Научная статья на тему 'Клубы исторического танца - мода или способ сохранения культуры?'

Клубы исторического танца - мода или способ сохранения культуры? Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
419
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / ХОББИ / КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТАНЦА / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / DANCE / HOBBIES / CLUB OF SOCIAL DANCE / PRESERVATION OF CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тарасова Юлия Борисовна

Статья посвящена анализу результатов исследования клубов любителей исторического танца, которое проводилось специалистами кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств. Освещаются основные социально-культурные характеристики участников коллективов, определяется миссия данных объединений в современной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clubs of social dance - fashion or a way to save culture?

The article is devoted to analysis of results of social dance fans research, which has been fulfilled by specialists of chair of culturology and sociology of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. It illustrates main socio-cultural characteristics of the teams participators; it defines the mission of these units in the modern culture.

Текст научной работы на тему «Клубы исторического танца - мода или способ сохранения культуры?»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 74-77.

Ю. Б. Тарасова

КЛУБЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ТАНЦА -МОДА ИЛИ СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ?

Статья посвящена анализу результатов исследования клубов любителей исторического танца, которое проводилось специалистами кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств. Освещаются основные социально-культурные характеристики участников коллективов, определяется миссия данных объединений в современной культуре.

Ключевые слова: танец, хобби, клуб любителей танца, сохранение культуры.

Своеобразной формой объединения молодежи, имеющей свою специфику, самобытность, историю и традиции, свой способ рождения и реализации инициатив, является любительское движение. К основным чертам любительства, как известно, относят добровольное стремление к избранному роду деятельности, увлеченность, осуществление этой деятельности в свободное от основной работы и учебы время, бескорыстие и общественный характер решаемых любителями задач. В молодежной среде любительские объединения возникают, как правило, на волне интереса к новому, модному явлению. Именно так сформировалась хип-хоп культура, сообщества поклонников паркура или аниме и т. п.

Объект нашего исследования не укладывается в рамки традиционных представлений о молодежной культуре. Основной вид деятельности выбранных для анализа любительских объединений - историко-бытовая стилизация. Участники занимаются воссозданием исторического контекста выбранной эпохи с помощью танца, с изучением нравов и обычаев определенного исторического времени.

В Челябинской области существует порядка 15 клубов и студий исторического танца. Эти коллективы активно контактируют друг с другом, а также с ролевым движением (толкинисты, реконструкторы, ролевики) и с неформальными объединениями другого плана (музыкальные группы, экстремалы) в том числе в других городах. Несмотря на то, что для достаточно большого региона количество клубов незначительно, они динамично развиваются и становятся все более и более популярными. Так, в наиболее известных клубах Челябинской области численность участников за пять лет выросла от 10 до 150 человек в каждом.

С чем же связано увлечение молодых людей танцевальным искусством в столь экзотической для современности вариации? Каковы мотивы участия молодежи в данных объединениях? Попробуем ответить на эти вопросы. Представим социально-культурный портрет клубов исторического танца, составленный на основе результатов исследования, проведенного специалистами кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств.

В рамках исследования были опрошены преподаватели исторического танца из Чехии, Великобритании, Италии, выступившие в качестве экспертов, руководители и участники клубов любителей исторического танца Челябинска (анкетный опрос, 118 человек) и Челябинской области (Интернет-опрос, 76 респондентов). Главным образом, это члены клуба «Г.А.Т.Т.А.К.А.», студии «Академия изящных искусств», коллектива «Тени ветра» (Челябинск), «Зов» (Магнитогорск), «Королевство» (Миасс), а также люди, не занимающиеся постоянно в каких-либо объединениях, но активно посещающие мастер-классы, балы и фестивали. Руководителями практически во всех клубах являются непрофессионалы-энтузиасты. Около половины клубов Челябинской области существуют 1-3 года (55,3 %), четверть клубов - около 1 года (25 %) и 19,7 % коллективов существуют 4-5 лет. Занятия в большинстве клубов (64,1 %) бесплатные.

Среди опрошенных оказалось 34 % юношей и 66 % девушек. Такое соотношение представителей разного пола в целом характерно для современных клубов любителей танца. Однако здесь необходимо уточнить, что в клубах любителей кельтики юноши составляют, как правило, 1/5-1/7 часть от всех

участников. Большинство участников (в среднем 67 %) - люди в возрасте 21-26 лет, в основном это студенты и только что окончившие вуз молодые специалисты. Преобладание учащейся молодежи объясняется тем, что подобные объединения создаются зачастую на базе вузов, где творческие инициативы могут найти поддержку. Попутно заметим, что не всегда и не всеми клубы исторического танца воспринимаются однозначно. Представители старшего поколения в большинстве своем относятся к историческим танцам в исполнении молодых положительно. Возможно, они видят в этом альтернативное занятие для молодежи, гораздо более полезное, чем компьютерные игры, увлечение алкоголем и др. Им нравится, что этот вид деятельности позволяет студентам улучшать физическую подготовку, повышать свой культурный и образовательный уровень. В молодежной среде диапазон мнений довольно широк: от высмеивания до поддержки. По словам одного из участников, «иногда к нам относятся как к сектантам, есть люди, которые говорят что это дурость, ненужная трата времени - но мы все равно приходим и танцуем».

