способных добиваться результатов самостоятельных специалистов, полупрофессионалов, полипрофессионалов, самоучек, любителей [5, с.7]. Все эти специалисты, вступая в производственную кооперацию, получают возможность прямого контакта с каждым ее участником, который вносит вклад в развитие нужного направления не только на национальном, но и на международном уровне. С точки зрения качественных изменений, происходящих в современной науке (стремительное устаревание профессиональных прикладных знаний, междисциплинарный характер ведущих научных исследований, глобализация производства) представляется актуальным рассматривать любителей как неотъемлемую часть современного профессионального сообщества, повышающего его эффективность.
Литература
1. Бард А., Зодерквист Я. №1;ократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / Перевод с шведского языка. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2004. 252 с.
2. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2009. 536 с.
3. Денисов А.А. Нетократия и ее основные признаки // Проблема субъектов российского развития. Материалы международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход» / Под ред. В.Е. Лепского. - М.: Когито-центр. 2006. С.48-58.
4. Макарова И.В. Неформальная коммуникация (социально-философский анализ): автореф. дис. ... канд. фил. наук. - М., 2003. - 24 с.
5. Овсянников В.Ф. Профессионалы и любители в истории и теории познания (Философско-антропологический анализ): дис. ... канд. филос. Наук. - Курск, 2004. 168 с.
6. Пацук А. Профессионализм и дилетантство // Химия и жизнь. 1982. № 10.
7. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования: учеб.пособие / Ю.Г. Татур. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 262 с.
8. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.». 1935-1940.
9. Фёдорова А. В сетях // Со-Общение. 2002. № 2, с.7.
10. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125, ст.8.
Н.С. Кулясов
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
CLUSTER APPROACH AS INSTRUMENT OF IMPROVEMENT ECONOMIC SECURITY IN RUSSIAN OIL, GAS AND CHEMICAL INDUSTRY
Аннотация: в статье выявляется, анализируется и оценивается влияние кластерного подхода на обеспечение экономической безопасности нефтегазохимической промышленности России.
© Н.С. Кулясов, 2012
Ключевые слова: кластер, кластерный подход, экономическая безопасность, нефтегазохимическая промышленность.
Abstract: this article shows, analyses and values influence of cluster approach on Russian oil, gas and chemical industry's security.
Keywords: cluster, cluster approach, economical security, oil, gas and chemical industry.
Одной из важнейших задач по обеспечению экономической безопасности России на сегодня, бесспорно, является разработка и совершенствование инструментов экономической безопасности промышленности, в частности таких ее секторов как нефтегазохимическая промышленность. Развитие нефтегазохимической промышленности России и в мире тесно связано с формированием и эволюцией различных инструментов по повышению эффективности и экономической безопасности отрасли.
Для стран богатых запасами углеводородных ресурсов, как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, США, Канада внутренняя переработка собственных ресурсов уже давно является системообразующей для нефтегазохимической отрасли. Опыт вышеназванных государств показывает, что принципы развития нефтегазохимической отрасли наилучшим образом реализуются в рамках сосредоточения производства крупнотоннажной нефтехимической продукции на нефтегазохимических комбинатах, которые либо входят в состав химических комплексов или нефтеперерабатывающих заводов, либо имеют самостоятельный характер, но тесно кооперированы с нефтегазоперерабатывающими предприятиями в рамках крупных производственных конгломератов - нефтегазохимических кластеров [1, с.4]. В основе данных кластеров лежат мощности по производству базовых мономеров с последующей линейкой производств глубоких переделов по выпуску крупнотоннажной стандартизированной нефтегазохимической продукции: пластиков, каучуков, продукции органического синтеза. Дальнейшая вертикальная интеграция в рамках кластера завершается, как правило, производствами по выпуску полуфабрикатов (кабельные пластикаты, термоэластопласты, специальная химия и проч.) и изделий для потребительского рынка (трубы, утеплители, оконные профили и проч.).
Динамичное развитие нефтегазохимической промышленности России в последнее время, направленное на увеличение доли дальнейшей глубокой переработки сырья и развитие внутреннего потребления, со всей очевидностью демонстрирует потребность в поиске новых форм и инструментов совершенствования обеспечения экономической безопасности отрасли. Напротив, отсутствие внимания к разработке инструментов совершенствования экономической безопасности нефтегазохимической России способно привести к негативным последствиям, как в хозяйственной, так и социальной жизни страны. В настоящее время, в качестве инструмента совершенствования экономической безопасности нефтегазохимической промышленности все большее признание, из-за своего комплексного характера, завоевывает кластерный подход.
