имеет место в организациях, единственная задача которых — остаться на плаву.
По оценкам консалтинговой компании МсЮшеу на типовом предприятии примерно 15-20 % ИТ-проектов не участвуют в процессе создания стоимости. Еще 25 % проектов соответствуют поставленным целям отчасти [4]. Таким образом, предприятие, использующее портфельное управление ИТ-проектами, может без труда снизить свои затраты на 15 % и более.
Несмотря на преимущества портфельного управления ИТ, проблемы, возникающие при его внедрении, препятствуют его широкому распространению. Очевидно, это связано с разрывом между бизнесом и информационными технологиями и отсутствием методик формирования и управления инвестиционным портфелем ИТ-проектов с учетом их специфики.
В данной статье освещены несколько основных проблем управления ИТ-инвестициями на предприятиях, решение которых позволит согласовать ИТ-стратегию организации с бизнес -стратегией, определить и оценить бизнес-эффекты в результате применения информационных технологий и оптимизировать управление ИТ-проектами и ресурсами, что даст возможность перейти на более качественный уровень управления ИТ-инвестициями и повлияет на максимальную отдачу от инвестиций в информационные технологии. ■
1. Мамаева Г. А. Стратегии развития информационных технологий // Современные информационные технологии обработки и зашиты информации. — СПб.: СП6ТИЭУ, 2005.
2. Лугачев М. И., Скрипкин К. Г. Парадоксы и реальность оценки экономической эффективности информационных систем. Исследования по экономике информационных систем: Материалы научно-практической концеренции «Экономическая эффективность информационных бизнес-систем» / Под ред. М. И. Лугачева, К. Г. Скрипкина. -М.:Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015 - 248 с.
3. Данилин А. В., Слюсаренко А. И. ИТ-стратегия // Интернет-Университет информационных технологий, www.intuit.ru.
4. Колос Н. В., Ожог С. В., Иовлева О. В. Исследование методических подходов к оценке эффективности ИТ-проектов // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017.-Вып. 6 (67).
5. Скрипкин К. Г. Экономический анализ ИТ: выбор модели // Директор информационной службы, #05/2005.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Данилин А. В., Слюсаренко А. И. ИТ-стратегия // Интернет-Университет информационных
технологий, www.intuit.ru.
Колос Н. В., Ожог С. В., Иовлева О. В. Исследование методических подходов к оценке эффективности ИТ-проектов // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017.-Вып. 6 (67).
Лугачев М. И., Скрипкин К. Г. Парадоксы и реальность оценки экономической эффективности информационных систем. Исследования по экономике информационных систем: Материалы научно-практической концеренции «Экономическая эффективность информационных бизнес-систем» / Под ред. М.И. Лугачева, К.Г. Скрипкина. -М.:Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015 - 248 с.
Мамаева Г. А. Подходы к разработке информационных технологий // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2007.-Вып. 2 (15).
Мамаева Г. А. Стратегии развития информационных технологий // Современные информационные технологии обработки и зашиты информации. — СПб.: СП6ТИЭУ, 2005.
Скрипкин К. Г. Экономический анализ ИТ: выбор модели // Директор информационной службы, #05/2005.
Селиховкин И. Управление ИТ-проектом. Эффективная система «с нуля» в любой организации. СПб., 2010. 90с.
Problems of IT-investment management at enterprises
© Krauze R., 2019
This article highlights several key issues of IT investment management at enterprises, the solution of which will allow to coordinate the organization's IT strategy with the business strategy, identify and evaluate business effects resulting from the use of information technologies, and optimize the management of IT projects and resources, which will provide an opportunity to move to a better level of IT investment management and will affect the maximum return on investment in information technology.
Keywords: investment, analysis, information technology, economic efficiency
УДК 159.9
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
© Купчинская М. А., Юдалевич Н. В., 2019
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В статье рассмотрен феномен «клипового мышления» в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены как негативные, так и позитивные особенности феномена. Определена необходимость корректировки и существующих инструментов обучения, а также необходимость формирования новых методик для более эффективного усвоения учебного материала обучающимися.
