Научная статья на тему 'КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (Статья)'

КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (Статья) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
89
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
климат / окружающая среда / климатические условия / загрязнение атмосферного воздуха / climate / environment / climatic conditions / air pollution

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Юн Лариса Владимировна

В статье рассматриваются климатические условия как фактор изменения окружающей среды, показана роль и значение норм российского законодательства, в том числе Климатической доктрины РФ, в решении актуальных климатических проблем. В центре внимания вопросы, связанные с изменением климата и климатических условий жизни на планете. Приводятся примеры изменения климата в отдельных регионах мира и позиции Межправительственной группы экспертов по изменению климата и ученых на причины и условия климатических изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Сlimatic conditions as a factor of impact on the environment (Article)

The article considers climatic conditions as a factor of environmental change, shows the role and importance of the norms of Russian legislation, including the Climate Doctrine of the Russian Federation, in solving urgent climate problems. The focus is on issues related to climate change and the climatic conditions of life on the planet. Examples of climate change in certain regions of the world and the positions of the Intergovernmental Panel on Climate Change and Scientists on the causes and conditions of climate change are given.

Текст научной работы на тему «КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (Статья)»

УДК 349.6

DOI: 10.31249 /iajpravo/2024.01.06

ЮН Л.В.1 КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (Статья)

Аннотация. В статье рассматриваются климатические условия как фактор изменения окружающей среды, показана роль и значение норм российского законодательства, в том числе Климатической доктрины РФ, в решении актуальных климатических проблем. В центре внимания вопросы, связанные с изменением климата и климатических условий жизни на планете. Приводятся примеры изменения климата в отдельных регионах мира и позиции Межправительственной группы экспертов по изменению климата и ученых на причины и условия климатических изменений.

Ключевые слова: климат; окружающая среда; климатические условия; загрязнение атмосферного воздуха.

Yun L.V. Qimatic conditions as a factor of impact on the environment (Article)

Abstract. The article considers climatic conditions as a factor of environmental change, shows the role and importance of the norms of Russian legislation, including the Climate Doctrine of the Russian Federation, in solving urgent climate problems. The focus is on issues related to climate change and the climatic conditions of life on the planet. Examples of climate change in certain regions of the world and the positions of the Intergovernmental Panel on Climate Change and Scientists on the causes and conditions of climate change are given.

Keywords: climate; environment; climatic conditions; air pollution.

1 © Юн Лариса Владимировна - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», кандидат юридических наук.

89

Для цитирования: Юн Л.В. Климатические условия как фактор воздействия на окружающую среду (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право. - 2024. - № 1. - С. 89-103. Б01: 10.31249 Ла]ргауо/2024.01.06

Введение

Изменение климата является одним из наиболее серьезных вызовов XXI в., который выходит за рамки научных дискуссий и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. Особую обеспокоенность вызывает беспрецедентно высокая скорость глобального потепления, происходящего в течение последних десятилетий. Современная наука находит все больше подтверждений тому, что хозяйственная деятельность человека, связанная, прежде всего, с выбросами парниковых газов, все сильнее влияет на климат на фоне его естественной изменчивости (п. 8 Климатической доктрины РФ 2023 г.).

В результате антропогенной деятельности произошел значительный рост концентрации парниковых газов в атмосфере, тем самым увеличив парниковый эффект, свидетельствующий о дополнительном потеплении поверхности и атмосферы Земли, а также неблагоприятное влияние на экосистемы и человечество. Скорость потепления климата на территории РФ выше среднемировой. Это происходит вследствие особенностей географического положения и климата. Наибольшая скорость роста среднегодовой температуры отмечается на побережье Северного Ледовитого океана. Для реализации международных климатических соглашений используются меры политики, стимулирующие переход к безуглеродным энергоресурсам с низким уровнем выбросов парниковых газов. Значимый вклад в глобальные антропогенные выбросы парниковых газов вносят КНР, США, Индия, Япония, Бразилия и Индонезия. По показателю снижения выбросов парниковых газов лидируют Россия, Великобритания, Европейский союз. Более 60 государств сделали заявления об «углеродной нейтральности» к 2050-2060 гг. (Великобритания, США, КНР, Япония и др.) До 70% глобальных антропогенных выбросов парниковых газов приходится на города. О достижении «углеродной нейтральности» к 2050 г.

