Научная статья на тему 'Клинический полиморфизм минимальной мозговой дисфункции'

Клинический полиморфизм минимальной мозговой дисфункции Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1267
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ / ДИСФАЗИЯ РАЗВИТИЯ / CHILDREN / MINIMAL BRAIN DYSFUNCTION / DEVELOPMENTAL DYSPHASIA

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Галицкая О. С., Грибова Н. П.

Рассмотрены классификация, этиологические факторы, клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей в разные возрастные периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Галицкая О. С., Грибова Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL POLYMORPHISM OF MINIMAL BRAIN DYSFUNCTION

The etiological factors, classification, clinical manifestations in children with minimal brain dysfunction are discussed.

Текст научной работы на тему «Клинический полиморфизм минимальной мозговой дисфункции»

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 УДК 616.831-036

КЛИНИЧЕСКИЙ ПОЛИМОРФИЗМ МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИИ

Галицкая О.С., Грибова Н.П.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

nevrofpk@smol gmu.ru- Грибова Наталья Павловна

Резюме: Рассмотрены классификация, этиологические факторы, клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей в разные возрастные периоды. Ключевые слова: дети, минимальная мозговая дисфункция, дисфазия развития. CLINICAL POLYMORPHISM OF MINIMAL BRAIN DYSFUNCTION Galitskaya O.S., Gribova N.P.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya str., 28 nevrofpk@smol gmu.ru - Gribova Natalia Pavlovna

Summary: The etiological factors, classification, clinical manifestations in children with minimal brain dysfunction are discussed.

Key words: children, minimal brain dysfunction, developmental dysphasia

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежных исследований, частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20 % [1, 9]. Термин ММД впервые сформулирован Оксфордской группой по международным исследованиям в детской неврологии в 1962 году на симпозиуме по проблемам ММД для обозначения совокупности проблем поведения и обучения в сочетании с легкой неврологической симптоматикой и нормальным интеллектуальным уровнем [3].

В отечественной неврологии в рамках ММД рассматривается большой спектр неврологических проблем у детей который включает в себя следующие нозологические формы согласно МКБ-10 пересмотра.

F-80. Специфические расстройства развития речи и языка. Задержка развития речи, связанные с нарушением темпа созревания речевой функции, при которой отмечается запаздывание формирования речи по темпу на 3-6 месяцев. F-80.1. Расстройство экспрессивной речи. F-80.2. Расстройство рецептивной речи. F-80.9. Расстройство развития речи и языка неуточненное. Эта рубрика употребляется для неуточненных расстройств, характеризующихся значительным нарушением в развитии речи, необусловленном умственной отсталостью или неврологическими, сенсорными или физическими нарушениями, которые прямым образом влияют на речевую функцию. F 81. специфические расстройства развития учебных навы-

27

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 ков. F-81.0 Специфическое расстройство чтения (дислексия). Специфическое нарушение выработки навыков чтения, проявляющееся неузнаванием букв и невозможностью соотнести графическое изображение букв с соответствующим звуком. (показатель правильности чтения и или понимания прочитанного как минимум на 2 стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для возраста и общего интеллектуального развития ребенка. F-81.1 специфическое расстройство спеллингования (дисграфия). Невозможность или трудность соотношения звуков устной речи и букв, их начертания, неправильным считыванием букв и цифр и невозможностью выполнения письменного задания как по языковым предметам, так и по математике. (показатель по стандартизированному тесту спеллингования как минимум на 2 стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста и интеллектуальности ребенка. F-81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков (дискалькулия). Нарушение формирование навыков счета, связанное с недостаточностью пространственного гно-зиса. Показатель по стандартизированному арифметическому тесту как минимум на 2 стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста и интеллектуальности ребенка. F-82. Диспраксия. Специфическое развитие моторных функций. Синоним-«синдром неуклюжести», двигательная неловкость, статико-моторная недостаточность. Показатель по стандартизированному тесту на моторную координацию как минимум на 2 стандартных отклонения ниже уровня ожидаемого для хронологического возраста ребенка.

Б-90 - Б-98. Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте.

Б-90. Гиперкинетическое расстройство. F-91. Расстройства поведения. F-92. Смешанные расстройства поведения и эмоций. F-93. Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста. F-94. Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возраста. F-95. Тики^-98. Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте [13].

Надо отметить, что указанные нозологические формы в МКБ 10-ого пересмотра отнесены к разделу психических нарушений.

