Научная статья на тему 'Клиповое мышление как феномен современности и его влияние на восприятие радионовостей'

Клиповое мышление как феномен современности и его влияние на восприятие радионовостей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3017
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / АНАЛИЗ / РАДИОНОВОСТИ / ФЕНОМЕН "КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ" / ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кожокарь Диана Андреевна

В статье рассматривается феномен «клипового мышления», его положительные и негативные стороны, по мнению ученых и исследователей. Также в статье представлен эксперимент, который показывает влияние «клипового мышления», а также других факторов на восприятие радионовостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клиповое мышление как феномен современности и его влияние на восприятие радионовостей»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Клиповое мышление как феномен современности и его влияние на восприятие

радионовостей Кожокарь Д. А.

Кожокарь Диана Андреевна / Kozhokar Diana Andreevna — бакалавр, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается феномен «клипового мышления», его положительные и негативные стороны, по мнению ученых и исследователей. Также в статье представлен эксперимент, который показывает влияние «клипового мышления», а также других факторов на восприятие радионовостей.

Ключевые слова: эксперимент, анализ, радионовости, феномен «клипового мышления», восприятие.

Мир развивается в своем многообразии. Начиная с конца прошлого столетия, человечество стало свидетелем множества открытий, которые не только изменили нашу жизнь, но и до сих пор оказывают на нее влияние. Безусловно, речь идет о новых технологиях. Эти изобретения заставили человека по-другому воспринимать информацию. Если раньше основным источником новостей были книги, то сейчас это уже не так, и печать все больше отходит на второй план.

Изобретение радио и телевидения позволили получать информацию более легким путем, при этом тратя уже меньше сил на анализ, чем при чтении. Благодаря Интернету информация стала распространяться еще большими потоками, и в современном мире человек не может полностью оградить себя от постоянно идущей информации, ведь даже отключив телевизор, радио, убрав все печатные издания, он все равно будет видеть наружную рекламу, слышать радио в такси или телевизор в офисе. Невозможность игнорировать потоки информации лишь одно из негативных последствий. Современные технологии ускорили привычный ритм жизни человека, а это значит, что и информация должна быть более сжатой, чтобы человек не тратил много времени на ее потребление и анализ. Короткие сводки новостей на радио и телевидении, ёмкие заметки в газетах и в Интернете -все это сменяет друг друга в большом информационном потоке и «приучает» человеческий мозг потреблять информацию быстро, практически не концентрируясь на определенном фрагменте, а переключаясь на следующий. Такое явление получило название «клиповое мышление». Более подробную информацию об этом феномене дает Семеновских Т. В. в работе «Клиповое мышление -феномен современности» [4].

Термин клипового мышления появился в философско-психологической литературе еще в конце 90-х гг. Он обозначает особенность человека воспринимать мир с помощью «короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа, либо теленовости» [4]. Зарождение данного явления произошло в СМИ, где информация стала подаваться в виде так называемых «клипов». Семеновских Т. В. пишет, что клипом называют в данном случае «короткий набор тезисов, подающихся без определенного контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность» [4]. Одна из особенностей клипового мышления в том, что человек может «выйти» из потока информации без ощущения незаконченности, а затем снова «влиться» в поток и, по сути, ничего не потерять. Это мы не можем сказать о прочтении книги. Например, если читать классический роман, а потом прервать свое чтение и «перескочить» через несколько глав, то уже нельзя понять сути, потому что большинство больших произведений имеют логическую структуру, и все элементы в нем зависят друг от друга и не могут существовать отдельно.

Отношение к феномену «клипового мышления» неоднозначное. С одной стороны, оно вполне закономерно для современного общества, которое перешло с линейного восприятия (чтение книг) информации на другой уровень. Многие исследователи находят в этом феномене положительные стороны. Журавлев С. И. в статье «Клиповое мышление как способ видения реальности» [3] приводит причины возникновения клипового мышления и доводы ученых в пользу данного явления. Докука С. В. в статье «Клиповое мышление как феномен информационного общества» [2] также согласен с современными психологами и считает, что клиповое мышление это дань времени. Несмотря на то, что способность человека анализировать информацию значительно снизилась, появилась возможность быстро переключаться между потоками информации. Более того, очень много информации находится в открытом доступе, всегда можно выбрать из общего потока нужную. По сути, объективная реальность открыта и позволяет человеку свободно ее анализировать. И если информация подается в небольшом

