Научная статья на тему 'Клеймение и декапитация у древних племен юга Азербайджана'

Клеймение и декапитация у древних племен юга Азербайджана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Азербайджан / Ходжалы-Кедабекская археологическая культура / Талыш-Муганская археологическая культура / эпоха поздней бронзы-раннего железа / краниометрия / травмы головы / клеймение / декапитация / Azerbaijan / Khojaly-Gedebey archaeological culture / Talysh-Mughan archaeological culture / The Late Bronze – Early Iron Age / craniometry / head injuries / branding / decapitation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириченко Д. А.

В статье рассматривается антропологический материал из кургана №1 Арвана. Курган расположен близ с.Арвана в Ярдымлинском районе Азербайджана. Курган был раскопан археологической экспедицией Института Археологии и Этнографии НАНА во главе с д.ф. по истории., доц. А.М. Агаларзаде в августе 2019 года. В центре кургана было обнаружено одиночное погребение. Курган напоминает собой погребение типа «каменный ящик». В кургане было обнаружено 8 керамических сосудов, бронзовое кольцо, бронзовый кинжал и бронзовый меч типа рапира. Предметы из погребения относятся к Ходжалы-Кедабекской и Талыш-Муганской археологическим культурам. Из кургана был исследован один гипердолихокранный мужской череп, относящийся к европеоидной расе. На черепе отмечены следы клеймения и декапитации. Исследованный череп из кургана №1 Арвана, в настоящее время является единственной находкой эпохи поздней бронзы-раннего железа с территории Азербайджана со следами декапитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The branding and decapitation at ancient tribes of Azerbaijan

In previous article are discuss anthropological material from Arvana kurgan №1. This kurgan placed near Arvana village in Yardimli district of Azerbaijan. Arvana kurgan have excavated the archaeological expedition of Institute of Archaeology and Ethnography Azerbaijan National Academy of Sciences at the head PhD., Ass.,Prof. A.M. Aghalarzadeh in August 2019 year. In kurgan have found eight ceramic vessels, bronze ring, bronze dagger and bronze sword-rapier. The Arvana kurgan belonged to kurgans with stone box form burials. In kurgan have found artifacts correlated with Khojaly-Gedebey and Talysh-Mughan archaeological cultures. One male skull have studied from kurgan №1. The skull is hyperdolichocranic, Caucasoid (probably, mixed between Mediterranean and Nordic races). On the frontal bone have traits of injuries, may be this was as result of branding sizzling hot thing. The skull from kurgan №1 have traits of decapitation too. We can see mechanical damages on the base of skull and on the mastoids. The skull from Arvana kurgan in present time the singular skull with decapitation in Azerbaijan, which dates The Late BronzeEarly Iron Age.

Текст научной работы на тему «Клеймение и декапитация у древних племен юга Азербайджана»

Д.А. Кириченко

Центр антропологии Института Археологии и Этнографии НАНА

(г. Баку, Азербайджан)

Клеймение и декапитация у древних племен юга Азербайджана

УДК 902.01

DOI 10.24412/cl-34136-2020-10-40-47

В статье рассматривается антропологический материал из кургана №1 Арвана. Курган расположен близ с.Арвана в Ярдымлинском районе Азербайджана.

Курган быт раскопан археологической экспедицией Института Археологии и Этнографии НАНА во главе с д.ф. по истории., доц. А.М. Агаларзаде в августе 2019 года. В центре кургана быто обнаружено одиночное погребение. Курган напоминает собой погребение типа «каменный ящик». В кургане было обнаружено 8 керамических сосудов, бронзовое кольцо, бронзовый кинжал и бронзовый меч типа рапира. Предметы из погребения относятся к Ходжалы-Кедабекской и Талыш-Муганской археологическим культурам. Из кургана бы/л исследован один гипердолихокранный мужской череп, относящийся к европеоидной расе. На черепе отмечены следы клеймения и декапита-ции. Исследованный череп из кургана №1 Арвана, в настоящее время является единственной находкой эпохи поздней бронзыi-раннего железа с территории Азербайджана со следами декапитации. Ключевые слова: Азербайджан, Ходжалы-Кедабекская археологическая культура, Талыш-Муганская археологическая культура, эпоха поздней бронзы-раннего железа, краниометрия, травмы головы, клеймение,

декапитация.

