Научная статья на тему 'КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА СЕМЁНА СЕМЕНОВИЧА ЗИМНИЦКОГО'

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА СЕМЁНА СЕМЕНОВИЧА ЗИМНИЦКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. С. ЗИМНИЦКИЙ / КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КЛИНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / КЛИНИЧЕСКИЕ БАЗЫ / ОБУЧЕНИЕ У ПОСТЕЛИ БОЛЬНОГО / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД К БОЛЬНОМУ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ослопов В. Н., Хасанов Н. Р., Ослопова Ю. В., Хазова Е. В., Мишанина Ю. С.

Клинико-педагогическая школа Семёна Семёновича Зимницкого описана в неразрывной связи с эволюцией его академического статуса, изменениями клинических баз и социального устройства общества в начале XXв. С. С. Зимницкий принял участие в создании Клинического Института (ГИДУВ), открыл кафедру инфекционных болезней в нем, основал кафедру пропедевтики внутренних болезней в Казанском государственном университете. Незаурядный талант лектора и глубокие знания клинического материала снискали любовь студентов и врачей-стажеров. С. С. Зимницкий создает методики преподавания терапии у постели больного на практических занятиях и в лекционном курсе, имеет активную профессиональную позицию и ведет борьбу с профессорами-ретроградами университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ослопов В. Н., Хасанов Н. Р., Ослопова Ю. В., Хазова Е. В., Мишанина Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL AND PEDAGOGICAL SCHOOL OF SEMEN SEMENOVICH ZIMNITSKY

The clinical and pedagogical school of Semyon Semyonovich Zimnitsky is described in close connection with the evolution of his academic status, changes in clinical bases and the social structure of society at the beginning of the 20th century. S. S. Zimnitsky took part in the creation of the Clinical Institute, opened the department of infectious diseases, founded the department of propaedeutics of internal diseases at Kazan State University. The outstanding talent of the lecturer and deep knowledge of clinical material won the love of affection and junior doctors. S. S. Zimnitsky creates methods for teaching therapy at the patient bedside in practical classes and in a lecture course, has an active professional position and is fighting with unreconstructed university professors.

Текст научной работы на тему «КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА СЕМЁНА СЕМЕНОВИЧА ЗИМНИЦКОГО»

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(S5):3493. doi:10.15829/1728-8800-2022-3493 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)

ш

РОПНИЗ

%0J

41 ,

«мин

V9

РОССИЙСКОЕ

КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Клинико-педагогическая школа Семёна Семеновича Зимницкого

Ослопов В. Н.1, Хасанов Н. Р.1, Ослопова Ю. В.2, Хазова Е. В.1, Мишанина Ю. С.1, Ослопова Д. В.1

:ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России. Казань; 2ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет". Казань, Россия

Клинико-педагогическая школа Семёна Семёновича Зимницкого описана в неразрывной связи с эволюцией его академического статуса, изменениями клинических баз и социального устройства общества в начале ХХв. С. С. Зимницкий принял участие в создании Клинического Института (ГИДУВ), открыл кафедру инфекционных болезней в нем, основал кафедру пропедевтики внутренних болезней в Казанском государственном университете. Незаурядный талант лектора и глубокие знания клинического материала снискали любовь студентов и врачей-стажеров. С. С. Зимницкий создает методики преподавания терапии у постели больного на практических занятиях и в лекционном курсе, имеет активную профессиональную позицию и ведет борьбу с профессорами-ретроградами университета.

Ключевые слова: С. С. Зимницкий, Казанский университет, клинический институт, клинические базы, обучение у постели больного, индивидуализированный подход к больному.

Отношения и деятельность: нет.

Поступила 22/11-2022 Рецензия получена 26/11-2022 Принята к публикации 16/12-2022

Для цитирования: Ослопов В. Н., Хасанов Н. Р., Ослопова Ю. В., Хазова Е. В., Мишанина Ю. С., Ослопова Д. В. Клинико-педагогичес-кая школа Семёна Семеновича Зимницкого. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(5в):3493. (о1:10.15829/1728-8800-2022-3493. ЕРЫ РСМ^

Clinical and pedagogical school of Semen Semenovich Zimnitsky

Oslopov V. N.1, Khasanov N. R.1, Oslopova Yu. V.2, Khazova E. V.1, Mishanina Yu. S.1, Oslopova D.V.1 1Kazan State Medical University. Kazan; 2Kazan Federal University. Kazan, Russia

The clinical and pedagogical school of Semyon Semyonovich Zimnitsky is described in close connection with the evolution of his academic status, changes in clinical bases and the social structure of society at the beginning of the 20th century. S. S. Zimnitsky took part in the creation of the Clinical Institute, opened the department of infectious diseases, founded the department of propaedeutics of internal diseases at Kazan State University. The outstanding talent of the lecturer and deep knowledge of clinical material won the love of affection and junior doctors. S. S. Zimnitsky creates methods for teaching therapy at the patient bedside in practical classes and in a lecture course, has an active professional position and is fighting with unreconstructed university professors.

Keywords: S. S. Zimnitsky, Kazan University, clinical institute, clinical settings, bedside education, individualized patient care.

Relationships and Activities: none.

Oslopov V. N. ORCID: 0000-0003-2901-0694, Khasanov N. R. ORCID: 0000-0002-7760-0763, Oslopova Yu. V. ORCID: 0000-0002-9752-8703, Khazova E. V.* ORCID: 0000-0001-8050-2892, Mishanina Yu. S. ORCID: 0000-0002-5659-8721, Oslopova D. V. ORCID: 0000-0002-1361-5982.

'Corresponding author: hazova_elena@mail.ru

Received: 22/11-2022 Revision Received: 26/11-2022 Accepted: 16/12-2022

For citation: Oslopov V. N., Khasanov N. R., Oslopova Yu. V., Khazova E. V., Mishanina Yu. S., Oslopova D. V. Clinical and pedagogical school of Semen Semenovich Zimnitsky. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(5S):3493. doi:10.15829/1728-8800-2022-3493. EDN DCMIZA

*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: hazova elena@mail.ru

[Ослопов В. Н. — д.м.н., профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней им. профессора С. С. Зимницкого, ОПС1Р: 0000-0003-2901-0694, Хасанов Н. Р. — д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней им. профессора С. С. Зимницкого, ОПС1Р: 0000-0002-7760-0763, Ослопова Ю. В. — к.м.н., доцент кафедры фундаментальных основ клинической медицины Института фундаментальной медицины и биологии, ОПСЮ: 0000-0002-9752-8703, Хазова Е. В.* — к.м.н., доцент, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней им. профессора С. С. Зимницкого, ОПС1Р: 0000-0001-8050-2892, Мишанина Ю. С. — студентка педиатрического факультета, ОПС1Р: 0000-0002-5659-8721, Ослопова Д. В. — студентка, ОПС1Р: 0000-0002-1361-5982].

