КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ ДЕПОЗИТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
О. А. ОРОДОЛЯТЧЕНКО,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Российский государственный гидрометеорологический университет, филиал в г. Туапсе
Сегодняшние проблемы в российском банковском секторе широко интерпретируются как проявление влияния мирового финансового кризиса. Однако проблемы в отечественной банковской системе имеют больше внутренние причины и связаны с нарастанием уязвимости российских банков в течение ряда последних лет. Это проявлялось прежде всего в виде ухудшения качества банковских активов, разрыва их связи с пассивами, повышения риска ликвидности и роста зависимости от внешних источников финансирования.
Мировой финансовый кризис лишь высветил низкое качество ресурсной базы российских коммерческих банков, существующие проблемы трансформации сбережений в инвестиции, краткосрочных источников в долгосрочные вложения, недостатки банковского менеджмента и обеспечения банковской ликвидности.
Нынешний кризис, по мнению автора, преимущественно системный, хотя в нем есть огромная финансовая компонента. Налицо три основные взаимодействующие между собой группы причин: фундаментальные, инструментальные и поведенческие [4, с. 50]. Это системный кризис общества в целом, его экономики и банковской системы в частности; кризис, который неизбежно должен привести к пересмотру многих ключевых позиций, в том числе и к мотивации развития финансовых институтов общества.
Рост вкладов (депозитов) физических лиц в 2009 г. отдельными аналитиками воспринимается как безусловная победа антикризисных мер Банка России и Правительства РФ, результат укрепления доверия населения к финансовой системе и показатель преодоления кризиса банковской ликвидности.
Безусловно, увеличение размера депозитов физических лиц, охваченных системой страхования вкладов, до 700тыс. рубл. в определенной мере повлияло на изменение объема привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц. Однако эта мера в большей степени предотвратила отток вкладов из коммерческих банков и «волнения населения по поводу сохранения своих вкладов» [5, с. 31]. Вероятно, увеличение в течение 2009 г. объема депозитов населения на 1 трлн руб. (на 01.01.2010 вклады физических лиц составили 6 998 751 тыс. руб.) в основном обусловлено увеличением ставок коммерческих банков по привлекаемым финансовым ресурсам. Кроме того, «угроза безработицы, которая стала сегодня очень реальна, заставила людей менять свое «сберегательное поведение» [3, с. 57]. Если ранее население было ориентировано тратить, то сегодня многие предпочитают положить деньги в банк. Следует отметить, что в 2009 г. при росте реально располагаемых денежных доходов населения страны на 1,9% расходы на покупку товаров и оплату услуг снизились на5,9 %.
В структуре привлеченных коммерческими банками депозитов наблюдается тревожная тенденция снижения доли долгосрочных вкладов со сроками хранения свыше трех лет. Так, за минувший год сумма таких вкладов в рублях и иностранной валюте возросла лишь на57 млрд руб. и составила 477 181 млн. руб., при этом их доля в общем объеме привлеченных кредитными организациями вкладов снизилась с 7,1 % (на 01.01.2009) до 6,8 % (на 01.01.2010).
По-прежнему значительной в составе привлеченных средств остается доля вкладов до востребования—на 01.01.2010 они составили 1 016 704тыс.
руб., или 14,5% от общего размера вкладов (депозитов), размещенных в коммерческих банках [6]. Основу вкладов составляют депозиты на срок от одного года до трех лет, доля которых в объеме привлеченных средств населения практически не изменилась.
С учетом того, что средства населения в течение прошлого года практически перестали поступать в другие сегменты финансового рынка (ценные бумаги, доли в ПИФах и пр.) и в значительных размерах осели «в чулках» граждан, успехи коммерческих банков по привлечению финансовых средств населения выглядят довольно скромно.
В этой связи необходимо в самое ближайшее время принять экстренные меры по изменению стратегии обеспечения устойчивости российской банковской системы, в основу которой должна быть положена единая целевая установка по реализации основной функции этой системы — обеспечивать современные потребности национальной экономики и граждан страны в размещении и привлечении финансовых ресурсов.
Банковский кризис высвечивает проблемы, рождаемые не только внутри банковской системы, но и далеко за ее пределами. Современное состояние российских банков — практически зеркальное отражение состояния отечественной экономики.
Это, в частности, сказывается на одной из важнейших проблем — смещении ресурсов банка к краткосрочным источникам и попытке решить вопросы долгосрочного кредитования за счет «коротких» денег. Изначально эта проблема порождена разрушением институтов сбережений населения, а в целом — неустойчивостью и деструктивной финансовой и денежно-кредитной политикой. Причем разрушение системы сбережений, выражающееся в политике Банка России и Правительства Российской Федерации по ограничению ставок коммерческих банков по привлечению депозитов, продолжается и в настоящее время, приобретая черты «заботы» о снижении ставок кредитования. Тем самым создается угроза существованию вкладчиков, и снижается степень возможности вовлечения в банковский бизнес такого мощного источника финансовых ресурсов, как сбережения населения.
