Научная статья на тему 'Кластерный подход в стратегии инновационного развития сельского хозяйства'

Кластерный подход в стратегии инновационного развития сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2331
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОК / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / KONKURENTOSPOSOBNOST / AGRICULTURE / A STATE POLICY / THE MARKET / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильичева О. В.

В статье рассматривается теория кластеризации сельского хозяйства как одной из новых форм организации инновационного процесса. Приводится сущность кластеров и примерная схема организации кластеров в муниципальном аграрном районе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the theory klasterizatsii agriculture as one of new forms of the organization of innovative process is considered. It is resulted sushch-nost кластеров and the approximate scheme of the organization кластеров in муниципальном agrarian area.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в стратегии инновационного развития сельского хозяйства»

Keywords. Is standard-legal base koo-peratsii, ФЗ «About agricultural cooperation», a clod-mentarii to the law, lacks in is standard-legal ba-ze.

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

О. В. Ильичева, к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» НГИЭИ

Аннотация. В статье рассматривается теория кластеризации сельского хозяйства как одной из новых форм организации инновационного процесса. Приводится сущность кластеров и примерная схема организации кластеров в муниципальном аграрном районе.

Ключевые слова. Кластер, конкурентоспособность, сельское хозяйство, государственная политика, рынок, социально-экономическое развитие.

Осуществляемые в стране экономические реформы направлены на интеграцию народного хозяйства РФ в мировую экономику и на занятие в ней достойного места. Для этого необходимо соблюдение двух главных условий: во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы, доминирующие в мировом экономическом сообществе; во-вторых, при проведении реформ должны быть учтены особенности предшествующего развития и современного состояния экономики страны, национальная культура и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие развитие страны. Эти принципы должны внедряться и при создании новой системы управления агропромышленными комплексами (АПК) регионов.

РФ как самостоятельное государство взяла курс на проведение реформ, которые должны обеспечить благосостояние и свободу граждан России, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики на основе создания инновационного общества и роста производительности труда.

Положения новой управленческой парадигмы должны отражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом; содержать главные, ключевые моменты, использование которых при построении новой системы управления поможет нашей стране перейти на инновационный устойчивый путь развития.

Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социальноэкономических процессов. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку - это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок не способен решить многие проблемы, связанные с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и, прежде всего, развития АПК регионов. Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной политики в таких областях, как социальноэкономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была признана во всех развитых рыночных странах. Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство, государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и

т.д. На государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся: экологическая безопасность, социально-экономические права человека, институты гражданского общества, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений.

Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен. Различными должны быть и формы государственного воздействия, которые, по мере развития рыночных отношений, будут все в большей степени превращаться в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, тарифная политика и т.д.).

В настоящее время в России происходят изменения экономических и социальных отношений, которые затрагивают основы управления развитием региональных субъектов (муниципальных образований). Основными задачами региональных субъектов в экономике традиционно являются создание условий для стабильного экономического развития хозяйствующих субъектов сельского хозяйства, действующих на территории; поддержание необходимого уровня жизни и социального обеспечения населения региона; решение экологических проблем.

Решение проблем социально-экономического и экологического развития регионов подчинено единым принципам и представляет собой взаимосвязанную систему, состоящую из законодательно-нормативной базы и применяемых рычагов управления (административных, экономических). При этом основой данной системы должен быть единый элемент управления, осуществляющий функции планирования, организации, мотивации и контроля.

Одним из важнейших инструментов стратегического управления является государственное регулирование экономических и социальных процессов, происходящих в аграрном секторе. Несовершенство действующих в России механизмов регулирования АПК выражается в неэффективности системы мер, направленных на поддержание стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве. Прямая бюджетная поддержка сельского хозяйства осуществлялась недостаточно и выражалась в виде дотаций на продукцию, компенсации отдельных затрат, кредитных и социальных дотаций. Основным недостатком действующих мер явилась неполнота и несвоевременность выплат. В то же время опыт экономически развитых стран подтверждает, что развитие аграрного производства не обеспечит высокий уровень потребности населения в продовольственных товарах без четко реализуемых мер государственной помощи по многим направлениям деятельности.

Реализация приоритетных национальных проектов по развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства, строительству доступного жилья за последние 2 года внесли существенный вклад в данные социальноэкономические сферы страны. При этом четко обозначилась необходимость создания агропромышленных формирований кластерного типа, в которых снижается риск инвесторов и могут применяться новые формы страхования. Создание кластеров сулит выгоды как для первичных сельхозпроизводителей, так и для перерабатывающих, торговых и сервисных предприятий и заводов-изготовителей сельхозтехники, создает условия для выстраивания маркетинговой политики в стратегическом плане.

Основной причиной низкого уровня производительности труда в сельском хозяйстве является низкий уровень менеджмента и катастрофический износ производственных фондов.

