АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ
УДК 616-053.2:616.155.16
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ Н2-БЛОКАТОРОВ РЕЦЕПТОРОВ ГИСТАМИНА У БЕРЕМЕННЫХ
И.А. Аргунова
Смоленская государственная медицинская академия
Проведен анализ течения и исходов беременности у 9 пациенток, получавших Н2- блокаторы гистаминовых рецепторов в гестационном периоде, с целью оптимизации лечения патологии пищеварительной системы. Литературные данные и собственные клинические наблюдения за применением Н2-Б позволяют исключить высокий риск неблагопрятных исходов беременности и терратогенных эффектов у плода. Хотя безопасность использования ранитидина и фамотидина в гестационном периоде окончательно не установлена, однако опыт более чем 10-летнего лечения беременных женщин позволяет шире примененять их при заболеваниях пищеварительной системы, по возможности избегая фармакотерапии во время органогенеза. Проведен анализ течения и исходов беременности у 9 пациенток, получавших Н2- блокаторы гистаминовых рецепторов по поводу патологии пищеварительной системы в гестационном периоде, с целью оптимизации лечебной тактики.
Тошнота и рвота встречаются по данным разных авторов более чем у 50% беременных и прекращаются в среднем к 12 неделям гестационного периода, однако в отдельных случаях они могут затягиваться до 20 и более недель (1,2,3). Упорные проявления токсикоза первой половины беременности позволяют заподозрить у женщины наличие той или иной патологии пищеварительной системы (2). Наиболее вероятными в данной ситуации являются обострение язвенной болезни (ЯБ), гастро-эзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ), заболевания билиарной системы, острый панкреатит (ОП) или обострение хронического панкреатита.
Наш опыт показывает, что нередко лечение беременных традиционно применяемыми в гестационном периоде лекарственными препаратами - невсасывающимися антацидами, спазмолитиками, неселективными М-холинолитиками, прокинетиком
метоклопрамидом (1,2), оказывается недостаточно эффективным.
Н2-блокаторы гистаминовых рецепторов (Н2-Б) являются «золотым стандартом» в лечении больных с ЯБ, гастро-эзофагеальным рефлюксом различного генеза. Они также широко используются для опосредованного подавления внешней секреции поджелудочной железы в комплексной терапии панкреатитов. До настоящего времени в нашей стране применение Н2-Б в гестационном периоде не рекомендовалось в связи с неизученностью их действия на плод и течение беременности (1,2). Данные препараты назначались беременным только в экстренных ситуациях по жизненным показаниям (осложненное течение ЯБ, ОП) на короткий срок.
В последние годы накоплены базы данных United Kingdom General Practice Research Database и Italian Friuli-Venezia Giulia Health Database, анализ которых показал невысокий относительный риск развития врожденных аномалий во время гестации даже при назначении Н2-Б в 1 триместре (7). Также в разных странах был проведен ряд экспериментальных и клинических исследований, изучавших воздействие Н2-Б на фертильность. Согласно классификации FDA блокаторы гистаминовых Н2-рецепторов ранитидин и фамотидин относятся к категории безопасности В (3,5). В
экспериментальных исследованиях на животных установлено, что эти препараты являются достаточно безопасными средствами при беременности (5). Эффекты Н2-Б в периоде гестации были зарегистрированы в проспективном контролированном когортном исследовании (6), причем, как правило, препараты использовались в 1 триместре. Не отмечалось достоверных различий между пациентками, принимавшими Н2-Б и контрольной группой (не получавшей лекарственных средств) в исходах беременности и частоте больших врожденных аномалий. Дальнейшее наблюдение за родившимися детьми не выявило достоверных различий в их состоянии здоровья.
Другое когортное исследование, включавшее женщин, получавших в гестационном периоде данные препараты, также показало отсутствие повышенного риска врожденных аномалий у родившихся детей (4).
Таким образом, в настоящее время системную терапию Н2-Б достаточно широко применяют за рубежом во время беременности при неэффективности традиционных средств. Эти препараты стали также назначать для стойкого устранения изжоги беременным, рефрактерным к действию антацидов.
