Научная статья на тему 'Клубный гемблинг как социокультурный феномен: исторические аспекты развития в отечественной и зарубежной культуре'

Клубный гемблинг как социокультурный феномен: исторические аспекты развития в отечественной и зарубежной культуре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горбачева Е. Г.

Club gambling as a social and cultural phenomenon: historical aspects of development in Russian and Western cultures. The article is devoted to the analysis of the general trends in commercial clubs development in Russia and abroad. Implementing the historical analysis of the club culture development, in this paper the author introduces the concept of «commercial club gambling» in the set of scientific categories of the theory of social and cultural activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Club gambling as a social and cultural phenomenon: historical aspects of development in Russian and Western cultures

Club gambling as a social and cultural phenomenon: historical aspects of development in Russian and Western cultures. The article is devoted to the analysis of the general trends in commercial clubs development in Russia and abroad. Implementing the historical analysis of the club culture development, in this paper the author introduces the concept of «commercial club gambling» in the set of scientific categories of the theory of social and cultural activity.

Текст научной работы на тему «Клубный гемблинг как социокультурный феномен: исторические аспекты развития в отечественной и зарубежной культуре»

Азартные игры появились еще на заре цивилизации. Игровые технологии предполагают введение экстремальных условий, однако данный факт нельзя назвать патологией. На Востоке и на Западе с удовольствием предавались азартным играм в коммерческих клубах.

Английское слово «club» произошло от саксонского «clubbe», что первоначально означало палку, а затем складчину, долю, которая приходится по раскладке на каждого члена собрания, и, наконец, это же слово обозначало само собрание. По-немецки английское «club» звучало как «klub», во французском использовали слово «cercle», в России это слово сначала произносили и писали как «клоп» или «клоб», а со второй четверти XIX в. в употребление постепенно входит современный вариант - «клуб» [1].

Анализируя в целом широкий и пестрый спектр английских клубов на первой стадии их развития (XVII - и особенно XVIII вв.), мы можем заключить, что клубы того времени при всем их разнообразии имели некоторые объединяющие их черты: это были в основном закрытые и стабильные по составу, времени, целям и характеру общения досуговые собрания людей; место их встреч не было столь постоянным, (разные таверны, кофейни, другие помещения), деятельность таких носила арендный характер. «Но как не разнообразны по своему социальному и по тону их жизни клубы... во всех них мы увидим одни и те же черты, сближающие их между собою. Везде, где клуб выступает перед нами как живое социальное явление, везде мы видим приблизительно одни и те же черты его внутренней жизни, одно и то же внутреннее содержание. Это содержание можно было бы сформулировать тремя словами: беседа, игра, еда» [2].

Существовали клубы и во Франции. Первоначально словом «cercle» называли собрание придворных дам, которые сидели вокруг королевы, образуя круг. Со времен Людовика XIV так стали называть общества мужчин и женщин, собиравшихся по вечерам для беседы. В Германии и США также существовали клубы как политического, так и увеселительного характера.

В России XVIII - начала XX вв. существовало огромное множество различных объединений как организованных (общества,

собрания, клубы), так и неформальных (салоны, кружки, вечера), удовлетворявших естественное стремление людей к общению. Общественные организации присутствовали во всех сферах жизни социума: политике, экономике, просвещении, науке, культуре, здравоохранении, благотворительности, организации досуга и развлечений. В последней области наибольшее значение приобрели различные клубы.

Высшее общество Москвы и Санкт-Петербурга почти одновременно объединилось в два столичных Английских клуба, которые в дальнейшем оказали большое влияние на зарождавшиеся в дворянской России демократические традиции. Английский клуб, который официально именовался Санкт-Петербургское Английское Собрание, был создан в 1770 г. по образцу классических английских клубов и просуществовал около полутора веков. К 1772 г. относятся первые свидетельства о Московском Английском клубе. Вскоре мода на создание клубов охватила провинцию, через сто лет уже было сложно найти город, где не существовал бы свой клуб.

Клубы помогали человеку преодолеть одиночество, почувствовать сопричастность к общему, выполняя тем самым важную коммуникативную функцию. В клубах можно было приятно провести время, обсудить последние политические и городские новости, светские сплетни, завести полезные знакомства, завязать связи в обществе, а также насладиться великолепной кухней, поиграть в карты, бильярд или кегли.

