УДК [618.14/.15+615.351]-071.3-055.2
Г.К. ОМАРОВА, С.М. МУХТАРОВА, А.И. ЮЛДАШЕВА, Г. НУРТАЗИНА, А. ШУЛЕНБАЕВА
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы
КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНЩИН С СИНДРОМОМ ТАЗОВОЙ ДЕСЦЕНЦИИ И ДИССИНЕРГИИ
Синдром тазовой десценции и диссинергии (СТДиД) у женщин является актуальным в гинекологии и гериатрии. Повсеместно наблюдается рост частоты СТДиД, кроме того, тяжелые его формы имеют инвалидизирующий характер. СТДиД у женщин является полиэтиологичным заболеванием и имеет прямую зависимость от возраста, паритета и метаболических нарушений. Ключевые слова: синдром тазовой десценции и диссинергии, паритет, качество жизни, гипоэстрогенения, метаболические нарушения.
Синдром тазовой десценции и диссинергии (СТДиД) у женщин является актуальным в гинекологии и гериатрии. СТДиД включает стрессовую инконтиненцию (СИ), генитальный пролапс (ГП) и дисфункцию прямой кишки. Из-за недостаточной осведомленности женщин о достижениях современной урогинекологии, а также в связи с их традиционными взглядами, предпочитающими не обсуждать данную проблему, большинство из них страдает, не обращаясь за медицинской помощью, что вызывает у них снижение трудоспособности и качества жизни [1, 2, 3]. По данным ряда авторов, одна треть женщин в различные периоды своей жизни сталкивается с этими нарушениями. Повсеместно наблюдается рост частоты СТДиД, кроме того, тяжелые его формы имеют инвалидизирующий характер [4,
5].
Доказано, что СТДиД неблагоприятно влияет на общественное, социальное, клиническое и психологическое состояния пациенток. Большинство исследователей отмечают возникновение у этих пациенток социальной изоляции, депрессии, сексуальной дисфункции [1, 5]. В современной урогинекологии используются различные методы хирургической коррекции нарушений тазового дна у женщин, направленных на устранение недержания мочи, опущения/выпадения тазовых органов и дисфункции прямой кишки. Появление инновационных диагностических и лечебных технологий сопровождается повышением научного интереса к унифицированному пониманию
Таблица 1 - Возрастной состав женщин с СТДиД
эпидемиологии, этиопатогенеза и методов коррекции СТДиД [1, 2, 5].
Цель исследования: изучить клинико-этиологические аспекты синдрома тазовой десценции и диссинергии у женщин в зависимости от возрастного периода. Материалы и методы исследования
Для реализации поставленной цели исследована 91 женщина с синдромом тазовой десценции и диссинергии (СТДиД), которые были распределены по возрастным категориям: активный репродуктивный период, поздний репродуктивный период, пременопауза и постменопауза. Для определения степени ожирения нами была использована классификация ожирения относительно индекса массы тела (ИМТ) по Кетле (1997) [5]. Использованы методы: клинический, аналитический и статистический методы исследования. Статистическая обработка проведена с использованием программ Microsoft Office Excel.
Результаты исследования и их обсуждение Средний возраст исследованных пациенток составил 57,6±1,2 лет. Полученные результаты согласуются с данными Беженарь В.Ф. с соавт. (2012), тогда как, по данным Радзинского В.Е. (2006), средний возраст больных составлял 47 лет [1, 2].
В зависимости от возрастного периода пациентки были распределены следующим образом (таблица 1).
№ Периоды Абс число М±m (%)
1 Активный репродуктивный период 6 6,5±0,2
2 Поздний репродуктивный период 8 8,8±0,3
3 Пременопаузальный период 11 12,1±0,4
4 Постменопаузальный период 66 72,6±0,5*
Примечание: * - р<0,001 достоверное различие между постменопаузальным и другими возрастными периодами
Нами выявлена прямая возрастная обусловленность СТДиД у женщин: наиболее часто эта патология встречалась в постменопаузальном периоде относительно
репродуктивного и пременопаузального (р<0,001). Полученные результаты согласуются с исследованиями ряда авторов, которые также считают эту патологию заболеванием пожилых людей [1, 3].
Таблица 2 - Основные жалобы женщин с СТДиД
Однако, по данным Радзинского В.Е, СТДиД часто встречается и в позднем репродуктивном, перименопаузальном периодах. В последние годы отмечается тенденция к «омоложению», возникновению осложненных и тяжелых рецидивных форм СТДиД [2]
№ Периоды Абс число (%)±m
1 недержание мочи при напряжении 70 76,9±0,4
2 ощущение инородного тела во влагалище 52 57,1±0,5
3 дискомфорт в области промежности 43 47,3±0,5
4 чувство давления внизу живота 32 35,2±0,5
5 недержание газов 31 34,1±0,5
6 недержание кала 19 21±0,4
7 учащение мочеиспускания 5 5,5±0,3
Как видно из таблицы 2, чаще всего женщины жаловались на недержание мочи,
ощущение инородного тела во влагалище и дискомфорт в области промежности.
Рисунок 1 - Основные причины развития СТДиД у женщин
Как видно из рисунка 1, среди причин, приводящих к СТДиД у женщин, на первом месте были сочетанные причины 2 и более (81,3%), на втором - гипоэстрогенемия 77%, на третьем - акушерский травматизм (44%). По данным литературы, основными этиологическими факторами развития СТДиД указываются гипоэстрогения (79,9%), тяжелый физический труд (55,4%), системная несостоятельность соединительной ткани (64%) [3, 4, 5]. Нами были проанализированы экстрагенитальные заболевания у женщин с СТДиД: у 38 (41,7%) женщин выявлены заболевания сердечно-сосудистой системы, у 22 (24,2%) - желудочно-кишечного тракта, у 30 (32,9%) -органов дыхания, у 18 (20%) - эндокринной системы, у 17 (19%) - мочевыводящей системы, что свидетельствует о полиморбидности изучаемого синдрома. Согласно литературным данным, нарушение жирового обмена является одним из факторов риска развития СТДиД.
Нами выявлено, что у 76 (83,5%) пациенток нарушение жирового обмена, причем у 35 (38,5%) женщин ИМТ варьировал 30-34,9 кг/м2, что согласно классификации по Кетле (1997), соответствовало ожирению I степени, у 41 (45%) ИМТ составил 25-29,9 кг/м2, что соответствовало определению «избыточный вес», у 15 (16,4%) женщин ИМТ 18,5-24,9 кг/м2 , что соответствовало нормальному весу. Итак, полученные результаты свидетельствуют, что ожирение действительно является одним из факторов риска СТДиД. Аналогичные результаты получены рядом авторов, которые у пациенток с ожирением выявили высокую частоту недержания мочи 55,2% и гипермобильного мочевого пузыря 60% [3, 5].
Традиционно, одной из причин развития СТДиД, считаются роды, в связи с чем, нами был исследован репродуктивный анамнез исследованных пациенток (таблица 3).
Таблица 3
Количество родов Абс. %±т
1 роды 21 23%±0,4
2-е родов 40 44%±0,6
3-е родов 17 19%±0,5
4 родов и более 13 14%±0,3
В нашем исследовании все женщины с СТДиД имели в анамнезе роды, причем 13 женщин были многорожавшими. Полученные результаты согласуются с данными ряда авторов, которые связывали СТДиД с предшествующими родами [4, 5].
Большинством авторов отмечено, что одним из факторов ГП является макросомия, которая наблюдалась у 56,1% [1, 3]. Наше исследование показало, что макросомия была у каждой пятой женщины с СТДиД (22%). Роды являются главной причиной травмы тазового дна и, как следствие ее, развития пролапса гениталий, а так же недержания мочи. В нашем исследовании у 30 (33%) пациенток были разрывы промежности, причем 1-ой степени - у 9 (10%) , 2-ой степени - 21 (23,1%). Полученные результаты отличаются от данных ряда авторов, которые выявили наличие в анамнезе родового травматизма у 89,5% пациенток [4, 5].
Исследования гинекологической заболеваемости выявило, что у 52 (57,1%) пациенток имело место интеркурентная гинекологическая патология: у 22 (24,2%) пациенток миома матки, у 14 (15,4%) - патология шейки матки, у 8 (9%) -аденомиоз, у 6 (6,6%) - хронический аднексит, у 2 (2,2%) -киста бартолиновой железы.
Таким образом, на основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что СТДиД у женщин, является полиэтиологичным заболеванием. Основными
этиологическими факторами развития данного синдрома у исследованных женщин явились сочетание 2-х и более причин на фоне гипоэстрогенемии, а так же акушерский травматизм. СТДиД у женщин имеет прямую зависимость от возраста, паритета и метаболических нарушений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Беженарь В.Ф., Богатырева Е.В., Цыпурдеева А.А. Новые возможности хирургической коррекции тазового пролапса с использованием синтетических имплантов: пути профилактики послеоперационных осложнений. // Акушерство, гинекология и репродукция. - 2012. - №2. - С. 6-13.
2 Радзинский В.Е. Перинеология. - М.: Медицинское информационное агентство, 2006. -№64. - 124 с.
3 Краснопольский В.И., Буянова С.Н., Попов А.А. Хирургическое лечение больных с опущением и выпадением внутренних половых органов и профилактика опущения купола влагалища после гистерэктомии.// Российский вестник акушера-гинеколога. - 2006. - Т. 6. - №4. - С. 66-71.
4 Шалаев О.Н., Радзинский В.Е., Царьков П.В. Экстрофия мочевого пузыря и полное выпадение матки. Реконструкция тазового дна с использованием сетчатого имплантанта // Акушерство и гинекология. - 2008. - №5. - С. 55-57.