D.A.Kirichenko The Center of anthropology, Institute of Archaeology and Ethnography ANAS (Baku,

Azerbaijan)

The branding and decapitation at ancient tribes of Azerbaijan

Abstract. In previous article are discuss anthropological material from Arvana kurgan №1. This kurgan placed near Arvana village in Yardimli district of Azerbaijan. Arvana kurgan have excavated the archaeological expedition of Institute of Archaeology and Ethnography Azerbaijan National Academy of Sciences at the head PhD., Ass.,Prof.

A.M. Aghalarzadeh in August 2019 year. In kurgan have found eight ceramic vessels, bronze ring, bronze dagger and bronze sword-rapier. The Arvana kurgan belonged to kurgans with stone box form burials. In kurgan have found artifacts correlated with Khojaly-Gedebey and Talysh-Mughan archaeological cultures. One male skull have studied from kurgan №1. The skull is hyperdolichocranic, Caucasoid (probably, mixed between Mediterranean and Nordic races). On the frontal bone have traits of injuries, may be this was as result of branding sizzling hot thing. The skull from kurgan №1 have traits of decapitation too. We can see mechanical damages on the base of skull and on the mastoids. The skull from Arvana kurgan in present time the singular skull with decapitation in Azerbaijan, which dates The Late Bronze- Early Iron Age. Key words: Azerbaijan, Khojaly-Gedebey archaeological culture, Talysh-Mughan archaeological culture, The Late Bronze - Early Iron Age, craniometry, head injuries, branding, decapitation

В августе 2019 г. археологическая экспедиция Института Археологии и Этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана во главе с д.ф. по истории, доц. А.М. Агаларзаде провела раскопки кургана №1 расположенного близ села Арвана (рис. 1) в Ярдымлинском районе Азербайджанской Республики.

Курган № 1 находился на высоте 1885 м над уровнем моря, в местности именуемой Гаръятан. Курган диаметром 5 х 5 м, был окружен кромлехом из крупных скальных плит. Курган напоминает собой погребение типа «каменный ящик» [13].

В центре кургана находилась могильная камера овальной формы, ориентированная по направлению С-З-Ю-В, размерами 1,8 м (длина) х 1,1 м (ширина), глубиной 1 м. В погребальной камере находилось 8 керамических сосудов, одно бронзовое кольцо, бронзовый кинжал. Поверх сосудов были обнаружены кости животного, а под сосудами костяк человека. Верхняя часть скелета не сохранилась. Нижняя часть скелета была представлена лучевыми костями ног и тазом. Ноги были подогнуты в коленях. Череп погребенного лежал на левой стороне, лицом, обращенным на восток и находился внутри сосуда. Под костяком находилась бронзовая рапира длиной 78 см [13, с. 7].

Курган №1 Арвана датируется концом II - началом I тыс. до н.э. и относится к периоду поздней бронзы - раннего железа. Инвентарь погребения представлен предметами Ходжалы-Кедабекской и Талыш-Муганской археологических культур [13, с. 15].

Из кургана №1 Арвана был исследован один череп (рис. 5) хорошей сохранности.

Палеоантропологический материал из кургана № 1 Арвана, в настоящее время, хранится в фонде Института Археологии и Этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана. Условия хранения соответствуют общепризнанным требованиям и нормам содержания и хранения костных материалов в музейных и фондовых коллекциях. Череп и часть посткраниального скелета из кургана №1 находятся в свободном доступе и использовании их в научных целях сотрудниками Центра антропологии ИАЭ НАНА, а также для других исследователей, но с разрешения руководства Института Археологии и Этнографии НАНА.

Краниологический материал из погребения был исследован по общепринятой в палеоантропологии методике Р. Мартина (по сокращенной программе) [24; 1]. Патологические наблюдения были осуществлены на основе методики разработанной А.П. Бужиловой [2; 3], а также применялись и другие методические пособия, рекомендации и справочники [25; 26; 27; 28]. Рост был вычислен по длине бедренной кости по таблицам Брейтингера и Баха [15; 14].

