Статья
спинного мозга. Нарушение функции переваривания и всасывания пищи ведет к дефициту необходимых костной ткани макро- и микроэлементов, витаминов и др., что провоцирует деструкцию костной ткани. Вследствие корешковой компрессии в шейном, грудном и поясничном отделах нарушаются кровоснабжение и функции желез (внутренней секреции, гипофиз, эпифиз, гипоталамус, щитовидной, паращитовидной, надпочечники) из-за чего нарушается гормональный баланс и баланс микро- и макроэлементов в крови и костной ткани. Определенную роль в развитии остеопороза играет и неравномерность статической нагрузки, которая со временем вырабатывается при сколиозе, кифосколио-зе, относительном укорочении конечности и т.д. Все эти факторы влияют на развитие и прогрессирование остеопороза и коксар-троза. Исходя из вышесказанного, общепринятые методы лечения (медикаментозные, физиотерапия, бальнеологические и др.) не устраняя причины заболевания, являются неполноценными и не дают должного эффекта. Процесс обычно заканчивается туго-подвижностью и инвалидностью.
Нами разработана методика лечения КА, направленная на все звенья патогенеза КА с учетом причин, изложенных выше. Эффект от проводимых мероприятий бывает выраженный и стойкий даже в тяжелых запущенных случаях.
£& «а
п п
п п
Рис. Термограмма
Материалы и методы. За период с 15.10.2002 г. по 15.10.2004 г. в ЦВМ г. Владикавказа прошли обследование и лечение 109 лиц различного пола и возраста с коксартрозом. Все ранее получали медикаментозное, бальнеологическое и хирургическое лечение без улучшения; несмотря на постоянное лечение, процесс постоянно прогрессировал, т.е. боли усиливались, беспокоили чаще и более длительное время, объем движений уменьшался. При обследовании в 100% случаев были выявлены сопутствующие патологии в виде сколиоза, остеохондроза и патологии коленных суставов в виде артритов и арторозов. Лечение проводилось по авторской методике - фитолазерофорез (ФЛФ) с воздействием на все зоны выявленных патологий. Уже после первых 3-5 дней лечения пациенты отмечали уменьшение болей, начинали спать по ночам. К концу первого 10-дневного курса у 37 чел. удалось полностью снять боли, увеличив при этом объем движений в суставах. У 23 человек стойкой ремиссии удалось добиться после 2-х курсов лечения, у 45 пациентов проведено 3 курса лечения с перерывами между курсами 10-15 дней. 4 человека прервали лечение по различным причинам (работа, переезд и т.д.). У всех 105 человек отмечена положительная клиническая, термографическая и Я-логическая динамика. Боли полностью сняты и беспокоили редко и незначительно при длительных перегрузках. Объем движений возрос, все пациенты ходят не менее 5-7км в день, а ранее с трудом преодолевали 100-300м. Ведут активный образ жизни.
Пример № 1. Больная У., 59 лет. Двухсторонний коксар-троз с ограничением объема движений и выраженным болевым синдромом. Артрозо-артрит коленных суставов. Распространенный остеохондроз. Мигрень. Вертебробазилярная недостаточность, Артериальная гипертензия. Обратилась с жалобами на сильные боли в тазобедренных и коленных суставах, головную боль, головокружение, шум в ушах, резкое ограничение двигательной активности (с трудом передвигается по дому, выходит на улицу только с посторонней помощью). При обследовании выявилась гипертермия в области позвоночника, больше в пояснично-крестцовом и шейно-грудном отделах, в области тазобедрен-
ных и коленных суставов. Проведено 3 курса лечения по 10 дней по авторской методике. Уже на 7 день пациентка могла дойти с остановками до дома (около 1,5 км), к концу второго курса свободно ходит без передышки 1—1,5 км, полностью приседает, болей в коленных суставах нет, головных болей, головокружения не отмечает. После третьего курса ходит до 5 км без отдыха и болей. Начала работать, объем движений в коленных суставах не ограничен, в тазобедренных суставах - незначительное ограничение объема пассивных движений, болей нет.
