Научная статья на тему 'Клинико-психологические особенности гимназистов с высоким уровнем когнитивного функционирования'

Клинико-психологические особенности гимназистов с высоким уровнем когнитивного функционирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОГНИТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННЫЕ ШКОЛЬНИКИ / SOCIAL ADAPTATION / COGNITIVE FUNCTIONING / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INTELLECTUALLY GIFTED STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котлованова Олеся Владимировна, Малинина Елена Викторовна

Представлены результаты исследования психологических особенностей и проблем социализации детей с высоким уровнем когнитивного функционирования. Проведён анализ особенностей социальной адаптации школьников с высоким уровень когнитивного функционирования и выявлены типичные трудности. Проанализированы психологические черты детей с высоким интеллектом. Проведён сравнительный анализ психологических особенностей и адаптивных способностей одаренных учащихся и их сверстников. Выявлена умеренная прямая корреляция между компетентностью реагирования и уровнем интеллекта, и обратная зависимость между агрессивностью и уровнем когнитивных способностей. По результатам социометрии по Морено выявлена заметная прямая корреляция между уровнем интеллекта и распределением по более высоким социометрическим позициям в ситуации оценки успешности в обучении со стороны одноклассников. Результаты исследования по методике Л.Н. Собчик показали наличие умеренной отрицательной корреляционной связи уровня тревожности и интеллекта. Выявлена заметная прямая корреляция между уровнем школьной успеваемости и уровнем интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котлованова Олеся Владимировна, Малинина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF GIMNASIUM STUDENTS WITH HIGH LEVEL OF COGNITIVE FUNCTIONING

The article presents the results of research on the psychological characteristics and socialization in a society of children with a high level of cognitive functioning. The social adaptation of students with high level of cognitive functioning was analyzed and identified common problems. The psychological features of children with high intelligence was analyzed. The comparative analysis of the psychological characteristics and adaptive abilities of gifted students and their peers was implemented. This is a moderate positive correlation (coefficient r = +0,477) between competent response and level of intelligence, and a moderate inverse correlation (r = -0,447) between aggressiveness and level of cognitive ability. positive correlation (r = +0,511) revealed between intelligence and distribution at higher sociometric positions in the situation to assess success in learning from classmates according to the results of sociometry by Moreno. Test results on Sobchik shown that there is a moderate negative correlation level of anxiety and intelligence (r = -0,343). A positive correlation (r = +0,54) spotted between school performance and intelligence.

Текст научной работы на тему «Клинико-психологические особенности гимназистов с высоким уровнем когнитивного функционирования»

Краткие сообщения

УДК 616.89-008-053.6+159.95

ББК 56.14

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГИМНАЗИСТОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ КОГНИТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

О.В. Котлованова, Е.В. Малинина

Южно-Уральский государственный медицинский университет, г.Челябинск

Представлены результаты исследования психологических особенностей и проблем социализации детей с высоким уровнем когнитивного функционирования. Проведён анализ особенностей социальной адаптации школьников с высоким уровень когнитивного функционирования и выявлены типичные трудности. Проанализированы психологические черты детей с высоким интеллектом. Проведён сравнительный анализ психологических особенностей и адаптивных способностей одаренных учащихся и их сверстников. Выявлена умеренная прямая корреляция между компетентностью реагирования и уровнем интеллекта, и обратная зависимость между агрессивностью и уровнем когнитивных способностей. По результатам социометрии по Морено выявлена заметная прямая корреляция между уровнем интеллекта и распределением по более высоким социометрическим позициям в ситуации оценки успешности в обучении со стороны одноклассников. Результаты исследования по методике Л.Н. Собчик показали наличие умеренной отрицательной корреляционной связи уровня тревожности и интеллекта. Выявлена заметная прямая корреляция между уровнем школьной успеваемости и уровнем интеллекта.

Ключевые слова: социальная адаптация, когнитивное функционирование, коммуникативная компетентность, интеллектуально одарённые школьники.

Актуальность исследования. В современной медицинской, психологической и педагогической литературе встречаются достаточно разнообразные и нередко противоречивые определения понятий «одаренность», «талантливость», «гениальность», что объясняется многообразием подходов к их изучению в рамках различных научных школ. Все эти термины отражают и включают в себя главный критерий - высокий уровень когнитивного функционирования. При этом уровень когнитивного функционирования (уровень когнитивности) рассматривается как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации (Клещенко, 2012). В большинстве исследований в центре внимания, как правило, оказывается интеллектуальная деятельность одарённой личности. При этом изучение психологических особенностей такой личности носит скорее описательный теоретический характер (Хазова, 2002). В этой связи отмечается необходимость изучения особенностей психологической организации личности для понимания проблем одаренного человека, поскольку доминирует мнение о том, что одарен, не-

обычно развит не сам по себе ум, а одарена личность (Богоявленская, Брушлинский и со-авт., 2002). В то же время в современных исследованиях отечественных и зарубежных психологов и психиатров тема взаимосвязи интеллекта и особенностей личности освещена слабо, а полученные различными исследователями данные противоречивы.

