Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СУДОХОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ КОМПАНИЙ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ'

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СУДОХОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ КОМПАНИЙ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / СУДОХОДНЫЕ КОМПАНИИ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / INVESTMENTS / STAKEHOLDERS / WATER TRANSPORT / SHIPPING COMPANIES / PASSENGER TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Легостаева Надежда Викторовна, Деняк Олег Анатольевич, Введенский Илья Анатольевич

Статья содержит результаты исследования по проблемам оценки инвестиционной привлекательности отечественных пассажирских судоходных компаний на внутреннем водном транспорте. Авторами выявлены ключевые факторы инвестиционной привлекательности данной сферы деятельности, проанализированы современные тенденции, проблемы и тренды ее развития. Особое внимание в статье уделено предложениям по последовательности проведения и составным элементам оценки инвестиционной привлекательности судоходных пассажирских компаний, сформированным с учетом отраслевой специфики и лучшей практики в области управления инвестиционной деятельностью транспортных предприятий. В рамках работы выполнено обоснование необходимости включения в алгоритм оценки инвестиционной привлекательности исследуемого сегмента бизнеса такого блока, как анализ стейкхолдеров, систематизированы их ключевые группы и состав данных групп. Статья представляет интерес для специалистов в сфере управления инвестициями, менеджмента предприятий транспортной отрасли и компаний реального сектора, научных работников, аспирантов и студентов экономических специальностей. Выводы, полученные в результате данной работы, должны способствовать повышению эффективности управленческих решений в области инвестиционной деятельности и развития инвестиционного потенциала судоходных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Легостаева Надежда Викторовна, Деняк Олег Анатольевич, Введенский Илья Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key factors and elements of evaluation of investment attractiveness of passenger shipping companies inland water transport

The article contains research results of on investment attractiveness evaluation of the domestic passenger shipping companies inland water transport. The authors identified the key factors of investment attractiveness of this sphere of activity, analyses the modern tendencies, problems and trends of its development. Special attention is paid to proposals for the sequence of conducting and composite elements of evaluation of investment attractiveness of the shipping passenger companies formed taking into account industry specifics and best practices in the field of management of investment activity of transport enterprises. In the context of the work performed, the rationale for inclusion in the algorithm of estimation of investment attractiveness of the studied segment of the block, as the stakeholder analysis, systematized their key group and the composition of these groups. The article is of interest for specialists in the field of investment management, management of transport enterprises and companies of the real sector, researchers, postgraduates and students of economic specialties. Insights obtained through this work should enhance the effectiveness of managerial decisions in the sphere of investment activity and investment potential development of shipping companies.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СУДОХОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ КОМПАНИЙ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 3 • Март 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

ключевые факторы и элементы оценки инвестиционной привлекательности судоходных пассажирских компаний на внутреннем водном транспорте

Легостаева Н.В. 1, Деняк О.А. 1, Введенский И.А. 1

1 Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Статья содержит результаты исследования по проблемам оценки инвестиционной привлекательности отечественных пассажирских судоходных компаний на внутреннем водном транспорте. Авторами выявлены ключевые факторы инвестиционной привлекательности данной сферы деятельности, проанализированы современные тенденции, проблемы и тренды ее развития. Особое внимание в статье уделено предложениям по последовательности проведения и составным элементам оценки инвестиционной привлекательности судоходных пассажирских компаний, сформированным с учетом отраслевой специфики и лучшей практики в области управления инвестиционной деятельностью транспортных предприятий. В рамках работы выполнено обоснование необходимости включения в алгоритм оценки инвестиционной привлекательности исследуемого сегмента бизнеса такого блока, как анализ стейкхол-деров, систематизированы их ключевые группы и состав данных групп. Статья представляет интерес для специалистов в сфере управления инвестициями, менеджмента предприятий транспортной отрасли и компаний реального сектора, научных работников, аспирантов и студентов экономических специальностей. Выводы, полученные в результате данной работы, должны способствовать повышению эффективности управленческих решений в области инвестиционной деятельности и развития инвестиционного потенциала судоходных компаний.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инвестиции, стейкхолдеры, водный транспорт, судоходные компании, пассажирские перевозки

