о Прудникова Анна Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Ленинградский пр-т., 49, Москва,125167 E-mail: [email protected]
Климатическое финансирование: перспективы и риски в современных условиях
Актуальность темы исследования обусловлена проблемами, связанными с катастрофическим изменением климата, решение которых требует значительных финансовых ресурсов, чтобы удержать рост температуры ниже 1,5°C. Дефицит финансирования сыграл ключевую роль в создании кризиса устойчивого развития, с которым мир сталкивается сегодня. Неудовлетворенные потребности в финансировании Целей устойчивого развития (ЦУР) и борьбы с изменением климата оцениваются в триллионы долларов. Целью данной статьи является комплексное исследование, связанное с развитием климатического финансирования, ростом системных рисков, прежде всего климатических и рисков, связанных со стихийными бедствиями. В результате проведенного исследования выявлено, что рост климатического финансирования не является достаточным и последовательным в разных регионах и секторах, а проблемы с отслеживанием климатического финансирования продолжают препятствовать тщательному анализу объемов, как государственных и частных потоков финансирования, затрудняют эффективный контроль, открывают возможности для корпоративного «зеленого пиара». Согласно проведенному анализу определено, что большая часть финансовых ресурсов направляется на развитие возобновляемых источников энергии, которые смогут обеспечить сокращение выбросов парниковых газов, однако наиболее уязвимым странам требуются инвестиции для адаптации к изменению климата. Кроме этого, существующий финансовый разрыв между спросом и предложением климатического финансирования мешает многим развивающимся странам стремиться к развитию низкоуглеродной экономики. В статье сделан вывод, о необходимости сосредоточения усилий на развитии климатического финансирования, совершенствуя международное сотрудничество, нормативно-правовые рамки, налогово-бюджетные системы, торговые и инвестиционные соглашения.
Ключевые слова: климатическое финансирование, изменение климата, смягчение последствий изменения климата, адаптация, финансовые инструменты.
Для цитирования: Прудникова А.А. Климатическое финансирование: перспективы и риски в современных условиях // Мировая экономика и мировые финансы. 2024. Т. 3. № 3. С. 50-57. DOI: 10.24412/2949-6454-2024-0270
Anna A. Prudnikova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Chair of World Economy and World Finance,
Financial University under the Government of the Russian Federation
Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]
Climate finance: current prospects and risks
The relevance of the research topic is due to the problems associated with catastrophic climate change, the solution of which requires significant financial resources to keep the temperature rise below 1,5°C. Lack of financing played a key role in creating the crisis of sustainable development that the world faces today. Unmet funding needs for the Sustainable Development Goals (SDGs) and climate change are estimated at trillions of dollars. The article is aimed at a complex study related to the development of climate finance, the growth of systemic risks, especially climate and disaster risks. The study found that the growth of climate finance is not sufficient and consistent across regions and sectors, and problems in tracking climate finance continue to hamper a thorough analysis of volumes, as public and private financial flows, make effective control difficult, open opportunities for corporate «green PR». According to the analysis, it has been determined that most of the financial resources are allocated to the development of renewable energy sources that can reduce greenhouse gas emissions. However, the most vulnerable countries needed investment to adapt to climate change. In addition, the existing financial gap between demand and supply of climate finance has prevented many developing countries from pursuing a low-carbon economy. The article concludes that it is necessary to focus efforts on the development of climate finance, improving international cooperation, legal and regulatory framework, fiscal systems, trade and investment agreements.
Keywords: climate finance, climate change, climate change mitigation, adaptation, financial instruments.