Череп (табл. 1) мужской (возраст 55-60 лет), гипердоли-хокранный, хамекранный,

гипсистенокранный, овоидной формы, характеризуется очень большим продольным, очень малым на границе с малым поперечным, средним высотным диаметрами мозговой коробки. Лоб узкий, метриометопный, ультрамегаземный. Лицо малое

40

© Д.А. Кириченко, 2020

по ширине и высоте, ортогнат-ное, по указателю — мезен. Орбиты очень малые по высоте, среднеширокие, хамеконхные. Нос среднеширокий, средневы-сокий, мезоринный, средне выступающий над линией профиля. Череп хорошо профилирован на верхнем и нижнем уровне.

Антропологический тип европеоидный. На наш взгляд на черепе присутствуют черты, как южной, так и северной ветви европеоидной расы.

Рост погребенного составлял около 170 см.

На тыльной стороне лобной кости черепе из кургана отмечаются два вдавления (рис. 2), размерами 2 х 2,7 см. Возможно, данное повреждение было вызвано с вследствие прижигания кости каким-то раскаленным предметом. На кости черепа видны трещины, проходящие в центре и слева на лбу и ближе к виску. Здесь мы можем наблюдать, т.н. «клеймение». Вероятно, мужчина перед (или в момент) смертью подвергся данной процедуре.

Клеймо, без сомнения, является довольно своеобразным идентификационным признаком наряду с татуировкой, представляющей собой особый узор на теле, иногда заключающий в себе элементы автобиографии, пристрастия, принадлежность к определенной группе и т.д. [9, с. 127].

В древности клеймение применялось как знак принадлежности. Калечение служило также и наказанием и применялось при пытках.

Если внимательно присмотреться, то в целом вдавления образуют фигуру (рис. 3) наподобие перевернутого трезубца. Может быть предмет, которым было совершено клеймение, представлял собой некий трезубец, либо же это была своего рода тамга.

Возможно, в качестве инструмента для клейма выступал

бронзовый крюк («вилка», трезубец).

Наиболее ранние (начало -середина III тыс. до н. э.) бронзовые «крюки», «вилки» или «трезубцы» (рис. 4) на длинных деревянных ручках серийно представлены в материалах майкоп-ско-новосвободненской общности в Предкавказье и южнорусских степях. [5, с. 93]. Помимо практического значения эти предметы несли еще важное культовое и мифологическое предназначение.

Практическое применение таких предметов на длинной деревянной ручке с движущейся двухколесной повозки возможно при разрушении вражеских построений неприятеля, принудительном захвате противника на поле боя или, что более актуально для животновода, -дистанционном извлечении из стада молодых, только что родившихся особей [5, с. 100].

В Месопотамии трезубый жезл служил символом богини плодородия, любви, войны и распри — Иштар.

Впервые черепа со следами «клеймения» на территории Азербайджана были обнаружены в погребениях из жальника так называемого «культового кургана» №36 Ходжалы-Кедабекской археологической культуры из раскопок Я.И. Гуммеля в долине р. Гянджачай [4].

Над зольным слоем было обнаружено на разной высоте от грунта 12 погребений жальнич-ного типа: покойников (взрослых и подростков) клали просто на землю и засыпали [4, с. 114].

Костяки лежали в

скорченном на правом боку положении, с чуть согнутыми в локтях руками и в коленях ногами. Ориентировка костяков запад (голова) - восток (ноги). Головы шести из них были обращены лицом к югу, головы же шести других были обращены лицом вниз. На черепах трех из костяков, обращенных лицом

Кириченко Дмитрий Александрович,

д.ф. по истории, доцент, ведущий научный сотрудник Центра Антропологии Института Археологии и Этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана (г. Баку, Азербайджан)

Рис. 1. Местоположение кургана №1

Рис. 2. Травмы на лобной кости черепа (стрелками показаны трещины, кругами -вдавления)

Рис. 3. Следы на лобной кости от возможного «клейма»

Рис. 4.

1 - Оттиск цилиндрической печати, древневавилонский период, Чагар Базар (Сирия) [Епимахов,2014]

2 - «Вилка»-«трезубец», Новосвободная, курган №1 [Епима-

хов,2014]

3 - «Вилка»-«трезубец», Клады, курган №31, погребение №5

[Епимахов,2014]

вниз, имеется на тыльной стороне теменной кости шрам овальной формы (2 х 2,5 см) с реактивным воспалением кости и вдавлением в центре. Череп с таким же шрамом на правой теменной кости был обнаружен в могиле № 6 кургана № 1 на юго-западе от г. Гёйгёль. Шрамы образовались не в результате глубокого ранения, а являются, по всей вероятности, клеймом, получившимся путем наложения на голову раскаленного металлического предмета. Вероятно, данные люди были при жизни рабами, либо же, они имели то или иное отношение к культовой жизни [4, с. 15].