Галопированный рост цен на продукты питания в последние годы поднял их до уровня стран Европейского Союза. Это создало условия инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства во многих регионах страны. В этой связи создание региональных и муниципальных сельскохозяйственных кластеров позволит разрабатывать эффективные проекты для инвесторов.

Стабилизация экономических условий и экономический рост в регионах России в последние годы создали реальные предпосылки для формирования кластеров. В развитых рыночных странах кластеры предприятий создавались десятилетиями. Ядром кластера выступали сильные предприятия, с квалифицированным менеджментом и высоким уровнем корпоративной культуры. Включение в кластер однородных предприятий способствовало переня-тию опыта менеджмента и корпоративной культуры базисного предприятия - ядра кластера.

При этом одной из задач создания кластеров малых и средних хозяйств в сельскохозяйственном производстве является приспособление к непрерывным изменениям конкурентной среды и рыночного спроса, а также снижение рыночного влияния импортеров сельскохозяйственной продукции на товарных рынках регионов России. Создание кластеров может способствовать производству товаров (в частности продуктов питания) с новыми свойствами.

Следует отметить, что малые и средние хозяйствующие субъекты, объединенные в кластер, усиливают свою конкурентоспособность и положение на товарном рынке.

В развитых рыночных странах кластеры создавались в целях повышения конкурентоспособности предприятий с однородным видом производств на товарных рынках, на основе совпадения экономических интересов этих предприятий. В своем фундаментальном труде «Конкуренция» М. Э. Портер представляет кластер как «группу

географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [1]. Следует отметить, что «общность деятельности» обуславливается совпадением экономических интересов предприятий. В этой связи под кластером предприятий следует понимать ассоциацию предприятий, создаваемую в целях интеграции производственных и коммерческих процессов в целях обеспечения конкурентоспособности бизнеса и максимального получения прибыли.

Одним из ведущих товарных рынков любой страны является рынок продуктов питания, что обуславливает активное развитие сельскохозяйственных кластеров. Кластеры малого и среднего бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства могут образовываться на основе самоорганизации в результате естественной интеграции и кооперации производства или при помощи региональных и муниципальных властей (искусственно).

Самоорганизация предпринимателей, как правило, осуществляется по инициативе предпринимателя-лидера. Необходимо иметь ввиду, что организации - потенциальные участники возможного кластера, как правило, производят сходные виды товаров (услуг) и являются конкурентами по отношению друг к другу на товарных рынках. В этой связи у предпринимателей вполне обоснованно возникает опасение при вхождении в кластер по поводу потери собственного бизнеса (за счет поглощения организаци-ей-лидером).

Первичные сельхозпроизводители не заинтересованы в высоких наценках посредников и торговых накидках на реализуемую продукцию по следующим причинам:

1) повышение цены на продукцию приводит к снижению ее спроса на рынке, что рано или поздно может привести к

перепроизводству; 2) высокие посреднические наценки и торговые накидки изымают прибыль первичных сельхозпроизводителей за счет перераспределительных процессов. Перечисленные факторы усиливают мотивацию вхождения сельхозорганизаций в кластеры.

На рис. 1 показана схема пошаговой разработки стратегии социально-экономического развития региона с учетом организации кластеров АПК.

Следует иметь в виду, что перед регионами России стоит задача создания кластеров малых и средних предприятий и организаций в АПК регионов за короткий срок. В этой связи важную роль в ускорении организации кластеров способны выполнить администрации регионов и муниципальных образований, которые могут составить прогнозы формирования кластеров с учетом пространственного размещения и специализации сельскохозяйственного производства и организовать контакты между предпринимателями. Такая организационная работа также будет способствовать возникновению доверия между вероятными участниками кластера.

Самым сложным моментом создания кластера на начальной стадии является достижение договоренности между предпринимателями по формированию его активов.

1. Долгосрочная стратегия развития региона и муниципальных образований

2. Долгосрочная программа социально-экономического развития региона и муниципальных образований

3. Среднесрочная программа социально-экономического развития региона и муниципальных образований

4. Инициативы межрегиональной интеграции

5. Инициативы межмуниципальной интеграции

6. Инициативы межрегиональной кооперации

7. Инициативы межмуниципальной кооперации и координации сельскохозяйственного производства и организации кластеров

8. Инициативы интеграции сельскохозяйственного производства в муниципальных образованиях и создания сельскохозяйственного кластера

Рис. 1. Схема пошаговой разработки стратегии

социально-экономического развития региона

Объединительными факторами экономических интересов создания кластера могут стать:

1) проведение единой ценовой политики на товарном рынке;

2) расширение объема производства товаров и услуг его участниками;

3) проведение единой маркетинговой политики;

4) внедрение инновационных технологий - в результате интеграции и кооперации производства продукции и реализации ее на товарных рынках.

