Научная статья на тему 'Клинико-динамическая характеристика расстройств адаптации у студентов'

Клинико-динамическая характеристика расстройств адаптации у студентов Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
243
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / РАССТРОЙСТВА АДАПТАЦИИ / СОМАТИЗИРОВАННЫЕ РЕАКЦИИ / SOMATIZATION REACTIONS / БЛАГОПРИЯТНОЕ ТЕЧЕНИЕ / FAVORABLE COURSE / ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНАЯ СИМПТОМАТИКА / ANXIETY AND DEPRESSED MOOD / ДИНАМИКА / DYNAMICS / ADJUSTMENT DISORDERS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Шифнер Н.А., Бобров А.Е., Кулыгина М.А.

Обследованы 66 студентов с диагнозом «расстройство адаптации». Использовались полуструкту рированное интервью, основанное на PSE, ММИЛ, 16-ЛФ. С учетом клинических проявлений выявлено пять основных групп РА депрессивные, тревожные, тревожно-депрессивные, соматизированные и поведенческие реакции. Факторами неблагоприятного прогноза РА являются существенная выраженность и длительность депрессивного синдрома, сочетание тревожной и депрессивной симптоматики, появление признаков соматнзации, а также коммуникативные свойства и личностные особенности, затрудняющие социальное взаимодействие, что необходимо учитывать в психопрофилактической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шифнер Н.А., Бобров А.Е., Кулыгина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clinicodynamic aspects of adjustment disorders among students

Sixty-six students with adjustment disorders (AdD) were under examination. A semi-structured interview model based on PE, MMPI and 16PF questionnaires was used. On the ground of clinical features. Fivemain subtypes of AdD-depressive, anxious, anxiety-depressive behevioral and somatozational-were defined on the basis of clinical features. The factors of unfavourable prognosis in AdD are severity and long duration of the depressive syndrome, presence of mixed anxiety and depressed mood, signs of somatization, communicativity and personality characteristics. These are the factors to be taken into account in psychoprophylaxis.

Текст научной работы на тему «Клинико-динамическая характеристика расстройств адаптации у студентов»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • N04 • 2011

15. Шаварова, Е. К. Эффективность обучающей программы как немедикаментозного метода лечения больных ожирением / Е. К. Шаварова Е. А. Никитина, Е. В. Смирнова // Артериальная гипертензия. - 2003. - Т. 9. - № 2. - С. 54-58.

16. Focused Update of ESC Guidelines on device therapy in heart failure // Eur. Heart Jour. - 2010. - № 31. - P. 2677-2687.

17. Cardoso, G. Heart failure and depression : an association with clinical importance / G. Cardoso [et al] // Rev. Port. Cardiol. - 2008. -Vol. 27. - № 1. - P. 91-109.

18. Bouhour, J. B. Education of patients with heart failure / J. B. Bouhour // Arch. Mal. Coeur. Vaiss. - 1998. - Vol. 91. - № 11. -P. 1407-1410.

19. Devanand, D. P. Late onset dysthymic disorder and major depression in elderly outpatients / D. P. Devanand [et al] // J. Affect. Disord. - 2004. - Vol. 78. - № 3. - P. 259-267.

20. Koenig, H. G. Depression in hospitalized older patients with congestive heart failure / H. G. Koenig // Gen. Hosp. Psychiatry. -1998. - Vol. 20. - P. 29-43.

21. Yaoita, H. Heart failure in the elderly / H. Yaoita, Y. Maruyama // Nippon. Ronen. Igakkai Zasshi. - 2006. - Vol. 43. - № 6. -P. 718-721.

22. Boyde, M. Learning style and learning needs of heart failure patients (The Need2Know-HF patient study) / M. Boyde [et al] // Eur. J. Cardiovasc. Nurs. - 2009. - № 8 (5). - P. 316-322.

23. Jourdain, P. [Perception and understanding chronic heart failure by the patient. The impact of therapeutic education on the level of knowledge of patients. About 350 cases] / P. Jourdain [et al] // Arch. Mal. Coeur. Vaiss. - 2007. - № 100 (3). -P. 163-174.

РЕЗЮМЕ

Д. В. Розов, Н. П. Ванчакова, И. В. Вологдина

Применение образовательных программ у амбулаторных больных старческого возраста с хронической сердечной

недостаточностью и тревожно-депрессивными расстройствами (вопросы приверженности лечению)

Целью исследования было определение роли образовательных программ в лечении больных старческого возраста с хронической сердечной недостаточностью и тревожно-депрессивными расстройствами в условиях поликлиники. Обследованы 143 больных старческого возраста с хронической сердечной недостаточностью II-III ФК, в их числе 73 больных с легкими тревожно-депрессивными расстройствами. Показано, что использование образовательных программ у таких пациентов оказывает положительное влияние на клиническое состояние, уровень тревожности, когнитивные функции и качество жизни за счет повышения приверженности терапии.

