цинского облучения населения произошло снижение общего облучения и снижение риска нанесения ущерба здоровью человека от радиационных факторов.
Имеющиеся дозы облучения населения относятся к области малых и сверхмалых доз. В области этих доз не могут встречаться детерминированные пороговые эффекты (лучевая болезнь, лучевой ожог, лучевое бесплодие и др.), которые могут встречаться при дозах в сотни раз выше.
Согласно общепринятой концепции беспороговой линейной зависимости «доза-эффект», в области малых доз могут наблюдаться стохастические беспороговые эффекты, вероятность появления которых пропорциональна дозе, а тяжесть их проявления не зависит от дозы (злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни). Непосредственное проявление таких эффектов наблюдалось только в области средних и больших доз (единицы и десятки Зивертов), а в область малых доз проведена экстраполяция зависимости «доза-эффект». Дело в том, что три обстоятельства препятствуют обнаружению этих эффектов в области малых и сверхмалых доз, это то, что они не носят специфического характера, широкое распространение и возрастание частоты в современном мире спонтанного рака и генетических нару-
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена. - М.: медицина, 2010.
2. «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)».
- М.: РГ документы, №171, 2009.
шений и малая вероятность их проявления при низких уровнях радиационного воздействия. При любом исследовании состояния здоровья людей существующими методами статистически невозможно выявить то небольшое дополнительное число случаев среди злокачественных новообразований и генетических нарушений.
Для определения влияния малых доз ионизирующего излучения на здоровье населения применяется определение индивидуального и коллективного риска. Ущерб здоровью определяется числом случаев, приводящих к снижению продолжительности жизни на 15 лет.
Радиационные риски в 2008 году составляют. Коллективный риск для населения: за счет деятельности предприятий - 0,172 случаев в год; за счет радиоактивного загрязнения - 0,915 случаев в год; за счет природных источников - 615,5 случаев в год; за счет медицинских исследований - 108,2 случаев в год.
Этот риск не выходит за пределы оптимизации, т.е. не требует особых вмешательств, в то же время надо проводить мероприятия по снижению риска для здоровья от медицинских радиационных обследований и контроля над содержанием радона в помещениях жилых и общественных зданий.
3. «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)». - М.: Минздрав России, 2000.
4. Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная безопасность и защита: Справочник. - М.: Медицина, 1996.
Информация об авторах: 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1. Иркутский государственный медицинский
университет, Ханыгин Игорь Вадимович - доцент
© САФЬЯНОВА Т.В., ОРЛОВ В.И., ЛУКЬЯНЕНКО Н.В., ИВАНОВА В.Д. - 2010
КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЗА КРАСНУХОЙ У БЕРЕМЕННЫХ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ (СООБЩЕНИЕ 2)
Т.В. Сафьянова1, В.И. Орлов1, Н.В. Лукьяненко1, В.Д. Иванова2 ('Алтайский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н. проф. В.М. Брюханов, кафедра эпидемиологии, зав. - д.м.н. Н.В. Лукьяненко; 2ГУЗ «Краевая клиническая больница», гл. врач -В.А. Вольф, центр медицинской профилактики, руководитель - д.м.н. Н.В. Лукьяненко)
Резюме. Цель исследования - изучить результаты клинико-эпидемиологического мониторинга за краснухой у беременных в Алтайском крае для определения их значимости при проведении эпидемиологического надзора за краснушной инфекцией в целом. Комплекс методов диагностики краснухи включал количественное определение специфических IgG и IgM к вирусу краснухи, определение индекса авидности специфических IgG, выявление РНК вируса краснухи. Внедрение системы мониторинга краснушной инфекции у беременных в Алтайском крае позволило определить состояние диагностики, обследования беременных и проблемы профилактики краснухи и синдрома врожденной краснухи. Отмечено дальнейшее снижение заболеваемости краснухой в крае, все случаи острой формы краснухи подтверждены лабораторно. Обследование беременных показало разнообразный спектр состояния иммунитета против вируса краснухи. В 2009 году изучен возрастной состав и социальный статус беременных, обследованных на состояние иммунитета против краснухи с целью выявления наиболее уязвимых контингентов.