объеме, то ее легче запомнить. С линейным восприятием сложно ориентироваться в современном мире, а если человеку не свойственен данный способ, он, наоборот, легко может анализировать информацию разного времени, разной стилистики и из разных источников. В основном сегодняшнее восприятие - не глубинный анализ информации, а лишь выхватывание нужных «кусков» из общего потока. Однако встает вполне закономерный вопрос - как же человек может вычленить нужную информацию из общего потока, когда его восприятие некритическое, и лишено логики? В связи с этим стоит обратиться к классификации американского бизнесмена Джеймса Мартина, который делит людей на два типа: «люди книги» и «люди экрана». Первые обладают хорошим вниманием, они получают от книг информацию большими пластами, поэтому им легче сосредоточиться на чем-то одном и выделить суть. А «люди экрана» как раз воспринимают информацию блоками, они быстро откликаются на заявленную тему, но не могут долго ее поддерживать, им важно быстрее ее сменить [2, с. 170]. Но здесь Д. Мартин видит негативную сторону явления клипового сознания. Противоположной позиции придерживается доктор психологических наук Рада Грановская. В интервью журналу «Росбалт» она говорит о современном поколении, которое с легкостью может выполнять несколько дел одновременно и быстро включаться в работу [6]. Это поведение, по мнению психолога, является закономерным, и люди с таким мышлением сейчас больше востребованы, несмотря на низкую способность к анализу, «потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное» [6].

Однако есть у данного феномена и отрицательные стороны. Существует мнение, что люди, у которых преобладает клиповый вид мышления, легче поддаются манипуляции. У. Эко объясняет возможность манипуляции такими людьми тем, что вербальное сообщение (текст) может быть воспринято критически, а визуальное, скорее всего, будет восприниматься человеком как данность. Это утверждение разделяет Пудалов А. Д. в статье «Клиповое мышление - современный подход к познанию» [7]. Он делает акцент на молодежи, которая сейчас, по его мнению, теряет способность к анализу информации и построению логических связей. Такое поведение связано не только с появлением Интернета и программ для быстрого обмена информацией (например, SMS), но и с изменением структуры программ на радио и телевидении. Аналитические программы построены таким образом, что все аспекты проблемы, все факты, тезисы и выводы уже представлены потребителю, и ему не остается ничего, кроме как просто принять данную информацию за истину. Неспособность к анализу и какой-либо иерархической системе замечает у людей и Михаил Леонтьев, он считает, что клиповое мышление привело к тому, что у человека ухудшается способность видеть целостную картину мира, и то, что это не только новый тип мышления, но и уровень интеллектуального развития [5].

Почему именно визуальное восприятие приводит к таким последствиям? На эту тему рассуждает профессор философского факультета МГУ Федор Гиренок. Клиповое мышление, по его мнению, базируется не на опыте, а на воображении, которое может использовать «априорные ресурсы мышления» [1]. Так как у потока клиповой информации нет целостности, то он опирается на визуализацию целого, а не логическую связь между фрагментами. Поэтому люди больше доверяют тому, что показывается, а не тому, что они читают.

Информация в виде коротких отрезков негативно влияет и на восприятие человека с физиологической точки зрения: из-за того, что подача осуществляется фрагментами, и связанные между собой события «разнесены по времени». Так, получается, что мозг считает, что события связаны между собой, если они «имеют временную близость, а не фактологическую» [1].

Появление такого нового феномена заставляет задуматься над тем, как человек стал воспринимать информацию не только визуально, но и на слух. Радио, несмотря на технический прогресс, пожалуй, единственное СМИ, которое пользуется популярностью у слушателей. На сегодняшний день одной из тенденций развития радиостанций является большой рост новостного вещания. Люди стали больше интересоваться тем, что происходит в мире. Новости на радиостанциях может слушать абсолютно любая аудитория, поэтому новостной выпуск не имеет целевой аудитории. Блок новостей на любой радиостанции строится чаще всего по одной и той же схеме: сначала идут важные новости, затем новости в развитии, которые уже произошли, или новость свежая, но не имеющая большого значения для аудитории. Различия могут быть при подаче новостей. В акцентах, которые сделаны, следовательно, и восприятие у слушателя будет меняться.

Чтобы проследить реакцию слушателя на радионовость и посмотреть как повлиял феномен «клипового мышления» на восприятие аудиальной информации, был проведен эксперимент. Специально не использовалась уже готовая новость с радиостанции, потому что это может повлиять на восприятие испытуемого. В таких новостях существует «подложка», по которой порой можно идентифицировать радиостанцию. Поэтому данный фактор будет скорее отвлекающим, и испытуемый будет уже по-другому оценивать новость, потому что будет знать, к какой радиостанции она относится. Так, текст для новости был написан специально для эксперимента. Темой стало продление санкций против России. Эта

99

новость относительно нейтральная, потому что сами санкции были введены еще в позапрошлом году, и в сегодняшней ситуации это не является главной новостью. Были исключены темы, которые могли находиться первой в повестке дня радиостанции или быть связаными с историческими событиями. Это могло сделать результаты исследования нерепрезентативными, потому что испытуемый с большей вероятностью мог уже столкнуться с такой новостью и отвечать на вопросы, исходя из запомненной ранее информации, а не из только что услышанной.

