствий.

Сегодня основным стратегическим навигатором для многих корпораций становится система оценочных показателей эффективности. В зависимости от применяемой методики ее построения контрольная информация включает в себя:

1) отклонения от ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI);

2) отклонения от сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard, BSC);

3) отклонения от показателей управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM);

4) сведения об оценке реальности плановых показателей эффективности;

5) сведения об оценке реальности фактических (учетно-отчетных) показателей эффективности;

6) справочно-аналитические данные с количественной оценкой факторов, обусловивших реальные значения показателей эффективности;

7) рекомендации по локализации выявленных отклонений в работе менеджеров и других категорий персонала, по устранению причин имеющихся недостатков.

Таким образом, в условиях модели управления, ориентированной на достижение поставленных целей, контрольная информация становится устойчивым средством коммуникации между персоналом корпорации, что предопределяет активную роль

самого контроля в управлении корпоративными финансами. Однако следует принять во внимание мнение А. Файоля, справедливо указавшего на опасность, исходящую от контроля в случае чрезмерного наделения его распорядительной и исполнительной функциями [7, с. 62].

Подводя итог, подчеркнем, что введенная в научный оборот категория «контрольная информация» и разработанный алгоритм обеспечения ею процесса управления корпоративными финансами при различной функциональной роли внутреннего финансового контроля открывают новые возможности для полного использования потенциала контроля в решении проблем бизнеса применительно к условиям часто меняющейся экономической среды.

Список литературы

1. ВахрушинаМ.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Омега-Л, 2011. 570 с.

2. Головин А.А. Особенности рисков при использовании системы управления по целям на предприятии // Известия Юго-Западного государствен-

ного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 2. С. 125-127;

3. Ивашкевич В.Б. Оперативный контроллинг. М.: ИНФРА-М, 2011. 160 с.

4. Казакова Н.А. Экономический анализ: вопросы качества информационного обеспечения // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 14. С. 36-40.

5. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. М.: Финансы и статистика, 1993. 96 с.

6. Овчинников С.А. Управление по целям как парадигма современного менеджмента (Питер Друкер и развитие его идей) // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2013. № 6. С. 30-41.

7. Файоль А. Общее и промышленное управление. URL: http://www.impisr.ru/images/6/6c/FajoLdoc.

8. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2013. 208 с.

9. DruckerP.F. The Practice of Management. N.Y., Harper & Brothers, 1954.

Financial management

KEY FACTORS FOR PREPARING THE CONTROL INFORMATION FOR CORPORATE FINANCE MANAGEMENT

Vladimir V. IL'IN, Vladimir N. ZHUKOV

Abstract

Management of corporate finance in unstable economic environment demands increased requirements to ensure the quality of all its resources, including information. The control information, management capacity of which is not fully studied is very important in these conditions. The article considers new approaches for preparing and using of the control information within the framework of corporate finance management.

Keywords: control information, user circle, control model, corporate finance, feedback, closed-loop system, open-loop system, controlled indicators system, content

References

1. Vakhrushina M.A. Bukhgalterskii upravlenche-skii uchet [Management accounting]. Moscow, Omega-L Publ., 2011, 570 p.

2. GolovinA.A. Osobennosti riskov pri ispol'zovanii sistemy upravleniia po tseliam na predpriiatii [Features of risks when using control system on the purposes at the enterprise]. Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriia: Ekonomika. Sotsiologiia. Menedzhment — News ofSouth-West State University. Series: Economy. Sociology. Management, 2011, no. 2, pp.125-127.

3. Ivashkevich V.B. Operativnyi kontrolling [Operative controlling]. Moscow, INFRA-M Publ., 2011.

160 p.

4. Kazakova N.A. Ekonomicheskii analiz: voprosy kachestva informatsionnogo obespecheniia [Economic analysis: issues on quality of information support].

Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economical analysis: theory and practice, 2008, no.14, pp. 36-40.

5. Maier E. Kontrolling kak sistema myshleniia i upravleniia [Controlling as a system of thinking and management]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1993, 96 p.

6. Ovchinnikov S.A. Upravlenie po tseliam kak paradigma sovremennogo menedzhmenta [Targets management as a paradigm of modern management (Piter Drucker and developing of his ideas)]. Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo uni-versiteta — Bulletin of Russian State Humanitarian University, 2013, no 6, pp. 30-41.

7. FayolA. General and industrial management.Avail-able at: http://www.impisr.ru/images/6/6c/Fajol.doc.

8. Sheremet A.D., Negashev E.V. Metodika finan-sovogo analiza deiatel'nosti kommercheskikh organi-zatsii [Method of financial analysis of a commercial company]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013, 208 p.

9. Drucker P.F. The Practice of Management. N.Y., Harper & Brothers, 1954.

Vladimir V. IL'IN

Moscow City University of Management under Government of Moscow, Moscow, Russian Federation vladimir_v_ilyin@hotmail.com Vladimir N. ZHUKOV Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation vn-zhukov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.