Научная статья на тему 'Клинические варианты смешанного тревожного и депрессивного расстройства и их диагностика'

Клинические варианты смешанного тревожного и депрессивного расстройства и их диагностика Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
426
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клинические варианты смешанного тревожного и депрессивного расстройства и их диагностика»

КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ СМЕШАННОГО ТРЕВОЖНОГО И ДЕПРЕССИВНОГО РАССТРОЙСТВА И ИХ ДИАГНОСТИКА

Б.Д. Цыганков, Я. В. Малыгин

Московский государственный медико-стоматологический университет,

ФПДО, Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии

Тревожные и депрессивные расстройства характеризуются высокой коморбидностью. Одним из объяснений высокой коморбидности тревожных и депрессивных расстройств может быть общность их клинических проявлений. Вместе с тем выделен ряд изолированных симптомов тревожных расстройств и депрессии. Определение нозологической принадлежности заболевания важно для подбора эффективного метода лечения. Смешанное тревожное и депрессивное расстройство (СТДР) - заболевание, характеризующееся сочетанием тревожной и депрессивной симптоматики.

Целью настоящего исследования было изучение клинических вариантов смешанного тревожного и депрессивного расстройства.

Материалы и методы. Нами было обследовано 64 пациентки, страдающие СТДР, средний возраст составил 43,8±8,4 лет. В процессе исследования изучались изолированные и общие симптомы тревожных и депрессивных расстройств.

Результаты. Среди специфичных для тревожных расстройств симптомов наиболее распространенными были мышечное напряжение (60,9%) и неусидчивость (42,2%), среди специфичных симптомов жепрессии наиболее чисто встречалась ангедония (56,3%). На основе наличия мышечного напряжения, неусидчивости и/или ангедонии обследованные были разделены на 3 группы: 1) пациенты с депрессивным вариантом СТДР 2) пациенты с тревожным вариантом СТДР 3) пациенты с тревожно-депрессивным вариантом СТДР. По результатам статистического анализа, нами были выявлены различия в клинической характеристике этих групп: явления психической анестезии, представленной преимущественно ощущением безвкусия пищи, блеклости красок присутствовали лишь у пациентов с депрессивным вариантом СТДР (31,6%, р<0,05), потеря аппетита чаще встречалась среди пациентов с депрессивным и тревожно-депрессивным вариантом СТДР, чем среди пациентов с тревожным вариантом СТДР (36,8%, 41,2% и 7,1% соответственно, р<0,01); снижеине концентрации внимания, раздражительность, утомляемость чаще встречались в группе пациентов с тревожным вариантом СТДР, чем в 2 других группах (р<0,05), ранние пробуждения встречались чаще среди пациентов с тревожно-депрессивным вариантом СТДР, чем в 2 других группах (р<0,05).

Выводы: на основе наличия наиболее распространенных изолированных симптомов тревожных расстройств (мышечное напряжение, неусидчивость) и/или депрессии (ангедония) можно выделить 3 клинически различных варианта СТДР. Клинические особенности каждого варианта могут определять различия в подходах к их терапии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 2.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [732]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.