Ключевые слова: клиповое мышление, мультизадачному стили обучения, обучающие методики
Реалии современного мира таковы, что люди все меньше воспринимают информацию через чтение и всё больше получают ее с помощью визуальных образов.
Люди, читающие книги, а под книгами мы подразумеваем как бумажные, так и электронные книги, любой текст достаточно большого объёма, имеющий линейную структуру, обладают понятийным мышлением, способны углубляться в информацию, находить и выделять существенные признаки в изучаемой предметной области,
анализировать полученную информацию и делать выводы, используя способность к критическому мышлению.
Новое поколение, так называемые «люди экрана», обладают визуальным, быстрым, но поверхностным мышлением, получившим название «клиповое мышление». Им присущ языковый минимализм и речевая бедность, рассеянность и гиперактивность, дефицит внимания. У них конкретное мышление преобладает над абстрактным.
Таблица 1. Типы мышления современного человека
Люди книги Люди экрана
Понятийное мышление — медленное, но глубокое Клиповое мышление — быстрое, но поверхностное
Способность находить и выделять существенные признаки Языковый минимализм, речевая бедность
Способность углубляться в информацию Визуальность мышления
Способность к анализу и синтезу Рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания
Развитое критическое мышление Преобладание конкретного мышления над абстрактным
Итак, в нашем мире появляется новый тип человека. «Человека читающего» все больше заменяет «Человек смотрящий и воспринимающий образы». Как это произошло? Хорошо это или плохо? Какие опасности подстерегают современное общество? Как должен измениться процесс обучения человека в соответствии с изменяющимся его способом восприятия информации?
Повышение роли знаний, информации и информационных технологий привело к новому этапу развития современного общества. Информационные технологии широко
используются в повседневной жизни, на производстве, в учреждениях и в системе образования в целом. Глобальное информационное пространство обеспечивает эффективное взаимодействие людей, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Глобальная информатизация меняет умственную деятельность человека. Таким образом, под влиянием телевидения, компьютерных игр, интернета и даже современной литературы большинство представителей молодого поколения формируют особый тип мышления — «клиповое мышление». Анализ междисциплинарных работ в области философии, культурологии и психологии, посвященных феномену клипового мышления, выявил противоречие, связанное с сущностью ортодоксальной образовательной парадигмы, которая довольно медленно реагирует на быстрые
изменения в современном обществе, где информация является основным ресурсом. В результате налицо явное несоответствие между обновленными внутренними ожиданиями индивидов с ограниченным сознанием и измеренным ритмом, и стабильным характером образовательных основ.
Слово «клип» часто относится к принципам создания музыкальных или видео клипов, где видео состоит из слабо связанных изображений. Это основополагающий принцип клише-мировоззрения, когда человек воспринимает мир как серию почти не связанных между собой частей, фактов или событий.
Клиповое мышление мешает аналитическим способностям, поскольку образы, которые остаются в мыслях только на короткий промежуток времени, практически сразу исчезают и заменяются новыми. Средства массовой информации чрезмерно манипулируют словом «клип» в контексте мышления, хотя термин «клиповое мышление» впервые появился в философской и психологической литературе в конце 1990-х годов, чтобы обозначить особенность человека воспринимать мир через яркое короткое послание. воплощенный в виде видеоклипа или телевизионных новостей. Первоначально именно средства массовой информации, а не всемирная паутина, разработали универсальный формат для
представления информации через так называемую последовательность текущих клипов.
На самом деле, не все так хорошо, как кажется на первый взгляд, поскольку с учетом фрагментарной природы информационного потока и расстояния между соответствующими событиями мозг просто не может постичь связь между ними. Следовательно, клип превращается в информационный шум. Тем не менее, сообщение клипа сохраняется в восприятии человека, таким образом, чтение новостей создает иллюзию осознания процессов, происходящих в мире, в то время как, по сути, приводит к ряду отдельных фактов, которые почти невозможно связать или связать с общей цепочкой событий. Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку понимания, то есть события считаются связанными, если они имеют временную близость, а не фактическую связь. Поэтому неудивительно, что клиповое мышление возникло как ответ на возросший объем информации.