Key factors and elements of evaluation of investment attractiveness of passenger shipping companies inland water transport

Legostaeva N.V. 1, Denyak O.A. 1, Vvedenskiy I.A. 1

1 Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Russia

введение

В настоящий момент в России актуализируются вопросы готовности и потенциала бизнес-сообщества осуществлять инвестиции в такой важный сегмент транспортной отрасли, как пассажирское реч-

ное судоходство. В этой связи идет активное обсуждение возможности применения практики государственно-частного партнерства для развития и совершенствования пассажирских речных перевозок, доказавшей ранее свою эффективность в реализованных проектах на железнодорожном и воздушном видах транспорта. В ситуации увеличения спроса на речные круизы и необходимости удовлетворения потребностей населения в услугах внутреннего водного транспорта в регионах с высокой интенсивностью или безальтернативностью его использования (Архангельская область, Амурская область, Сибирь и Поволжье) [7] (Legostaeva, Smirnov, Vvedenskiy, 2019) возникает необходимость совершенствования методик оценки инвестиционной привлекательности пассажирского речного судоходства с учетом его специфики, факторов риска и перспектив развития.

Целью данного исследования является обоснование составных элементов оценки инвестиционной привлекательности пассажирских судоходных компаний на внутреннем водном транспорте и разработка предложений по последовательности ее проведения.

Новизна предложенного авторами подхода к оценке инвестиционной привлекательности заключается в выявлении и учете отраслевой специфики бизнеса и расши-

ABSTRACT:_

The article contains research results of on investment attractiveness evaluation of the domestic passenger shipping companies inland water transport. The authors identified the key factors of investment attractiveness of this sphere of activity, analyses the modern tendencies, problems and trends of its development. Special attention is paid to proposals for the sequence of conducting and composite elements of evaluation of investment attractiveness of the shipping passenger companies formed taking into account industry specifics and best practices in the field of management of investment activity of transport enterprises. In the context of the work performed, the rationale for inclusion in the algorithm of estimation of investment attractiveness of the studied segment of the block, as the stakeholder analysis, systematized their key group and the composition of these groups. The article is of interest for specialists in the field of investment management, management of transport enterprises and companies of the real sector, researchers, postgraduates and students of economic specialties. Insights obtained through this work should enhance the effectiveness of managerial decisions in the sphere of investment activity and investment potential development of shipping companies.

KEYWORDS: investments, stakeholders, water transport, shipping companies, passenger transportation JEL Classification: L91, R49, E22, H54 Received: 21.02.2020 / published: 31.03.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Legostaeva N.V. (nv2210yandex.ru)

CITATION:_

Legostaeva N.V., Denyak O.A., Vvedenskiy I.A. (2020) Klyuchevye faktory i elementy otsenki investitsionnoy privlekatelnosti sudokhodnyh passazhirskikh kompaniy na vnutrennem vodnom transporte [Key factors and elements of evaluation of investment attractiveness of passenger shipping companies inland water transport]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (3). - 805-818. doi: 10.18334/epp.10.3.100594

рении спектра составных элементов оценки, в частности за счет включения такой составляющей, как анализ стейкхолдеров.