Ключевые слова: краснуха, синдром врождённой краснухи, заболеваемость, лабораторная диагностика.
CLINICAL AND EPIDEMIOLOGICAL MONITORING OF RUBELLA IN PREGNANT WOMEN IN THE ALTAI TERRITORY (MESSAGE 2)
T.V. Safyanova1, V.I. Orlov1, N.V. Lukyanenko1, V.D. Ivanova2 (1Altai State Medical University, 2Regional Clinical Hospital, Barnaul)
Summary. The aim - to examine the results of clinical and epidemiological monitoring of rubella in pregnant women in the Altai region, to determine their importance in conducting epidemiological surveillance of rubella infection in general. Complex methods of diagnosis of rubella include quantification of specific IgG and IgM to rubella virus, the definition of avidity index of specific IgG and the identification of rubella virus RNA. Establishment of monitoring system of rubella infection in pregnant women on the Altai Territory gives opportunity to determine the state of diagnosis, prenatal problems and prevention of rubella and congenital rubella syndrome. The further reduction of the incidence of rubella in the province has been noted, all cases of acute rubella were confirmed by laboratory tests. A survey of pregnant women showed a diverse spectrum of immunity against rubella virus. In 2009 the age structure and social status have been studied in the investigated pregnant women for state of immunity against rubella in order to identify the most vulnerable populations .
Key words: rubella, congenital rubella syndrome, morbidity, laboratory diagnostics.
До настоящего времени краснуха остается одной из ак- СНГ, 57% из них - на Россию. туальных инфекций. По данным ВОЗ [4,5], из всех случаев Наиболее восприимчивы к краснухе дети в возрасте от
краснухи, регистрируемых в Европе, 83% приходится на 2 до 9 лет. Из женщин фертильного возраста в целом в мире
лишь 80-95% имеют антитела к вирусу краснухи. Имеет значение не только наличие антител, но и их достаточно высокий титр. Однако после 35-40 лет только у 20% людей обнаруживают высокие титры антител к вирусу краснухи [5].
Несмотря на положительную тенденцию последних лет, связанную с проводимой вакцинацией против данного заболевания, приходится констатировать, что в РФ краснухе до сих пор присущи все закономерности неуправляемой инфекции: цикличность периодических подъемов заболеваемости в 3-5 лет, особенно выраженных через 7-9 лет. Такое положение обусловлено низким уровнем коллективного иммунитета, прежде всего у детского населения [6].
В РФ в 2009 году зарегистрировано 1615 случаев краснухи против 9 680 случаев в 2008. Основную массу заболевших (71,4%) составляли дети до 17 лет включительно. В 2009 году по сравнению с 2008 годом заболеваемость детского населения снизилась в 3,6 раза и составила 25,69 против 91,24 на 100 тыс. детей. В 2009 году в России не зарегистрировано случаев врожденной краснухи (в 2008 - 5 случаев) [8].
В условиях относительно высокой заболеваемости краснухой основной задачей ближайшего будущего для Российского здравоохранения является не только продолжающееся увеличение охвата прививками детского населения и женщин детородного возраста, не болевших краснухой и не привитых против этой инфекции, но и усиление эпидемиологического надзора за краснухой, направленного на предупреждение случаев заболевания краснухой беременных женщин и профилактику СВК [1,3,7].
Следует отметить, что главным элементом борьбы с СВК является вакцинация против краснухи женщин детородного возраста (15-40 лет), и эта стратегия в идеале должна сочетаться с вакцинацией детей [2].
Эпидемиологический надзор за краснухой у беременных женщин с обязательным лабораторным обследованием и проведением (при необходимости) противоэпидемических (профилактических) мероприятий в отношении родившегося ребенка является составной частью эпидемиологического надзора за краснухой в целом [7,9].