Необходимость кластерного подхода как инструмента совершенствования экономической безопасности нефтегазохимической промышленности диктуется наличием существующих отраслевых угроз, представляющих опасность экономической безопасности страны:
• Неэффективное использование сырья;
• Неразвитая инфраструктура;
• Нехватка установок пиролизов;
• Низкая конкурентоспособность отечественной продукции;
• Неразвитость внутреннего рынка продукции;
• Рост дисбаланса между внутренним спросом и ростом доступности сырья;
• Низкая доля потребления нефтегазохимической продукции на душу населения;
• Рост импорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Так, по прогнозам Министерства энергетики РФ потребление нефтегазохимической продукции на душу населения в 1,5-3 раза ниже по сравнению со среднемировым уровнем, рост объемов производства сжиженных углеводородных газов (СУГ) вырастет с 12 млн. тонн в 2010 г. до 19 млн. тонн к 2030 г., при этом потенциал спроса на пластики, каучуки и моноэтиленгликоль к 2030 г. в РФ возрастет в 3,1 раза и составит 15,3 млн. тонн.
Комплексное преодоление сложившихся угроз экономической безопасности России возможно с помощью мероприятий, направленных на стимулирование внутреннего спроса и снижение себестоимости производства. К подобным мероприятиям относятся меры по повышению эффективности использования имеющегося и новых источников нефтегазохимического сырья, формирование транспарентной политики в части установления экспортных пошлин. При реализации инфраструктурных проектов необходимо отдать приоритет развитию в рамках уже существующей инфраструктуры. Государству необходимо уделить внимание проектам в рамках ГЧП (государственно-частного партнерства), регулированию тарифов естественных монополий и оказать поддержку инновационным технологиям, ввести строгие требования в области промышленной безопасности, ресурсо- и энергосбережения, повышая, таким образом, конкурентоспособность отечественной нефтегазохимической продукции. Наиболее эффективным инструментом реализации данных мероприятий является применение кластерного подхода.
О необходимости применения кластерного подхода в нефтегазохимической промышленности на федеральном уровне упоминается в «Плане развития газо- и нефтехимии на период до 2030 г.», разработанным Министерством энергетики РФ. В нем говорится о необходимости развития нефтехимических кластеров с целью минимизации издержек и получения эффекта экономии на масштабе. В итоге было определено шесть ключевых кластеров (Западно-Сибирский, Поволжский, Каспийский, Северо-Западный, Восточно-Сибирский, Дальневосточный).
Западно-Сибирский кластер будет ориентироваться на работу с местным сырьем, включающим в себя ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов), нафту, этан и СУГ. Российские компании ведут в регионе активное строительство необходимых производственных мощностей. Планируется, что основной продукцией предприятий кластера будет полиэтилен и полипропилен. Общие объемы мощностей по производству полимеров должны составить более 2,4 млн. тонн.
Будущий Поволжский нефтегазохимический кластер на сегодняшний день является крупнейшим нефтегазохимическим комплексом в России. На развитие производств в этой области благотворно влияют тесные технологические и экономические связи между основными мощностями по нефтепереработке и близость основных рынков сбыта готовой продукции. В ближайшие годы планируется расширение существующих мощностей предприятий и строительство новых. В качестве основы сырьевой базы для кластера выступает нафта с нефтеперерабатывающих заводов Татарстана и Башкирии, этан из Республики Казахстан, а также СУГ с газоперерабатывающих заводов Западной Сибири.
Каспийский нефтегазохимический кластер будет ориентирован на переработку местного сырья - минерально-сырьевой базы Каспия. Нефтегазохимическое сырье (этан и СУГ) будет поступать с газоперерабатывающего завода, перерабатывающего попутный газ нефтяных месторождений Каспийского шельфа, а. поставки нафты будут осуществляться с Волгоградского НПЗ. Развитие производственных мощностей кластера подразумевает строительство пиролизных установок и полимеризационных мощностей.
Развитие Восточно-Сибирского нефтегазохимического кластера направлено на работу с местным сырьем, одновременно с утилизацией больших объемов гелия в месторождениях данного района, а также развитием системы трубопроводов для продажи сухого газа.
Северо-Западный нефтегазохимический кластер сформируется на базе Балтийских нефтегазохимических комплексов, строительство которых может быть завершено после 2017 г. Расположение кластера на побережье позволит улучшить сбыт готовой продукции за счет более совершенной логистики.
Дальневосточный нефтегазохимический кластер будет развиваться на основе сырьевой базы юга Якутии, для разработки которой должен быть решен вопрос об использовании и хранении гелия, частично с вовлечением сырья с других месторождений Восточной Сибири. Конечная продукция будет потребляться как на внутреннем рынке, так и отправляться на экспорт.