В зарубежной литературе ММД ассоциируется прежде всего с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Первоначально был предложен термин "гиперкинетическая реакция детства. Лишь с 1994 года был введен термин «синдром дефицита внимания и гиперактивности».

Для обозначения расстройств речевого развития у детей применяется термин «дис-фазия развития». Дисфазия развития - наиболее часта форма расстройств речевого развития которая возникает в пренатальном периоде. Наиболее часто встречающиеся варианты дисфа-

28

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 зии развития: расстройства преимущественно импрессивой речи, семантико-прагматическое расстройство речи и преимущественно артикуляционные расстройства Клиническим проявлением дисфазии развития является запаздывание развития экспрессивной речи по сравнению с развитием понимания [12].

Верификация диагноза дисфазии осуществляется в соответствии со координацию и плавность движений не всегда очевидна. Первые признаки диспраксии выявляются в возрасте 5-7 следующими критериями: начало в младшем школьном возрасте, отсутствие периода нормального развития с тенденцией к прогрессивному улучшению, позднее формирование фразовой речи после 3-х лет, доминирование невербальных способов коммуникации [10]. Диспраксия это состояние, сопровождающиеся трудностями с координацией: «синдром неуклюжего ребенка», «нарушение развития координации». Этиология задержка созревания пирамидных, мозжечковых систем, регулирующих лет и в начале обучения в первом классе школы [15].

Таким образом, в отечественной медицинской литературе в отличии от зарубежной под термином ММД врачами неврологами, психиатрами, а также детскими нейропсихолога-ми понимается большой спектр неврологических расстройств, которые классифицируются в разных рубриках МКБ 10 -ого пересмотра.

ММД является собирательным понятием и не является нозологической единицей. Однако следует отметить то, что в клинической практике часто приходится наблюдать у детей сочетание симптомов, которые относятся не к одной, а к нескольким диагностическим рубрикам для ММД по классификации МКБ-10 [9].

Актуальность проблемы ММД определяется большой распространенностью этого патологического состояния и может быть диагностирована у детей в возрасте от одного года до пубертатного периода.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психо-речевого развития [4]. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3-х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Четвертый критический период обусловлен напряженностью пубертатного развития как

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 в плане соматических (эндокринных) перестроек, так и в плане личностных особенностей подростка, что приводит к нарушению формирования личности по органическому тип [5].

Большинство исследователей ММД у детей, единогласно склоняются к тому, что в основе этиологии лежат повреждающие факторы на развивающийся мозг как в период внутриутробного развития так и в интранатальный, и ранний постнатальный период [15]. По данным исследований последних лет, в 65 % случаев повреждения центральной нервной системы (ЦНС) носят гипоксически-ишемический характер, и только 15 % имеют генетические и постнатальные причины. В последние десятилетия наблюдается интенсивное увеличение численности детей с субклиническим формами отдаленных последствий перинатальной патологии ЦНС [11]. Во внутриутробном периоде возникают нарушения процессов клеточной миграции приводящие к полимикрогирии, эктопии нейронов и фокальным дисплазиям. До сих пор не ясно, имеют ли нарушения миграции гормональную, генетическую или хромосомную причину либо возникают в результате токсического, сосудистого либо инфекционного поражения на развивающийся плод [12].

Множественные патологические факторы, действующие в период раннего онтогенеза такие как пре и- и интранатальная гипоксия (внутриутробная гипоксия плода, асфиксия, внутриутробное инфицирование плода, токсическое воздействие (токсикозы беременности, медикаментозное воздействие, интоксикации) патологические роды (стремительные роды, кесарево сечение, инструментальные пособия в родах, использование общего наркоза приводят к нарушению тонкой структурной организации мозга [2]. В литературе описаны единичные экспериментальные морфологические исследования у животных В них показано что при моделировании у животных состояний, которые предположительно могут быть причиной возникновения задержки психического развития: внутриутробная гипоксия, асфиксия, иммунный конфликт между матерью и плодом. При этом обнаруживаются повреждения мозга и чаще всего это касается стволовых и лимбических структур. Предполагается, что подобного рода повреждения ведут к угнетению синтеза белков нейронов, разрежению клеточных слоев, к нарушению дифференцировки нейронов [6]. У детей с различными клиническими вариантами ММД также могут быть морфологические изменения ЦНС. Так у пациентов с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания обнаружено уменьшение размеров правой лобной доли и задних отделов правого полушария, а также уменьшение средне саггитальных размеров мозолистого тела, уменьшение размеров червя мозжечка. У школьников с нарушением чтения средней и тяжелой степени обнаружены аномалии мозолистого тела с нарушениями развития межполушарных связей. У детей с поведенческими расстройствами и задержкой речевого развития, а также зрительно-пространственной диспраксией обнаруживается агенезия прозрачной перегородки, умеренная дилатация желудочков головного мозга [16].

