Научная статья на тему 'КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ?'

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

2101
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
междисциплинарный подход / профессиональная компетентность / этикодеонтологические нормы / дефиниции клинической психологии / патопсихологические регистрсиндромы / interdisciplinary approach / professional competence / ethical and deontological standards / definitions of Clinical Psychology / register syndrome

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмыков Валерий Иванович

Междисциплинарная отрасль знания – клиническая психология – сформирована на «стыке» медицины и психологии. Клинический психолог не имеет полномочий применять психиатрическую терминологию в научно-исследовательской и практической деятельности. В деятельности при оказании помощи пациентам с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами руководствуется императивами деонтологии и психологическими регистр-синдромами. Статья структурно включает логически связанные части: междисциплинарность, профессиональную компетентность, этико-деонтологические нормы, дефиниции клинической психологии. Приведено соотношение патопсихологических и психопатологических синдромов. Психопатология – раздел психиатрии. Психопатологические синдромы (некоторые типы): галлюцинаторно-бредовый (клиника эндогенных заболеваний – шизофрения, например), органического поражения мозга (клиника экзогенных заболеваний – травма мозга, например), патология личности (клиника расстройств личности – психопатии, например), аффективные (клиника неврозов, психозов – посттравматический синдром, например). Патопсихология – раздел клинической психологии. Рассмотрено их соотношение синдромов – патопсихологические регистр-синдромы (некоторые типы): диссоциативный, органический, личностно-аномальный, психогенной дезорганизации психической деятельности и др. Каждый из этих регистр-синдромов включает ряд симптомов. Например, патопсихологический диссоциативный регистр включает патогномоничные симптомы: распад мыслительных процессов, диссоциацию личностно-мотивационной и операционно-процессуальной сферы мышления (нецеленаправленность мышления), эмоционально-выхолощенное резонерство, ригидный схематизм, символизм, искажение обобщения, актуализацию латентных признаков явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL PSYCHOLOGY: PROBLEMS OR PERSPECTIVES?

Interdisciplinary branch of knowledge – clinical psychology, is formed at the “junction” of medicine and psychology. Clinical psychologist does not have authority to apply psychiatric terminology in research and practice. In activities to assist patients with neuropsychiatric and psychosomatic diseases, he is guided by the norms of deontology, register of syndromes. The article structurally includes logically related parts: interdisciplinarity, professional competence, ethical and deontological norms, definitions of clinical psychology. The ratio of pathopsychological and psychopathological syndromes is given. Psychopathology is a branch of psychiatry. Psychopathological syndromes (some types): hallucinatory-delusional (clinic of endogenous diseases – schizophrenia, for example), organic brain damage (clinic of exogenous diseases – brain trauma, for example), personality pathology (clinic of personality disorders – psychopathies, for example), affective (clinic of neuroses, psychosis – post-traumatic syndrome, for example). Pathopsychology is a section of clinical psychology. Their ratio of syndromes – pathopsychological register-syndromes (some types) is considered: dissociative, organic, personality-abnormal, psychogenic disorganization of mental activity, etc. Each of these register syndromes includes a number of symptoms. For example, the pathopsychological dissociative register includes pathognomonic symptoms: the disintegration of thought processes, dissociation of the personal-motivational and operational-procedural spheres of thinking (nonpurposefulness of thinking), emotionally emasculated resonance, rigid schematism, symbolism, distortion of generalization, actualization of latent signs of phenomena.

Текст научной работы на тему «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ?»

УДК 159.97:616.8 UDC 159.97:616.8

DOI: 10.24412/2712-827X-2020-3-102-108

Шмыков Валерий Иванович

Кандидат психологических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел: +7 (342) 2801234, e-mail: [email protected]

Shmykhov Valeriy Ivanovich

Ph.D (Psycology), Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ? CLINICAL PSYCHOLOGY: PROBLEMS OR PERSPECTIVES?

