Научная статья на тему 'Клинико-морфологические особенности мутаций в генах репараций при наследственном раке молочной железы'

Клинико-морфологические особенности мутаций в генах репараций при наследственном раке молочной железы Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Бровкина О.И., Гордиев М.Г., Шигапова Л.Х., Дружков М.О., Шагимарданова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клинико-морфологические особенности мутаций в генах репараций при наследственном раке молочной железы»

XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

ТЕЗИСЫ

РАК МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

наиболее часто пациентки получали нестероидные ингибиторы ароматазы III поколения (65,4%), эксеместан (18,4%) и фулвестрант (14,7%). Дальнейшие анализы были проведены в двух подгруппах: получавших в рамках исследования нестероидные/стероидный ингибиторы ароматазы III поколения или фулвестрант. Распределение больных по функциональному статусу ECOG (0/1/2/3/4) на 1-м визите в подгруппе ингибиторов ароматазы составило 40,2/49,6/8,8/1,5%, в подгруппе фулвестранта — 20,0/80,0/0/0%. При анализе показателей качества жизни были выявлены статистически значимые различия в динамике показателей FACT-B Total Score (при дисперсионном анализе с повторяющимися измерениями p=0,0073), FACT-B Trial Outcome Index (p=0,0357) и FACT-G Total Score (p=0,0038) между подгруппами. В подгруппе фулвестранта в ходе исследования наблюдали статистически значимое увеличение FACT-B Total Score (среднее значение на 1-м визите 77,1±19,6, на 4-м визите — 89,9±15,5, p=0,0337) и FACT-B Trial Outcome Index (среднее значение на 1 -м визите 48,3±11,9, на 4-м визите — 57,1±9,5, p=0,0270), а также тенденцию к увеличению FACT-G Total Score (57,6±16,9 на 1-м визите и 67,0±12,7 — на 4-м, p=0,076). В группе ингибиторов ароматазы клинически значимой динамики по указанным показателям не было: среднее значение FACT-B Total Score на 1-м визите 84,9±17,6, на 4-м визите — 82,5±18,8, FACT-B Trial Outcome Index — 53,0±12,1 и 52,7±12,2 соответственно, FACT-G Total Score — 64,9±14,5 и 62,1±15,3 соответственно. Статистически значимых различий в динамике показателя реактивной тревожности STAI между подгруппами ингибиторов ароматазы и фулвестранта не наблюдали. В группе ингибиторов арома-тазы средний показатель реактивной тревожности снизился с 51,2±11,4 до 48,7±10,0 (p=0,250), в группе фулвестранта — с 54,5±12,4 до 45,1±8,3 (p=0,0186).

Заключение. Наиболее часто в качестве второго режима эндокринной терапии больные получали ингибиторы аро-матазы III поколения. У больных, которые в качестве второго режима получали фулвестрант, наблюдали улучшение показателей качества жизни, в отличие от больных, получавших в качестве второго режима ингибиторы ароматазы III поколения. В подгруппе фулвестранта также наблюдали статистически значимое снижение уровня реактивной тревожности. Следует учитывать, что исследование было наблюдательным, выделенные при анализе подгруппы не были сбалансированы по характеристикам больных.

* LINE — treatment patterns in postmenopausaL women wIth hormone receptor positive breast caNcEr (Подходы к лечению гормонопозитивного рака молочной железы у женщин в постменопаузе)

Состояние минеральной плотности костной ткани у молодых пациенток, страдающих раком молочной железы

Н. Ю. Третьякова'

Место работы: 'БУ «Няганская городская поликлиника», г. Нягань, ХМАО-Югра e-mail: konisch@mail.ru

Цель. Изучить новые подходы к ранней диагностике потерь минеральной плотности кости у больных раком молочной железы (РМЖ) в пременопаузе.

Материалы и методы. Основную группу составили 56 больных РМЖ с регулярным менструальным циклом (средний возраст 43±6,4 года). Группу сравнения составили 54 здоровые женщины репродуктивного возраста Средний возраст

42±4,9 года). В контрольной группе низкая минеральная плотность кости (МПК) наблюдалась в 6 случаях, что составило 11,1%. На фоне лечения по поводу РМЖ основной группы у 37 (66%) пациенток из 56 наступила аменорея. Из них у 12 (21,4%) больных аменорея была связана с выключением функции яичников: 4 (7%) пациентки прооперированы в объеме овариэктомии, а 8-ми (14,3%) пациенткам проводили постоянную терапию ГНРГ. У 25 (44,6%) больных менопауза наступила на фоне химиотерапии. Гормонотерапия антиэстрогенами была назначена 37 (92,5%) пациенткам РМЖ, из них 15 (40,5%) в последующем переведены на гормонотерапию 2 линии в связи с побочными действиями антиэстрогенов.