30

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019

Клинические проявления ММД крайне разнообразны и зависят от возраста ребенка. В младшем возрасте до 3-х лет диагностируется темповая задержка психического, речевого развития и двигательного развития в виде нарушение координации при выполнении сложных целенаправленных движений. При этом грубой органической патологии ЦНС зачастую не обнаруживается. В возрасте от 3-х до 7 лет чаще диагностируется лабильность поведения, нарушение сна, нарушение концентрации внимания и гиперактивность. У школьников начальных классов к этим симптомам присоединяются расстройства чтения, письма и счета и отклонениями в поведении в виде беспокойства, гиперактивности, негативизма, агрессивности. Поведение детей не соответствует возрастной норме, в результате чего они не достигают результатов, соответствующих их способностям

В пубертатном периоде характерными признаками ММД являются школьная дезадаптация, расстройства поведения и эмоциональные расстройства.

У большого числа детей с расстройствами речевого развития (приблизительно 50% отмечаются проблемы поведения). Проблемы поведения в более старшем возрасте часто можно предвидеть уже с двух или трехлетнего возраста, и они имею сильную корреляцию со структурой речи в этом возрасте [12].

Своевременое лечение ММД имеет особенно важное значение в детском возрасте, когда процессы морфофункционального развития ЦНС продолжаются, велики ее пластичность и резервные возможности. Исходя из этого мы делаем вывод, что ранняя выявляемость, точная нозологическая диагностика, а также мультидисциплинарный подход к лечению командой специалистов, которая включает в себя детского психиатра, невролога, логопеда психолога и эрготерапевта в лечении различных проявлений ММД определяет будущую высокую социальную адаптацию ребенка.

Литература:

1. Болотовский Г.В., Чутко Л.С. Гиперактивный ребенок: развитие, воспитание, обучение. — СПб.: Вектор, 2009. — 192 с.

2. Брашнев Ю.И. Перинатальная неврология. - М.: Триада-Х, 2001. - 854 с.

3. Брязгунов И.П., Кучма В.Р.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза).

- М, 1994. - 49 с.

4. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Гриншпун Б.М. и др. Логопедия. Москва, 1995. - Т. 1. - 384 с.

5. Даценко И.Б. ММД и эмоционально-поведенческие расстройства у детей и принципы их дифференциальной коррекции. //Международный медицинский журнал. - 2007.

- №1. - С. 28-35.

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019

6. Емельянов В.Д. Соотношение факторов, лимитирующих моторно-психическое обеспечение двигательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в виде диспраксии. //Адаптивная физическая культура. - 2004. - №2 (18). С.25-28.

7. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Школа-Пресс 1, 2001. - 128 с.

8. Заваденко Н.Н. Диагностика и лечение когнитивных и поведенческих нарушений у детей. Применение цереболизина в их комплексной коррекции. Метод, пособие для врачей. - М.: РГМУ, 2005. - 89 с.

9. Заваденко Н.Н. , Суворинова Н.Ю. Овчинникова А.А. , Румянцева М.В. Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона. //Русский медицинский журнал. - 2005. - №12. - С. 828.

10. Калашникова Т.П., Анисимов Г.В., Савельева Н.А. Лонгитюдное исследование когнитивных вызванных потенциалов у детей с моторной дисфазией. // V Юбилейный Балтийский конгресс по детской неврологии Сборник тезисов, СПб., 2015. - С.174-175.

11. Митиш М.Д. Отдаленные последствия перинатальных поражений мозга у детей: автореф.дис. ...д-ра мед. наук. М., 2004. 48 с.

12. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. - М.: Теревинф, 2010 - Т.- 2.

- 336 с.

13. Рачин А.П., Юдельсон Я.Б. Нормативная неврология. Руководство для врачей. -Смоленск, 2003. - 347 с.

14. Цыганкова Н.И, Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью автореф. дис. ...канд мед. наук. СПб., 2012. 26 с.

15. Шайтор В.М., Емельянов В.Д. Диспраксия у детей. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.

- 108 с.

16. Kyoon L.I, Noam G.G LeeCh.K e.a The corpus callosum and lateral ventricles in children with attention-deficit hyperactivity disorder: A brain magnetic resonance imaging study. //Biol Psychiat. - 1996.-V. - P.40:1060-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.