Ключевые слова: образовательные программы, хроническая сердечная недостаточность, тревожно-депрессивные расстройства, старческий возраст, приверженность лечению.

SUMMARY

Д. V. Rozov, N. P. Vanchakova, I. V. Vologdina

Educational programs for elderly patients with chronic heart failure and disturbing depressive frustration (questions of adherence to treatment)

The research objective was to define the role of educational programs in the treatment of elderly patients with chronic heart failure and disturbing-depressive frustration in the polyclinic setting. 143 elder patients with chronic heart failure NYHA functional class II-III, among them 73 patients with light disturbing-depressive frustration, were surveyed. The educational programs had a positive impact on the clinical condition of the patients, uneasiness level, cognitive functions and quality of life due to a greater adherence to the therapy.

Key words: educational programs, chronic heart failure, disturbing-depressive frustration, elderly age, adherence to treatment.

© Н. А. Шифнер, А. Е. Бобров, М. А. Кулыгина, 2011 г.

УДК 378.180.6:612.821.017.2

Н. А. Шифнер, А. Е. Бобров,

М. А. Кулыгина

КЛИНИКО-ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАССТРОЙСТВ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ

Московский НИИ психиатрии

ВВЕДЕНИЕ

Частота выявления расстройств адаптации (РА) колеблется, по данным разных исследований, от 1 до 21 % [2, 8], а среди пациентов общемедицинской сети - от 5 до 51 % [1, 6]. Распространенность РА у студентов составляет 1421 % [3, 9]. Расхождения эпидемиологических показателей связаны с неопределенностью самого понятия РА и сложностями его диагностики, формирующими своеобразный феномен «айсберга» [4, 11].

В литературе имеются данные о том, что РА отличаются от других тревожно-депрессивных расстройств меньшей продолжительностью и редкостью повторных обращений за психиатрической помощью [4, 7]. Вместе с тем ряд авторов указывают на то, что несвоевременная диагностика РА может приводить к утяжелению психического состояния пациента, хронификации, повышению риска суицидального и аддиктивного поведения [3, 5, 10]. До настоящего времени исследований, посвященных подробному анализу динамики РА, не проводилось.

Цель исследования - клинико-статистический анализ динамики РА у студентов, а также факторов, влияющих на их формирование.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Всего обследованы 66 амбулаторных пациентов (студентов) с РА (46 девушек - 69,7 % и 20 юношей - 30,3 %) в возрасте 16-23 года (средний возраст - 19,14 года).

Использованы полуструктурированное клиническое интервью, основанное на Present State Examination (PSE), методикамногостороннего исследованияличности-ММИЛ и 16-факторный личностный опросник - 16ЛФ. Все студенты проходили обязательное обследование у терапевта и не-

ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

вропатолога, и был проведен анализ их медицинских карт. Исследование носило лонгитюдный характер, обследование проводилось во время включения в группу, а также через 1, 3, 6 и 12 месяцев после первичного обследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании клинико-статистического анализа было выделено 5 клинических групп РА: депрессивные реакции (ДР) - 20 пациентов (30,3 %); тревожно-депрессивные реакции (ТДР) -15 (22,7 %); соматизированные реакции (СР) -13 (19,8 %); тревожные реакции (ТР) - 9 (13,6 %); реакции дезадаптации с нарушениями поведения (ПР) - 9 (13,6 %). ДР в зависимости от стабильности и длительности аффективных нарушений было разделены на два подтипа: кратковременные (КДР) и пролонгированные (ПДР).

При КДР симптоматика сохранялась 2-4 недели, при ПДР -1-1,5 года. Начальные проявления ДР характеризовалась формированием комплекса психогенных переживаний с фиксацией на психотравмирующем событии и астеническими проявлениями. На поздних этапах в клинической картине ведущее место занимали субдепрессивные или депрессивные состояния легкой степени выраженности. В целом ПДР имели более тяжелое течение с тенденцией к углублению расстройства, в то время как КДР протекали благоприятно.

Длительность ТР не превышала 5 недель (в среднем -22,6±3,2 дня). По мере дезактуализации психотравмы и регресса тревожного аффекта ведущее место в клинической картине расстройства занимал астенический синдром. У 53,3 % пациентов этой группы наблюдалось неблагоприятное течение расстройства с нарастанием выраженности депрессивных симптомов и формированием смешанного тревожно-депрессивного синдрома в рамках РА.