Необходимо отметить, что вышеперечисленные нефтегазохимические кластеры не являются взаимоисключающими при условии их конкурентоспособности в рамках российского или зарубежного рынка. При реализации кластерного подхода и оценке влияния его на экономическую безопасность нефтегазохимической промышленности России необходимо учитывать такие ключевые факторы как: наличие и доступность сырья для нефтегазохимии, конкретный уровень развития соответствующей территории будущего размещения, экспортный потенциал и складывающуюся конъюнктуру на мировых рынках нефтегазохимической промышленности.
Затраты на логистику могут быть оптимизированы как в рамках всей отрасли( путем расположения нефтегазохимических кластеров вблизи существующих источников сырья, либо вблизи основных регионов сбыта готовой продукции), так и в рамках определенного кластера(концентрация). Эффект от масштаба достигается через организацию кластера на базе крупных конкурентоспособных производственных мощностей (для пиролизов - от 1 млн. т по этилену). Это ведет к существенной экономии капитальных и операционных затрат на единицу продукции.
Развитие инфраструктуры для обеспечения сырьем нефтегазохимических предприятий и минимизации транспортных затрат, в т. ч. развитие трубопроводных и железнодорожных систем, а также создание в необходимом объеме энергетической и складской инфраструктуры вокруг кластера. Основным фокусом для развития отечественной нефтегазохимии остается трубопроводная и железнодорожная инфраструктура. Развитие спроса на продукцию отечественных предприятий должно происходить через стимулирование внутреннего спроса на базе создания малых и средних предприятий по переработке нефтегазохимической продукции.
Синергетический эффект от создания всех нефтегазохимических кластеров будет включать в себя:
• Ежегодный вклад в ВВП более 650 млрд. руб.;
• Среднегодовой объем налоговых поступлений более 40 млрд. руб. (без учета налоговых каникул);
• Создание около 30 тыс. новых рабочих мест;
• Увеличение к 2030 г. производства базовых мономеров более чем в 4 раза до 17 млн. тонн;
• Решение проблемы дефицита мощностей по производству базовых мономеров;
• Сведение к минимуму логистических издержек;
• Получение эффекта от экономии на масштабе;
• Организация цепочки от переработки сырья до производства готовой продукции.
Литература
1. Брагинский О.Б. Мировая нефтехимическая промышленность. - М., 2003. -
556 с.
В.Н. Лаптев
ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
INFRASTRUCTURAL SUPPORT MUNICIPALITIES: THE NATURE AND STRUCTURE
Аннотация: статья посвящена выявлению сущности инфраструктурного обеспечения муниципальных образований, а также анализу их структуры. Особое внимание уделено критериям, позволяющим наиболее эффективно классифицировать систему инфраструктурного обеспечения.
Ключевые слова: инфраструктура, муниципальное образование, предпринимательство, региональная экономика, социальное развитие.
Abstract: nthis paper deals with determination of the nature of the municipal unit infrastructure ensuring and analysis of their structure. The special attention is paid on the criteria of the most effective infrastructure ensuring classification.
Keywords: infrastructure, municipal unit, enterprising, regional economy, social development.
Стабильность функционирования муниципальных образований в нашей стране напрямую влияет на эффективность социального развития соответствующих территорий. Разумеется, подобная стабильность может быть обеспечена лишь на базе достаточно мощной местной экономики, поскольку без нее число источников средств на различные программы социального характера резко уменьшается. Но без создания благоприятных условий для эффективной предпринимательской деятельности экономический потенциал территории вряд ли может быть значительным.
Подобная ситуация была вполне очевидна для законодателя. Сегодняшнее российское законодательство определяет муниципальные образования как первичные звенья в территориальной структуре российской экономики (выделено нами). К ним относятся городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения [1].
По мнению Д.В. Моисеева [4, с.25-26], муниципальное образование является субъектом муниципально-правовых отношений, который представлен городским, сельским поселением, несколькими поселениями, объединенными общей территорией, частью поселения, иной населенной территорией, в пределах которых осуществляется процесс местного самоуправления, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Но подобная трактовка сущности муниципального образования имеет ограниченный характер, поскольку отражает лишь правовые аспекты территориальной организации государства. Социально-экономическая сущность данного понятия в них почти не просматривается, хотя ее анализ, безусловно, необходим для решения многих проблем. Раскрыть ее вполне возможно с помощью системного подхода. Его применение позволит понять сущность муниципального образования через функциональную структуризацию и выделение в нем соответствующих подсистем и элементов, особенности
© В.Н. Лаптев, 2012