УДК 336.6 © С. Н. Марков
С.Н. Марков
КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ
В статье рассматриваются теоретические вопросы бюджетного финансирования образовательной сферы. Сформирована и описана концептуальная модель эффективности бюджетных расходов на образование, выделены основные элементы и определены их функциональные взаимосвязи, обоснована практическая полезность и важность сформированной модели.
Ключевые слова: бюджетные расходы, концептуальная модель, образование, результативность, финансирование, экономичность, эффект, эффективность.
зультатов (A.B. Бачурин, Ф.И. Шахмалов, Е.Е. Румянцева, А.О. Виричев), вторые - через степень соответствия результатов цели (М.П. Придачук), третьи отождествляют с результативностью (Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.К. Осипов, В.Н. Аникин, О.В. Котлячков, Э.К. Конярова, Т.А. Ильина, А.Ю. Москвин) [4].
Однако в связи с тем, что вывод об имеющейся эффективности бюджетных расходов на образование можно сделать только на основе сравнительного анализа эффективности бюджетных расходов на образование среди определенных территорий либо образовательных учреждений, то требуется формирование нового подхода к понятию эффективности расходов бюджета на образование.
С нашей точки зрения, эффективность бюджетных расходов на образование - это сравнение объема бюджетных расходов на образование, использованного определенной территорией, с объемом, потенциально необходимым для достижения результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в сравниваемой территории.
При этом под потенциально необходимым объемом бюджетных расходов на образование понимается объем бюджетных расходов на образование сравниваемой территории, необходимый для достижения результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в сравниваемой территории, относительно территории, где получена наивысшая отдача от бюджетных расходов на образование.
Под отдачей от бюджетных расходов на образование будем понимать показатель, показывающий, какую часть результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в определенной территории, обеспечивает каждая 1 тыс. руб., затраченная из бюджета территории на образование в расчете на одного обучающегося.
Таким образом, основным отличием авторской трактовки «эффективность бюджетных расходов на образование» от существующих определений является включение в это понятие необходимости применения сравнительного анализа при оценке эффективности бюджетных расходов на образование.
Следует также отметить, что, с нашей точки зрения, «эффективность бюджетных расходов на
^^ условиях бюджетного реформирования и санкций в Российской Федерации актуальной ^Остановится проблема повышения эффективности бюджетных расходов во всех сферах бюджетной деятельности, в том числе и в сфере образования. Эта проблема заключается в том, что не всегда выделение дополнительных объемов бюджетного финансирования на образование приводит к улучшению качества предоставления образовательных услуг. Часть указанной проблематики нашла свое отражение в отдельных исследованиях [1, 2, 6], что подтверждает актуальность данной темы.
В настоящее время в современной экономической литературе нет непосредственного толкования понятия «эффективность бюджетных расходов на образование».
Для определения понятия «эффективность» применительно к бюджетным расходам и, в частности, бюджетным расходам на образование необходимо учитывать тот факт, что затратами в данном случае выступают бюджетные средства.
В бюджетном законодательстве понятие «эффективность бюджетных расходов» не закреплено, несмотря на то, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что «при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств». Практическое применение в целом правильного принципа результативности и эффективности, закрепленного в статье 34 БК РФ, ограничено отсутствием четких определений «эффективность», «результативность», «заданный результат», а также критериев и требований к оценке «заданного результата» [3].
Анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам трактовки понятий «эффективность» и «эффективность бюджетных расходов» показывает, что отсутствует единое понимание данных терминов. Одни экономисты определяют понятия «эффективность» и «эффективность бюджетных расходов» через отношение затрат и ре
образование» и «результативность бюджетных расходов на образование» - это разные понятия.
Результативность бюджетных расходов в Положении о докладах о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД) субъектов бюджетного планирования определяется как «соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности». С нашей точки зрения, «соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение» отражает эффективность бюджетных расходов на образование, а «степень достижения планируемых результатов деятельности» указывает на результативность бюджетных расходов на образование. Таким образом, в понятии «результативность бюджетных расходов», определенном в Положении о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, содержатся сразу два понятия -«эффективность бюджетных расходов» и «результативность бюджетных расходов».
С целью разграничения понятий «эффективность бюджетных расходов на образование» и «результативность бюджетных расходов на образование», под «результативностью бюджетных расходов на образование» будем понимать степень достижения планируемых результатов деятельности образовательных учреждений.