Весьма любопытным является череп одного костяка, по его малым размерам индивида можно было бы принять за ребенка, но изучение показало, что ему на момент смерти было около 25 лет. Клеймо было наложено на его голову в сравнительно молодом возрасте, из-за чего и приостановился его рост и сам он превратился в какое-то уродливое существо. Наложение клейма привело к кровоизлиянию в мозг, что послужило появлению у человека Джаконовской эпилепсии. Во время эпилептических припадков, подобные лица, могли воздействовать на воображение людей и не исключена их причастность к религиозно-обрядовой жизни общества [4, с. 15].

Нами ранее было выдвинуто предположение, что данные манипуляции с черепами из жальника «культового» кургана № 36 связывались, также, возможно, и с символической трепанацией, произведенной методом прижигания [6, с. 144].

Я.И. Гуммель отмечал, что курган № 36 являлся не просто кладбищем эпохи бронзы, а неким местом культа [4, с. 118].

Однако, вернемся к мужскому черепу из кургана. Помимо вдавления на лобной кости на

черепе отмечается также и предполагаемая декапитация (рис. 6).

Под декапитацией (от де...+ лат. caput (capitis) - голова) [10, с. 153] понимают отсечение головы у живого существа (в данном случае, у человека).

В основании черепа мужчины из кургана № 1 отмечаются механические разломы мыщелков и повреждение сосцевидных отростков (на правом сосцевидном отростке виден, как будто срез). Механические разломы и повреждения относятся к моменту смерти индивида.

Травмы такого рода определяются как связанные с отсечением головы у человека, находящимся в вертикальном положении [23]. Голова была отсечена резким ударом рубящего оружия. Удар был нанесен сзади.

В древности отсеченная человеческая голова имела большое символическое значение, как вместилище души и силы человека и использовалась в различных религиозных и культовых ритуалах. Обычай «охоты за головами» был распространен с глубокой древности и сохранялся вплоть до современности. Голова считалась очень важным боевым трофеем.

Письменные упоминания об обезглавливании мы встречаем в надписях ассирийских царей Ашшурнасирпала II (884/3859 гг. до н.э.) и Салманасара III (859-824 гг. до н.э.) [16].

Гомер, создатель «Иллиады», свидетельствует, что обычай добывания черепов был не чужд ахейским героям. Отрезать голову врагу означало овладеть его душой, псюхе (считалось, что душа обитает в голове). Библейский Давид, поразивший Голиафа в лоб из пращи, отрубил ему голову на поле боя [8, с. 112].

Среди древних европейских народов особенно развит культ черепов был у кельтов. Головы убитых врагов посвящали умершим героям — покровителям племени или предкам [8, с. 113].

Отрубленные человеческие головы представлены в ближневосточном искусстве (рис. 7-8). Среди них следует упомянуть знаменитые «Палетку Нармера» (ок. 2850 г. до н.э.) из Египта и «Стелу коршунов» шумерского царя Эанатума (ок. XXV в. до н.э.), а также барельефы периода

Новоассирийского царства (XVII вв. до н.э.).

На поле боя обезглавливание часто было средством убийства раненого врага. Армии обычно забирали отрубленные головы своих врагов для доказательства победы. Взятие голов также было простым и удобным способом

записи, кто был убит в бою и сколько было убито. В конце концов, головы было легче транспортировать, чем целые трупы. Головы, наряду с другой добычей, представляли особую ценность как показатель господства [22].

Рис. 5

Мужской череп из кургана №1

Таблица 1.

Индивидуальные измерения мужского черепа из кургана №1 Арвана

Отрубленные головы с пафосом проносили в торжественных шествиях, чтобы не было сомнения в победителе, были также выставлены для всеобщего обозрения на показ с целью навести шок, трепет и ужас на зрителей. Отсеченные головы являлись знаковым символом празднования победы, показателем величия правителя, предупреждением для тех, кто захочет бросить вызов или поставит под сомнение величие этой власти.