Средняя продолжительность ТДР составляла 5,8±1,5 месяца. У 46,0 % пациентов этой группы клиническая картина уже на начальных этапах характеризовалась наличием тревожно-депрессивного синдрома. У остальных 54,0 % пациентов сначала доминировали тревожные или депрессивные проявления, а в последующем симптоматика усложнялась, что свидетельствовало о неблагоприятном течении расстройства. На отставленных этапах ТДР происходила трансформация тревожной симптоматики. При этом собственно психическая тревога редуцировалась, а на первое место выдвигались проявления соматической тревоги и астено-депрессивного синдрома.

Динамика СР характеризовалась краткосрочностью и сбалансированной редукцией симптоматики со средней продолжительностью расстройства 17,2±4,7 дня. Значимую роль в клинической картине играло формирование стереотипных «соматических ответов» на психотрав-мирующее событие. Возможно, наличие соматических жалоб и психовегетативных расстройств ухудшает прогноз, что объясняется формированием соматизации как способа реагирования на стресс.

По длительности ПР также были кратковременными, средняя продолжительность расстройства составляла

15,1±3,4 дня. Однако под влиянием длительного психоэмоционального напряжения и повторяющихся стрессовых воздействий у обследованных студентов часто происходило нарастание выраженности и повторное возникновение реакций дезадаптации.

В целом можно говорить о трех вариантах течения РА у студентов: 1) благоприятное (22 пациента - 33,3 %) -регресс психопатологической симптоматики и постепенное выздоровление; 2) протрагированное (26 пациентов -39,4 %) имело два варианта: а) по типу затяжных реакций (50,0 %), длительностью более 6 месяцев; б) по типу повторяющихся реакций - "клише" (50,0 %), возникновение аналогичных по форме и типу нарушений после периода нормализации состояния; 3) неблагоприятное (18 пациентов - 27,3 %) - углубление симптоматики с тенденцией к формированию иных психических расстройств (дисти-мия - 4,5 %, депрессивные эпизоды - 9,0 %, тревожно-депрессивные расстройства - 7,7 %, соматоформные расстройства - 6,1 %).

Для выявления личностных факторов, определяющих неблагоприятное течение РА, был проведен множественный регрессионный анализ данных психометрических шкал (ММИЛ и 16ЛФ). Была получена статистически значимая регрессионная модель (р= 0,000159), из которой следует, что такие качества, как коммуникативные затруднения (Б0 ММИЛ), напряженность (К 16ЛФ), низкий самоконтроль (Р3 16ЛФ), отчужденность (А 16ЛФ), а также зависимость от группы (Р2 16ЛФ), в большей степени влияют на тяжесть психопатологической симптоматики и являются факторами неблагоприятного прогноза РА.

ВЫВОДЫ

Несмотря на то, что РА у студентов имеют преимущественно благоприятное течение и в 53,0 % случаев протекают кратковременно, даже в этих случаях возможно формирование повторных эпизодов по типу «клише». Неблагоприятными прогностическими признаками течения РА являются: существенная выраженность и длительность депрессивного синдрома, сочетание тревожной и депрессивной симптоматики, появление признаков соматизации, а также коммуникативные свойства и личностные особенности, затрудняющие социальное взаимодействие (напряженность, отчужденность, зависимость от группы, низкий самоконтроль). Все это повышает требования к своевременной диагностике и коррекции РА в условиях амбулаторной психиатрической и общемедицинской практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краснов, В. Н. Расстройства аффективного спектра / В. Н. Краснов. - М. : Практ. мед. - 2011. - 432 с. : ил.

2. Полищук, Ю. И. Основные клинические формы психической дезадаптации в позднем возрасте и способы их коррекции в условиях центра социального обслуживания : пособие для врачей / Ю. И. Полищук [и др.]. - М., 2003.

3. Чубаровский, В. В. Пограничные психические расстройства и аддиктивные формы поведения у лиц подросткового и юношеского возраста (клинико-эпидемиологический аспект) : моно-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • №4 • 2011

графия / В. В. Чубаровский, М. А. Некрасов. - Орел : ОГУ ; Картуш, 2005. - 128 с.

4. Bronisch, T. Validity of adjustment disorder, comparison with major depression / T. Bronisch, H. Hecht // J. Affect Disord. - 1989. -№ 17 (3). - P. 229-236.

5. DeLeo, D. Adjustment disorders and suicidality / D. DeLeo, C. Pellegrini, L. Serraioto // Psychol. Rep. - 1986. - № 59. -P. 355-358.

6. Grassi, L. Psychosomatic characterization of adjustment disorders in the medical setting : some suggestions for DSM-V / L. Grassi [et al] // J. Affect Disord. - 2007. - № 101 (1-3). -P. 251-254.

7. Jones, R. Readmission rates for adjustment disorders : comparison with other mood disorders / R. Jones, W. R. Yates, M. H. Zhou // J. Affect Disord. - 2002. - № 71 (1-3). - P. 199-203.