Недостаточно изучены и возрастные аспекты проблемы. Представляется, что наибольшее значение имеют психологические исследования детской и подростковой одаренности, поскольку является очевидным вывод о том, что чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на достижение высоких результатов. Традиционно изучаются такого рода вопросы у младших школьников, а исследования одаренных учащихся средних и старших классов малочисленны.

Таким образом, комплексная оценка личности школьников с высоким уровнем когнитивного функционирования и изучение уровня социального развития и одаренных детей на современном этапе является актуальной проблемой.

Краткие сообщения

Цель исследования - выявление психологических особенностей детей с высоким уровнем когнитивного функционирования.

Для реализации цели исследования были поставлен следующие задачи:

- анализ современного состояния проблемы психологических особенностей одаренных учащихся и их социальной адаптации;

- выявление психологических особенностей и характеристик интеллекта школьников с высоким уровнем когнитивного функционирования;

- сравнительное изучение «психологического портрета» одаренных учащихся и их сверстников с нормативным уровнем когнитивных способностей с целью разработки рекомендаций по улучшению адаптации одаренных школьников.

Материал и методы. Исследование проводилось на базе одной из гимназий г. Челябинска. Критериями включения в выборку учащихся 5-10-х классов являлось наличие высокого (120 и более ^-баллов) уровня интеллекта (уровня когнитивного функционирования), установленного по результатам обследования по тестам «Универсальный интеллектуальный тест Санкт-Петербург - Челябинск (УИТ СПЧ)» и «Подростковый интеллектуальный тест Санкт-Петербург - Челябинск (ПИТ СПЧ)».

Кроме того, в исследовании применялись психодиагностические методики: индивидуально-типологический опросник по Л.Н. Соб-чик, позволяющий определить выраженность некоторых психологических свойств и качеств (аггравация, экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интровер-сия, сензитивность, тревожность, лабильность); социометрии по Л. Морено, позволяющая выявить «социометрические позиции», то есть соотносительный авторитет члена группы по признакам симпатии-антипатии, определяемый по различным направлениям деятельности; тест Л. Михельсо-на для исследования уровня коммуникативной компетентности и качества сформирован-ности основных коммуникативных умений; проективная методика «Рисунок несуществующего животного». Изучалась успеваемость детей и подростков по предметам школьной программы для оценки связи характеристик интеллекта с успешностью его практического применения.

Результаты исследования и их обсуждение. Основную группу исследования составили 24 ученика, обучавшихся в 5-х (3 маль-

чика и 4 девочки), 6-х (2 мальчика и 4 девочки), 7-х (1 мальчик и 3 девочки), 8-х (3 мальчика и 1 девочка), 9-м (1 мальчик) и 10-х (2 девочки) классах. В контрольную группу численностью 24 человека вошли дети с нормальным уровнем интеллектуального развития, по численности полностью соответствовавшие распределению испытуемых основной группе по полу и возрасту (параллели учебных классов).

Результаты психологического обследования. По результатам тестирования по методике Михельсона установлено, что из 27 предусмотренных тестом ситуаций в 73 % случаев учащиеся с очень высоким уровнем интеллекта поведут себя компетентно. При этом зависимое поведение (то есть чрезмерная привязанность к чему-либо) демонстрируется в 21 % случаев, а агрессивное реагирование проявляется только в 6 % ситуаций. В аналогичных условиях в группе контроля компетентное реагирование отмечалось только в 52 % случаев, однако достоверно чаще встречалось зависимое (30 %) и агрессивное (18 %) поведение в стандартных ситуациях. При этом выявлена умеренная прямая корреляция (коэффициент г = +0,477) между компетентностью реагирования и уровнем интеллекта и обратная умеренная зависимость (г= -0,447) между агрессивностью и уровнем когнитивных способностей.