Явления сопутствующего артрозо-артрита коленных суставов (подтвержденные Я-логически) также явились следствием смещения оси позвоночника и таза в горизонтальной оси, что привело к смещению суставных поверхностей костей коленного сустава относительно друг друга, с последующей травматизацией и развитием артроза. Ранее пациентка лечилась в течение 8 лет постоянно в стационарах и амбулаторно, выезжала на санаторнокурортное лечение, но состояние прогрессивно ухудшалось. После лечения отмечена выраженная положительная динамика.
Пример №2. Больной Д., 20 лет, футболист. Обратился в ЦВМ с жалобами на боли в тазобедренных суставах, больше в правом, усиливающиеся по ночам и при беге, ходьбе. Вынужден был бросить спорт. В течение 7 месяцев лечился стационарно, амбулаторно и в санатории ортопедического профиля. В итоге предложена операция, заключающаяся в трепанации кортикального слоя с последующей закрытой экскохлеацией патологического очага и частичное разрушение губчатой кости и внутренних слоев кортикального слоя головки бедренной кости. Это наименее травматичная и безопасная, по мнению хирургов-травматологов, операция, которую предложили 20-летнему парню вместе с советом забыть спорт и физические нагрузки.
После проведенного обследования в ЦВМ, помимо двухстороннего коксартороза выявлен 8-образный кифосколиоз с относительным укорочением конечности (см. термограмму на рис.). Назначено амбулаторно-курсовое лечение по авторской методике. После первого 10-дневного курса боли в покое и ночью прекратились, после 3-х курсов с перерывами между курсами по 10-12 дней стал ходить до 7-8 км без остановки и бегать трусцой. Проведен 4-й курс, после которого пациент возобновил тренировки в основном составе команды первой лиги.
Литература
1. Шапошников В.И. Коксартроз - одна из глобальных проблем современной цивилизации. Кубанская гос. мед. академия, Краснодар / Мат-лы конференций // «Успехи современного естествознания».- №9.- 2004.- С. 85.
УДК 616.13-002-089
КЛЕТОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕЧЕНИИ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОГО АОРТОАРТЕРИИТА
И.Я. АЛЕКСАНДРОВА*, И.Г. ОСИНА**, В.А. РОССИЕВ
Лечение системных васкулитов (неспецифического аорто-артериита - НАА) - сложная задача, так как используемая стероидная и цитостатическая терапия не всегда приводит к достижению клинико-лабораторной ремиссии заболевания, что требует поиска новых подходов к тактике ведения этих больных. В последние годы получает распространение аутоиммунная теория возникновения и прогрессирования НАА [1]. Применение высо-кодозной иммуносупрессивной терапии с аутологичной трансплантацией стволовых кроветворных клеток (ВИСТ с АТ СКК) в лечении тяжелых форм аутоиммунных болезней для подавления иммуновоспалительного процесса [2], позволяет расширить арсенал средств лечения рефрактерного НАА. Приводим наблюдение за больным с НАА, которому в Самарской областной клинической больнице была проведена ВИСТ с АТ СКК.
Больной Н., 32 года, заболевание началось в 1999 году: повышение температуры тела до 39°С, слабость, боли в грудной
**Самарская областная клиническая больница им. М. И. Калинина Самарский военно-медицинский институт
Статья
клетке, чувство скованности в позвоночнике и суставах плечевого пояса. При обследовании в ревматологическом отделении выявлено повышение СОЭ до 49 мм/ч, С-РБ 4+. При допплерографии обнаружено стенотическое поражение левой подключичной артерии. НАА диагностировали по критериям Американской коллегии ревматологов (1990) [3] и по шкале классификационных критериев Шилкиной Н.П. (1994) [4]. На фоне проводимой терапии преднизолоном по 30 мг/сут, нестероидными противовоспалительными препаратами (НПВП) отмечено улучшение состояния больного. В январе 2000 г. вновь появились субфебрилитет, интенсивные боли в мышцах предплечья и плеча, в грудной клетке, головная боль, повышение СОЭ до 26 мм/ч и циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) до 0,071 ед.