Такое положение вещей влияет не только на восприятие человеком окружающего мира, но и изменяет его в разных аспектах. У человек, обладающий клиповым мышлением:
• снижается коэффициент усвоения знаний;
• фрагментируется потребление информации;
• выстраиваются эмоциональные связи взамен логическим;
• ослабляется чувство сопереживания и ответственности.
Существуют и положительные стороны формирования клипового мышления. Согласно теории цивилизации, М. Маклюэна, на современном этапе своего развития общество трансформируется в электронное общество, в котором Интернет и социальные сети создают многоплановое восприятие мира [4]. Формируя навыки фрагментирования информации, индивид становится «многозадачным» в том смысле, что он научается очень быстро переключаться между простыми действиями и часто повторяющимися, не требующими большой концентрации вниманиям. Сегодня часто можно увидеть сотрудника, условно говоря, кафе, «одновременно» принимающего заказ от одного клиента по телефону, расплачивающегося с другим по чеку и приветствующего только что вошедших в кафе новых посетителей. На деле эта многозадачность есть простое фрагментирование и быстрое переключение с одного процесса на другой.
Этот феномен культуры клипов был впервые отмечен американским футуристом Э. Тоффлером, который рассматривал эту концепцию как компонент общей информационной культуры, которая формирует такую уникальную форму восприятия, как «раскачивание», когда переключение телеканалов создает новый образ, состоящий из клочков информации [5]. Изображение не требует воображения или размышлений; информация постоянно обновляется,
поскольку все, что видно в новостном сообщении без временного пробела, имеет тенденцию терять свое значение или устаревать. Ф. И. Гиренок был первым, кто использовал термин клиповое мышление в русской литературе, полагая, что концептуальное мышление перестало играть важную роль в современном мире, в результате чего линейное бинарное мышление заменяется нелинейным [2]. Европейская культура построена на системе доказательств, тогда как русская культура с ее византийскими корнями основана на системе визуализации. Согласно А. Б. Фельдману, клиповое мышление — это условное мышление, которое позволяет человеку обрабатывать контент фиксированной длины, а не семиотические структуры произвольной сложности [1]. Это особенно заметно у человека, который неспособен концентрироваться на какой-либо информации в течение длительного времени. Клип-мышление, по определению Б. М. Фрумкина, является вектором развития нового уровня отношения человека с информацией, характеризуемого способностью быстро переключаться между разрозненными семантическими фрагментами, а также нашей неспособностью воспринимать длинную линейную последовательность однородной информации. Фрумкин выделил пять факторов, которые способствовали появлению и формированию «клипового мышления» [3]:
• ускоренный темп жизни и последующее увеличение объема потока информации, излишне обременительное для выбора, фильтрации и дифференциации между основным и второстепенным;
• систематически обновляемая информация;
• увеличение разнообразия поступающей информации;
• расширенная многозадачность;
• усиление демократии и постоянный диалог на разных уровнях социальной системы.
Основная проблема с клиповым мышлением — это отсутствие контекста, который объясняет значение отдельных фрагментов в содержательной устной или письменной речи. Когда человек воспринимаете какой-либо значимый текст, определенный контекст формируется как набор утверждений и предположений, которые уже были рассмотрены в рамках рассматриваемой темы как в существующем контексте, так и в контексте собственных знаний и опыта. Чем длиннее текст, тем сложнее его контекст и, следовательно, нам легче понять смысловые отношения между явлениями, которые на самом деле существуют на наших глазах, а именно в контексте. Клип-мышление мешает четкому пониманию контекста, и поэтому клип не оставляет следов в семантически связанных явлениях. Хотя клип является формой представления информации, его интерпретация может быть особенно проблематичной.
В последнее время среди педагогов и психологов сложилось устойчивое мнение о том, что в настоящее время молодые люди воспринимают окружающий мир слишком поверхностно. Таким образом вся система ценностей и идеалов молодых людей является слишком однообразной и основана исключительно на информационном потоке, который буквально «льется» на них с экранов телевизоров и из интернета. Способность сформулировать идею ясным и понятным способом передать ее значение стала редкостью. Точно так же неспособность современных студентов внимательно слушать и записывать выводы лекции последовательным образом подвергается все большей критике со стороны профессоров. Это связано с тем, что сегодня информационное пространство как совокупный результат семантической деятельности человека предполагает обширное письменное и аудиовизуальное общение. С одной стороны, чрезмерная информационная
среда влечет за собой необходимость быстрого усвоения человеком как можно большего количества информации; с другой стороны, это вызывает качественные изменения в формате самой информации. Существует устойчивая тенденция представлять информацию фрагментарно с акцентом на ее количество, а не качество. Эти изменения определили появление такого феномена, как «клиповое мышление» и последующую необходимость изменить подход к обучению молодежи. Может ли клиповое мышление способствовать эффективному усвоению информации в процессе обучения? На этот вопрос нет однозначного ответа.
Каждое явление обладает и положительными и отрицательными качествами (см.табл.2). Поэтому вопрос состоит в том, как эффективно использовать положительные стороны и как минимизировать отрицательный эффект явления.
Таблица 2. Позитивные и негативные стороны клипового мышления
Негативные стороны Позитивные стороны
У человека нарушается способность выстраивать логические связи между воспринимаемыми явлениями Информационная перегрузка заставляет мозг выстраивать защиту от ненужной информации и фильтровать ее
У обучающихся становится проблемой решение сложной задачи из-за отсутствия навыков восприятия явления целиком и деления сложной задачи на подзадачи Осознание важности владения информацией побуждает к большему ее потреблению, а значит, к развитию
Обучающиеся способны решать отдельно взятые мелкие задачи без привязки их к предметной области Желание потребить больший объем информации тренирует мозг, позволяя воспринимать ее быстрее
Утрачивается способность к анализу, синтезу, к выстраиванию длинных логических цепочек Повышая способность быстро переключаться с одной информации на другую, человек научается быстрее переключаться в обычных жизненных ситуациях, тем самым лучше организует свое время
Поскольку клиповое мышление рассматривается как процесс отражения множества различных свойств объектов без учета взаимосвязей между ними, характеризующихся фрагментированным информационным потоком, нелогичностью, неоднородностью входящей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, а также отсутствие целостного восприятия окружающего мира. Феномен клипового мышления по сути является синонимом понятия «когнитивный стиль». «Дифференциальные / интегральные» когнитивные стили связаны с индивидуальными особенностями усвоения студентами учебного материала. Учащиеся с интегральным типом когнитивного стиля, как правило, полагаются на образовательные технологии, построенные по принципу перехода от абстрактного к конкретному, в то время как учащиеся с дифференцированным типом когнитивного стиля склонны учиться с конкретной направленностью на общую.
В контексте клипового мышления необходимо:
• пересмотреть содержание учебного материала;
• организовать информацию в виде клипов;
• изменить формат представления информации;
• применять яркие, четкие и визуальные презентации с четкими, оригинальными и броскими формулировками.
Применение общих методов обучения вместе с технологиями электронного обучения повысит эффективность учебного процесса, а также значительно улучшит профессиональную подготовку студентов.
Применение клипового мышления в образовании позволяет человеку запоминать огромные объемы информации, не воспринимая ее содержание, другими словами, быстро запоминать набор слов, фраз или чисел в определенной последовательности на основе некоторых изображений, которые соответствуют информация для запоминания. Такие
методы подходят, например, для изучения иностранных языков, где иностранному слову может соответствовать какой-либо образ слова из родного языка. Однако в физике это приведет к запоминанию некоторых терминов, правил, определений или формул, поэтому понимание физических процессов будет потеряно. Язык изображений и жестов намного старше, чем язык символов; поэтому человеку легче воспринимать информацию в форме изображений, а не букв, цифр, формул. Лекция по-прежнему считается классической формой организации высшего образования. Вышеупомянутая система изображений оказывается наиболее эффективным способом запоминания учебного материала от более сфокусированного подхода к содержанию и продолжительности лекции с акцентом на современные мультимедийные технологии.
