Научная статья на тему 'Клинические и психологические изменения у детей с желудочно-кишечной патологией'

Клинические и психологические изменения у детей с желудочно-кишечной патологией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клинические и психологические изменения у детей с желудочно-кишечной патологией»

ное питание. По мере улучшения функциональных возможностей пищеварительного тракта дети переводились на дробное зондовое вскармливание, и вводился докорм смесью для недоношенных детей (1/2-1/3 суточного объема питания). Переход к самостоятельному сосанию из бутылочки занимал довольно длительное время (5-8 дней) и по времени совпадал с моментом перевода детей из кю-веза в кроватку, что, вероятно, явилось дополнительным неблагоприятным фактором, повлиявшим на уменьшение прибавок массы во 2-й группе.

Таким образом, у недоношенных детей с массой при рождении более 1500 г, начиная с 3-й нед жизни, энергетиче-

ский обмен повышался, сочетаясь с увеличением суточных прибавок массы тела. Перевод этих детей из кювеза в кроватку и возрастание энергетических трат не оказывали неблагоприятного воздействия на динамику массы тела. У глубоконедоношенных детей энергетический обмен максимально повышался на 2-м мес жизни после перевода их из кювеза в кроватку, при этом прибавки массы тела ухудшались. Данное наблюдение говорит о необходимости более внимательного подхода к изменению условий теплового режима при выхаживании глубоконедоношенных детей, а также к количеству и качеству кормлений в этот период.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Яцык Г.В., Смирнов И.Е., Бомбардирова Е.П. и др. Новые критерии оценки состояния зрелости и уровня адаптации недоношенных и маловесных новорожденных. Пособие для врачей. — М., 2005.

2. Дементьева Г.М., Рюмина И.И., Фролова М.И. Выхаживание глубоконедоношенных детей: современное состояние проблемы // Педиатрия. — 2004. — № 3. — С. 60-66.

3. Bauer J., Maier K., Linderkamp O. et al. Effect of caffeine on oxygen consumption and metabolic rate in very low birth weight with idiopathic apnea // Pediatrics. — 2001. — V. 107. — P. 660-663.

4. Fok T.F., Gu C.N., Lim C.N. et al. Oxygen consumption and resting energy expenditure during phototherapy in full tern and preterm newborn infants // Arch. Dis. Child Fetal. Neonatal. Ed. — 2001. — V. 85. — F49-52.

113

Л.А. Теммоева1, М.Н. Якушенко1, И.В. Боев2

1 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик

2 Ставропольская государственная медицинская академия

Клинические и психологические изменения у детей с желудочнокишечной патологией

Распространенность заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у детей крайне велика, она продолжает ежегодно расти и составляет не менее чем 98,3 на 1000 детского населения. В структуре патологии ЖКТ хронические гастродуоденальные заболевания составляют 76% [1, 2]. Большая часть этих состояний представлена вегетативновисцеральными и функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта [3, 4]. На определенную связь психических и желудочно-кишечных расстройств давно указывают как терапевты и педиатры, так и психиатры [5, 6]. Также неоднократно подчеркивался психогенный характер нарушений пищеварительной системы у детей и значительная роль депрессии в патогенезе гастроэнтерологической патологии [4, 6]. Все это определило необходимость проведения настоящего исследования, целью и задачами которого являлись изучение клинических и психологических особенностей у детей, страдающих желудочно-кишечной патологией.

Настоящее сообщение основано на результатах обследования 112 детей (66 девочек и 46 мальчиков) в возрасте от 8 до 16 лет с хроническим гастродуоденитом в стадии обострения. Исследование проводилось в Республиканской детской клинической больнице КБР Нальчика с 2002 по 2006 г. На первом этапе всем детям с целью ус-

тановления диагноза проводились общий осмотр, сбор анамнеза и жалоб, стандартное клиническое обследование. Пакет психологических методик включал: личностные опросники Айзенка, Леонгарда-Шмишека, проективные тесты Люшера и «Детский рисунок». Опросник Леонгар-да-Шмишека предназначен для определения типа акцентуации характера. Личностный опросник Айзенка определяет тип активности характера и социальной адаптации ребенка. Тест Люшера позволяет выявить эмоциональнохарактерологический базис личности, а «Детский рисунок» применяется с целью исследования индивидуальных особенностей личности. При обработке результатов применялись методы непараметрической математической статистики с применением комплекса программ Statistics State Soft 6.0 (USA).

