Научная статья на тему 'КЛИНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО БЕСПЛАТНОМУ ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЮ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2016-2018 ГГ'

КЛИНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО БЕСПЛАТНОМУ ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЮ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2016-2018 ГГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПЛАТНОЕ ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СТОМАТОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / FREE DENTAL PROSTHETICS / SOCIAL SUPPORT / DENTISTRY / ECONOMIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строганова А. Г., Амхадова М. А., Александрова О. Ю., Сойхер М. И., Сойхер М. Г.

Правительство Московской области одобрило более 120 мер социальной поддержки для жителей региона. Цель каждой из них состоит в помощи социально незащищенным слоям населения. Забота о стоматологическом здоровье и восстановлении жевательной эффективности обеспечивается программой по изготовлению и ремонту зубных протезов. Ретроспективный анализ реализации данной программы за исследуемый период показал удорожание средней стоимости лечения на 19%. В ходе исследования была выявлена корреляция стоимости условной единицы трудоемкости врача-стоматолога с валютным курсом рубля, ростом заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, увеличением тарифов на коммунальные услуги. Планирование финансирования, выделяемого на реализацию мер социальной поддержки, является крайне ответственным процессом, поэтому для корректного материального обеспечения необходимо учитывать все существующие факторы, влияющие на экономическую ситуацию в разрезе не только Московской области, но и Российской Федерации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Строганова А. Г., Амхадова М. А., Александрова О. Ю., Сойхер М. И., Сойхер М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL AND ECONOMICAL ASPECTS OF A SOCIAL SUPPORT PROGRAM FOR THE FREE MAKING AND REPAIR DENTURES IN THE TERRITORY OF THE MOSCOW REGION FOR 2016-2018

The Government of the Moscow Region has approved more than 120 different social support measures for residents of the Moscow Region. Their aim is to help disadvantaged groups. The social support program of making and repair dentures for Moscow region residents provides preservation of dental health and restoration of masticatory effectiveness. A retrospective analysis of program implementation for the period from 2016 to 2018 showed an increase of 19% in the average cost of treatment. We found a correlation between the cost of conventional unit of labor and the exchange rate, an increase in the salaries of doctors and nurses, and tariffs for utilities. Planning the subsidies allocated for the implementation of social support measures is an extremely laborious and responsible process, therefore, proper financing requires taking into account all existing factors affecting the economic situation in the context of not only the Moscow Region, but also the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «КЛИНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО БЕСПЛАТНОМУ ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЮ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2016-2018 ГГ»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(спецвыпуск) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s1-799-802

Современное здравоохранение и здоровье населения: социально-экономические, правовые и управленческие аспекты

© Коллектив авторов,2020 УДК 614.2

Строганова А. Г.12, Амхадова М. А.1, Александрова О. Ю.1, Сойхер М. И.2, Сойхер М. Г.3

КЛИНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО БЕСПЛАТНОМУ ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЮ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2016—2018 гг.

'ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М. Ф. Владимирского», 129110, г. Москва; 2ГАУЗ МО «Московская областная стоматологическая поликлиника», 129110, г. Москва; 3Институт биотехнологий и междисциплинарной стоматологии, 119146, г. Москва

Правительство Московской области одобрило более 120 мер социальной поддержки для жителей региона. Цель каждой из них состоит в помощи социально незащищенным слоям населения. Забота о стоматологическом здоровье и восстановлении жевательной эффективности обеспечивается программой по изготовлению и ремонту зубных протезов. Ретроспективный анализ реализации данной программы за исследуемый период показал удорожание средней стоимости лечения на 19%. В ходе исследования была выявлена корреляция стоимости условной единицы трудоемкости врача-стоматолога с валютным курсом рубля, ростом заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, увеличением тарифов на коммунальные услуги. Планирование финансирования, выделяемого на реализацию мер социальной поддержки, является крайне ответственным процессом, поэтому для корректного материального обеспечения необходимо учитывать все существующие факторы, влияющие на экономическую ситуацию в разрезе не только Московской области, но и Российской Федерации в целом.

Ключевые слова: бесплатное зубопротезирование; социальная поддержка; стоматология; экономическое планирование.