Самые ранние свидетельства декапитации на основе палеоан-тропологических материалов с территории Ближнего Востока были выявлены на двух черепах из Телль Гарамеля (Северная Сирия), которые относятся к эпохе докерамического неолита

и датируются 9-10 тыс. до н.э. [18]. Два черепа эпохи неолита из Чатал Гуюка (Турция) также несут на себе следы декапитации [18, р. 749]. III тыс. до н.э. датируется случай декапитации из Гизы с территории Египта [21].

В период халколита череп со следами декапитации был обнаружен в Великентском могильнике на территории Дагестана [7]. В эпоху ранней бронзы на Южном Кавказе декапитация встречалась у населения Кура-Араксской археологической культуры в могильнике Ланджик (мужчина, 60-65 лет и две женщины: 45-49 и 50-59 лет) [12; 19], а также в могильниках Ход-жалы-Кедабекской археологической культуры — Норадуз (погр. № 21, женщина, 40-45 лет) [19], Кармир (погр. № 3, женщина, 20-25 лет) [19], Багери Чала (погр. № 9, мужчина, 40-45 лет) [11] датируемых эпохой поздней бронзы - раннего железа с территории нынешней Армении.

Второй половиной VIII в. до н.э. датируется находка мужского (возраст 33-42 года) черепа со следами декапитации и множественных травм из пещеры Хир-бет Шемсин с территории Израиля [17].

В случае из кургана №1 Ар-вана мы имеем дело, не с ритуальным, а с боевым характером действия, когда голова была отсечена при каком-то военном столкновении или сразу после него, либо же была совершена казнь.

Обезглавливание считалось самой страшной казнью: лишенный головы не мог рассчитывать даже на загробную жизнь [8, с. 118].

Судя по всему, человек из Ар-вана подвергся перед смертью еще и пыткам в виде прижигания лба каким-то раскаленным предметом (клеймение), а спустя какое-то время и декапитации. После смерти индивид был возвращен своими сородичами и захоронен в отдельном кургане с

богатым инвентарем. Интересным фактом является обнаружение в кургане меча типа рапиры, достаточно острого и сейчас. Вероятно, именно похожим мечом и был лишен головы погребенный.

В настоящее время череп из кургана № 1 Арвана является пока единственным случаем де-капитации с территории Азербайджана.

Литература:

1. Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия. Методика антропометрических исследований. М.: Наука, 1964. 128 с.

2. Бужилова А.П. Древнее население: (Палеопатологические исследования). М.: ИА РАН, 1995. 189 с.

3. Бужилова А. П. Палео-патология в биоархеологических реконструкциях // Историческая экология человека. Методика биологических исследований. М.: Старый Сад, 1998. С. 87-147.

4. Гуммель Я.И. Археологические очерки. Б.: АзФан, 1940. 166 с.

5. Епимахов А.В. К оценке свидетельств дальних связей в эпоху палеометалла / Таинство этнической истории древнейших номадов степной Евразии. Алматы: Научно-реставрационная лаборатория. «Остров Крым», 2014. С. 40-125.

6. Кириченко Д.А Палеоантропология Азербайджана (неолит-эпоха бронзы) / Проблемы археологии Кавказа и Передней Азии. Неолит - поздняя бронза. Баку, 2017. С. 140-157.

7. Медникова М.Б., Бужилова А.П., Добровольская М.В., Лебединская Г.В. Антропологические материалы из Великента (Раскопки 1995-1998 гг.) // Российская археология.. 2007. Вып. 3. С. 19-29.

8. Петрухин В.Я. Загробный мир. Мифы о загробном мире: мифы разных народов. М.: АСТ: Астрель, 2010. 416 с.

9. Русакова М.Ю. Феномен клеймения // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 127-130.

10. Словарь иностранных слов / под ред. Ф.Н. Петрова. М.: Русский язык, 1989. 624 с.

11. Худавердян А.Ю., Обо-сян С.Г. Антропо-экологическое

№ Признак по Р.Мартину Ярдым-лы в 55-60 лет

1 197

8 133,8

5 112,7

9 92

17 134,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 122,8

40 106

45 126,4

48 65

51 41

52 30

54 25

55 51

66 85

77 130,5

< ZM 117,9

75 (1) 27

8:1 67,9

9:8 68,8

17:1 68,3

17:8 100,5

40:5 94,1

48:45 51,4

52:51 73,2

54:55 49

исследование некрополя эпохи поздней бронзы и раннего железного века Багери чала (Армения) // Труды Маргианской археологической

экспедиции. 2018. Т .7. С. 186-201.

