Научная статья на тему 'Клинико-психологические аспекты лицевых дискинезий'

Клинико-психологические аспекты лицевых дискинезий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
205
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н П. Грибова

Клинический полиморфизм лицевых дискинезий велик. Как правило, это длительно текущие заболевания, причиняющие больному физические и моральные страдания. Наряду с некоторыми формами экстрапирамидной патологии, возникающими на фоне несомненных признаков структурного поражения ЦНС, есть пациенты, у которых при неврологическом осмотре не выявляются четкие признаки поражения головного мозга. Наиболее часто это касается гиперкинезов хореиформного характера и тиков, что послужило поводом к их обозначению как ”невротических, функциональных или психогенных”. Но даже отсутствие основательных и надежных данных делает бесполезной дискуссию о разделении гиперкинезов на органические и функциональные. Надо помнить, что структурная основа может быть скрыта и проявляться в основном биохимическими сдвигами в лигандо-рецепрокных взаимоотношениях [3]. Причем это могут быть как врожденные, наследуемые особенности нейрохимии мозга, так и приобретенные на различных этапах развития и жизни организма. Оценка состояния психологического статуса больных с лицевыми гиперкинезами невозможна без изложения клиники основных двигательных лицевых расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клинико-психологические аспекты лицевых дискинезий»

Suralis справа 38,3+0,75 39,8+0,63

Слева 38,9+0,88 39,9+0,88

Таблица 3. Скорость проведения возбуждения по дистальному участку чувствительных нервов до и после терапии актовегином, м/с.

НЕРВ ДО ЛЕЧЕНИЯ ПОСЛЕ ЛЕЧЕНИЯ

Medianus справа 49,5+1,5 51+1,77

Слева 49,1+1,6 50,7+1,72

Suralis справа 34+0,72 34,9+0,61

Слева 33,6+0,69 34,5+0,84

На основании данных, полученных в ходе данного исследования можно предположить, что акто-вегин позитивно воздействует не только на патологические изменения метаболизма миелина [3], но и оказывает влияние на состояние осевого цилиндра периферических нервов. На протяжении всего курса лечения не наблюдалось каких-либо побочных эффектов. Полученные данные позволяют рассматривать актовегин как весьма перспективный препарат для лечения полиневропатий. Дальнейшее исследование при проведении более длительных курсов терапии актовегином позволит детальнее изучить механизм действия препарата при полиневропатиях.

Литература

1. Гехт Б. М. и др. Практические аспекты клиники и лечения полиневропатий.//Невр. журн.-1997.-2.-С. 4-9.

2. Гехт Б.М., Касаткина Л.Ф., Самойлов М.И., Санадзе А.Г. Электромиография в диагностике нервно-мышечных заболеваний. Изд-во ТГРТУ.-1997. - 140-187.

3. WJansen, E.Beck Treatment of the Diabetic Polyneuropathy/ A controlled double blind study// Die Medizinische Welt. 1987.- V.38 - P.838-841

4. Peripheral Neuropathy/ Ed/ P/J/ Dyck et all/ 3-rd Ed/ - Philadelphia, 1993.

5. DeLiza J.A. Manual of nerve condaction velociti and clinical nueropfisiology. New York: Raven Press 1994.

УДК 616.742.3-007.681-021.5-092

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЦЕВЫХ ДИСКИНЕЗИЙ Н. П. Грибова

Смоленская государственная медицинская академия.

Клинический полиморфизм лицевых дискинезий велик. Как правило, это длительно текущие заболевания, причиняющие больному физические и моральные страдания. Наряду с некоторыми формами экстрапирамидной патологии, возникающими на фоне несомненных признаков структурного поражения ЦНС, есть пациенты, у которых при неврологическом осмотре не выявляются четкие признаки поражения головного мозга. Наиболее часто это касается гиперкинезов хореи-формного характера и тиков, что послужило поводом к их обозначению как "невротических, функциональных или психогенных". Но даже отсутствие основательных и надежных данных делает бесполезной дискуссию о разделении гиперкинезов на органические и функциональные. Надо помнить, что структурная основа может быть скрыта и проявляться в основном биохимическими сдвигами в лигандо-рецепрокных взаимоотношениях [3]. Причем это могут быть как врожденные, наследуемые особенности нейрохимии мозга, так и приобретенные на различных этапах развития и жизни организма. Оценка состояния психологического статуса больных с лицевыми гиперкинезами невозможна без изложения клиники основных двигательных лицевых расстройств.

