Научная статья на тему 'Клубные учреждения в этнокультурном пространстве Кубани (1990-е годы)'

Клубные учреждения в этнокультурном пространстве Кубани (1990-е годы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
285
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛУБ / ФОЛЬКЛОР / ФЕСТИВАЛЬ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федина Татьяна Юрьевна

В настоящее время в Краснодарском крае целенаправленно ведется политика, ориентированная на сохранение и развитие традиционной культуры. Бережное отношение к культурному наследию народов, проживающих на территории региона, стало традицией, корни которой уходят в 1980-1990-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клубные учреждения в этнокультурном пространстве Кубани (1990-е годы)»

^ ^ "Культурная жизнь Юга России "

№ 2 (27), 2008

продуманная система, которая станет приоритетной в политике края» (2).

25 августа 1992 года в Краснодаре был учрежден I Международный фестиваль национальных культур «Культура сближает народы». В число его учредителей вошли: комитет по национальным вопросам, межнациональным отношениям и межрегиональным связям краевого Совета народных депутатов, департамент культуры и туризма администрации Краснодарского края, краевой на-учно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, Кубанская казачья Рада, а также ряд национально-культурных обществ.

Обращает на себя внимание концепция фестиваля, в которой последовательно прослеживается позиция руководства ЦНКК. Основные его цели сформулированы как «содействие сохранению и возрождению национальных культурных традиций народов, проживающих на территории края, консолидация усилий различных ведомств и учреждений с использованием разнообразных организационных форм, одной из которых является названный фестиваль» (3). Отсюда определяются следующие задачи:

« - всестороннее изучение проблем развития творческой деятельности национальных культур, обеспечение представляющих их национальных обществ научными исследованиями (архивными, библиотечными, музейными разысканиями, фоль-клорно-этнографиче скими исследованиями);

- изучение условий для создания консультационно-обучающих центров традиционной культуры, полная паспортизация фольклорных коллективов, организация устойчивой связи и сотрудничества с национально-культурными обществами;

- привлечение ведущих деятелей искусства, профессиональных и самодеятельных коллективов СНГ и сотрудничество с другими государствами;

- формирование общественного мнения в сфере художественного творчества национальных культур» (4).

К участию в празднике привлекались как самодеятельные, так и профессиональные фольклорные коллективы и исполнители «во всех жанрах (музыкальный и песенный фольклор, обрядовый фольклор, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство)» (5).

Фестиваль проходил в два этапа:

- в городах и станицах края, в местах компактного проживания этносов и этнических групп, в период с сентября 1992-го по август 1996 года силами местных оргкомитетов и национально-культурных обществ проводились народные праздники, выставки декоративно-прикладного творчества, традиционной народной кухни, народного костюма;

- в августе-сентябре 1996 года в Сочи и Анапе прошли региональные фестивали, а торжественное закрытие международного фестиваля состоялось в Краснодаре в октябре того же года.

Иными словами, I Международный фестиваль национальных культур «Культура сближает народы» рассматривался его учредителями как серия

мероприятий различных организационных форм, рассчитанная на длительный период времени (четыре года). Мероприятия первого этапа фестиваля, как правило, осуществлялись на базе районных, городских, а иногда и сельских домов культуры.

Открытие этого форума национальных культур состоялось 20 сентября 1992 года в Армавире, где прошел театрализованный праздник. В нем приняли участие как зарубежные (Турция, Украина), так и российские (Адыгея, Ростовская, Новосибирская области, Ставропольский, Алтайский края) фольклорные коллективы. Особенно широко было представлено народное творчество этносов, компактно проживающих в регионе. В рамках праздника проводилась также выставка работ народных умельцев «Мы дарим людям радость» (6).

В качестве примера мероприятия, характерного для фестиваля «Культура сближает народы», можно рассматривать краевой праздник зимнего фольклора народов Кубани, проведенный в январе 1993 года в Доме культуры города Гулькевичи. Он собрал представителей пятнадцати этносов. Открыл его атаман Кубанского казачьего войска В. П. Громов, который подчеркнул в своем выступлении необходимость сохранения в регионе обстановки взаимопонимания народов и их сотрудничества в деле возрождения Кубани и России. «Этнографический концерт» был построен в форме беседы о народах, проживающих на Кубани, их фольклоре, традициях проведения зимних праздников. Рассказ ведущего А. Н. Мануйлова иллюстрировали выступления самодеятельных коллективов, каждый из них представлял обряды своего этноса (7).

Следует сказать, что один из участников праздника - фольклорный коллектив хутора Кубанского Белореченского района - из-за отсутствия финансирования вынужден был собирать деньги на поездку необычным для наших дней способом - «ходили по хутору, щедровали». Это, безусловно, свидетельствует о бедственном положении клубных учреждений в кубанской глубинке в период экономических реформ. Тем более ценным является то, что местная власть не потеряла ориентиры в области духовной культуры под влиянием общероссийского кризиса, охватившего все сферы жизни общества.