Клубное общество формировало вокруг себя неповторимую общественную ауру. Меценаты и благотворители пользовались в клубе большим почетом. Вокруг их деятельности создавалось положительное общественное мнение, социальная поддержка. Для получения средств на благотворительность своеобразным «налогом» была обложена страсть отдельных членов клуба к карточной игре. Штрафная сумма собиралась за время, проведенное в клубе за карточным столом в неурочные часы, когда формально клуб был закрыт. Азартным игрокам штрафные деньги казались копейками, особенно когда речь шла о ставках в сотни и тысячи рублей. Так «порочные» страсти помогали делам богоугодным.

История свидетельствует, что никакие указы и полицейские меры не могли остано-

вить карточную игру. Несмотря на запрет, азартные игры «железка» и баккара процветали в московских клубах на рубеже Х1Х-ХХ веков, в особенности в Английском Клубе.

Не слишком строгие правила после революции 1905 г. перестали соблюдать вовсе. В азартные игры стали играть практически во всех клубах двух столиц. В. Л. Гиляровский писал, что «...Правительство боялось только революционеров, а все остальное поощряло: разрешало шулерские притоны, частные клубы, разгул, маскарады, развращающую литературу, - только бы политикой не пахло» [3].

С увеличением большого количества заведений, в которых официально были разрешены коммерческие игры, в клубах допускались запрещенные администрацией азартные игры в карты и всевозможные механические приспособления. Помимо этого, существовала масса тайных игорных притонов, где главным доходом его содержателей служила продажа карт, колода которых продавалась по 3 рубля, а игра стоила 6 рублей. Игры в карты тайно велись в отдельных кабинетах, ресторанах и номерах гостиниц.

Естественно, что в таких условиях широкое распространение получило шулерство. Карточные мошенники относились к самой элитной части преступного мира. Наиболее мастистые игроки назывались «червонными валетами». Любители легкой наживы, которые в своей игре использовали всевозможные шулерские приемы, в указанный период находились под строгим контролем полиции.

Так, при Петроградском военно-революционном комитете была образована специальная комиссарская должность «по борьбе с алкоголизмом и азартом». Решительность, с которой большевики начали борьбу с азартными играми, объяснялась не только дореволюционной традицией или заботой о нравственном облике строителей нового общества. В тайных притонах и полулегальных частных клубах нередко искали заговорщиков против советской власти. Сосредоточив первостепенное внимание на притонах и частных клубах, ВРК не упустил из виду и общественные собрания, первые из которых возникли в России еще в XVIII в. Они существовали за счет продажи билетов на спектакли, доходов от торговли в их буфетах и при-

были, получаемой от разрешенных здесь карточных игр.

Как следствие революционных преобразований, азартные игры исчезли из легальной общественной жизни. Это связано с тем, что был уничтожен тот слой населения, который играл в карточные игры, посещая клубы, частные собрания. Хотя официально азартные игры не были запрещены, в Москве существовали закрытые игорные дома [4]. В 1920-х гг. поклонники азартных игр переместились на частные квартиры, в новые, нелегально открытые заведения. Карточная игра имела несравнимо большой размах, чем это отражено в милицейских сводках. Любители перекинуться в карты «на деньги» и «просто так» находились среди рабочих и служащих, интеллигенции и военных.

В годы нэпа было утверждено постановление Совета народных комиссаров № 651 «О разрешении частных заведений с неазартными играми» от 11 августа 1922 г., которое разрешало открытие заведений для платной игры в неазартные игры в каждом особом случае с разрешения губернского и уездного управления. Игры, согласно постановлению, делились на не азартные (бильярд, кегли и т. п.), и игры для физических развлечений (карусель, качели и др.). Открытие заведений для игры в карты и лото не разрешалось.

Главным оправданием такой позиции была материальная заинтересованность местных властей. Получая определенный процент от дохода игорных клубов, губернские и городские правители тем самым пополняли свою казну. Часть доходов от игорного бизнеса шла также «в пользу Воздушного Флота», Всероссийскому обществу Красного Креста.