Результаты. У больных РМЖ основной группы до лечения снижение МПК наблюдалось в 11 (19,6%) случаях, после проведения 4—6 курсов НАПХТ — в 11-ти (52,4%) из 21-го случая, а через полгода после проведенного лечения — в 37 (66%) случаях появилось снижение МПК. Среднее значение МПК у больных РМЖ основной группы в исследовании до лечения составило —0,120,16 г/см2, после НАПХТ показатель стал ниже и составил —0,710,21 г/см2, уже через 6 месяцев после проведенного лечения средний показатель МПК составил —0,970,16 г/см2. Нами установлено достоверное снижение МПК у больных РМЖ после НАПХТ (р=0,027) и после проведенного специального лечения (р=0,0001). У пациенток на фоне приема тамоксифена отмечалось снижение плотности костной ткани на 2,3% в течение 6 месяцев, приема гормонотерапии и ГНРГ — 3,5%, возникновение менопаузы на фоне химиотерапии — 5,2%, наиболее выраженное снижение у пациенток после аднексэктомии — 7,2%. Заключение. У больных РМЖ в пременопаузе резорбция костной ткани наиболее преобладает над процессами формирования костной ткани на фоне лечения. Длительная активность болезни, комплексное лечение, приводящее к менопаузе и гормонотерапия в течение 5 лет, а по последним рекомендациям до 10 лет, приводит к снижению МПК с развитием остеопении и остеопороза.

Клинико-морфологические особенности мутаций в генах репараций при наследственном раке молочной железы

Бровкина О.И., Гордиев М.Г., ШигаповаЛ.Х, Дружков М. О., ШагимардановаЕ. И., Еникеев Р. Ф, Ходырев Д. С., Гусев О. А, Никитин А. Г.

Место работы: ФНКЦ ФМБА, ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» e-mail: brov.olia@gmail.com

Цель. Рак молочной железы (РМЖ) является одним из самых распространенных онкологических заболеваний среди женщин, при этом доля наследственного РМЖ составляет от 5 до 10%. Наследственный РМЖ характеризуется мутациями в генах BRCA1 /2, ранним возрастом манифестации заболевания и выраженной генотипической и фенотипиче-ской гетерогенностью. Целью данного исследования была клинико-морфологическая характеристика мутаций в генах системы репарации ДНК у пациенток с наследственным РМЖ при помощи метода секвенирования нового поколения (NGS). Материалы и методы. Методом NGS были проанализированы гены BRCA1 и BRCA2 в 126 образцах крови от пациенток с наследственным РМЖ, проходивших обследование в РКОД МЗ РТ (г. Казань) в 2014—2017 гг. и подписавших информированное согласие на проведение исследования. Пациентки были отобраны согласно рекомендациям NCCN. Были про-

Злокачественные опухоли

www.malignanttumours.org

Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017

Malignant Tumours

www.malignanttumours.org

XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

ТЕЗИСЫ

РАК МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

анализированы следующие гены: TP53, MLH1, MSH2, MSH6, PMS2, EPCAM, APC, MUTYH, CDKN2A, CDK4, ATM, KIT, PDGFRA, CDH1, CTNNA1, PRSS1, SPINK1, BRCA1, BRCA2, FANCI, FANCL, PALB2, RAD51B, RAD51C, RAD54L, RAD51D, CHEK1, CHEK2, BRIP1, PPP2R2A, BARD1, PARP1, STK11, XRCC3. Подготовка библиотек для секвенирования осуществлялась с помощью набора NimblGen SepCapEZ Choice (Roche) по протоколу, рекомендованному производителем. Секвенирование проводилось на приборе MiSeq (Illumina). Результаты. Большинство найденных мутаций были обнаружены в генах BRCA1 /2 (23% и 12,6% случаев соответственно). Средний возраст манифестации заболевания у пациенток-носительниц мутаций в генах системы репарации составлял 46 лет, в то время как у пациенток без мутаций в данных генах этот показатель равнялся 52 годам.

При иммуногистохимическом исследовании было выявлено, что в группе пациенток-носительниц мутации в гене BRCA1 трижды негативный РМЖ встречается наиболее часто. В группе больных с патогенными мутациями в генах репараций встречаемость трижды негативного РМЖ также высока. В то время как пациентки-носительницы мутации BRCA2 и предположительно патогенных мутаций в генах системы репарации имели низкую частоту случаев трижды негативного РМЖ.

Заключение. В данном исследовании подтверждается необходимость анализа совокупности генов репарационной системы. Анализ результатов нашего исследования не выявил корреляции между наличием мутаций в генах системы репарации и трижды негативного РМЖ. Возраст манифестации заболевания коррелировал с пенетрантностью генов системы репарации ДНК.