теоретическая и методологическая база исследования

Исследование проводилось с использованием официальных статистических данных и аналитических обзоров отрасли внутреннего водного транспорта [1, 6, 7, 9, 14] (Vvedenskiy, 2019; Endovitskiy, 2001; Legostaeva, Smirnov, Vvedenskiy, 2019; Shabanov, 2019), что позволило оперировать достоверной и актуальной информацией. Показано влияние технологических и организационно-управленческих инноваций, описанных в [2, 3, 11, 16] (Grinyak, 2019; Sigaev, 2019; Sihna, HeimoPascherb, Karl Ottc, Steind, Schumachere, 2015), на инвестиционную привлекательность судоходных компаний. Подробно рассмотрена концепция стейкхолдеров, представленная Эдвардом Фрименом [15], выделены ключевые группы заинтересованных сторон для пассажирских судоходных компаний с учетом исследований отечественных авторов [5, 12] (Zilbershteyn, Nevstruev, Semenyuk, Shklyar, Yurkovskiy, 2016; Skobeleva, 2014). Теоретические вопросы инвестиционной привлекательности, подробно рассмотренные Д.А. Ендовицким [4] (Endovitskiy, 2001), были дополнены статьями, посвященными инвестициям на предприятиях водного транспорта [8, 10] (Legostaeva, Kotov, 2018; Sabaydash, 2018). На основе данного материала были выделены элементы оценки инвестиционной привлекательности, позволяющие в дальнейшем сформировать комплексную модель управления инновационного развития пассажирских судоходных компаний.

основная часть

Реализация крупномасштабных инвестиций в такую капиталоемкую отрасль одинаково невозможна исключительно за счет средств государственного бюджета или инвестиционных программ отдельно взятых судоходных компаний. В связи с этим подобные методики должны способствовать повышению качества и эффективности принимаемых инвестиционных решений всех заинтересованных субъектов, позволять учитывать при оценке не только ключевые параметры объекта инвестирования,

ОБ АВТОРАХ:_

Легостаева Надежда Викторовна, профессор кафедры транспортной логистики, кандидат экономических наук, доцент (nv2210yandex.ru)

Деняк Олег Анатольевич, профессор кафедры транспортной логистики, кандидат военных наук, доцент Введенский Илья Анатольевич, старший преподаватель кафедры менеджмента на водном транспорте (ivvedensky0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Легостаева Н.В., Деняк О.А., Введенский И.А. Ключевые факторы и элементы оценки инвестиционной привлекательности судоходных пассажирских компаний на внутреннем водном транспорте // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 805-818. doi: 10.18334/epp.10.3.100594

такие как уровень инвестиционного риска и прибыльность от вложений капитала, но и специфику отраслевых факторов, бюджетную и социальную эффективность и уровень заинтересованности стейкхолдеров.

На инвестиционную привлекательность любого бизнеса оказывают влияние, прежде всего, внешние факторы. К ним, согласно ряду источников, относят емкость и потенциал рынка, темп роста отрасли, уровень диверсификации деятельности и платежеспособного спроса, ценность товаров и услуг для потребителей, сезонность и степень заинтересованности государства [4] (Endovitskiy, 2001).

Анализируя емкость и потенциал рынка пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, можно отметить его стабильно низкую долю среди иных магистральных видов транспорта, так, количество перевезенных пассажиров внутренним водным транспортом составило 12,3 млн человек за 2018 год, а на железнодорожном транспорте за этот же период было перевезено 1160,4 млн человек. Однако стоит учитывать наметившуюся в последние годы тенденцию роста пассажирооборота.

Несмотря на уменьшение количества перевезенных пассажиров в 2018 году на 3,7% по отношению к предыдущему периоду, пассажирооборот речного транспорта продемонстрировал рост под влиянием увеличения дальности перевозок [6].

Данные по динамике пассажирооборота внутренним водным транспортом представлены в таблице 1.

Таблица 1

Пассажирооборот водного транспорта (млрд пассажиро-километров)

Январь -декабрь 2010 Январь -декабрь 2011 Январь -декабрь 2012 Январь -декабрь 2013 Январь -декабрь 2014 Январь -декабрь 2015 Январь -декабрь 2016 Январь -декабрь 2017 Январь -декабрь 2018

Внутренний водный 0,8 0,7 0,576 0,595 0,522 0,493 0,55 0,563 0,571

Источник: составлено автором по данным [6].

Следует отметить, что пассажирские перевозки речным транспортом имеют огромный потенциал для развития, прежде всего, вследствие особенностей экономико-географического положения России.