90

заявили более 100 городов (Стокгольм, Хельсинки, Копенгаген и др.). В глобальном пакте мэров по климату и энергетике принимают участие Москва и Ростов-на-Дону1.

Дифференциация климатических условий и последствия их влияния на окружающую среду. Изменение окружающей среды происходит вследствие различных климатических условий таких, как температура воздуха, таяние ледников, вырубка лесов, рекордно низкий уровень моря и др. Климатические условия могут дифференцироваться в зависимости от географической расположенности государств, климатических поясов, стихийных бедствий, оказывающих влияние на окружающую среду. Так, температурные колебания в центральной и восточной части тропической зоны Тихого океана, происходящие из года в год, породили климатический феномен Ла-Нинья (исп. La Niña) - океаническое и атмосферное явление, в результате действия которого происходит аномальное понижение температуры поверхности воды (ниже нормы на 3-5°С (5,4-9°F)). Его обратным процессом является Эль-Ниньо (ElNiño). Оба эти феномена - El Niño и La Niña - могут быть индикаторами изменений погоды по всему миру. По данным, полученным от Всемирной метеорологической организации, повышение температуры взаимосвязано с выбросами парниковых газов2.

Парниковые газы выделяются, например, из большого количества многочисленных отходов производств и жизнедеятельности людей; они неблагоприятно влияют на атмосферный воздух и изменяют климатические условия. Возникающие проблемы, связанные с реализацией «мусорной реформы», а также более общие вопросы, которые отнесены к юридическому урегулированию в сфере обращения с отходами и организации их безопасного размещения, утилизации без нанесения ущерба окружающей среде и здоровью граждан, являются сложной задачей для многих регионов. В отдельных случаях это взаимосвязано с суровыми климатическими условиями, нахождением территорий на многолетних

1 См.: Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г., утв. распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р.

2 Официальный сайт Всемирной метеорологической организации. - URL: https://public.wmo .int/ru/media/%D0%BF%D1 %80%D0%B5%D1%81%D1%81 (дата обращения 07.11.2023 г.).

91

мерзлых грунтах, что создает определенные сложности размещения здесь мусорных полигонов. Данные обстоятельства не должны препятствовать проведению реформы, цель которой заключается в обеспечении экологической безопасности, содействие поиску новых форм переработки и размещения отходов, в частности путем строительства мусороперерабатывающих заводов1.

И парниковые газы, и углеродное воздействие на климат, и вырубка лесов и многие другие факторы влияют на климат. Порой трудно объяснить, что происходит с климатом на той или иной территории. Так, И.А. Керимов и Л.Р. Бекмурзаева, исследуя современные агроклиматические условия горных ландшафтов Северного Кавказа отмечают, что за период с 1961 по 2020 г. в пределах горных ландшафтов Северного Кавказа наблюдается увеличение годовой температуры воздуха по сравнению с предыдущим периодом. Помимо этого, увеличились осадки, однако влагообеспеченность осталась на неизменном уровне2. В основном это связано с наступлением холодного периода года.

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) представила доклад, в рамках которого эксперты пришли к выводу о том, что в нынешнем столетии миру необходимо остаться в пределах полутора градусов непревышения глобальной температуры воздуха по сравнению с доиндустриальной эпохой. В связи с этим предлагается провести реформы, прежде всего, в энергетике, где к 2050 г. будут преобладать возобновляе-

3

мые источники .

С. Гилен считает, что для перехода на низкое энергопотребление и одновременно электрифицированность более 90% населе-

1 См.: Ялбулганов А.А. Экономико-правовые механизмы защиты окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления // Законодательство. - 2019. - № 10. - С. 48-56.

2

См.: Керимов И. А., Бекмурзаева Л.Р. Современные агроклиматические условия горных ландшафтов Северного Кавказа // Устойчивое развитие горных территорий. - 2022. - Т. 14, № 4 (54). - С. 555-563.