Нами наблюдались 155 больных с лицевыми дискинезиями. Это были пациенты с лицевым гемис-пазмом, вторичной контрактурой мимических мышц, невралгическим (болевым) тиком и миоки-мией. Все эти больные были объединены в 1-ю клиническую группу по принципу предполагаемого происхождения лицевых дискинезий (за счет преимущественного поражения сегментарно-периферического аппарата). 2-ю клиническую группу составили пациенты с блефароспазмом, па-распазмом, невротическим тиком и лицевыми дискинезиями на фоне распространенных, генерализованных неврологических синдромов (больные с "центральным" происхождением лицевых

дискинезий). Как правило, лицевые дискинезии сопровождаются изменениями в эмоциональной сфере пациентов. Нейрофизиология эмоционального поведения сложна и зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей функционирования лимбико-ретикулярного комплекса и лобно-лимбической системы с одной стороны, с другой - от состояния нейрохимии мозга [2].

С целью уточнения состояния психо-эмоциональной сферы пациентов с учетом преморбидных особенностей личности нами обследовано 14 пациентов 1-ой клинической группы и 32 пациента 2-ой клинической группы. Применялись следующие психологические методики: шкала акцентуации личности Леонгарда, методика многостороннего исследования личности (MMPI), определение личностной и реактивной тревожности - по шкале самооценки Спилбергера и Ханина. С целью оценки изменения качества жизни изучался интегральный показатель качества жизни по "Опроснику для изменения качества жизни неврологических больных с ограничением двигательной активности в собственной модификации [4 ]. Полученные данные сопоставлялись и обрабатывались статистически путем сравнении между двумя основными клиническим группами с использованием критерия для проверки сопряженности, для проверки однородности, критерия Вилкок-сона- Манна- Уитни. Для повышения достоверности результатов психологического исследования использовался также метод сравнения нормы и результатов собственных исследований , а также сопоставления полученных данных по однонаправленным методикам .

В результате психологического исследования нами установлено следующее. Для больных с лицевым гемиспазмом, вторичной контрактурой мимических мышц, невралгическим тиком и лицевой миокимией характерна акцентуация характера по шкале эмоциональности и циклотимности (18,6±0,9 и 16,4±1,0 баллов соответственно) Усредненный профиль MMPI характеризовался подъемом по шкалам невротической триады, особенно по шкале тревожности. У больных с миокимия-ми Т- баллы оказались самыми высокими (33,0±3,0). В то же время у больных с гемиспазмом и контрактурой снижение профиля по 2-ой шкале (тревожность) до 22,9±3,4 в сочетании с уменьшением по 9-ой (шкала гипомании) - 17,7±1,1 свидетельствовало о наличии у этих больных депрессии. Уровень реактивной тревожности превышал норму. Значительное увеличение реактивной тревожности отмечено у больных с болевым тиком (36,3±5,2). Лицевые гиперкинезы в целом изменяли качество жизни наших пациентов. Высокие показатели по пунктам физического дискомфорта (до 21,3±2,5 баллов) были характерны для всех пациентов, в то время как изменения в эмоциональной сфере, трудности семейных отношений, ограничения в выполнении бытовых обязанностей, трудовой активности, способности к отдыху и общению имелись, но уступали средним величинам физического дискомфорта.

Для пациентов 2-ой клинической группы была характерна чрезмерная выраженность отдельных черт характера. Исключение составляет тревожность и дистимность, которые были характерны лишь для больных с блефароспазмом и параспазмом. В целом всем пациентам этой клинической группы была характерна эмоциональность. Она характеризуется, прежде всего, чувствительностью и глубокими реакциями в области эмоций. Особое внимание при этом придается усиленным внешним проявлениям эмоций. Любое глубокое воздействие (душевное, физическое) легко может вызвать у этих личностей депрессию [ 5 ]. Демонстративность и циклотимность была характерна для больных с тиком (15,3±1,4 и 16,6±1,8 баллов соответственно). При изучении структуры личности по тесту MMPI выявлен высокий уровень депрессии (26,5±1,0) В сочетании с пиком по шкале аутизации (21,3±0,7) при выраженных эмоциональных нарушениях может привести к нарастанию тревоги [1]. Изменение качества жизни в целом коснулось состояния физического дискомфорта с "пиком" у больных с генерализованными расстройствами (18,7±1,2 ). В то время как составляющие параметры эмоциональной сферы изменились, но в значительно меньшей степени. Для всех пациентов 2-ой группы были характерны выраженные эмоциональные нарушения, носящие характер депрессии с невысоким уровнем реактивной тревожности .