1. Ранний "казанский" период жизни и творчества Семёна Семеновича Зимницкого

1.1. Первые трудности. Отсутствие клинической базы

В 1907г, с приездом в Казань, начинается новый (казанский) период жизни и творчества выдающегося ученого Семёна Семёновича Зимницкого. С мая 1906г он становится профессором и заведующим кафедрой частной патологии и терапии Казанского императорского университета (КИУ) (рисунок 1). Кафедра располагалась в студенческом общежитии (в настоящее время это II здание Казанского государственного медицинского университета, ул. Толстого, 6) [1, 2] (рисунок 2).

Для профессора С. С. Зимницкого (рисунки 3, 4) стало довольно неожиданным отсутствие хорошей клинической базы. Он был вынужден читать лекции и проводить практические занятия на пациентах, взятых с амбулаторного приема, которые не были заранее подготовлены [3-5].

Профессор Р. А. Лурия с горечью признавал: "Перейдя из Военно-медицинской Академии в Казанский университет, на кафедру частной патологии и терапии, С. С. очутился в исключительно

Рис. 1 Казанский Императорский университет (1907г).

Рис. 2 "Второе здание" КГМУ. В этом здании (в общежитии студентов Казанского университета) размещалась кафедра С. С. Зимницкого (1907г).

неблагоприятных условиях для клинической и научной работы. По какому-то недоразумению... кафедра эта, являющаяся введением в клинику внутренних болезней, не только не была обеспечена лабораторией и необходимыми приборами, но не имела совсем клинического материала1. Дело на ней сводилось к чтению лекций и практическим занятиям на материале Военного госпиталя".

В земской больнице, где проходили занятия со студентами, С. С. Зимницкий не поладил2 с главным врачом, профессором А. Н. Засецким и был там на положении "гостя".

Военно-медицинская академия, которую покинул С. С. Зимницкий, была основана в 1798г и к 1907г считалась самым передовым (!) меди-

1 В историю казанской медицинской школы Федор Христо-форович Эрдман вошел как основатель клинического преподавания. Будучи врачом больницы при Казанской гимназии, он начал проводить здесь "клинические изъяснения шесть раз в неделю после 10 часов утру". Все годы пребывания в Казани он посвятил борьбе за открытие университетской клиники. Однако Отечественная война 1812г и опустошительный пожар, случившийся 3 сентября 1915г в Казани, надолго отодвинули сроки строительства специального здания университетской клиники. Не мирясь с таким положением, Ф. Х. Эрдман в 1816г добился, чтобы в доме, предназначенном для типографии университета, выделили помещения сначала на 4, а на следующий год на 8 клинических коек". Так началась история клиники КИУ. Ситуация ("с типографией") близка к "общежитию" С. С. Зимницкого. Однако за 9 лет существования казанской университетской клиники она "приросла" всего лишь 26 койками, т.е. на 3 койки в год.

2 История вражды Н. А. Засецкого и С. С. Зимницкого такова: В 1913г С. С. Зимницкий конкурирует на вакантную кафедру госпитальной терапии Казанского университета. Обстановка этому не благоприятствовала. Исход выборов предвиделся не в пользу Зимницкого, поскольку так было угодно ушедшему в отставку влиятельному члену факультета проф. Н. А. Засецкому. Заявление, подписанное С. С. Зимницким, гласило: "Свидетельствуя факультету свою глубокую благодарность за предоставление мне права баллотироваться в качестве кандидата на замещение вакантной кафедры госпитальной терапевтической клиники совместно с проф. В. Ф. Орловским, я прошу снять меня с баллотировки. Я отказываюсь и по соображениям этического характера...".

В 1915г С. С. Зимницкий конкурирует на вакантную кафедру факультетской терапевтической клиники. На этот раз все шансы были на его стороне. Однако исход голосования оказался неожиданным не только для Зимницкого, но и для членов факультета. Он был забаллотирован непредвиденным, повлиявшим на исход голосования, ходом пожизненного члена факультета проф. Н.А. Засецкого. В конкурсе участвовали проф. С. С. Зимницкий, проф. В. Ф. Орловский, приват-доцент, воспитанник проф. Н. А. Засецкого, Л. Л. Фофанов. Моральные переживания С. С. Зимницкого были исключительны. "Непредвиденный ход" Н. А. Засецкого мне (Прим. автора — В. Н. Ослопов) известен, и он много лет передается из уст в уста, вызывая скорее улыбку. Можем также отметить следующее — С. С. Зимницкий — выходец из бедной крестьянской семьи, а Н. А. Засецкий — выходец из дворянской семьи, придерживался взглядов, близких к черносотенным. Возможно, между С. С. Зимницким и Н. А. Засецким были противоречия мировоззренческого порядка.

Рис. 3

С. С. Зимницкий — ситета (1907г).

молодой профессор Казанского универ-

Рис. 4 Первая Советская больница (бывшая Казанская губернская земская больница).

цинским учебным заведением России. В ней преподавали талантливые ученые, составившие славу и гордость российской медицины. С. С. Зимницкий слушал лекции профессора В. А. Манасеина, профессора В. В. Пашутина, академика Н. Р. Тарханова, профессора И. М. Сеченова, профессора С. П. Боткина, академика И. П. Павлова, профессора Н. Н. Аничкова, Н. С. Короткова, профессора В. М. Бехтерева. В хорошем смысле он был "обласкан" своими наставниками-профессорами С. С. Боткиным и будущим Нобелевским лауреатом, академиком И. П. Павловым. С. С. Зимницкий с гордостью говорил: "Незабвенный учитель С. С. Боткин..., отеческие, заботливые отношения И. П. Павлова, его благосклонность, которая яркой звездочкой освещала путь научному труженику" [1]. Возвратившись с русско-японской войны в февра-

ле 1905г в Санкт-Петербург, С. С. Зимницкий работал в Военно-медицинской академии сначала ассистентом терапевтической клиники и в 1905г — приват-доцентом.

Казалось бы, карьерный рост обеспечен, и тем не менее из светоча научной медицинской мысли России — Императорской Военно-медицинской академии, окруженный и поддержанный профессорами и академиками, С. С. Зимницкий перебирается в провинцию, в Казань. 21 мая 1905г он подает заявление в Казанский университет: "...желаю принять участие в конкурсе на вакантную кафедру частной патологии". В мае 1906г из 11-ти претендентов (все приват-доценты) он был избран экстраординарным профессором и заведующим кафедрой частной патологии и терапии.

С. С. Зимницкий достиг своей цели: в провинции, в Казани, он стал профессором и заведующим кафедрой, хотя при этом пришлось пожертвовать своими семейными отношениями. Очевидно, и в этом проявилась натура С. С. Зимницкого, его характер — в обязательном достижении поставленной цели. Этот характер будет прослеживаться во всей его научной и педагогической деятельности.

1.2. Личностные качества С. С. Зимницкого. Независимая позиция

С. С. Зимницкий всегда имел собственную независимую позицию, не вступал ни в какие "объединения", что не могло не отразиться на его продвижении по службе. Это произошло после письма В. С. Груздева С. С. Зимницкому. 20 марта 1907г профессор В. С. Груздев послал С. С. Зимницкому письмо, в котором сообщил, что в медицинском факультете КИУ существуют группы профессоров и предлагал С. С. Зимницкому вступить в одну из них, чтобы, в частности, выбрать профессора Ф. Я. Чистовича на должность заведующего кафедрой патологической анатомии. От этого шага, как полагал В. С. Груздев, будет зависеть и собственное положение С. С. Зимницкого.