По данным [9], в навигации 2019 года протяженность внутренних водных путей РФ составила более 101,5 тыс. км, в том числе с гарантированными габаритами судового хода - более 50 тыс. км. Однако, по оценке экспертов, за 30 лет глубины внутренних водных путей сократились в среднем на четверть [14] (Shabanov, 2019). При этом рынок пассажирских речных перевозок во многих регионах страны практически отсутствует. Анализ его состояния за последние годы показал существенные территориальные диспропорции в его развитии. Пассажиропотоки распределяются нерав-

номерно по основным отечественным речным магистралям (Волжско-Камскому и Северо-Западному речным бассейнам, таким сибирским рекам, как Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур, и их многочисленным притокам). Наибольший пассажиропоток и позитивные тенденции его роста наблюдаются в Московском речном пароходстве, на внутренних водных путях Санкт-Петербурга и в Приволжском федеральном округе.

Основным положительным фактором, влияющим на изменение структуры и объема пассажиропотока на речном транспорте, в настоящий момент является популяризация внутреннего туризма, а среди отрицательных следует особо выделить сокращение платежеспособности населения, проявляемое в выборе наиболее базовых и доступных услуг перевозчиков.

Существенно сдерживает инвестиционную привлекательность отрасли фактор сезонности. Особенность навигации в России такова, что в большинстве регионов она ограничена климатическими условиями и продолжается от 145 суток (на востоке и северо-востоке страны) и до 240 суток (на юге и юго-западе). Это предопределяет появление для компаний-перевозчиков дополнительных расходов по содержанию флота в межнавигационный период и снижает их потенциальную доходность.

В то же время учет такого важнейшего современного аспекта развития транспортной системы, как экологичность, увеличивает приоритет и потенциал внутреннего водного транспорта и его ценность для потребителей.

Имеющийся общий тренд на усиление экологических требований, особенно в городских агломерациях, использование инновационных экологичных типов судов благоприятно сказывается на конкурентных преимуществах пассажирского водного транспорта. К примеру, использование пассажирских судов без двигателя внутреннего сгорания на аккумуляторных батареях и отказ от использования судового топлива позволяют снизить эксплуатационные расходы по содержанию флота на 30%, существенно повысить доходность и инвестиционную привлекательность компаний-перевозчиков [2]. Изменения в конструкции корпуса судна также могут существенно сократить расходы на топливо, например, проект судна внутреннего плавания EP7, разработанный в Евросоюзе, позволяет снизить его расход на 10% [16] (Sihna, HeimoPascherb, Ottc, Steind, Schumachere, 2015).

Следует отметить, что, по данным опроса бизнес-сообщества, 42% респондентов связывают повышение инвестиционной привлекательности пассажирских перевозок внутренним водным транспортом с увеличением объемов финансирования со стороны государства.

Классифицируя внутренние факторы, характеризующие уровень инвестиционной привлекательности речного пассажирского судоходства, следует, прежде всего, выделить структуру собственности компаний, их рыночный потенциал, инвестиционную и инновационную активность. Данные факторы находятся в тесной взаимосвязи, так как в совокупности определяют финансовые возможности для осуществления инвестиций и инноваций.

Основу рыночного потенциала судоходных компаний составляет пассажирский флот, который в настоящее время нуждается в широкомасштабной модернизации и обновлении. Его средний возраст, по данным российского речного регистра, составляет 36 лет. К примеру, в возрастной структуре пассажирского флота Санкт-Петербурга 30% судов - старше 50 лет, а эксплуатируемых менее 30 лет - всего 18,1%. [1] (Vvedenskiy, 2019). К тому же набирающий обороты процесс массового списания флота обусловлен нерентабельностью его эксплуатации, высокими расходами на топливо, отсутствием льгот для речного транспорта как сезонного вида деятельности и значительным уровнем налоговой нагрузки.