При достижении эффективности бюджетных расходов на образование необходимо руководствоваться соответствующими принципами.
Под принципами эффективности бюджетных расходов на образование следует понимать основополагающие идеи, выражающие сущность эффективности бюджетных расходов на образование и определяющие основные требования, которыми необходимо руководствоваться в практической деятельности по достижению эффективности бюджетных расходов на образование.
Достижение эффективности бюджетных расходов на образование, с нашей точки зрения, возможно при реализации следующих принципов:
1) принцип индикативности, означающий необходимость проведения анализа динамики показателей результатов деятельности образовательных учреждений;
2) принцип экономичности, указывающий на необходимость экономии бюджетных расходов на образование;
3) принцип результативности, означающий, что в результате использования бюджетных средств на образование должно происходить улучшение показателей результатов деятельности образовательных учреждений.
В качестве показателей эффективности бюджетных расходов на образование можно определить следующие:
- отдача от бюджетных расходов на образование, рассчитываемая как отношение показателей результатов деятельности образовательных
учреждений к объему бюджетных расходов на образование в расчете на одного обучающегося;
- процент эффективных бюджетных расходов на образование, рассчитываемый как отношение эффективного и фактически использованного объемов бюджетных расходов на образование;
- процент неэффективных бюджетных расходов на образование [5].
Можно определить следующие факторы, влияющие на эффективность бюджетных расходов на образование:
- политические факторы (уровень приоритетности развития сферы образования, направления бюджетной политики, стратегия развития образования, степень взаимодействия руководителей органов власти нижестоящих уровней с вышестоящими и др.);
- экономические факторы (состояние и уровень развития экономики, уровень платежеспособности населения, средняя заработная плата населения и педагогических работников и др.);
- финансовые факторы (объем бюджетных расходов, выделяемых на образование; методы бюджетного планирования и финансирования сферы образования, реализация государственных целевых программ на образование и др.);
- социально-демографические факторы (социальная структура населения; численность детей, получающих образовательные услуги; число мест в дошкольных образовательных учреждениях; престиж образовательных учреждений, показатели результатов деятельности образовательных учреждений и др.);
- правовые факторы (нормативно-правовое регулирование бюджетного финансирования сферы образования и др.);
- организационные факторы (специфика деятельности образовательных учреждений; совокупность органов, отвечающих за финансирование сферы образования и за оценку эффективности бюджетных расходов на образование и др.);
- кадровые факторы (квалификация руководителей и специалистов органов управления образованием и финансовых органов, а также педагогического персонала образовательных учреждений);
- информационные факторы (наличие информационной базы, доступность и полнота информации о показателях результатов деятельности образовательных учреждений и объемах бюджетного финансирования на образование и др.).
Действие данных факторов на эффективность бюджетных расходов на образование может быть как положительным (способствующим повышению эффективности бюджетных расходов на образование), так и отрицательным (способствующим снижению эффективности бюджетных расходов на образование).
Эмпирическое исследование влияния факторов на изменение эффективности бюджетных расходов на образование возможно провести с помощью корреляционно-регрессионного анализа, в
частности, с помощью программного продукта ЕУ1'е\л/5, позволяющего выявлять наличие зависимости в анализируемых данных, и затем, используя полученные взаимосвязи, делать прогноз изучаемых факторов и результирующего признака.
Все данные факторы влияют не только на эффективность бюджетных расходов на образование, но и на объемы бюджетного финансирования сферы образования и показатели результатов деятельности образовательных учреждений.
Таким образом, вышерассмотренные факторы эффективности бюджетных расходов на образование указывают на возможность применения двух основных способов повышения эффективности расходов бюджета на образование:
- совершенствование механизма финансирования сферы образования;
- улучшение показателей результатов деятельности образовательных учреждений [5].
Определив понятие, способы повышения, принципы эффективности расходов бюджетов на сферу образования, а также факторы, влияющие на нее, можно построить концептуальную модель эффективности бюджетных расходов на образование (рис. 1).
Концептуальная модель эффективности бюджетных расходов на образование - это модель, представленная совокупностью элементов: понятие, принципы, факторы, показатели и способы повышения эффективности бюджетных средств на образование и связей между ними, определяющих смысловую структуру эффективности бюджетных расходов на образование.
Ресурсами, необходимыми для работы данной модели, являются финансовые и нефинансовые ресурсы.
К финансовым ресурсам относятся бюджетные расходы, выделяемые на сферу образования.
К нефинансовым ресурсам можно отнести отчет об исполнении бюджета, информацию о результатах деятельности образовательных учреждений (доклады об основных результатах деятельности, статистика результатов ЕГЭ, олимпиад, конкурсов и т.д.), трудовые ресурсы (работники образовательных учреждений; контингент образовательных учреждений; работники финансовых органов и органов управления образованием; работники органа, который необходимо уполномочить на проведение оценки эффективности бюджетных расходов на образование, и их квалификация).
Реализация предложенной модели позволит достичь таких эффектов, как снижение доли неэффективных бюджетных расходов на образование, повышение уровня образованности, улучшение результатов деятельности учреждений сферы образования и др.
Предложенная модель эффективности бюджетных расходов на образование показывает состав и взаимосвязь ее основных элементов, тем самым раскрывая сущность понятия «эффективность бюджетных расходов на образование».
Взаимосвязь основных элементов модели следующая. Понятие эффективности расходов бюджета на сферу образования позволяет определить принципы эффективности расходов бюджета на образование. Факторы эффективности бюджетных расходов на образование определяют способы повышения эффективности бюджетных расходов на образование и влияют на эффективность бюджетных расходов на образование в целом. Для реализации модели необходимы ресурсы. В результате применения модели могут быть получены определенные эффекты.
Таким образом, в результате исследования сущности эффективности бюджетных расходов на образование автором исследования получены следующие научные результаты:
1) сформулированы понятия:
- «эффективность бюджетных расходов на образование» - сравнение объема бюджетных расходов на образование, использованного определенной территорией, с объемом, потенциально необходимым для достижения результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в сравниваемой территории. При этом под потенциально необходимым объемом бюджетных расходов на образование понимается объем бюджетных расходов на образование сравниваемой территории, необходимый для достижения результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в сравниваемой территории, относительно территории, где получена наивысшая отдача от бюджетных расходов на образование. Под отдачей от бюджетных расходов на образование понимается показатель, показывающий, какую часть результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в определенной территории, обеспечивает каждая 1 тыс. руб., затраченная из бюджета территории на образование в расчете на одного обучающегося;
- «результативность бюджетных расходов на образование» - степень достижения планируемых результатов деятельности образовательных учреждений;
2)определены: принципы достижения эффективности бюджетных расходов, показатели эффективности бюджетных расходов на образование, факторы, влияющие на эффективность бюджетных расходов на образование, и способы повышения эффективности расходов бюджета на сферу образования;
Ресурсы:
- финансовые (бюджетные расходы);
- нефинансовые (отчет об исполнении бюджета, информация о результатах деятельности образовательных учреждений, трудовые ресурсы).
Эффективность бюджетных расходов на образование - сравнение объема бюджетных расходов на образование, использованного определенной территорией, с объемом, потенциально необходимым для достижения результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в сравниваемой территории
Принципы эффективности бюджетных расходов на образование
_____________I..............
индикативность
экономичность
результативность
Факторы эффективности бюджетных расходов на образование
политические
экономические
финансовые
социально-демографические
правовые
организационные
кадровые
информационные
Показатели эффективности бюджетных расходов на образование
отдача от бюджетных расходов на образование
процент эффективных бюджетных расходов на образование
процент неэффективных бюджетных расходов на образование
( Способы повышения эффективности бюджетных расходов на образование ...._______________к_________________________________*_________________--__.
совершенствование механизма финансирования сферы образования
улучшение показателей результатов деятельности образовательных учреждений
I
Эффекты:
- снижение доли неэффективных бюджетных расходов на образование;
- повышение качества бюджетного планирования;
- обеспечение зависимости выделяемого объема финансирования от результатов деятельности образовательных учреждений;
- повышение ответственности за эффективное использование бюджетных средств.
Рис. 1. Концептуальная модель эффективности бюджетных расходов на образование
3) построена концептуальная модель эффек тивности бюджетных расходов на образование.
Результаты исследования сущности бюджет ных расходов на образование могут являться тео
ретической основой для разработки методических и практических аспектов повышения эффективности бюджетных расходов на образование.
