Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРАКТИКЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (часть 2)'

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРАКТИКЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономическая безопасность региона / система управления экономической безопасностью / зрелость системы управления / факторы и условия развития безопасности / Economic security of the region / economic security management system / maturity of the management system / factors and conditions for the development of security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кораблева А.А., Бреусова А.Г.

Развитие экономической безопасности региона (ЭБР) выступает ключевым фактором повышения устойчивости региональной экономики к современным вызовам и угрозам, на что указывает Стратегия экономической безопасности России до 2030 г. Условия ограничения сбыта и поставок, разрушение сложившихся логистических цепочек делают особенно актуальной задачу развития ЭБР. В то же время высокая степень абстрактности понятия экономической безопасности порождает всё новые вопросы у исследователей, в том числе – в чем заключается развитие экономической безопасности, каким образом можно обеспечить это развитие и т. д. Развитие экономической безопасности подразумевает управление этим развитием. Однако ни в научном сообществе, ни в практике регионального управления еще не сложилось целостное представление о системе управления ЭБР. В этой связи предметом исследования выступает управление экономической безопасностью с позиций «как есть» и «как должно быть», для чего в статье анализируются сложившиеся практики управления и мониторинга, возможности взаимодействия субъектов и институциональная среда развития ЭБР. Проведенное исследование представлено в двух частях. Во второй части статьи обобщены ключевые элементы системы управления ЭБР. Введено понятие зрелости системы управления ЭБР как меры осознанности и готовности системы управления к успешной реализации задач обеспечения безопасности, предложен способ его оценки на основе выделенных элементов институциональной среды и Стратегии развития ЭБР. Представлены минимальные условия для развития ЭБР. Практическая значимость результатов заключается в возможности их применения органами региональной власти для совершенствования системы управления, мониторинга и развития экономической безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кораблева А.А., Бреусова А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY ASPECTS OF THE ECONOMIC SECURITY DEVELOPMENT IN THE PRACTICE OF REGIONAL MANAGEMENT (part 2)

The development of the economic security of the region (ESR) is a key factor in increasing the resilience of the regional economy to modern challenges and threats, as indicated by the Strategy of Economic Security of Russia until 2030. Conditions for restricting sales and supplies, and destruction of existing logistics chains make the task of developing the ESR especially urgent. At the same time, the high abstractness of the concept of economic security raises new questions for researchers, including what the development of economic security is, how this development can be ensured, etc. The development of economic security implies the management of this development. However, neither the scientific community nor the practice of regional management has yet developed a holistic view of the ESR management system. In this regard, the subject of the study is the management of economic security from the positions of "as it is now" and "as it should be". For this purpose, the article analyzes the established management and monitoring practices, the possibilities of interaction of subjects and the institutional environment of the development of the ESR. The conducted research is presented in two parts. The second part of the article summarizes the key elements of the ESR management system. The article introduces the concept of maturity of the ESR management system as a measure of awareness and readiness of the management system for the successful implementation of security tasks, suggests a way to assess it based on the identified elements of the institutional environment and the Strategy of the development of the ESR. The minimum conditions for the development of the ESR are presented. The practical significance of the results lies in the possibility of their application by regional authorities to improve the management system, monitoring and development of the economic security of the region.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРАКТИКЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (часть 2)»

УДК 332.02 JEL: M38, H56, O20

DO110.24147/1812-3988.2023.21(3).107-117

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРАКТИКЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (часть 2)

А.А. Кораблева1, А.Г. Бреусова12

1 Омский научный центр СО РАН (Омск, Россия) 2 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 13 мая 2023 г.

Дата принятия в печать 15 июня 2023 г.

Тип статьи

Исследовательская статья

Ключевые слова

Экономическая безопасность региона, система управления экономической безопасностью, зрелость системы управления, факторы и условия развития безопасности

Аннотация. Развитие экономической безопасности региона (ЭБР) выступает ключевым фактором повышения устойчивости региональной экономики к современным вызовам и угрозам, на что указывает Стратегия экономической безопасности России до 2030 г. Условия ограничения сбыта и поставок, разрушение сложившихся логистических цепочек делают особенно актуальной задачу развития ЭБР. В то же время высокая степень абстрактности понятия экономической безопасности порождает всё новые вопросы у исследователей, в том числе - в чем заключается развитие экономической безопасности, каким образом можно обеспечить это развитие и т. д. Развитие экономической безопасности подразумевает управление этим развитием. Однако ни в научном сообществе, ни в практике регионального управления еще не сложилось целостное представление о системе управления ЭБР. В этой связи предметом исследования выступает управление экономической безопасностью с позиций «как есть» и «как должно быть», для чего в статье анализируются сложившиеся практики управления и мониторинга, возможности взаимодействия субъектов и институциональная среда развития ЭБР. Проведенное исследование представлено в двух частях. Во второй части статьи обобщены ключевые элементы системы управления ЭБР. Введено понятие зрелости системы управления ЭБР как меры осознанности и готовности системы управления к успешной реализации задач обеспечения безопасности, предложен способ его оценки на основе выделенных элементов институциональной среды и Стратегии развития ЭБР. Представлены минимальные условия для развития ЭБР. Практическая значимость результатов заключается в возможности их применения органами региональной власти для совершенствования системы управления, мониторинга и развития экономической безопасности региона.

