Научная статья на тему 'КЛЕТИ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН. ПРИНЦИП РАБОТЫ, УСТРОЙСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ'

КЛЕТИ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН. ПРИНЦИП РАБОТЫ, УСТРОЙСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
145
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДЪЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ / ШАХТА / ГОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ПАРАШЮТЫ / ПРИВОД / КОНСТРУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Григорьев Максим Сергеевич

Описаны основные принципы работы шахтных подъемно-транспортных машин. Приведены конструктивные особенности, устройство. Более подробно разобраны шахтные парашюты для клетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Григорьев Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREWS OF MINING LIFTING AND TRANSPORTATION MACHINES. PRINCIPLE OF OPERATION, DEVICE, DESIGN FEATURES

The basic principles of operation of mine hoisting-and-transport machines are described. Design features and device are given. The mine parachutes for cages are disassembled in more detail.

Текст научной работы на тему «КЛЕТИ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН. ПРИНЦИП РАБОТЫ, УСТРОЙСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

Крюков Владимир Алексеевич, д-р техн. наук, профессор, va.krukovagmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Нгуен Чыонг Занг, аспирант, giang.nguyen0607agmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

ANALYSIS OF WORM GEAR CHARACTERISTICS AS A FUNCTION OF SPEED

V.A. Krukov, T.G. Nguyen

The paper presents the results of analyzing the dependence of the power and energy characteristics of the worm gear on the sliding speed. The possibility of switching a non-self-braking worm gear to a self-braking mode with a decrease in the worm rotation frequency is shown. Graphs of the dependence of the transmission efficiency on the sliding speed are plotted.

Key words: worm gear, self-braking, friction, efficiency, force transfer function.

Krukov Vladimir Alekseevich, doctor of technical sciences, professor, va.krukovagmail.com, Russia, Tula, Tula state University,

Nguyen Truong Giang, postgraduate, giang. nguyen060 7@gmail. com, Russia, Tula, Tula State University

УДК 621.86; 622

КЛЕТИ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН. ПРИНЦИП

РАБОТЫ, УСТРОЙСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

М.С. Григорьев

Описаны основные принципы работы шахтных подъемно-транспортных машин. Приведены конструктивные особенности, устройство. Более подробно разобраны шахтные парашюты для клетей.

Ключевые слова: подъемное оборудование, транспортные машины, шахта, горное оборудование, парашюты, привод, конструкция.

Одним из видов оборудования, повсеместно встречающимся на горно-шахтных работах, являются шахтные клети, требуемые для перемещения грузов, оборудования и персонала на шахте [1-3]. Один из элементов шахтной клети является паршют.

Парашюты шахтные для клетей (рис. 1) необходимы для обеспечения безопасности и в своем строении имеют специальную систему захватывания при помощи канатов.

Их главное предназначение заключается в осторожном удерживании и медленном торможении клети при возникшей ситуации разрыва каната (рис. 2 и 3) или подвесной детали. Подобные парашюты могут использоваться в конструкции клетей, масса которых не превышает нормы в тридцать тонн [4].

Подобные парашюты активно используются на предприятиях с помощью од-ноканатного типа подъемов стволов, расположенных вертикально и имеющих односторонние рельсовые проводники или слишком маленькие промежутки между клетями [5-6].

Рис. 1. Шахтные парашюты: а — чертеж; б - модель

Рис. 2. Изображение разрыва каната (обрыва проволок): а — в канате крестовой свивки; б — в канате односторонней

Строение таких приспособлений, как шахтные парашюты для клетей подразумевают включение в себя некоторых важных узлов, необходимых для их эффективной работоспособности.

В первую очередь, к таким узлам относится приспособление в виде ловителя, главной функцией которого является ловля клети при возникновении ситуации разрыва каната или подвесной детали.

Вторым, но не менее важным элементом в качестве узла, являются специальные амортизаторы. Именно они гасят показатели кинетической энергии и помогают создать их осторожное торможение с заранее заданными параметрами. Третий узел представляют муфты для соединения, которые скрепляют между собой два типа канатов -амортизационного и тормозного характера.

Парашюты шахтные для клетей эксплуатируются с целью соединения без необходимости фиксации. При этом поворот рабочих углов в этом случае составляет от +9 вверху и -8 внизу. Подобные устройства производятся в двадцати четырех типоразмерах. Также существует классификация их приводов. Они могут быть электрическими, гидравлическими или пневматическими. Работа парашютов проявляется при условиях принудительной или самостоятельной откатки.