С. С. Зимницкий был совершенно самостоятелен и ни к какой группе не примкнул, но проголосовал за выдающегося патолога, профессора Ф. Я. Чистовича, чьи деловые и научные качества он знал, поэтому отдал свой голос "с чистым сердцем" [6].-

1.3. С. С. Зимницкий — молодой лектор. Отношения со студенчеством

"Приехав в 1907г в Казань, Семен Семенович было занял здесь видное место среди казанской профессуры. Талантливый лектор, лекции которого, при глубоком внутреннем содержании, сверкали блестящим остроумием и изобиловали зачастую неожиданными парадоксами и афоризмами, привлекали к себе всегда массу студентов; Семен

Семенович стал одним из любимейшими студентами лекторов, аудитория которого была всегда переполнена"3.

Лекции С. С. Зимницкого тематически были очень интересными. Он потом писал в своих воспоминаниях: "При чтении обращалось внимание на профилактическую сторону и на социальные и профессиональные заболевания, изнашиваемость сердечно-сосудистой системы у работников физического труда, социальные и профессиональные вредности отдельных отраслей производства, особенно развитых в Волжско-Камском крае: кожевенное, химическое производство

"4

и т.д."4.

С. С. Зимницкий любил студенческую молодежь, часто помогал нуждающимся материально, поддерживал студенческую инициативу. При медицинском факультете КИУ традиционно существовал студенческий научный кружок, который располагал собственной библиотекой. Профессора университета, в т.ч. и Семен Семенович, обычно бесплатно преподносили этой библиотеке свои монографии. Так, в 1913г от профессора Ф. Я. Чистовича поступила книга "Медицинская микробиология", от профессора С. С. Зим-ницкого — монография "Основы бактериологического распознавания туберкулеза легких" (4 экз.).

В своем преподавании частной патологии и терапии С. С. Зимницкий использовал, наряду с зарубежными, также и лекции русских ученых: Г. А. Захарьина, В. Н. Сиротинина, А. П. Попова и др.

Приезд в Казань молодого профессора совпал с периодом активизации студенчества. В то время, по словам профессора А. С. Шофмана5, "университеты превращают в теплицы для выводки чиновников, рассадник тьмы и черносотенных организаций". Но студенты требуют улучшения преподавания, борются за права участия в университетских делах. Характерным документом, подтверждающим это, является "Заявление студентов-медиков IV курса", принятое на курсовом собрании 15 марта 1907г. В нем говорится: "...мы, кроме научных достоинств претендентов на кафедры, глубоко заинтересованы в их преподавательских способностях... В оценке преподавательских способностей мы можем быть более компетентными, чем профессора, и с этой стороны, наш голос должен иметь значение... В выборе того или иного претендента на кафедру, безусловно, заинтересованы две

3 Фонд 22, опись 2, дело № 1085а, листы 1-27. Дело о назначении персональной пенсии вдове С. С. Зимницкого в 1927г.

4 Фонд 1337, опись 26, дела № 3, л. 38.

5 Аркадий Семёнович Шофман (1913-1993) — доктор историче-

ских наук, профессор, советский и российский историк-антико-

вед. Заслуженный деятель науки ТАССР (1983).

стороны — профессора и студенты, поэтому необходимо, чтобы при выборе вместе с профессорами участвовали и представители от студенчества"6. Нужно отметить, что профессиональные качества С. С. Зимницкого соответствовали ожиданиям студентов.

1.4. Появление подобия клинической базы. С. С. Зимницкий — консультант Казанского военного госпиталя

В 1910г профессор С. С. Зимницкий назначается сверхштатным консультантом при Казанском военном госпитале (1910-1927), что позволило ему обрести некоторое подобие клинической базы, т.к. в госпитале разрешались занятия с студентами [7].

В этот период Семен Семенович интересуется в основном вопросами бактериологии и иммунитета, клиникой инфекционных болезней, выступает на II съезде российских терапевтов (1910г) с докладом о серотерапии крупозной пневмонии и публикует курс лекций, прочитанный студентам — "Основы бактерио-биологического распознавания туберкулеза (легких)".

1.5. Борьба с университетским "злом" — старыми профессорами в Совете университета

В 1910г (т.е. спустя лишь 3 года после начала работы в КИУ!) С. С. Зимницкий настаивает на демократизации университетского устава, что явилось для того времени весьма смелым выпадом против существовавших порядков. Он восстает против отслуживших профессоров в Ученом Совете ("этого университетского зла", по выражению С. С. Зимницкого) и ратует за обновление его молодежью [3-5].

Проявленная С. С. Зимницким инициатива возбудила против него недовольство со стороны реакционного профессорского "большинства". Это сказалось на дальнейшей судьбе С. С. Зимницкого в дореволюционный период его работы в КИУ.

Эта активная позиция С. С. Зимницкого вызвала негативную реакцию членов совета КИУ, поэтому в 1913г он не смог стать заведующим кафедрой госпитальной терапии (после отставки профессора Н. А. Засецкого), а в 1915г не смог стать заведующим кафедрой факультетской терапии (после отставки профессора А. Н. Казем-Бека) (зав. кафедрой стал Л. Л. Фофанов).

Семен Семенович в сатире "В храме науки" так описывает положение дел в 1915г.:

Интриг и сделок слышны звуки,

И меркнет светлый идеал...

Куда, куда вы удалились

Красот наук былые дни...

6 Фонд 977. Опись 619 дела № 2438, с. 69-70.

Увы, лишь сделки народились, Погасли факелов огни... И в назиданье для потомства Остался вывод навсегда, Что дружба, связи и знакомства Сильней... науки, господа... Так вкруговую шла порука — Тянулись руки к пирогу... И в поругании науки Не оставалися в долгу... Так слава старая хирела, И шел к упадку факультет... Искать просвета в царской тени Напрасный труд почти всегда: Для многих водка и пельмени Ценней науки, господа.

2. Первая мировая война и Октябрьская революция

После начала Первой мировой войны сотрудники кафедры активно включились в работу по оказанию помощи раненым.

В отчете профессора С. С. Зимницкого за 1914г можно прочесть: "Разразившаяся война с тевтонами потребовала напряженной деятельности со стороны врачей, в которой приняли участие все члены лаборатории при кафедре". Профессор С. С. Зимницкий предложил свою помощь совместно с ординаторами общеземской организации бесплатно, но по неизвестным причинам она была отклонена. Тогда он обратился в местный Красный Крест и получил в заведование лазарет № 4, где и нес бесплатно обязанности главного врача. Его коллеги, доктора А. В. Крелкин, И. Ф. Плодухин, С. П. Иванов, работали в городских и земских лазаретах для оказания помощи больным и раненым воинам, а К. С. Князев был призван старшим врачом в дружину и отправлен на Дальний Восток7.

В военные годы С. С. Зимницкий продолжает работать консультантом в Казанском военном госпитале. Он читал лекции "о заразных болезнях" для сестер милосердия военного времени при медфаке КИУ. Кроме того, с 1915г после настоятельных обращений в общеземскую организацию, профессор С. С. Зимницкий стал бесплатным консультантом и руководящим врачом при госпитале уездного земства и продолжил проводить консультации в Казанском военном госпитале.

