Научная статья на тему 'Кластеры Приморского края как перспективные точки роста экономики региона'

Кластеры Приморского края как перспективные точки роста экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / TERRITORIAL INNOVATION CLUSTER / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / CLUSTER POLICY / ТОЧКИ РОСТА / GROWTH POLES / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGE / КОЭФФИЦИЕНТ ЛОКАЛИЗАЦИИ / LOCALIZATION RATIO / СТРУКТУРА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА / STRUCTURE OF THE GROSS REGIONAL PRODUCT / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY KRAI / РЕЖИМ СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК / FREEPORT VLADIVOSTOK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пак Екатерина Валерьевна, Титова Наталья Юрьевна

На сегодняшний день перед экономикой Приморского края Российской Федерации наиболее остро актуализируется задача по выведению её на качественно новый уровень, который в дальнейшем позволит повысить качество жизни граждан региона. В 2008 году был принят закон Приморского края № 324 КЗ «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года», в котором говорится о создании транспортно-логистического, рыбохозяйственного, туристического кластеров, а также кластеров по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья, судостроения и судоремонта. В связи с тем, что данные отрасли обладают высокой степенью диверсификации, возникает вопрос о том, имеет ли край реальные предпосылки к формированию интегрированных структур именно в данных отраслях. Используя методологию Европейской кластерной обсерватории и анализ структуры валового регионального продукта выявлены группы видов экономической деятельности, обладающие наибольшим потенциалом для формирования территориальных кластеров. Приведены факторы, которые могли бы поспособствовать внедрению кластерного подхода в экономике края. В результате исследования выявлено, что такие отрасли, как туризм, сельское хозяйство и транспорт являются ключевыми и интеграции в инновационные кластеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пак Екатерина Валерьевна, Титова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTERS IN PRIMORSKY KRAI AS ADVANCED GROWTH POLES OF REGIONAL ECONOMY

Nowadays the economy of Primorsky Krai of the Russian Federation sets itself a task to take it to a qualitatively new level that would enable improvement in the quality of life of the Russian citizens are needed. In 2008, the Act of Primorsky Krai "On the strategy for Social and Economic development of Primorsky Territory until 2025" has been adopted. It refers to the development of logistics, fisheries, tourism clusters. Also development of clusters for transportation and extensive processing of hydrocarbon raw materials is under consideration. Because of these industries have a high level of diversification; there is a need to analyze real prerequisites for the development of these institutions. Based on analysis of the Gross regional product's structure and methodology of European clustering observatory clusters of economic activities that possess the greatest potential for development of territorial clusters were identified. In the article, factors that could contribute to the implementation of the cluster approach in the economy of the region investigated. The study found that tourism sector, agriculture and transport are key sectors in Primorsky Krai.

Текст научной работы на тему «Кластеры Приморского края как перспективные точки роста экономики региона»

УДК 332.012

КЛАСТЕРЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТОЧКИ РОСТА

ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

© 2017

Пак Екатерина Валерьевна, студент кафедры международного бизнеса и финансов Титова Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса и финансов Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: titova_2010@mail.ru)

Аннотация. На сегодняшний день перед экономикой Приморского края Российской Федерации наиболее остро актуализируется задача по выведению её на качественно новый уровень, который в дальнейшем позволит повысить качество жизни граждан региона. В 2008 году был принят закон Приморского края № 324 - КЗ «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года», в котором говорится о создании транспортно-логистического, рыбохозяйственного, туристического кластеров, а также кластеров по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья, судостроения и судоремонта. В связи с тем, что данные отрасли обладают высокой степенью диверсификации, возникает вопрос о том, имеет ли край реальные предпосылки к формированию интегрированных структур именно в данных отраслях. Используя методологию Европейской кластерной обсерватории и анализ структуры валового регионального продукта выявлены группы видов экономической деятельности, обладающие наибольшим потенциалом для формирования территориальных кластеров. Приведены факторы, которые могли бы поспособствовать внедрению кластерного подхода в экономике края. В результате исследования выявлено, что такие отрасли, как туризм, сельское хозяйство и транспорт являются ключевыми и интеграции в инновационные кластеры.

Ключевые слова: территориально-инновационный кластер, кластерная политика, точки роста, конкурентные преимущества, коэффициент локализации, структура валового регионального продукта, Приморский край; режим Свободного порта Владивосток.

CLUSTERS IN PRIMORSKY KRAI AS ADVANCED GROWTH POLES OF REGIONAL ECONOMY

© 2017

Pak Ekaterina Valeryevna, student of the chair « International Business and Finance»

Titova Natalia Yuryevna, candidate of economical science, associate professor of the chair

«International Business and Finance» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: titova_2010@mail.ru)

Abstract. Nowadays the economy of Primorsky Krai of the Russian Federation sets itself a task to take it to a qualitatively new level that would enable improvement in the quality of life of the Russian citizens are needed. In 2008, the Act of Primorsky Krai "On the strategy for Social and Economic development of Primorsky Territory until 2025" has been adopted. It refers to the development of logistics, fisheries, tourism clusters. Also development of clusters for transportation and extensive processing of hydrocarbon raw materials is under consideration. Because of these industries have a high level of diversification; there is a need to analyze real prerequisites for the development of these institutions. Based on analysis of the Gross regional product's structure and methodology of European clustering observatory clusters of economic activities that possess the greatest potential for development of territorial clusters were identified. In the article, factors that could contribute to the implementation of the cluster approach in the economy of the region investigated. The study found that tourism sector, agriculture and transport are key sectors in Primorsky Krai.

Keywords: territorial innovation cluster, cluster policy, growth poles, competitive advantage, localization ratio, structure of the gross regional product, Primorsky Krai; Freeport Vladivostok.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Приморский край является стратегически важным субъектом Российской Федерации, являющимся системообразующим для российской экономики на Дальнем Востоке. На территории региона создаются территории опережающего социально-экономического развития, введён режимы Свободного порта Владивосток, территорий, начинает своё функционирование игорная зона [1-5]. Но, несмотря на то, что Приморский край реализует новые проекты, финансово-экономическая ситуация в данном регионе ухудшается. Чтобы вывести экономику Приморского края на качественно новый уровень, нужно разработать принципиально новые подходы к решению существующих проблем. На сегодняшний день одним из наиболее эффективных путей развития территорий является применение кластерного подхода [6-9]. Формирование в регионах кластеров как новой формы хозяйствования, экономического взаимодействия и связей позволяет достичь заметного социально-экономического эффекта.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Термин «кластер» впервые был введен профессором Гарварда Майклом Портером. Кластер - это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организа-

ций (компаний, корпораций, научно-исследовательских университетов, банков и т.д.), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [10].

Опыт развитых стран, таких как США, Япония, Корея, Великобритания, Франция, Германия показывает, что региональный кластер способен стать инструментом, который стимулирует развитие региона, формирует особую благоприятную среду для развития малого, среднего и крупного бизнеса и обладает мультипликативным эффектом, который оказывает не только положительное влияние на развитие промышленности, но и способствует повышению уровня и качества жизни населения региона [11-15].

Так, в законе Приморского края «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» №> 324 - КЗ от 02.10.2008 г. отмечены приоритетные направления развития секторов экономики региона путем формирования эффективных инновационных кластеров [16]. В соответствии с данным законом в регионе планируется создание транспортно-логистического, рыбохозяйственного, туристического кластеров, а также кластеров по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья, судостроения и судоремонта.

Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с вышеизложенным, формирование территориально-отраслевых кластеров на территории Приморского края, является актуальным направлением

развития региональной экономики. В то же время, декларированные в стратегических нормативно-правовых актах виды экономической деятельности, в которых планируется создавать кластеры, обладают высокой степенью диверсификации. Поэтому возникает вопрос о том, в какой именно отрасли промышленности имеются наибольшие предпосылки для формирования интеграционных объединений кластерного типа, что и определяет цель настоящего исследования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Следует отметить, что Приморский край обладает достаточными конкурентными преимуществами. В сравнении с остальными регионами ДВФО именно в данном субъекте России наблюдаются уникальные условия, обусловленные высоким качеством транспортной инфраструктуры, близостью к странам АТР, доступностью высококвалифицированных специалистов, развитием институтов поддержки предпринимательства, что является благоприятными предпосылками для создания кластеров. Если распределить факторы, способствующие и препятствующие формированию интегрированных структур кластерного типа в соответствии с «ромбом» конкурентных преимуществ М. Портера, то они примут вид, представленный на рисунке 1.

Щ — /Етр1

Етр

где:

Кластерные группы, коэффициент локализации которых больше 1, являются значимыми. Таким образом, такие отрасли, как, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны, транспорт и связь являются лидерами по данному показателю на протяжении исследуемого периода. Значения коэффициента локализации по данным отраслям к 2015 году составили 0,98, 1,21, 1,35 и 1,32 соответственно.

Таблица 1 - Коэффициент локализации в Приморском крае в 2005, 2010, 2015 гг.

Группы видов экономической деятельности Коэффициент локализации

2005 2010 2015

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство: рыболовство 0,86 0,95 0,98

Добыча полезных ископаемых 0,75 0,6 0,63

Обрабатывающие производства 0,7 0,69 0,66

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 133 1,25 1*25

Строительство 0,67 0,78 0,7

Оптовая и розничная торговля 1,02 0,97 1,21

Гостиницы и рестораны 1,52 1,29 1=35

Тр анспорт и связь 132 136 132

Операции с недвижимым имуществом 0,83 0,72 0,75

Образование 0,92 0.9 0,9

Здравоохранение ипред оставление социальных услуг 0,98 0,87 0,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и пер с ональных услуг 0,92 0.9 0.83

Рисунок 1 - Факторы, способствующие и препятствующие формированию кластеров на территории Приморского края. Источник: составлено авторами

Для того, чтобы выявить, предприятия какой отрасли подлежат к интегрированию в потенциальный кластер, необходимо определить ключевые виды экономической деятельности в Приморском крае, т.е. выявить «точки роста». Концепция «точек роста» основана на стратегии поляризованного регионального развития, и, в общем случае, ее цель - формирование центров промышленности, способных оказать стимулирующее влияние на развитие экономики отдельно взятого региона [17].

Чтобы выявить специализацию Приморского края, нами использована методология Европейской кластерной обсерватории для идентификации и оценки потенциальных кластеров. Данный метод предполагает расчёт коэффициента локализации, который позволит определить специализацию Приморского края. Коэффициент локализации находится по следующей формуле:

(1)

Етр. - количество занятых в секторе экономики i в регионе g;

Етр - общее количество занятых в регионе g;

Етр,- количество занятых в секторе экономики /';

Етр - общее количество занятых в стране [18].

Результаты расчёта коэффициента локализации по группам видов экономической деятельности в Приморском крае за 2005, 2010, 2015 гг. представлены в таблице 1.

Если коэффициент локализации больше единицы, то данная отрасль превалирует в экономике региона (по сравнению с отраслевой структурой страны).

Источник: рассчитано авторами по [19]

Необходимо отметить, что предприятия следующих групп видов экономической деятельности - «производство и распределение электроэнергии газа и воды» «образование», «здравоохранение», несмотря на достаточно высокие коэффициенты локализации, значение которых ежегодно стремится к 1, невозможно интегрировать в потенциальный кластер. Это обусловлено тем, что классическое определение кластера подразумевает то, что предприятия, входящие в состав кластера должны быть, во-первых, связаны единой технологической цепочкой, во-вторых конкурировать между собой, но в то же время взаимодополнять друг друга. В указанных отраслях в Приморском крае преобладают организации с государственным участием, финансируемых из государственного бюджета, что затрудняет их инновационную активность и стремление к интеграции.

В то же время, для выявления потенциальных кластеров анализа по численности занятых в отрасли недостаточно, поскольку для кластеров важно не только наличие трудовых ресурсов, но и достаточная концентрация производительных сил на исследуемой территории. Для выявления данного аспекта предлагается взять показатель структуры валового регионального продукта (здесь и далее - ВРП). ВРП является, по сути, обобщенным индикатором, характеризирующим уровень экономического развития региона. Его объём говорит о том, какова стоимость всех выпущенных товаров и услуг во всех экономических отраслях в конкретном регионе.

Из диаграммы, представленной на рисунке 2, видно, что наибольший удельный вес ВРП принадлежит следующим отраслям: транспорту и связи, сельскому хозяйству, рыболовству и рыбоводству, оптовой и розничной торговле, а также туризму (гостиницы и рестораны).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исходя из данных, полученных в результате расчёта коэффициента локализации, а также, анализа структуры ВРП, можно сделать вывод о том, специализация региона основывается на следующих отраслях: транспорт, туризм и сельское хозяйство.

Сельское хозяйство является одним из основных секторов экономики Приморского края. Это объясняется тем, что данный регион затрагивает широкий спектр климатических зон, который предполагает благоприятные условия для возделывания практически всех культур, включая теплолюбивые (рис, бахчевые и масляничные культуры). В крае также активно развиваются мясомолочное животноводство, клеточное звероводство, оленеводство (пятнистые олени), пчеловодство. По валовому объему производства продукции сельского хозяйства

по итогам 2015 года Приморский край занимает 2 место среди субъектов Дальневосточного Федерального округа [19].

Рисунок 2 - Структура ВРП в Приморском крае по видам экономической деятельности в процентах за 2013, 2014 гг.

Необходимо особо выделить то, что «гостиницы и рестораны» как часть туристическо-рекреационной отрасли также являются приоритетным направлением в развитии экономики Приморского края. В связи с тем, что Владивостоку присвоили статус Свободного порта, Приморский край стал привлекательным для заграничных инвесторов, планирующих стать его резидентами. Кроме того, в федеральную целевую программу по развитию внутреннего и въездного туризма уже внесены три туристических кластера «Изумрудное кольцо», «Приморское кольцо» и «Пидан», развитие которых подлежит софинансированию из федерального бюджета. [20, 21].

Приморский край занимает в транспортно-логистиче-ской системе РФ выгодное положение: это регион, через который пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные пути, связывающие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия - Китай, Транссиб и государственную трассу Владивосток - Хабаровск [19]. Поэтому, транспорт так же является ведущим сектором экономики Приморского края, что объясняется приморским положением региона и близостью динамично развивающихся стран - экономических лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлены группы видов экономической деятельности, обладающие наибольшим потенциалом для формирования территориальных инновационных кластеров. Данные интегрированные структуры будут являться ключевыми точками роста развития экономики Приморского края.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. О свободном порте Владивосток [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 212-ФЗ от 13.07.2015 г. -Режим доступа: СПС Консультант Плюс.

2. О создании игорной зоны «Приморье» на территории Артёмовского городского округа Приморского края [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 г. № 1213-р. - Режим доступа: СПС Консультант Плюс.

3. Красова Е.В. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы и риски. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2015. №3. С. 93 -97.

4. Олейник Е.Б. К вопросу о реализации проектов территорий опережающего развития на Дальнем

Востоке России Стратегия устойчивого развития регионов России. 2016. № 36. С. 33-38.

5. Масюк Н.Н, Матвеева М.В, Бушуева М. А., Дальний Восток России: риски и перспективы создания игорно-равлекательной зоны «Приморье» // Научное обозрение. 2015. №17. с. 264-268.

6. Тарасенко В. В. Стратегии развития территориальных кластеров // Экономические стратегии, 2011. № 10. С. 82-92.

7. Ворожбит О.Ю. Дальневосточный рыбопромышленный кластер как организационная новация // Экономические науки. 2008. № 47. С. 194-198.

8. Татаркин А. И. Кластерная политика региона // Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. № 8. С. 11-19.

9. Несмачных О.В., Литовченко В.В. Структурная стратегия управления кластером // Международный журнал прикладных и фундаментальный исследований.

2014. № 8-1. С. 148-151.

10. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М. : Изд. дом Вильямс, 2005. - 608 с.

11. Аркин П.А.,Власенко М.Н. Развитие промышленных кластеров: мировые тенденции и Россия // Проблемы современной экономики. 2012. №1. С. 101 - 104.

12. Жиляков Д.Е. Кластерный подход к формированию конкурентоспособности региональной экономики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2010. Т. 14. №7. С. 27 - 34.

13. Татаркин А.И. Развитие экономического пространства регионов России на основе кластерных принципов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. №3. С. 28 - 36.

14. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России // Общество и экономика. 2007. № 8. С. 28—64.

15. Порваткина М. В. Зарубежный опыт формирования и развития региональных кластеров в экономически развитых странах // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 12. С. 112—116.

16. О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года [Электронный ресурс]: Закон Приморского края № 324-КЗ от 20.10.2008. -Режим доступа: СПС Консультант Плюс.

17. Молчан А.С. Формирование точек экономического роста как базовая экономическая стратегия развития и модернизации региональной экономики. // Политематический сетевой научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2011. №67. С. 259-282.

18. Растворцева С. Н. Идентификация и оценка региональных кластеров // Журнал «Экономика региона», 2013. №4. С.28 - 32.

19. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: http://primstat.gks.ru.

20. Чжан М., Шмидт Ю.Д., Золотова В.И. Состояние и тенденции развития инфраструктуры туризма в Приморском крае // Экономика и предпринимательство.

2015. № 11-1 (64-1). С. 331-335.

21. Туристические кластеры Приморского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prima-media. ru/news/economics/09.12.2015/478066/vladimir-schur-obschepit-oteИ-i-akvapark-to-vo-chto-stoit-vkladrvat-dengi-

v-p.htmi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.