Научная статья на тему 'Клиентурный рынок сотовой связи Иркутской области'

Клиентурный рынок сотовой связи Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / АБОНЕНТЫ / УСЛУГИ СОТОВЫХ КОМПАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обухова А. Ю.

В статье представлены основные результаты исследования абонентов сотовой связи Иркутской области, которое показало лидерские позиции региональной компании на рынке, высокую лояльность клиентов всех операторов, востребованность услуг сотовой связи нового поколения, что ценят в услугах сотовой связи и информации каких источников доверяют абоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клиентурный рынок сотовой связи Иркутской области»

Новый университет. 2011. № 5.

ISSN 2221-7347

УДК 338

А. Ю. Обухова

КЛИЕНТУРНЫЙ РЫНОК СОТОВОЙ СВЯЗИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье представлены основные результаты исследования абонентов сотовой связи Иркутской области, которое показало лидерские позиции региональной компании на рынке, высокую лояльность клиентов всех операторов, востребованность услуг сотовой связи нового поколения, что ценят в услугах сотовой связи и информации каких источников доверяют абоненты.

Ключевые слова: исследование, абоненты, услуги сотовых компаний.

Исследование абонентов сотовой связи Иркутской области было проведено в мае 2011 года методом анкетирования. Было опрошено 500 человек с помощью интернет-опроса и полевых исследований. Репрезентативная выборка составила 422 человека. В ходе исследования были получены следующие результаты.

В Иркутской области оказывают услуги сотовой связи четыре компании: ЗАО Байкалвестком (БВК), ОАО Мобильные телесистемы (МТС), ОАО Вымпелком (Билайн), ОАО Мегафон. Из числа опрошенных доля абонентов БВК составила 66%, МТС - 14%, Билайн - 11%, Мегафон - 9%.

Последние несколько лет отрасль мобильной связи демонстрировала чрезвычайно высокие темпы развития, как в России, так и в мире в целом. В научной и научно-публицистической литературе, а также в СМИ часто встречается информация о череде сменяющихся поколений. Технологии каждого этапа открывали потребителям новые возможности, делая доступными множество дополнительных услуг. В настоящее время в России, в том числе и в Иркутской области, введены в эксплуатацию сети третьего поколения. По мнению некоторых аналитиков [1], «движущей силой разработки систем нового поколения являются не потребности потребителя, а интересы производителей аппаратуры сетей, перечень услуг, приводимый обычно для третьего и четвертого поколений сетей подвижной связи, вызывает сомнения в востребованности конечным потребителем».

Исследование показало, что абоненты Иркутской области активно пользуются неголосовыми услугами сотовой связи, такими как смс, ммс, электронная почта, интернет, мобильный банк. Результаты исследования выявили высокий спрос на услуги телефонной связи, службы смс-сообщений - уровень пользования составил более 80% всех опрошенных. Наиболее востребованным, после названных услуг, является мобильный интернет, им пользуются от 30% до 60% опрошенных, в зависимости от оператора. Достаточно хороший потенциал продвижения у ммс-сообщений, электронной почты, мобильного банка, так как спрос на эти услуги в настоящий момент имеет тенденцию к росту, что объясняется повышением информационно -технологического уровня региона. Новые услуги, такие как доставка и трансляция видео, навигация имеют скрытый спрос, так как их использование предполагает доступность сетей нового поколения и наличие у абонента аппарата связи высокого уровня.

Таким образом, можно сказать, что услуги мобильного интернета и другие услуги нового поколения востребованы, спрос на них растет с течением времени, их развитие является перспективным направлением деятельности компаний сотовой связи. Кроме того, можно отметить существующую тенденцию: растущий спрос на услуги и устройства нового поколения с течением времени делает их доступнее для абонентов.

В результате исследования было выявлено: на рынке сотовой связи Иркутской области сложились жесткие условия конкуренции, что обусловлено присутствием всех федеральных операторов. Лидирующие позиции по количеству абонентов занимает региональный оператор БВК.

Также исследование установило, что больше всего абоненты в услугах сотовой связи ценят высокое качество, низкие ежемесячные затраты, высокий уровень обслуживания, набор и качество дополнительных услуг. По мнению потребителей, характерным для компании МТС

© Обухова А. Ю., 2011.

38

ISSN 2221-7347

Экономика и право

является оказание услуг связи высокой стоимости, характерным для компании Билайн - низкое качество услуг и обслуживания. У абонентов БВК и Мегафон к цене, качеству услуг и уровню обслуживания претензии минимальны. Результаты работы позволили распределить компании по возрастанию количества абонентов (в процентном соотношении), желающих сменить оператора связи: Мегафон (5%), БВК (9%), Билайн (27%), МТС (14%).

Торговые марки операторов сотовой связи легко узнаваемы.

Люди доверяют информации, полученной при личном контакте: мнения друзей и знакомых, специалистов, сотрудников компании. Также можно отметить, что чаще всего сим-карты абонентами были куплены в офисе компаний.

Исследование позволило определить, что половина опрошенных абонентов предпочитает пользоваться проверенными товарами и услугами. Доли опрошенных абонентов, предпочитающих новинки и тяжело пробующих новое примерно равны (20-25%).

Исследование выявило зависимость между возрастом абонента и временем подключения к сети оператора. Чем старше абонент, тем раньше он подключился к сети. Это свидетельствует о высокой лояльности абонентов и стабильной работе компаний.

Таким образом, компаниям сотовой связи необходимо сохранять высокий уровень лояльности путем расширения ассортимента дополнительных услуг, постоянного качественного сервисного обслуживания, грамотной тарифной политики. Привлечение новых клиентов наиболее перспективно в возрастной группе младше 17 лет.В условиях насыщения рынка и конкурентной борьбы, основным направлением развития компаний сотовой связи следует назвать увеличение объема пользования услугами существующей клиентской базой. Вследствие чего перспективным является внедрение новых технологий, проведение мероприятий по превращению востребованных дополнительных услуг в массовые, в том числе по повышению доступности для абонентов современных аппаратов связи.

Библиографический список

1. Кириллов, В. Третье поколение в России [Электронный ресурс]. URL:http://www.3gnews.ru.

2. Фиксированный и мобильный ШПД: перспективы развития [Электронный ресурс]. URL:http:// www.json.ru.

Статья поступила в редакцию 30.06.2011.

ОБУХОВА Александра Юрьевна - аспирант Братского государственного университета (г. Братск).

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.