Научная статья на тему 'КЛИНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НЕВРИТОВ У МАСТЕРОВ АЛМАЗНЫХ ПРОИЗВОДСТВ'

КЛИНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НЕВРИТОВ У МАСТЕРОВ АЛМАЗНЫХ ПРОИЗВОДСТВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛИНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НЕВРИТОВ У МАСТЕРОВ АЛМАЗНЫХ ПРОИЗВОДСТВ»

между указанными гиперпластическими предраковыми и бластоматозными изменениями, с одной стороны, и воспалительным процессом, с другой стороны. Если иногда и наблюдалась небольшая воспалительная инфильтрация в области атипических железистых разрастаний, то это встречалось редко. Не воспаление, а гиперплазия желчных протоков предшествовала развитию бластоматозных изменений.

В результате проведенных опытов возникает предположение, что сильван вызывает у крыс развитие в печени бластоматозного процесса и должен быть, по-види-мому, отнесен к числу канцерогенных веществ. Для того чтобы устранить некоторые возникающие при этом вопросы и сомнения, необходимы дальнейшие опыты, проверка действия сильвана на других животных и обследование людей, работающих с ним.

Выводы

1. Трех-шестимесячная ингаляционная ежедневная 2-часовая затравка крыс сильваном в концентрации 0,1 мг/л вызывает развитие в печени гипертрофических и гиперпластических процессов.

2. Трехмесячная ингаляционная ежедневная 2-часовая затравка крыс крупными дозами сильвана в концентрации 1 мг/л вызывает резкие гиперпластические процессы в печени, преимущественно со стороны желчных протоков.

3. Шестимесячная ингаляционная ежедневная 2-часовая затравка крупными дозами сильвана (1 мг/л) сопровождается усилением указанных выше явлений и развитием аденокарциноматозноподобных изменений в печени.

Поступила 18/VI 1955 г.

КЛИНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НЕВРИТОВ У МАСТЕРОВ АЛМАЗНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Н. Б. Метлина

Из неврологического отделения клинического сектора Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР

Изолированные невриты периферических нервов среди профессиональных заболеваний встречаются довольно редко. Известен случай неврита локтевого нерва у термометристки, работа которой была связана с вынужденным положением рук и давлением на локтевой сустав (Э. А. Дрогичина). В литературе описаны холодо-вые невриты, но по существу в этих случаях речь идет обычно о полиневритах, протекающих на фоне нейромиалгии и ангионевроза рук. Описаны своеобразные поражения локтевого нерва после охлаждения.

Развитие неврита локтевых нервов мы имели возможность наблюдать у мастеров алмазных производств. Работа такого мастера заключается в вырезывании различных граней на хрустальных или стеклянных изделиях различного веса: от мелких— 200—300 г до 10 кг. Мастер держит руки в вынужденном положении, полусогнутыми в локтевых суставах, локти при этом фиксированы на жестком деревянном подлокотнике. Грани вытачиваются на учащающемся наждачном камне, на который падает холодная вода; вода попадает на руки и скапливается на подлокотнике вокруг локтевого сустава.

При данных условиях труда наиболее травмируемым является локтевой нерв.

Для характеристики клинических проявлений невритов у алмазных мастеров приводим описание заболеваний, наблюдавшихся в клинике.

Больная К., 19 лет, 2 года училась в ФЗО, с сентября 1951 г. работает алмаз ным мастером. Из анамнеза выяснилось, что во время войны 6 месяцев была в оккупации, сильно голодала, перенесла алиментарную дистрофию, по поводу которой лежала в течение месяца в больнице. Спустя год после того, как приступила к самостоятельной работе в качестве мастера, появилось онемение и слабость в левой кисти, еще через 5—6 месяцев отметила похудание первой межкостной мышцы на левой кисти. Онемение ощущала резче в области IV и V пальцев левой кисти, разгибание этих пальцев было затруднено, слабость в руке нарастала.

В июне 1953 г. больная вынуждена была обратиться к врачу, который освободил ее от работы; больничный лист имела в течение месяца. После грязелечения на курорте Кашино наступило улучшение, и она смогла приступить к прежней работе. Спустя полгода слабость в руке начала снова постепенно прогрессировать, усилились атрофические явления. В течение последующих 6 месяцев работала с трудом.

При поступлении в клинику больная жаловалась на слабость в руках, резче выраженную в левой, ломящие боли в мышцах кисти, онемение в пальцах рук. Из-за слабости иногда роняет предметы.