В 1993 году в Анапе ряд учреждений культуры (городской Дом культуры, Дом детского творчества и Дом просвещения) был реорганизован в единый Центр культуры, который пополнился самодеятельными коллективами профсоюзной сети. На базе учреждения нового типа проводился краевой праздник национальных традиций «Семейный очаг». В нем приняли участие 24 фольклорных семейных ансамбля, представлявших искусство немцев, болгар, молдаван, армян, ассирийцев, удмуртов, осетин и других народов, а также кубанских казаков. Фольклорный концерт получил название «Входыны», а заключительный концерт - «Вечерныца», что свидетельствует о стремлении организаторов подчеркнуть ведущее значение украинского начала в традиционной

№ 2 (27), 2008 "Культурная жизнь Юга России "

— 15

культуре кубанского казачества. В рамках праздника были проведены этнографическая выставка «Огонек дружбы» и фотовыставка «Родники» (8).

С 1992-го по 1996 год ежегодно проводился праздник-фестиваль национальных культур «Новороссияне». Активное участие в нем принимали самодеятельные коллективы Новороссийска, представлявшие немецкое, еврейское, чешское, украинское общества, фольклорные коллективы кубанских казаков, а также гости - адыги, крымские татары, армяне, греки и др. Программа мероприятия помимо концерта включала встречи с народными умельцами и демонстрацию народных обрядов (9).

К 200-летию Кубанского казачьего войска был приурочен фестиваль частушки. Впервые он проводился в марте 1993 года в Доме культуры станицы Шкуринской Кущевского района, т. е. непосредственно в среде носителей фольклора, в кубанской глубинке. Празднику предшествовал широкий подготовительный этап, включавший в себя районные смотры-конкурсы частушки как самодеятельных коллективов, так и отдельных исполнителей: «хоровые шуточные номера, хореографические миниатюры и театрализованные композиции» (10). Местом проведения III Всекубанского фестиваля частушки стал Краснодар. В краевой филармонии помимо конкурса исполнителей, искусство которых оценивало представительное жюри, состоялись концерты известных профессиональных коллективов, государственных ансамблей «Воронежские девчата», «Казачья вольница» и «Частушка» (под управлением Г. Заволокина). Программа фестиваля включала также творческую лабораторию для руководителей любительских коллективов. Художественное руководство взял на себя один из идейных вдохновителей конкурса и председатель жюри Иван Бойко, писатель, известный собиратель, обработчик и пропагандист кубанского фольклора. Таким образом, в действиях организаторов фольклорного праздника прослеживается стремление не только привлечь внимание общественности к одному из наиболее популярных жанров устного народного творчества, не только дать возможность наибольшему числу исполнителей и коллективов показать свое творчество, но и приподнять их на более высокий исполнительский уровень.

В 1993 году в Краснодарском крае праздновалось 200-летие основания ряда кубанских станиц - Кавказской, Старовеличковской, Каневской и др. В частности, в городе Кореновске был проведен праздник «Ты, Кубань, ты наша Родина», посвященный юбилейной дате образования Кореновского куреня и трех станиц района -Сергиевской, Дядьковской и Платнировской. В станице Кавказской - праздник «Вспомним, братцы, это время».

Не обделены вниманием властей в 1990-е годы и детские коллективы народного творчества. Многие из них были направлены на конкурсы и фестивали в другие регионы, а некоторые и за рубеж. Так, детский образцовый ансамбль

«Горлинка» из Тимашевска был удостоен диплома 2-й степени на международном фестивале-конкурсе «Рождественские каникулы» в Москве, выезжал по приглашению в Болгарию и Польшу. Для приобщения к фольклорному движению подрастающего поколения был учрежден фестиваль «Казачок». Он ежегодно проводится в городе-курорте Анапа с 1994 года. За 13 лет в этом празднике приняли участие более 7000 детей и подростков. Наряду с детскими коллективами клубных учреждений здесь демонстрируют свое искусство воспитанники кадетских корпусов, патриотических клубов и т. д. (10). Кроме того, с 1999 года в Лазаревском районе города Сочи проводится Всероссийский фестиваль фольклорных коллективов «Кубанский казачок», с инициативой учреждения которого выступили департамент культуры Краснодарского края и ГНТУ «Кубанский казачий хор». Идея кубанцев получила поддержку Федерального агентства по культуре и кинематографии и Государственного республиканского центра русского фольклора, которые и стали учредителями нового детского фестиваля.

В заключение необходимо отметить, что в условиях экономического и духовного кризиса 1990-х годов, «невиданного ранее межпоколенного культурного разрыва» в России (11), в Краснодарском крае последовательно осуществлялась политика преемственности культур. Позиция власти, основанная на принципе толерантности, способствовала диалогу культур проживающих здесь народов. Безусловно, важным фактором возрождения традиционной культуры кубанского казачества, а также компактно проживающих этносов региона стала деятельность Центра народной культуры Кубани, внесшего большой вклад в концептуальную разработку подхода к фольклорному движению. Руководители клубных учреждений и фольклорных коллективов, участники этих коллективов как непосредственные носители этнокультурного наследия, проявив бережное к нему отношение, не позволили кубанской культуре утратить свое многонациональное лицо.

Литература и источники

1. Захарченко В. Г. Спасти народные песни от забвения - значит спасти народ // Народное творчество. 1998. № 2. С. 7.