В любом случае кластеризация сельскохозяйственного производства в регионах страны связана с необходимостью учета специализации регионов.

Необходимо обращать внимание при организации сельскохозяйственных кластеров на такие факторы, как организационная культура (корпоративная культура), различные формы демократизации управления, участие сотрудников в распределении прибыли, в собственности, управлении, в выборе стиля руководства и лидерстве.

Государству, стремящемуся к обеспечению своей продовольственной независимости, далеко не безразлично состояние национального сельского хозяйства. Федеральное и региональные правительства должны стремиться обеспечить необходимые условия по получению достаточного уровня доходов производителями сельскохозяйственной продукции, а также обеспечить стабильность их развития путем проведения эффективной экономической и социальной политики.

Рыночные отношения строятся на саморегулируе-мых и регулируемых государством механизмах. Ориентация на полную либерализацию всех отношений, устранение государства от активного воздействия на происходящие процессы и формирование тенденций, на самообеспечение необходимой пропорциональности развития АПК делает невозможным решение межотраслевых и перспективных задач. В противном случае, это приводит, как показал опыт последних лет, к крайне тяжелым социальноэкономическим последствиям.

Развитие АПК страны и регионов должно осуществляться с участием соответствующих институтов: правительства РФ и регионов страны, предприятий АПК и заводов сельхозтехники, научных организаций и ученых страны, институтов гражданского общества.

Несмотря на урбанизационные процессы, Россия остается сельскохозяйственной державой, так как в селах проживает около 30 % населения страны. Это гарантирует обеспечение кадрами новых предприятий и кластеров.

Реализация программы развития сельского хозяйства осуществляется органами государственного управления через соответствующие комитеты и комиссии, инспекции, а также отраслевые (межотраслевые) формирования. При этом функции государственных органов федерального и регионального уровня заключаются в выработке стратегии, определении конкретных направлений, методов и механизмов регулирования отраслей АПК, анализе и прогнозе ситуации на рынках продовольствия, поддержании необходимой народному хозяйству структуры производства и потребления, подготовке законодательных актов, разработке, финансировании и организации выполнения принятых программ, а также в контрольно-инспекционной деятельности.

Следующий уровень управления - районный. На этом уровне сохранились некоторые планово-распределительные функции. Но необходимо переходить на маркетинговые и консалтинговые услуги, инициировать создание высокоэффективных структур, и прежде всего кластеров сельскохозяйственного производства.

Районные сельхозуправления должны вести работу по информационно-консультационному обслуживанию производителей сельскохозяйственной продукции, касающемуся всех законодательных и нормативных актов бухгалтерского учета и контроля, технологических вопросов производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Основная управленческая задача сельскохозяйственных организаций состоит в сохранении и развитии основных фондов производства. А так как эти организации

используют земельные ресурсы для производства сырья и организуют его частичную переработку, то перед ними стоят еще и другие задачи: получение достаточного количества сырья требуемого качества и повышение плодородия почв, перераспределение ресурсов в целях наиболее эффективного их использования и применение ресурсосберегающих технологий, а также решение социальнобытовых вопросов.

Социальные вопросы всегда решались и должны решаться по трем программам: федеральной, муниципальной и на уровне отдельных организаций.

Основными факторами, влияющими на качество жизни, являются: реальные доходы населения, обеспеченность жильем, сбалансированность питания, уровень здравоохранения, дошкольного и общего образования, культуры. Высокий уровень обеспеченности по вышеперечисленным показателям положительно влияет на демографическую ситуацию, моральное состояние, психологический климат, удовлетворенность работников; обеспечивает добросовестное отношение к труду, повышение его производительности. Опыт передовых хозяйств свидетельствует, что чем выше уровень социального развития региона, тем выше в нем уровень сельскохозяйственного производства.

По статистическим данным, в России уровень заработной платы в сельском хозяйстве является самым низким по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Падает престижность сельскохозяйственного труда, растет сельская безработица, возросла смертность в деревне, особенно детская.

В связи со сложившейся ситуацией рекомендуется:

1. Сельскохозяйственным организациям решать вопросы развития мощностей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. Этим облегчается обеспечение продовольствием сельского населения. Необходимо разрабо-

тать экономический механизм на региональном уровне, направленный на образование фондов социальной инфраструктуры села.

2. Основными элементами государственной поддержки аграрного сектора должны стать: дальнейшее обеспечение сельских товаропроизводителей доступными кредитными ресурсами, проведение политики протекционизма по отношению к отечественным товаропроизводителям.

