Научная статья на тему 'Клуб в библиотеке как форма воспитания читательской активности'

Клуб в библиотеке как форма воспитания читательской активности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
132
15
Поделиться

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Н. П. Диденко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Клуб в библиотеке как форма воспитания читательской активности»

В последние годы Краевой детской библиотекой издано 4 книги, авторами которых стали сотрудники библиотеки. Это экологическая сказка для малышей «Приключения ежа Митро-фана», сборники «Деятели искусств Кубани», «Писатели Кубани - детям» и «Дети Кубани в годы Великой Отечественной».

С интересом специалисты разрабатывают электронные продукты для детских библиотек края. Уже увидели свет: «Виртуальное путешествие по Екатеринодару-Краснодару», «Тропа к Чехову», «Загадки Бабы Яги», «Русь изначальная», «Правители России», «Опаленная Кубань», «Олимпийские боги в искусстве», «Исповедь солдатского сердца», «Звезды спорта Кубани», «Любимый уголок России. Природа Краснодарского края», «Поэт нашего времени» и другие.

Ежегодно научно-исследовательский сектор научно-методического отдела проводит исследования по вопросам детского чтения, анализирует результаты работы и намечает пути повышения эффективности деятельности детских библиотек края.

В Краевой детской библиотеке организован Научно-методический совет, в состав которого вошли ведущие специалисты библиотеки. На заседаниях совета обсуждаются вопросы комплектования, информационно-библиографического обслуживания пользователей, участия детских библиотек в конкурсах всероссийского и краевого масштаба, а также реклама и пиар-деятельность детских библиотек края.

Ежегодно специалисты Краевой детской библиотеки разрабатывают и выпускают методические материалы (более 50) в помощь детским библиотекам для работы с детьми и подростками. В библиотеке создан редакционно-издательский отдел, который разрабатывает структуру материала, включая внешнее и внутреннее оформление. Регулярно создаются и распространяются методические рекомендации по разным направлениям деятельности, например, на тему: «Безопасный Интернет»; проведение социально-культурной акции «Биб-лионочь»; празднование Дня библиотек «Библиотечный прайм-тайм. Библиопрорыв»; летняя программа чтения, Неделя краеведения «Библиоэкспресс «Кубань»», рекомендации по привлечению детей, входящих в «группу риска». Совместно с Министерством культуры Краснодарского края Краевой детской библиотекой имени братьев Игнатовых была разработана долгосрочная краевая программа «Совершенствование деятельности библиотек Краснодарского края по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков (2012-2015 годы)». Рекомендации - методическое письмо с образцами документов, необходимых для реализации Федерального закона от 29.12.2010 года № 436 - ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Работники библиотеки находятся в постоянном творческом поиске. Для достижения целей используем все формы и методы работы - организуем клубы по интересам, разрабатываем проекты, инициируем краевые акции, авторские программы, работаем с классами, группами, индивидуально с каждым юным читателем. Изучаем, каким авторам, жанрам, темам ребята отдают предпочтение, как влияют на выбор книги возраст, пол, социальная среда, их личные интересы, мода среди сверстников. Анализируя свою деятельность, мы строим планы на будущее.

Н. П. Диденко

КЛУБ В БИБЛИОТЕКЕ КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ

Работа с читательским активом - важное направление в деятельности отдела обслуживания детей от 11 до 15 лет Краснодарской краевой детской библиотека имени братьев Игнатовых. В библиотеке дети ищут не только интересные книги. Они нуждаются также в общении со сверстниками, библиотекарями, родителями, желают поделиться впечатлениями о прочитанных книгах. От взрослых ждут диалога о смысле жизни, о том, как найти свое призвание, и в каких книгах об этом можно прочитать.

Наш клуб «Книгочей» открыт для всех, кто любит читать, кто хочет обсуждать новые книги, кто стремится к общению и тянется к знаниям, кто хочет принимать участие в жизни библиотеки и привлекать своих друзей к чтению.

Цель клуба - с помощью лучших произведений художественной и научно-популярной литературы способствовать формированию всесторонне развитой личности, поддержать интерес читателей к духовному миру человека, стремлению разобраться в себе, понять мотивы своих поступков, почувствовать свое предназначение.

Основные задачи клуба:

- привлечение к чтению подростков 12-15 лет;

- создание среды для общения со сверстниками и обмена мнениями о прочитанных книгах;

- поддержка эмоциональной и интеллектуальной жизни подростка с помощью книги;

- создание условий для творческого развития и самовыражения читателя;

- воспитание культуры чтения и активного участия в жизни библиотеки.

В работе клуба используем разнообразные формы работы: диалоги, дискуссии, комментированные чтения, инсценировки, мультимедийные обзоры, интерактивные уроки, интеллектуальные игры, презентации, квесты, литературные конкурсы, марафон летнего чтения, тестирование и др.

Периодичность работы клуба - 2 раза в месяц. Программа клуба составляется с учетом плана отдела и детских предложений. Следует отметить, что и название клуба дети предложили сами.

Члены клуба сформулировали свой Устав. Основные положения Устава клуба «Книгочей»:

- посещать библиотеку не менее одного раза в месяц, аккуратно пользоваться книгами, вовремя продлевая их во всех отделах;

- привлекать в библиотеку новых читателей из числа одноклассников, друзей и родственников, знать правила библиотеки и уметь рассказать их новому читателю;

- знать структуру библиотеки и библиотечного сайта, систему расстановки книг на полке, уметь пользоваться электронным каталогом библиотеки;

- вести дневник чтения, писать отзывы на понравившиеся книги, создавать буктрейле-ры и презентации по любимым книгам.

Очень важно в работе клуба наличие лидера. Ими обычно становятся победители разных конкурсов, проводимых в отделе.

Активисты клуба «Книгочей» принимают активное участие в проводимых библиотекой проектах и акциях: «Библионочь», «Ночь музеев», «Марафон летнего чтения», «Выбираем книгу года», «Декабрьские чтения русской классики», «Читатель за кафедрой» (День библиотек), «Золотая строфа» (конкурс, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова). Благодаря творческой активности детей вышли три выпуска пособий с читательскими отзывами и рисунками «Оставайся на линии жизни», оформлены книжные выставки «Я читаю» и «Чтение - путь к себе».

Ведение клуба - это самая интересная, но и самая трудная, требующая ежедневной индивидуальной работы с читателем, часть нашей деятельности.

В клубах - будущее библиотеки, так как подростки всегда будут стремиться к общению, к творчеству, к самовыражению, к чтению. Наша задача - поддерживать эти стремления, используя самые современные формы индивидуальной и массовой работы с детьми.

Л. Г. Дурнева

ПРИГЛАШАЕМ ЧИТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ, МЕЧТАТЬ

(представление авторской программы «Мир детской библиотеки для детей и их родителей»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С отдела обслуживания детей до 11 лет начинается путь читателя Краснодарской краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых. Опровергая распространенное среди значительной части родителей мнение о том, что записывать в библиотеку ребенка необходимо только тогда, когда он уже самостоятельно читает, мы убеждены, что становиться нашим читателем никогда не рано. Ведь не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы тем самым создаем трудности для него, школьника. Очень важно заинтересо-