Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ И КИБЕРАТАКАМ'

КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ И КИБЕРАТАКАМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
126
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / информационная война / ГПЭ / кибербезопасность / защита / Russia / information warfare / GoGE / cybersecurity / defence

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курилкин Антон Владимирович

В статье рассматривается история создания и развития национальной системы защиты от информационно-психологических операций в Российской Федерации как на государственном, так и на международном уровне. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день в РФ создана полноценная система защиты от проводимых иностранными государствами информационно-психологических операций, которая, однако, обладает рядом недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key elements of the Russian information and cyberattacks defence system

The article addresses the history of creation and development of the national protection system against information-psychological operations in the Russian Federation both at the state and international levels. The author comes to the conclusion that for today in the Russian Federation exists a full-fl edged informationpsychological protection system counteracting the operations conducted by foreign states which, however, possesses a number of fl aws.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ И КИБЕРАТАКАМ»

РАЗДЕЛ IV. НОВАЯ ЦИФРОВАЯ ЭПОХА

69

КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ И КИБЕРАТАКАМ

Аннотация

В статье рассматривается история создания и развития национальной системы защиты от информационно-психологических операций в Российской Федерации как на государственном, так и на международном уровне. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день в РФ создана полноценная система защиты от проводимых иностранными государствами информационно-психологических операций, которая, однако, обладает рядом недостатков.

Ключевые слова: Россия, информационная война, ГПЭ, кибербезопасность, защита.

Автор

Курилкин Антон Владимирович

Корреспондент МИА «Россия сегодня», выпускник аспирантуры факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

Определенной особенностью российского подхода к обеспечению информационной безопасности стал тот факт, что изначально Россия не стала создавать национальную систему защиты от информационного воздействия, а предложила принять определенные правила игры на международной арене в данной области — в 1998 г. в адрес Генерального секретаря ООН было направлено специальное Послание министра иностранных дел РФ И.С. Иванова по проблеме международной информационной безопасности [6].

В данном документе особый акцент был сделан на обеспечение международной информационной безопасности и предотвращение появления принципиально новой области конфронтации — информационного пространства. Российский МИД подчеркивал, что с учетом возрастающей информатизации общества возможно появление принципиально нового типа оружия — информационного, чье применение может

оказаться сравнимым по последствиям с применением оружия массового поражения.

Последствием данной инициативы стало принятие Генеральной ассамблеей ООН резолюции A/RES/53/70 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Данная резолюция предлагала государствам — членам ООН обсудить вопросы информационной безопасности, предложить свои оценки проблемы и разработать международные принципы обеспечения информационной безопасности в мире. Свои предложения страны должны были передать Генеральному секретарю ООН для подготовки доклада.

10 августа 1999 г. был опубликован доклад Генерального секретаря ООН, который включил в себя оценки групп экспертов из Австралии, Беларуси, Брунея, Великобритании, Катара, Кубы, Омана, России, Саудовской Аравии и

США. Несмотря на то, что все вышеперечисленные страны признали наличие проблемы, группы экспертов сделали разные оценки военных, правовых и гуманитарных аспектов проблемы, в целом использовали при подготовке рекомендаций разные методики и, соответственно, предложили разные пути решения.

По итогам дальнейшей работы экспертных групп и с подачи России Генеральной Ассамблеей ООН был принята резолюция А/RES/55/28 и A/REs/56/19. В рамках этих документов был предложен ряд положений о продолжении дальнейшей экспертной работы и принято решение о создании специальной Группы правительственных экспертов (ГПЭ).

Основными задачами группы были определены: рассмотрение угроз в сфере информационной безопасности, исследование проблем укрепления безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем, а также разработка возможных мер к их устранению.

Во время подготовки соответствующих предложений и в ходе первых заседаний ГПЭ активное противодействие предлагаемым мерам оказывали представители США. Как подчеркивает первый председатель ГПЭ, российский дипломат А.В. Крутских, объясняется это нежеланием Соединенных Штатов лишить себя свободы в применении информационно-коммуникационных технологий в военных целях и избежать разработки и принятия регламентирующего применения ИКТ международного законодательства [5].

С момента создания ГПЭ до публикации первого доклада прошло шесть лет — только в 2010 г. группа экспертов смогла предоставить первый документ по итогам работы. Следующая публикация доклада произошла в 2013 г.; третий доклад ГПЭ представлен в 2015 г.

В целом работа группы правительственных экспертов привела к

достаточно значимым результатам — выработана (пусть и достаточно расплывчатая) нейтральная терминология, признан ряд проблем в области международной информационной безопасности, выработан ряд предложений по обмену информацией между странами по актуальному законодательству в области ИКТ, об инцидентах в области ИКТ, проработан механизм работы двусторонних, региональных и многосторонних площадок для обсуждения актуальных проблем ИКТ.

Однако, оценивая деятельность ИКТ, ряд экспертов [3], [8], [1] по данной проблематике подчеркивает, что деятельность ГПЭ, скорее, внесла большой вклад в продвижение проблематики ИКТ в контексте МИБ, а не в решение конкретных проблем.

Помимо деятельности в ООН по вопросам МИБ Российская Федерация активно налаживала сотрудничество по данной проблеме в двустороннем формате. В настоящее время в рамках региональных международных организаций (СНГ, ШОС, БРИКС и ОДКБ) подписан ряд договоров в области обеспечения МИБ. Аналогичные соглашения на двустороннем уровне заключены с Республикой Беларусь, Бразилией, Китаем, Кубой и Индией. Как отмечает ряд экспертов [11], формулировки в данных документах достаточно схожи, и в целом в их основу положены формулировки российского законодательства в данной сфере.

На примере работы ГПЭ и российских предложений можно выделить важную отличительную особенность российского подхода к проблеме обеспечения информационной и кибербе-зопасности — это упор на информационно-психологический аспект данной проблемы при использовании крайне обтекаемых и широких формулировок в аспекте проблем обеспечения безопасности инфраструктуры и, соответственно, действий в киберпро-странстве.

Определение информационной

безопасности в национальном законодательстве

Под информационной безопасностью в России прежде всего понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие РФ, оборона и безопасность государства [4].

Под информационной инфраструктурой прежде всего понимается совокупность объектов информатизации, информационных систем, сайтов в сети Интернет и сетей связи, расположенных на территории РФ, а также на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ или используемых на основании международных договоров РФ [4].

Таким образом, можно сказать, что прежде всего в документах стратегического планирования (Доктрина информационной безопасности РФ, Концепции внешней политики РФ, Военная доктрина РФ, Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности) понятие информационного пространства эквивалентно понятию киберпространства, использующегося в США, Китае и в ряде международных организаций.

Стоит отметить и тот факт, что изначально российский взгляд на проблему развивался на основе угроз информационно-психологического характера; значимое внимание проблемам киберпреступности, например, было уделено впервые в Концепции внешней политики РФ от 2013 г. При этом в документе по-прежнему остались неразделенными понятия киберугроз и информационных угроз социально-политической стабильности.

Попытка разделения подобных угроз была предпринята уже на международном уровне в соглашении между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 30 апреля 2015 г. [9]. В тексте документа были выделены понятия объектов критической информационной инфраструктуры, компьютерной атаки, неправомерного использования информационных ресурсов и несанкционированного вмешательства в информационные ресурсы.

Такой подход отчасти объясняется пониманием разрушительности информационно-психологического воздействия на примере опыта цветных революций на постсоветском пространстве, опыта «пятидневной войны» и «арабской весны», однако стоит отметить, что российским взглядам присущ определенный консерватизм в видении внешнеполитической реальности и чрезмерное внимание к роли государства в данной проблеме.

В 2012 г. в России был принят федеральный закон № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет» [10]. После принятия этого закона был создан «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» — автоматизированная система для блокировок сайтов с запрещенной для распространения на территории России информацией.

Стоит отметить и тот факт, что в 2014 г. были приняты поправки в закон о СМИ, согласно которому было ограничено участие иностранных граждан

и государств во владении средствами массовой информации, вещающими в России [7].

О понимании необходимости защиты собственных информационных систем российским руководством свидетельствует и создание нового вида войск в структуре Вооруженных сил РФ — войск информационных операций [2]. Однако, как подчеркнул министр обороны России С. Шойгу, главной задачей данных войск станет прежде всего контрпропаганда.

Определенной вехой в создании системы информационной и кибербезопас-ности стало принятие двух достаточно резонансных законопроектов — о «суверенном Рунете» (который предполагает создание национальной резервной инфраструктуры для работы Интернета и различных телекоммуникационных сетей в случае ограничения доступа России к соответствующей зарубежной инфраструктуре) и «закона о фейках», который устанавливает ответственность за распространение недостоверной общественно значимой информации.

Кроме работы с «внутренней аудиторией» российскими властями широко используются и возможности Интернета для вещания на зарубежную аудиторию с целью информирования о происходящих в стране событиях и донесения точки зрения РФ на происходящие события в мире. Первым подобным СМИ стал созданный 10 декабря 2005 г. телеканал «Russia Today». С момента создания телеканал неоднократно критиковался западными политиками в связи с якобы необъективной подачей информации и предвзятости в освещении событий, однако данные обвинения не подтверждались конкретными доказательствами. На сегодняшний день телеканал вещает более чем в 100 странах мира на пяти языках: английском, арабском, испанском, русском и французском. Все трансляции ведутся, в том числе, и в Интернете.

В 2013 г., указом президента России В. Путина [12] в целях повыше-

ния эффективности деятельности государственных средств массовой информации были реорганизованы и объединены в информационное агентство «РИА Новости» и государственная радиовещательная компания «Голос России» (вещавшая в первую очередь на зарубежную аудиторию). В созданном на основе объединенных СМИ холдинге МИА «Россия сегодня» было, в свою очередь, в 2014 г. создано новое подразделение, отвечающее за вещание на зарубежные аудитории информационное агентство и радио Sputnik. В настоящий момент ИА Sputnik вещает более чем в 30 странах мира на 31 языке.

В докладе американских спецслужб [13] работа Russia Today и Sputnik неоднократно критиковалась за пропаганду и вмешательство в электоральные процессы в США и ряде стран ЕС. Кроме того, в ряде американских и европейских СМИ неоднократно утверждалось, что «Кремлю удалось создать самую мощную пропагандистскую машину XXI века».

Таким образом, на анализе предложенных РФ на международном уровне соглашений, договоров и конвенций можно сказать, что руководством РФ не рассматриваются в отдельности проблемы обеспечения кибербезопас-ности — речь идет прежде всего о комплексной информационной безопасности, которая включает в себя как угрозы для нормального функционирования информационно-коммуникационной среды, так и угрозы информационно-психологического плана.

При этом гораздо большее внимание уделяется вопросам защиты от информационного влияния, нежели чем защиты собственной интернет-инфраструктуры и ключевых элементов информационной инфраструктуры, что создает уязвимости в национальной системе киберзащиты. Более того, в условиях ухудшившейся социально-экономической ситуации на первое место выходит не столько вопрос противостояния зарубежным инфор-

мационным атакам, сколько создания и продвижения альтернативного контента и «борьбы за умы» внутри страны.

Кроме того, Россия уделяет значительное внимание и проблемам донесения до зарубежной аудитории и собственных взглядов, и позиций на происходящие в мире события, свидетельством чего является создание государственных СМИ, вещающих на

зарубежные аудитории, и борьба со СМИ, вещающими на территории России и получающими средства от других государств. Тем не менее в условиях серьезного противостояния со стороны онлайн-платформ на западе инструменты продвижения российской повестки дня теряют возможности влияния, что создает необходимость корректировки модели вещания и продвижения.

Литература

1. Бойко С. Формирование системы международной информационной безопасности: российский подход и инициативы // Международная жизнь. — 2018. — № 5. — С. 100-110.

2. В России созданы войска информационных операций [Электронный источник] // Информационное агентство РИА Новости [Официальный сайт]. — URL: https://ria.ru/ defense_safety/20170222/1488596879.html (дата обращения: 25.04.2018).

3. Демидов О. Обеспечение международной информационной безопасности и российские национальные интересы // Индекс Безопасности. — 2013. —№ 1 (104). — С. 129-168.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» [Офиц. сайт]. — URL: http://base.garant. ru/182535/ (дата обращения: 25.04.2018).

5. КрутскихА. Кто владеет Интернетом, тот владеет миром // Международная жизнь. — 2016. — № 11. — С. 18-27.

6. Международное сотрудничество в области информационной безопасности [Электронный ресурс] / Министерство иностранных дел Российской Федерации [Офиц. сайт]. — URL: http://www.mid.rU/mezdunarodnaa-inFormacionnaa-bezopasnost/-/asset_publisher/ UsCUTiw2pO53/content/id/486848/ (дата обращения: 25.04.2018).

7. Поправки вносятся в статью 6 Закона «О средствах массовой информации» [Электронный источник] // Российская газета [Официальный сайт]. — URL: https://rg.ru/2014/10/17/ ino-smi-dok.html (дата обращения: 25.04.2018).

8. Проблемы информационной безопасности в международных военно-политических отношениях / Под ред. А.В. Загорского, Н.П. Ромашкиной. — М.: ИМЭМО РАН, 2016. — 183 с.

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации [Офиц. сайт]. — URL: http://static.government.ru/media/files/5AMAccs7mSl Xgbff1Ua785WwMWcABDJw.pdf (дата обращения: 25.04.2018).

10. Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Российская газета [Офиц. сайт]. — URL: https://rg.ru/2012/07/30/zakon-dok.html (дата обращения: 25.04.2018).

11. Угрозы информационной безопасности в кризисах и конфликтах XXI века / Под ред. А.В. Загорского, Н.П. Ромашкиной. — М.: ИМЭМО РАН, 2015. — 151 с.

12. Указ о мерах по повышению эффективности деятельности государственных СМИ [Электронный источник]// Официальный сайт Президента России [Официальный сайт]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19805 (дата обращения: 25.04.2018).

13. Worldwide threat assessment of the US Intelligence Community [Электронный ресурс] / Office of the Director of National Intelligence [Офиц. сайт]. — URL: https://www.dni.gov/ files/documents/Newsroom/Testimonies/2018-ATA---Unclassified-SSCI.pdf (дата обращения: 25.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.