УДК Б18.2-055.2-0Б+
КЛИНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНШИН С ДЕФИЦИТОМ МАССЫ ТЕЛА
Л.И. Герасимова, Т.Г. Денисова, Е.Н. Грузинова, Э.Н. Васильева,
ГБОУ ДПО «Институт усовершенствования врачей», г. Чебоксары
Денисова Тамара Геннадьевна - e-mail: [email protected]
Проведено ретроспективное исследование репродуктивного развития, течения беременности, родовой деятельности и послеродового периода у женщин с дефицитом массы тела. Были выявлены задержка полового развития, нарушения становления менструальной функции, высокий уровень осложнений течения беременности, родов, послеродового периода, что указывает на необходимость оптимизации мероприятий по прегравидарной подготовке и ведению беременности у женщин с дефицитом массы тела.
Ключевые слова: дефицит массы тела, высокий перинатальный риск, осложнения беременности.
The following was studied retrospectively the reproductive development, pregnancy, labors and postnatal period of the women with weight deficit. Sexual development delay, menstrual function's development abnormality, high rate of complications in pregnancy, labors, postnatal period were detected that proves the necessity of optimization of measurements at pre-pregnancy stage and during pregnancy of the women with weight deficit.
Key words: weight deficit, high prenatal risk, pregnancy complications.
IVh
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Введение
Изучение репродуктивного развития и здоровья представляется крайне важным и актуальным, потому что это один из важнейших показателей здоровья. Углубленное изучение состояния полового и физического развития выявляет резервы здоровья, отражает адаптивные возможности, гомеостатические ресурсы [1, 2, 3]. Многие авторы указывают на то, что параметры физического развития в индивидуальном плане являются ценным клинико-диагностическим методом, а в разрезе социально-гигиенических исследований -одним из важнейших обобщающих характеристик здоровья и индикатором социального благополучия общества [4, 5, 6].
Уровень перинатальной заболеваемости и смертности повышен у определенной группы беременных и рожениц, объединенных в группу «высокого риска» перинатальной патологии. Эта группа женщин составляет не более 30% от всех беременных, но она определяет около 2/3 всех перинатальных потерь [7, 8, 9].
В настоящее время основная задача перинатологии заключается в определении как самих факторов высокого риска, так и в организации и проведении интенсивного наблюдения за здоровьем этих женщин и состоянием плода, а также в проведении необходимых лечебных и профилактических мероприятий, направленных на снижение перинатальной заболеваемости и смертности [10, 11, 12]. В связи с этим беременные и роженицы группы высокого риска перинатальной патологии требуют наибольшего внимания акушера.
Цель исследования: анализ репродуктивной функции женщин с дефицитом массы тела.
Материалы и методы
Нами проведен ретроспективный анализ репродуктивного развития, соматического здоровья, репродуктивного здоровья, течения беременности, родов, послеродового периода у женщин с дефицитом массы тела. Было выделено две
группы исследования: 1-я - группа первородящие женщины с дефицитом массы тела (женщины с дефицитом массы тела отобраны согласно индексу Кетле, 100 случаев); 2-я - группа контрольная (первородящие, 100 случаев).
Нозологический диагноз формулировали в соответствии с «Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем» Х пересмотра (МКБ-10) [МКБ-10, 1995].
В ходе исследования информацию собирали выборочным методом путем выкопировки данных из статистической медицинской документации лечебно-профилактических учреждений, статистической информации Госкомстата России с последующим занесением информации в электронные таблицы Excel. Планирование работы, расчет репрезентативной выборки, сбор данных, кодирование карт обследования проводили по согласованию со специалистами кафедры акушерства и гинекологии и кафедры ГБОУ ДПО «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии.
В этих целях использовались результаты анализа следующих медицинских документов:
- индивидуальной карты беременной и родильницы -форма 111/у;
- истории родов - форма № 096/у;
- медицинской карты стационарного больного - форма № 003/у.
Кроме общих сведений о женщине (Ф.И.О., возраст, пол) схема включала положения о наследственной предрасположенности, преморбидном фоне, социальных условиях жизни, качестве наблюдения за ребенком на амбулаторнополиклиническом, стационарном этапах обслуживания.
Для определения причин формирования патологических отклонений в функционировании репродуктивной системы проводился сравнительный анализ данных официальной статистики с использованием следующих статистических форм Госкомстата РФ: форма 12 «Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у больных в районе обслуживания лечебного учреждения»; форма 14 «Сведения о деятельности стационара»; форма 31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам».
Статистическую обработку результатов исследования проводили, используя метод параметрического и непараметрического анализов. Использованы традиционные показатели описательной статистики: брали число наблюдений (п), среднее арифметическое (М), медиану (Ме), стандартное отклонение (а), среднюю ошибку средней арифметической (т). Для относительных величин определяли долю (р, %).
Для суждения о статистической значимости различий между двумя группами, в связи с небольшим количеством наблюдений и невозможностью оценить нормальность распределения, применяли непараметрический критерий Манна-Уитни. Статистическую значимость различий, сравниваемых по качественным признакам, оценивали по критерию х2 либо (при малом числе наблюдений) точному критерию Фишера [13].