5 Буянова С.Н., Щукина Н.А., Чечнева М.А. Принципы выбора хирургических технологий для коррекции осложненных форм пролапса гениталий // Российский вестник акушера-гинеколога. - 2010. - Т. 10. - №5. - С. 65-71.
Г.К.ОМАРОВА, С.М. МУХТАРОВА, А.И. ЮЛДАШЕВА, Г. НУРТАЗИНА, А. ШУЛЕНБАЕВА
ЖАМБАСТЫК ДЕСЦЕНЦИЯ МЕН ДИССИНЕРГИЯ СИНДРОМЫМЕН ЭЙЕЛДЕРДЩ КЛИНИКАЛЫК СИПАТТАМАСЫ
tywh: Эйелдердеп жамбасты; десценция мен диссинергия синдромы (ЖДмДС) гинекология мен гериатрияда езект болып
табылды. ЖДмДС жшлтнщ жаппай eсуi байкалады, сонымен катар оныц ауыр TYрлерi мугедектшке алып келу сипатына ие.
Эйелдердеп ЖДмДС кеп этиологиялы уру болып табылады жэне жас;а, паритетке жэне метаболикалы; бузылыстарга тшелеб
тэуелдткке ие.
ТYЙiндi сездер: жамбас десценция мен диссинергия синдромы, паритет, емiрдщ сапасыныц, гипоэстрогенемия, метаболикалы;
бузылыстар
G.K.OMAROVA, S.M.MUKHTAROVA, A.I.YULDASHEVA, G.NURTAZINA, A.SHULENBAYEVA
CLINICAL CHARACTERISTICS OF WOMEN WITH THE SYNDROME OF PELVIC DESCENSION AND DYSSYNERGIA
Resume: The syndrome of pelvic descension and dyssynergia in women is relevant in gynecology and geriatrics. Universally observed increase in the frequency of the syndrome of pelvic descension and dyssynergia in women, moreover, it severe forms have disabling character. The syndrome of pelvic descension and dyssynergia in women is polyethiologic disease and is directly related to age, parity, and metabolic disorders.
Keywords: the syndrome of pelvic descension and dyssynergia, parity, quality of life, hypoestrogenemia, metabolic disorders.
УДК 618.14-05.1:612.661:618.11-006.03+616.155.194(043.5)
И.А. ТУЧКИНА, Ж.О. ГИЛЕНКО
Харьковский Национальный медицинский университет Кафедра акушерства, гинекологии и детской гинекологии
НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПУБЕРТАТНЫХ МАТОЧНЫХ КРОВОТЕЧЕНИЯХ, ОСЛОЖНЕННЫХ ПОСТГЕМОРРАГИЧЕСКОЙ
АНЕМИЕЙ НА ФОНЕ ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ
Обследовано 128 девочек 11-18 лет с маточными кровотечениями пубертатного периода (МКПП), осложненными вторичной анемией (у 76,6%) на фоне экстрагенитальной патологии (у 75%). Основными факторами риска возникновения МКПП был неблагоприятный преморбидный фон в нейтральном и препубертатном периодах (в 44,3% и в 54,6% случаев - соответственно), наличие очагов хронической инфекции (в 64,9% случаев). Ургентно доставлены в клинику 40,6%, в реанимационных мероприятиях нуждались 15,6% больных. Эффективность терапии зависела от скорости постановки правильного диагноза, адекватной оценки тяжести состояния больных для выбора метода гемостаза и лечения постгеморрагической анемии. Ключевые слова: девочки-подростки, маточные кровотечения пубертатного периода, постгеморрагическая анемия.
Введение. Одной из важнейших задач современного общества является охрана репродуктивного здоровья женщины, которое во многом зависит от его развития и становления в детском и подростковом возрасте. В процессе формирования женской репродуктивной системы одним из наиболее важных периодов является пубертатный. Его течение служит прогностическим показателем готовности организма к реализации репродуктивной функции в будущем [1, 2, 3]. К сожалению, в последние годы в Украине этот период жизни зачастую проходит в неблагоприятных социально-экономических и экологических условиях, что способствует возникновению и широкому распространению гинекологических заболеваний у девочек-подростков 10-18 лет [3, 4, 5, 6]. Частота гинекологической патологии в подростковом возрасте в нашей стране, как и во многих
государствах постсоветского пространства, остается высокой и не имеет тенденции к снижению. Это касается, в первую очередь, нарушений менструальной функции, наиболее тяжелым из которых является аномальное маточное кровотечение пубертатного периода (МКПП) [5, 6]. В его основе лежат изменения гормонального гомеостаза при отсутствии первоначальных органических поражений половой системы, являющиеся следствием нарушений в гипоталамо-гипофизарно-яичниковом комплексе [1, 4, 5, 7]. В современном обществе формирование здоровья подростков происходит под воздействием комплекса неблагоприятных факторов - социально-экономических, техногенных, биогеохимических и других, обусловливая возникновение и развитие экстрагенитальной патологии (ЭП) [3]. Провоцирующим фактором для маточных