Все вышесказанное требует целенаправленной систематической и достаточно объемной работы по контролю за острыми и врожденными формами краснушной инфекции.
Цель работы: изучить результаты клинико-
эпидемиологического мониторинга за краснухой у беременных в Алтайском крае для определения их значимости при проведении эпидемиологического надзора за краснушной инфекцией в целом.
Материалы и методы
Для выполнения поставленной цели с января 2008 года в Алтайском крае разработана и внедрена система мониторинга за краснухой у беременных. Рекомендована методика постановки клинического диагноза, эпидемиологического расследования случаев краснухи и предложена форма отчета по наблюдению и обследованию беременных. В отчетную форму контроля наблюдения и обследования беременных включены сведения о количестве беременных, взятых на учет, сколько из них было привито против краснухи, сколько обследовано с определением класса иммуноглобулинов (Ig) и их авидности. Особенно важно было наблюдение и обследование беременных женщин, перенесших краснуху и бывших в контакте с больными краснухой во время беременности. Наряду с определением состояния иммунитета, придавалось значение ультразвуковому обследованию для выявления пороков развития плода. Также предлагалась карта эпидемиологического обследования при выявлении синдрома врожденной краснухи, которая уточняла клинический диагноз, данные о дородовом наблюдении и сведения об окончательной классификации случая. В предыдущем сообщении были представлены результаты исследования за 2008 год. Было показано, что разработка и внедрение системы мониторинга за краснушной инфекцией у беременных является необходимой и достаточно эффективной мерой борьбы с данной инфекцией, позволяет изучить состояние противокраснуш-ного иммунитета у беременных с целью дальнейшего снижения заболеваемости и предупреждения развития синдрома врожденной краснухи.
В 2009 году под наблюдение было взято 33 183 беремен-
ных женщин, из них обследовано на краснуху - 25 678 (75%) с определением Ig классов М и G, и у 23 952 женщин определена авидность антител.
Комплекс методов диагностики краснухи включал количественное определение специфических IgM и IgG к вирусу краснухи, определение индекса авидности специфических IgG, выявление РНК вируса краснухи.
Результаты лабораторной диагностики краснухи оценивались в соответствии с инструкциями по применению тест-систем иммуноферментных для выявления Ig класса М и G к вирусу краснухи; тест-системы иммуноферментной для определения индекса авидности Ig класса G к вирусу краснухи.
Для определения индекса авидности проводилось параллельно определение IgG в сыворотке крови в стандартных (физиологических) условиях и в присутствии белок-диссоциирующего агента, разрушающего иммунные комплексы антигена с IgG с низкой константой связывания. Индекс авидности в процентах рассчитывался как отношение оптической плотности (ОП), полученной при исследовании IgG в сыворотке с белок-диссоциирующим агентом к ОП, полученной в физиологических условиях.
Для выявления пороков развития всем беременным проведено ультразвуковое обследование.
Также у всех женщин, взятых под наблюдение (33 183 человека), проведено определение альфа-фетопротеина (АФП) и хориоплацентарного гормона (ХГ).
Количественное определение АФП рассчитывалось с помощью набора «ИФА-АФП-1», где используется «сэндвич»-вариант твёрдофазного иммуноферментного анализа.
Количественный анализ для определения концентрации ХГ в сыворотке крови человека проводился с помощью набора реагентов «ГонадотропинИФА-ХГч-1». Количественное определение уровня ХГ считается наиболее надёжным индикатором при ранней диагностике беременности. В наборе «ГонадотропинИФА-ХГч-1» использован «сэндвич»-вариант твёрдофазного иммуноферментного анализа.
Для руководства распространено стандартное определение случая заболевания краснухой. Перенесли краснуху во время беременности 11 женщин, и 1 женщина наблюдалась как контактная в очаге краснухи.
К настоящему времени проанализированы данные, поступившие со всех районов края за 2008 и 2009 годы. Наблюдение и анализ будут продолжены.