Сдерживающим фактором, препятствующим массовому обновлению флота, является ярко выраженная принадлежность отечественных пассажирских судоходных компаний к малому и среднему бизнесу с нехваткой инвестиционных ресурсов и низкой доходностью. К примеру, порядка 43% круизных судов, по последним данным, принадлежит ООО и ИП [8] (Legostaeva, КоО, 2018).

Таким образом, влияние многообразия внешних и внутренних факторов на инвестиционную привлекательность пассажирского речного судоходства носит разнонаправленный характер.

Учет факторов, влияющих на уровень инвестиционной привлекательности бизнеса, должен найти отражение при выборе методики ее оценки. На данный момент в теории и практике представлено три концептуальных подхода к оценке инвестиционной привлекательности предприятий.

Первый подход базируется исключительно на показателях финансово-хозяйственной деятельности и конкурентоспособности предприятия. В его основе заложен классический финансовый подход, учитывающий в большей степени внутренние условия функционирования бизнеса. Его отличает строгая точность применяемых методик расчета, возможность получить информативный набор финансовых показателей, ориентированных на оценку эффективности бизнеса. Однако его применение не позволяет учесть зависимость инвестиционной привлекательности компании от отрасли, где она функционирует.

В рамках второго подхода оценивается инвестиционный потенциал компании и риск реализации инвестиционных проектов.

Третий предполагает оценку стоимости компании. Что, с нашей точки зрения, является не вполне корректным, поскольку тенденции, сложившиеся в динамике применяемых показателей, автоматически переносятся на прогнозный период, а принимаемые допущения имеют субъективный характер, что не гарантирует точности оценок.

Таким образом, только сочетание различных методов и инструментов оценки инвестиционной привлекательности позволяет достичь синергетического эффекта, компенсировав недостатки и усилив достоинства каждого.

В этой связи представляется возможным предложить следующие элементы алгоритма оценки инвестиционной привлекательности для компаний сферы речного пассажирского судоходства, который условно можно разделить на следующие блоки:

• Оценка внешних и отраслевых факторов инвестиционной привлекательности бизнеса.

• Оценка конкурентоспособности и положения компании в отрасли.

• Оценка производственного ресурсного потенциала компании.

• Оценка уровня инвестиционного потенциала компании.

• Оценка стоимости бизнеса на основе показателей экономической добавленной стоимости и внутренней стоимости.

• Оценка уровня и потенциала инновационного развития, опыта реализации инвестиционных проектов (количество, объем, эффективность).

• Оценка роли заинтересованных групп (стейкхолдеров).

• Оценка стратегических рисков.

• Выводы о целесообразности инвестиций.

При анализе производственного ресурсного потенциала операторов пассажирских перевозок следует обратить особое внимание на показатели состояния и движения основных производственных фондов (так как удельный вес флота в структуре имущества данных предприятий в среднем по отрасли составляет 75-80%). Следующим ключевым аспектом первого блока оценки инвестиционной привлекательности является качественный анализ кадровых ресурсов компании. Это обусловлено повышением требований к безопасности ввиду участившихся аварий и нарушений перевозки пассажиров речным транспортом по причине недостаточной квалификации персонала. В этой связи должен поменяться подход со стороны менеджмента судоходных компаний и образовательных организаций к повышению квалификации судоводителей, разработана система входного тестирования для дифференциации по исходному уровню подготовки [11] (Sigaev, 2019). Режим труда и отдыха судоводителя должен соответствовать действующим нормативам и быть построен на научных принципах организации труда. Последние исследования в данной области предлагают также отслеживать эмоциональное состояние судоводителей в зависимости от доли опасных скоростей и курсов судов [3] (Grinyak, 2019). С экономической точи зрения недостаточная квалификация персонала приводит к снижению эффективности инвестиций. Как показано в исследовании [10] (Sabaydash, 2018), в российских компаниях рост прибыли достигается путем увеличения не только затрат капитала, но и труда.

В части определения уровня инвестиционного потенциала целесообразно акцентировать внимание на анализе финансового состояния компании на предмет достаточности собственного капитала для осуществления инвестиций и вариантов привлечения финансовых ресурсов из внешних источников.