39,5 % участников занимается в коллективах от 1 года до 3 лет; можно предположить, что большинство из них занимается со дня основания коллектива. Примерно треть участников посещают клубы около 1 года (31,5 %).

Главным образом, участники узнают о клубе через своих знакомых и друзей, которые в этом объединении занимаются. Некоторые встречают информацию в Интернете, на сайтах клубов. И третий вариант - когда студенты приходят в клуб, увидев его выступления на фестивалях, конкурсах или концертах. Причем вход открыт для всех желающих вне зависимости от имеющегося хореографического опыта, возраста и пр. Иными словами, клубы любителей исторического танца укрепляют свои позиции традиционным для многих молодежных движений способом, сплачивая единомышленников и предоставляя возможность любому проявить свой творческий потенциал.

Для нашего исследования было важно выяснить мотивационные установки участников, влияющие на выбор клуба. Наиболее популярным ответом было «просто люблю танцевать» (72,4 %), однако также значимо влияние референтных групп, увлечение танцами друзей и знакомых (52,4 %) либо увлечение

историей (47,6 %). Каждый третий пришел в клуб, чтобы научиться танцевать (32,6 %), каждый четвертый (25 %) хочет выступать на сцене.

При этом практически никто из опрошенных не считает, что этот вид деятельности является модным. Как считают эксперты, молодежь привлекает как история, так и эстетика бала. По словам одного из руководителей, «многим молодым людям свойственно танцевать, рисовать, а уж сшить себе красивое бальное платье и станцевать вальс - это исполнить мечту». Действительно, балы как одна из форм презентации историко-быто-вого танца весьма отличается от вечеринок в ночных клубах, дискотек особыми нормами этикета, атмосферой торжества, которые дают возможность современным молодым людям ощутить себя в иной роли. Возможно, студенты воспринимают себя как представителей особого круга, некой культурной элиты общества. Историко-бытовой танец в свое время являлся отличительной чертой, занятием аристократии. Ее романтический ореол и все связанное с ней привлекает современную образованную молодежь. Не менее значимым фактором может быть и то, что новое поколение несколько устало от широко распространенных проявлений поп-культуры, ему хочется найти более интеллектуальное и утонченное занятие.

Подтверждением этих гипотез можно считать то, что хобби респондентов существенно отличается от массовых занятий современной молодежи. Среди своих увлечений (помимо танцев) участники опроса называют ролевые игры (52,5 %), спорт (46,7 %), активный туризм (46,7 %), историческое фехтование (41,5 %), посещение театров, выставок (38,1 %), занятия музыкой, живописью (35,6 % и 26,3 % соответственно). Вероятно, именно такая специфическая система ценностных ориентаций стала базисом для формирования увлечения историко-бытовы-ми танцами. Впрочем, возможна и обратная связь, когда хореографическое искусство становится не просто единственным досуговым занятием, но определяет интерес к смежным видам деятельности, позволяющим наиболее полно осознать дух определенной исторической эпохи.

Интересно и другое наблюдение. Участники опроса ориентированы не на пассивный домашний досуг, а на активные виды дея-

76

Ю. Б. Тарасова

тельности. Имея уже, как правило, сложившуюся систему ценностей, они стремятся к проявлению инициативы. Это дает основания полагать, что участники клубов обладают потенциалом не только к сохранению, воспроизводству, но и к созданию культурных ценностей. Для культуры любого общества это может стать одним из важнейших факторов дальнейшего развития.

Вместе с тем в ответах на вопрос о том, что дают участникам занятия в клубе, респонденты демонстрируют определенный индивидуалистский прагматизм. Это получение знаний и умений в определенной области (35,9 %), возможность с пользой проводить свободное время (40,8 %), повышение общего культурного уровня (41,5 %), возможность самовыражения и раскрытия своих способностей (43,4 %), улучшение своей физической подготовки (44,8 %). Более значимым результатом является общение с близкими по интересам людьми (54,9 %).