Социометрические исследования по Морено проводились в отношении оценки 3 ситуаций. Социометрические исследования в первой из них (отдых на природе с классом) испытуемым было предложено назвать 3-5 одноклассников, которых бы каждый анкетируемый пригласил бы с собой и, наоборот, с которыми не захотел бы отдыхать на природе. Другая ситуация предполагала выбор возможности списать контрольную работу у любого из одноклассников. Третья из предложенных ситуаций ставила задачу создания творческого коллектива для оформления школьной сцены к празднику. По количеству выборов определялась социометрическая позиция испытуемых (группа «звезды», «предпочитаемые», «принимаемые» или в «отвергаемые»). Результаты исследования по первой ситуации свидетельствуют говорят о том, что одноклассниками предпочитаются или отвергаются в равной мере как дети с очень высоким интеллектом, так и школьники с уровнем интеллекта в пределах статистической нормы. По второй ситуации 38% школьников с высо-

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology.

2015, vol. 8, no. 1, pp. 121-125

Котлованова О.В., Малинина Е.В.

Клинико-психологические особенности гимназистов с высоким уровнем когнитивного функционирования

ким уровнем интеллекта попали в категорию «звезд» (другими словами, более трети их одноклассников предпочли бы списать у них контрольную работу). Среди школьников с нормальным уровнем интеллекта в категорию «звезд» никто не был включен, при этом в группу «отвергаемых» были включены 68 % численности детей всей выборки. Выявлена очевидная прямая корреляция (г = +0,51) между показателями уровня интеллекта и принадлежностью к более высоким социометрическим позициям. В результатах третьей ситуации отмечается, что школьники из обеих групп с одинаковой частотой распределились по статусным позициям.

При корреляционном анализе данных по индивидуальному тестовому опроснику Л.Н. Собчик было установлена умеренная отрицательная корреляционная связь уровня тревожности личности и интеллекта (г = -0,343).

Кроме того, проводился корреляционный анализ между показателями школьной успеваемости (индивидуально рассчитанных на основании среднего балла оценок по изучавшимся в предшествующем исследованию году учебным дисциплинам, с учетом средне-групповых данных, составивших 4,5 балла для исследуемой группы и 4,1 - для группы контроля). Выявлена достоверная прямая корреляция (г = +0,54 при р<0,01) между школьной успеваемостью и уровнем интеллекта.

В исследовании использовалась проективная методика «Рисунок несуществующего животного», результаты которой интерпретировались по Лебедевой. Различия между группами выявились по трем параметрам:

- у 44 % гимназистов из основной группы определяется демонстрационное поведение, а из группы контроля - у 27 % детей;

- признаки тревожности и защитной агрессии обнаружены у 75 % детей с высоким уровнем интеллекта и у 50 % детей из группы контроля;

- у 44 % школьников с высоким уровнем когнитивного функционирования и только у 7 % детей с нормальным уровнем интеллекта выявлен признак «ценность эрудиции».

Выводы

1. По результатам психологического исследования выявлен достаточный уровень социальной приспособленности детей с высоким уровнем когнитивного функционирования, что можно объяснить, с одной стороны, высоким уровнем их когнитивного функцио-

нирования, с другой - средовыми факторами (обучение в гимназии, где уровень образования соответствует их высокому интеллекту и созданы комфортные условия для реализации потенциала таких детей).

2. Из выявленных психологических особенностей детей с высоким интеллектом, можно отметить низкий уровень агрессивности и зависимого поведения, что демонстрирует хорошую адаптивность и отсутствие поведенческих девиаций. При этом испытуемые оказались более компетентны в коммуникативных навыках.

3. В психологический портрет детей с высоким уровнем интеллекта включаются демонстративность, высокая тревожность и защитная агрессия, выявленные с помощью проективных методов. Данные особенности могут свидетельствовать о риске возникновения поведенческих дезадаптивных реакций при различных психогениях и стрессовых факторах, что нельзя не учитывать при кор-рекционной работе.

4. При субъективной оценке уровня знаний испытуемых одноклассниками, выявлена заметная прямая корреляция (г = +0,511) между уровнем интеллекта и распределением по более высоким социометрическим позициям. Признание испытуемых детей со стороны одноклассников, повышает их самооценку, тем самым помогает таким детям адаптироваться в условиях школы.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов в практике общего среднего образования; в центрах психологического консультирования детей и их родителей; в центрах дополнительного образования. Это позволит на новом уровне организовать как консультационно-профилактическую, диагностическую, коррекционную деятельность психолога по поддержке и сопровождению одаренной личности и значимого для нее окружения, так и процесс профессиональной подготовки студентов вуза в рамках спецкурсов, семинаров, научно-исследовательской работы по проблемам социальной компетентности и одаренности. Полученные данные можно использовать не только в кор-рекционной работе психологов, психотерапевтов, для повышения уровня адаптивности детей с особенностями интеллекта, но и при выборе учебного заведения таким детям, что определяет профилактический уровень исследования, так как адекватные и комфорт-

Краткие сообщения

ные условия обучения сами по себе являются фактором, способствующим социальной адаптации.