Результаты и обсуждение
Всего под наблюдением в 2009 году было 33 183 беременных женщины. Среди беременных привитых против краснухи было 20 106 женщин, что составило 60,5%. По сравнению с 2008 годом удельный вес привитых увеличился, однако все еще остается низким, что связано с дефицитом вакцины против краснухи в крае. Документально перенесенную краснуху в прошлом удалось подтвердить только у 31 (0,09%) женщины.
В текущем году у 30 744 (78,6%) женщин беременность закончилась родами. Из числа родивших, преждевременные роды были у 1 725 (5,6%) женщин, мертворожденных было 293 (0,9%) и в 83 (0,2%) случаях отмечена внутриутробная гибель плода. Явной связи с краснушной инфекцией в подобной ситуации проследить не удалось. IgM и низкоавид-ные IgG у этих женщин не были выявлены.
Обследовано лабораторно методом ИФА 25 678 (77,3%) беременных, что на 20% больше, чем в 2008 году, при этом IgM были выявлены у 12 (0,05%) женщин: 11 женщин перенесли краснуху во время беременности, 1 женщина обследовалась как контактная в очаге, в 3 случаях происхождение IgM связано с перенесенной субклинической или стертой формой болезни. У 11 из них были произведены аборты, в 1 случае были нормальные роды. Низкоавидные антитела были выявлены у 92 (0,2%) женщин, при этом у 80 (87,0%) из них были нормальные роды, 6 женщин прервали беременность на поздних сроках. Высокоавидные антитела к вирусу краснухи были выявлены в 23 952 (97,1%) случаях, роды в текущем году наступили у 22 602 (90,5%) женщин, преждевременные роды были в 736 (2,9%) случаях, в 75 (0,3%) случаях была внутриутробная гибель плода.
Поскольку в Национальном календаре прививок рекомендована вакцинация девушек от 18 до 25 лет, поведено из-
учение иммунитета у беременных в зависимости от возраста и социального статуса. 1дМ и низкоавидные 1дО часто выявлялись у женщин от 20 до 40 лет, причем у женщин старше 25 лет - в 60%. При изучении социального статуса женщин с целью выявления наиболее угрожаемой по месту заражения группе выявлено, что наибольшему риску подвергаются работники сферы обслуживания и взрослые старше 25 лет из различных условий (71,0%), в то же время среди учащихся, студентов и работников образования число заразившихся значительно меньше (29,0%).
При ультразвуковом обследовании выявлены пороки развития плода в 291 (0,8%) случае. Связи с краснушной инфекцией не установлено. При обследовании на АФП и ХГ выявлено с отклонениями 1 213 (3,65%) женщин. Они проконсультированы генетиком и 101 (0,3%) из них направлены на прерывание беременности, при этом у 12 из них также были выявлены низкоавидные антитела к вирусу краснухи.
Острую форму краснухи во время беременности перенесли 11 (0,03%) женщин, прерывание беременности произведено в 10 случаях и у 1 женщины были нормальные роды. При обследовании 1 женщины, контактной в очаге краснухи, были выявлены ^М, и беременность у нее прервана.
В результате проведенного обследования различными методами прерывание беременности по медицинским пока-
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешкин В.А. Научное и методическое обеспечение эпидемиологического надзора за управляемыми детскими капельными инфекциями (корью, краснухой, дифтерией) // Медицинский альманах. - 2009. - №2. - С.102-104.
2. Бектимиров Т.А. Мировой опыт иммунопрофилактики краснухи // Вакцинация. - 2004. - Т. 36. № 6. - С.11-12.
3. Ежлова Е.Б. О состоянии заболеваемости краснухой и необходимости внедрения эпиднадзора за синдромом врожденной краснухи в России // Главврач. - 2006. - №9. - С.70-74.
4. Семериков В.В. и др. Краснуха. - М.: Медицина, 2002.
- 175 с.