6 Гигиена и санитария. Ns 6

81

При объективном обследовании отмечались болезненные уплотнения в надлона-точных мышцах. Динамометрия выявила снижение мышечной силы: в правой кисти— 25 кг, левой—15 кг. При пассивном положении кистей рук большой палеи левой руки находится в вынужденном положении, несколько опущен и приведен к ладони. Межкостные" мышцы заметно атрофированы, резче западает первая межкостная мышца. Все эти явления более четко выражены в левой руке. Отмечается снижение всех видов поверхностной чувствительности на обеих кистях по ульнарному типу, а также количественные и качественные изменения электровозбудимости мышц и нервов обеих рук: в срединном нерве на обеих руках обнаруживалось равенство полюсов (5 тА=5 тА), в лучевом и локтевом нерве отмечались значительные количественные изменения. Аналогичные нарушения электровозбудимости имели место и в мышцах, главным образом в группе сгибателей предплечья и в первой межкостной мышце. Нарушений рефлексов не отмечалось. Спустя 3 недели после комплексного лечения в клинике витамином В], глюкозой, массажем, ионизацией у больной значительно уменьшились боли в руках, однако объективно имеющиеся отклонения оставались почти без изменений, в связи с чем больная с диагнозом профессионального двустороннего неврита локтевых нервов была направлена во ВТЭК.

Более легкие проявления неврита локтевых нервов мы наблюдали в клинике у второго больного — рабочего того же производства. Приводим его историю болезни.

Больной Д., 20 лет. Проработал 5 месяцев в качестве ученика и 2 месяца в качестве мастера. Спустя месяц после того, как начал работать мастером, появились онемение и парестезии в IV, V пальцах правой кисти, которые вначале возникали лишь во время работы, а затем и в покое. Позднее онемение начало распространяться и на другие пальцы и всю кисть. Во время работы вынужден опускать руку и трясти ею до того, чтобы исчезло чувство онемения. Спустя 2 недели появились боли в мышцах плеча и предплечья, снизилась сила в правой руке, во время приступа онемения выпадали предметы из рук. Лечился в местной поликлинике дибазолом, улучшения не отмечал. С этими же жалобами поступил в клинику института.

При объективном обследовании пальпируются плотные болезненные миофасци-кулиты в мышцах надплечий, мышцах правого предплечья. Активные движения не ограничены. Сила по динамометру справа ниже 20 кг, слева — ниже 37 кг; снижение силы в приводящих и отводящих мышцах IV и V пальцев правой руки, ограничено приведение V пальца. Легкая атрофия межкостных мышц правой кисти. По ульнарному краю предплечья и в области IV и V пальцев правой руки отмечаются явления гиперестезии. Электровозбудимость мышц и нервов слегка изменена, главным образом в локтевом нерве, больше справа и в т. Ьуро1епапз.

Спустя 10 дней лечения в клинике уменьшились боли в руках, восстановилась чувствительнрсть на предплечье, уменьшилась слабость в руке. Через месяц выписан со значительным улучшением и восстановлением функции локтевого нерва.

Эти наблюдения побудили нас провести обследование всех мастеров одного из алмазных заводов. При этом было выявлено несколько человек, страдающих односторонним и двусторонним невритом локтевых нервов. По интенсивности симптоматики степень пареза колебалась от самых начальных стертых проявлений до умеренно выраженных, сопровождавшихся нарушением двигательных функций. Самыми на чальными симптомами являлись парестезии и объективно отмечаемые нарушения кожной чувствительности. Процесс развивался в первую очередь обычно на левой руке, в последующем распространялся на правую. При абортивных формах отклонения сказывались по преимуществу в нарушениях чувствительности.

Общность условий труда, последовательность развития позволяют отнести это заболевание к числу травматических невритов, вызванных микротравматизацией локтевого нерва, возникающей вследствие длительной фиксации согнутой руки на локте, при опоре на жесткие подлокотники.

Предрасполагающим моментом, очевидно, в развитии неврита, явилось отсутствие необходимой тренировки у молодых рабочих, которые, не имея соответствующих навыков, выполняли работу, связанную со значительной физической нагрузкой на руки. Другим неблагоприятным фактором было отсутствие рациональных приспособлений, которые могли бы предупредить травматнзацию нерва, а также охлаждение рук. Своевременное выявление начальных форм невритов и своевременный перевод на работу в облегченных условиях труда при одновременном применении соответствующей терапии обеспечивают сравнительно быстрое купирование процесса и полное восстановление трудоспособности.

В стадии выраженного поражения локтевого нерва заболевание может приобрести затяжной характер и привести к снижению трудоспособности.

В целях профилактики заболевания рук у мастеров алмазного производства следует рекомендовать изменение ритма работы с рациональным использованием микропауз, постепенную тренировку молодых рабочих с постепенным повышением нагрузки, замену деревянных подлокотников мягкими, пользование при шлифовке теплой водой, профилактический массаж, теплые ванны, систематическое проведение периодических медицинских осмотров.

Вопрос о целесообразности большой дифференциации шлифовальных ра{ют, применяемой при поточном методе, требует специального изучения.

Поступила 3/У1П 1055 г.

-Й- -Й- -¿г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.