Научная статья на тему 'Ключевые аспекты стратегии развития ОАО «КамАЗ» на период до 2020 года'

Ключевые аспекты стратегии развития ОАО «КамАЗ» на период до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2301
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КАЧЕСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / STRATEGY / EFFICIENCY / COMPETITIVE ADVANTAGE / QUALITY / PRODUCTION DEVELOPMENT / INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова А.О.

В статье рассматриваются основные положения стратегии крупнейшего предприятия машиностроения России ОАО «КАМАЗ». Проанализированы ключевые аспекты стратегического развития предприятия. Выделены стратегические приоритеты производственного развития, основанные на пяти важнейших показателях эффективности (безопасность, качество, исполнение заказа, затраты, корпоративная культура).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHLIGHTS DEVELOPMENT STRATEGY OF «KAMAZ» FOR THE PERIOD TO 2020

The article deals with the basic provisions of the strategy of the largest machine-building enterprises of Russia OJSC "KAMAZ". Analyzed key aspects of the strategic development of the company. Highlighted the strategic priorities of industrial development based on five key performance indicators (safety, quality, order execution, costs, corporate culture).

Текст научной работы на тему «Ключевые аспекты стратегии развития ОАО «КамАЗ» на период до 2020 года»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338.45

А. О. Егорова

канд. экон. наук, ст. преподаватель, кафедра экономики предприятия, ФГБОУВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

г. Нижний Новгород

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО «КАМАЗ» НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения стратегии крупнейшего предприятия машиностроения России - ОАО «КАМАЗ». Проанализированы ключевые аспекты стратегического развития предприятия. Выделены стратегические приоритеты производственного развития, основанные на пяти важнейших показателях эффективности (безопасность, качество, исполнение заказа, затраты, корпоративная культура).

Ключевые слова: стратегия, эффективность, конкурентные преимущества, качество, производственное развитие, инвестиционная активность.

A.O. Egorova, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod HIGHLIGHTS DEVELOPMENT STRATEGY OF «KAMAZ» FOR THE PERIOD TO 2020 Abstract. The article deals with the basic provisions of the strategy of the largest machine-building enterprises of Russia - OJSC "KAMAZ". Analyzed key aspects of the strategic development of the company. Highlighted the strategic priorities of industrial development based on five key performance indicators (safety, quality, order execution, costs, corporate culture).

Keywords: strategy, efficiency, competitive advantage, quality, production development, investment

activity.

Стратегия ОАО «КАМАЗ» - это долгосрочный план развития предприятия, направленный на достижение поставленных стратегических целей. План стратегического развития ОАО «КАМАЗ» разработан с учетом изменений которые произошли в окружающей бизнес-среде предприятия, новых реалий и прогнозов развития мировой и отечественной экономики в условиях высокой неопределенности.

Рассмотрим ключевые положения стратегии ОАО «КАМАЗ»:

1) Миссия, стратегическое видение, стратегические приоритеты,

стратегические цели

Миссия ОАО «КАМАЗ»: «КамАЗ, построенный всей страной, - основа транспортной безопасности и достояние России».

«Предвосхищая потребности, мы поставляем автомобильную технику и фирменный сервис, помогая клиентам достигать вдохновляющие цели».

«КамАЗ - социально-ответственный партнер, действующий ради долгосрочных интересов акционеров и благосостояния сотрудников»

Стратегическое видение ОАО «КАМАЗ»:

«КАМАЗ» - национальный отраслевой лидер и крупный международный игрок в партнерстве с Daimler.

«КАМАЗ» - адаптивная, эффективная, глобальная компания:

20

№ 7 (47) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

- Адаптивность - это способность компании изменять параметры бизнеса в зависимости от ситуации на рынке, оперативно и гибко управляя объёмами производства, производственными площадями, численностью персонала.

- Эффективность - это обеспечение сбалансированных финансовоэкономических показателей по рентабельности, инвестиционной активности и возврату на капитал на уровне не ниже среднеотраслевых.

- Глобальность - это стратегическое партнерство с мировыми лидерами, в том числе по производству компонентов, фокусирование на ключевых рынках, организация крупномасштабных производств за рубежом»

Стратегические приоритеты ОАО «КАМАЗ»:

• Ключевой рынок - Россия, доминирование на рынках стран СНГ, присутствие на привлекательных рынках стран Евразии, Африки и Южной Америки.

• Позиционирование в среднем ценовом сегменте.

• Развитие интеграции с Daimler.