Для цитирования: Строганова А. Г., Амхадова М. А., Александрова О. Ю., Сойхер М. И., Сойхер М. Г. Клинико-эко-номические аспекты программы социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию льготных категорий граждан Московской области за 2016—2018 гг. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(спецвыпуск):799—802. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s1-799-802 Для корреспонденции: Строганова Анна Германовна, зав. организационно-методическим кабинетом ГАУЗ МО «Московская областная стоматологическая поликлиника», аспирант 2-го года обучения ФУВ ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского», e-mail: stroganova1711@mail.ru

Stroganova A. G.1,2, Amkhadova M. A.1, Alexandrova O. Yu.1, Soykher M. I.2, Soykher M. G.3 CLINICAL AND ECONOMICAL ASPECTS OF A SOCIAL SUPPORT PROGRAM FOR THE FREE MAKING AND REPAIR DENTURES IN THE TERRITORY OF THE MOSCOW REGION FOR 2016—2018

1M. F. Vladimirsky Moscow Regional Clinical Research Institute (MONIKI im. M. F. Vladimirsky), 129110, Moscow,

Russia;

2Moscow Regional Dental Clinic, 129110, Moscow, Russia;

3Institute of Biotechnologies and Interdisciplinary Dentistry 119146, Moscow, Russia

The Government of the Moscow Region has approved more than 120 different social support measures for residents of the Moscow Region. Their aim is to help disadvantaged groups. The social support program of making and repair dentures for Moscow region residents provides preservation of dental health and restoration of masticatory effectiveness. A retrospective analysis of program implementation for the period from 2016 to 2018 showed an increase of 19% in the average cost of treatment. We found a correlation between the cost of conventional unit of labor and the exchange rate, an increase in the salaries of doctors and nurses, and tariffs for utilities. Planning the subsidies allocated for the implementation of social support measures is an extremely laborious and responsible process, therefore, proper financing requires taking into account all existing factors affecting the economic situation in the context of not only the Moscow Region, but also the Russian Federation.

Keywords: free dental prosthetics; social support; dentistry; economic planning.

For citation: Stroganova A. G., Amkhadova M. A., Alexandrova O. Yu., Soykher M. I., Soykher M. G. Clinical and economical

aspects of a social support program for the free making and repair dentures in the territory of the Moscow region for 2016—

2018. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2020;28(Special Issue):799—802 (In Russ.). DOI: http://

dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s1-799-802

For correspondence: A. G. Stroganova. e-mail: stroganova1711@mail.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 24.04.2020 Accepted 24.06.2020

Введение

Экономическое состояние России, как и других государств мирового масштаба, зависит от ряда факторов, таких как глобальное изменение мировой экономики, состояние развития малого и среднего предпринимательства, присутствие кар-телизации экономики внутри страны и государ-

ственно-монополистических тенденций, актуальность нормативной системы тарифного регулирования, законодательства о закупках и обязательных торгах.

Согласно Национальному плану развития конкуренции в Российской Федерации на 2018—2020 гг. , утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 618, развивающаяся конкуренция в сфере

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2020; 28(Special Issue) 800 DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s1-799-802

Current Public Health and Health Service: Socioeconomic, Legal and Administrative Elements

медицины и здравоохранения ожидаемо приведет к следующим результатам:

• функционирование рынков лекарственных препаратов для медицинского применения и рынков медицинских изделий на принципах взаимозаменяемости;

• снижение цен на лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия с целью повышения их доступности для граждан;

• обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы обязательного медицинского страхования в качестве оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках программы гарантий бесплатной медицинской помощи.

Контроль за достижением поставленных задач осуществляется Федеральной антимонопольной службой с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Качество жизни населения напрямую зависит от уровня его здоровья, а соответственно, от уровня доступности медицинской помощи, в том числе и стоматологической [1]. Правительством Московской области утверждено более 120 различных мер социальной поддержки для жителей Подмосковья. Целью любой из них является помощь социально незащищенным слоям населения. Протезирование зубов для восстановления жевательной эффективности обеспечивается программой по изготовлению и ремонту зубных протезов (далее — программа по бесплатному зубопротезированию), которая финансируется из бюджета Московской области. Сведения о каждом лице, получившем услугу бесплатного зубо-протезирования, вносятся в утвержденную отчетную форму и предоставляются в Министерство здравоохранения и Министерство социального развития Московской области.

Проводимый ежеквартально анализ выработки субсидий, предоставленных медицинским организациям, показал удорожание средней стоимости ортопедической конструкции, что приводит к уменьшению числа лиц, получающих услугу при одновременном увеличении финансирования.

Цель исследования — выявить причины удорожания средней стоимости лечения одного пациента в рамках программы бесплатного зубопротезирова-ния для жителей Московской области.

Материалы и методы

Внутрихозяйственный финансовый анализ — один из методов регулирования финансово-хозяйственного процесса, основанный на разделении его как единого целого на составляющие элементы и дальнейшем изучении каждого из этих элементов в отдельности и во взаимосвязи друг с другом. Он позволяет выявить все факторы, влияющие на экономический результат деятельности.

