интернетом. Для первокурсников сотовый телефон является ещё и возможностью общения с родителями, с которыми суворовцы из разных городов России могут увидеться только два раза в год - во время зимних и летних каникул.
Обучающимся первого курса военного училища (5 класс), привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы адаптироваться к новому темпу и стилю жизни. Суворовцы-первокурсники характеризуются повышенной впечатлительностью, низкой самоорганизованностью, эмоциональной неустойчивостью.
Целью нашего исследования является выявление уровня социально-психологического самочувствия и определение факторов детерминирующих суицидальное поведение обучающихся суворовского военного училища.
Одновременно было проведено тестирование суицидальных наклонностей суворовцев. Висследова-нии приняли участие суворовцы первого и второго курсов (5-6 класс) в количестве 158 человек. Обучающиеся с низким уровнем социально -психологического самочувствия (14%) отметили, что испытывают постоянное чувство тревоги, чувствуют себя незащищёнными, им часто снятся страшные и тревожные сны. Суворовцы с уровнем социально -психологического самочувствия ниже среднего (21%) считают, что их родители плохо относятся к ним и поэтому «отправили учиться в суворовское училВщоде исследования были получены следующие данные: уровень суицидальных наклонностей суворовцев тем выше, чем ниже уровень их социальнопсихологического самочувствия. Факторами, обусловливающими суицидальное поведение являются: ощущениесебя «лишним в семье», то есть убеждение, что родители «избавились» от сына отправив учиться в военное училище с пятого класса; постоянное чувство необъяснимой тревоги; чувство незащищённости; ухудшение психофизиологического состояния. Всякое состояние, по словам Н.Д. Левитова [3], является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Следовательно, оно имеет внешнее выражение как по ряду психофизиологических показателей, так и в поведении человека.
Выводы.
Чем выше уровень социально-психологического самочувствия обучающихся суворовского военного училища, тем ниже риск возникновения суицидального поведения. Суицидальное поведение является последним критическим звеном в цепи процесса дезадаптации, блокирование которого возможно при определении у суворовца низкого уровня социальнопсихологического самочувствия и оказания своевременных мер по его оптимизации.
Литература:
1. Корчемный П.А., Попова И.П. Социальное самочувствие субъектов образовательного пространства как детерминанта безопасности школьника // Безопасность в современном мире: социально-психологические аспекты: Мат. II Междунар. симп. 14
апреля 2011 г., Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. -С.164-176.
2. Корчемный П.А., Попова И.П. Особенности влияния социально-психологического самочувствия на конфликтное взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2011. - № 4. - М.: Изд-во МГОУ. - С.48-53.
3. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964. - 344 с.
КЛИНИКО-АНАМНЕСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПАРАСУИЦИДОВ У КОМБАТАНТОВ
И.В. Шадрина, Л.А. Бенько,
М.Ю. Пирогова, А.Н. Пугачев
Южно-Уральский ГМУ, г. Челябинск. Россия
E-mail авторов: prf.ishadrma@gmaiLcom larisbenco@mail.ru
Самоповреждающие действия в детско-подростковом возрасте являются предикторами аутоагрессивного поведения у взрослых. Дезадаптация у комбатантов, нарастающая по мере формирования «органической комбатантной личности», может обусловливать суицидальное поведение.
Ключевые слова: аутоагрессивное поведение, сапо-мовреждение, суицид, комбатант.
Учитывая высокую распространенность суицидов среди лиц трудоспособного и молодого возраста, актуальным является клинико-анамнестическое исследование в области аутоагрессивного поведения. Особенно значимы проблемы агрессии и аутоагрессии для лиц, имеющих опыт обращения с оружием, для ветеранов современных военных конфликтов -комбатантов. Задачей медицинского сопровождения в этих случаях является формирование единого, целостного подхода к мерам первичной, вторичной и третичной профилактики по предотвращению аутоагрессивного поведения у этого контингента.
Учитывая возрастной критерий, как принцип клинико - анамнестического обследования, в данной работе использовалось разделение детско - подросткового возраста на четыре уровня нервнопсихического реагирования: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-7 лет), аффективный (5-10 лет) и эмоционально-идеаторный (11-17 лет), выделенные В.В. Ковалевым [3]. Остальные возрастные периоды были разделены в соответствии с возрастными пиками суицидальной активности: молодежный (17-29 лет) и зрелый (30-50 лет) [4]. В данном исследовании был взят возраст до 40 лет, так как комбатанты, включенные в данное исследование, являясь участниками контртеррористической операции на Северном Кавказе (1993-2000 гг.), служили по призыву в качестве рядовых, и среди них не было лиц старше 40 лет.
В связи с выше изложенным, было предпринято исследование аутоагрессивного поведения у 78 мужчин, комбатантов. Работа проводилась в сравнительно-возрастном аспекте, с учетом возрастной периодизации. К самоповреждениям в данном исследовании были отнесены следующие действия: обгрызание ногтей, обдирание заусениц, расцарапывание ранок и
Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал
35
сдирание с них корочек, выдавливание инфильтратов, самоожоги и самопорезы, а также татуировки и пирсинг. В качестве парасуицида рассматривались суицидальные попытки, не закончившиеся смертью.