Формирование образов в учебном процессе с использованием современных компьютерных технологий вряд ли представляет серьезную проблему. Эти изображения могут быть представлены в виде слайдов или коротких анимированных картинок, то есть клипов. Важно помнить, однако, что студенты должны связывать небольшую последовательность клипов с вполне определенными изображениями, а не с абстрактным содержанием. Существует некоторая степень совпадения между клиповым мышлением как таковым и когнитивным стилем; поэтому необходимо учитывать рекомендации для процесса обучения в отношении когнитивного стиля учащихся.
Студенты с интегральным типом когнитивного стиля, как правило, полагаются на образовательные технологии, построенные на принципе перехода от абстрактного к конкретному посредством дискуссий, в то время как учащиеся с дифференцированным типом когнитивного стиля склонны учиться от конкретного фокуса к общему через логическое и формализованное восприятие материала, либо на основе своих интегральных знаний или последовательное познание. В целом, у нас есть все основания полагать, что современные педагоги и психологи должны интегрировать основные функции клипового мышления в учебную среду, включая образовательную и вне образовательную деятельности студентов. Формат информации должен быть изменен и переведен в вид клипов, то есть ярких, четких и наглядных презентаций с понятными, оригинальными и запоминающимися формулировками. Задача состоит в том, чтобы создавать специальные фильмы или видеоклипы с иллюстративными примерами, экспериментами.
Усовершенствованные педагогические
инструменты в сочетании с технологиями электронного обучения повысят эффективность учебного процесса и значительно улучшат профессиональную подготовку студентов. ■
1. Фельдман А. Клиповое мышление [Электронный ресурс] // Портал «LiveJoumal» - URL: https://wowavostok.livejournal.com/9487906.html (Дата обращения: 26.08.2019)
2. Клиповое мышление — феномен современности [Электронный ресурс] // Портал «ок» - URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (Дата обращения: 7.09.2019)
3. Клиповое мышление: чем отличаются «люди экрана» от «людей книги»? [Электронный ресурс] // Портал «моноклер» - URL: https://monocler.ru/klipovoe-myishlenie/ (Дата обращения: 13.09.2019)
4. Теория медиа Маршалла Маклюэна: как мы оказались в глобальной деревне? [Электронный ресурс] // Портал «моноклер» - URL: https://monocler.ru/teoriya-media-marshalla-maklyuena/ (Дата обращения: 15.09.2019)
5. Футурологи об основных закономерностях «информационного века» [Электронный ресурс] // Портал «библиотекарь.ру» - URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-economicheskih-ucheniy-3/48.htm (Дата обращения: 05.09.2019)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Клиповое мышление — феномен современности [Электронный ресурс] // Портал «ок» - URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (Дата
обращения: 7.09.2019)
Клиповое мышление: чем отличаются «люди экрана» от «людей книги»? [Электронный ресурс] // Портал «моноклер» - URL:
https://monocler.ru/klipovoe-myishlenie/ (Дата
обращения: 13.09.2019)
Теория медиа Маршалла Маклюэна: как мы оказались в глобальной деревне? [Электронный ресурс] // Портал «моноклер» - URL: https://monocler.ru/teoriya-media-marshalla-maklyuena/ (Дата обращения: 15.09.2019)
Фельдман А. Клиповое мышление [Электронный ресурс] // Портал «LiveJournal» - URL: https://wowavostok.livejournal.com/9487906.html (Дата обращения: 26.08.2019)
Футурологи об основных закономерностях «информационного века» [Электронный ресурс] // Портал «библиотекарь.ру» - URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-economicheskih-ucheniy-3/48.htm (Дата обращения: 05.09.2019)
Clip thinking as a phenomenon of modern society
© Kupchinskaia M., Iudalevich N., 2019
The article considers the phenomenon of «clip thinking» in the context of the learning process. Prerequisites and conditions identified that contribute to the occurrence of such a phenomenon. The article considers both negative and positive features of the phenomenon. The need for adjusting the existing teaching tools, as well as need for the formation of new methods for more effective mastering of educational material by students is determined.