3 См.: Climate Change 2023 Synthesis Report. - URL: https://www.ipcc.ch/ report/ar6/syr/downloads/report/IPCC_AR6_SYR_LongerReport.pdf (дата обращения 07.11.2023).

92

ния мира, доля возобновляемых источников энергии должна вырасти до уровня более 85% к 2050 г.1

Однако не все исследователи видят в этом положительный аспект. А.В. Белошицкий и А.Е. Череповицын среди проблем, появляющихся в ходе перехода к возобновляемым источникам энергии выделяют такие проблемы, как...2 (утилизация солнечных батарей, ветряных турбин, накопителей энергии и другого оборудования).

Выбросы углерода и других химических веществ, являющихся разработками многих российских компаний, является одной из значимых проблем, негативно оказывающих влияние на окружающую среду. Отрицательное воздействие заключается в превышении установленных специальными стандартами нормативов. Их превышение влияют на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы; технические нормативы, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий), нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст.21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об охране окружающей среды»).

Климатические условия, как отмечалось выше, могут дифференцироваться в зависимости от географического расположения того или иного государства. Так, таяние льда порождает проблемы

1 См.: Momina A., Muhammad Z. Multi-objective optimization of concentrated solar power plants from the point of view of the relationship between energy, water and the environment in various climatic conditions. Part A. Techno-economic analysis // Journal of Cleaner Production. - 2022. - N 375. - URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/abs/pii/S095965262203671X#preview-section-references (дата обра-щенияЛ 07.10.2023).

См.: Белошицкий А.В., Череповицын А.Е. Перспективы развития российского нефтесервиса в условиях перехода к «зеленой энергетике» // Вестник Пермского ун-та. Сер. Экономика. - 2022. - Т. 17, № 1. - С. 65-76.

93

для жителей Гренландии. Наводнения, засоление почвы и оползни беспокоят население Бангладеш. В Бразилии массово вырубаются леса. В регионах с засушливым климатом (Центральная Азия, Средиземноморье, Южная Африка, Австралия и т.п.) ситуация еще более усугубится из-за сокращения количества осадков1.

Под влиянием изменения климата меняются практически все составляющие компоненты и объекты окружающей среды: атмосфера, мировой океан и водные ресурсы, флора, фауна, почвы, недра, среда обитания народов (степи, тундра), Антарктида, Арктика и т. п.

По мнению МГЭИК, средний показатель температуры атмосферного воздуха увеличился до 0,84°С2. В России в последние десятилетия данный показатель составил 0,45°С3.

Перемены в климате оказывают влияние и на другие природные ресурсы. Изменение климата оказывает сложное воздействие на мировые водные ресурсы. Вода является причиной большинства последствий изменения климата, начиная с непредсказуемого распределения осадков и заканчивая сокращением ледяного покрова, повышением уровня моря, наводнениями и засухами. Изменение климата усугубляет не только нехватку воды, но и связанные с этим бедствия (такие как наводнения и засухи), поскольку повышение температуры нарушает режим выпадения осадков и весь процесс круговорота воды в природе4.

Теплосодержание океана где хранится более 90% избыточного тепла, образовавшегося в результате изменения климата свидетельствует о большой проблеме. Приповерхностный слой воды нагревается, тем самым вызывая ряд неблагоприятных последствий для морской флоры и фауны, к примеру, усиливается риск цветения вредоносных водорослей, отмечается гибель коралловых

1 См.: Климатический хаос. Чем грозит человечеству потепление, и что делать для предотвращения катастрофы. - URL: https://tass.ru/spec/climate (дата обращения 07.11.2023 г.).

2 См.: Climate Change 2023 Synthesis Report.

3 Влияние глобального изменения климата на лесозаготовительную деятельность в регионах Сибири : монография / А.В. Чугункова, А.И. Пыжев, Р.В. Гордеев [и др.] / Сиб. федер. ун-т. - Красноярск, 2020. - С. 7.

4 См.: Вода в центре климатического кризиса. - URL: https://www.un.org/ ru/climatechange/science/climate-issues/water (дата обращения: 16.10.2023г.).

94

рифов и иных живых организмов. Помимо этого, возрастает вероятность возникновения стихийных бедствий и затопления прибрежных зон, что с большей вероятностью может привести к временному или долгосрочному перемещению населения1.