12. Худавердян А., Петросян Л., Хачатрян А., Еганян Л. Антропологические материалы из погребений куро-араксской культуры с территории Ширакской равнины // Центр арменоведческих исследований Ширака. Научные труды. Гюмри, 2015. C. 5-22.

13. Agalarzada A.M. AMEA Arxeologiya va Etnoqrafiya institutu "Yardimli arxeoloji ekspedisiyasi"nin 2019-cu ilda gördüyü (jöl tadqiqat i§larinin hesabati. Baki: 2020. 45 s.

14. Bach, A. Zur Berechnung der Körperhöhe aus den langen Gliedmaßenknochen weiblicher Skelette // Anthropologischer Anzeiger. 1965. 29. P. 12-21.

15. Breitinger E. Zur Berechnung der Körperhöhe aus den langen Gliedmassen Knocken // Anthropologischer Anzeiger. Stuttgart. 1937. 14. P. 249-274.

16. Buckner W. Head in Hands: Notes on the Extraction and Display of Human Heads, 2018. URL: https://traditionsofconflict.com/blog/2 018/4/19/head-in-hands-notes-on-the-extraction-and-display-of-human-heads (дата обращения: 01.11.2020)

17. Cohen H., Slon V., Barash A., May H., Medlej B., Hershkovitz I. Assyrian Attitude Towards Captive Enemies: A 2700-year-old Paleo-forensic Study // International Journal of Osteoarchaeology. 2015. Vol. 25. Issue 3. P. 265-280.

18. Kanjou Y., Kuijt I., Erdal S., Kondo O. Early Human Decapitation, 11,700-10,700 cal bp, within the Pre-Pottery Neolithic Village of Tell Qaramel, North Syria // International Journal of Osteoarchaeology. 2015. Vol. 25. Issue 5. P. 743-752.

19. Khudaverdyan A.Yu. Decapitations in Late Bronze Age and Iron Agesites from Sevan region (Armenia) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2014. Vol. 7. Issue 9. P. 1555-1566.

20. Khudaverdyan A.Yu. Decapitation of Humans and Anthropomorphic Figurines in the Kura-Araks Culture from Armenia // The Mankind Quarterly. 2017. Vol. 57 (4). P. 148-158.

21. Lebedev M., Dobrovolskaya M., Mednikova M. A case of decapitation from Giza // Prazske egyptologicke studie (Prague Egyptological Studies). 2018. 21. P. 106-119.

22. LeMon Joel M. Beheading in the Ancient World. 2020. URL: https://www.bibleodyssey.org:443/pas

sages/related-articles/beheading-in-the-ancient-world (дата обращения: 01.11.2020)

23. Manchester K. The archaeology of disease. Bradford: Bradford University Press, 1983. 100 p.

24. Martin R., Saller K. Lehrbuch der Anthropologie in Systematischer Darstellung, mit Besonderer Berücksichtigung der Anthropologischen Methoden. Bd. I. Stuttgart: Fischer, 1957. 518 p.

25. Ortner D.J., Putschar W.G.J. Identification of Pathological Conditions in Human Skeletal Remains. Washington: Smithsonian Institution Press, 1981. 479 р.

26. The Cambridge Encyclopedia of Human Paleopathology by Arthur C. Aufderheide & Conrado Rodriguez-Martin. United Kingdom, Cambridge University Press, 1998. 478 p.

27. Ubelaker D.H. Human Skeletal Remains. Excavation, Analesis, Interpretation. Chicago: Adline Publishing Company, 1978. 116 p.

28. Waldron T. Paleopathology. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 2008. 298 p.

Рис.6.

Следы декапитации на черепе из кургана №1 (стрелками показаны механические повреждения мыщелков и сосцевидных отростков)

2

Рис.7

1 - «Палетка Нармера» (Египет) 2 - «Стела коршунов» шумерского царя Эанатума (Ирак)

Рис.8

Ассирийские барельефы с изображением декапитации и отрубленных голов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.