Научная статья на тему 'Клинико-экономическое обоснование организационной модели первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний'

Клинико-экономическое обоснование организационной модели первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ВОЗВРАТ ИНВЕСТИЦИЙ / КЛИНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАБОТНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / PRIMARY PREVENTION / ORGANIZATIONAL MODEL / RETURN OF INVESTMENT / CLINICAL ECONOMIC EFFECTIVENESS / WORKERS / RAILROAD TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пырикова Наталья Викторовна, Осипова И.В., Концевая А.В., Антропова О.Н., Зальцман А.Г.

Цель: оценить с позиции работодателя целесообразность реализации организационной модели первичной профилактики в коллективе мужчин на железнодорожном транспорте. Материалы и методы: машинисты и помощники машинистов 20-55 лет, работающие на станции Барнаул. В 1-й группе реализована организационная модель первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), 2-я группа находилась под регулярным медицинским наблюдением. Проводили оценку динамики факторов риска, временной нетрудоспособности (ВН) по ССЗ, расчет возврата инвестиций работодателя на фоне реализации организационной модели первичной профилактики в течение трех лет (2010-2012). Результаты. В 2012 г. в 1-й группе по сравнению со 2-й курение встречалось реже в 1,5 раза, избыточная масса тела и абдоминальное ожирение в 1,2 раза, гиперхолестеринемия в 2 раза, гиподинамия в 2,4 раза, чрезмерное употребление алкоголя в 1,6 раза, недостаточное употребление овощей в 14,8 раза. В 2012 г. на фоне проведения профилактических мероприятий в 1-й группе по сравнению со 2-й суммарные затраты работодателя за два года были меньше на 10 243,3 руб. ; выявлено снижение ВН по ССЗ на 32 дня (на 100 работников в год), дополнительный валовый региональный продукт, произведенный за счет сокращения дней ВН, составил 47 622,4 руб. ; на каждый затраченный в 2010 г. рубль возврат инвестиций работодателя составил 4,65 руб. в течение трех лет. Выводы. Реализация организационной модели первичной профилактики у работников железнодорожного транспорта в течение трех лет привела к снижению основных факторов риска и ВН по ССЗ на 34,6°%. Экономическая целесообразность организационной модели первичной профилактики с позиции работодателя была подтверждена возвратом инвестиций в размере 4,65 руб. на 1 затраченный рубль в течение трех лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пырикова Наталья Викторовна, Осипова И.В., Концевая А.В., Антропова О.Н., Зальцман А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The clinical economic rationale of organizational model of primary prevention of cardio-vascular diseases

The study was carried out to evaluate from the position of employer appropriateness of implementation of organizational model of primary prevention in male team of railroad transport. The sampling included locomen and locoman aids aged 20-55 years from Barnaul station. In the fi rst group the organizational model of primary prevention of cardio-vascular diseases and second group was under regular medical monitoring. The evaluation of dynamics of risk factors of temporarily disability because of cardio-vascular diseases was implemented. The calculation of return of investment of employer against the background of implementation of organizational model of primary prevention during three years from 2010 to 2012. The analysis demonstrated that in 2012 in first group as compared with second group smoking occurred more rarely up to 1.5 times, surplus body mass and abdominal obesity up to 1.2 times, hypercholesterolemia up to 2 times, hypodynamia up to 2.4 times, excessive alcohol consumption up to 1.6 times, insuffi cient using of vegetables up to 14.8 times. In 2012 against the background of implementation of preventive measures in first group as compared with second group total costs of employer were less on 10243,3 rubles during two years. The decreasing of temporarily disability because of cardio-vascular diseases on 32 days per 100 workers annually was established. The additional gross regional product produced at the expense of reduction of days of temporarily disability amounted to 47622.4 rubles. The return of investment of employer amounted to 4.65 rubles per every expended ruble in 2010 during three years. The implementation of organizational model of primary prevention in male team of railroad transport during three years results in decreasing of main risk factors and temporarily disability on cardio-vascular diseases up to 34.6%. The economic appropriateness of organizational model of primary prevention from the position of employer is confi rmed by return of investment in amount of 4.65 rubles per one expended ruble during three years.

Текст научной работы на тему «Клинико-экономическое обоснование организационной модели первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний»

Реформы здравоохранения

© Коллектив авторов, 2015 УДК 614.2:616.1-084

Пырикова Н.В.1'2, Осипова И.В.1, Концевая А.В.3, Антропова О.Н.1, Зальцман А.Г.2

КЛИНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

1ГБОУ ВПО "Алтайский государственный медицинский университет" Минздрава России, 656038, г. Барнаул, Россия; 2НУЗ "Отделенческая клиническая больница" на станции Барнаул ОАО "Российские железные дороги", 656038, г. Барнаул, Россия; 3ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, 101000, г. Москва, Россия

Цель: оценить с позиции работодателя целесообразность реализации организационной модели первичной профилактики в коллективе мужчин на железнодорожном транспорте. Материалы и методы: машинисты и помощники машинистов 20—55 лет, работающие на станции Барнаул. В 1-й группе реализована организационная модель первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), 2-я группа находилась под регулярным медицинским наблюдением. Проводили оценку динамики факторов риска, временной нетрудоспособности (ВН) по ССЗ, расчет возврата инвестиций работодателя на фоне реализации организационной модели первичной профилактики в течение трех лет (2010—2012). Результаты. В 2012 г. в 1-й группе по сравнению со 2-й курение встречалось реже в 1,5 раза, избыточная масса тела и абдоминальное ожирение — в 1,2 раза, гиперхолестеринемия — в 2 раза, гиподинамия — в 2,4 раза, чрезмерное употребление алкоголя — в 1,6раза, недостаточное употребление овощей — в 14,8 раза. В 2012 г. на фоне проведения профилактических мероприятий в 1-й группе по сравнению со 2-й суммарные затраты работодателя за два года были меньше на 10 243,3 руб.; выявлено снижение ВН по ССЗ на 32 дня (на 100 работников в год), дополнительный валовый региональный продукт, произведенный за счет сокращения дней ВН, составил 47 622,4 руб. ; на каждый затраченный в 2010 г. рубль возврат инвестиций работодателя составил 4,65 руб. в течение трех лет. Выводы. Реализация организационной модели первичной профилактики у работников железнодорожного транспорта в течение трех лет привела к снижению основных факторов риска и ВН по ССЗ на 34,6%. Экономическая целесообразность организационной модели первичной профилактики с позиции работодателя была подтверждена возвратом инвестиций в размере 4,65 руб. на 1 затраченный рубль в течение трех лет. Ключевые слова: первичная профилактика; организационная модель; возврат инвестиций; клинико-экономическая эффективность; работники железнодорожного транспорта.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (4): 27—32.

Для корреспонденции: Пырикова Наталья Викторовна, allinatali@mail.ru

Pyrikova N.V.12, Osipova I.V.1, Kontsevaia A.V.3, Antropova O.N.1, Zaltsman A.G.2

THE CLINICAL ECONOMIC RATIONALE OF ORGANIZATIONAL MODEL OF PRIMARY PREVENTION OF CARDIO-VASCULAR DISEASES

1The Altaii state medical university of Minzdrav of Russia, 656038, Barnaul, Russia; 2The departmental clinical hospital on the railway station Barnaul of "Russian rail ways", 656038, Barnaul, Russia; 3The state research institute center of preventive medicine of Minzdrav of Russia, 101000, Moscow, Russia

The study was carried out to evaluate from the position of employer appropriateness of implementation of organizational model of primary prevention in male team of railroad transport. The sampling included locomen and locoman aids aged 20—55 years from Barnaul station. In the first group the organizational model of primary prevention of cardio-vascular diseases and second group was under regular medical monitoring. The evaluation of dynamics of risk factors of temporarily disability because of cardio-vascular diseases was implemented. The calculation of return of investment of employer against the background of implementation of organizational model of primary prevention during three years — from 2010 to 2012. The analysis demonstrated that in 2012 in first group as compared with second group smoking occurred more rarely up to 1.5 times, .surplus body mass and abdominal obesity — up to 1.2 times, hypercholesterolemia up to 2 times, hypodynamia up to 2.4 times, excessive alcohol consumption up to 1.6 times, insufficient using of vegetables — up to 14.8 times. In 2012 against the background of implementation of preventive measures in first group as compared with second group total costs of employer were less on 10243,3 rubles during two years. The decreasing of temporarily disability because of cardio-vascular diseases on 32 days per 100 workers annually was established. The additional gross regional product produced at the expense of reduction of days of temporarily disability amounted to 47622.4 rubles. The return of investment of employer amounted to 4.65 rubles per every expended ruble in 2010 during three years. The implementation of organizational model of primary prevention in male team of railroad transport during three years results in decreasing of main risk factors and temporarily disability on cardio-vascular diseases up to 34.6%%. The economic appropriateness of organizational model of primary prevention from the position of employer is confirmed by return of investment in amount of 4.65 rubles per one expended ruble during three years.

Keywords: primary prevention; organizational model; return of investment; clinical economic effectiveness; workers; railroad transport.

Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (4): 27—32.

For correspondence: Pyrikova Natalia Viktorovna, allinatali@mail.ru

Received 24.06.2014

Преждевременная смертность от хронических неин- ляется одним из основных факторов, определяющих зна-фекционных заболеваний в трудоспособном возрасте яв- чительный социально-экономический ущерб в РФ, а по-

теря трудового потенциала — это угроза экономической безопасности страны в целом [1]. На железнодорожном транспорте преимущественно занята наиболее активная часть трудоспособного населения, уровень здоровья которого ("сверхсмертность", высокий уровень заболеваемости и инвалидности особенно в связи с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ)) является постоянным предметом исследований организаторов здравоохранения. По данным одного из исследований, внезапная "сердечная смерть" среди преждевременных смертей машинистов локомотивов и их помощников составила 34,2 и 19,1% соответственно от общего количества смертей на территории предприятия, в рейсе, по пути на работу и с работы, острая сердечная недостаточность имела место у 16,3 и 9,3% машинистов и их помощников [2]. Сегодня очевидно, что реализация стратегических направлений Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г., а именно снижение высоких показателей смертности, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения РФ возможны только при условии усиления профилактической направленности оказания медицинской помощи [3].

Одной из проблем первичной профилактики ССЗ является сложность охвата профилактическими мероприятиями лиц трудоспособного возраста, которые заняты работой и семьей и часто вообще не посещают учреждений первичного звена здравоохранения, тем более с профилактическими целями. Следовательно, рабочее место может быть оптимальной организационной формой для реализации индивидуальных и групповых мер профилактики ССЗ [4]. В то же время профилактика ССЗ на рабочем месте может быть целесообразной инвестицией работодателя в здоровье работника, что необходимо демонстрировать для стимулирования работодателей к организации и проведению таких программ [4, 5].

Цель исследования — оценить эффективность организационной модели первичной профилактики в коллективе мужчин на железнодорожном транспорте в отношении снижения сердечно-сосудистого риска и целесообразность ее реализации с позиции работодателя.

Материал и методы

Критерии включения: мужской пол; возраст 20—55 лет; профессия — работник железнодорожного транспорта (машинист и помощник машиниста); согласие на участие в исследовании. Критерии исключения: симптоматическая артериальная гипертония (АГ); III

Таблица 1

Факторы риска ССЗ у работников железнодорожного транспорта до реализации организационной модели первичной профилактики (2010)

Профессиональные факторы Группа работников

и факторы риска 1-я (n = 224) 2-я (n = 128)

Возраст, годы 42,1±7,3 43,2±6,7

Профессия, %:

машинист 69,6 67,9

помощник машиниста 30,4 32,1

Стаж работы,годы 18,9±10,3 19,3±9,6

Курение, % 72,8 71,9

Избыточная масса тела и ожирение 75,9 76,6

(ИМТ > 25 кг/м2), %

Абдоминальное ожирение 67,9 63,3

(окружность талии > 94 см), %

ГХС (общий холестерин > 5 ммоль/л), % 58 53,1

Низкая физическая активность, % 75,9 76,6

Употребление алкоголя выше 61,2 59,4

рекомендуемых доз в день, %

Примечание. Здесь и далее в тексте: ИМТ -ГХС — гиперхолестеринемия.

индекс массы тела;

степень АГ; наличие ишемической болезни сердца и других ассоциированных клинических состояний; сахарный диабет; нарушения ритма высоких градаций; хронические заболевания с функциональной недостаточностью органов и систем; острые заболевания.

Настоящее исследование выполнено в двух группах работников железнодорожного транспорта Барнаула, разделенных территориально, с 2010 по 2012 г. В 1-й группе (п = 224) реализована организационная модель первичной профилактики ССЗ (рис. 1). С 2006 г. в локомотивном депо станции Барнаул проводится "Школа здоровья на рабочем месте", 1 раз в неделю, длительность до 15 мин, перед началом рабочей смены работников. На фоне проведения "Школы здоровья на рабочем месте" ранее были получены результаты по снижению частоты факторов риска ССЗ у работников локомотивных бригад [6]. С 2010 г. в комплексе со "Школой здоровья на рабочем месте" в отделении профилактики поликлиники № 1 и оздоровительно-физкультурном центре локомотивного депо проводится индивидуальное профилактическое консультирование, дополнительно в условиях оздоровительно-физкультурного центра

Рис. 1. Организационная модель первичной профилактики ССЗ у работников железнодорожного транспорта.

локомотивного депо осуществляются мероприятия по повышению физической активности и коррекции психоэмоционального состояния работников. 2-я группа работников железнодорожного транспорта (n = 128; контроль) находилась под регулярным медицинским наблюдением (предрейсовые осмотры, диспансеризация и медицинская комиссия). Данные группы были сопоставимы по профессиональным признакам и основным факторам риска ССЗ (табл. 1).

Для оценки клинико-экономической эффективности организационной модели первичной профилактики, в том числе с позиции работодателя, в данной работе представлены результаты, полученные на фоне реализации профилактических мероприятий в течение трех лет (2010—2012) в 1-й группе в сравнении с таковыми во 2-й группе (контроль).

Использованные методы исследования указаны ниже.

1. Оценка факторов риска ССЗ [3].

2. Анализ временной нетрудоспособности (ВН) по ССЗ на 100 работников в год (количество случаев, количество дней) на основе отчетов цехового терапевта и отчетной формы № 16-ВН.

3. Расчет возврата инвестиций работодателя на фоне реализации организационной модели первичной профилактики ССЗ в течение трех лет (2010—2012). Затраты работодателя [7] состояли из затрат на обследование и лечение работников с ВН по поводу ССЗ, затрат на профилактическое обследование, затрат на реализацию организационной модели первичной профилактики ССЗ. Для расчета затрат на обследование и лечение работников с ВН по поводу ССЗ использовали тарифы на медицинские услуги согласно реестру НУЗ ОКБ на станции Барнаул ОАО "Российская железная дорога" на 2010 и 2012 гг. Затраты на профилактическое обследование складывались из затрат на работу медицинского персонала по выявлению факторов риска и проведение необходимых лабораторных исследований уровня общего холестерина, глюкозы крови. Затраты на реализацию организационной модели первичной профилактики ССЗ включали затраты на работу специалистов по медицинской профилактике (проведение "Школы здоровья на рабочем месте" и индивидуального профилактического консультирования), затраты на печатную продукцию (буклеты, дневник самоконтроля для работников, раздаточный материал). Для сопоставления всех затрат общую сумму затрат в каждой группе пересчитывали на 100 работников. Показатели валового регионального продукта (ВРП) были взяты на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru).

4. Статистическую обработку материала выполняли с помощью пакета программ Excel Microsoft Office 2007 и Statistica 6,0 фирмы "StatSoft Inc.". Различия между группами считали статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты исследования

В последние годы складываются условия, позволяющие обратить внимание на решение актуальной задачи оптимизации системы медицинского обслуживания работающих на промышленных предприятиях с акцентом на обеспечение экономической эффективности и медико-социальной результативности этой деятельности [8]. Как показывает опыт, эффект от реализации профилактических программ может быть значительно выше в организованных популяциях, так как рабочее место (организованный коллектив) — оптимальная модель для реализации профилактических программ, и оно обеспечивает доступ к большому количеству людей трудоспособного возраста, которые представляют со-

Таблица 2

Затраты (в руб.) работодателя до и после реализации организационной модели первичной профилактики ССЗ у работников железнодорожного транспорта (в расчете на 100 работников)

Затраты работодателя Группа работников

1-я (n = 224) 2-я (n = 128)

2010 г. 2012 г. 2010 г. 2012 г.

На обследование и 109 583,9 63 959 98 031,3 123 504,3

лечение работников с

ВН по поводу ССЗ

На профилактическое 38 125 42 123 38 125 42 123

обследование

На профилактическое 58 236

вмешательство

Всего ... 205 944,9 106 082,0 136 156,3 165 627,3

Суммарные за два 312 026,9 301 783,6

года ...

Разница 10 243,3

бой достаточно стабильную популяцию [9].

Известно, что до 60% сердечно-сосудистой смертности зависит от распространенности в популяции факторов риска [10], поэтому профилактические мероприятия должны быть направлены в первую очередь на модификацию поведенческих факторов риска. Необходимо отметить и опыт последних лет, когда крупные корпорации, компании малого и среднего бизнеса активно включают в корпоративную практику вопросы противодействия социально значимым заболеваниям и эпидемиям, которые остаются в центре внимания государства и Международной организации труда. Например, в ФК "УралСиб", по данным очередного мониторинга здоровья на фоне профилактических мероприятий, проведенного в апреле 2010 г., за год 38% работников стали физически более активными, 40% стали употреблять больше фруктов и овощей, 22% снизили потребление соли, 35% снизили потребление жиров и сахара, 9% отказались от курения. Почти 95% сотрудников считали проведение программ по здоровому образу жизни в корпорации необходимым [11]. В нашем исследовании на фоне реализации организационной модели первичной профилактики ССЗ в коллективе работников железнодорожного транспорта с 2010 по 2012 г. получена поло-

Таблица 3

Экономическая целесообразность организационной модели первичной профилактики ССЗ у работников железнодорожного транспорта с позиции работодателя (в расчете на 100 работников)

Группа работников

Показатель 1-я (n = 224) 2-я (n = 128)

2010 г. 2012 г. 2010 г. 2012 г.

Количество случаев ВН по ССЗ 6,7 4,5 6,3 7,8

Количество дней ВН по ССЗ 129,1 84,4 106,3 116,4

Различие дней ВН в 2012 г. 32

ВРП за 1 день в 2012 г., руб. Дополнительный ВРП, произведенный за счет сокращения дней ВН в 1-й группе по сравнению с таковым во 2-й 1488,2 47 622,4 1488,2

Возврат инвестиций, руб. 47 622,4/10 243,3 = 4,65

64,7

43,8

32,1

1-я группа

2-я группа

27,3

16,1

8,0

0,8

1,5

1,5

10,9

Недостаток овощей

Чрезмерный алкоголь

Гиподинамия

ГХС

АО

ИМТ>25 кг/м2

Курение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Динамика (в %) факторов риска в 2010 и 2012 гг. на фоне реализации организационной модели первичной профилактики

ССЗ у работников железнодорожного транспорта.

жительная динамика факторов риска ССЗ (рис. 2). В 1-й группе частота курения снизилась на 27,3% (%2 = 33,3; р = 0,000), также уменьшились: избыточная масса тела и ожирение — на 8%, абдоминальное ожирение на 13% (х2 = 7,4; р = 0,007), ГХС на 32,1% (^ = 46,2; р = 0,000), гиподинамия на 43,8% ^ = 84,6; р = 0,000), чрезмерное употребление алкоголя на 16,1% (%2 = 11; р = 0,0009), недостаточное употребление овощей и фруктов на 64,7% (%2 = 198,0; р = 0,000). В контрольной группе в течение 3-летнего наблюдения частота курения снизилась на 1,6%, а ГХС — на 3,1%, частота избыточной массы тела и ожирения, гиподинамии повысилась на 1,5%, абдоминального ожирения — на 3,1%, чрезмерного употребления алкоголя — на 10,9%, недостаточного употребления овощей и фруктов — на 0,8%. Таким образом, в 2012 г. в 1-й группе по сравнению со 2-й частота курения встречалась реже в 1,5 раза (Х = 19,2; р = 0,000), избыточная масса тела и абдоминальное ожирение в 1,2 раза (%2 = 3,9; р = 0,05), ГХС в 2 раза (X = 19,9; р = 0,000), гиподинамия в 2,4 раза (Х* = 67,1; р = 0,000), чрезмерное употребление алкоголя в 1,6 раза (%2 = 25,4; р = 0,000), недостаточное употребление овощей и фруктов в 14,8 раза (Х2 = 135,7; р = 0,000).

Проведение профилактических мероприятий на рабочем месте, как правило, сопряжено с затратами работодателя, что обусловлено расходами на проведение мероприятий. Следовательно, работодатель должен представлять, какой положительный эффект ассоциирован с подобными вмешательствами не только для здоровья самого работника, но и для производственного процесса в целом [4]. В ряде американских исследований продемонстрировано, что программы профилактики на рабочем месте целесообразны, так как обеспечивают возврат от 1,5 до 3 долларов США на каждый инвестированный доллар [5, 12]. Затраты работодателя на обследование и лечение работников с ВН по поводу ССЗ, профилактическое обследование, реализацию организационной модели первичной профилактики ССЗ представлены в табл. 2. В 2010 г. затраты в 1-й группе (205 944,9 руб.) были выше, чем во 2-й (136 156,3 руб.) преимущественно за счет затрат на реализацию организационной модели первичной профилактики ССЗ (58 236 руб.).

В 2012 г. на фоне проведения профилактических мероприятий в 1-й группе затраты работодателя составили 106 082 руб. и были меньше, чем во 2-й группе (165 627,3 руб.). Таким образом, суммарные затраты за два года в 1-й группе составили 312 026,9 руб., а во 2-й — 301 783,6 руб., разница затрат 10 243,3 руб.

С учетом особенностей профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта (продолжительное психоэмоциональное напряжение в сочетании с частыми острыми стрессовыми ситуациями, высокая частота поведенческих факторов риска) существенный вклад в структуру заболеваемости машинистов и их помощников вносят ССЗ [13]. Результаты нашего исследования в 2010 г. выявили следующую структуру ВН по ССЗ (табл. 3): количество случаев в 1-й группе составило 6,7, во 2-й — 6,3 на 100 работников; количество дней в 1-й группе — 129,1, во 2-й — 106,3 на 100 работников. На фоне реализации организационной модели первичной профилактики ССЗ в течение трех лет в 1-й группе количество случаев ВН снизилось на 32,8%, а количество дней — на 34,6%. За три года наблюдения во 2-й группе количество случаев ВН возросло на 19,2%, а количество дней — на 8,7%.

Таким образом, в 2012 г. в 1-й группе выявили снижение ВН по сравнению с таковым во 2-й, на 32 дня; дополнительный ВРП, произведенный за счет сокращения дней ВН, составил 47 622,4 руб. При анализе экономической целесообразности организационной модели первичной профилактики ССЗ с позиции работодателя установили, что на каждый затраченный в 2010 г. рубль возврат инвестиций работодателя составил 4,65 руб. в течение трех лет.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, выгоды от реализации профилактических программ на рабочем месте для работодателя могут быть как экономическими (возврат инвестиций в программу за счет сокращения ВН и затрат на лечение, снижения текучести кадров), так и имиджевыми (повышение доверия к компании на рынке, имидж социально ответственного работодателя) [5]. В современных условиях проведение клинико-экономического анализа при внедрении профилактических технологий в организованном коллективе необходимо для обоснования экономической

целесообразности данных технологий с точки зрения работодателя и принятия управленческого решения. В проведенных ранее отечественных работах продемонстрированы клинико-экономические аспекты реализации профилактических программ. Например, программы обучения пациентов с гипертонической болезнью (ГБ) в школе здоровья в течение 12 мес привели к снижению количества госпитализаций, амбулаторных посещений, вызовов скорой медицинской помощи, случаев ВН. Результаты анализа минимизации затрат показали сокращение расходов на ГБ в среднем на 56,02%, при анализе "стоимость—эффективность" выявлено, что использование обучающих программ в лечении больных ГБ характеризуется меньшими затратами на единицу эффективности [14]. Внедренные в деятельность Центра восстановительной медицины и реабилитации Дорожной клинической больницы дифференцированные лечебно-оздоровительные программы при АГ продемонстрировали достаточно высокую медико-социальную эффективность: величина максимально возможной экономии средств от реализации предложенных лечебно-профилактических программ достигла 25 296,04 тыс. руб. в год [13].

Железнодорожный транспорт как отрасль, являясь стержнем экономики любой страны, занимает одно из лидирующих мест по количеству работающих в сложных и неблагоприятных производственных условиях с высокой напряженностью труда, что требует активного внедрения профилактических технологий [15]. Реализация организационной модели первичной профилактики в коллективе работников железнодорожного транспорта, с одной стороны, позволяет сохранить здоровье сотрудников и продлить их профессиональное долголетие, с другой — снизить потери работодателя, связанные с ВН.

Выводы

1. Реализация организационной модели первичной профилактики в коллективе работников железнодорожного транспорта в течение трех лет привела к существенному снижению поведенческих и ассоциированных с ними биологических факторов риска: курения на 27,3%, абдоминального ожирения на 13%, ГХС на 32,1%, гиподинамии на 43,8%, чрезмерного употребления алкоголя на 16,1%, недостаточного употребления овощей на 64,7%, а также к сокращению количества случаев ВН по ССЗ на 32,8% и количества дней на 34,6%.

2. Экономическая целесообразность организационной модели первичной профилактики ССЗ с позиции работодателя была подтверждена возвратом инвестиций в размере 4,65 руб. на 1 затраченный рубль в течение трех лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оганов Р.Г., Концевая А.В., Калинина А.М. Экономический ущерб от сердечно сосудистых заболеваний в Российской Федерации. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2011; 10 (4): 4—9.

2. Краевой С. А. Стандартизация при оценке медицинских потерь на железнодорожном транспорте и необходимость создания системы профилактики. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2012; 7 (8): 42—4.

3. Национальные рекомендации Всероссийского научного общества кардиологов по кардиоваскулярной профилактике. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. Приложение № 2. 2011; 10 (6): 1—64.

4. Концевая А.В., Калинина А.М., Белоносова С.В., Поздняков Ю.М., Худяков М.Б. Экономическая эффективность реализации программы многофакторной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в организованном коллективе сотрудников Технического научно-исследовательского института. Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2010; 6 (4): 469—73.

5. Goetzel R.Z., Ozminkowski R.J. The health and cost benefits of work site health-promotion programs. Ann. Rev. Publ. Hlth. 2008; 29: 303—23.

6. Осипова И.В., Пырикова Н.В., Антропова О.Н., Комиссарова И.Н., Бородина Л.М. Эффективность школы здоровья на рабочем месте и индивидуального консультирования у работников локомотивных бригад. Профилактическая медицина. 2013; 16 (1): 13—7.

7. Отраслевой стандарт "Клинико-экономические исследования. Общие положения. Приказ Минздрава РФ от 27.05.2002 № 163 об утверждении отраслевого стандарта "Клинико-экономиче-ские исследования. Общие положения". М.; 2002.

8. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В., Буланов В.Е. Организация медицинской помощи работникам промышленных предприятий в современных условиях. Саратовский научно-медицинский журнал. 2010; 6 (2): 282—7.

9. Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. Эпидемию сердечно-сосудистых заболеваний можно остановить усилением профилактики. Профилактическая медицина. 2009; 12 (6): 3—7.

10. Шальнова С.А., Конради А.О., Карпов Ю.А., Концевая А.В., Де-ев А. Д., Капустина А.В. и др. Анализ смертности от сердечнососудистых заболеваний в 12 регионах Российской Федерации, участвующих в исследовании "Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний в различных регионах России". Российский кардиологический журнал. 2012; 5: 6—11.

11. Здоровье на рабочем месте. Сборник корпоративных практик. М.: РСПП; 2011.

12. Naydeck B.L., Pearson J.A., Ozminkowski R.J., Day B.T., Goetzel R.Z. The impact of the highmark employee wellness programs on 4—year healthcare costs. J. Occup. Environ. Med. 2008; 50: 146—56.

13. Молодцов Р.Н., Шеметова Г.Н. Болезни системы кровообращения у работников железнодорожного транспорта: тенденции заболеваемости, медико-социальное значение, подходы к профилактике. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013; 2: 8—11.

14. Магаляс Е.В. Оценка клинической и социально-экономической эффективности обучения больных артериальной гипертонией в школе здоровья: Дис. ... канд. мед. наук. Благовещенск; 2010.

15. Атьков О.Ю., Ефимов Н.В., Краевой С.А., Шумай Д.В., Туминас К.Б. Возможности оптимизации контроля артериальной гипер-тензии у работников локомотивных бригад на основе использования автоматизированной системы предрейсовых осмотров. Кардиология. 2008; 48 (10): 34—7.

Поступила 24.06.2014

REFERENCES

1. Oganov R.G., Kontsevaya A.V., Kalinina A.M. Economic costs of cardiovascular diseases in the Russian Federation. Kardiovaskulyar-naya terapiya i profilaktika. 2011; 10 (4): 4—9. (in Russian)

2. Kraevoy S.A. Standardization in the assessment of medical losses in rail transport and the need to create a system of prevention. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii. 2012; 7 (8): 42—4. (in Russian)

3. National recommendations of the Russian Scientific Society of Cardiology on cardiovascular prevention. Kardiovaskulyarnaya terapi-ya i profilaktika. Prilozhenie № 2. 2011; 10 (6): 1—64. (in Russian)

4. Kontsevaya A.V., Kalinina A.M., Belonosova S.V., Pozdnyakov Yu.M., Khudyakov M.B. Economic efficiency program multifactorial prevention of cardiovascular diseases in the organized collective staff Technical Research Institute. Ratsional'naya farmakoterapiya v kardiologii. 2010; 6(4): 469—73. (in Russian)

5. Goetzel R.Z., Ozminkowski R.J. The health and cost benefits of work site health-promotion programs. Ann. Rev. Publ. Hlth. 2008; 29: 303—23.

6. Osipova I.V., Pyrikova N.V., Antropova O.N., Komissarova I.N., Borodina L.M. Effectiveness of school health in the workplace and individual counseling for workers locomotive crews. Profilaktiches-kaya meditsina. 2013; 16 (1): 13—7. (in Russian)

7. Industry Standard "Clinical and Economic Research. General Provisions". Order of the Ministry of Health of 27.05.2002 № 163 on the Approval of the Industry Standard "Clinical and Economic Research. General Provisions". Moscow; 2002. (in Russian)

8. Novokreshchenova I.G., Novokreshchenov I.V., Bulanov V.E. Organization of health care workers of industrial enterprises in modern conditions. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal. 2010; 6 (2): 282—7. (in Russian)

9. Oganov R.G., Maslennikova G.Ya. Epidemic of cardiovascular disease can be stopped strengthening prevention. Profilakticheskaya meditsina. 2009; 12 (6): 3—7. (in Russian)

10. Shal'nova S.A., Konradi A.O., Karpov Yu.A., Kontsevaya A.V., Deev A.D., Kapustina A.V. et al. The analysis of mortality from cardiovascular disease in 12 regions of the Russian Federation involved in the study, "Epidemiology of cardiovascular disease in different regions of Russia". Rossiyskiy kardiologicheskiy zhurnal. 2012; 5: 6—11. (in Russian)

11. Occupational Health Collection of Corporate Practices [Zdorov'e na rabochem meste. Sbornik korporativnykh praktik]. Moscow: RSPP; 2011. (in Russian)

12. Naydeck B.L., Pearson J.A., Ozminkowski R.J., Day B.T., Goet-zel R.Z. The impact of the highmark employee wellness programs on 4-year healthcare costs. J. Occup. Environ. Med. 2008; 50: 146—56.

13. Molodtsov R.N., Shemetova G.N. Diseases of the circulatory system in railway workers: morbidity trends, social health value, approaches to prevention. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i is-torii meditsiny. 2013; 2: 8—11. (in Russian)

14. Magalyas E.V. Evaluation of the Clinical and Socio-economic Benefits of Training of Patients with Hypertension in School Health: Diss. Blagoveshchensk; 2010. (in Russian)

15. At'kov O.Yu., Efimov N.V., Kraevoy S.A., Shumay D.V., Tumi-nas K.B. Opportunities to optimize the control of hypertension in workers of locomotive brigades based on the use of the automated system pre-trip inspections. Kardiologiya. 2008; 48 (10): 34—7. (in Russian)

© Воронцов Т.Н., 2015 УДК 614.2:616-058

Воронцов Т.Н.

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный медицинский университет", 454092, г. Челябинск, Россия

В статье представлены результаты изучения мнения врачей, оказывающих первичную медико-санитарную, специализированную и стационарную медицинскую помощь, об оценке эффективности организации раннего выявления социально значимых заболеваний на территории Челябинской области.

Ключевые слова: социально значимые заболевания; организация раннего выявления; медицинское обслуживание; мнение врачей.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (4): 32—34.

Для корреспонденции: Воронцов Тимофей Николаевич, drgraf2012mail.com

Vorontsov T.N.

ABOUT EFFECTIVENESS OF ORGANIZATION OF EARLY DETECTION OF SOCIALLY SIGNIFICANT DISEASES

The southern Ural state medical university, 454092 Chelyabinsk, Russia The article presents the results of analysis of views of physicians providing primary medical sanitary, specialized and hospital medical care concerning effectiveness of organization of early detection of socially significant diseases on the territory of the Cheliabinskaia oblast.

Keywords: socially significant diseases; organization of early detection; medical service; view; physician.

Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (4): 32—34.

For correspondence: Vorontsov Timofei Nikolaevich, drgraf2012mail.com

Received 21.04.2015

Социально значимые заболевания — это болезни, возникновение и распространенность которых в определяющей степени зависят от социально-экономических условий. Основной признак и одновременно ключевая проблема социально значимых заболеваний — способность к широкому распространению (массовость). У больных, страдающих заболеваниями этой группы, потребность в медицинской помощи возрастает по мере ухудшения их состояния и возникновения осложнений. Лечение таких больных требует привлечения дополнительных средств и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения [1].

Следовательно, проблема предотвращения болезней цивилизации (сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, онкологические заболевания, туберкулез и т. д.), имеющих большое медико-социальное значение во всех индустриально развитых странах, в том числе в России, считается одной из приоритетных задач всего общества и практического здравоохранения.

В отсутствие адекватных государственных мер (организационных, технических, финансовых, медико-профилактических, лечебных) растет уровень заболеваемости, инвалидизации и смертности от болезней этой группы, снижается продолжительность жизни населе-

ния, огромные средства затрачиваются на стабилизацию ситуации с заболеваемостью и устранение негативных социальных и макроэкономических последствий.

Ключевым аспектом решения данной проблемы в современных условиях является раннее выявление социально значимых заболеваний, поскольку своевременность и эффективность их решения определяют характер последствий для отдельного человека и для общества в целом [2].

В связи с этим обеспечение руководителей здравоохранения оперативной апробированной информацией о социальном эффекте внедряемых управленческих решений невозможно без учета общественного мнения как инструмента обратной связи.

Методика исследования

Нами проведено изучение мнения производителей медицинских услуг — врачей Челябинской области, оказывающих первичную медико-санитарную, специализированную и стационарную медицинскую помощь, с целью оценки эффективности организации выявления социально значимых заболеваний на ранних стадиях.

В исследовании участвовали 138 врачей онкологических диспансеров, 98 врачей противотуберкулезных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.