Е. Г. Залибеков, рассматривая вопрос об аридных землях мира и их динамике в условиях современного климатического потепления, указывает, что причиной опустынивания является климатический фактор2.

Для арктических и прилегающих регионов одной из ключевых проблем является загрязнение моря нефтью и нефтепродуктами из-за стремительного развития нефтегазовой отрасли в Арктике. В качестве наиболее серьезных нарушений служат аварии на буровых скважинах, возникающие пожары и незамедлительное разрушение оборудования3, влекущие за собой неблагоприятные последствия для окружающей среды.

Негативные изменения для окружающей среды вследствие изменения климата происходят и на территории Антарктиды. Исходя из доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) «...уже к 2050 году темпы таяния ледника ускорятся в два раза по сравнению с текущей скоростью, а к 2100 году льды Антарктиды могут вообще перестать существовать. Отечественные ученые не менее пессимистичны. По их прогнозам, Северный морской путь может оттаять к началу нового столетия, что принесет с собой множество проблем. Причиной всему - глобальное потепление...»4.

«...На Антарктическом полуострове уже произошли изменения, там мы наблюдаем резкое потепление и разрушение шельфо-вого ледника уже в течение нескольких десятилетий. Построенная нами модель показывает, что схожий темп таяния ледников будет наблюдаться вдоль побережья Антарктиды уже к концу века, что

1 См.: Емельянович И. Климатические капризы: новая реальность // Наука и инновации. - 2023. - № 7. - С. 39.

2 См.: Залибаков Е.Г. Аридные земли мира и их динамики в условиях современного климатического потепления // Аридные экосистемы. - 2011. - Т. 17, № 1 (46). - С. 8.

3 См.: Мазур И.И. Арктика - точка бифуркации в развитии глобального мира // Век глобализации. - 2010. - № 2. - С. 99.

4 Climate Change 2023 Synthesis Report.

95

вызывает опасения относительно будущей стабильности шельфо-вого ледника», - отмечает Л. Трасел, ведущий автор исследования из Вудс-Холского океанографического института1.

Российские специалисты сделали другой, не менее печальный прогноз для Арктики. «Вследствие глобального потепления Северный морской путь может оттаять уже к концу этого столетия, т.е. через каких-то 85 лет, - сообщает директор Сибирского регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института В.Н. Крупчатников. - Прогноз ученых основывается на математическом моделировании, которое позволило им

установить, что в Арктике происходит ускоренное, или интенсив-

2

ное потепление... »

В.М. Катцов и Б.Н. Порфирьев, изучая климатические изменения в Арктике, отмечают, что фактором изменения климата является деградация вечной мерзлоты. Изменение климата способствует существенному влиянию на природные, социальные системы российской Арктики. Несмотря на то что регион остается в числе территорий с суровыми погодно-климатическими условиями, потепление климата свидетельствует об увеличении климатических ресурсов3.

Для суши изменение климата может повлечь засухи, опустынивание, и другие неблагоприятные факторы, сформировавшиеся в том числе и вследствии тайфунов. Как отмечают исследователи, «...В августе 2016 г. после супертайфуна Лайонрок около 9% территории заповедника (33.9 тыс. га) было трансформировано в сплошные ветровалы4. Некоторые пробные площади заповедника были затронуты тайфуном, часть фитомассы древостоя перешла в пул мертвой древесины в форме валежа. Таким образом, имею-

1 См.: Мазур И.И. Арктика - точка бифуркации в развитии глобального мира // Век глобализации. - 2010. - № 2. - С. 99

2 Там же.

3 См.: Катцов В.М., Порфирьев Б.Н. Климатические изменения в Арктике: последствия для окружающей среды и экономики // Арктика: экология и экономика. - 2012. - № 2 (6). - С. 70, 72.

4 См.: Громыко М.Н. Первые результаты изучения катастрофического влияния тайфуна Лайонрок на лесные экосистемы Сихотэ-Алинского заповедника // XII Дальневосточная конференция по заповедному делу. - Биробиджан, 2017. - С. 35-37.

96

щиеся материалы последовательных инвентаризаций постоянных пробных площадей дают возможность оценить запасы фитомассы древостоев до и после тайфуна...»1.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что климатические условия взаимосвязаны:

- с природной средой;

- объектами природы, трансформирующимися в ходе производственной деятельности и ряде иных факторов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды;

- антропогенными производственными объектами (предприятия, загрязняющие атмосферу (высокий уровень «углеродного следа», «парниковых газов», мусорные свалки, отходы производства и пр.).

Вклад России и других зарубежных государств в снижение влияния климатических условий на изменение окружающей среды. В Российской Федерации сформированы правовые основы ограничения выбросов, мониторинга климатических изменений и принятия мер по снижению влияния климатических условий на изменение окружающей среды.

С даты ратификации Федеральным законом от 04.11.1994 № 34-ФЗ Рамочной Конвенции ООН об изменении климата 1992 г. в России принят ряд специальных федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, регулирующих вопросы климата и его изменения.

Федеральный закон 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об охране окружающей среды» содержит нормы об охране озонового слоя атмосферы (ст. 54) и особенностях рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации (ст. 62.5).

Согласно ранее действующей Климатической доктрине РФ 2009 основными направлениями политики в области климата рассматривались следующие:

1 Воздействие ветровала на структуру и фитомассу древостоев кедровников и березняков центрального Сихотэ-Алиня / Иванова А.В., Сало М.А., Бондарчук С.Н., Замолодчиков Д.Г., Могилева А.В., Кочкарина Н. А. // Лесоведение. -2022. - № 2. - С. 133.

97

1) развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;

2) совершенствование национальных экономических и финансовых механизмов и их встраивание в соответствующие международные механизмы приоритетом;

3) обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменений климата;

4) научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;

5) международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.

Новая Климатическая доктрина 2023 г. основными задачами климатической политики Российской Федерации признает:

- развитие информационной и научной основы климатической политики, включая усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, для обеспечения полноты и достоверности информации о состоянии климата, антропогенном и ином воздействии на климат, его происходящем и будущем изменении и последствиях такого изменения;

- разработку и реализацию оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, в том числе создание регуляторных и экономических механизмов для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов в рамках международных обязательств Российской Федерации, а также по увеличению поглощения таких газов, разработка комплекса мероприятий, которые обеспечивают сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения (климатических проектов) и могут быть реализованы в Российской Федерации, других государствах и регионах мира;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества по вопросам, связанным с изменением климата и со смежными проблемами, на двусторонней и многосторонней основе (п. 32).

Доктринальная климатической политика России конкретизируется в специальных федеральных законах и постановлениях

98

Правительства РФ. Одним из важных законов в борьбе с изменениями климата является Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», который закрепляет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, сопровождающейся выбросами парниковых газов как территории РФ, а так и на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, российском секторе Каспийского моря.

Под парниковыми газами понимаются газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и преломляют инфракрасное излучение. Выбросы парниковых газов определяются как выбросы в атмосферный воздух парниковых газов, образуемых в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности за определенный интервал времени.

Согласно ст. 3 вышеназванного Закона об ограничении выбросов парниковых газов ограничение выбросов парниковых газов осуществляется с соблюдением следующих принципов таких как обеспечение устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов, обязательность регулярного представления регулируемыми организациями отчетов о выбросах парниковых газов, обязательность выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов, добровольность реализации климатических проектов, научная обоснованность, системность и комплексность подхода к ограничению выбросов парниковых газов.

Российская Федерация принимает меры по ограничению выбросов парниковых газов, которые включают в себя государственный учет выбросов парниковых газов, установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов, поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов. Государственное управление в области ограничения выбросов парниковых газов осуществляется Правительством РФ непосредственно или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, предоставляют отчет о выбросах парниковых газов содержащий информацию о массе выбросов парниковых газов за