Литература

1. Батурин, Н.А. Универсальный интеллектуальный тест УИТ СПЧ-М: руководство / Н.А. Батурин, И.М. Дашков, Н.А. Курганский, Л.К. Федорова. - Челябинск; С.-Петербург, 2003. - 56 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская, A.B. Брушлин-ский. - Академия, 2002. - 200 с.

3. Клещенко, Е. Проблемы и методы науки.

Библиотека мозга / Е. Клещенко //Химия и жизнь. - 2012. - № 12. - С. 14-20.

4. Майерс, Д. Социальная психология: пер. с англ. /Д. Майерс. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.

5. Парфёнова, Г.Л. Психологические особенности социальной компетентности личности с общей умственной одарённостью: автореф. дис. ... канд. психол. наук /Г.Л. Парфёнова. - Барнаул: Барнаул. гос. пед. ун-т, 2008. - 25 с.

6. Хазова, С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: автореф. дис. . канд. психол. наук / С.А. Хазова. - Кострома: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2002. - 24-с.

Котлованова Олеся Владимировна, врач-интерн кафедры психиатрии, Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России (Челябинск), коуЛеЮ8@таП.т.

Малинина Елена Викторовна, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психиатрии, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск), malinina.e@rambler.ru.

Поступила в редакцию 11 ноября 2014 г.

CLINICO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF GIMNASIUM STUDENTS WITH HIGH LEVEL OF COGNITIVE FUNCTIONING

O. V. Kotlovanova, South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation, kovchel08@mail. ru

E.V. Malinina, South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation, malinina.e@rambler.ru

The article presents the results of research on the psychological characteristics and socialization in a society of children with a high level of cognitive functioning. The social adaptation of students with high level of cognitive functioning was analyzed and identified common problems. The psychological features of children with high intelligence was analyzed. The comparative analysis of the psychological characteristics and adaptive abilities of gifted students and their peers was implemented. This is a moderate positive correlation (coefficient r = +0,477) between competent response and level of intelligence, and a moderate inverse correlation (r = -0,447) between aggressiveness and level of cognitive ability. positive correlation (r = +0,511) revealed between intelligence and distribution at higher sociometric positions in the situation to assess success in learning from classmates according to the results of sociometry by Moreno. Test results on Sobchik shown that there is a moderate negative correlation level of anxiety and intelligence (r = -0,343). A positive correlation (r = +0,54) spotted between school performance and intelligence.

Keywords: social adaptation, cognitive functioning, communicative competence, intellectually gifted students.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology.

2015, vol. 8, no. 1, pp. 121-125

Котлованова О.В., Малинина Е.В.

Клинико-психологические особенности гимназистов с высоким уровнем когнитивного функционирования

References

1. Baturin N.A., Dashkov I.M., Kurganskiy N.A., Fedorova L.K. Universal'nyy intellektual'nyy test UIT SPCh-M [UIT SPCh-M universal intellectual test]. Chelyabinsk - St.Petersburg, 2003. 56 p.

2. Bogoyavlenskaya D.B., Brushlinskiy A.B. Psicología tvorcheskish sposobnostey [The psychology of Creativity]. Moscow: Academy, 2002. 200 p.

3. Kleshenko E. [Problems and Methods of Science. Library of Brain]. Chemistry and Life, 2012, no. 12, pp. 14-20. (in Russ.)

4. Myers D. Social Psychology. Fifth edition, 1996, Boston, MA; McGraw-Hill, INC.

5. Parfyonova G.L., Psisologichesciye osobennosty socialnoy competentnosty lichnosty s obshey umstvennoy odarennostiu. Avtoref. kand. dis. [Psychological Features of the Social Competence of the Person with General Mental Gifted. Abstract of cand. dis.]. Barnaul. 2008. 25 p.

6. Hazova S.A., Sovladaushee povedeniye odarennih starsheclassnikov. Avtoref. kand. dis. [Coping Behavior of gifted high school students. Abstract of cand. dis.]. Koctroma. 2002. 24 p.

Received 11 November 2014

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Котлованова, О.В. Клинико-психологические особенности гимназистов с высоким уровнем когнитивного функционирования/ О.В. Котлованова, Е.В. Малинина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2015. - Т. 8, № 1. - С. 121-125.

REFERENCE TO ARTICLE

Kotlovanova O.V., Malinina E.V. Clinico-Psychological Features of Gimnasium Students with High Level of Cognitive Functioning. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2015, vol. 8, no. 1, pp. 121-125. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.