Финансирование. Работа выполнена по государственному заданию Омского научного центра СО РАН (номер госрегистрации проекта 121022000112-2).

KEY ASPECTS OF THE ECONOMIC SECURITY DEVELOPMENT IN THE PRACTICE OF REGIONAL MANAGEMENT (part 2)

A.A. Korableva1, A.G. Breusova12

1 Omsk Scientific Center SB RAS (Omsk, Russia) 2 Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received May 13, 2023

Accepted June 15, 2023

Type paper

Research paper

Abstract. The development of the economic security of the region (ESR) is a key factor in increasing the resilience of the regional economy to modern challenges and threats, as indicated by the Strategy of Economic Security of Russia until 2030. Conditions for restricting sales and supplies, and destruction of existing logistics chains make the task of developing the ESR especially urgent. At the same time, the high abstractness of the concept of economic security raises new questions for researchers, including what the development of economic security is, how this development can be ensured, etc. The development of economic security implies the management of this development. However, neither the scientific community nor the practice of regional management has yet developed a holistic view of the ESR management system. In this regard, the subject of the study is the management of economic security from the positions of "as it is now" and "as it should be". For this purpose, the article analyzes the established management and monitoring practices, the possibilities of interaction of subjects and the institutional environment of the development of the ESR. The conducted research is presented in two parts. The second part of the article summarizes the key elements of the ESR management system. The article introduces the concept of maturity of the ESR management system as a measure of awareness and readiness of the manage-

Keywords

Economic security of the region, economic security management system, maturity of the management system, factors and conditions for the development of security

ment system for the successful implementation of security tasks, suggests a way to assess it based on the identified elements of the institutional environment and the Strategy of the development of the ESR. The minimum conditions for the development of the ESR are presented. The practical significance of the results lies in the possibility of their application by regional authorities to improve the management system, monitoring and development of the economic security of the region.

Acknowledgements. The work was carried out according to the state task of the Omsk Scientific Center SB RAS (project registration number 121022000112-2).

1. Введение. Развитие экономической безопасности региона (далее - ЭБР) происходит через адаптацию элементов системы управления ЭБР к новым условиям, что повышает устойчивость региональной экономики к воздействию внешних и внутренних угроз. Адаптация по принципу «здесь и сейчас» необходима, когда условия меняются быстро и усложняются практики ведения бизнеса. Тогда органы власти должны оперативно принимать решения, в первую очередь, по направлению средств в наиболее нуждающиеся сферы и «точечной» корректировке нормативных правовых документов. Но если управление ЭБР перевести на стратегический уровень, то необходимо долгосрочное прогнозирование развития отраслей, что позволит выявить среди них перспективные, которые могут стать локомотивами диверсификации экономики и инновационного развития региона через 15-20 лет. Тогда возникнет необходимость формирования условий для их появления. Т. е. горизонт планирования задает требования к самой системе управления ЭБР. В данном исследовании мы говорим о сущностном содержании управления ЭБР, о том, какие ключевые факторы и условия должны присутствовать в системе управления безопасностью, чтобы она отвечала требованиям стратегического регионального управления.

2. Обзор литературы. Управление ЭБР невозможно без этапа мониторинга безопасности. В то же время современная экономическая парадигма не позволяет эффективно изучать и оценивать экономическую безопасность территорий [1, с. 24]. Стратегией экономической безопасности РФ определены 40 показателей безопасности1, их часто принимают в качестве базовых с адаптацией к региональному уровню. В 2019 г. был опубликован проект паспортов целевых и предельно допустимых показателей экономической безопасности2, где предельно допустимый уровень сигнализирует о необходимости оценки ситуации и разработке мер по её улучшению. Опуская развернув-

шуюся по поводу этого документа дискуссию [2, с. 2184], подобная логика должна реализо-вываться и на уровне регионов.

В научных кругах продолжается обсуждение перечня показателей ЭБР [3, с. 116; 4, с. 266], уровня их пороговых значений [5, с. 90], методики интегральной оценки безопасности [6, с. 6]. Обычно в перечень индикаторов безопасности включаются показатели экономической, социальной, финансовой сферы, иногда экологии [7, с. 5]. За рубежом используются другие подходы, например, в США экономическая безопасность оценивается через показатели качества и уровня жизни населения, возможности трудоустройства и трудовой миграции [8, с. 75]. В странах северной Европы для оценки безопасности принята методика NORDSTAT, в Великобритании - DTLR [9, с. 71]. В любом случае, мониторинг ЭБР нужен для обоснования управленческих решений, что означает: либо перечень показателей ЭБР должен быть достаточным для этого, либо он может претендовать только на первый уровень аналитики.