В свое строение шахтные парашюты включают, кроме вышеописанных деталей, роликовые и жесткие направляющие, где размещение проводника носит либо боковой, либо лобовой характер.

Кроме парашютов шахтных для клетей существуют и другие виды подобных конструкций. Особенно востребованы в качестве горно-шахтного оборудования устройства категорий ПТКПА, ПКЛА и ПКТША. Тульский завод горно-шахтного оборудования производит шахтные парашюты типов ПТКА, ПТКПА, ПКЛА, ПКЛША, ПТКША. Типы парашютов отличаются по предельной нагрузке, весу и прочности [7].

Стандартно применяются следующие парашюты:

ПТКА применяются для шахтных клетей с захватом за 2 тормозных каната;

ПТКПА используются для противовесов клетей с захватом, также, как и ПТКА за тормозные канаты;

ПТКША - для клетей шахтных подъемов со шкивами трения с захватом за два тормозных каната;

ПКЛА применяются для клетей вертикальных и наклонных подъемов с захватом уже не за два, а за один тормозной канат и изготавливаются по ТУ.

Тормозной канат является одной из наиболее значимых деталей в шахтном парашюте, так как канат выполняет роль удерживающей единицы, воспринимающей нагрузку при внештатных ситуациях.

Однако нередки случаи нестандартных вариаций парашютов, в зависимости от типа предприятия, завода или компании, а точнее, их деятельности. Разные виды парашютов используются только на вертикальных стволах, поскольку большинство подобных приспособлений устроено таким образом, что трение между рабочими элементами и проводниками должно иметь сопротивление.

Шахтные парашюты для клетей обладают достаточно широкой областью использования.

Шахтные парашюты для клетей являются необходимыми элементами грузоподъемного оборудования, осуществляющего транспортировки в вертикальном направлении или под углом, что вызвано необходимостью осуществления безопасного подъема или опускания как персонала, так и материалов, добытых руд и т. п. Обеспечение безопасности осуществляется за счет использования не только более прочных и надежных узлов и деталей (обеспечивающих запас прочности), но и применение тормозных канатов различной конфигурации, а также шахтных парашютов для клетей.

Список литературы

1. Березовский Н.И., Нагорский А.В. Горные машины и оборудование: в 2-х ч. Минск: БНТУ, 2012. Ч. 1: Проектный расчет эксплуатационных параметров бульдозера. 143 с.

2. Короткий А. А., Хальфин М.Н., Иванов Б.Ф., Харьковский Е.В. Метод оценки подъемных канатов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2018. Вып. 6. С. 428-434.

3. Пестриков С. А., Иванов Н.К., Шаякбаров И.Э. Внедрение инновационных решений в сфере транспортных услуг // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2017. Вып. 5. С. 157-164.

4. Егоров И.В., Жабин А.Б., Поляков А.В. Определение рациональных параметров гидротранспорта твердых полезных ископаемых в системе гидроподъема с подводной станцией // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2019. Вып. 9. С. 89-97.

5. Витчук П.В., Курдюбов Н.Н., Коломиец К.С. Повышение грузоподъемности кранов в условиях чрезвычайных ситуаций с учетом поврежденности металлоконструкций // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2019. Вып. 7. С. 153-163.

6. Кузнецов Ю.А., Тарасов Е.С., Смикалин Н.С. Применение и конструкции подъемно-транспортных машин при строительстве // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2019. Вып. 7. С. 80-84.

7. Шахтные парашюты // ООО «Тульский завод горно-шахтного оборудования». [Электронный ресурс] URL: https://tzgsho.ru/catalog/oborudovanie-shakhtnogo-podema/parashyuty-shakhtnye (дата обращения: 03.10.2020).

Григорьев Максим Сергеевич, студент, tutowserg@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

CREWS OF MINING LIFTING AND TRANSPORTATION MACHINES. PRINCIPLE OF OPERATION, DEVICE, DESIGN FEATURES

M.S. Grigoryev

The basic principles of operation of mine hoisting-and-transport machines are described. Design features and device are given. The mine parachutes for cages are disassembled in more detail.

Key words: lifting equipment, transport vehicles, mine, mining equipment, parachutes, drive, structure.

Grigoryev Maksim Sergeevich, student, tutowserg@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.