По мнению автора, снижение процентных ставок по привлекаемым вкладам (депозитам) носит скорее субъективный, а не объективный характер [2]. Ведущие коммерческие банки, и прежде всего основной монополист рынка банковских вкладов — Сбербанк России, в период финансового кризиса и практического краха отечественного рынка ценных бумаг воспользовались сложившейся ситуацией, когда банковские вклады остались единственным способом сохранения сбережений,
для снижения ставок по привлекаемым ресурсам и увеличения прибыли.
Действительность такова, что снижение ставок по привлекаемым вкладам населения не привело к адекватному снижению ставок кредитования реального сектора и населения. Не выдерживают критики объяснения причины снижения процентов по привлекаемым финансовым ресурсам снижением официального показателя инфляции и значительным снижением ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России.
Во-первых, достигнутое в 2009 г. снижение официального показателя инфляции носило весьма временный характер и с лихвой компенсировалось ростом цен, в частности по услугам ЖКХ в начале 2010 г. Показатель инфляции оставался достаточно большим, тем более на фоне общемировых тенденций и дефляции в экономике отдельных стран.
Кроме того, ставки по привлекаемым денежным средствам должны быть выше показателя инфляции, так как депозиты должны приносить дополнительный доход, а не только компенсировать часть потерь от обесценения денег в результате инфляционных процессов. В 2009 г. многие банки устанавливали процент по привлекаемым вкладам, превышающий инфляцию, что впервые за несколько лет делало использование депозита выгодным.
Во-вторых, ставка рефинансирования Банка России не является регулятором процентных ставок по вкладам (депозитам). Расчет среднерыночного уровня ставок по привлекаемым коммерческими банками финансовым ресурсам с учетом ставки рефинансирования не отражает действительной картины спроса и предложения на рынке свободных денежных средств. Размеры рефинансирования коммерческих банков и обороты межбанковского рынка финансовых ресурсов, практически переставшего существовать в 2009г., несравнимы с объемами депозитных операций кредитных организаций.
Кроме того, большинство российских банков, особенно региональных, не использует в своей деятельности средства других коммерческих банков и Банка России.
На величину ставок по привлечению ресурсов влияет не столько размер ставки рефинансирования, сколько поведение лидеров рынка депозитов — квазигосбанков (Сбербанка России, ВТБ-24, Россельхозбанка и других коммерческих банков, пользующихся господдержкой). Совершенно очевидно, что Сбербанк России в силу своего особого положения [1, с. 8] может позволить себе выполнение указаний Банка России и Правительства РФ относительно снижения ставок по привлечению депозитов и обосновать «невыгодность» сохранения
ранее действующих ставок и тем более «пагубность» их повышения.
Однако, думается, в основе государственной финансовой политики в сфере развития банковского сектора экономики и в качестве главного приоритета банковской деятельности должна выступать забота о вкладчике. Роль и значение вкладчиков в деятельности коммерческих банков значительно выше значимости его собственников, так как сформированный акционерами (пайщиками) капитал банка позволяет лишь обеспечить начало работы кредитной организации, а в основе последующей деятельности банка лежат финансовые ресурсы, принадлежащие сберегателям-вкладчикам. Поэтому из финансовых посредников, довольно вольно распоряжающимися доверенными денежными средствами юридических и физических лиц, коммерческие банки должны трансформироваться в коалицию вкладчиков с учетом уникальной роли последних в деятельности банков. Таким образом может быть обеспечено бесперебойное, стабильное, взаимовыгодное депозитное финансирование банковской деятельности, которое продолжает оставаться основной формой мобилизации финансовых ресурсов подавляющего большинства российских коммерческих банков.
В условиях сокращения внешних (иностранных) заимствований, уменьшения объемов свободных денежных средств предприятий, стагнации межбанковского рынка кредитов и депозитов и ограниченной помощи финансовыми ресурсами со стороны Банка России возрастает значение четкой организации привлечения депозитов, особенно долгосрочных. Реализация стратегии устойчивого развития российской банковской системы — жизненно важная проблема для отечественной экономики и государства.
Концептуальной основой такой стратегии является обеспечение экономической безопасности отечественной банковской системы на основе использования для ее развития преимущественно внутренних финансовых ресурсов. Таким источником как для банковского сектора, так и для экономики в целом являются сбережения населения. Потенциальные возможности вовлечения денежных средств народа в банковский бизнес и использования для нужд экономики весьма сложно оценить. Однако проблема не в отсутствии этих средств, хотя у значительной части россиян сбережения как таковые отсутствуют, а в ограничении возможностей их мобилизации и использования, в частности в банковском бизнесе и в целом в экономическом развитии страны.