В процессе научного исследования с использованием методик статистической обработки данных психологического исследования нами выявлены как некоторые как общие тенденции, так и различия в структуре личности и эмоциональных нарушений. Статистически достоверная разница выявлена по шкале гипертимности в тесте Леонгарда. Это свидетельствует о высокой вероятности возникновения депрессии среди пациентов 1-ой клинической группы. В сочетании с достоверным снижением профиля MMPI по 9-ой шкале (отрицание тревоги) можно заключить о депрессивных тенденциях среди больных обеих клинических групп. Причем чем ярче снижение профиля по 9-ой шкале (2-я клиническая группа), тем больше выражены утрата интересов, ощущение безразличия и затруднение межличностных связей. В то время как не очень низкие баллы по 9-ой шкале (1-ая клиническая группа) позволяют в большей степени предположить тревожность, т.е в целом оценить невротические проявления как. тревожную депрессию. Это подтверждается статистически достоверной разницей состояния реактивной тревожности по тесту Спилбергера. Среди пациентов 2-ой группы депрессия имела астенический характер.

Определение уровня и структуры психопатологических нарушений у больных с лицевыми диски-незиями важно в плане построения терапевтического подхода. При тревожной депрессии наряду с терапией финлепсином, сирдалудом целесообразно назначение доксепина (синеквана). В наших наблюдениях он отчетливо уменьшал депрессивные проявления, происходила редукция аффективной напряженности , снималась актуальность переживаний, происходила нормализация сна.

У больных с астенической депрессией эффективными были препараты бензодиазепинового ряда (клоназепам) или атипичные бензодиазепины - транксен, фризиум. Серотонинергические анксио-литики (флуоксетин) нашли свое применение у больных с тиками, сопровождающимися большими эмоциональными нарушениями и эксцентрическим поведением (при генерализованном тике). Доза флуоксетина составляла 20-40 мг/ сут. С целью нормализации эмоционально-поведенческих нарушений у больных с тиками хорошим дополнением явилась терапия депакином, в результате которой не только стабилизировалась электрическая активность мозга, но и редуцировалась тревожность, повышенная раздражительность, эмоциональная лабильность.

Литература

1. Березин Ф. Б., Мирошников М. А., Рожанец Р. В. Метод многостороннего исследования личности. - М.: Медицина, 1988. - С. 201.

2. Вальдман А. В., Козловская М. М. // Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1979. - С. 358.

3. Вейн А. М. Мосолов С. Н. // Антиконвульсанты в психиатрической и неврологической практике. - Мед. информац. агенство. - Санкт-Петербург, 1994. - С. 327.

4. Григорьева В. Н., Белова А. Н., Кустов А. В. И др. Оценка изменения качества жизни неврологических больных с ограничением двигательной активности // Неврологический журн. - 1957. - № 5. - С. 24

5. Леонгард К. // Акцентуированные личности. - Киев: Высшая школа, 1989. - С. 374.

6. Лис А. // Тики: Пер. с англ. - М., 1971. - С. 332.

УДК 616.742.3-007.681-021.5-092

ПАТОГЕНЕЗ И ЛЕЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ В ОБЛАСТИ ЛИЦА Н. П. Грибова

Смоленская государственная медицинская академия

Особенности клиники и патогенеза двигательных расстройств в области лица дают основание выделять их в отдельную группу патологических синдромов, отличающихся особым подходом в подборе патогенетической терапии.

Несмотря на появление в последние годы таких исследований как магнитно-резонансная ангиография, эмиссионно-позитронная томография, молекулярная генетика, патогенез двигательных нарушений в области лица остается недостаточно изученным. Электронейромиография (ЭНМГ) является современным методом функциональной диагностики. Метод позволяет не только визуализировать гиперкинез, но и оценить функциональное состояние и взаимоотношение периферических - сегментарных и центральных структур, активирующих и тормозных стволовых образований в регуляции тонуса и активности мимической мускулатуры. С помощью специально разработанной ЭНМГ-программы проводилась дифференциальная диагностика лицевых двигательных расстройств с уточнением патогенеза дискинезий. Последнее позволило определить основное направление патогенетической терапии.

Всего обследовано 155 больных с различными клиническими вариантами двигательных расстройств в области лица. Это были пациенты с лицевым гемиспазмом - 17 человек, контрактурой мимических мышц - 26, лицевой миокимией - 7 , невралгическим (болевым) тиком - 5. Эти больные были объединены нами в 1-ую клиническую группу - с преимущественным поражением периферического нейромоторного аппарата. Во 2-ую клиническую группу вошли пациенты с нарушением функции надсегментарных структур. Это были больные с блефароспазмом - 16 человек, параспазмом - 3, тиками - 38 и 43 человека с лицевыми дискинезиями на фоне органических поражений ЦНС (пирамидно-экстрапирамидные дегенерации различного генеза). Программа ЭНМГ обследования включала: 1. Исследование потенциалов двигательных единиц (ПДЕ); 2. Оценку орто- и антидромного ответов при стимуляции лицевого нерва; 3. Анализ параметров мигательного (МР), шейно-лицевого (ШЛР), корпорально-лицевого (КЛР), периорального (ПОР) рефлексов; 4. Оценку периода молчания и экстероцептивной супрессии. ЭНМГ обследование проводилось до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.