Результаты собственных исследований
При анализе клинико-анамнестических данных и при оценке состояния репродуктивного здоровья и физического развития молодых женщин исследуемых групп из медикобиологических факторов уделяли внимание здоровью родителей.
При ретроспективном исследовании женщины с дефицитом массы тела в большом проценте случаев (76,0%) отмечалось, что беременность у матерей протекала с осложнениями. Среди женщин первой группы при анализе течения беременности было выявлено, что средний возраст в 1-й группе статистически не различался и составил 26,6+2,05 года, во второй группе возраст составил 25,9+1,89 года.
Далее нами было изучено репродуктивное и физическое развитие женщины, течение беременности этой группы женщин, родов, результаты патоморфологических исследований плацент и состояние новорожденных. Исследование физического развития этих женщин по выпискам из амбулаторных карт развития ребенка выявило, что родилось недоношенными 12,0% детей; родилось в срок с массой тела менее 3000 г 37,0% детей.
По данным исследования мы выявили, что имеется разнородность в физическом развитии женщин исследуемых групп. В первой группе женщин с микросоматическим гармоничным развитием было 38,0%; с дисгармоничным -18,0% случаев, во второй - с микросоматическим гармоничным развитием - 14,0% (р<0,001) случаев. Во второй группе женщин физическое развитие с детства оценивалось как мезосоматическое гармоничное в 86,0% случаев.
При изучении становления менструальной функции обнаружено, что у женщин первой группы менархе в 13 лет
6 месяцев наступало в 57,0% случаев, в 14 лет - в 32,0%, в 14 лет 6 месяцев - в 11,0%. Регулярные менструации установились через 6 месяцев у 26,0% пациенток, в течение года - у
38,0%, в течение полутора лет - у 12,0%, у 24,0% до настоящей беременности не было регулярного менструального цикла. В результате, согласно критериям Таннера 1969 года с современными поправками, у женщин с дефицитом массы тела была выявлена задержка полового развития, конституциональная форма.
Становление менструальной функции у женщин второй группы происходило следующим образом: менархе до 12 лет -22,0%; до 12 лет 6 месяцев - 38,0%; до 13 лет - 40,0%. Регулярный менструальный цикл установился сразу у 24%; в течение 3 месяцев - у 38%, в течение 6 месяцев - у 32%, в течение 9 месяцев - у 6,0%.
При изучении состояния репродуктивной функции в исследование были включены только первородящие - беременность в первой группе женщин наступила в конце первого года регулярной половой жизни - в 18,0%, на втором году - в 34% без лечения, в 31% после гормонального лечения, на третьем году после гормонального лечения - в 17% случаев. Первобеременных первородящих было 52,0%, первородящих повторнобеременных - 48,0%. В анамнезе выявлены самопроизвольные выкидыши до 16 недель у 38,0% женщин, внематочная беременность - у 6,0%, медицинский аборт - у 4% женщин.
Во второй группе репродуктивный анамнез несколько отличался: первобеременных первородящих было 64%, первородящих повторнобеременных - 36,0%. В анамнезе медицинские аборты были у 25% женщин, самопроизвольные - у 7%, внематочная беременность - у 2%.
У большинства женщин первой группы беременность наступила на фоне генитального инфантилизма, отягощенного акушерского анамнеза, хронических очагов инфекции, узкого таза, экстрагенитальной патологии, беременность протекала на фоне хронической плацентарной недостаточности, внутриутробной гипоксии плода и других осложнений (таблица 1).
ТАБЛИЦА 1.
Перинатальные факторы риска (%)
Женщины первой группы страдали воспалительными заболеваниями органов малого таза в анамнезе достоверно чаще - в 37,0% случаев (р<0,001), чем во второй группе -14%, экстрагенитальной патологией - в 43% (р<0,02), во второй - в 22%.
Также они имели отягощенный акушерский анамнез (самопроизвольные выкидыши до 16 недель в 38% случаев, (р<0,001), что достоверно в 5 раз чаще, чем во второй группе - 7%. У 68% женщин с дефицитом массы тела достоверно чаще регистрировали осложнения течения беременности: анемия - 57%, плацентарная недостаточность, гипоплазия плаценты, гестоз, угроза невынашивания беременности, инфекционные поражения плаценты - 39% (р<0,001), анатомическое сужение таза - 48% (р<0,05).
В течение беременности 78% женщин были госпитализированы в акушерский стационар и получали лечение по поводу: угрозы преждевременных родов - 54%, плацентарной недостаточности - 61%, анемии - 57%, гестоза - 56%, синдрома задержки роста плода - 32%.
Изучение течения беременности у женщин второй группы выявило, что соматические заболевания наблюдались у 22,0% женщин. Были выявлены: ожирение 1-2-й степени у 13,0%, вегето-сосудистая дистония - у 23,1+6,74% пациенток. Нарушения менструальной функции были у 8% женщин, аденомиоз - у 2,0%. Беременность протекала на фоне анемии у 14% беременных, плацентарной недостаточности -у 22,0%, угрозы невынашивания - у 10,2+3,02%.
