КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ СМЕШАННОГО ТРЕВОЖНОГО И ДЕПРЕССИВНОГО РАССТРОЙСТВА И ИХ ДИАГНОСТИКА
Б.Д. Цыганков, Я. В. Малыгин
Московский государственный медико-стоматологический университет,
ФПДО, Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии
Тревожные и депрессивные расстройства характеризуются высокой коморбидностью. Одним из объяснений высокой коморбидности тревожных и депрессивных расстройств может быть общность их клинических проявлений. Вместе с тем выделен ряд изолированных симптомов тревожных расстройств и депрессии. Определение нозологической принадлежности заболевания важно для подбора эффективного метода лечения. Смешанное тревожное и депрессивное расстройство (СТДР) - заболевание, характеризующееся сочетанием тревожной и депрессивной симптоматики.
Целью настоящего исследования было изучение клинических вариантов смешанного тревожного и депрессивного расстройства.
Материалы и методы. Нами было обследовано 64 пациентки, страдающие СТДР, средний возраст составил 43,8±8,4 лет. В процессе исследования изучались изолированные и общие симптомы тревожных и депрессивных расстройств.
Результаты. Среди специфичных для тревожных расстройств симптомов наиболее распространенными были мышечное напряжение (60,9%) и неусидчивость (42,2%), среди специфичных симптомов жепрессии наиболее чисто встречалась ангедония (56,3%). На основе наличия мышечного напряжения, неусидчивости и/или ангедонии обследованные были разделены на 3 группы: 1) пациенты с депрессивным вариантом СТДР 2) пациенты с тревожным вариантом СТДР 3) пациенты с тревожно-депрессивным вариантом СТДР. По результатам статистического анализа, нами были выявлены различия в клинической характеристике этих групп: явления психической анестезии, представленной преимущественно ощущением безвкусия пищи, блеклости красок присутствовали лишь у пациентов с депрессивным вариантом СТДР (31,6%, р<0,05), потеря аппетита чаще встречалась среди пациентов с депрессивным и тревожно-депрессивным вариантом СТДР, чем среди пациентов с тревожным вариантом СТДР (36,8%, 41,2% и 7,1% соответственно, р<0,01); снижеине концентрации внимания, раздражительность, утомляемость чаще встречались в группе пациентов с тревожным вариантом СТДР, чем в 2 других группах (р<0,05), ранние пробуждения встречались чаще среди пациентов с тревожно-депрессивным вариантом СТДР, чем в 2 других группах (р<0,05).
Выводы: на основе наличия наиболее распространенных изолированных симптомов тревожных расстройств (мышечное напряжение, неусидчивость) и/или депрессии (ангедония) можно выделить 3 клинически различных варианта СТДР. Клинические особенности каждого варианта могут определять различия в подходах к их терапии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 2.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [732]