2. Центр народной культуры Кубани // Там же. С. 34.

3. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1731. Оп. 2. Д. 511. Л. 34.

4. Там же.

5. Там же. Л. 35.

6. Там же. Л. 5.

7. Там же. Л. 6.

8. Там же. Д. 526. Л. 8; Д. 528. Л. 14-20.

9. Там же. Д. 511. Л. 147.

10. Казачье лето в Анапе // Народное творчество. 2007. № 6. С. 9.

11. Лимонова М. А. Студенческая молодежь Российской Федерации в эпоху системных реформ (1985-2003 гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2007. С. 29.

"Культурная жизнь Юга России "

М> 2 (27), 2008

T.YU. FEDINA. CULTURAL CLUB INSTITUTIONS IN KUBAN'S ETHNOGRAPHY (1990'S)

At the present moment the policy, focused on the preservation and development of traditional culture, is lead on the territory of Krasnodar region. Careful treatment towards cultural heritage of peoples living at the region became a tradition which is deeply rooted in 1980-1990's.

Key words: club, folklore, festival, traditional culture.

X. M. АКИЕВА

ИНГУШИ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ

В статье анализируется творчество художников, которые работали на территории Чечни и Ингушетии 8 20-30-х годах XX века. Автор раскрывает формирование первых профессиональных чеченских и ингушских художников: П. 3. Захарова, Х.-Б. Б. Ахриева и Г.-М. А. Доурбекова. История искусства республик была бы неполной без раскрытия творчества русских художников, которые работали здесь в XX веке (Ф. М. Черноусенко и В. С. Шлипнев).

Ключевые слова: изобразительное искусство Чечни и Ингушетии, портретная живопись.

Опыт эстетического освоения человеком действительности закрепляется в различных сферах деятельности, прежде всего в искусстве, которое в отличие от других форм общественного сознания отражает действительность во всем богатстве и многообразии ее проявлений.

«Произведение художника становится фактом искусства, когда оно действительно значимо для людей, для жизни общества, т. е. когда оно способствует обогащению опыта человека, класса, общества, развитию его творческих способностей» (1). Г. Гейне писал: «Каждый человек есть Вселенная <..,> под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история» (2). Обратившись к истории изобразительного искусства вайнахов, мы можем убедиться, что «художник всегда выступал проводником тех или иных общественных взглядов, воззрений, идей» (3).

Произведения первых профессиональных художников Чечни и Ингушетии несут «художественную информацию о духовных исканиях, становятся энциклопедией духовной жизни общества на том или ином историческом этапе его развития» (там же). Отличительной особенностью их живописных полотен является то, что в них отражена действительность, а также мировоззрение и позиция самого автора. Искусствовед Т. М. Сурина справедливо отмечает, что «эстетический потенциал общества повышается, с одной стороны, приумножением художественных ценностей, с другой - способностью к их восприятию, совершенствованием эстетических отношений во всех сферах жизни» (4).

В истории становления и развития изобразительного искусства Чечни и Ингушетии можно условно выделить два периода: 1) дореволюционный (ярким представителем которого являлся художник Петр Захарович Захаров, чеченец по национальности) и 2) 20-40-е годы XX века. Это время формирования и становления ингушских художников Хаджи-Бекра Бачиевича Ахриева и Гази-Магомеда Албастовича Доурбекова.

Формирование художественного мышления и индивидуальных черт их реалистического стиля шло в тесной взаимосвязи с представителями передовой творческой интеллигенции России. Искусствовед А. Н. Савинов отмечает, что «русское искусство, достигшее больших успехов еще в XVIII — начале XIX века, нередко служило примером и школой для многих художников, искавших возможности через опыт русского искусства приобщиться к достижениям европейской художественной культуры» (5) .

Большой интерес у историков и искусствоведов вызывает творчество первого профессионального художника Чечни П. 3. Захарова. В течение почти ста лет живописец оставался малоизвестным. Вместе с тем его имя стоит в одном ряду с такими великими русскими художниками, как К. П. Брюллов, В. А. Гропинин, О. А. Кипренский. П. 3. Захаров создал целую галерею портретов своих современников, интерес к которым возрастает в настоящее время. Сегодня об этом живописце известно немного, в изучении его жизни и творчества еще предстоит большая работа.

В 1816 году в ауле Дады-Юрт (Гудермесский район) в чеченской семье родился мальчик, которому суждено было стать выдающимся художни-ком-портретистом первой половины XIX века.

Его детство пришлось на время Кавказской войны. В 1816 году командующим отдельным Кавказским корпусом был назначен генерал-лейтенант А. П. Ермолов, который разработал план окончательного утверждения русского владычества на Кавказе. Получив отказ от жителей аула добровольно уйти за реку Сунжу, он отдал приказ «окружить селение Дады-Юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное и, буде станут противиться, наказать оружием, никому не давая пощады» (6). Н. Ш. Шабаньянц в своей книге пишет, что из рук смертельно раненной женщины солдаты взяли окровавленного ребенка. Трехлетнего малыша А. П. Ермолов передал на воспитание казаку станицы Бороздиновской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.