О нечто подобном говорят А.М. Пищухин и Г.Ф. Ахмедьянова, предлагая распределять информацию по уровням управления в процессе оценки безопасности [10, с. 181]. Обозначая экономическую безопасность абстрактным объектом, который не предполагает ни непосредственного управленческого воздействия, ни оценки результатов этого воздействия, авторы формируют иерархическую систему управления ЭБР, что свойственно и другим публикациям [11, с. 267]. В нижней её части оцениваются условия поддержания необходимого уровня безопасности, на втором уровне - готовность системы к возможным угрозам, и на третьем верхнем уровне - непосредственно ЭБР. В.А. Толкунов разрабатывает организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности, где субъекты управления безопасностью подразделяются на стратегический, тактический и оперативный

уровни [12, с. 103]. К первому уровню отнесены комиссии и координационные советы федерального значения, ко второму - региональные совещательные и исполнительные структуры, к третьему уровню - муниципальные органы власти, предприятия, учреждения и организации, подразделения служб, занимающих-

ся вопросами экономической безопасности «на местах».

Обобщая проведенный обзор, отметим, что ввиду широкой проблематики, применяемые механизмы управления безопасностью и процедуры мониторинга следует соотносить с разными уровнями управления (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы системы управления ЭБР [11, с. 267; 12, с. 103] Fig. 1. The main elements of the region economic security system's management [11, p. 267; 12, p. 103]

Построение системы управления и развития ЭБР должно опираться на региональную Концепцию развития экономической безопасности, или Стратегию регионального развития, где раскрываются сущность, цели и основные положения по данному вопросу, что в итоге будет задавать требования к подсистеме мониторинга безопасности. В противном случае проблематика ЭБР будет «растворяться» в общих задачах социально-экономического развития региона. В модели «как должно быть» мониторинг ЭБР осуществляется по зафиксированным в институциональной среде процедурам. Оценка индикаторов ЭБР по разработанной ранее методике [13, с. 143] дает общее представление об уровне безопасности в целом и по отдельным составляющим её сферам, однако для принятия управленческих решений этого недостаточно. Совершенствование мониторинга ЭБР может стать предметом отдельного исследования.

3. Методология и гипотеза исследования. Гипотеза исследования состоит в том,

что система управления безопасностью отдельного региона может находиться на разном уровне зрелости, который определяется путем оценки качественных характеристик факторов и условий развития ЭБР. От уровня зрелости системы зависят результаты управления безопасностью, поскольку каждому такому уровню соответствуют свои методы, инструменты управления ЭБР и подходы к мониторингу безопасности.

В работе применяются общие и специальные методы научного познания. Исследование научных источников и практики регионального управления позволяет выделить элементы системы управления и институциональной среды ЭБР, обосновать авторский подход с помощью методов моделирования и структурной декомпозиции. При разработке способа оценки системы управления ЭБР рассуждения строятся от общего к частному по методу дедукции с применением группировки, в то же время для определения минимальных условий для развития ЭБР использован метод индукции.

4. Результаты исследования. Как показало проведенное ранее исследование [14, с. 121], стратегические направления развития ЭБР на примере Омской области делятся на:

- направления политики, связанные с реализацией целевого сценария развития региона (где отражается специфика экономики региона);

- стратегические направления перехода системы управления ЭБР к высокому уровню зрелости (что формирует общую модель организации управления ЭБР в регионе).

Стратегические направления развития ЭБР возможно обеспечить только при построении соответствующей институциональной среды, частью которой является система управления ЭБР в регионе. Система управления ЭБР в регионе будет задавать требования к элементам и практикам институциональной среды. Общими стратегическими направлениями развития ЭБР для всех регионов являются шаги перехода к более высокому уровню зрелости системы управления ЭБР, что обеспечит трансформацию регионального хозяйства с учетом требований долгосрочной безопасности и сформирует требуемые практики развития институциональной среды.

Понятие зрелости присуще теории и практике проектного управления, отдельное развитие получили модели зрелости в риск-менеджменте [15, с. 39]. В то же время согласно Стратегии экономической безопасности РФ оценку состояния и управление безопасностью рекомендуется осуществлять через систему управления рисками, что позволяет логически увязать эти конструкции, и использовать понятие зрелости в качестве характеристики системы управления ЭБР. «Зрелый» означает «достигший полного развития, вполне сложившийся; обдуманный, совершенный, свидетельствующий об опытности» [16, с. 301]. Иными словами, это мера осознанности и готовности системы управления к успешной реализации задач развития экономической безопасности.

Элементы системы управления ЭБР определим методом структурной декомпозиции. Любая система строится на основании достижения требуемых целей входящих в неё субъектов (рис. 2). Элементы системы управления ЭБР, трансформируясь и приобретая содержательную сущность, меняют институциональную среду взаимодействия субъектов по поводу обеспечения ЭБР и формируют практики управления безопасности в регионе.

Уровень 1.

Субъекты, заинтересованные в развитии ЭБР

Уровень 2.