В 1917г С. С. Зимницкий пишет ректору Казанского университета в своем отчете: "Кроме лекций мной велись практические занятия у постели больных по вторникам, средам и пятницам и приемы амбулаторных больных по вторникам и субботам в Земской губернской больнице. В Земском

7 Фонд 8, № 2726, л. 99.

отделении внутренних болезней при больнице под моим руководством изучалась офтальмореакция Кальметта8, как диагностическое средство при туберкулезе"9.

Осенью он читал лекции по заболеваниям "дыхательной системы (бронхиты, пневмонии, плевриты), по основам бактериологического распознавании туберкулеза вообще и легких, в частности". Весной — лекции были по миокардитам, эндокардитам, перикардитам. Инфекционные заболевания — были особым увлечением С. С. Зимницкого. Семён Семёнович впервые ввел в преподавание так называемые "совещательные часы" после каждой лекции.

В статье "О направлениях в терапии" (1917г) С. С. Зимницкий ратует за индивидуальный подход к пациенту: "Надо... мыслить патогенетически, т.е. понимать на больном все болезненные акты, происшедшие и происходящие в его организме с момента вторжения в него болезнетворного агента до той минуты, когда организм, живая силы реакции и сопротивления, становится театром, где развертывается та драма, которую мы называем болезнью. И именно потому, что болезнь есть нечто двигающееся, подверженное регрессу и прогрессу, симптоматическая терапия не всегда бывает достаточна, нужна эклектическая10, т.е. основанная не на памяти, а на размышлении и строгой оценке явлений..." [8].

Очень интересен этот призыв к эклектическому (?) подходу к терапии. Очевидно, С. С. Зим-ницкий использует значение этого слова не в общебытовом, привычном нам понимании — "механическое", "вульгарное", в значении непринятия, отрицания, а в значении "эклектик" — выбирающий, что правильно, но не всеми может быть понятно. Литературные эскапады С. С. Зимницкого очень интересны, но не сразу понимаемы.

С. С. Зимницкий принял идеи Октябрьской революции (рисунок 5). Он писал:

"Рассеялась тьма и светлою зарею Блистает небосклон, весь залитый огнем:

8 Леон Шарль Альбер Кальмет (1863-1933) — французский врач, бактериолог и иммунолог, член Парижской медицинской академии, Парижской академии наук, иностранный член Лондонского королевского общества. Создатель БЦЖ (бацилла Кальметта-Герена) (совместно со своим учеником Камилем Гереном) — вакцины против туберкулеза, приготовленной из штамма ослабленной живой культуры туберкулезной бациллы (1919-1921).

9 Фонд 977. Опись 619 дела № 2438, с. 69-70.

10 Эклектизм (от эклектик) — механическое объединение различных, иногда даже противоположных принципов, взглядов, художественных элементов и др.

Эклектик (гр. eklektikos = выбирающий) тот, кому свойствен эклектизм.

Эклектика (гр. eklektikos = выбирающий) 1) то же, что эклектизм; 2) перен. отсутствие оригинальности и самостоятельности.

Мы радостны, полны надеждой и мечтою,

Что лучшим временем и жизнью заживем!..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вперед, друзья, вперед... туда, где звуки брани...

Победа храбрых ждет... С оружием в руках

В защиту прав своих все поголовно встанем

И смело в бой пойдем — пусть знает это враг".

"Смойте скорее позорное бремя,

Что угнетает и мучает Русь,

Что породило проклятое время.

Воды. я с вами умчусь".

Через год (1918г) брат научного руководителя С. С. Зимницкого, профессора С. С. Боткина, профессор Евгений Сергеевич Боткин — тоже лейб-медик, но уже Российского императора Николая II, верный своему долгу, оставшись с царской семьей, был расстрелян в подвале Ипатьевского дома.

Коллега С. С. Зимницкого — известный российский и казанский терапевт, действительный статский советник, профессор А. Н. Казем-Бек не принял революцию, ушел с белочехами в Сибирь и умер в 1919г в Томске от тифа на руках своего сына.

С. С. Зимницкий писал: "Я лично с 1901 г. работал в направлении, которое мне дала школа моих учителей — С. С. Боткина и И. П. Павлова, но за время моего многолетнего профессорства (с 1906 г.) у меня не было не только благоприятной, но даже и возможной обстановки для плодотворной работы, и только со времени революции я получил клинику, где мог самостоятельно и без помехи заняться своими исследованиями" (1926г).

И действительно, через год после революции, уже в 1918г Совет Казанского государственного университета (КГУ) поручает профессору С. С. Зимницкому заведование второй кафедрой КГУ — кафедрой клинической госпитальной терапии (вместо эмигрировавшего в Польшу проф.

B. Ф. Орловского)11.

В 1919г, победив во Всероссийском конкурсе,

C. С. Зимницкий переизбирается заведующим кафедрой частной патологии и терапии. За него проголосовали крупнейшие ученые — Н. А. Чистович, А. В. Вишневский, В. Л. Боголюбов, Н. А. Мислав-ский, А. В. Фаворский, М. А. Чалусов и др.

3. Методика преподавания терапии в Клиническом институте

В 1920г С. С. Зимницкий становится одним из организаторов Казанского Клинического института (Института для усовершенствования врачей) (ГИДУВа) (рисунок 6). С 1920г по 1924г он читает врачам лекции по кардиологии и нефрологии (рисунок 7).

Рис. 5 Казанский университет, 1917г.

Рис. 6 Казанский Клинический Институт.

Рис. 7 Профессор С. С. Зимницкий с врачами Казанского ГИДУВа.

слушателями

Кафедра помещалась в Шамовской больнице.

Профессор С. С. Зимницкий так описывал обучение врачей клинического института на своих лекциях, в отчете от 5 июля 1923г: "На лекциях систематически разбирались больные по преиму-

ществу с сердечными заболеваниями. Слушателям были представлены различные разновидности сердечных страданий, производился тщательный разбор их, отмечались особенности каждого случая, разбиралась соответствующая терапия... Но самой важной стороной наших занятий были обходы стационарных больных. Здесь слушатели еще ближе сталкивались с больными, подробно исследовали их, принимали активное участие в постановке диагноза, оценивали положение больного, ставили диагноз и назначали лечение. Эта постановка дела позволяла отмечать слабые стороны занимавших и давала возможность принимать соответствующие меры к устранению пробелов в знаниях слушателей...".

"Ввиду того, что эти обходы и коллоквиумы велись системно, и слушатели их охотно и планомерно посещали, создавалось известное, определенное взаимоотношение, устранившее грань между руководителем и руководимыми, почему работа сделалась приятной и полезной, так как не оставалось недоуменных вопросов, ибо всякий из слушателей

не стеснялся в своих недоумениях и откровенно ис-

^ "1?

кал их разъяснений .