Библиографический список
1. Маковецкий, М. Ю. Современные проблемы повышения эффективности бюджетных расходов в сфере образования [Текст] / М. Ю. Маковецкий // Universum: экономика и юриспруденция: электрон, научн. журн. - 2014. - 10 (10). - Режим доступа: http://7universum.com/en/economy/archive/item/1622.
2. Марков, С. Н. Показатели эффективности бюджетных расходов на образование в Омской области [Текст] / С. Н. Марков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. -№ 4 (14). - С. 43-52.
3. Марков, С. Н. Зарубежные модели оценки эффективности бюджетных расходов на образование и их приемлемость в российской действительности [Текст] / С. Н. Марков // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - № 1 (5). - С. 8-11.
4. Марков, С. Н. Анализ мирового и российского опыта повышения эффективности бюджетных расходов на образование [Текст] / С. Н. Марков // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 262-265.
5. Марков, С. Н. Современные методы и модели оценки эффективности бюджетных расходов на образование [Текст] / С. Н. Марков // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2013. -№ 8. - С. 50-54.
6. Марков, С. Н. Концептуальная модель эффективности бюджетных расходов на образование: основные элементы и взаимосвязи [Текст] / С. Н. Марков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2015. - № 1 (19). - С. 171-178.
References
1. Makoveckij М. J Sovremennye problemy povysheniya ehffektivnosti byudzhetnyh raskhodov v sfere obrazovaniya [Modern problems of increasing the efficiency of budget spending in education] Universum ehkonomika i yurisprudenciya ehlektron nauchn zhurn, 2014, no. 10 -10. Mode of access: http 7universum com en economy archive item 1622 (data obrashhenija: 09.12.2015).
2. Markov S. N. Pokazateli ehffektivnosti byudzhetnyh raskhodov na obrazovanie v omskoj oblasti [Indicators of the effectiveness of budget spending on education in the Omsk region]. Nauka o cheloveke gumani-tarnye issledovaniya [Science of Man: Studies in the Humanities]. Omsk, 2013, no. 4 -14, pp. 43-52.
3. Markov S. N. Zarubezhnye modeli ocenki ehffektivnosti byudzhetnyh raskhodov na obrazovanie i ih priemlemost v rossijskoj dejstvitelnosti [Foreign models of evaluation of the effectiveness of budget spending on education and their acceptability to the Russian reality]. Vestnik sibirskogo instituta biznesa i informacion-nyh tekhnologij [Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology]. Omsk, 2013, no. 1 -5, pp. 8 11.
4. Markov S. N. Analiz mirovogo i rossijskogo opyta povysheniya ehffektivnosti byudzhetnyh raskhodov na obrazovanie [An analysis of the global and Russian experience improve the efficiency of budget spending on education]. Molodoj uchenyj [Young scientist]. Kazan, 2013, no. 3, pp. 262-265.
5. Markov S. N. Sovremennye metody i modeli ocenki ehffektivnosti byudzhetnyh raskhodov na obrazovanie [Modern methods and models for assessing the efficiency of budget spending on education]. Ehkonomika i upravlenie v XXI veke tendencii razvitiya [Economics and Management in the XXI century: development trends]. Novosibirsk, 2013, no. 8, pp. 50-54.
6. Markov S. N. Konceptualnaya model ehffektivnosti byudzhetnyh raskhodov na obrazovanie osnovnye ehlementy i vzaimosvyazi [Conceptual model of the efficiency of budget spending on education: basic elements and relationships]. Nauka о cheloveke gumanitarnye issledovaniya [Science of Man: Studies in the Humanities]. Omsk, 2015, no. 1 -19, pp. 171-178/
KEY ELEMENTS OF THE MODEL, THE EFFICIENCY OF BUDGET SPENDING ON EDUCATION
Sergey Markov,
assistant professor, Siberian Institute of Business and Information Technology
Abstract. The article discusses the theoretical issues of budget financing of the educational sector. Formed and described the conceptual model of the efficiency of budget spending on education, highlights the main elements and identify their functional relationships, stresses the practical usefulness and importance of the generated model.
Keywords: budget expenditures, conceptual model, education, productivity, finance, economy, effect, efficiency.
Сведения об авторе:
Марков Сергей Николаевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), email: Markovsn79@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 04.12.2015.