Аннотация

Междисциплинарная отрасль знания - клиническая психология - сформирована на «стыке» медицины и психологии. Клинический психолог не имеет полномочий применять психиатрическую терминологию в научно-исследовательской и практической деятельности. В деятельности при оказании помощи пациентам с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами руководствуется императивами деонтологии и психологическими регистр-синдромами. Статья структурно включает логически связанные части: междисциплинарность, профессиональную компетентность, этико-деонтологические нормы, дефиниции клинической психологии. Приведено соотношение патопсихологических и психопатологических синдромов. Психопатология - раздел психиатрии. Психопатологические синдромы (некоторые типы): галлюцинаторно-бредовый (клиника эндогенных заболеваний - шизофрения, например), органического поражения мозга (клиника экзогенных заболеваний - травма мозга, например), патология личности (клиника расстройств личности - психопатии, например), аффективные (клиника неврозов, психозов - посттравматический синдром, например). Патопсихология - раздел клинической психологии. Рассмотрено их соотношение синдромов - патопсихологические регистр-синдромы (некоторые типы): диссоциативный, органический, личностно-аномальный, психогенной дезорганизации психической деятельности и др. Каждый из этих регистр-синдромов включает ряд симптомов. Например, патопсихологический диссоциативный регистр включает патогномоничные симптомы: распад мыслительных процессов, диссоциацию личностно-мотивационной и операционно-процессуальной сферы мышления (нецеленаправленность мышления), эмоционально-выхолощенное резонерство, ригидный схематизм, символизм, искажение обобщения, актуализацию латентных признаков явлений.

Abstract

Interdisciplinary branch of knowledge - clinical psychology, is formed at the "junction" of medicine and psychology. Clinical psychologist does not have authority to apply psychiatric terminology in research and practice. In activities to assist patients with neuropsychiatry and psychosomatic diseases, he is guided by the norms of deontology, register of syndromes. The article structurally includes logically related parts: interdisciplinarity, professional competence, ethical and deontological norms, definitions of clinical psychology. The ratio of pathopsychological and psychopathological syndromes is given. Psychopathology is a branch of psychiatry. Psychopathological syndromes (some types): hallucinatory-delusional (clinic of endogenous diseases - schizophrenia, for example), organic brain damage (clinic of exogenous diseases -brain trauma, for example), personality pathology (clinic of personality disorders - psychopathies, for

example), affective (clinic of neuroses, psychosis - post-traumatic syndrome, for example). Pathopsychology is a section of clinical psychology. Their ratio of syndromes - pathopsychological register-syndromes (some types) is considered: dissociative, organic, personality-abnormal, psychogenic disorganization of mental activity, etc. Each of these register syndromes includes a number of symptoms. For example, the pathopsychological dissociative register includes pathognomonic symptoms: the disintegration of thought processes, dissociation of the personal-motivational and operational-procedural spheres of thinking (non-purposefulness of thinking), emotionally emasculated resonance, rigid schematism, symbolism, distortion of generalization, actualization of latent signs of phenomena.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, профессиональная компетентность, этико-деонтологические нормы, дефиниции клинической психологии, патопсихологические регистр-синдромы.

Key words: interdisciplinary approach, professional competence, ethical and deontological standards, definitions of Clinical Psychology, register syndrome.

Введение

Анализ факторов - объект, предмет, значение клинической психологии

В научных публикациях на тему места, значения и предмета клинической психологии отмечаются различные и разнонаправленные векторы анализа:

1. Проблемы и задачи профессиональной подготовки клинических психологов [Алёхин 2011: 45]. Отмечены следующие факторы:

- снижение психического здоровья населения (в том числе детей и подростков)

2. Нарушения адаптации и социальные стрессы [Там же: 125]

Отмеченные факторы:

- девиантность поведения;

- вовлеченность малолетних в противоправную деятельность;

- запоздалость формирования форм поведения в ответ на стремительно меняющиеся социальные условия

3. Разнонаправленность развития общества и психологии [Анцупов и др. 2007: 9-15;

2011]

Отмеченные факторы:

- потребности общества не находят отображения в психологических исследованиях (предмет исследований не соответствует социальным процессам)

4. Противоречивость данных о распространении непсихотических расстройств в социальных условиях, преобладание формализованных критериев расстройств [Вертячих 2010: 3-5]

Отмечены факторы: - необходимость медико-психологических исследований;

- выявление индивидуально-психологических факторов риска расстройств

5. Несвоевременность профилактических мероприятий [Войнова 2009: 4-5].