Потребности/цели

субъектов

Субъекты развития ЭБР

▼ 1

Власть Население Бизнес

Устойчивое развитие региона -1

Обеспечение уровня и качества жизни

I--

Обеспечение конкурентоспособности

Уровень 3. Параметры потребностей

Инвестиции Подстройка Стратегическая Доходы и ра- Доходы

и инновации к внешней среде адаптивность бочие места бюджета

^задают требования

Уровень 4. Факторы развития ЭБР

Заинтере- Мониторинг Кооперация Наличие Программы Система

сованность показателей органов вла- стратег. поддержки принятия

субъекта РФ экономики сти и бизнеса инициатив инициатив решений

региона в регионе по ЭБР

^формируют Уровень 5. Условия (требования) развития ЭБР

I

Бюджет Субъект Методики Проведение Отраслевые

развития управления мониторинга стратегических прогнозы

ЭБР и оценки ЭБР сессий бюджета

Рис. 2. Элементы институциональной среды и параметры Стратегии развития ЭБР Fig. 2. Elements of the institutional environment and parameters of the ESR Development Strategy

Указанные на рис. 2 факторы влияют на развитие ЭБР в регионе и формируют условия (требования), выполнение которых необходимо для обеспечения развития ЭБР. Параметры потребностей и цели субъектов задают требования к факторам и условиям развития ЭБР. Данные условия являются частью общей системы управления регионом, и составят качественные характеристики подсистемы управления ЭБР в регионе. Органы исполнительной власти (далее ОИВ) задают факторы, которые с точки зрения их значимости и определяющего влияния приводят к формированию условий. Если не созданы требуемые факторы - условия не отвечают требованиям стратегического развития системы ЭБР. Качественные характеристики условий развития ЭБР формируют

институциональную среду и определяют уровень зрелости системы управления ЭБР.

Совокупность качественных характеристик факторов, условий и практик, принятых в регионе, позволяют классифицировать регионы с точки зрения зрелости системы управления ЭБР по трем группам: начального уровня зрелости (табл. 1), тактического (табл. 2) и стратегического уровня зрелости (табл. 3). Переход к уровням зрелости возможен только последовательный, при отработке инструментов мониторинга и оценки ЭБР, определения перспективных стратегических проектов, технологий принятия совместных с бизнесом перспективных решений, форм взаимодействия и поддержки значимых проектов, определения субъекта управления ЭБР.

Таблица 1. Характеристики системы управления ЭБР начального уровня зрелости Table 1. Characteristics of the entry-level of ESR management system

Критерии Сущностное описание

Факторы За регионами закреплены общие полномочия, направленные на обеспечение экономического развития, полномочия в сфере ЭБР не закрепляются. Интерес к процедурам мониторинга и оценки ЭБР, построению системы развития ЭБР в регионе низкий, или отсутствует. Кооперация органов власти и бизнеса осуществляется на общих условиях, без постановки задач управления ЭБР. Стратегические инициативы не связаны / слабо связаны с отраслевыми прогнозами, факторами дестабилизации и рисками, и необходимостью диверсифицировать экономику под изменения факторов внешней среды в долгосрочной перспективе. В большей степени стратегические инициативы исходят от крупных, базовых экономических субъектов и соответствуют их интересам. Стратегические инициативы не выделяются в отдельные программы поддержки и не обеспечены бюджетом развития. Принятие решений по обеспечению ЭБР носит оперативный характер в случае фиксации текущих проблем в экономике региона.

Условия Мониторинг ЭБР не зафиксирован в процессах управления как обязательная процедура. Проводится анализ отдельных показателей и сфер безопасности в случае нарастания проблем или кризисных ситуаций. Методика оценки ЭБР разработана и апробирована в научной среде. Утвержденной методики оценки ЭБР нет. Субъект управления ЭБР не выделен. Отдельные полномочия по оценке ЭБР реализуются через структурные подразделения. Отраслевые прогнозы носят разрозненный характер, соответствуют интересам, прежде всего, базовых предприятий отрасли. Совместные стратегические сессии с представителями предприятий в рамках понимания направлений развития отраслей и роли органов власти не проводятся.

Практики управления ЭБР Результаты оценки ЭБР носят осведомительный характер и не связаны с проводимой политикой в регионе. Управление ориентировано на решение тактических задач (например, обеспечение занятости вследствие кризисных явлений), система управления ЭБР не сформирована.

Виды, формы взаимодействия власти и бизнеса Запрос данных со стороны органов власти о состоянии ведущих предприятий региона; предоставление налоговых льгот, проведение совещаний и стратегических сессий с целью понимания проблем и построения диалога для учета интересов ведущих предприятий стратегически важных отраслей. Информирование об инструментах поддержки инвестиционных проектов, создание сети инфраструктур для работы с хозяйствующими субъектами.