Изучение течения родов у женщин с дефицитом массы тела выявило высокий процент преждевременных родов, оперативных вмешательств и пособий (таблица 2). Оперативное родоразрешение путем кесарева сечения проведено 21 женщине, тогда как женщинам второй группы -в 11 случаях. Показаниями к операции были острая гипоксия плода и аномалии родовой деятельности.
ТАБЛИЦА 2.
Оперативные вмешательства и пособия в родах у женщин исследуемых групп, %
Оперативное пособие Группа
1 2
Кесарево сечение 21 11
Амниотомия 22 20
Эпизиотомия 42 12
Родостимуляция 26 9
Ручное обследование полости матки 20 7
ТАБЛИЦА 3.
Осложнения течения родов у женщин с дефицитом массы тела
Осложнения Группа
1 2
Преждевременные роды 16 7
Несвоевременное излитие вод 22 6
Острая внутриутробная гипоксия плода 42 8
Аномалии родовой деятельности 32 9
Частичная ПОНРП 8 1
Мы исследовали структуру осложнений в родах у женщин с дефицитом массы тела и установили, что наиболее частым осложнением в этой группе исследования были аномалии родовой деятельности (32,0%). Осложнения родов у женщин,
Факторы риска Группа
1-я (100) 2-я (100)
Угроза прерывания беременности 54 21
Самопроизвольные аборты 38 7
Низкая масса тела при рождении (менее 3000 г) 86 34
Хроническая плацентарная недостаточность 61 22
Хронический эндометрит 17 12
Аденомиоз 5 4
Воспалительные заболевания органов малого таза 37 14
Экстрагенитальная патология 43 22
Анемия 57 24
Осложнения течения беременности 68 10
Инфекционные поражения плаценты 39 14
Анатомическое сужение таза 48 12
Гестоз 56 24
Эндемический зоб 1-2-й степени 84 68
IVh
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
родивших через естественные родовые пути, приведены в таблице 3.
У женщин второй группы был выявлен низкий процент оперативных вмешательств и пособий в родах по сравнению с женщинами с дефицитом массы тела, и изучение травматизма после родов выявило минимальное количество разрывов промежности и влагалища.
При изучении родового травматизма со стороны матери у 43% женщин с дефицитом массы тела выявлены разрывы шейки матки 1-й степени. Структура осложнений послеродового периода у женщин с дефицитом была представлена следующим образом: анемия - 42%, эндометрит - 14%, субинволюция матки - 21%, расхождения швов не наблюдалось.
Осложнения послеродового периода также были представлены в минимальном количестве: анемия - 21%, эндометрит - 5,0%, субинволюция матки - 2,0%.
Заключение. Ретроспективный анализ репродуктивного развития, течения беременности, родовой деятельности и послеродового периода у женщин с дефицитом массы выявил задержку полового развития, нарушения становления менструальной функции, высокий процент осложнений течения беременности, родов и оперативных вмешательств, что указывает на необходимость особо пристального внимания к молодым девушкам и женщинам с дефицитом массы тела врачей акушеров-гинекологов, участковых терапевтов, эндокринологов в целях профилактики перинатальных осложнений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллаева Р.Г. Особенности формирования репродуктивного здоровья у девушек-подростков с дефицитом массы тела: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Российский университет дружбы народов. М. 2009. 22 с.
2. Герасимова Л.И., Денисова Т.Г., Сидорова Т.Н. Мониторинг факторов риска рождения детей с синдромом задержки внутриутробного развития. Общественное здоровье и здравоохранение. Казань. 2010. № 2. С. 73-74.
3. Кадочникова Н.И., Хлыбова С.В. Состояние менструальной функции, уровень соматического и репродуктивного здоровья девушек 17-19 лет с разной длительностью менструального цикла. Медицинский альманах. 2008. № 5. С. 89-92.
4. Щепин О.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 592 с.
5. Agarwal A. A study of dysmenorrhea during menstruation in adolescent girls. Indian. J. Community. Med. 2010. № 35. P. 159-164.
6. Williamson G.S. Nutrition in pregnancy. Nutr. Bull. 2006. Vol. 31. P. 28-59.
7. Абрамченко В.В. Беременность и роды высокого риска. М.: МИА, 2004. 424 с.
8. Айламазян Э.К., Мозговая Е.В. Гестоз: теория и практика. М.: МЕДпресс-информ, 2008. 272 с.
9. Акушерство. Национальное руководство /под ред. В.И. Кулакова, Э.К. Айламазян, В.Е. Радзинского. М. 2008. 1218 с.
10. Ахмина Н.И. Антенальное формирование здоровья детей. М.: МЕДпресс-информ, 2005. С. 132-146.
11. Байкова А.Д., Марков Д.И. Современные медико-биологические требования к питанию беременных женщин. Акушерство и гинекология. 2007. № 6. С. 27-31.
12. Тутельян В.А., Суханов Б.П., Керимова М.Г. Предпосылки и факторы формирования региональной политики в области здорового питания в России. Вопросы питания. 2007. № 6. С. 39-43.
13. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: МедиаСфера, 2002. 312 с.
Ш