Материалы и методы исследования
Наши наблюдения включают 9 пациенток, принимавших по различным причинам Н2-Б в гестационном периоде (см. табл. 1), из них 6 получали данные препараты в виде монотерапии. 3 беременных лечились в стационаре, 6 - амбулаторно.
Таблица 1. Структура пациенток, принимавших препарат
^Заболевание ЯБ ОП ГЭРБ Средние сроки лечения Н2-Б
Период (дни)
Гестации
1 триместр 1 1 38
2 триместр 3 1 31
3 триместр 2 1 22
Всем пациенткам осуществлялось диагностическое эндоскопическое исследование однократно. 2 из них проводилось контрольное исследование. Эндоскопически выявлены у 5 - язва двенадцатиперстной кишки, у 1- язва желудка, у 1 - рефлюкс-эзофагит, у 2 - гастродуоденит, косвенные признаки панкреатита. У последних больных диагноз ОП был подтвержден лабораторными показателями. 8 беременных принимали препараты регулярно, 1 (с ГЭРБ) - по требованию. Из них 3 пациентки, лечившиеся ранитидином в связи с обострением ЯБ во 2 триместре, и 1, принимавшая фамотидин поводу ГЭРБ, занимались самолечением. 2 женщинам с ЯБ ранитидин и фамотидин назначили участковые терапевты, не осведомленные о возможности лечения беременных Н2-Б только в экстренных ситуациях в связи с их малой изученностью. 1 больная с ЯБ желудка получала ранитидин в стационаре, не зная о наступившей беременности. Пациенткам с ОП проводилась комплексная терапия с участием ранитидина (зантак парентерально) по жизненным показаниям в хирургическом стационаре.
Результаты и их обсуждение
Всем женщинам удалось купировать симптомы заболевания, у больных с ЯБ наступило рубцевание язвенных дефектов.
У всех пациенток беременность после лечения заболевания протекала нормально и закончилась родами, у 8 - своевременными, у 1, перенесшей ОП, -преждевременными в связи с резус-конфликтом. Дети женщин, принимавших Н2-Б, родились доношенными, с нормальной массой тела. Врожденные аномалии и перинатальные осложнения у них отсутствовали. В дальнейшем отклонений в
физическом и психоэмоциональном развитии новорожденных не отмечалось (судьба детей прослежена в течение года).
Таким образом, литературные данные и наши собственные клинические наблюдения за применением Н2-Б в периоде гестации позволяют исключить высокий риск неблагопрятных исходов беременности и терратогенных эффектов у плода. Хотя безопасность их использования в гестационном периоде окончательно не установлена, однако имеющийся на сегодняший день опыт более чем 10-летнего лечения беременных женщин ранитидином и фамотидином позволяет расширить показания к их применению при патологии пищеварительной системы во время беременности, по возможности избегая фармакотерапии во время органогенеза.
Литература
1. Бурков С.Г. Клиническое течение, диагностика и лечение язвенной болезни у женщин в период беременности// Р.М.Ж.-1997.- №5.- С. 774-776.
2. Шехтман М.М., Бурдули Г.М. Болезни органов пищеварения и крови у беременных.- М, 1997.- 304 с.
3. Gastro-oesophageal Reflux During Pregnancy: Treat With Care// Drug Ther Perspect.- 1999.- 13: 7-11.
4. Kallen B., Delivery outcome after the use of acid-suppressing drugs in early pregnancy with special reference to omeprazole// Br. J. Obstet. Gynaecol.- 1998.- 105: 877-881.
5. Lewis J.H., Weingold A.B. The committee on FDA-related matters, American College of Gastroenterology. The use of gastrointestinal drugs during pregnancy and lactation// Am. J. Gastroenterol.- 1985.- 80: 912923.
6. Magee L.A., Inoncencion G., Kamboj L., et al. Safety of first trimester exposure to histamine H2-blocers: a prospective cohort study. Dig. Dis. Sci.- 1996.- 41: 1145-1149.
7. Ruigomez A., Garcia Rodriguez L.A., Cattaruzzi C. et al. Use of cimetidine, omeprazole, and ranitidine in pregnant women and pregnancy outcomes// Am. J. Epidemiol.- 1999.- 150: 476-481.