3. Правильное сочетание видов деятельности в системе АПК на кластерной основе обеспечивает конкурентное преимущество и его устойчивость, в том числе за счет применения информационных технологий. Необходимо отметить, что информационная революция оказывает существенное влияние на конкуренцию следующими способами:

- изменяет структуру отрасли и устанавливает новые правила конкуренции;

- создает конкурентное преимущество, предоставляя компаниям новые возможности превзойти конкурентов в производительности;

- порождает совершенно новые виды бизнеса, часто на основе уже существующих в компании процессов и операций;

- задает направления и порядок изменений бизнес-процессов, в частности за счет организации сельскохозяйственных кластеров;

- создает условия необходимости постоянного повышения квалификации работников.

Достижения в информационной технологии изменяют структуру отрасли (управление муниципальными образованиями и регионами). На новой основе повышается квалификация и эрудиция кадров. Управление информационными технологиями касается всех подразделений

администрации муниципальных образований, а не только информационных отделов.

Кластерный подход к повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий является особой комбинацией территориального и межотраслевого принципов управления, позволяющей стимулировать интеграционные процессы на мезоуровне экономики. При создании успешных, с точки зрения конкурентоспособности, сельскохозяйственных кластеров возникает синергетический эффект от взаимодействия участников в кластере как в квазиинтегрированном объединении.

В сельскохозяйственных кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. На региональном рынке сельскохозяйственные кластеры присутствуют как единые агенты сети и конкуренции, что позволяет им выступать на равных и противостоять губительным тенденциям глобальной конкуренции, которая особенно усилится при вступлении России в ВТО за счет снижения барьеров ввоза (импорта) сельскохозяйственной продукции.

Преимущество кластеров состоит в нововведениях и росте производительности труда в сельскохозяйственном производстве в среднесрочной и долгосрочной перспективе по сравнению с изолированными по местоположению сельхозпроизводителями. Входящие в кластер сельскохозяйственные организации получают выгоду от концентрации первичных сельхозпроизводителей (включая личные, подсобные, крестьянские и фермерские хозяйства), а также знающих нужды покупателей и имеющих с ними установившиеся взаимоотношения организаций пищеперера-ботки и торговли.

Участие в сельскохозяйственном кластере предоставляет также преимущества сельхозпроизводителям в доступе к новым технологиям, методам работы и возмож-

ностям осуществления поставок произведенной продукции. Важными для формирования конкурентных преимуществ сельскохозяйственных организаций, входящих в кластер, является гибкость и способность к быстрому реагированию на изменения в рыночной сфере.

При создании кластеров необходимо учитывать сложившиеся хозяйственные связи между сельхозпроизводителями и смежниками, тщательно провести подготовительную работу.

Примерная схема организации кластеров в регионе, а также в муниципальном аграрном районе показана на рис. 2 [2]. При этом следует отметить, что инициаторами создания сельскохозяйственных кластеров должны выступать предприниматели, соответствующие властные структуры региона, муниципальных районов с аграрной специализацией.

Для регионального стратегического управления как социально-экономической системы необходимо учитывать социальную, экологическую и экономическую составляющие, определяющей из которых является последняя. Она складывается из результатов деятельности комплекса региональных производственных систем отдельных предприятий, осуществляющих производственную и хозяйственную деятельность, а также механизма управления региональными ресурсами в соответствии с заданными целями. При этом только средствами стратегического управления, предлагающего последовательность действий по использованию ресурсов конкретного региона, направляемых на достижение поставленных целей, наиболее предпочтительных для каждого региона, можно обеспечить стабилизацию и устойчивое развитие экономики региона.

При формировании системы регионального стратегического управления первостепенное значение имеет проблема выявления целесообразной степени воздействия

на объект управления, которая реализуется в рамках полномочий органов власти и управления, определяется общими условиями функционирования экономики, а также объемом ресурсов, задействованных в процессе воздействия на управляемый объект.

Рис. 2. Схема взаимодействия сельскохозяйственных организаций и смежников в сельскохозяйственном кластере

Список литературы

1. Портер, М. Э. Конкуренция/ М. Э. Портер. - М. Изд. дом «Вильямс», 2001. - 207 с.

2. Самаруха, В. Н. Формирование кластеров в сельском хозяйстве региона/ В. Н. Самаруха. - Байкальский государственный университет экономики и права. 2010. - 138 с.

КЛАСТЕРНЫЙ THE APPROACH IN STRATEGY INNOVA-TSIONNOGO OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURE

O. V. Ilyicheva, the candidate of economic sciences, the item the teacher of chair «Bookkeeping, the analysis and audit.» NGIEI

Annotation. In article the theory klasterizatsii agriculture as one of new forms of the organization of innovative process is considered. It is resulted sushch-nost кластеров and the approximate scheme of the organization кластеров in муниципальном agrarian area.

Keywords. Кластер, konkurentosposobnost, agriculture, a state policy, the market, social and economic development.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Н. П. Сидорова, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» НГИЭИ

Аннотация. В статье рассмотрены внутренние и внешние факторы, влияющие на эффективность сельского хозяйства. Выявлены внутренние факторы повышения эф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.