В ходе исследования были использованы годовые статистические отчеты о реализации программы социальной поддержки по бесплатному изготовлению

и ремонту зубных протезов медицинских организаций Московской области за 2016—2018 гг., нормативно-правовые акты, регламентирующие методику расчета условной единицы трудоемкости (УЕТ) и перечень медицинских организаций Московской области, предоставляющих услугу по бесплатному зубопротезированию. В Московской области 28 медицинских организаций, предоставляющих бесплатное зубопротезирование, являются самостоятельными юридическими лицами (22 автономные организации и 6 бюджетных). Для обработки статистических данных была использована программа Microsoft office Excel 2010.

В качестве дополнительных источников использовалась информация профильных государственных органов и научно-исследовательских организаций : Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), Министерства здравоохранения РФ : Министерства здравоохранения Московской области, Московской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ, Стоматологической ассоциации России, Центрального банка РФ : Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда «Российское здравоохранение», ФГУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения».

Результаты

Ретроспективный анализ реализации программы бесплатного зубопротезирования в Московской области за период с 20l6 по 2018 г. показал удорожание средней стоимости лечения на 19%.

Обнаружена корреляция стоимости УЕТ работы врачей-стоматологов с повышением цен на стоматологические материалы, ростом заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, повышением тарифов на коммунальные услуги.

Повышение цен на стоматологические материалы в определенной мере связано с падением курса рубля по отношению к основным мировым валютам [1]. В сложившейся ситуации основная часть оборудования и расходных материалов в стоматологии импортируется из других стран. «Дешевый рубль» и инфляционные ожидания способствуют высоким закупочным ценам [2]. Ломается рыночный механизм, так как в этих условиях сложно планировать деятельность предприятий и учреждений.

Резкое падение биржевого курса рубля в конце 2014 г., напряжение во внешней политике и установление антироссийских санкций привели к росту стоимости стоматологических материалов на 60—80% [3]. После стабилизации валютного рынка их себестоимость можно считать возросшей относительно прежней цены на 20—35%. Это связано с использованием импортных компонентов при производстве, повышением цен на энергоносители и топливо (расходы на логистику и стоимость транспортных пере-

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(спецвыпуск) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s1-799-802

Современное здравоохранение и здоровье населения: социально-экономические, правовые и управленческие аспекты

возок закладываются в цену). Немаловажную роль играют повышенные инфляционные ожидания производителей и продавцов. Изменение в 2019 г. процентной ставки облагаемых НДС товаров с 18 до 20% также явилось причиной роста стоимости стоматологических материалов. Модель развития рынка с уверенностью можно охарактеризовать как инфляционную: при стабилизации или даже падении физического объема оказываемых услуг объем их стоимость продолжает расти [4].

Второй немаловажный компонент ценообразования в медицинской организации — заработная плата врачей-специалистов. Согласно Указу Президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», изданному в мае 2012 г., заработная плата медицинских работников относительно средней по региону должна быть увеличена на величину до 200% (врачи) и до 100% (средний медицинский персонал. В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса (ТК) РФ индексация заработной платы сотрудников должна производиться в порядке, установленном ТК РФ. В связи сростом потребительских цен на товары и услуги работодатель обеспечивает повышение заработной платы соответственно уровню инфляции, чтобы не допустить снижения реальных доходов сотрудников.

В соответствии с указами Президента РФ губернатором Московской области регулярно утверждается повышение заработной платы врачей региона. Так, с 1 сентября 2016 г. размеры должностных окладов врачей, провизоров и специалистов учреждений здравоохранения с высшим профессиональным образованием выросли на 30% [5], с 1 мая 2017 г. — на 5%, а с 1 сентября 2017 г. — на 6% [6]. В 2018 г. повышение заработной платы медикам продолжается,

Рис. 1. Сравнительная оценка динамики стоимости валют (доллар США, евро) и роста себестоимости стоматологических материалов на рынке с учетом числа лиц, получивших бесплатное зубопротезирование за период с 2016 по 2018 г.

с 1 сентября 2018 г. должностные оклады работников медицинских учреждений, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги , повысились на 15% [7].

Третий аспект, который необходимо учитывать при изучении причин удорожания стоимости стоматологического лечения, — рост стоимости коммунальных услуг.

В различных сферах деятельности тарифы могут регулироваться как на федеральном, так и на региональном уровне. Тарифы на энергоносители и их транспортировку устанавливаются Федеральной антимонопольной службой. Стоимость услуг ЖКХ регулируется на уровне региона, однако максимально возможный размер индексации обозначается федеральным органом власти, что способствует централизованному ограничению роста тарифов ЖКХ для физических и юридических лиц.

В среднем прирост стоимости жилищно-коммунальных услуг на территории Подмосковья за исследуемый период составил 3,6% ежегодно.