Так, на протяжении ряда лет сумма наличности продолжает составлять не менее трети всей
денежной массы. За пределами ресурсной базы российских банков остаются денежные средства в объеме наличных денег в обращении и сбережениях в огромных размерах. Объем денежной базы в узком определении, представляющий собой денежные средства на руках у населения с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций и остатков на счетах обязательных резервов по привлеченным средствам, депонированных в Банке России, на 01.03.2010 составил 4 трлн 479,5 млрд руб. [6]. Причем наблюдается тенденция роста данного показателя за счет «матрасных сбережений».
Для модернизации депозитного финансирования как основной формы обеспечения финансовой деятельности российских коммерческих банков, по мнению автора, государству необходимо осуществить реализацию ряда мер, среди которых можно отметить следующие.
1. Изменение не облагаемой налогами ставки привлечения банковских депозитов до уровня двухкратной ставки рефинансирования, установленной Банком России.
2. Дифференциация максимальных размеров страхового возмещения депозитов с приоритетом значительного увеличения данного показателя по долгосрочным вкладам. Такие депозиты в ближайшей перспективе должны быть охвачены системой страхования вкладов в полном объеме по дифференцированной ставке.
3. Приоритетное размещение собственных средств и резервов Банка России на депозитных счетах в российских коммерческих банках.
4. Использование дифференцированной ставки по обязательным нормативам в зависимости от срока привлечения денежных средств коммерческими банками. Долгосрочные депозиты должны облагаться по минимальным ставкам отчислений, поэтому при увеличении данных показателей в посткризисный период, на взгляд автора, целесообразно сохранить ныне действующую ставку— 2,5%. Банку России необходимо отказаться от существующей практики установления единых нормативов обязательных резервов, не зависимых от сроков привлечения средств, субъектов депозитных отношений и валюты депозитов.
5. Изменение ставки налогообложения доходов населения от размещения свободных денежных средств на депозитных банковских счетах. Возможно введение моратория на применение существующей ставки налогообложения в части доходов от долгосрочных депозитов, ограничение налоговых отчислений ставкой подоходного налога.
6. Государственная программа по активизации банковского кредитования должна основываться на материально-вещественной структуре
и финансовых ресурсах российской экономики, для чего необходимо заботиться прежде всего о сберегательной способности населения и стимулировании ее.
Инвестиционная концепция должна быть заложена и в основу будущей депозитной политики коммерческих банков. Она призвана стать ведущей стратегией развития отечественной банковской системы и стержнем посреднической деятельности банков, иначе неизбежны повторение банковских кризисов с еще более разрушительными финансовыми последствиями и усиление зависимости экономики России от внешних источников заимствования.
В этих условиях политика по формированию привлеченных ресурсов коммерческого банка должна быть неразрывно связана с его финансовой политикой и представлять собой форму реализации финансовой философии и главной финансовой стратегии банка в разрезе одного из наиболее важных аспектов банковской деятельности — мобилизации привлеченных финансовых ресурсов.
Таким образом, будущее российской банковской системы, отечественной экономики и благосостояния населения страны, в значительной мере обусловленное уровнем развития депозитного финансирования, в настоящее время определяется слаженными и продуманными действиями Правительства Российской Федерации, Банка России и всего банковского сообщества при решении проблем формирования ресурсной базы банков за счет преимущественно внешних источников финансирования с надлежащим инвестиционным качеством привлекаемых финансовых ресурсов.
Преодоление системного банковского кризиса в России, периодических его обострений (особенно на фоне глобального финансового кризиса), устранение латентного кризиса банковской ликвидности требуют обеспечения воспроизводственной функции банковского сектора российской экономики на основе вовлечения в банковский бизнес накоплений физических и юридических лиц и стимулирования процесса накопления (сбережения).
Нестабильность и низкая воспроизводственная функция российских банков напрямую связаны с недостатками денежно-кредитной политики, осуществляемой Министерством финансов РФ совместно с Банком России, и банковской политики кредитных организаций. Поэтому изменение приоритетов в стратегии и тактике государства и всех звеньев российской банковской системы становится жизненно необходимым условием модернизации отечественной экономики и обеспечения экономической безопасности общества.
Список литературы
1. Дробышевский С., Пащенко С. Анализ конкуренции в российском банковском секторе. М.: ИЭПП, 2006.
2. Климентъев В. А. Игры со ставками // Дайджест-финансы. 2010. № 1 (181).
3. Мехряков В. Российские банки: решение назревших проблем // Аналитический банковский журнал. 2009. № 8 (171).
4. Сенчагов В. ^.Финансовый кризис: механизм преодоления // ЭКО. 2009. № 2.
5. Спицин С. Ф. Искать новые инструменты и новые формы //Банковскоедело. 2009. № 8.
6. URL: http://www. cbr. ru.