Таким образом, с точки зрения обеспечения ЭБР все регионы можно подразделить на 3 группы. Регионы первой группы - это регионы с фрагментарно сформированными отдельными элементами институциональной среды. Как таковых практик обеспечения ЭБР при этом не выделяется, а взаимодействие определяется только текущим потребностям субъектов. Отличительные особенности регионов первой группы:

- практика мониторинга и оценки ЭБР не отработана, но есть отдельные оценки экономической безопасности за ряд лет;

- отрабатывается практика решения проблем в общих кризисных условиях, или в условиях кризиса на конкретном ведущем предприятии;

- институциональная среда характеризуется общепринятыми формами взаимодействия бизнеса и власти, охватывая программы и инфраструктуры поддержки предпринимательства и инвестиционных проектов;

- виды и цели взаимодействия субъектов для развития ЭБР не выделяются.

Иными словами, когда органы власти занимаются развитием региона в рамках своих полномочий, но проблематика обеспечения ЭБР не выделяется в отдельное направление деятельности, то мы говорим о начальном уровне зрелости в контексте нашего исследования.

В табл. 2 сформулированы характеристики системы управления ЭБР регионов второй группы.

Из табл. 2 видно, что регионы второй группы характеризуются следующим:

- практика мониторинга и оценки ЭБР отработана;

- институциональная среда характеризуется отработанными формами взаимодействия с хозяйствующими субъектами в кризисных условиях;

- система управления ЭБР не сформирована;

- появляется интерес к формированию представлений о перспективной структуре экономике на 10-15 лет, выбору подходов к принятию совместных решений хозяйствующих субъектов и ОИВ региона.

Критерии Сущностное описание

Факторы Полномочия по обеспечению ЭБР не конкретизированы в федеральном законодательстве. Однако региональные власти заинтересованы в мониторинге ЭБР на систематической основе, что приводит к разработке региональных положений и утверждению методики мониторинга на региональном уровне. Появляется необходимость в принятии решений, основанных на оценке ЭБР. Появляется интерес к планированию развития на период 1520 лет и более с учетом отраслевых прогнозов и необходимости создавать основу для будущих изменений с учетом долгосрочных трендов экономического развития. Программы поддержки реального сектора экономики являются общими, бюджет поддержки стратегических инициатив не формируется.

Условия Организован систематический мониторинг показателей ЭБР. Общая цель изменений -обеспечить текущую стабильность в регионе. Часть решений связана со стратегическими направлениями развития и проводятся отдельные мероприятия по корректировке стратегии развития региона. Основным механизмом корректировки стратегии является уточнение планов ее реализации на срок 3-5 лет, при этом стратегический анализ не используется. На срок 3-5 лет формируется перечень инициативных проектов, более длительный период формирования портфеля региональных проектов в сфере экономики не выражен.

Практики управления ЭБР Данные мониторинга используются в отдельных сферах для регулирования текущей сложившейся ситуации. Комплексного подхода к регулированию ситуации в регионе на основе данных мониторинга нет. Обеспечение стратегической составляющей развития региона не выражено. Все решения в отдельных сферах - решения тактического характера с целью минимизации негативных последствий сложившейся текущей ситуации. Единой системы управления ЭБР нет, в регионе ситуация межведомственной разобщенности.

Результаты взаимодействия власти и бизнеса Для организации мониторинга ЭБР определены технологии работы с хозяйствующими субъектами по формированию требуемого набора показателей мониторинга. Отработаны формы взаимодействия для поддержки предприятий в условиях кризиса, формируются технологии совместных решений для поддержки инициативных долгосрочных проектов и определения перспектив развития отраслей.

Таблица 2. Характеристики системы управления ЭБР тактического уровня зрелости Table 2. Characteristics of the tactical maturity level of ESR management system

Регионам третьей группы присущи следующие характеристики (табл. 3):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- система управления ЭБР сформирована;

- отраслевые прогнозы используются при принятии решений по обеспечению ЭБР в долгосрочном периоде;

- формируется пул долгосрочных, стратегических проектов и инструментов поддержки их реализации;

- сформированы программа и бюджет поддержки стратегических инициатив;

- проводится регулярная оценка реализации и корректировки стратегии развития.

На основании предложенной классификации, проведем оценку системы управления ЭБР в Омской области. Для этого в табл. 4 сформирован перечень минимально необходимых условий в отношении каждого уровня зрелости управления ЭБР.

Таблица 3. Характеристики системы управления ЭБР стратегического уровня зрелости Table 3. Characteristics of the strategic maturity level of ESR management system

Критерии Сущностное описание

Факторы Перед органами власти поставлена цель - создать систему обеспечения ЭБР. Задача может быть связана как с определением конкретных полномочий регионов, зафиксированных в федеральном законодательстве, так и с процессами непосредственно регионального управления и выраженными региональными интересами.

Условия Создана система управления ЭБР и нормативно-правовая база процессов и процедур управления ЭБР. Проводится оценка ЭБР и реализации стратегических направлений развития, в том числе движения к реализации желаемого сценария развития региона. При принятии решений используются отраслевые прогнозы. Есть пул перспективных проектов на долгосрочный период (более 10 лет), задаются требования к используемым в проектах технологиям, обеспечивающих стратегическую конкурентоспособность отраслей. Стратегии развития корректируются на основе прогнозов отраслей, анализа факторов внешней среды. Проводится анализ действующих госпрограмм, и оценка их влияния на реализацию желаемого сценария развития территории.