Стратегические цели ОАО «КАМАЗ» представлены в таблице 1:

Таблица 1 - Стратегические цели ОАО «КамАЗ»

Стратегические показатели 2015 год 2020 год

Объём продаж техники 60 тыс. шт. 80 тыс. шт.

Доля продаж за рубежом РФ 18% 25%

Выручка 170 млрд руб. 350 млрд руб.

EBITDA, % от выручки 11,3% 11,8%

Инвестиции (в год) 29 млрд руб.1 62 млрд руб.

!) Суммарный объём инвестиций за 2013-2015 гг. 2) Суммарный объём инвестиций за 2013-2020 гг.

2) Позиционирование и развитие продукта

Продукция ОАО «КАМАЗ» позиционируется в среднем ценовом сегменте, обеспечивая присутствие в наиболее ёмких секторах рынка.

• Существующий продукт с новым качеством: существующий модельный ряд выпускается с использованием современных компонентов. Основные усилия направлены на увеличение надежности и качества автомобиля без существующего повышения цены.

• Практичный High-Tech (c 2014 г.): начинается выпуск автомобилей нового поколения, обладающих принципиально другими техническими характеристиками и потребительскими свойствами.

3) Приоритеты производственного развития

Стратегические приоритеты производственного развития ОАО «КАМАЗ» основаны на пяти важнейших показателях эффективности.

Рассмотрим показатели эффективности ОАО «КАМАЗ», а также основные программы и проекты, направленные на достижение данных показателей эффективности.

Безопасность (Safety):

№ 7 (47) - 2015

21

Проблемы экономики и менеджмента

• Экологическая программа группы компаний «КАМАЗ» на 2013-2020 годы, включая План мероприятий в области охраны окружающей и социальной среды.

• Комплексные программы пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда группы компаний ОАО «КАМАЗ» на 2013-2020 годы.

Качество (Quality):

• Концепция развития качества, обеспечивающая ежегодное повышение показателей качества не менее чем на 25%.

• Программа интеграции Системы менеджмента качества КАМАЗ и DaimlerTruck.

• Развитие системы обучения и мотивации персонала по выявлению и решению проблем качества.

Исполнение заказа (Delivery):

• Развитие единой информационной системы автоматизированного управления производством на базе ИС SAP и внедрение интегрированных с ней MESсистем управления и оптимизацией производственной деятельности цехового уровня.

Затраты (Cost):

• Увеличение производительности труда до уровня не менее 2,5 а/м на работника к 2020 году.

• Повышение энергоэффективности производства в два раза к 2020 году.

• Организация инструментального менеджмента «ToolManagement».

Корпоративная культура (Morale):

• Реализация совместных проектов с DaimlerTruck по развитию Производственной системы КАМАЗ на базе интеграции с операционной системой «TOS» Daimler.

• Развитие Lean-культуры (Бережливое производство) на всех уровнях управления.

• Создание и развитие учебного цента PSK - «Фабрика моделирования процессов».

4) Концепция повышения эффективности персонала имеет следующую структуру (рис. 1):

5) Основные финансовые показатели

Реализация стратегической программы обеспечивает поступательный рост финансовых показателей компании (рис. 2). В стратегии отмечается, что в

2013-2015 гг. необходима высокая степень инвестиционной активности для освоения производства нового модельного ряда и реализации программы реинжиниринга.

6) Реализация стратегии

Реализация программы стратегического развития обеспечивается системой планирования и контроля выполнения годовых бизнес-планов ОАО «КАМАЗ», скоординированным выполнением корпоративных программ развития, функциональных стратегий и стратегий бизнес единиц, развитием системы KPI.

22

№ 7 (47) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

Рисунок 1 - Структура концепции повышения эффективности персонала

■ 2012

■ 2015

■ 2020

Рисунок 2 - Достигнутые в 2012 г. и прогнозируемые на 2015-2020 гг. финансовые результаты реализации стратегии ОАО «КАМАЗ»

Рассмотрев основные положения стратегии развития ОАО «КАМАЗ» необходимо сделать вывод, что успешность реализации стратегии не вызывает сомнения. В плане подробно расписаны все необходимые аспекты стратегического развития, а также приведен перечень программ и проектов, реализуя которые предприятие сможет успешно достичь поставленных стратегических целей.

Список литературы:

1. Программа стратегического развития ОАО «КАМАЗ» на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kamaz.ru/about/development/strategy/.

№ 7 (47) - 2015

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.