В возрастной группе 4-7 лет выявлены следующие способы самоповреждения: обгрызание ногтей и сдирание заусениц, что составило 52,5% и 35,9% соответственно. Эти самоповреждения пришлись на второй возрастной уровень - психомоторный (4-7 лет). Анализ самоповреждений, в зависимости от уровня возрастного реагирования, позволил такое поведение отнести к патологическим привычным действиям. В этиологии психопатологии данной группы расстройств основное значение придавалось эмоциональной депривации, воспитанию с применением физического насилия [1, 3]. На втором уровне -аффективном (5-10 лет) отмечалось нарастание тенденции к самоповреждениям, а именно к обгрызанию ногтей - 79,5% и обдиранию заусениц - 57,7%. При этом появлялся новый вариант самоповреждений в виде расцарапывания ранок и сдирания с них корочек при заживлении - 15,4%. Эти симптомы были расценены как нарушение влечения. Подобная симптоматика, со стремлением причинять себе боль, описана детскими психиатрами [3]. На третьем уровне - эмоционально -идеаторном (11-17 лет), обгрызание ногтей и сдирание заусениц выявлено у 100% обследованных. Увеличилось также количество самоповреж-дений типа расцарапывания ранок и сдирания с них корочек - 66,7%. Появился в большом проценте случаев, новый вариант самоповреждения, - выдавливание инфильтратов (85,8%). Первые сведения о само-ожогах и самопорезах появляются в возрастной группе 11-17 лет, то есть на эмоционально-идеаторном уровне реагирования. В исследовании самоповрежде-ния по типу самопорезов и самоожогов были рассмотрены с позиции патохарактерологических реакций, в частности реакций протеста.
Анамнестические данные показали, что нанесение первых татуировок у обследованных пришлось на возраст 11-17 лет, на эмоционально-идеаторном уровне. Учитывая, что на этом возрастном уровне преобладают патологические реакции пубертатного возраста, самоповреждения в виде татуировок рассматривались именно в этом аспекте. В данном исследовании был рассмотрен еще один вариант само-повреждений - пирсинг. Выявлено, что самоповреж-дения по типу пирсинга в возрасте 11-17 лет (эмо-ционально-идеаторный уровень) имели место у 14,1%, в возрасте 18-29 лет - у 10,2% обследованных. У лиц в возрастной группе 30-40 лет стали реже выявляться такие самоповреждения, как обгрызание ногтей и сдирание заусениц: 52,5% и 66,7% соответственно. Самоповреждения по типу татуировок сделали себе 29,5% комбатантов в возрасте старше 30-ти лет. Самоповреждения в виде пирсинга у обследованных 30-40 лет не встречались.
В работе также была рассмотрена суицидальная настроенность (мысли, замыслы, намерения). В возрастной группе 18-29 лет (молодежный возраст) суицидальные мысли были констатированы у 62,8% обследованных, суицидальный замысел - у 17,9%, суи-
цидальные намерения - у 14,1%, парасуицид - у 10,2%. Но, несмотря на то, что данный возраст является призывным для срочной службы, не выявлено ни одного случая парасуицида, совершенного в период службы в армии. Все парасуициды были предприняты обследованными после демобилизации, в мирное время. При этом суицидальные мысли в возрастной группе 30-40 лет были выявлены у 57,6% обследованных, суицидальный замысел - у 20,5%, суицидальные намерения - у 11,5%, парасуицид - у 15,3%. Данная симптоматика в этой возрастной группе была обусловлена не только проблемами адаптации ветеранов, но и нарастанием органических расстройств, то есть формированием «органической комбатантной личности» [6, 7].
Выводы.
1. Самоповреждающие действия у комбатантов необходимо рассматривать как патологические привычные действия на психомоторном уровне нервнопсихического реагирования, расстройства влечения -на аффективном уровне реагирования, и патохарактерологические реакции - на эмоционально-идеаторном уровне реагирования.
2. Лица, склонные к самоповреждающим действиям в детско-подростковом возрасте, являются группой риска для суицидов.
3. Проблемы адаптации у ветеранов современных военных действий, нарастающие по мере формирования «органической комбатантной личности», могут обуславливать суицидальное поведение у этого контингента.
Литература:
1. Буторина Н.Е., Благинина Н.А. Клинические особенности резидуально-органических нервно-психических расстройств у детей младшего школьного возраста: полидисциплинарные аспекты. - Челябинск, 2011.
2. Говорин Н.В., Сахаров А.В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность. - Чита, 2007.
3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.
4. Нечипоренко В.В., Шамрей В.К. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики. - Санкт-Петербург, 2007.
5. Пивень Б.Н. Экзогенно-органические психические расстройства. - Барнаул, 2013.
6. Шадрина И.В., Пирогова М.Ю. Суицидальное поведение у комбатантов // Мат. Всеросс. междисциплинарной научнопрактической конф. «Актуальные вопросы возрастной наркологии», г. Челябинск, 15-16 ноября 2012 г. - С. 59-62.
7. Шадрина И.В., Бенько Л.А., Пирогова М.Ю. «Органическая комбатантная личность»: вопросы терапии // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Реабилитация и дестигматизация в психиатрии», 4-5 июня 2013 г. - С. 129-130.
К ВОПРОСУ О СУИЦИДАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В. В. Юрасов, Н.В. Привалова,
А.В. Долгих, В.В. Пудовкина
Ф-л № 3 «111 Главный государственный центр судебномедицинских и криминалистических экспертиз» МО России, г. Самара
Е-mail авторов: 97gcsmke@mail.ru
36
Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013