Отмечены факторы:

- необходимость раннего психологического изучения нарушений здоровья;

- выявление риска развития нарушений является условием своевременного проведения психокоррекционных и профилактических мероприятий

Следующим фактором в анализе является наличие различного рода статистических данных о месте и роли собственно самой психологии в современных условиях. Обратимся к не менее разноречивым показателям в исследованиях центров изучения общественного мненияю.

1. Эффективность работы психолога - превентивные мероприятия детского насилия [Эффективность работы психолога эл. р.]

- 76 % опрошенных, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), утверждают, что психологи должны и могут предотвратить противоправные действия в школах;

- 61 % респондентов эффективность психологов в школах оценивает положительно, а 58 % опрошенных считают, что психологи в школе бесполезны;

- большинство признают важность превентивной работы с подростками, особенно с «группой риска», предрасположенных к девиантным формам поведения.

2. Популярность и престижность профессии психолога [ВЦИОМ эл. р.]

- по оценкам родителей, в последние годы становится более привлекательной профессия педагога (10 % в 2017 г. - 4 % в 2012 г.):

- непопулярной, по данным ВЦИОМ, оказались профессии специалиста нефтегазовой промышленности и психолога;

В комментариях к представленным данным указывается, что востребованность профессии определяется в настоящее время быстро меняющейся динамикой, связана с возможностью самореализации и соответствия запросам рынка труда.

3. Психологическая поддержка и помощь психологами [Психологическая поддержка и психологи эл.р.]

Фонд общественного мнения (ФОМ) провел изучение: у кого люди в кризисной ситуации получают помощь и поддержку и как население относится к психологам.

- 24 % опрошенных полагают возможной обращение к психологу, соответственно 71 % помощь психологов для себя исключают (не нуждаются);

- на вопрос к кому обращаются за помощью, респонденты указали: 2 % к психологу, 32 % к близким друзьям или родственникам;

- на проверочный (повторяющийся) вопрос исключают или допускают респонденты возможность обратиться к психологу (или психотерапевту), ответы распределились следующим образом: допускаю - 24 %, исключаю - 71 %;

- на уточняющий вопрос, почему респонденты исключают возможность обращения за помощью к психологам, ответы распределились так: не доверяю - 9 %, это дорого и стоит денег - 6 %, бесполезно и бессмысленно - 5 %, нет хороших специалистов - 4 %, и (особенно отмечаем такой вариант ответов) 3 % ответили, что ОНИ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫЕ ЛЮДИ (и что в помощи психологов не нуждаются).

Автору статьи представляется важным проанализировать особенности клинической психологии в выделенных аспектах междисциплинарности, профессиональной компетентности, этико-деонтологических норм, дефиниций клинической психологии.

Основная часть

Междисциплинарность

Клиническая (медицинская) психология - междисциплинарная отрасль знания, научная и практическая область деятельности. Как специальность, клиническая психология, сформировалась на «стыке» медицины и психологии. Поэтому некоторые публикации в ошибочном обосновании междисциплинарных научных основ, практической значимости и объекта исследования раскрывают проблемы присущие той или иной отдельной составляющей, в зависимости от субъективного представления или от приверженности исследователя - одностороннее описание либо с позиции медицины, либо общей психологии.

С другой стороны, клиническая психология не предполагает и иной крайности -формального смешения базовых основ медицины и основ общей психологии. Клиническая психология является междисциплинарным (содержательным) единством возможностей обозначенных научных направлений - изучением патологии в специфичном

(междисциплинарно комплексном) решении задач помощи человеку, поражённому недугом. В описании диагностических результатов обследования лиц с психическими расстройствами психолог совместно с представителями медицины (психиатрами, невропатологами) рассматривает структуру изменённых недугом психических функций. Специфичность междисциплинарного решения позволяет на качественно ином уровне решать задачи здравоохранения, образования, социальной помощи человеку.