3.1. Методика преподавания инфекционных болезней, предложенная С. С. Зимницким

В 1924г С. С. Зимницкий становится заведующим кафедрой инфекционных болезней Клинического института. В протоколе Клинического института отмечено: "Проф. С. С. Зимницкий заявляет, что он может согласиться работать по заведованию клиникой инфекционных болезней только при том условии, чтобы была создана бактериальная база для работы в этой клинике"13.

А. М. Предтеченский14 сообщает: 'Читая с 1924 г. курс инфекционных болезней и интересуясь ими постоянно, С. С. всегда высказывал желание и намерение написать большое руководство по инфекционным болезням, таковое намерение судьба не дала ему выполнить. Такое руководство, по мнению профессора С. С. Зимницкого, особенно необходимо для русских врачей, часто работающих в глуши, не имеющих возможности иметь под руками дорогих изданий курса инфекционных болезней. Осуществить это не дала преждевременная смерть пытливого ума, великого труженика, не покладая сил и не щадившего себя для служения науке страждущему человечеству" [9].

Профессор Р. А. Лурия в своих воспоминаниях пишет: "И только через 14 лет заведывания кафедрой частной патологии и терапии С. С. по-

12 Фонд. 7247, опись 1, архив 1, с. 1-120.

13 Фонд. 7247, опись 1, архив 1, с. 1-120.

14 Александр Михайлович Предтеченский (1881-1956) — советский

хозяйственный, государственный и политический деятель, док-

тор медицинских наук, профессор.

лучил возможность работать сначала на больничном, а потом и на клиническом материале. Вот почему только в третий период мы видим бурный рост его клинической исследовательской деятельности, в результате чего С. С. быстро выдвигается в первые ряды клиницистов Союза и получает, как ученый, большую известность не только в отечественной, но и европейской литературе. И именно к этому периоду, — с 1921 года по день неожиданной и безвременной кончины его 10 декабря 1927 года, — относится 45 работ и 6 крупных монографий С. С." [10].

3.2. Организация кафедры пропедевтики внутренних болезней Казанского государственного университета

В 1926г С. С. Зимницкий основывает кафедру пропедевтики внутренних болезней15 Казанского университета. Здание, в котором размещалась кафедра пропедевтики внутренних болезней [6] (сейчас по ул. К. Маркса, 17), имеет свою интересную историю. Исходно это было здание Адмиралтейства (ХУШв), затем это была Казанская губернская земская больница16.

М. К. Корбут17 отмечает: "ежегодно клиника пропускает 200 человек студентов, причем в настоящее время каждый студент имеет возможность практически изучать перкуссию, аускуль-тацию и прочие методы физического исследования больных в течение 4 недель, лабораторные же методы, кроме того, еще в течение 2 недель". Отдавая должное трудам С. С. Зимницкого, он пишет: "Научную деятельность клиники, без сомнения, можно назвать выдающейся" [11].

С. С. Зимницкий покорял слушателей своей энергией и эрудицией. Через 20 лет его ученики написали благодарственное письмо в НКПрос РСФСР (10 февраля 1928г). "Мы считаем от своего имени необходимым зафиксировать лишь то, что имеется в нашей свежей памяти о нем. Пролетарское студенчество всегда отдавало должное глубокой научной эрудиции С. С. Зим-ницкого, его обширной теоретической и практической подготовке как в вопросах частной патологии и терапии, так и прочих дисциплин, связанных с этой кафедрой. Студенты всегда характеризовали его как прекрасного лектора и педагога, чрезвычайно отзывчивого к вопросам своя слушателей, в результате чего студенты

15 Решением Ученого совета КГМУ 26 декабря 2018г кафедре пропедевтики внутренних болезней КГМУ присвоено имя профессора С. С. Зимницкого.

16 В Великую Отечественную войну это был госпиталь с операционной в последующем лекционной аудиторией. Затем 7-я горболь-ница и кардиодиспансер.

17 Михаил Ксаверьевич Корбут (1899-1937) — советский историк. Активно участвовал в советизации высших школ Казани.

имели действительно усвоенные научные знания, а эти последние всегда имели качество настоящей серьезной мысли, что обеспечивало в дальнейшем нешаблонный анализ научных положений и давало здоровую самостоятельную критику по всем дисциплинам"3.

3.3. Создание национальных татарских медицинских центров

С. С. Зимницкий стоял во главе образования национальных медицинских татарских кадров. Профессор И. П. Баранов и Н-Б. З. Векслин18 в 1928г писали в Наркомпрос РСФСР: "Широко известна... отзывчивость С. С. Зимницкого к нуждам учащейся молодежи и, в частности студенчества, которому С. С. Зимницкий в широкой мере оказывал медицинскую помощь... С. С. Зимницкий пользовался неизменной симпатией не только русского, но и татарского населения края, и он сам чрезвычайно интересовался нуждами отсталых национальностей нашего Союза. С. С. Зимницким был поднят вопрос о создании кадров врачей — специалистов из татар для работы в татарских деревнях. Для практического осуществления этого он вошел с ходатайством в СНК19, НКЗдрав TP20 об учреждении при его клинике Институте для усовершенствования врачей стажеров специально из татар"3.

3.4. Индивидуализированный подход к лечению пациента

"...Есть много методов лечения известной болезни, но для конкретного случая ее есть только один правильный. В природе ход явлений подвержен закону и целесообразности, то же самое и в болезни, как явлении также геологическом; значит, и в лечении надо руководствоваться принципом: "quo natura vergit, ео tendere opportet!"21 [8]. В воззрениях на терапевтические возможности лекарственных средств в конце XIX и начале XXвв появился скептицизм и нигилизм, призывающий отказаться

18 Носон-Бер Залманович Векслин (1897-1942) — советский учёный и педагог. Ректор Казанского государственного университета в 1931-1935гг.

19 СНК — совет народных комиссаров.

20 НКЗдрав ТР — народный комиссариат здравоохранения Татарской Республики.

21 Прим. ред.: "quo natura vergit, eo ducere oportet per conuenientes

regions" (HercuI Saxoniae "Practica Medicinae"); "quae ducere oportet, quo maxime natura vergit per loca conferentia, eo ducere" (Гиппократ Афоризмы, секция 1, афоризм XXI), т.е. "к чему стремится природа, тому нужно следовать". В этой фразе Гиппократа, natura (природа) — это не природа в современном понимании, а философская система, в которую встраивались принципы лечения. Т.о. "природа" стремится к восстановлению, причем не от желания живого существа, а по своему свойству, природа является действующим началом и обладает силами исцеления. Врач только помогает природе в этом деле.

от лекарственной терапии. Наиболее решительно высказывались по этому вопросу французские клиницисты. С. С. Зимницкий вспоминает: "Знакомый с воззрениями авторитетных ученых, я при посещении заведуемых ими учреждений в Париже с полным убеждением входил в их отделения, что именно здесь встречу так называемое безлекарственное лечение. Но мои ожидания не оправдались. Мало того, я увидел, что больные здесь отлично пользуются фармацевтическими препаратами, и меня поразило то обстоятельство, что средства применялись здесь в дозах гораздо больших, чем это принято у нас. Быть может, это последнее обстоятельство и служит косвенной причиной той высокой цифры хронических отравлений лекарственными средствами, какую указывает Гайем. Но факт сам по себе знаменателен, знаменателен тем, что скептицизм в теории не легко провести в жизнь: врач у постели больного должен выполнить такую задачу: помочь страждущему, облегчить его положение, это заставляет врача применять лекарства, зачастую не как specifica, а как symptomatica".