В 1930-е гг. азартные игры в общественных местах также встречались довольно редко. В определенной мере сказывались принятые со стороны милиции меры. Процветала так называемая «майданная» игра», которая велась в специальных местах, в основном среди уголовного элемента и богатых людей.

В 1960-х гг. азартные игры и игорное мошенничество вспыхивают с новой силой. Наиболее профессиональными игроками в карты являлись игроки-мошенники, утвердившиеся в уголовном мире под названием «каталы». Игры велись в местах, надежно скрытых от глаз общественности и милиции (дача, квартира, ресторан).

В начале 1980-х гг. появляется старая азартная игра. Одной из причин, способствующих развитию азартных игр в общественных местах, являлось отсутствие конкретных норм, предусматривающих ответственность за данные нарушения.

В 1990-е гг. перестройки, наряду с запрещенными азартными играми, открываются полулегальные казино. Игровые автоматы с денежно-вещевыми выигрышами устанавливаются в зданиях вокзалов, фойе кинотеатров, в метро, барах и ресторанах, других местах массового скопления людей.

Само понятие «игорный бизнес» на законодательном уровне появилось только после принятия Закона «О налоге на игорный бизнес» (1998 г.). Это определение дало название виду предпринимательской деятельности, которая связана с извлечением дохода в виде выигрыша и при этом не считается реализацией продукции.

Как следствие реализации закона коммерциализации игорного бизнеса, Россия в конце ХХ в. побила все рекорды индустрии азарта мирового бизнеса. По числу действующих казино российская столица обогнала большинство крупных городов России. В Санкт-Петербурге и Москве были созданы ассоциации деятелей игорного бизнеса, -объединяющие профессионалов игорной индустрии, сформирована широкая сеть учебных заведений по подготовке специалистов игорного дела. Таким образом, представители российского игорного бизнеса конкурировали на внутреннем рынке с законными фирмами игорной индустрии, обменивались и изучали опыт своих зарубежных коллег.

Фактически, коммерческие клубы сегодня - один из наиболее динамично развивающихся секторов гражданского общества. Налицо создание досуговой индустрии коммерческих клубов, увеличение количества предприятий отрасли, игорных заведений, объема выпуска и качества игровых автоматов и оборудования для казино.

Весной 1998 г. члены Совета попечителей публично объявили о возрождении Санкт-Петербургского клуба в качестве одного из центров современной общественной жизни Санкт-Петербурга. Продолжая исторические традиции, деятельность клуба об-

ращена к самому компетентному и профессиональному слою общества: политикам, государственным служащим, крупным бизнесменам, видным деятелям науки, культуры и искусства, которые сегодня в определенной степени лишены возможности неформального общения в неофициальной и не политизированной обстановке. Примером тому может служить Московский Английский клуб, успешно продолжающий с 1996 г. традиции предшественника. За годы своего существования Московский Английский клуб успел стать инициатором многих общественных проектов. Один из них - «Сокровища земли российской». В его основе - постоянное сотрудничество клуба с Третьяковской галереей и Русским музеем, помощь в создании документальных фильмов, проведении художественных выставок.

Подобные клубы занимают видное место в жизни демократических стран, являясь базой для согласования подходов к решению важнейших государственных вопросов и средой воспитания молодой элиты общества.

Таким образом, исторический анализ создания и развития клубной культуры в отечественной и зарубежной практике подтверждает наше утверждение о том, что гемблинг как процесс игровой деятельности пронизывает все формы существования клубного общения, является проявлением нормативного поведения в клубной игре, причем нормативность проявления гемблинга задается содержанием деятельности и кругом общения участников клубного объединения.

Возрождение традиций Английских клубов свидетельствует о стабилизации модер-низационных процессов в России и развитии современного клубного движения как образа жизни наших соотечественников.

1. Клубы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1895. Т. XV. Полутом 29. С. 424.

2. Петров А.А. Народные клубы (рабочие и крестьянские). М., 1919. С. 23.

3. Гиляровский В.Л. Москва и москвичи. М., 1967. Т. 4. С. 236.

4. Азарт. 1907. № 2. С. 24.

Поступила в редакцию 27.02.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.