В ответах на этот вопрос можно увидеть довольно существенные расхождения во мнениях членов клубов Челябинска и членов клубов из других городов региона. Так, например, повышение общего культурного уровня в два раза более значимо для жителей области. Челябинцы же, главным образом, ценят возможность самовыражения и получение знаний и навыков танцевального искусства. В любом случае, демонстрируя подлинное увлечение исторической хореографией, определенная часть всех опрошенных занимается самообразованием по выбранному виду деятельности, в том числе посещает мастер-классы (63,6 %), смотрит исторические фильмы (58,5 %) и видеозаписи концертов (50 %), читает книги - 35,6 %. Известно, что подобные занятия не являются достаточно распространенными в молодежной среде. Поэтому можно с уверенностью говорить, что таким способом участники клубов не только расширяют свой кругозор, но и дистанцируются от масс. Впрочем, уже само увлечение историко-бытовыми танцами становится основанием для выстраивания социально-культурных различий. В противовес многим представителям современной генерации, ориентированных на массовую культуру настоящего, участники коллективов исторической стилизации выбирают ценности элитарной культуры прошлого. Скорее всего, сохранение элементов культуры ушедших эпох

пока не осознается респондентами как значимая деятельность. Несмотря на это, можно утверждать, что даже если интерес к историческим танцам у молодых людей со временем угаснет, их ориентации неизбежно будут связаны с устойчивыми, а не сиюминутными культурными ценностями. Они потенциально готовы к выбору либо созданию того, чего не обнаруживают в предлагаемом культурном потоке.

Еще один немаловажный аспект культуры получил оценку респондентов, когда в ряду других вопросов мы предложили назвать отличия клуба, в котором они занимаются, от других подобных объединений. Большинство отмечает теплоту общения (75 %), живой интерес к танцам (73 %), поддержку, взаимовыручку (54,9 %). Вместе с тем, участники опросы указывали и на такой момент, как отсутствие взаимопонимания (30,3 %). Из ответов становится очевидным, что главным цементирующим фактором существования клубов являются личностные коммуникации. Это подтверждает и позиция руководителей коллективов, которые считают, что танец не является ключевой ценностью, вокруг которой собирается группа. Такой ценностью, по их мнению, является межличностное общение. Танец же является одним из главных мотивов для прихода в клуб, а также инструментом для самовыражения и самореализации участников. «Народ приходит не только ради танца, народ приходит ради бала, ради общения на балу. А общение на балу - это не только танец. Это какое-то духовное взаимодействие участников... их отношение к жизни...».

При этом коммуникации осуществляются в разных формах и на разных уровнях. Общение участников коллектива продолжается и за пределами танцевального зала - это совместные прогулки, выезды на природу, турпоходы, домашние посиделки у кого-либо из членов клуба, общение в Сети и т. п. В большинстве клубов дружеская атмосфера поддерживается за счет традиционно проводимых мероприятий, таких как календарные праздники, дни рождения клуба, его участников и преподавателей, выпускные вечера, посвящение в члены коллектива и др.

Единомышленников участники клубов исторического танца находят, принимая участие в «Весне студенческой», ролевых фестивалях, конвентах, балах, конкурсах, се-

минарах, мастер-классах. Причем подобные мероприятия воспринимаются участниками клубов не только как способ найти друзей, но, прежде всего, как возможность научиться новому, получить заряд положительных эмоций. Поэтому, несмотря на естественное стремление победить в каком-либо конкурсе, не стоит рассматривать это как претензию любителей на профессионализм.

И руководители коллективов, и эксперты считают, что есть огромная разница между историко-бытовым танцем, который исполняют профессиональные танцоры, и тем танцем, которым занимаются клубы. Главное в профессиональном танце - показательность, профессионалы танцуют для зрителя. Любители танцуют в первую очередь для себя, танец становится инструментом, основой для общения с партнерами. «Профессиональный коллектив - это уже работа, а не хобби. А любительский коллектив это именно от слова "любить", "мы получаем удовольствие от процесса, танцуем не для того, чтобы на нас смотрели, а друг для друга"».

Межличностное, межкультурное взаимодействие, которое неизбежно возникает в танце при непосредственном участии непрофессионалов, способствует формированию и устойчивых социальных групп, и развитию диалога культур в синхронном и диахрон-

ном аспектах. Поэтому не случайно в более широкой трактовке танец, в котором демонстрируются не столько хорошо отточенные, правильные движения, а положительные эмоции, получили название social dance (социальный танец).

Эта социальная и культурная направленность танцевального движения дает веские основания полагать, что его количественные характеристики будут меняться. Все респонденты единогласно подтверждают, что интерес к историческим танцам растет: «...в России очень много интересующихся. Каждый раз, когда приезжаю сюда, я встречаю все больше и больше людей, желающих заниматься историческими танцами».

Действительно, сегодня исторические танцы становятся все более популярными в молодежной среде, причем не только у отпрысков дворянских родов. Огромное и все возрастающее число молодых людей (главным образом, студентов) по всему миру увлекаются исполнением этих танцев, воспроизводя и все нормы этикета той или иной эпохи, стиль одежды, манеру речи и поведения. Это дает основания утверждать, что в современном обществе формируется новая культурная элита, способная не только идти в ногу со временем, но готовая к целенаправленным действиям по сохранению и развитию культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.