Также были сформированы контрольная и экспериментальная группы, каждой из которых предлагалось прослушать новость и заполнить анкету. Все действия производилось участниками дистанционно. В исследовании использовалось массовое анкетирование, что позволило захватить большое количество людей. Всего в эксперименте прияли участие 65 человек. В контрольной группе находились 33 испытуемых, из них 16 женщин и 17 мужчин, в экспериментальной группе состояли 32 человека, из них 21 женщина и 11 мужчин. Возрастная группа всех участников эксперимента от 18 до 26 лет.

У каждой группы испытуемых новость звучала с разной скоростью. В контрольной группе длительность аудиозаписи составляла 1 минуту 19 секунд, что примерно равняется двум словам в минуту (из расчета, что новость содержит 179 слов). Для экспериментальной была дана аудиозапись с ускоренным темпом речи, время ее звучание составляло 1 минуту 06 секунд, то есть приблизительно 3 слова в минуту. Испытуемые могли прослушать новость только один раз, затем им предлагалось ответить на вопросы анкеты, которая была одинаковой для всех.

Первый блок содержит вопросы о поле и возрасте испытуемого. Во втором блоке присутствуют вопросы о том, как часто испытуемый слушает радио, и если да, то какой формат радиостанции он предпочитает. Ответы позволяют нам выявить зависимость восприятия новости от отношения испытуемого к радио в целом. Допустим, если человек часто слушает новостные радиостанции, то ему привычнее будет воспринимать данную им информацию и запоминать ее. И наоборот, как воспримет человек радионовость, если он вообще не слушает радио или слушает только музыкальные радиостанции.

Следующий блок вопросов связан с содержанием самой новости. Стоит отметить, что в данном блоке есть только один единственно правильный ответ. Мы старались выбирать вопросы, связанные с числами и с точной информацией. Во-первых, ответы на данные вопросы не требуют особых размышлений от испытуемого, а предполагают конкретное знание или его отсутствие. Во-вторых, чтобы услышать правильный ответ нужно быть внимательным к тому, что говорится. Это как раз позволяет выявить способность человека сосредоточиться на аудиозаписи в течение определенного промежутка времени.

Четвертый блок вопросов выявляет состояние респондента во время прослушивания новости. В данном блоке присутствуют два вопроса о том, отвлекался ли испытуемый от прослушивания новости и почему. В вопросе о причинах испытуемому дается возможность помимо уже предложенных вариантов ответа написать свой. Это позволяет нам получить более ясную и развернутую картину.

И, наконец, в пятом блоке вопросов испытуемому предлагается оценить подачу новости и свои впечатления после прослушивания. В последнем вопросе также возможно добавление испытуемым собственного варианта ответа.

Чтобы определить, насколько внимательно испытуемые слушали новость, было рассчитано среднее количество правильных ответов по содержанию новости для обеих групп, а также учитывались ответы на вопросы о личном восприятии новости. В ходе эксперимента выяснилось, что 7 респондентов в экспериментальной группе оценили новость как тревожную, в то время как в контрольной группе это никто не отметил. Эту тенденцию подтверждают данные, указанные на рисунке 3. Мы сложили ответы респондентов на вопрос, где их просили оценить подачу новости и на вопрос, где они оценивали новость целиком. Мы видим, что в экспериментальной группе, где аудиозапись проигрывалась в ускоренном темпе, новость воспринимается более негативно. Также мы видим, что негативная оценка дается респондентами в возрасте от 21 до 25 лет. Так, мы можем сделать вывод, что ускоренный темп добавляет в новость негативный и даже тревожный оттенок, что безусловно влияет на восприятие. Также количество правильных ответов было дано в экспериментальной группе, где новость звучала в ускоренном темпе.

Выводы, которые мы можем сделать, заключаются в том, что на восприятие безусловно влияет множество факторов, однако лучшее усвоение информации в ускоренном темпе говорит о том, что, с одной стороны, изменяющийся ритм жизни позволяет понимать новость в быстром темпе, с другой -быстрый темп может влиять на восприятие информации и не всегда в лучшую сторону.

Литература

1. Гиренок Ф. Клиповое мышление // Литературная газета. 2014. № 49 [Электронный ресурс] - URL: http://www.lgz.ru/article/-49-6490-10-12-2014/klipovoe-myshlenie/ (дата обращения: 22.04.2106).

2. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность, 2013. № 2. С. 169-176.

3. Журавлев С. И. Клиповое мышление как способ видения реальности // Аспирантский вестник Поволжья, 2014. № 7-8. С. 27-31.

4. Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» - феномен современности. 2013. [Электронный ресурс] -URL: http://www.jaki.ru/wpress/2013/02/18/3208/.

5. Леонтьев М. Жестокий дефицит конкуренции - болезнь отечественного рынка. [Электронный ресурс] - URL: http://odnako.org/magazine/material/show_19571.

6. Люди с клиповым мышлением элитой не станут [Электронный ресурс] - URL: http://www.rosbalt.ru/piter/2015/03/28/1382125.html.

7. Пудалов А. Д. Клиповое мышление - современный подход к познанию // Сборник научных трудов ангарского государственного технического университета, 2011. С. 229-233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.