8. Jouger, M. Adjustment disorders - nosological state and treatment options / M. Jouger, K. Frasch, T. Becker // Psychiatr. Prax. - 2008. -№ 35 (5). - P. 219-225.

9. Lung, F. W. The premorbid personality in military students with adjustment disorder / F. W. Lung, F. Y. Lee, B. C. Shu // Military Psychology. - 2006. - № 18 (1). - P. 77-88.

10. Portzky, G. Adjustment disorder and the course of the suicidal process in adolescents / G. Portzky, K. Audenaert, K. van Heeringen // J. Affect Disord. - 2005. - № 87 (2-3). - P. 265-270.

11. Strain, J. J. The adjustment disorders : the conundrums of the diagnoses / J. J. Strain, A. Diefenbacher // Compr. Psychiatry. - 2008. -Vol. 49 (2). - P. 121-130.

РЕЗЮМЕ

Н. А. Шифнер, А. Е. Бобров, М. А. Кулыгина

Клинико-динамическая характеристика расстройств адаптации у студентов

Обследованы 66 студентов с диагнозом «расстройство адаптации». Использовались полуструктурированное интервью, основанное на PSE, ММИЛ, 16-ЛФ. С учетом клинических проявлений выявлено пять основных групп PA - депрессивные, тревожные, тревожно-депрессивные, соматизированные и поведенческие реакции. Факторами неблагоприятного прогноза PA являются существенная выраженность и длительность депрессивного синдрома, сочетание тревожной и депрессивной симптоматики, появление признаков соматизации, а также коммуникативные свойства и личностные особенности, затрудняющие социальное взаимодействие, что необходимо учитывать в психопрофилактической работе.

Ключевые слова: студенты, расстройства адаптации, соматизированные реакции, благоприятное течение, тревожно-депрессивная симптоматика, динамика.

SUMMARY

N. A. Shifner, A. E. Bobrov, M. A. Kulygina

Clinicodynamic aspects of adjustment disorders among students

Sixty-six students with adjustment disorders (AdD) were under examination. A semi-structured interview model based on PE, MMPI and 16PF questionnaires was used. On the ground of clinical features. Five main subtypes ofAdD - depressive, anxious, anxiety-depressive behevioral and somatozational - were defined on the basis of clinical features. The factors of unfavourable prognosis in AdD are severity and long duration of the depressive syndrome, presence ofmixed anxiety and depressed mood, signs of somatization, communicativity and personality characteristics. These are the factors to be taken into account in psychoprophylaxis.

Key words: students, adjustment disorders, somatization reactions, favorable course, anxiety and depressed mood, dynamics.

© Коллектив авторов, 2011 г.

УДК 616.89-008.441.33+616-097-022]:616.092.12

Э. П. Станько, С. А. Игумнов, Д. Э. Станько, А. П. Гелда

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПАЦИЕНТОВ С ОПИЙНОЙ НАРКОМАНИЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ВИЧ-СТАТУСОМ

Гродненский государственный медицинский университет; Республиканский научно-практический центр психического здоровья, Минск

ВВЕДЕНИЕ

Злоупотребление наркотиками связано с риском развития ВИЧ/СПИДа, вирусных гепатитов А, В, С и обусловлено их рискованным инъекционным и сексуальным поведением. По данным зарубежных специалистов, показатель инфицированности ВИЧ среди потребителей наркотиков может достигать 35 % [15]. В США на потребителей инъекционных наркотиков приходится треть всех

случаев заражения ВИЧ, более половины первичных случаев инфицирования ВИЧ и половина первичных случаев возникновения гепатита С [15]. В России основным путем передачи ВИЧ до последнего времени считается инъекционный [3, 7]. В Беларуси, по кумулятивным данным, 49,8 % (5859 человек), инфицированных ВИЧ, в период с 1987 по 2011 гг. заразились парентеральным путем (внутривенное введение наркотиков). Удельный вес лиц, инфицирование которых произошло половым путем, в 2010 г. составил 75,1 % (803 случая) [10].

Пациенты, страдающие опийной наркоманией, выявляют низкий уровень социального функционирования и обнаруживают выраженную социальную несостоятельность [4, 9]. Непосредственным результатом потребления наркотиков является нарушение социальных связей и контактов, что, в конечном итоге, при отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий приводит к дезадаптации пациентов [5]. Показатели качества жизни и социального функционирования могут быть одними из критериев, отражающих динамику психосоциального статуса наркозависимых [1, 11-14]. Оценка тяжести заболевания и выбор методов терапии зависят от показателей соматического здоровья, качества жизни и социального функционирования пациентов, которые могут быть основой для разработки дифференцированных терапевтических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.