Keywords: clip thinking, multitasking, learning styles, teaching methods
УДК 336.4
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАРТАП ПРОЕКТОВ
© Новичкова И. В., Суслов Д. А., 2019
Иркутский государственный университет, Иркутск
В данной статье дано определение понятию «стартап» и описаны основные критерии данного типа компаний, подробно рассмотрены стадии жизненного цикла стартапа. Авторы приводят ответы на наиболее актуальные вопросы, связанные с привлечением инвестиций стартап проектами, среди которых происходит разбор раундов инвестиций, объясняется разница в постановке целей менеджментом стартапа для выбора и привлечения конкретных инвесторов. Авторы акцентируют внимание на ожиданиях со стороны инвесторов, которым важно соответствовать молодым компаниям для выхода на рынок российских и зарубежных инвестиций.
Ключевые слова: стартап, жизненный цикл стартапа, проектное финансирование, раунды инвестиций, капитал стартапа
Первое упоминание о таком типе компании как «стартап» появилось в 1976 году в журнале «Forbes» [1]. После чего, многие издания и венчурные компании публиковали различные определения данного термина, однако, единого чётко закрепленного и общепринятого определения не существует. Долгое время считалось, что стартапом может быть только высокотехнологичная компания, однако данный критерий не является ключевым. Проводя анализ современных компаний и инвесторов, мы сделали вывод, что данная тенденция практически не изменилась.
Для примера, компания Hal9001 Ventures, являющаяся венчурным фондом понимает стартап так:
Стартап — это технологическая компания, которая находится на ранней стадии своего существования, данная компания работает над каким-либо техническим решением с целью его коммерциализации. Важными фактами являются готовность стартапа к привлечению венчурных инвестиций и понимание, что инвестор будет готов выйти из стартапа через 5-10 лет с возвратом вложенных средств или же совместным выходом на первичное предложение акций компании (IPO).
Следует отметить, что такого определения придерживаются многие современные инвесторы и венчурные фонды, однако данная выше формулировка и критерии являются узконаправленным, ярко иллюстрируя
предпочтения современных инвесторов участвовать в высокотехнологичных проектах.
Авторы считают, что данный феномен необходимо рассматривать в более широком смысле, так как существует ряд частных и корпоративных инвесторов, фокусирующихся на других высокодоходных направлениях.
Именно поэтому в рамках данной статьи мы даем такое определение старапам:
Стартап — это компания с коротким сроком операционной деятельности, ещё не вышедшая на самоокупаемость.
Критерии стартапа:
• относительно молодой возраст компании;
• виден/возможен быстрый рост в выручке/количестве сотрудников/клиентов за короткий период;
• чаще инновационность идеи и технологичность продукта;
• необходимость инвестиций для создания и/или развития продукта/компании;
• высоко-рисковый проект с потенциально высоким доходом.
Становление и развитие стартапа можно разделить на следующие этапы, которые отражают степень проработанности продукта и взаимодействие с рынком.
Стадии жизненного цикла стартапа:
• идея появляется у основателя компании или у группы основателей;
• PoC (proof of concept) — доказательство осуществимости и актуальности выбранного концепта происходит в кругу первых членов команды проекта, а также при привлечении сторонних экспертов из выбранной области;
• официальная регистрация компании;
• PIVOT — поворот/смена направления развития (продукта, целевая аудитория, стратегии развития) — может произойти на любом этапе жизненного цикла стартапа;
• MVP (с англ. minimum viable product — минимальный жизнеспособный продукт) позволяет проверить гипотезу, получив обратную связь от первых пользователей/клиентов, и понять, что конкретно нужно клиенту, а без чего можно обойтись [2];