JEL Classification: F18, F64
For citation: Prudnikova A.A. Climate finance: current prospects and risks. World Economy and World Finance, 2024, vol. 3, no. 3, pp. 50-57. DOI: 10.24412/2949-6454-2024-0270
овременное общество сталкивается с серьезным вызовом, связанным с изменением климата на планете и с ростом средней глобальной температуры. За последнее десятилетие 'темпы потепления ускорились, и средняя глобальная температура в 2023 г. оказалась выше средней температуры за 1850-1900 гг. почти на 1,4°C [Emissions Gap Report 2023..., 2023]. Эти рекорды сопровождаются разрушительными экстремальными явлениями: наблюдается рост температуры и уровня морей и океанов, увеличивается интенсивность засух, наводнений, циклонов, других неблагоприятных погодных явлений. Нарастающие экологические кризисы приводят к потерям рабочей силы, к ограничениям в туризме, к снижению продуктивных земель и урожайности в сельском хозяйстве, к сокращению активов и капитала. Некоторые последствия могут быть долгосрочными или необратимыми, например, потеря некоторых экосистем. По оценкам экспертов, антропогенное изменение климата будет продолжать оказывать неблагоприятное воздействие на продовольственную безопасность, здоровье человека, на экономику и общество. Например, согласно прогнозам, потепление планеты более чем на 3°C может привести потерям в 18% ВВП в 2050 г. и 20% к 2100 г. [Guo, Kubli, Saner, 2021; NGFS climate scenarios for central banks and Supervisors]. Совокупные дополнительные экономические и социальные издержки, понесенные в результате изменения климата при обычном сценарии развития событий до 2050 г., оцениваются почти в пять раз больше, чем климатическое финансирование, необходимое для ограничения повышения температуры до 1,5 градусов по Цельсию [Top-down Climate Finance Needs].
Основная причина данного явления связана с наличием глобальных антропогенных выбросов, таких как парниковые газы, аэрозоли и их прекурсоры. Среди парниковых газов самым опасным по воздействию на окружающую среду является CO2, за счет его концентрации в атмосфере, в десятки раз превышающей концентрацию других газов (за исключением водяного пара), кроме этого, он способен сохраняться в атмосфере в течение сотен и тысяч лет. К 2023 г. концентрация углекислого газа в атмосфере Земли достигла 419,3 частей на миллион, что примерно на 51% выше доиндустриального уровня и является самой высокой концентрацией за последние 800000 лет существования планеты. Скорость накопления CO2 в атмосфере является самой высокой за последние 66 млн лет, примерно в 10 раз быстрее, чем когда-либо [Global Climate Dashboard].
Выбросы парниковых газов являются прямым следствием использования углеродоемких процессов в различных секторах экономики, таких как энергетика, транспорт, здания, промышленность, землепользование и сельское хозяйство [Новый смысл развития предпринимательства..., 2024]. При этом тенденции роста выбросов парниковых газов в этих секторах продолжаются несмотря на то, что большинство стран мира поддерживают политику снижения антропогенной нагрузки на климат.
В качестве первого шага по решению проблем изменения климата стала Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) 1992 г. и прилагаемый к ней Киотский протокол. В 2015 г. были приняты Цели устойчивого развития, сформулированные ООН и в этом же году на 21-й конференции РКИК ООН было заключено Парижское соглашение, которое стало основой международного климатического сотрудничества для удержания повышения температуры значительно ниже 2°С по сравнению с доиндустриальным уровнем.
В основе климатической конвенции ООН и Парижского соглашения 2015 г. лежит идея, согласно которой развитые страны обязаны внести свою «справедливую долю» в глобальные климатические усилия, особенно в регионах, которые мало способствовали причинам изменения климата, но сталкиваются с серьезными экологическими кризисами.
В 2009 г. богатые страны обязались к 2020 г. выделять развивающимся странам 100 млрд долл. США в год на климатическое финансирование. По данным ОЭСР, эта цифра была достигнута только в 2022 г., развитые страны предоставили и мобилизовали в общей сложности 115,9 млрд долл. США для реализации мер по борьбе с изменением климата в развивающихся странах [Climate Finance Provided...].
Прогрессу в достижении ЦУР и климатических задач препятствует большая проблема, связанная с огромным дефицитом финансирования. Для достижения ЦУР и климатических целей необходимы значительные инвестиции. Существующие исследования устойчивости подчеркивают роль финансовых ресурсов, механизмов и инструментов в достижении ЦУР [Хмыз, 2023; Ключников, Сигова, Ключников, 2023; Крылова, Прудникова, Сергеева, 2022], использование которых должно быть обеспечено реформами глобальной финансовой архитектуры.