Герминальные мутации в генах BRCA1 и BRCA2 у пациенток Юга России с клиническими признаками наследственного рака молочной железы

О.А. Богомолова', Д.И. Водолажский', Ю. С. Шатова', М. И. Верескунова', Л. П. Кучкина', Р. Г. Луганская', Е. Н. Черникова', С. М. Бакулина'

Место работы: 'ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Минздрава России e-mail: olia_bogomolova20@mail.ru

Рак молочной железы (РМЖ) занимает лидирующие позиции среди онкологической патологии женского населения в мире. Одним из главных факторов развития данного заболевания является генетическая предрасположенность, на долю которой приходится от 5 до 10% случаев всех злокачественных новообразований этой локализации.

В группах пациентов с клиническими признаками наследственного РМЖ мутации в генах BRCA1 и BRCA2 при использовании аналогичной панели маркеров встречаются с частотами от 10 до 25%. Эти гены относятся к высокопе-нетрантным, главной функцией которых является участие в поддержании целостности генома.

Цель. Изучение распространенности частот встречаемости шести наиболее частых мутаций в генах BRCA1 и BRCA2 у пациенток с клиническими признаками наследственного рака молочной железы в популяции Юга России. Материалы и методы. В исследование было включено 169 пациенток с установленным диагнозом и клиническими признаками наследственного РМЖ, проходивших лечение в стационаре ФГБУ «РНИОИ». Геномную ДНК выделяли из лейкоцитов периферической крови методом фенол-хло-

роформной экстракции. Детекцию мутаций проводили методом пиросеквенирования.

Определяли следующие мутации в гене BRCA1: 185delAG, 300T>G (C61G), 2080delA, 4154delA, 5382insC и в гене BRCA2: 6174delT.

Результаты. При проведении исследования мутантного статуса генов BRCA1 /2 обнаружено 22 случая мутаций в гене BRCA1, что составило 13%. Из всего проанализированного спектра мутаций было выявлено три типа: BRCA15382 insC в 18 случаях или в 81,8%, BRCA1300T>G - 3 случая (13,6%) и в одном случае была выявлена мутация BRCA14154delA, что составило 4,5%. Мутации в гене BRCA2 в рамках нашего исследования не обнаружены.

При оценке роли клинических составляющих признаков наследственного РМЖ обнаружено, что у 10-ти пациенток с сочетанием двух признаков наследственного РМЖ во всех случаях присутствовали мутации в гене BRCA1. У четырех пациенток с мутацией 5382 insC (18%) в гене BRCA1 наблюдалось сочетание трех клинических признаков наследственного РМЖ (молодого возраста манифестации заболевания, онкологически отягощенного анамнеза и синхронного или метахронного рака). Одна пациентка (4,5%), носительница мутантного аллеля, имела в личном анамнезе рак яичников.

Анализ распределения мутаций в зависимости от возраста показал, что наиболее часто мутации BRCA1 встречаются среди пациенток в возрасте от 30—39 лет — 43,8%, в группе 40—49 лет — 6,25% и в группе старше 50 лет — в 9 % случаев, что также подтверждает наличие наследственных признаков РМЖ.

Заключение. Результаты проведенного нами анализа наглядно демонстрируют качественный спектр и частоту встречаемости мутаций в генах BRCA1 /2, аналогичную ранее проведенным исследованиям для популяции пациентов европейской части России.

Проведенная работа свидетельствует об адекватности использования данной панели маркеров для пациентов Юга России, не исключая ее расширения.

Биопсия сигнальных лимфатических узлов в комбинации с различными методами хирургического лечения больных раком молочной железы

Е. М. Бит-Сава'-2, В. В. Егоренков', М. Г. Анчабадзе', А. О. Дамениа', О. А. Мельникова', Р.М. Ахмедов', М.А. Моно-гарова', М. С. Панина', А.А. Мелдо', Е.М. Зыков', В. В. Черно-бривцева', Л. В. Башкиров', К. В. Шелехова', В. М. Моисеенко' Место работы: 'ГБУЗ «СПбКНПЦ СВМП (о)»; 2 ГБОУВПО «СПбГПМУ», кафедра онкологии, детской онкологии и лучевой терапии, Санкт-Петербург, Россия e-mail: bit-sava@mail.ru

Введение. Биопсия сигнальных лимфатических узлов (БСЛУ) позволяет добиться высокой диагностической информативности у больных раком молочной железы (РМЖ) без клинических данных за наличие метастазов в подмышечных лимфатических узлах (ЛУ). Использование БСЛУ в комбинации с одномоментными реконструктивно-пластическими операциями позволяет минимизировать объем хирургического вмешательства в аксиллярной области и улучшить качество жизни больных РМЖ.

Цель. Улучшение результатов хирургического лечения больных РМЖ.

Злокачественные опухоли

www.malignanttumours.org

Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017

Malignant Tumours

www.malignanttumours.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.