По данным ультразвуковой ангиодопплерографии, обнаружена гипоплазия левой позвоночной артерии. Лечение преднизо-лоном по 15 мг/сут, плазмаферезом (ПФ), сосудорасширяющими препаратами и антикоагулянтами привело к значительному улучшению. В течение 6 мес. принимал поддерживающую дозу преднизолона 15 мг/сут. В августе 2000 г. при попытке снижения поддерживающей дозы преднизолона - резкое ухудшение: усилились боли в грудной клетке и позвоночнике, появились боли в области сердца, сердцебиение, лихорадка до 38°С, снижение наполнения пульса на левой плечевой артерии. Больной вновь поступил в ревматологическое отделение (СОЭ=34 мм/ч, ЦИК=0,143 ед.). Проводилась пульс-терапия циклофосфаном (ПТ-ЦФ) 200 мг, получал преднизолон по 20 мг/сут, после чего состояние стабилизировалось. В сентябре 2000 г. произведена левосторонняя внутрисосудистая дилатация и стентирование подключичной артерии. После операции состояние больного улучшилось: на левой руке появился пульс и восстановилась мышечная сила. Через 7 мес. - рецидив заболевания: общая слабость, сердцебиение, повышение температуры тела до суб-фебрильных цифр. При осмотре выявлена асимметрия систолического артериального давления на плечевых артериях (справа -130/80 мм рт.ст., слева - 110/80 мм рт. ст.). Анализ крови: СОЭ=24 мм/ч. На ангиограмме: выявлены признаки НАА.
Состояние после стентирования левой подключичной артерии. Полная реканализация первого сегмента левой подключичной артерии. При ультразвуковой допплерографии брахиоцефального ствола динамически значимых поражений в бассейне сонных и позвоночных артерий не выявлено. Проведено 2 сеанса ПТ метипредом по 250 мг, лечение преднизолоном 15 мг/сут внутрь, НПВП, сосудистыми препаратами, выписан с улучшением в самочувствии и положительной динамикой лабораторных показателей крови. В дальнейшем продолжали периодически беспокоить боли в позвоночнике, в грудной клетке, в области шеи, головные боли, сердцебиение, повышение артериального давления, ощущение слабости в руках, субфебрильная температура. Лечение в ревматологическом отделении в августе 2001 года и феврале 2002 года включало проведение ПТ-ГКС, ПФ с нестойким клинико-лабораторным эффектом. В июле 2002 года поступил в ревматологическое отделение, предъявляя жалобы на острые, «простреливающие» боли в грудной клетке, давящие боли в области сердца, на слабость в руках, повышение артериального давления до 170/100 мм рт.ст., общую слабость, субфеб-рильную температуру, головную боль (СОЭ 30 мм/ч, ЦИК
0,069 ед.). Цветное допплеровское картирование (ЦДК) вен верхних конечностей: справа в начальном отделе общей сонной артерии отмечено утолщение стенок за счет всех слоев до 2-3 мм с понижением эхогенности их, неровными внутренними контурами, сужением просвета сосуда на 30-50%. Позвоночные артерии - кровоток нормального направления, слева умеренно снижен, с несколько измененной формой допплерограммы.