Рост заработной платы

6%

/ 41 Я

—1Уа роста

Заключение

Планирование объема субсидий, выделяемых на реализацию мер социальной поддержки, является крайне трудоемким и ответственным процессом, поэтому для корректного финансирования необходимо учитывать все существующие факторы, влияющие на экономическую ситуацию в разрезе не только Московской области, но и Российской Федерации в целом.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

2015 * 2016

2017

2018

ЛИТЕРАТУРА

Рис. 2. Рост заработной платы на фоне роста средней стоимости ортопедической конструкции за период с 2015 по 2018 г.

1. Корнейко О. В., Серова А. А. Оценка проблем региональных предпринимательских структур на рынке стоматологических

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2020; 28(Special Issue) 802 DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s1-799-802

Current Public Health and Health Service: Socioeconomic, Legal and Administrative Elements

услуг в условиях кризиса. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015;(8-3):552—5.

2. Соколова О. Ю., Захарова С. В. К вопросу о состоянии российского валютного рынка. Наука и общество. 2019;(1-33):37—41.

3. Businessstat — исследование «Анализ рынка стоматологических услуг в России в 2014—2018 гг., прогноз на 2019—2023 гг.». Режим доступа: https://businesstat.ru/russia/services/health/ stomatology/

4. Inventica Consulting & Market Research, 2017 г. — Влияние кризиса на рынок стоматологических услуг. Режим доступа: http:// www.inventica.ru/post/влияние-кризиса-на-рынок-стоматоло-гических-услуг

5. Постановление Правительства Московской области от 31.05.2016 № 409/18 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства МО в сфере оплаты труда». Режим доступа: https://mosreg.ru/upload/iblock/79b/409_18.pdf

6. Распоряжение Губернатора Московской области от 25.04.2017 № 120-РГ «О повышении в 2017 году заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений Московской области социальной сферы». Режим доступа: https:// mosreg.ru/download/document/86024

7. Постановление Правительства Московской области от 04.09.2018 № 590/32 «О внесении изменений в Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области». Режим доступа: https:// mosreg.ru/download/document/872182

Поступила 24.04.2020 Принята в печать 21.05.2020

REFERENCES

1. Kornejko O. V., Serova A. A. Assessment of the problems of regional business organizations in the dental market in a crisis. Mezhdunar-odnyj zhurnal prikladnyh i fundamentalnyh issledovanij. 2015;(8-3):552—5 (in Russian).

2. Sokolova O. Yu., Zaharova S. V. On the issue of the state of the Russian currency market. Nauka i obshchestvo. 2019;(1-33):37—41 (in Russian).

3. Businessstat — research "Analysis of the dental services market in Russia in 2014—2018, Forecast for 2019—2023" [Businessstat — issledovanie «Analiz rynka stomatologicheskih uslug v Rossii v 2014— 2018 gg, prognoz na 2019—2023 gg.»]. Available at: https://busi-nesstat.ru/russia/services/health/stomatology/ (in Russian).

4. Inventica Consulting & market research, 2017g. — The impact of the crisis on the dental services market [Vliyanie krizisa na rynok stomatologicheskih uslug]. Available at: http://www.inventica.ru/post/ BnMflHMe-KpM3Mca-Ha-pbiHOK-CTOMaTono™qecKMX-ycnyr (in Russian).

5. Decree of the Government of the Moscow Region of May 31, 2016 No. 409/18 "On amendments to some decrees of the Government of the Moscow Region in the field of wages" [Postanovlenie Pravitel'stva Moskovskoj oblasti ot 31.05.2016 № 409/18 «O vnesenii izmenenij v nekotorye postanovleniya Pravitel'stva MO v sfere oplaty truda»]. Available at: https://mosreg.ru/upload/iblock/79b/409_18.pdf (in Russian).

6. Order of the Governor of the Moscow Region dated 25.04.2017 No. 120-RG "On increasing the salaries of employees of state and municipal institutions of the Moscow Region in the social sphere in 2017" [Rasporyazhenie Gubernatora Moskovskoj oblasti ot 25.04.2017 № 120-RG «O povyshenii v 2017 godu zarabotnojplaty rabotnikovgo-sudarstvennyh i municipalnyh uchrezhdenij Moskovskoj oblasti social noj sfery»]. Available at: https://mosreg.ru/download/document/ 86024 (in Russian).

7. Resolution of the Government of the Moscow Region dated 04.09.2018 No. 590/32 "On Amending the Regulations on Remuneration for Workers of State Healthcare Institutions of the Moscow Region" [Postanovlenie Pravitel'stva Moskovskoj oblasti ot 04.09.2018 № 590/32 «O vnesenii izmenenij v Polozhenie ob oplate truda rabotnikov gosudarstvennyh uchrezhdenij zdravoohraneniya Moskovskoj oblasti»]. Available at: https://mosreg.ru/download/document/ 872182 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.