Логистика и управление цепями поставо^на предприятии
References
1. Kartamysheva N. S., Vahrushin I. A., Perevala M. N., Trescova U. V. [Problems of oil and gas production in the Far North]. Young scientist. 2015 № 13. S. 845-848. (In Russ)
2. SPRUNG. Professional building solution. Available at: http://www.sprung.com/ru (accessed: 08.09.2016).
3. Wardlow Daniel, Wood Donald, Johnson James [Modern Logistics]. M., 2011. 624 p.
4. Goloshubova N. A. [The warehouses is the major component of the infrastructure of commodity markets]. Modern trade. 2012. № 11. Pp. 36-43. (In Russ)
5. Hadjinsky A. M. [Modern warehouse. The organization, management and logistics technology] Teaching practical manual. M. : Prospect, 2010. 176 p.
© Бутрина А. В., 2016
УДК 656.13
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
С. А. Гусев, В. С. Маросин
Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина Российская Федерация, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77 E-mail: [email protected], [email protected]
Обсуждаются вопросы использования кластерного подхода в формировании интегрированных логистических систем как современного эффективного инструмента для оптимизации потоковых процессов. Интеграция рассматривается как комплекс внутрипроизводственных логистических функций, в совокупности с финансовыми и информационными потоками исследуемого предприятия для обоснования потенциальных возможностей использования кластерного подхода. Предложено рассматривать логистику как инструмент ре-сурсообеспечения идей, отобранных для практической реализации на производстве товаров и услуг, спроектированных на основе инструментария экономико-математических методов организации и планирования производства (по отраслям и сферам деятельности) и подтвержденных сметно-финансовыми расчетами.
Ключевые слова: логистика, кластер, система, процесс, управление, инструментарий, ресурс, обеспечение.
THE CLUSTER APPROACH IN INTEGRATED LOGISTICS SYSTEMS S. A. Gusev, V. S. Marosin
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov 77, Politehnicheskaja Str., Saratov, 410054, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
This article discusses the use of the cluster approach in the formation of integrated logistics systems, as a modern and effective tool for optimization of flow processes. Integration is viewed as a complex in-plant logistics functions, in conjunction with financial and information flows the company to justify the potential use of the cluster approach. Invited to consider logistics as a tool for resourcing ideas selected for implementation at the production of goods and services are based on tools of economic and mathematical methods of organizing and planning production (on branches and spheres of activities) and confirmed the estimate and financial calculations.
Keywords: logistics, cluster, system, process, management, tools, online, security.
Ключевые положения современной экономической теории, широко представленные в научной и учебной литературе, выделяют логистику как направленную деятельность по оптимизации процессов ре-сурсообеспечения производства, непосредственно производственную логистику, а также логистику организации сбыта произведенной продукции.
Оптимизация процессов производства осуществляется на внутрипроизводственном уровне для уменьшения существующих показателей себестоимости продукции при условии сохранения уровня качества про-
дукции, а также путем решения задач рационализации процессов товародвижения для сокращения общих затрат и величины логистических издержек.
Выполнение перечисленных операций сопровождается комплексом услуг по транспортному и экспедиторскому обслуживанию, без которого в принципе невозможно перемещение рассматриваемого материального потока.
Оптимизация цепочки «сырье-производство-складирование-реализация» в настоящее время определяет необходимость большей интеграции процессов
<Тешетневс^ие чтения. 2016
транспортного обслуживания в производственные [1]. Даже наличие у производителя самых высоких технологий не гарантирует снижения себестоимости во всей цепочке поставок продукции. Внедряемые в практику работы современных предприятий логистические технологии эффективно снимают основное противоречие между производством и транспортом, снижая величину транспортных издержек в себестоимости продукции.
Особенности транспортного функционала связаны с полезным эффектом от его использования в пространственном и временном перемещении товарно-материальных ценностей (ТМЦ), усилении концентрации провозных возможностей при увеличении спроса на перевозимые ТМЦ, увеличении затрат на перевозку с возможными потерями физических объемов грузов (за исключением параметров естественной убыли), что вызывает противоречия интересов экономики и отдельно транспорта.
Таким образом, на перечисленный круг вопросов ответ необходимо искать в использовании интегрированных логистических систем, охватывающих весь комплекс внутрипроизводственных логистических функций, в совокупности с финансовыми и информационными потоками исследуемого предприятия.
На наш взгляд, отражение логистики здесь связано с рациональными логическими исчислениями, производимыми человеком для ресурсообеспечения его идей (замыслов), отобранных для практической реализации на производстве товаров и услуг, и в ряде случаев обеспечивающих и поддерживающих его жизнедеятельность. Рассматриваемые идеи спроектированы на основе инструментария экономико-математических методов организации и планирования производства (по отраслям и сферам деятельности) и подтверждены сметно-финансовыми расчетами.
В настоящее время, согласно мнению ряда авторов, такую деятельность необходимо осуществлять с применением кластерного подхода [2; 3]. Процедура по выделению групп объектов по сходным признакам, участвующих в производстве товаров и услуг (поставщики ресурсов), объединенных по территориальному признаку и принадлежностью к одному конкурентному рынку, позволяет реализовать инновационные технологии, адаптировать производственные мощности под изменения внешней среды.
Как указывает автор [2], применение кластеризации в части экономического эффекта позволяет улучшить статистические показатели развития регионов, повысить эффективность вложения бюджетных средств, увеличить налоговые поступления в бюдже-
ты разных уровней, а также снизить транзакционные издержки в реализации кластерных проектов.
Информационная составляющая эффекта от применения кластеров позволит расширить отраслевые связи предприятия не только рамках ограниченных территорий, но и выходя на уровень других субъектов, что позволит осуществлять единую методическую, консультационную и аналитическую поддержку. Немаловажно отметить, что и технологическая часть имеет важное значение в направлении аспекта привлечения передовых отечественных и зарубежных технологий, а также усиления инновационной активности предприятий строительной индустрии за счет увеличения осведомленности о новых технологиях и использования «банка инноваций». В дополнение к рассмотренным аспектам отметим социальную значимость кластеризации как инструмента в увеличении уровня занятости, благосостояния и качества жизни населения.
Синергия в данном случае связана с повышением показателей конкурентоспособности и привлекательности не только конкретного предприятия, но и региональных рынков, обеспечивая инвестиционную привлекательность, расширение форм взаимодействия власти и бизнеса, подготовки кадров, а также способствуя развитию малых форм бизнеса.
Библиографические ссылки
1. Горев А. Э. Основы теории транспортных систем : учеб. пособие. СПб. : СПбГАСУ, 2011. 173 с.
2. Елисеева Ю. В. Моделирование логистических бизнес-процессов в кластере промышленности строительных материалов (на примере Воронежской области) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов-н/Д, 2016. 25 с.
3. Портер М. Конкуренция : пер. с англ. М. : Вильямс, 2000. 495 с.
References
1. Gorev A. E. Fundamentals of the theory of transport systems: Proc. aid. SPb. : SPSUACE, 2011. 173 s.
2. Eliseeva Yu. V. Modeling of logistics business processes in the cluster the industry of construction materials (on the example of Voronezh region) // Abstr. dis. kand. ekon. sciences. Rostov-na-Donu, 2016. 25 c.
3. Porter M. Competition: translation from English. M. : Publishing house "Williams", 2000. 495 p.
© Гусев С. А., Маросин В. С., 2016