Профессиональная компетентность

Клинический психолог не имеет полномочий применять психиатрическую терминологию в научно-исследовательской и практической деятельности - он может проводить психологическое исследование и обследование только в соответствии с профессиональными компетенциями, только на основе полномочных характеристик деятельности и исключительно с применением психологической терминологии [Приказ Минобрнауки России № 1181, гл. IV ].

В главе IV «ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА» однозначно определена психологическая компетентность:

• «диагностика психических функций, состояний, свойств и структуры личности и

интеллекта <.....> и других психологических феноменов с использованием соответствующих

методов клинико-психологического и экспериментально-психологического исследования».

Этико-деонтологические нормы

Клинический психолог в деятельности при оказании помощи пациентам с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами обязан руководствоваться нормами деонтологии. В нарушение этико-деонтологических норм в интернет-ресурсах имеются многочисленные «психологические» публикации, неизвестного авторства, в которых применяются нозологические названия психических болезней, существуют псевдонаучные лжепсихологические «исследования» с перечислением синдромов и симптомов расстройств у населения. Подобные, якобы «образовательные» интернет программы, ничего кроме негативных последствий не имеют.

Регламентирующие положения образовательного стандарта в подготовке клинического психолога (и также в изучении курса «клиническая психология» при подготовке педагога-психолога) требуют проводить подготовку к обследованию пациента в соответствии с нормами деонтологии и обязывают нести ответственность [Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 № 1181, гл. V].

В главе V «ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА» при подготовке психолога обозначены следующие требования:

• «готовность <...> нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-6)»;

• «.... проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с <...> этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических <... > и индивидуально-психологических характеристик (ПК-3)»

Нарушения деонтологических норм небезразлично не только падению престижа, но и самой «судьбе» психологии. Печальным примером тому служит сложная судьба и неоднозначное отношение населения к психиатрии - зарождение «антипсихиатрии» [Власова 2006: 77-166], появление в обществе нарицательного значения психиатрии и психиатрических терминов [Каннабих 2019: 169].

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что при осуществлении помощи лицам с психическими расстройствами наблюдается нарушение принципов этики, которые широко распространены и приводят к дискриминации пациентов.

Подобное явление дискриминации препятствует обращению людей за помощью, может приводить к жестокому обращению, неприятию лечения и лишает помощи и поддержки [ВОЗ эл. р.] Недооценка проблем деонтологии в образовательной среде (подготовке специалистов) неминуемо приводит к обострению социальных отношений, неблагополучию в организации помощи населению. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) регистрирует нарастание нарушений прав человека в отношении лиц, имеющих психические отклонения. ВОЗ регулярно отображает важные аспекты психического здоровья и психических расстройств - акцент ставится на термины сохранения психического здоровья (а не на преобладании психиатрической терминологии).

Констатируется, что должен применяться подход, повышающий приоритет психического здоровья на всех уровнях оказанию помощи населению [ВОЗ эл. р.]. Кроме того, ВОЗ отмечает недостаточную подготовку квалифицированных психологов и социальных работников как одно из основных препятствий в обеспечении помощи населению.

Дефиниции клинической психологии

Психологи в силу разных причин склонны в научной и практической деятельности применять психиатрические наименования в обозначении психической аномалии, даже в тех случаях, когда не имеется расстройств. В решении проблем минимизации применения психиатрической терминологии в клинической психологии приняты и разработаны так называемые патопсихологические регистр-синдромы. Они представлены в соотношении психиатрических и клинико-психологических дефиниций, что способствует взаимопониманию психологов и психиатров. Способствует некоторому уменьшению оппозиции родителей в отношении к психологу в дошкольном и школьном образовательном учреждении.

В практике подготовки клинических психологов приходится сталкиваться с проблемами определения клиническим психологом (педагогом-психологом) структуры дефекта психической функции при каком-либо расстройстве. Психолог, по неведомым побудительным причинам, выходит за пределы своей компетенции и склонен к постановке психиатрического (психопатологического - синдромологического, нозологического) диагноза. Психопатология - раздел психиатрии, а патопсихология - раздел клинической психологии. Этот постулат легко «заучивается», но с трудом выполняется. Опыт отечественной патопсихологии имеет солидный опыт разработки (хотя и не окончательный) патопсихологических симптомокомплексов.

Приведём пример такого соотношения.

Психопатологические синдромы (некоторые типы): галлюцинаторно-бредовый (клиника эндогенных заболеваний - шизофрения, в частности), органического поражения мозга (клиника экзогенных заболеваний - травма мозга, в частности), патология личности (клиника расстройств личности - психопатии, в частности), аффективные (клиника неврозов, психозов - посттравматический синдром, в частности). Психопатология - раздел психиатрии.

Далее рассмотрим их соотношение - патопсихологические регистр-синдромы (некоторые типы): диссоциативный, органический, личностно-аномальный, психогенной дезорганизации психической деятельности и др. [Блейхер, Крук, Боков 2002: 34].

Каждый из этих регистр-синдромов включает ряд симптомов. Патопсихология - раздел клинической психологии. Например, патопсихологический диссоциативный регистр

включает патогномоничные симптомы: распад мыслительных процессов, диссоциацию личностно-мотивационной и операционно-процессуальной сферы мышления (нецеленаправленность мышления), эмоционально-выхолощенное резонерство, ригидный схематизм, символизм, искажение обобщения, актуализацию латентных признаков явлений [Зейгарник 1986: 140].

Заключение

Применение патопсихологических регистр-синдромов способствует сохранению самостоятельной роли клинического психолога в лечебном и диагностическом процессе, не «вторгаясь» в пределы компетенции психиатрии и не используя «нарицательную» терминологию. Междисциплинарное (патопсихологическое) клинико-психологическое (взаимодополняющее, комплексное совместно с психиатром) решение проблем диагностики, лечения, реабилитации позволяет на качественно ином уровне решать задачи здравоохранения, профилактики и социально-реабилитационной помощи человеку.

Список литературы

Алёхин А. Н., Вертячих Н. Н. Клинико-психологический анализ нарушений адаптации в социально-стрессовых условиях // В мире научных открытий. 2010. № 1. С. 125-129.

Анцупов А. Н. Актуальные проблемы клинической психологии в условиях инновационных преобразований общества и задачи профессиональной подготовки специалистов [Электронный ресурс] // Вестник Герценовского университета. 2011. С. 45-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-klinicheskoy-psihologii-v-usloviyah-innovatsionnyh-preobrazovaniy-obschestva-i-zadachi-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 21.09.2020).

Блейхер В. М., Крук М. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов. М.: Модек, 2002. 512 с.

Вертячих Н. Н. Клинико-психологические формы нарушений адаптации в социально-стрессовых условиях: автореф. дис... канд. псих. наук. СПб., 2010. 17 с.

Власова О. А. Антипсихиатрия: становление и развитие. М.: Изд-во РГСУ, 2006. 221 с.

Войнова Е. Ю. Психогенные факторы нарушения здоровья у старших дошкольников: дис. канд. псих. наук. СПб., 2009. 177 с.

ВЦИОМ: россияне считают профессию психолога непрестижной [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/6018/ (дата обращения: 21.09.2020).

Десять фактов о психическом здоровье [Электронный ресурс]. URL: https://planet-today.ru/stati/zdorove/item/4625-desyat-faktov-o-psihicheskom-zdorove (дата обращения: 29.02.2020).

Зейгарник Б. Ф. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1986. 288 с.

Каннабих Ю. В. История психиатрии. М.: Юрайт, 2019. 384 с.

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 № 1181. URL: http://docs.cntd.ru/document/420377096 (дата обращения: 12.10.2020).

Проблемы психологических исследований: указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг. [Электронный ресурс] / А. Я. Анцупов, С. Л. Кандыбович, В. М. Крук, Г. Н. Тимченко, А. Н. Харитонов М.: Этика, 2007. 232 с. URL: https://bookree.org/reader?file=1353390&pg=1 (дата обращения: 21.09.2020).

Психическое здоровье [Электронный ресурс] / ВОЗ. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (дата обращения: 29.02.2020).

Психологическая поддержка и психологи [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14183 (дата обращения: 21.09.2020).