Кроме того, необходима оценка возможного участия государства по таким параметрам, как:

• регулирование и контроль загруженности компаний государственным заказом (актуально для речных судоходных компаний Севера, осуществляющих перевозки пассажиров на малых реках в труднодоступных районах);

• обеспечение субсидиями на возмещение части затрат на уплаты процентов по кредитам в банках и лизинговым платежам;

• обеспечение субсидиями на модернизацию имеющегося флота.

Оценка стоимости компании на основе показателей экономической добавленной и внутренней стоимости целесообразна только для предприятий акционерной формы собственности, которые привлекают источники финансирования с финансового рынка. Для исследуемой сферы бизнеса такая форма нетипична.

Анализ приведенных в Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года [13] индикаторов позволяет выделить следующие ключевые параметры для оценки уровня инновационного развития пассажирских перевозок водным транспортом, таких как:

• состояние инфраструктуры;

• использование в деятельности инновационных типов транспортного флота;

• уровень экологической безопасности;

• возможности повышения производительности труда.

Разработанная в 80-х годах прошлого века Эдвардом Фрименом [15] концепция стейкхолдеров не потеряла своей актуальности, однако представляется необходимым учитывать отраслевую специфику. Возросшая в современных условиях роль взаимодействия всех заинтересованных групп, вовлеченных в активные формы участия в бизнесе, диктует необходимость анализа имеющейся стейкхолдерской модели пассажирской судоходной компании, основанной на учете интересов владельцев финансового и нефинансового капитала, как с целью минимизации рисков, так и в поиске порождаемых дополнительных шансов.

Оценка стейкхолдеров при анализе инвестиционной привлекательности позволяет дополнить и расширить представление об инновационном потенциале компании, выявить интересы всех заинтересованных групп, способных так или иначе влиять на ее стратегические перспективы, ранжировать эти группы по степени значимости, оценить правила, принципы и механизм взаимодействия с ними и выработать способы снижения возможного негативного влияния.

Основные этапы процесса оценки и анализа стейкхолдеров компании традиционно включают: выявление, оценку влияния стейкхолдеров и разработку тактических действий по их управлению [5] (Zilbershteyn, Nevstruev, Semenyuk, Shklyar, Yurkovskiy, 2016).

Следует отметить, что важные группы конкурентных преимуществ, создаваемых уникальными ресурсами, предоставляемыми стейкхолдерами, базируются на коммуникативном, социальном и интеллектуальном капитале [12] (Skobeleva, 2014).

В таблице 2 систематизированы ключевые стейкхолдеры пассажирских судоходных компаний.

Таблица 2

Ключевые стейкхолдеры пассажирских судоходных компаний

Группа стейкхолдеров Состав группы

Сотрудники Совет директоров Менеджмент Плавсостав

Инвесторы Собственники Государство Банки Лизинговые компании

Клиенты Российские и иностранные индивидуальные туристы Пассажиры внутригородских и местных линий водного транспорта Туристические агентства

Поставщики Судостроительные компании Судоремонтные заводы Арендодатели пассажирского флота

Конкуренты Судоходные пассажирские отечественные и зарубежные компании

Деловые партнеры Поставщики топлива Представители туриндустрии Агенты Фрахтователи

Местные сообщества Муниципалитеты и представители местной власти

Научное сообщество и вузы Отраслевые научно-исследовательские институты Колледжи и университеты, ведущие подготовку плавсостава и управленцев в сфере водного транспорта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контролирующие органы Минтранс Росречморфлот Речной регистр

СМИ Печатные издания, выходящие с определенной периодичностью (газеты, журналы) Новостные интернет-порталы Сетевые издания Телевидение Радиостанции Любая форма периодического распространения, имеющая постоянное название

Источник: составлено автором.

Коммуникативный капитал позволяет компаниям сформировать специфический актив качества отношений и взаимного доверия, включающий спектр ее взаимодействий с персоналом, инвесторами, поставщиками, клиентами, партнерами, зависимыми компаниями, регулирующими органами. Развитие и трансформация параметров этого капитала в условиях волатильности внешней среды - необходимое условие сохранения бизнеса и повышения его инвестиционной привлекательности.

Социальный капитал образует активы, создаваемые и определяемые степенью поддержки общих ценностей и целей бизнеса участниками корпоративных отношений.

Параметры интеллектуального капитала, носителями которого в значительной степени являются стейкхолдеры, определяются способностью трансформировать и создавать новые знания для функционирования бизнеса в меняющихся условиях.

Таким образом, наличие эффективной стейкхолдерской модели существенно повышает прозрачность и уровень инвестиционной привлекательности судоходной компании и способствует продвижению инновационных и инвестиционных управленческих решений.

Заключительным этапом оценки инвестиционной привлекательности является оценка стратегических рисков, среди которых основное значение имеют риски, связанные с осуществлением инвестиций в приобретение и модернизацию транспортного флота. При оценке их совокупного влияния пассажирским судоходным компаниям следует учитывать весь спектр внутренних и внешних рискообразующих факторов, среди которых наиболее существенными и имеющими постоянное воздействие являются:

• постоянный рост цен на топливо и энергоресурсы;

• сезонность работы предприятий;

• ухудшение гидрологической обстановки;

• отсутствие на части внутренних водных путей освещаемой обстановки;

• неудовлетворительное состояние инфраструктуры (причалов), что делает невозможной швартовку пассажирских судов;

• уровень конкуренции с альтернативными видами транспорта.

заключение

Применение предложенных в рамках данной статьи элементов алгоритма оценки инвестиционной привлекательности пассажирских судоходных компаний позволяет, на наш взгляд, обеспечить комплексность проводимого анализа за счет принятия во внимание широкого спектра оценочных параметров, достичь более достоверных результатов вследствие комбинирования существующих методик и способствовать повышению качества и эффективности инвестиционных управленческих решений.

Нельзя не отметить в заключение, что дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности речного пассажирского судоходства, формирование новых компетенций, повышение его конкурентоспособности не представляются возможными без формирования отечественными компаниями стратегической концепции своего инновационного развития и совершенствования инвестиционного механизма на основе государственно-частного партнерства.

ИСТОЧНИКИ:

1. Введенский И.А. Рискообразующие факторы и технологические тренды инноваци-

онного развития пассажирских перевозок водным транспортом. / Традиции, современное состояние и перспективы развития системы транспортного образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 12 декабря 2019 г.) / под ред. канд. пед. наук, доц. И.Р. Салахова. - Казань: Казанский филиал ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2019. - 33-39 с.

2. Войцеховская Я. «Астра Марин» подключает батарейки. [Электронный ресурс].

URL: https://www.kommersant.ru/doc/4012197 ( дата обращения: 10.01.2020 ).

3. Гриняк В. М. Оценка эмоциональной нагрузки на судоводителей в условиях коллек-

тивного движения // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2019. - № 4. - с. 640-651.

4. Ендовицкий Д. А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности. -

М.: Финансы и статистика, 2001. - 398 с.

5. Зильберштейн О.Б., Невструев К.В., Семенюк Д.Д., Шкляр Т.Л., Юрковский А.В.

Анализ стейкхолдеров на примере российских предприятий // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2016. - № 3.

6. Информационно-статистический бюллетень «Транспорт России» январь-декабрь

2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mintrans.ru/documents/7/10023 (дата обращения: 10.01.2020 ).

7. Легостаева Н.В., Смирнов А.Б., Введенский И.А. Анализ рынка речного туризма в рос-

сии [Текст] // В сборнике: Сборник научных статей национальной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова» 2019. С. 176-182.

8. Легостаева Н.В. Котов С.А. Проблемы и перспективы инвестиционного развития

речного круизного судоходства в России // Транспортное дело России. - 2018. -№ 6. - с. 105-107.

9. Официальный сайт информационного агентства «РЖД-Партнер» Новые объемы и

старые проблемы: итоги речной навигации 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/reviews/novye-obemy-i-starye-problemy-itogi-rechnoy-navigatsii-2019-goda/ ( дата обращения: 10.01.2020 ).

10. Сабайдаш М.В. Критериальный подход для оценки результатов инвестиционной деятельности в парадигме экономического роста // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2018. - № 4. - с. 45-52.

11. Сигаев Д. Б. Способы повышения уровня подготовки судоводителей на разных этапах их профессионального развития // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2019. - № 3. - с. 499-508.

12. Скобелева И. П. Стейкхолдеры - носители стратегических факторов успеха современных транспортных корпораций // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 6. - с. 139-143.

13. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 N 327-р

14. Шабанов В. И. Концепция строительства речного порта «Котовицы» на реке Волхов совмещенного с транспортно-логистическим центром // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2019. -№ 4. - с. 670-682.

15. Freeman R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. — First Edition. — Boston: HarperCollins College Div, January 1984. — 275 p

16. Wilfried Sihna, HeimoPascherb, Karl Ottc, Sandra Steind, Andreas Schumachere Giuseppe Mascolof // A Green and Economic Future of Inland Waterway Shipping Procedia CIRP. - 2015. - № 29. - p. 317-322.

REFERENCES:

Endovitskiy D. A. (2001). Kompleksnyy analiz i kontrol investitsionnoy deyatelnosti

[Comprehensive analysis and monitoring of investment activities] (in Russian). Grinyak V. M. (2019). Otsenka emotsionalnoy nagruzki na sudovoditeley v usloviyakh kollektivnogo dvizheniya [Assessment of emotional burden on navigators in the terms of the collective motion]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. (4). 640-651. (in Russian). Legostaeva N.V. Kotov S.A. (2018). Problemy i perspektivy investitsionnogo razvitiya rechnogo kruiznogo sudokhodstva v Rossii [Problems and prospects of investment development of river cruises in russia]. Transport business in Russia. (6). 105-107. (in Russian). Sabaydash M.V. (2018). Kriterialnyy podkhod dlya otsenki rezultatov investitsionnoy deyatelnosti v paradigme ekonomicheskogo rosta [Criterion approach to evaluate investment performance in the paradigm of economic growth]. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (4). 45-52. (in Russian). Shabanov V. I. (2019). Kontseptsiya stroitelstva rechnogo porta «Kotovitsy» na reke Volkhov sovmeshchennogo s transportno-logisticheskim tsentrom [The concept of the construction of a river port "Kotovitsy" on the Volkhov river combined with a transport and logistics center]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. (4). 670-682. (in Russian). Sigaev D. B. (2019). Sposoby povysheniya urovnyapodgotovki sudovoditeley na raznyh etapakh ikh professionalnogo razvitiya [Ways of improving the training of skippers on different stages of their professional development]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. (3). 499-508. (in Russian). Skobeleva I. P. (2014). Steykkholdery - nositeli strategicheskikh faktorov uspekha sovre-mennyh transportnyh korporatsiy [Stakeholders - the carriers of strategic success factors of modern transport corporations]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. (6). 139-143. (in Russian).

Vvedenskiy I.A. (2019). Riskoobrazuyushchie faktory i tekhnologicheskie trendy inno-vatsionnogo razvitiya passazhirskikh perevozok vodnym transportom [Risk drivers and technological trends of innovation development of passenger transportation by water transport] (in Russian).

Wilfried Sihna, HeimoPascherb, Karl Ottc, Sandra Steind, Andreas Schumachere (2015). Giuseppe Mascolof A Green and Economic Future of Inland Waterway Shipping Procedia CIRP. (29). 317-322.

Zilbershteyn O.B., Nevstruev K.V., Semenyuk D.D., Shklyar T.L., Yurkovskiy A.V. (2016). Analiz steykkholderov na primere rossiyskikh predpriyatiy [The stakeholder analysis on the example of Russian enterprises]. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». (3). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.