При сборе анамнеза установлено наличие отягощенного перинатального анамнеза у 76,4% детей, явление невропатии на первом году жизни — у 83,7% обследованных. Психосоматические заболевания ближайших родственников отмечены в 45,7% наблюдениях, из них в 27,3% имели патологию желудочно-кишечного тракта. Анализ болевого синдрома, который присутствовал в жалобах 97% обследованных детей, выявил, что 43% из них характеризовали боли как тупые и ноющие, 29% — как резкие

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2007/ ТОМ 6/ № 3

Краткие сообщения

114

и колющие, 28% больных отмечали смешанный характер болевого синдрома. На кратковременность боли (до 20-30 мин) указывали 64% детей, а на более продолжительную боль (более 30 мин) — 36% детей. На частое возникновение (1 и более раз в нед) болей указывали 59,5% обследованных. Детям было предложено выразить интенсивность болевого синдрома по трехбалльной школе: 1 балл — легкая, 2 балла — средняя, 3 балла — тяжелая. Среднее значение интенсивности боли, оцененное подобным образом, составляло 2,27 ± 0,71, что подчеркивает, вероятнее всего, психосоматический характер их формирования. При вербальной оценке симптома тошноты по 3-балльной школе среднее значение его составило 2,01 ± 0,87.

Психологическое обследование этих детей позволило установить следующие акцентуации черт характера: циклотимическая (постоянная неустойчивость настроения, эмоций и привязанностей) — 48%, дистимическая (характеризуется преимущественно пониженным настроением, что свойственно тихим пессимистичным людям) — 26%, проективная (от без- и сознательного переноса собственного состояния вовне, в силу чего поведение таких людей иногда непредсказуемо) — 9%, эмоцентрическая (эмоции доминируют в содержании мотивации поведения) — 7%, невротическая (тип с повышенной склонностью к страхам) — 2%, экзальтированная (отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах) — 2%, гипертимическая (от слова «тимус» — настроение, фон которого постоянно повышен) — 2%, паранойальная (иногда называется «неуравновешенной», что приводит к неустойчивому поведе-

нию) — 2%, ригидная (гипертрофия упорядоченности внутреннего и внешнего мира) — 1% и акцентуация вытеснения (демонстративный тип) — 1%. Патопсихологический анализ обследуемых пациентов с патологией ЖКТ выявил у 24% детей дистимические нарушения (замедленность, инертность, пассивность и т.д.), у 18% — астению, у 26% — склонность к агрессии, у 28,5% больных — эмоциональную неустойчивость. Следовательно, практически у всех пациентов были обнаружены эмоциональные и астенические нарушения (р < 0,05). Следует отметить, что 32,8% детей в проективной методике «Детский рисунок» выражали признаки депрессивного состояния. Цветовая палитра характеризовалась преобладанием черно-серых пасмурных, тусклых тонов. Изображение было нечетким, рисунок — малодифференцированным, основная смысловая часть фигуры располагалась в нижней левой части листа. У 23,5% детей наблюдались признаки астении, которые характеризовались слабым, паутинообразным нажимом, скупостью деталей и примитивностью рисунка с преобладанием желтых тонов. Анализ результатов проведенного исследования показал, что психологические изменения у детей, страдающих психосоматическими расстройствами, могут рассматриваться в аспекте патологического влияния самого заболевания на особенности личности больных детей. Таким образом, выделяя отдельные стороны личности ребенка, препятствующие адаптации, и учитывая воздействия на них, можно ускорить завершение адаптационного процесса у детей путем перевода неустойчивого типа адаптации в стабильную адаптацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пайков В.Л., Хацкель С.Б., Эрман Л.В. Гастроэнтерология детского возраста в схемах и таблицах. — СПб.: Специальная литература, 1998. — С. 102-107.

2. Запруднов А.М., Волков А.И. Справочник по детской гастроэнтерологии. — М.: Медицина, 1995. — С. 25-73.

3. Антропов Ю.Ф., Бельмер С.В. Соматизация психических расстройств в детском возрасте. — М., 2005. — С. 241-263.

4. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. Руководство для врачей. — СПб., 2006. — С. 163-169.

5. Медведев В.П. Болезни органов пищеварения. — СПб.: Питер, 2006. — С. 229.

6. Антропов Ю.Ф., Ю.С.Шевченко. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия детей и подростков. — М., 1999. — С. 39-49.

Е.В. Комарова, А.С. Потапов, Н.В. Журкова, О.Б. Кондакова

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Дисплазия соединительной ткани как одна из причин возникновения хронических запоров у детей

Дисплазия соединительной ткани — нарушение развития свойственные дисплазии соединительной ткани, можно соединительной ткани в эмбриональном и постнатальном разделить на три группы, соответствующие закладке орга-периодах вследствие генетически измененного фибрил- нов в эмбриогенезе, мезо-, экто и эндодермальных логенеза внеклеточного матрикса, приводящее к расст- аномалий. Эндодермальные аномалии проявляются изме-ройству гомеостаза на тканевом, органном и организмен- нениями со стороны кишечника (чрезмерно длинный и ги-ном уровнях в виде различных морфофункциональных попластичный кишечник) [2].

нарушений висцеральных и локомоторных органов с про- По утверждению Алексеева А.А. с соавт. (2002), 80% со-гредиентным течением [1]. Все клинические признаки, единительной ткани находится в желудочно-кишечном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.