С. С. Зимницкий поддерживает индивидуализированный подход к лечению пациента, апологетами которого в России были М. Я. Мудров, Г. А. Захарьин и С. П. Боткин. К сожалению, С. С. Зимницкий не приводит важнейший постулат Гиппократа "Sublata causa, tollitur morbus" и не призывает к поиску причины заболевания. Однако патогенетический подход четко обозначен. Профессор С. С. Зимницкий прививал врачам материалистический взгляд на болезнь, как биологическое явление. По-современному звучат его слова: "Наша задача пытаться понимать биологические патологические явления и ставить последние в ряд биологических законов по возможности".

Отметим, что С. С. Зимницкий, щедро насыщая свои русские статьи (большинство статей, как известно, были опубликованы на немецком языке) латинскими, немецкими, французскими терминами, предложениями, никогда не давал перевода.

3.5. Личные качества С. С. Зимницкого и их влияние на образовательный процесс

В быту, как и в жизни, Семён Семёнович был очень пунктуальным человеком. Его распорядок дня подробно описывается в воспоминаниях профессора А. Г. Терегулова: "Он вставал рано, не позднее 7 часов. Будучи страстным охотником, первым делом посещал своих собак. Затем занимался в кабинете до 9 часов — читал корреспонденции, журналы и писал работы. В 10 часов регулярно уходил в клинику, где работал до трех часов дня. От 3 до 4 обедал. До 6 вечера принимал амбулаторных больных, после 6 — шел на прогулку. После нее читал журналы и писал; ложился спать не позже 11 часов, если не было заседания. Каждую субботу, не

Рис. 8 Профессор Л. М. Рахлин.

позднее 4 часов вечера, уезжал на охоту22, с которой возвращался утром в понедельник... Он любил природу, где находил отдых и силы для творческой работы" [6].

В личной жизни С. С. Зимницкий, по свидетельству одного из ближайших его учеников — проф. А. М. Предтеченского, был крайне вспыльчивым, что вольно и невольно было причиной драматичности его жизни, но по природе был мягким и добрым человеком, деликатным в обращении с больными, пунктуальным в жизни; любил музыку, литературу, поэзию и особенно страстно — природу.

Друг С. С. Зимницкого, профессор Л. А. Якобсон так вспоминает об увлечениях Семена Семеновича: "Он любил природу и был страстным охотником. Страсть к охоте была настолько велика в нем, что он предпринимал с этой целью поездки на Дальний Восток". "Семен Семенович был многогранно одаренным человеком, — поэт, писатель, певец и музыкант — целое сокровище талантов вмещал он в себе... В молодости, будучи студентом, он, пользуясь своим хорошим голосом, чтобы иметь возможность учиться, даже выступал на оперной сцене" [12].

Отец-охотник привил сыну любовь к родной природе, простоту обращения с людьми. С отцом

22 За несколько минут до смерти С. С. Зимницкий тоже собирался идти на охоту.

он исходил леса и поля. В 1918г с нотками грусти С. С. Зимницкий пишет:

О милый край, родной и бедный и убогий, Люблю тебя давно — от юности моей — И вид лесов твоих таинственный и строгий, Суглинки и пески нерадостных полей. Родимый Сож и Днепр с обширными лугами, Лачуги ветхие с садами в деревнях, Стада, бродящие над жалкими полями, И птичьи голоса в разбросанных кустах. (Моей родине Белоруссии, 20. VI. 1918) В 1919г глубоко поэтично и радостно пишет Семен Семенович о природе:

Уходи на простор изумрудных лугов, Где цветы распустилися стройно Ароматом упейся душистых цветов... Там простор... красота... там привольно... С. С. Зимницкий любил бывать на даче, рыбачить. Он даже посылал свои стихи и охотничьи рассказы в специализированный журнал "Природа

"23

и охота 23.

На первых двух курсах средства к жизни Семену Семеновичу приходилось зарабатывать игрой в оркестре, уроками, иногда даже — перепиской (до последних дней жизни у него сохранился красивый, разборчивый, округлый почерк).

Ученик И. П. Павлова и С. С. Боткина, питаемый лучшими традициями казанской медико-биологической школы, профессор С. С. Зимниц-кий создал свою собственную оригинальную школу, глубоко обогатившую советскую науку. Он любил коллективность в научной работе. В воспоминаниях его ученика профессора А. М. Предтеченского отлично обрисована эта особенность ученого: "Одной из характерных черт работы с покойным С. С. являлось то, что когда им давалась какая-либо работа или задание, то из этого никогда не делалось секрета, — эта работа всегда была у всех на виду, всякий мог входить в обсуждение и критику данного вопроса, всякий мог вставить свои замечания, высказать свои соображения; этим, я считаю, и создавался тот коллективизм в работе, та солидарность, которые вели к образованию целой системы, целой школы" [13].

23 В педагогический процесс, в структуру лекций он вставлял образы, аллегории природы, что привлекало внимание слушателей и делало лекции колоритными. Можно предположить, что такая "перцепция" окружающего мира, природы, такая тонкость натуры С. С. Зимницкого была у него и в восприятии больного человека, его души и его тела. Все это характеризует С. С. Зимницкого как совершенно незаурядную личность, как человека, одаренного природой чувством и мыслью и великолепным, и в то же время прагматическим их сочетанием. Это сочетание было немаловажным компонентом его школы, его удивительной, неповторимой харизмой. Школа — это он и его слушатели. Если бы он был другим, менее ярким человеком, то его школа бы потускнела.

С. С. Зимницкий часто цитирует древний афоризм "Врач-философ равен богам" и ставит перед врачами требование познать больного, механизм болезни, иначе "без точного знания организма и болезней врач походит на слепого, вооруженного палкой и случайно попадающего то по болезни, то по больному".

Школа профессора С. С. Зимницкого и его клинические идеи являются достоянием не только Казани, но и распространились по всему Советскому Союзу. Непосредственными учениками и сотрудниками Семена Семеновича являлись Е. И. Адо, А. И. Бренинг, Л. И. Виленский, Л. И. Гур-вич, А. М. Елисеева, В. С. Зимницкий, В. Ф. Иванов, И. Д. Князев, В. Н. Коробкин, С. С. Крестни-кова, Т. Л. Лянде, М. Г. Мамиш, Г. И. Перекропов, Ф. К. Пермяков, А. Д. Петрунин, А. М. Предтечен-ский, Ф. В. Пшеничнов, Л. М. Рахлин, Г. Г. Уразов, Б. Д. Фридман, С. Черкасов, Ф. В. Якимов и другие.