Бесспорно, климатическое финансирование имеет огромное значение для достижения целей устойчивого развития (ЦУР). Однако, до настоящего времени, не существует общего определения «климатического финансирования», и, как следствие, существуют разные его интерпрета-52 ции между странами и международными организациями. Сегодня сформировались условия для
активизации дискуссии о климатическом финансировании. Нарастает недовольство в отношении агрессивной политики развитых стран, пытающихся решить проблемы своего развития, в том числе и за счет искажения и подмены глобальной повестки, согласованной ранее большинством стран мира на платформе ООН [Кабир, 2024].
Основные заявленные цели климатического финансирования это: смягчение последствий изменения климата, посредством предотвращения или сокращения выбросов парниковых газов; адаптация к изменению климата: действия, необходимые для управления последствиями неизбежного изменения климата. Термин «климатическое финансирование» применим к широкому набору инструментов, обеспечивающих движение к низкоуглеродной экономике, как развитых, так и развивающихся стран. К ним относятся: зеленые финансовые продукты (облигации, страхование, компенсационные выплаты и др.); создание новых рынков (углеродный рынок СТВ Европейского Союза, Механизм чистого развития ООН); общее регулирование рыночной среды.
Согласно данным, опубликованным Инициативой по климатической политике (Climate Policy Initiative, CPI), среднегодовые потоки климатического финансирования достигли почти 1,3 трлн долл. США в 2021-2022 гг., что почти вдвое больше по сравнению с уровнями 2019-2020 гг. (рис. 1). Это увеличение было в первую очередь обусловлено значительным ускорением финансирования мер по смягчению последствий изменения климата.
Рисунок 1 — Глобальное климатическое финансирование в 2011-2022 гг., средние значения за двухлетний период
Источник: составлено автором по данным [Global Landscape of Climate Finance 2023]
В 2021-2022 гг. среднегодовой объем финансирования проектов, связанных с защитой от последствий изменения климата составили более 1,26 трлн долл. Финансирование адаптации достигло рекордного уровня в 63 млрд долл. США, увеличившись на 28% по сравнению с 2019-2020 гг. В отслеживаемом финансировании адаптации по-прежнему преобладают государственные бюджеты (98%), при этом инвестиции частного сектора фрагментированы.
Рост климатического финансирования не является достаточным и последовательным в разных регионах и секторах, а текущие потоки климатического финансирования составляют лишь около 1% мирового ВВП, свидетельствует доклад некоммерческой организации Climate Policy Initiative [Global Landscape of Climate Finance 2023]. При этом проблемы с отслеживанием климатического финансирования продолжают препятствовать тщательному анализу объемов, как государственных и частных потоков финансирования.
Среднегодовые потоки международного климатического финансирования выросли на 35% в 2021-2022 гг. по сравнению с 2019-2020 гг., в основном благодаря расширению обязательств со стороны развитых стран. На развитые страны приходилось 84% международных финансовых обязательств, в то время как на развивающиеся страны, включая Китай, приходилось только 13%. На климатическое финансирование Юг-Юг приходилось менее 2% от общего объема потоков [Global Landscape of Climate Finance 2023].
Развитые страны значительно опережают другие страны в использовании частного капитала в климатическом финансировании, что имеет решающее значение для достижения эффекта
масштаба. Частные субъекты предоставили 49% общего финансирования борьбы с изменением климата (625 млрд долл. США).
Наибольший рост частного сектора произошел за счет расходов домохозяйств, которые достигли 31% всех частных финансов. Это самая большая доля, которую домохозяйства представляют в частном финансировании с тех пор, как индекс потребительских цен начал отслеживаться более десяти лет назад. Это было обусловлено преимущественно продажами электромобилей, которые удвоились с 2020 по 2021 гг. Такой рост расходов домохозяйств был поддержан сильной внутренней налогово-бюджетной политикой, направленной на поддержку внедрения низкоуглеродных технологий.
В Китае мобилизация внутреннего климатического финансирования была выше, чем во всех других странах вместе взятых, и составила 51% всего внутреннего климатического финансирования в мире. В тоже время, инвестиции в развивающихся странах (кроме Китая) с высокой долей углеродоемких источников в энергобалансе (уголь, нефть) и с нерешённостью ряда технологических проблем для замены традиционных ископаемых источников топлива возобновляемыми источниками энергии, оказались на очень низком уровне и составили менее 1/10 от 2,4 трлн долл. США в год, необходимых этим странам для смягчения последствий изменения климата и адаптации к 2030 г.
Хотя большинство развивающихся стран установили цели по переходу на устойчивые источники энергии, только 1/3 из них превратили эти цели в информацию об инвестиционных потребностях. Более 30 развивающихся стран до сих пор не зарегистрировали ни одного крупного международного инвестиционного проекта в области возобновляемых источников энергии [World Investment Report 2023]. При этом в развивающихся странах климатическое финансирование по-прежнему предоставляется преимущественно в виде кредитов, значительная часть которых носит не льготный характер.
ОЭСР выделяет четыре различных компонента климатического финансирования, каждый из которых играет свою роль в контексте поддержки развивающихся стран в решении климатических приоритетов:
• двустороннее государственное климатическое финансирование, предоставляемое финансовыми агентствами развития и институтами стран-доноров развивающимся странам для решения проблемы изменения климата. Обычно оно принимает форму грантов и льготных кредитов, чтобы помочь развивающимся странам реализовать меры по смягчению изменения климата и адаптации к нему.
• многостороннее государственное климатическое финансирование, предоставляемое многосторонними банками развития (МБР) и климатическими фондами развивающимся странам для решения проблемы изменения климата, на основе оплаченного капитала от двусторонних государственных поставщиков и, для некоторых многосторонних институтов, дополнительных средств, привлеченных с рынков капитала. Поддержка, предоставляемая МБР и климатическими фондами, обычно больше, чем предоставляемая странами-донорами по двусторонним каналам, и поэтому часто направляется на более масштабные проекты по смягчению изменения климата и адаптации к нему.
• экспортные кредиты, связанные с климатом, предоставляемые официальными экспортными кредитными агентствами развитых стран для продажи товаров и услуг, связанных с климатом. Экспортные кредиты, связанные с климатом, в первую очередь используются для содействия внедрению чистых энергетических технологий в развивающихся странах, в основном возобновляемых источников энергии.
• частное финансирование, мобилизованное двусторонним и многосторонним государственным климатическим финансированием. Государственное климатическое финансирование может использовать частное финансирование с помощью инструментов смягчения рисков, таких как гарантии и страхование.
Большая часть (69%) из 91 млрд долл. США государственного климатического финансирования, предоставленного в 2022 г., были кредитами. Это вызывает критику со стороны некоторых стран, уязвимых к климату, которые утверждают, что это усугубляет их долговое бремя. В этом контексте крайне важно уделить внимание стратегическому использованию государственных средств и другого льготного финансирования для мобилизации значительно большего объема частного капитала.
Согласно статистическим данным, наблюдается достаточно устойчивая тенденция неравномерного климатического финансирования по секторам экономики, как для смягчения по-54 следствий, так и для адаптации. Большую часть потоков капитала привлекают климатические проекты в сфере энергетики и транспорта (44% в 2022 г.). В то время как в промышленности,
являющейся вторым сектором экономики по величине выбросов CO2, и сельском хозяйстве было привлечено менее 4% от общего объема финансирования смягчения последствий. И хотя новые технологии, низкоуглеродная инфраструктура, использование водорода в качестве топлива и средства хранения энергии, начинают привлекать частное финансирование благодаря постепенному снижению производственных затрат, увеличению потребления и политической поддержке, финансирование данного сектора растет очень медленными темпами. Проекты, связанные с устойчивым управлением земельными ресурсами (сельским, лесным и другим землепользованием), важнейший сектор со значительной уязвимостью и широкими потребностями в адаптации, получил всего 7 млрд долл. США (11% всего финансирования адаптации) [Global Landscape of Climate Finance 2023].
Дефицит финансирования для реализации ЦУР на период до 2030 г., увеличился на 56% после вспышки COVID-19. А для достижения климатических целей, как оценивают эксперты, финансируется только 16% из предполагаемых 3,8 трлн. долл. США, которые необходимо предоставлять ежегодно до 2025 г. Кроме того, международные финансовые потоки для адаптации в развивающиеся страны в 5-10 раз ниже расчетных потребностей, и разрыв увеличивается: при этом ежегодные потребности в адаптации оцениваются в 160-340 млрд долл. США к 2030 г. и 315-565 млрд долл. США к 2050 г. [Adaptation Gap Report 2022].
Увеличение климатического финансирования без одновременного постепенного прекращения инвестиций в виды деятельности с высоким уровнем выбросов, такие как добыча ископаемого топлива и вырубка лесов, не приведет к сокращению выбросов парниковых газов достаточно быстро, чтобы ограничить потепление 1,5°С. Хотя в 2022 г. мировые инвестиции в низкоуглеродную энергетику впервые превысили инвестиции в ископаемое топливо, к 2030 г., как считают эксперты, процесс должен ускориться более чем в десять раз.
В настоящее время активно развиваются новые финансовые инструменты, связанные с климатом, такие как зеленые облигации и кредиты, экологическое, социальное и управленческое финансирование, однако их объемы гораздо меньше, чем требуется. Кроме того, существует риск «зеленого камуфляжа» при их использовании, который требует усиления надзора со стороны регулирующих органов.
Зеленые облигации являются достаточно привлекательными на финансовом рынке, составляя около 93% зеленого финансирования во всем мире в 2012-2023 гг. С помощью зеленых облигации финансируется развитие «зеленых» проектов в различных отраслях экономики, таких как возобновляемые источники энергии, экологически чистый транспорт, управление отходами и водными ресурсами и др. Выпуск зеленых облигаций увеличился в геометрической прогрессии с 2012 г. (2,3 млрд долл. США) по 2021 г. (511,5 млрд долл. США). Рынок зеленых облигаций в 2022 г. пережил незначительное снижение, достигнув 487 млрд долл. США, что во многом связано с экономическим и инфляционным давлением на национальные экономики стран, а к 2023 г. достиг 587,6 млрд долл. США. В тоже время, по оценкам экспертов ожидается, что к 2030 г. мировой рынок зеленых облигаций достигнет 914,4 млрд долл., при этом основным драйвером роста будет выступать Азиатско-Тихоокеанский регион [Sustainable debt global state of the market 2023].
Зеленые кредиты похожи на зеленые облигации в том, что они привлекают капитал для экологически устойчивых проектов, но они отличаются по размеру и по способу привлечения финансирования. Средства для облигаций поступают с рынка инвесторов, в то время как средства для зеленых кредитов поступают из банка или частной операции; суммы, как правило, меньше, чем для облигаций. Выдача зеленых кредитов должна соответствовать Принципам зеленых кредитов, опубликованным Loan Markets Association в 2019 г. и обновленным в 2023 г. Эти принципы признают широкие категории соответствия, включая проекты по адаптации к изменению климата, такие как системы наблюдения за климатом и раннего оповещения, климатически оптимизированное сельское хозяйство и защита прибрежной среды.
В современной экономике существуют значительные барьеры и проблемы перераспределения и инвестирования финансов в новые технологии, услуги и зеленую инфраструктуру. К ним относятся: разрозненный подход к понятию климатического и зеленого финансирования на международном уровне; отсутствие прозрачности и предсказуемости политики стран в отношении зеленых инвестиций; увеличение премий, затрат на финансирование «зеленых» проектов в условиях роста риска неопределенности; несогласованность стимулов, конфликт интересов и асимметрия информации по отдельным странам. Кроме этого, ограниченность климатических данных и аналитики затрудняют эффективный контроль и реализацию стратегий климатического финансирования, а также открывают возможности для корпоративного «зеленого пиара».
В России существует специфика продвижения климатического финансирования, которая зависит от экономических, политических и культурных особенностей. Одна из главных проблем 55
продвижения климатического финансирования в стране это еще только формирующиеся нормативно-правовая база и налогово-бюджетная система для зеленой экономики [Прудникова, 2023].
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) обозначила четыре приоритета масштабирования климатического финансирования:
1. Установление многостороннего процесса урегулирования задолженности, расширение многосторонних источников финансирования, которые могут помочь странам с низким уровнем дохода снизить риски долгового и климатического кризисов;
2. Рассмотрение инновационных способов использования специальных прав заимствования (СДР) МВФ для максимального увеличения их воздействия на климат и развитие, сохраняя при этом их преимущества в качестве источника ликвидности без каких-либо условий и долгов;
3. Источником дополнительного финансирования должна стать глобальная сеть поддерживаемых правительством банков развития на всех уровнях — многосторонних, региональных и национальных — как наиболее прямой способ повышения доступности финансирования развития;
4. Мобилизация частного финансирования для достижения климатических целей. Помимо использования стимулов в рамках совершенствования налогово-бюджетных систем, необходима разработка мер регулирования для стимулирования продуктивных торговых и инвестиционных соглашений и согласования потоков частного финансирования с Парижским соглашением [A climate finance goal that works for developing countries].
В настоящее время складываются благоприятные условия для обсуждения вопросов о пересмотре, действующих и признаваемых неэффективными принципов организации климатического финансирования и его понятийной базы. Ожидается, что климатический саммит (КС 29), который пройдет в Азербайджане в ноябре 2024 г., установит новую коллективную количественная цель (NCQG) по климатическому финансированию, чтобы обеспечить необходимые инвестиции, финансовые потоки и инструменты, необходимые для действий по борьбе с изменением климата.
Привлечение финансовых ресурсов для борьбы с изменением климата представляется сложной задачей, поскольку не существует единого глобального решения. Инвестиционный прогресс в энергетическом переходе достигается — на развитых рынках через финансирование частным капиталом, а на развивающихся рынках в первую очередь за счет капитала государственного сектора и наднациональных организаций. Для достижения уже установленных глобальных климатических целей большая часть климатического финансирования в ближайшие десятилетия будет направлена на развивающиеся рынки. Задача состоит в том, чтобы мобилизовать частный капитал с более низкими профилями риска для инвестирования в развивающиеся рынки с более высоким риском, которым необходимо финансирование климатических проектов.
Литература
Кабир Л.С. Настройка климатического финансирования: итоги СОР28 // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 2. С. 8-26.
Ключников И.К., Сигова М.В., Ключников О.И. Устойчивые финансовые инструменты: современное состояние и перспективы развития // Экономическая политика. 2023. Т. 18. № 4. С. 78-107.
Крылова Л.В., Прудникова А.А., Сергеева Н.В. Новые направления использования инструментов зеленого финансирования как фактор развития рынка // Экономика. Налоги. Право. 2022. Т. 15. № 5. С. 90-100.
Новый смысл развития предпринимательства: модель опережения, технологии и кадры. М.: Дашков и К, 2024. 554 с.
Прудникова А.А. Зеленое финансирование для достижения целей устойчивого развития: современное состояние и перспективы // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16. № 3. С. 16-23.
Хмыз О.В. Глобальные тренды устойчивого финансирования на пороге десятилетия // Финансовая жизнь. 2023. № 1. С. 8-12.
A climate finance goal that works for developing countries. URL: https://unctad.org/news/climate-finance-goal-works-developing-countries (дата обращения: 15.06.2024).
Adaptation Gap Report 2022. URL: https://www.unep.org/adaptation-gap-report-2022 (дата обращения: 15.06.2024).
Climate Finance Provided and Mobilised by Developed Countries in 2013-2022. URL: https://www.oecd.org/en/publications/ climate-finance-provided-and-mobilised-by-developed-countries-in-2013-2022_19150727-en.html (дата обращения: 01.07.2024).
Emissions Gap Report 2023: Broken Record — Temperatures hit new highs, yet world fails to cut emissions (again). United 56 Nations Environment Programme, 2023.
Global Climate Dashboard. URL: https://www.climate.gov/climatedashboard (дата обращения: 21.06.2024).
Global Landscape of Climate Finance 2023. URL: https://www.climatepolicyinitiative.org/wp-content/uploads/2023/11/Global-Landscape-of-Climate-Finance-2023.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
Guo J., Kubli D., Saner P. The economics of climate change: no action not an option. Swiss Re Institute, 2021.
NGFS climate scenarios for central banks and supervisors. 2021.
Sustainable debt global state of the market 2023. URL: https://www.climatebonds.net/files/reports/cbi_sotm23_02h.pdf (дата обращения: 01.07.2024).
Top-down Climate Finance Needs. URL: https://www.climatepolicyinitiative.org/publication/top-down-climate-finance-needs/ (дата обращения: 01.07.2024).
World Investment Report 2023. URL: https://unctad.org/publication/world-investment-report-2023 (дата обращения: 01.07.2024).
References
A climate finance goal that works for developing countries. URL: https://unctad.org/news/climate-finance-goal-works-developing-countries (date of access: 15.06.2024).
Adaptation Gap Report 2022. URL: https://www.unep.org/adaptation-gap-report-2022 (date of access: 15.06.2024).
Climate Finance Provided and Mobilised by Developed Countries in 2013-2022. URL: https://www.oecd.org/en/publications/ climate-finance-provided-and-mobilised-by-developed-countries-in-2013-2022_19150727-en.html (date of access: 01.07.2024).
Emissions Gap Report 2023: Broken Record — Temperatures hit new highs, yet world fails to cut emissions (again). United Nations Environment Programme, 2023.
Global Climate Dashboard. URL: https://www.climate.gov/climatedashboard (date of access: 21.06.2024).
Global Landscape of Climate Finance 2023. URL: https://www.climatepolicyinitiative.org/wp-content/uploads/2023/11/Global-Landscape-of-Climate-Finance-2023.pdf (date of access: 13.06.2024).
Guo J., Kubli D., Saner P. The economics of climate change: no action not an option. Swiss Re Institute, 2021.
Kabir L.S. Tuning Climate Finance: Outcomes of COP28. Financial Journal, 2024, vol. 16, no. 2), pp. 8-26. (In Russian)
Khmyz O.V. Global sustainable finance trends at the turn of the decade. Financial life, 2023, no. 1, pp. 8-12. (In Russian)
Klyuchnikov I.K., Sigova M.V., Klyuchnikov O.I. Sustainable Financial Instruments: Their Current State and Prospects. Economic Policy, 2023, vol. 18, no. 4, pp. 78-107. (In Russian)
Krylova L.V., Prudnikova A.A., Sergeeva N.V. New directions of using green financing instruments as a factor of market development. Economics, taxes & law, 2022, vol. 15, no. 5, pp. 90-100. (In Russian)
NGFS climate scenarios for central banks and supervisors, 2021.
Prudnikova A.A. Green financing for achieving sustainable development goals: Current state and prospects. Economics, taxes & law, 2023, vol. 16, no. 3, pp. 16-23. (In Russian)
Sustainable debt global state of the market 2023. URL: https://www.climatebonds.net/files/reports/cbi_sotm23_02h.pdf (date of access: 01.07.2024).
The new meaning of entrepreneurship development: a model of advance, technology and personnel. Moscow: Dashkov i K, 2024, 554 p.
Top-down Climate Finance Needs. URL: https://www.climatepolicyinitiative.org/publication/top-down-climate-finance-needs/ (date of access: 01.07.2024).
World Investment Report 2023. URL: https://unctad.org/publication/world-investment-report-2023 (date of access: 01.07.2024).