5. Поляков В.Е. и др. Краснушная инфекция в современных условиях // Эпидемиология и инфекционные болезни. -2004. - №1. - С.59-61.
заниям было произведено в 112 (0,3% от числа наблюдаемых) случаях, в том числе из-за опасности развития синдрома врожденной краснухи у 11 (0,03%) беременных. В 2008 и в 2009 годах в крае не было зарегистрировано СВК.
Таким образом, внедрение системы мониторинга за крас-нушной инфекцией в Алтайском крае позволило добиться дальнейшего снижения заболеваемости до спорадического уровня - 0,55 на 100 тыс. населения, повысить процент охвата прививками. Повысился удельный вес обследованных на краснуху беременных женщин до 77,0% с определением типа иммуноглобулинов и их авидности - до 97,5%. Большинство обследованных беременных женщин в группе наблюдения (97,1%) имели высокоавидные антитела в защитном титре, образовавшиеся в результате перенесенной инфекции или проведённой вакцинации. Не выявлено взаимосвязи патологии беременности у ряда женщин (преждевременные роды, мёрт-ворождение, внутриутробная гибель плода) с развившейся во время беременности краснушной инфекцией. Не установлено связи с краснушной инфекцией развитие патологии плода, выявленного при ультразвуковом исследовании и исследовании на АФП и ХГ Обследование беременных показало разнообразный спектр состояния иммунитета против вируса краснухи. Осуществляемый мониторинг позволил на ранних сроках беременности обеспечить профилактику СВК.
6. Онищенко Г.Г. Государственный доклад «О санитарноэпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 году». [Электронный ресурс]. - Электрон. книга. - 2008.
- Режим доступа: // http: www.saphia.ru.
7. Самойлович Е.О. Современная стратегия эпидемиологического надзора за коревой и краснушной инфекциями // Здравоохранение. - 2005. - №11. - C.11-14.
8. Форма №1 Федерального государственного статистического наблюдения «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» за 2009 г.
9. Эпидемиологический надзор за врождённой краснухой: методические рекомендации. МУ 3.1.2.2356-08 от 25.04.2008 [Электронный ресурс] //БД КонсультантПлюс: Медицина и фармацевтика.
Информация об авторах: 656024, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ляпидевского, 1, центр медицинской профилактики, кафедра эпидемиологии АГМУ e-mail: [email protected], Сафьянова Татьяна Викторовна - старший преподаватель, к.м.н.; Орлов Владимир Илларионович - доцент, к.м.н.; Лукьяненко Наталья Валентиновна - заведующая кафедрой, д.м.н.;
Иванова Валентина Дмитриевна - заведующая отделением.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
© МАРТЫНОВ А.М., ДАРГАЕВА Т.Д., ЧУПАРИНА Е.В. - 2010
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ПРИМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ РОДА ФИАЛКА
А.М. Мартынов1, Т.Д. Даргаева2, Е.В. Чупарина3 ('Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра фармации, зав. - д.ф.н., проф. Г.Н. Ковальская; 2Всероссийский институт лекарственных и ароматических растений г. Москва, директор - акад. РАМН В.А. Быков; 3Институт геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН, директор - акад. РАН М.И. Кузьмин)
Резюме. В обзоре представлены современные сведения относительно изученности химического состава растений рода фиалка. Их видовой состав характеризуется большим разнообразием биологически активных соединений (флавоноидов, антоцианов, кумаринов, фенолкарбоновых кислот, полисахаридов). Многие виды фиалок имеют широкий спектр фармакологического действия: отхаркивающее, обволакивающее, антимикробное, мочегонное, противовоспалительное, антиаллергическое. И, тем не менее, большинство представителей этого рода недостаточно изучены и могут представлять интерес для углубленного исследования их химического состава и фармакологических свойств, а в перспективе рассматриваться как источники сырья для разработки новых лекарственных препаратов.
Ключевые слова: фиалка, химический состав, применение в медицине.