Проведено 3 сеанса ПТ-ЦФ по 200 мг и дексаметазоном по 200 мг в сочетании с ПФ, получал азатиоприн, преднизолон 15 мг/сут, сохранялся субфебрилитет. Учитывая высокую степень активности и прогрессирующее течение заболевания, что проявлялось вовлечением в процесс новых сосудистых бассейнов, на фоне стандартной терапии глюкокортикостероидами и цитостатиками было принято решение о проведении ВИСТ с АТ СКК. Мобилизацию аутологичных стволовых кроветворных клеток (СКК) проводили препаратом нейпогеном («Roche») в дозе 10 мкг/кг, получение СКК осуществлялось цитаферезом на аппарате «Haemonetiks MCS» на 4 и 5 день от начала мобилизации. Для пациента было заготовлено 1,8-108/кг мононуклеаров. СКК были трансплантированы в ноябре 2002 г. после режима конди-
ционирования по протоколу флюдара + алкеран + антилимфоци-тарный глобулин. Сопроводительная терапия включала деконтаминацию кишечника ко-тримоксазолом по 960 мг/сут, эмпериче-скую антибактериальную терапию ципролетом по 1 г/сут, противовирусную терапию фамвиром по 750 мг/сут, противогрибковую профилактику нистатином, введение гепатопротекторов, трансфузии тромбоцитарной массы, назначение гранулоцитарного колониестимулирующого фактора. Посттрансплантационный период осложнился цитопенией, умеренным мукозитом, энтеропатией и токсическим гепатитом. После ВИСТ с АТ СКК пациент наблюдался 15 месяцев амбулаторно, поддерживающая доза преднизолона снижена до 5 мг/сут, состояние удовлетворительное. В начале 2004 г. на фоне снижения дозы преднизолона до 2,5 мг/сут - ухудшение: появились головные боли, боли в области шеи, шум в ушах, повышение температуры тела до 37,3°С.
После увеличения дозы преднизолона до 7,5 мг/сут самочувствие улучшилось. При поступлении в ревматологическое отделение: СОЭ 16 мм/ч. ЦДК брахиоцефального ствола: гемодинамически значимых нарушений в бассейне сонных артерий не выявлено. Снижение кровотока по левой позвоночной артерии. Доминирующая правая позвоночная артерия. Лечение: преднизо-лон 5 мг/сут, ПТ ЦФ 200 мг, сосудистые препараты, выписан с улучшением, рекомендован преднизолон 5 мг/сут.
ВИСТ с АТ СКК - эффективный метод лечения больного НАА с высокой степенью клинико-лабораторной активности и неэффективностью предшествующей терапии. Несмотря на агрессивную терапию, за период с 1999 по 2002 г. г. шло прогрессирование сосудистых изменений, после ВИСТ с АТ СКК (с 2002 г. по 2004 г.) дальнейшей сосудистой прогрессии не наблюдалось. В этом случае имели место небольшая длительность заболевания (3 года) и наличие системных проявлений, положительный эффект ВИСТ с АТ СКК без развития каких-либо побочных реакций и осложнений. Однако роль ВИСТ с АТ СКК в лечении больных системными васкулитами изучена мало, не решен вопрос определения оптимальных показаний для ее проведения. Необходимо продолжение исследований в этой области и дальнейшее накопление наблюдений, которые позволят более четко определить место ВИСТ с АТ СКК при системных васкулитах.
Литература
1. Покровский А.В., Зотиков А.Е. // Врач.- 2000.- № 5.-С.21-23.
2. Tyndall A., Gratwohl A. Blood and marrow stem cell transplants in autoimmune disease: a consensus report written on behalf of the European League Against Rheumatism (EULAR) and the European Group for Blood and Marrow Transplantation (EBMT). B. J. Rheumatol.- 1997.- Vol. 36.- Р. 390-392.
3. Arend W.P. et al. // Arthr. Rheum.- 1990.- Vol. 33.-Р. 1129-1134.
4. Насонов Е.Л. и др. Васкулиты и васкулопатии.- Ярославль: Верхняя Волга, 1999.- 616 с.
УДК 616; 57.083.32
ПОТЕНЦИРОВАННАЯ ФОРМА АЛЛЕРГЕНА ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ АЛЛЕРГОВАКЦИНАЦИИ БОЛЬНЫХ С АТОПИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
В.М. БЕРЖЕЦ, А.И. БЕРЖЕЦ, Е. А. КОРЕНЕВА, М.Н. МЕЛЬНИКОВА, Н.С. ПЕТРОВА*
Для лечения заболеваний атопической природы специфическая аллерговакцинация (САВ) вместе с элиминацией аллергена составляют единственно возможное этиологическое лечение. САВ способна остановить формирование более тяжелых форм заболевания на фоне снижения потребления антиаллергических фармакологических препаратов, сохранить эффект ремиссии в течение длительного времени после прекращения лечения, а
* ГУ Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН. ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова