Кластеры как форма региональной экономической интеграции
Современный этап глобализации мировой экономики сопровождается возрастанием участия регионов в международном сотрудничестве, повышением роли территориальных образований в планах транснациональных компаний, формированием региональных территориально-производственных комплексов, или, как их называют специалисты, - кластеров. Процесс кластеризации компаний захватывает все большее число стран и регионов мира.
Региональный экономический кластер - это совокупность фирм, университетов и других организаций, связанных в определенной производственной области в определенном регионе, где синергия достигается при помощи конкуренции и кооперации между участниками. Среди характеристик региональных кластеров следует отметить открытость, распространяющуюся за пределы внутрирегиональных сетей и имеющую цель использовать внешние ресурсы.1 Высокополезными могут стать международные межкластерные обмены.
Экономические кластеры известны с древности: уже тогда в городах существовали кварталы ремесленников. Примеры стихийного роста кластеров легко найти и в не столь далеком прошлом — это, например, производство игрушек в Нюрнберге, империя кино в Голливуде и, конечно, индустрия высоких технологий в Кремниевой долине. Техническое развитие идет быстрее, если поставщики, покупатели, сотрудники и исследователи лично взаимодействуют друг с другом, — в этом убедились многие компании национальной экономики». Кроме того, оказалось, что при территориальной близости снижаются трансакционные издержки. Когда в одном кластере собраны талантливые специалисты, сконцентрированы торговые связи, отраслевые знания и ка-
А.О. Хомутов
УДК 332 ББК 65.4 Х - 768
1 Семёнова Н. Кластеризация - новое явление в мировой экономике и политике // http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/ klasterizatsiya-novoe-yavlenie-rol-v-mirovoi-ekonomike-politike
питал, нацеленный на все новое, образуется питательная среда для инноваций и роста. В результате успех одной из компаний кластера способствует увеличению добавленной стоимости всей сети.
Существует несколько определений кластеров, каждое из которых подчеркивает тот или иной аспект (приоритет) его функционирования. Как социальное понятие «кластер» — один из способов самоорганизации сообщества для выживания в условиях жесткой международной конкуренции. В инновационном процессе кластер можно рассматривать как устойчивое территориально-отраслевое партнерство, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения его конкурентоспособности. Промышленный кластер — это группа географически соседствующих и интеграционно взаимодействующих компаний и связанных с ним организаций, функционирующих в определенной отраслевой (многоотраслевой) сфере и взаимодополняющих друг друга.2
В США одним из первых разрабатывать кластерные модели начал М. Портер. В 1990 г. он определил кластер как группу географически соседствующих и сотрудничающих компаний и организаций, действующих в определённой сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.3 Кластеризация является естественным процессом. Однако многие кластеры до сих пор не имеют достаточных размеров или конкурентоспособности и до сих пор находятся в поиске способов выйти в лидеры. Такой регион, как Рур, пытается сменить специализацию с тяжелой промышленности на информационные технологии. Хотя такая смена специализации может быть отнесена к созданию кластера, очень небольшое число районов имеют четко выработанную политику по созданию и развитию кластера.
Местные и центральные власти также систематически внедряют проекты по созданию и развитию инновационных кластеров в некоторых регионах. Важность региональной переориентации инвестиционной политики в рамках кластера связана с характером инновационного развития мировой экономики. Малый и средний бизнес лучше приспособлен к быстрой смене технологий продуктов, может создавать конкурентоспособную продукцию при более низких капиталовложениях и быть конкурентоспособным даже при росте традиционных издержек за счет высокой добавленной стоимости. В такой экономике локальные альянсы предпринимателей и местной администрации становятся одним из определяющих факторов достижения успеха на рынке.
2 Кластеры — центры деловой активности//Дело. Общество. Деньги, №1. 2008// http:// smi.yuga.ru/pages/dod/news/show/?newsid=31425 // 20.10.08,
3 См. Волкова Н.Н. , Сахно Т.В. Индустриальные кластеры США// США - Канада. Экономика, политика, культура, № 1, Январь 2007, C. 51-68 // http://dlib.eastview.com/browse/ doc/11632314
Региональная кластерная переориентация инвестиционной политики связана с особенностями создания и использования принципиально новых технологий, которые становятся все более затратными ввиду больших расходов на осуществление научных исследований и подготовку высококвалифицированных кадров. С региональной кластерной специализацией связан и процесс распространения новых технологий между национальными фирмами, производящими одинаковую продукцию, который в регионе происходит быстрее, чем в условиях диверсифицированного национального производства. Это вполне объяснимо, поскольку специализация множества фирм, производящих материалы и оборудование в рамках кластера, а также опыт управления таким производством и внедрение товаров на рынок значительно сокращает затраты на освоение новых технологий фирмами региона. Как следствие, происходит значительное увеличение совокупного экономического эффекта для региона, поскольку эффект от внедрения новой технологии в рамках кластера существенно больше, чем на одной фирме.
Практически любые проекты (за исключением тех, что были отклонены правительством страны) могут быть внедрены властями региона или города на свой страх и риск. Центральное правительство внедряет большое число программ поддержки отдельных регионов и областей технологий, но более специфическое планирование развития кластера осуществляется местными властями, за счет чего проявляется специфика каждого региона. На активность кластера, а следовательно, на его развитие, значительно влияет наличие и активность исследовательских институтов. В Баварии, например, существуют лица, называемые координаторами кластера, организующие взаимодействие агентов внутри кластера. Координаторы обычно выбираются из профессорской среды.
В экономически развитых странах международная конкурентоспособность укреплялась в рамках отдельных кластеров. С началом формирования ключевых промышленных кластеров в ведущих экономиках, например в Германии (химия, машиностроение) и Франции (производство продуктов питания, косметики) в 1950-1960-е гг., целые группы отраслей стали взаимодействовать внутри кластеров. В настоящее время полностью кластеризованы финская и скандинавская промышленность.
Конкурентоспособность Швеции в целлюлозно-бумажном секторе распространяется на оборудование по деревообработке и производству бумаги, конвейерные линии и некоторые смежные отрасли-потребители (например, производство спичек). Дания разработала специфические промышленные технологии для агробизнеса и пищевой промышленности. Подобным же образом немецкие машиностроители и автомобилестроители выигрывают от наличия в Германии высокоразвитого производства компонентов для этих отраслей. В Италии специальные кластеры сформировались в промышленных районах, в которых сложились отраслевые комбинации: металлообработка — режущий инструмент, мода — дизайн, кожа — обувь, деревообработка — мебель.
Китаю понадобилось почти 15 лет и огромные внешние инвестиции для создания конкурентоспособных кластеров вокруг ориентированных на экспорт текстильной промышленности, фабрик спорттоваров, одежды, игрушек, посуды и др.
В настоящее время в США более половины предприятий работает по такой модели производства — предприятия кластера находятся в одном регионе и максимально используют его природный, кадровый и инновационный потенциал. Задача формирования и укрепления региональных инновационных кластеров в США была поставлена в число важнейших национальных приоритетов в докладе Совета по конкурентоспособности 2001 г.: «В эпоху, когда национальные границы становятся менее важными по мере глобального движения капитала, технологий и таланта, двигатели инноваций, как никогда, приобретают локальный характер».4
Во многих развитых странах отраслевые кластеры стали привычной формой организации бизнес-сообществ. В качестве характерных примеров можно назвать кластеры — автомобильный (Северный Рейн-Вест-фалия, Германия), химический (Сингапур; Пермская область, Россия), биотехнологический (Швеция), продуктовый (Аризона, США), связи и телекоммуникаций (Италия; Хельсинки, Финляндия), аэрокосмический (Московский регион), кинопроизводства (Голливуд, США), компьютерной техники и информационных технологий (Силиконовая долина. США). Известны кластеры в сфере малого и среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инновационной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестроение), в области автоспорта.
Инициаторами формирования кластеров могут быть региональная администрация или руководство крупных компаний. Наиболее яркими примерами успешного создания и развития региональных кластеров на основе реализации планов администрации территорий являются: регион Shannon в западной части Ирландии, регион Lorraine в северо-восточной части Франции, регион Yorkshire&the Humber в Великобритании. В современной Европе полным ходом идет создание региональных инновационных образований, которые являются ядром общего европейского успеха в политике, направленной на создание, внедрение и продвижение материализованных в товаре новых технологических идей.5
Вторым направлением кластеризации, реализуемым на основе решений компаний, является кластер, созданный в немецком городе Вольфсбург автоконцерном Volkswagen (VW) и консультационной компанией McKinsey. Они вместе создают
4 Цит. по: Кластеры — центры деловой активности// Дело. Общество. Деньги, №1. 2008// http://smi.yuga.ru/pages/dod/news/show/?newsid=31425 // 20.10.2008.
5 Ларин С.Н., Богомолова Н.В. .Основные тенденции инвестиционной деятельности в регионе : зарубежный опыт и Российская действительность.// Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2004 // http://www.dis.ru/im/article.shtml?id=3413
региональный экономический кластер — размещенное на одной территории сообщество компаний и смежных организаций, которые специализируются на технологиях в определенной сфере. Цель проекта — подтолкнуть молодые высокотехнологичные компании и поставщиков к тому, чтобы они обосновывались в непосредственной близости к VW.6 Компания Volkswagen считает, что создание энергичного делового сообщества и сотрудничество с местными поставщиками приносит компании дополнительную выгоду. А городские власти решают проблему безработицы в регионе.
При создании кластера весьма важно сформировать парк поставщиков. В его рамках существует объединенный инженерный центр, где специалисты поставщиков вместе с инженерами Volkswagen разрабатывают новые модели и компоненты. Партнеры, которые стали бы членами парка поставщиков, тщательно отбирались в соответствии с общей стратегией. Первоначально в Volkswagen изучили 7 тыс. поставщиков, из них заслуживающими интереса были признаны около тысячи — при этом учитывались специфика или частота их взаимодействия с VW. Вскоре из этого списка осталось 200 компаний: работа с ними обещала наибольший синергетический эффект. Затем их число было сокращено до 50 — это те, кто ясно представлял себе свое дальнейшее развитие. Интерес к идее Volkswagen выразили 20 компаний, и в итоге в Вольфсбурге обосновались 12 компаний. Таким же образом концерн искал партнеров для объединенного инженерного центра.
Попытки властей создать экономические кластеры очень часто заканчивались неудачей, но модель, предполагающая участие крупнейших компаний региона, выглядит гораздо жизнеспособнее. Исследование растущих регионов Европы, проведенное McKinsey, говорит о том, что удачные проекты появляются в основном благодаря сотрудничеству государственных ведомств и бизнеса, а проекты, которые власти реализуют самостоятельно, приносят гораздо более скромные результаты.7
Но чтобы реализовывать программу экономического развития, руководителям бизнеса нужно выходить за пределы своих компаний и инвестировать в социальную сферу, в этом случае в выигрыше оказываются все участники процесса.
Региональная политика в отношении кластеров может способствовать усилению привлекательности региона для иностранных инвестиций. Хотя надо отметить, что эта политика имеет специфику в разных странах. Так, во Франции кластеры создаются за счет партнерства между локальными промышленными группами, университетами и исследовательскими институтами. В Германии, где большинство кластеров образовались спонтанно, государственная политика по поддержке и развитию уникальных черт кластеров привела к созданию ряда новых кластеров. В Великобритании политика государства направлена не на создание новых кластеров, а на использование существующих региональных ресурсов
6 Кралич П., Стачти М., Хойзер Т. Кластер по-немецки // http://www.mckinsey.com/ russianquarterly/articles/issue21/28_0210.aspx// Номер 21 (2010)
7 Там же. 2010.
(например, большое внимание уделяется биотехнологиям). При этом стимулируется кооперация между бизнесом и академической средой и совместное использование результатов. Инновации, разработанные в ходе сотрудничества бизнеса и исследовательских институтов, могут играть важную роль в дальнейшем усилении уникальности регионального кластера. Для дальнейшего расширения такого рода сотрудничества необходимо ввести методы оценки деятельности участников.
В целях усиления привлекательности региона государство и бизнес стимулируют участие иностранных фирм и обмен с зарубежными кластерами, а также использование зарубежных ресурсов для усиления конкурентоспособности. Все большее число представителей власти и корпоративных управляющих понимают, что для укрепления уникальности кластера и расширения его возможностей выжить в условиях глобальной межрегиональной конкуренции необходимо создавать открытые кластеры, в которых партнерские сделки заключаются с иностранными фирмами и университетами. Использование внешних ресурсов (привлечение иностранных партнеров в кластер) привносит новые элементы и идеи в кластер, что позволяет и дальше углублять его уникальность.
В России усиливается внимание к кластерному развитию экономики регионов. Однако многие вопросы их создания и развития еще не определены. Руководителям российских кластеров необходимо выработать стратегию того, как убедить иностранную фирму передислоцироваться в определенный кластер и инициировать обмен между кластерами. Для выработки такой стратегии нужно хорошо понимать преимущества и недостатки кластера. Стратегический межкластерный обмен должен быть поддержан не только государством, но и агентами, входящими в кластер, - университетами и фирмами. Немаловажно и местоположение организаций, входящих в кластер. Желательно также как можно шире привлекать иностранные фирмы и исследовательские институты в работу кластера и предлагать им стать частью этого кластера (а не только предлагать обмен). Региональные кластеры должны также привлекать к себе исследователей и студентов (особенно иностранных) и стимулировать заключение с ними долгосрочных контрактов.
Задача повышения веса и значения России в мировой экономике и политике побуждает ее искать и формировать альянсы с другими государствами, которые способствовали бы утверждению многополярности мира и успешности развития России, ее конкурентоспособности и устойчивости. Поиск выгодного партнерства имеет основания - наша страна является одной из мировых держав со значительным потенциалом.
В этом процессе оправдано и необходимо использование не только традиционных, например, межгосударственных форм сотрудничества, но и новых форм кооперации, характерных для современной глобальной экономики, таких как кластеры. Экономическое и политическое мышление в условиях глобализации вы-
ходит за узкорегиональные или национальные рамки, потому что появляются новые эффективные формы кооперации и интеграции. К ним относятся и кластеры. Возможно, наиболее естественна на данном этапе интеграция с использованием кластерных принципов со странами Евросоюза, с учетом уже действующих соглашений между Россией и ЕС. Возможно, будущее сотрудничество будет усилено не только за счет межотраслевого обмена (через торговлю), но и благодаря более тесной внутриотраслевой кооперации и разделения труда.
Глобализация оказывает значительное влияние на многие системообразующие для общества и экономического развития сферы и виды деятельности, в частности, на науку и инновации, формы кооперации и интеграции производства. Развитие региональных экономических кластеров способствует интернационализации и международной кооперации в экономике многих стран.
Необходимость учета национальных интересов в терминах глобального, субрегионального (межнационального или внутринационального объединения регионов) и регионального - потребность и реалии современного развития экономики, политики, общества и мира в целом.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Бондаренко В. Малые предприятия в системе кластеров// http://innovbusiness.ru/ content/document_r_C5FF1701-B356-4C66-BB3C-39964FC5B027.html
2. Волкова Н.Н., Сахно Т.В. Индустриальные кластеры США// США - Канада. Экономика, политика, культура, № 1, Январь 2007, C. 51-68 // http://dlib.eastview.com/browse/ doc/11632314
3. Кластеры — центры деловой активности//Дело.Общество.Деньги, №1. 2008// http:// smi.yuga.ru/pages/dod/news/show/?newsid=31425 // 20.10.08, 08:10
4. Кралич П., Стачти М., Хойзер Т. Кластер по-немецки // http://www.mckinsey.com/ russianquarterly/articles/issue21/28_0210.aspx// Вестник McKinsey N 21 (2010)
5. Мировой опыт эффективного развития производственных кластеров // http:// ucluster.org/universitet/klastery-ukraina/2010-study/mirovojj-opyt-ehffektivnogo-razvitiya-proizvodstvennykh-klasterov/
6. Ларин С.Н., Богомолова Н.В. .Основные тенденции инвестиционной деятельности в регионе: зарубежный опыт и Российская действительность.// Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2004 // http://www.dis.ru/im/article.shtml?id=3413
7. Cемёнова Н. Кластеризация - новое явление в мировой экономике и политике // http:// www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/klasterizatsiya-novoe-yavlenie-rol-v-mirovoi-ekonomike-politike
8. Ba Souleymane, DeLaite Camille, Kapashi Rushabh, Taparia Vivek Automotive Cluster in Michigan (USA)// Microeconomics of Competitiveness. Ed. by professor Michael E. Porter, advisor: Niels Ketelhohn. May 8, 2009. - 34 р.