3.6. Воспоминания современников С. С. Зимницкого о нем и созданной им клинико-педагогической школе

Профессор Л. М. Рахлин24 (1898-1994) (рисунок 8), ученик С. С. Зимницкого в своей рукописи "Мои учителя", так художественно, не канонически описывает творческий и жизненный портрет С. С. Зимницкого: "Семен Семенович был представителем Петербургской школы. Он блестяще знал литературу, отдавая предпочтение французской в отличие от большинства того времени, более связанным с Германией. Характер у него был весьма строптивым, эмоциональным. Он находился в непрерывном конфликте с советами факультета и университета, считая необходимой их реорганизацию. Дело в том, что профессора, выслужившие свои 25 лет и перешедшие "на полный пенсион", оставляя кафедры, оставались пожизненно членами Советов. Как правило, они составляли наиболее консервативную, противящуюся новизне их часть. Не стесняясь в выражениях при своих выступлениях в Совете, Семен Семенович, не ограничиваясь этим, выступал со своим мнением в печати. Из руководителей терапевтической клиники он ладил только с Р. А. Лурия, благодаря дипломатичности последнего и умению его "обходить острые углы" со свойственным ему юмором.

С. С. Зимницкий читал лекции один раз в неделю и делал обход палаты25. Он был очень демократичен, как-то сразу находил общий язык с больными — был ли это неграмотный крестья-

24 Л. М. Рахлин — д.м.н., профессор, ученик проф. А. Ф. Самойлова, зав. каф терапии № 1 и № 2 ГИДУВа. В 1934г был участником экспедиции помощи челюскинцам (на пароходе Сталинград). Во время Великой Отечественной войны был армейским терапевтом 14 и 19 армии в Заполярье.

25 С 1907 по 1927гг.

нин или интеллигент, сразу подходил к психологии больного. Это очень роднило его с Лурия. С. С. Зимницкий был, как можно назвать, "функционалистом". На лекциях он показывал целый фейерверк мелких и мельчайших клинических симптомов, не довольствовался топическим диагнозом поражения клапанов сердца, а находил ответ на вопрос о том, какое нарушение превалирует во внутрисердечной гемодинамике, что из этого следует для общей, что поэтому надо ждать в дальнейшем и что надо предпринять в терапии. Интересно, что именно этот "функционализм" привел его к "пробе Зимницкого", сохранившей его имя и по ныне в неврологической клинике, несмотря на современное техническое вооружение. Докладывая ему, нельзя было заглядывать в историю болезни, все надо было продумать и знать. Но иногда он брал эту историю, проглядывал обычно самую "скучную" часть и, если находил там стандарт, рвал ее и говорил: "Пиши с толком". Иногда на обходе вдруг он отворачивал простыню и хлопал ладонью по матрацу, нет ли пыли. Врач должен был отвечать за всё.

Следя за литературой, С. С. не торопился использовать то, что там предлагалось. На лекциях он очень редко сообщал рентгеновские данные, a электрокардиографию не упомянул ни разу. Он как бы в своей работе не нуждался в данных этих методов, ему было достаточно того, что он и так умел. Когда профессор Николаев П. Н. выпустил книжку "Мелькание и порхание предсердия" (мерцание и трепетание), С. С. со свойственным ему ехидством называл его не иначе, как "порхающий профессор". Но увидеть и научиться у Зимницкого пользоваться в клинике мелкой симптоматикой, начиная с осмотра больных и мелких внешних черточек, и представлять себе организм, как сложную динамическую систему взаимосвязанных и взаи-мовлияющих друг на друга функций, было очень полезно.

В настоящее время это называется "прямой и обратной связью". Перед лекцией С. С. обязательно знакомился с больным, смотрел его, а после лекции "заказывал" к следующей тот или иной порок. Но, будучи страстным охотником, как только начинался сезон охоты, С. С. несколько манкировал работой. Так, указав предварительно, чтобы я подобрал для следующей лекции больного с пороком клапанов аорты, он, приехав к самой лекции и поспешно одевая халат, бросил мне: "Анамнез прочтешь сам, короче". Больного посмотреть не успел, то что "заказал" забыл. Блестяще прочёл на больном с превалировавшим аортальным стенозом митральный порок. Когда после лекции он торопился, я успел сказать ему об ошибке, он помолчал секунду и сказал — "Лечи скорее и выпиши. Врачам не показывай".

Рис. 9 С. С. Зимницкий (1873-1927).

Профессор Ф. Кончаловский в 1927г писал в Казанский университет: "Он имел школу учеников, его влияние на воспитание врачей было огромно и поэтому не подлежит сомнению, что значение его перед наукой и народом были очень велики.

На терапевтическом фоне 20-х годов фигура С. С. Зимницкого (рисунок 9) — яркая, самобытная — очень заметна; портрет его требует сочных красок. Чем-то он напоминает В. П. Образцова (рисунок 10), своего старшего современника (о котором отзывался всегда с особым пиететом), и не только внешне — широким овалом и мягкими чертами лица, формой усов и бородки, а всей широтой, талантливостью национального характера. Сын крестьянина, он стал ученым; студентом первых курсов подрабатывал как оркестрант-гитарист; уже знаменитым врачом и исследователем не только любил, но и писал стихи. В медицине его, как и Д. Д. Плетнева, М. П. Кончаловского, влекли не только конкретные лечебно-диагностические загадки и теоретические вопросы, но и общие проблемы методологического и исторического характера".

О С. С. Зимницком профессор А. М. Предте-ченский написал: "...Семён Семёнович Зимницкий умер в полном расцвете своих творческих сил с жаждой все новой работы и новой деятельности во славу русской медицинской науки, на пользу русской медицины, которую он так хорошо знал, ценил и любил" [13].

На страницах "Терапевтического архива" профессор М. П. Кончаловский писал: "Тонкая наблюдательность, умение быстро ориентироваться и часто по отдельному признаку подметить глубоко расстроенную функцию больного органа — вот черты, которые характеризуют этого со-

Рис. 10 В. П. Образцов (1849-1920).

временного, выдающегося клинициста. Недаром С. С. Зимницкий был одной из крупных фигур наших Всесоюзных съездов, которые отражают в себе все лучшее, что дает наша наука. Последний IX Всесоюзный съезд избрал единогласно С. С. своим председателем" [14].

Профессор Л. И. Виленский26 отмечает следующее: "Обладая блестящей эрудицией и критическом умом, большой любитель природы, он заимствовал у природы живые и оригинальные сравнения, которые рельефно отображали то или иное явление и навсегда врезались в память. На лекциях он подробно останавливался на внешней среде, окружающей больного, старался передать учащимся методику исследования больного... Семен Семенович обращал особое внимание на лечение больных, которое проводил строго индивидуально. Он стремился облегчить страдания больного, имел свои рецептурные формулы" [15].

Профессор В. Ф. Богоявленский в очерке о жизни и научной деятельности С. С. Зимницкого (1970г) пишет: "Нам удалось проинтервьюировать

26 Лев Исаакович Виленский — выпускник Юрьевского университета, приехавший в Иваново из г. Казани, где прошел прекрасную терапевтическую школу в клиниках профессоров С. С. Зимницкого и Р. А. Лурия. В 1932г организовал первую терапевтическую кафедру Ивановского ГМИ, ставшую впоследствии кафедрой факультетской терапии и где до 1937г продолжалось преподавание пропедевтики внутренних болезней.