99

календарный год, а также исходные сведения, на основании которых определена масса этих выбросов (ст.7 указанного Закона).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе реализовывать климатические проекты. Критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам и порядок такого отнесения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 9 вышеупомянутого Закона).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указом Президента РФ от 08.02.2021 № 76 (ред. от 23.10.2023) «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений» (вместе с «Положением о совете по реализации Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы») Правительству РФ было поручено разработать и утвердить Федеральную научно-техническую программу в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 20212030 гг. Этим Указом Правительство РФ обязывается обеспечить создание и развитие на базе научных и образовательных организаций научных, научно-образовательных центров и лабораторий, осуществляющих исследования в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений, техническую поддержку таких исследований и подготовку кадров в этой области, в том числе с привлечением частных инвесторов, образовать совет по реализации Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 гг. Основной задачей совета является в том числе и подготовка предложений Президенту РФ и Правительству РФ по осуществлению научно-технической деятельности в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений (п. 1, 2 вышеназванного Указа Президента РФ).

Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 гг., предусматривает создание наукоемких технологических решений, направленных на изучение климата,

100

механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям, а также на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов путем проведения исследований источников и поглотителей парниковых газов и принятия мер по уменьшению негативного воздействия таких газов на окружающую среду. В качестве задач программы определено создание наукоемких технологических решений, направленных на: обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды, изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям, обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов путем проведения исследований источников эмиссии и поглотителей парниковых газов и принятия мер по уменьшению негативного воздействия таких газов на окружающую среду.

Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственное управление в области ограничения выбросов парниковых газов и функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области ограничения выбросов парниковых газов, являются Министерство экономического развития РФ и Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Минэкономразвития России осуществляет государственное управление в области ограничения выбросов парниковых газов в части функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области ограничения выбросов парниковых газов. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.12.2019 г. № 3183-р «Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г.» данное Министерство осуществляет сбор информации о выполнении мероприятий в области адаптации к изменению климата, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также ведет разработку

101

проекта национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 г.1

Деятельность Минприроды России направлена на реализацию Климатической доктрины РФ и федеральных законов, регулирующих вопросы климата, с помощью таких методов, как информирование общественности о государственной политике в области климата, энергосбережение, повышение энергетической эффективности и использование возобновляемых источников

энергии (ВИЭ), позволяющие решить проблемы антропогенного

2

влияния на климат .

В субъектах РФ реализуются проекты по ограничению выбросов парниковых газов в промышленности и энергетике путем приоритетного использования технологий когенерации и увеличения использования возобновляемых источников энергии для генерации электрической энергии, мероприятия по переводу транспорта на более экологичные виды топлива и обновлению подвижного состава, повышению энергоэффективности транспортного ком-

3

плекса .

Заключение

Таким образом, анализ проблем изменения климата на основе Климатических доктрин РФ 2009 г. и 2023 г., российского законодательства позволяет сделать следующие выводы:

1. Климатические условия варьируются в зависимости от географического расположения государства, ежегодно происхо-

1 См.: Климатическая политика // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ investicionnaya_deyatelnost/obespechenie_razvitiya_ekonomiki_v_usloviyah_izmenen iya_klimata/klimaticheskaya_politika/ (дата обращения 25.10.2023 г.).

2 Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. - URL: https://2021.ecology-gosdoklad.ru/doklad/klimatiches kaya-harakteristika/meropriyatiya-po-predotvrascheniyuizmeneniya-klimata-i-adaptacii-k-klimaticheskim-izmeneniyam/ (дата обращения 07.11.2023 г.).

3 См. 6 Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 г. // Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ. - URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/ (дата обращения 26.10.2023 г.).

102

дящих стихийных бедствий, антропогенного влияния на атмосферу, выбросов парниковых газов и других условий.

2. На сегодняшний день картина складывается таким образом, что Россия, как и другие современные государства, стремится перейти к низкоуглеродной экономике, снизить негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду.

3. Российская Федерации разрабатывает экономические механизмы, направленные на адаптацию и смягчению антропогенного воздействия на климат. Минимизация негативного влияния на климат должно являться ключевым фактором для защиты окружающей среды.

Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что климатические условия современных государств не представляется возможным унифицировать в связи с тем, что географическое расположение государств, численность населения, природные условия различаются друг от друга, но тем не менее общей глобальной проблемой всего человечества остается изменение климата. Определение всевозможных путей решения с данной проблемой позволит защитить права и свободы граждан, а также улучшить условия нынешнего состояния окружающей среды.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.