Практики управления ЭБР Система управления поддерживается данными мониторинга и оценки ЭБР. Формируются базы данных по принятым решениям, формам поддержки и результатам. Происходит регулярная оценка реализации стратегии с корректировками по планам и формам поддержки. Налажена обратная связь с получателями поддержки. Стратегические сессии проводятся не менее 1 раза в 3 года с учетом факторов внешней среды. Прогнозы развития отраслей определяют барьеры в развитии региона и требуемые производственные технологии. Для обеспечения поддержки точек роста сформирован бюджет развития.

Результаты взаимодействия власти и бизнеса Разработаны инструменты поддержки базовых предприятий в кризисных условиях, совместно с представителями отраслей определены стратегические проекты, сформирован бюджет развития для поддержки стратегических инициатив, отраслевые стратегии обсуждаются для определения факторов дестабилизации и совместных решений.

Таблица 4. Минимальные условия для развития ЭБР Table 4. Minimum conditions for the ESR development

Элементы системы управления ЭБР Уровень зрелости системы управления ЭБР

начальный тактический стратегический

Методики мониторинга и оценки Апробирование Постоянный мониторинг и оценка +

Принятие решений по обеспечению ЭБР на основе оценки (решение текущих вопросов безопасности) + + +

Принятие решений по обеспечению ЭБР на основе оценки и отраслевых прогнозов (решение стратегических вопросов безопасности) - Появляется необходимо-стьи интерес, но практики мало, или она формируется +

Бюджет развития и программы поддержки стратегических инициатив - - +

Окончание табл. 4 The end of Table 4

Элементы системы управления ЭБР Уровень зрелости системы управления ЭБР

начальный тактический стратегический

Субъект управления ЭБР с зафиксированными полномочиями - - +

Корректировка стратегии на основе рисков, факторов дестабилизации и отраслевых прогнозов - - +

Примечание. (+) элемент сформирован, (-) элемент не сформирован.

На основании выделенных критериев можно утверждать, что Омская область находится на начальном уровне зрелости системы управления ЭБР, и относится к первой группе регионов.

5. Заключение. Развитие ЭБР представляет собой управляемый процесс, при этом необходимо выделять тактический и стратегический уровень управления. Каждому из них присущи свои подходы к мониторингу, оценке и прогнозированию безопасности, применяются различные предупреждающие меры и меры реагирования на возникающие угрозы, требуются разные скорость реакции на них и периодичность взаимодействия субъектов развития ЭБР. В данной работе сделан акцент на стратегический контур управления безопасностью, поскольку, на взгляд авторов, только здесь могут возникнуть предпосылки устойчивого социально-экономического развития региона, а также на проблематике мониторинга ЭБР как важнейшего этапа в управлении безопасностью.

Целостную характеристику системе управления ЭБР позволяет дать предложенные способ и критерии оценки уровня её зрелости. Уровень зрелости показывает, насколько осознанной, сложившейся и действенной является система управления ЭБР. Осознанность формируется через постановку долгосрочных целей и прогнозирование развития отраслей, а готовность - через апробированные практики мониторинга и управления безопасностью, закрепленные в институциональной среде в виде процедур. В Омской области, по результатам проведенного исследования, система управления ЭБР находится на начальном уровне зрелости.

Полномочия органов региональной власти позволяют развивать некоторые направления безопасности при наличии ресурсов, но в институциональной среде нет соответствующих

зафиксированных процедур. Это делает работу по мониторингу и развитию ЭБР несистемной и необязательной. Так, методики оценки безопасности прошли апробацию в научном сообществе, но ещё не сформированы окончательно, и в практике регионального управления не применяются. Для принятия обоснованных решений стратегического значения необходимы более детальные данные об отраслях и ключевых предприятиях, а также проведение стратегических сессий для выявления перспективных отраслей. Это подразумевает наличие утвержденных в нормативных документах процедур сбора информации, соответствующей уровням зрелости системы управления ЭБР, что на сегодняшний день не наблюдается. Повысить заинтересованность регионов в развитии ЭБР можно через их ранжирование по уровню безопасности, сделав его обязательным при оценке региональных властей с позиции федерального уровня. Такой прием будет мотивировать управленцев на поиск способов, как повысить место региона в рейтинге. Показателям социально-экономического развития региона можно присваивать пороговые значения, помимо целевых, что сформирует диапазон их допустимых значений. Такой подход может стать одним из первых этапов по включению задач развития безопасности в практику регионального управления.

Примечания

1 Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.». URL: https:// base.garant.ru/71672608 (дата обращения: 27.03.2023).

Минэкономразвития определило критичные для безопасности РФ значения макропоказателей // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/656 619 (дата обращения: 15.03.2023).