несколько врачей-ветеранов, бывших студентов профессора. Все они вспоминали образные сравнения лектора, поражались его мастерству сбора анамнеза у больных, личному обаянию профессора. Нередко после лекции С. С. Зимницкий возвращался домой в сопровождении восторженных слушательниц, внимавших его воспоминаниям и удивлявшихся поэтическому таланту С. С. Зимницкого, лирически воспевавшего природу, эпизоды охоты, рассказывавшего о проделках любимых охотничьих собак...".

В заключение приведем высказывания С. С. Зим-ницкого, характеризующие его клиническое кредо, которое является справедливым и 100 лет спустя: "Мы видим, что настанет день, когда и стетоскоп, и ухо наше будут заменены различными аппаратами, и надо быть только грамотными — уметь читать, что пишут аппараты, чтобы понимать сущность явлений и их сокровенные особенности. Тогда индивидуальность перцепции сгладится, все упростится, но все же, я полагаю, у постели больного мы останемся с тем же инструментарием, как и теперь, и я не хотел бы отодвинуть на задний план свою индивидуальность и мыслить под указку непогрешимых инструментов. Тогда жизнь потеряет прелесть этого вечного стремления заглядывать за завесу таинственности и манящей неизвестности!".

"Я всемерно старался не уходить от постели больного в область сложных исследований и стремился быть со своими слушателями возле него, достигая разрешения диагностических и терапевтических проблем с помощью простых, всякому доступных методов, беря за компас для наших

Литература/References

1. Bogoyavlensky VF. Professor Semen Semenovich Zimnitsky — doctor, scientist, patriot: monograph. Kazan: Tatar book publishing house, 1970. p. 99. (In Russ.) Богоявленский В. Ф. Профессор Семен Семенович Зимницкий — врач, ученый, патриот: монография. Казань: Татарское книжное издательство, 1970. р. 99.

2. Oslopov VN, Mishanina YuS. Professor Semen Semenovich Zimnitsky: monograph. Lambert, 2020. p.92. (In Russ.) Ослопов В. Н., Мишанина Ю. С. Профессор Семен Семенович Зимницкий: монография. Lambert, 2020. р.92. ISBN-10: 6202922885.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zimnitsky SS. Faculty and eo ipso university evil. Medical newspaper. 1915;22(10): 182-5. (In Russ.) Зимницкий С. С. Факультетское и eo lpso университетское зло. Врачебная газета. 1915;22(10):182-5.

4. Zimnitsky SS. Faculty evil and §§ 61 and 110 of the draft new university charter. Medical newspaper. 1915;40:761-3. (In Russ.) Зимницкий С. С. Факультетское зло и §§ 61 и 110 проекта нового университетского устава. Врачебная газета. 1915;40:761-3.

5. Zimnitsky SS. The so-called professorial absenteeism. Medical newspaper. 1915;45:843-6. (In Russ.) Зимницкий С. С. Так называемый профессорский абсентеизм. Врачебная газета. 1915;45:843-6.

медицинских исканий главным образом логику и опыт клинического мышления".

Профессор Р. А. Лурия, соратник профессора С. С. Зимницкого писал: "Семен Семенович — безусловно яркий, талантливый, одаренный и исключительно оригинальный ученый — перенес всю тяжесть непонятого в своей среде большого человека, испив до дна всю горькую чашу работника провинциального университета, которому при всех своих талантах и дарованиях всегда так трудно выйти на большую дорогу и приходится испытывать и преодолевать тысячи мелких препятствий и трений, совершенно незнакомых работникам крупных центров.

Но Семен Семенович, несмотря на эти препятствия, вышел все же на широкую дорогу признанного всей страной крупного клинициста-терапевта. И звезда его ярким светом будет гореть долго в русской клинике внутренних болезней и озарять в ней новые горизонты медицинской мысли" [16].

Заключение

С. С. Зимницкий внес огромный личностный и профессиональный вклад в становление и подготовку врачей-специалистов новой советской медицины. Клинико-педагогическая школа Семёна Семёновича Зимницкого находится в неразрывной связи с эволюцией его академического статуса, изменениями клинических баз и социального устройства общества в начале ХХв.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

6. Teregulov AG. To the characteristics of the creative image of prof. S. S. Zimnitsky. Medical newspaper. 1928;1:77-8. (In Russ.) Терегулов А. Г. К характеристике творческого облика проф. С. С. Зимницкого. Врачебная газета. 1928;1:77-8.

7. Oslopov VN, Khazova EV, Bogoyavlenskaya OV, et al. Professor Semen Semenovich Zimnitsky is an outstanding Russian therapist, scientist, and patriot. Practical medicine. 2018;16(9):11-28. (In Russ.) Ослопов В. Н., Хазова Е. В., Богоявленская О. В. и др. Профессор Семен Семенович Зим-ницкий — выдающийся русский терапевт, ученый, патриот. Практическая медицина. 2018;16(9):11-28.

8. Zimnitsky SS. About directions in therapy. Medical news-paper.1917;24(18):309-11. (In Russ.) Зимницкий С. С. О направлениях в терапии. Врачебная газета.1917;24(18): 309-11.

9. Predtechensky AM. In memory of prof. S. S. Zimnitsky. Russian clinic. 1928;9(46): 149-56. (In Russ.) Предтеченский А. М. Памяти проф. С. С. Зимницкого. Русская клиника.1928; 9(46): 149-56.

10. Luria RA. Professor S. S. Zimnitsky as a scientist. Kazan Medical Journal. 1928;3:285-95. (In Russ.) Лурия Р. А. Профессор С. С. Зимницкий как ученый. Казанский медицинский журнал. 1928;3:285-95.

11. Korbut MK. Science at Kazan University for the last twenty years. Kazan, 1930, pp. 356-7. (In Russ.) Корбут М. К. Наука в казанском университете за последнее двадцатилетие. Казань, 1930, 356-7 сс.

12. Yakobson L. In memory of Semen Semenovich Zimnitsky. Newspaper of the Journal of Clinical Medicine.1928;1:5-7. (In Russ.) Якобсон Л. Памяти Семена Семеновича Зимницкого. Газета журнала Клиническая медицина. 1928;1:5-7.

13. Predtechensky A. M. From the memoirs and Professor S. S. Zimnitsky. Kazan Medical Journal. 1928;3:279-84. (In Russ.) Предтеченский А. М. Из воспоминаний и профессоре С. С. Зимницком. Казанский медицинский журнал. 1928;3:279-84.

14. Konchalovsky M. Semen Semenovich Zimnitsky. Therapeutic archive. 1928;6(2):3-4. (In Russ.) Кончаловский М. Семен Семенович Зимницкий. Терапевтический архив.1928; 6(2):3-4.

15. Vilensky LI. S. S. Zimnitsky (on the 30th anniversary of his death). Therapeutic archive. 1958;30(1):78-80. (In Russ) Виленский Л. И. С. С. Зимницкий (к 30-летию co дня смерти). Терапевтический архив. 1958;30(1):78-80.

16. Luria RA. S. S. Zimnitsky. Medical business. 1928;2:99-100. (In Russ.) Лурия Р. А. С. С. Зимницкий. Врачебное дело. 1928;2:99-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.