Эффективность работы психолога [Электронный ресурс]. URL:

https://www.infox.ru/news/251/183813-vciom-85-rossian-vystupaut-za-sohranenie-stavki-psihologa-v-skolah (дата обращения: 21.09.2020).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alekhin A. N., Vertiachikh N. N. Kliniko-psikhologicheskii analiz narushenii adaptatsii v sotsial'no-stressovykh usloviiakh [Clinical and psychological analysis of adaptation disorders in socially stressful conditions]. V mire nauchnykh otkrytii, 2010, no. 1, pp. 125-129.

Antsupov A. N. Aktual'nye problemy klinicheskoi psikhologii v usloviiakh innovatsionnykh preobrazovanii obshchestva i zadachi professional'noi podgotovki spetsialistov [Actual problems of clinical psychology in the context of innovative transformations of society and the tasks of professional training of specialists]. Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 2011, pp. 45-52, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-klinicheskoy-psihologii-v-usloviyah-innovatsionnyh-preobrazovaniy-obschestva-i-zadachi-professionalnoy-podgotovki (accessed: 21 September 2020).

Bleikher V. M., Kruk M. V., Bokov S. N. Klinicheskaia patopsikhologiia: rukovodstvo dlia vrachei i klinicheskikh psikhologov [Clinical pathopsychology: a guide for physicians and clinical psychologists]. Moscow, Modek, 2002, 512 p.

Vertiachikh N. N. Kliniko-psikhologicheskie formy narushenii adaptatsii v sotsial'no-stressovykh usloviiakh [Clinical and psychological forms of adaptation disorders in socially stressful conditions]. Abstract of Ph. D. thesis. Saint Petersburg, 2010, 17 p.

Vlasova O. A. Antipsikhiatriia: stanovlenie i razvitie [Antipsychiatry: formation and development]. Moscow, Izdatel'stvo RGSU, 2006. 221 c.

Voinova E. Iu. Psikhogennye faktory narusheniia zdorov'ia u starshikh doshkol'nikov [Psychogenic factors of health disorders in older preschoolers]. Ph. D. thesis. Saint Petersburg, 2009. 177 c.

VTslOM: rossiiane schitaiut professiiu psikhologa neprestizhnoi [VTslOM: Russians consider the profession of a psychologist not prestigious], available at: https://psy.su/feed/6018/ (accessed: 21 September 2020).

Desiat' faktov o psikhicheskom zdorov'e [Ten facts about mental health], available at: https://planet-today.ru/stati/zdorove/item/4625-desyat-faktov-o-psihicheskom-zdorove (accessed: 29 September 2020).

Zeigarnik B. F. Patopsikhologiia [Pathopsychology]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1986, 288 p.

Kannabikh Iu. V. Istoriia psikhiatrii a [History of psychiatry]. Moscow, Iurait, 2019, 384 p.

Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po spetsial'nosti 37.05.01 Klinicheskaia psikhologiia (uroven' spetsialiteta) [On the approval of the federal state educational standard for higher education in the specialty 37.05.01 Clinical psychology (specialist level)]. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.09.2016 no. 1181, available at: http://docs.cntd.ru/document/420377096 (accessed: 12 October 2020).

Antsupov A. Ia., Kandybovich S. L., Kruk V. M., Timchenko G. N., Kharitonov A. N. Problemy psikhologicheskikh issledovanii: ukazatel' 1050 doktorskikh dissertatsii. 1935-2007 gg. [Problems of Psychological Research: An Index of 1050 Doctoral Theses. 1935-2007]. Moscow, Etika, 2007, 232 p., available at: https://bookree.org/reader?file=1353390&pg=1 (accessed: 21 September 2020).

Psikhicheskoe zdorov'e [Mental health], available at: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (accessed: 29 February 2020).

Psikhologicheskaia podderzhka i psikhologi [Psychological support and psychologists], available at: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14183 (accessed: 21 September 2020).

Effektivnost' raboty psikhologa [The effectiveness of the psychologist], available at: https://www.infox.ru/news/251/183813-vciom-85-rossian-vystupaut-za-sohranenie-stavki-psihologa-v-skolah (accessed: 21 September 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.