Литература

1. Кислая Т. Н. Разработка научно обоснованной концепции управления экономической безопасностью региона // Научный результат. Экономические исследования. - 2021. - Т. 7, № 4. -С. 24-31. - DOI: 10.18413/2409-1634-2021-7-4-0-3.

2. Караваева И. В., Иванов Е. А., Лев М. Ю. Паспортизация и оценка показателей состояния экономической безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Т. 10, № 8. - С. 2179-2198. - DOI: 10.18334/epp.10.8.110705.

3. Кислая Т. Н. Теоретико-методологические подходы к управлению экономической безопасностью региона: монография / под науч. ред. В. Н. Тисуновой. - Чебоксары : ИД «Среда»,

2021. - 152 с.

4. Наролина Ю. В., Куксин С. В., Артемьева В. С. Методические подходы к оценке экономической безопасности территориальных образований // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2022. - Т. 84, № 3 (93). - С. 262-269. - DOI: 10.20914/2310-1202-2022-3-262-269.

5. Молчан А. С., Холод Е. А. Оценка внешнеэкономической безопасности региона в контексте мер обеспечения его устойчивого развития // Экономика устойчивого развития. - 2021. -№ 1 (45). - С. 87-92.

6. Боровкова Н. В., Горинова С. В. Экономическая безопасность региона: организационно-управленческий аспект // Современные проблемы гражданской защиты. - 2019. - № 4 (33). -С. 5-13.

7. Цветков В. А., Дудин М. Н., Лясников Н. В. Аналитические подходы к оценке экономической безопасности региона // Экономика региона. - 2019. - Т. 15, № 1. - С. 1-12. - DOI: 10.17059/2019-1-1.

8. Яковина М. Ю. Тренды развития экономической безопасности регионов: зарубежный опыт // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2022. - Т. 11, № 1. - С. 75-79. - DOI: 10.24412/2225-8264-2022-1-75-79.

9. Карсунцева О. В., Буркина Т. А. Зарубежные и отечественные концепции управления экономической безопасностью региона // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 2 (51). - С. 68-73. -DOI: 10.25683/V0LBI.2020.51.277.

10. Пищухин А. М., Ахмедьянова Г. Ф. Оптимальное управление экономической безопасностью региона // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 12. - С. 180-185. - DOI: 10.17513/fr.42930.

11. Филобокова Л. Ю., Никулина И. С. Экономическая безопасность региона: содержательная сущность, подходы к управлению // Инновационная экономика и современный менеджмент. -

2022. - № 3 (39). - С. 10-14.

12. Толкунов В. А. Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности приграничных регионов // Экономические системы. - 2022. - Т. 15, № 4. - С. 96106. - DOI: 10.29030/2309-2076-2022-15-4-96-106.

13. Логинов К. К., Кораблева А. А., Карпов В. В. Экономическая безопасность регионов Сибирского федерального округа // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. -№ 1 (31). - С. 141-150. - DOI: 10.17238/issn1998-5320.2018.31.141.

14. Бреусова А.Г., Логинов К.К. Стратегические направления развития экономической безопасности региона (на примере Омской области) // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2022. - Т. 20, № 2. - С. 119-130. - DOI: 10.24147/1812-3988.2022.20(2).119-130.

15. Николаенко В. С. Модель зрелости проектного управления: управление рисками проекта // Инновации в менеджменте. - 2021. - № 1 (27). - С. 38-47.

16. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / под общ. ред. Л. И. Скворцова. -24-е изд., испр. - М. : ООО «Изд-во "Оникс»: ООО «Изд-во "Мир и Образование"», 2005. - 1200 с.

References

1. Kislaya T.N. Development of a scientifically grounded concept for managing the economic security of the region. Research result. Economic Research, 2021, Vol. 7, no. 4, pp. 24-31. DOI: 10.18413/2409-1634-2021-7-4-0-3. (in Russian).

2. Karavaeva I.V., Ivanov E.A., Lev M.Yu. Passportization and assessment of Russia's economic security indicators. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo, 2020, Vol. 10, no. 8, pp. 2179-2198. DOI: 10.18334/epp.10.8.110705. (in Russian).

3. Kislaya T.N. Teoretiko-metodologicheskie podhody k upravleniju jekonomicheskoj bezopas-nost'ju regiona: monografija [Theoretical and methodological approaches to managing the economic security of the region: monograph], Cheboksary, Publishing House "Sreda", 2021, 152 p. (in Russian).

4. Narolina Ju.V., Kuksin S.V., Artemieva V.S. Methodological approaches to assessing the economic security of territorial entities. Vestnik VGUIT, 2022, Vol. 8, no. 3, pp. 262-269. DOI: 10.20914/2310-1202-2022-3-262-269. (in Russian).

5. Molchan A.S., Kholod E.A. Assessment of the external economic security of the region in the context of its sustainable development. Economics of sustainable development, 2021, No. 1 (45), pp. 8792. (in Russian).

6. Borovkova N.V., Gorinova S.V. Economic security region: organization-international aspect. Modern problems of civil protection, 2019, No. 4 (33), pp. 5-13. (in Russian).

7. Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. Analytical approaches to estimate economic security of the region. Economy of Regions, 2019, Vol. 15, no. 1, pp. 1-12. DOI: 10.17059/2019-1-1. (in Russian).

8. Yakovina M.Yu. Development trends of economic security of regions: foreign experience. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies, 2022, Vol. 11, no. 1, pp. 75-79. DOI: 10.24412/2225-8264-2022-1-75-79. (in Russian).

9. Karsuntseva O.V., Burkina T.A. Foreign and domestic concepts of regional economic security management. Business. Education. Law, 2020, No. 2 (51), pp. 68-73. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.51.277. (in Russian).

10. Pishchukhin A.M., Akhmedyanova G.F. Optimum economic security management region. Fundamental research, 2020, No. 12, pp. 180-185. DOI: 10.17513/fr.42930. (in Russian).

11. Filobokova L.Yu., Nikulina I.S. Ekonomicheskaya bezopasnost' regiona: soderzhatel'naya sushch-nost', podkhody k upravleniyu [Economic security of the region: content essence, management approaches]. Innovatsionnaya ekonomika i sovremennyi menedzhment, 2022, No. 3 (39), pp. 10-14. (in Russian).

12. Tolkunov V.A. Organizational mechanism for economic security managing of border regions. Economic systems, 2022, Vol. 15, no. 4, pp. 96-106. DOI: 10.29030/2309-2076-2022-15-4-96-106. (in Russian).

13. Loginov K.K., Korableva A.A., Karpov V.V. Economic security of the Siberian federal district regions. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, 2018, No. 1 (31), pp. 141-150. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2018.31.141. (in Russian).

14. Breusova A.G., Loginov K.K. Strategic directions for the development of economic security of the region (on the example of the Omsk region). Herald of Omsk University. Series "Economics", 2022, Vol. 20, no. 2, pp. 119-130. DOI: 10.24147/1812-3988.2022.20(2).119-130. (in Russian).

15. Nikolaenko V.S. Project management maturity model: risk management project. Innovations in management, 2021, No. 1 (27), pp. 38-47. (in Russian).

16. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka: Ok. 53000 slov [Dictionary of the Russian language: About 53,000 words], Moscow, Onyx Publishing House LLC: Mir and Education Publishing House LLC, 2005, 1200 p. (in Russian).

Сведения об авторах

Кораблева Анна Александровна - канд. экон. наук,

доцент, заведующий сектором методов исследования

проблем развития регионов

Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск,

пр. Маркса, 15

E-mail: aakorableva@bk.ru

ORCID: 0000-0003-4453-9748

Scopus AuthorID: 57199327604

ResearcherID: L-4304-2013

РИНЦ AuthorID: 214697

About the authors

Anna A. Korableva - PhD in Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Sector of Research Methods for the Development of Regions Postal address: 15, Marksa pr., Omsk, 644024, Russia E-mail: aakorableva@bk.ru ORCID: 0000-0003-4453-9748 Scopus AuthorID: 57199327604 ResearcherID: L-4304-2013 RSCI AuthorID: 214697

Бреусова Анна Георгиевна - канд. экон. наук, доцент, 1 научный сотрудник сектора методов исследования проблем развития регионов, 2 доцент кафедры региональной экономики и управления территориями

1 Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Маркса, 15

2 Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: annabreusova@yandex.ru ORCID: 0000-0003-2859-8799 ResearcherlD: Q-3507-2018 РИНЦ AuthorlD: 280230

Вклад авторов

Кораблева А.А. - введение, обзор литературы, формулирование гипотезы, заключение, оформление статьи по требованиям редакции журнала. Бреусова А.Г. - разработка способа оценки уровня зрелости системы управления ЭБР и его апробация, заключение.

Для цитирования

Кораблева А. А., Бреусова А. Г. Ключевые аспекты развития экономической безопасности в практике регионального управления (часть 2) // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2023. - Т. 21, № 3. - С. 107-117. - DOI: 10.24147/1812-3988.2023.21(3).107-117.

Anna G. Breusova - PhD in Economic Sciences, Associate Professor, 1 Researcher of the Sector of Research Methods for the Development of Regions, 2 Associate Professor of the Department of the Regional Economic and Administration of the Territory

1 Postal address: 15, Marksa pr., Omsk, 644024, Russia

2 Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: annabreusova@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-2859-8799 ResearcherlD: Q-3507-2018 RSCI AuthorlD: 280230

Authors' contributions

Korableva A.A. - introduction, literature review, formulation of a hypothesis, conclusion, article design according to the requirements of the journal editorial board. Breusova A.G. - development of a method for assessing the level of maturity of the management system of the economic security of the region and its approbation, conclusion.

For citations

Korableva A.A., Breusova A.G. Key aspects of the economic security development in the practice of regional management (part 2). Herald of Omsk University. Series "Economics", 2023, Vol. 21, no. 3, pp. 107-117. DOI: 10.24147/1812-3988.2023.21 (3).107-117. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.