Научная статья на тему 'Кластерный подход как инструмент реструктуризации промышленности'

Кластерный подход как инструмент реструктуризации промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ТЕРРИТОРИИ / CLUSTER APPROACH / ECONOMY MODERNIZATION / TERRITORIAL RESOURCES / INNOVATIVE MANAGEMENT OF LAND RESOURCES / INDUSTRY RE-STRUCTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эрендженова Данара Бадмаевна

В статье рассматриваются проблемы реструктуризации промышленности на основе кластерного подхода с точки зрения инновационного управления ресурсами территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cluster approach as a tool of re-structuring an industry

In the given article the problems of re-structuring an industry on the basis of the cluster approach from the point of view of innovative land resources management are considered.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход как инструмент реструктуризации промышленности»

Д. Б. ЭРЕНДЖЕНОВА

Данара Бадмаевна Эрендженова — аспирантка СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончила Государственную полярную академию, Санкт-Петербург.

Автор 10 публикаций.

Область научной специализации — экономика и управление отраслями

промышленности.

^ ^ ^

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ*

Выход России из мирового финансового кризиса возможен только на основе создания новой национальной экономики, состоящей из правового, экономического и организационного блоков, которые, в свою очередь, должны включать следующие индикаторы:

— независимость судебной власти на основе реального разделения властей для борьбы с коррупцией;

— прозрачность бюджетов всех уровней, так как закрытые статьи бюджета потенциально коррумпированы;

— поддержку реального сектора экономики на основе государственного кредитования, системы государственных заказов и налоговых льгот;

— развитие финансовых рынков;

— минимизацию потерь;

— создание условий для функционирования кластеров роста национальной экономики;

— инновационное управление ресурсным обеспечением территориальных образований на основе развития кластеров.

Опыт экономически развитых стран с устойчивыми демократическими традициями и широко разветвленной системой промышленных кластеров свидетельствует о том, что децентрализация управления ресурсным обеспечением территориальных образований на уровне создаваемых кластеров является основой социально-экономического развития государства. Это позволяет использовать объективные законы социализации общественного процесса, центральным звеном которого является социально-экономическая категория «справедливость».

Инновационное управление ресурсным обеспечением территориальных образований через организационную структуру «кластер» может быть рассмотрено на примере «нового курса» президента Франклина Рузвельта. «Новый курс» заложил основу принципиально нового типа общественной регуляции, в которой государство стало играть ведущую роль. Именно благодаря инновационной системе территориального управления ресурсами на основе создания промышленно-социального и производственно-обрабатывающего кластеров в современном их понимании произошел поворот от экономической ориентации американского общества к социальной.

Исследование взаимосвязанной проблемы инновационного управления ресурсным обеспечением территориальных образований на основе развития кластеров является вкладом в развитие теории и практики кластерного подхода к модернизации экономики страны в современных условиях.

Как показывают научные исследования и опыт практической работы, формирование и развитие кластеров являются эффективным механизмом привлечения инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Кластеры как механизм создания добавленной стоимости совершенствуют технологический уровень развития национальной экономики, повышая международную конкурентоспособность отечественных производителей, входящих в состав кластера.

В настоящее время вопросам использования кластеров в экономике отводится большая роль не только в зарубежной практике и научных исследованиях, но и в отечественной литературе. На правительственном уровне создаются программы, формируются концепции и методические рекомендации, где кластерная политика рассматривается как элемент национальной экономической политики государства на современном этапе.

Научное понятие кластера не является открытием в экономической науке. По этому поводу известный голландский теоретик и практик кластерного подхода к развитию экономики Тео Роэландт отметил, что «промышленные агломераты и кластеры существуют так давно, как давно существует промышленная

ГРНТИ 08.00.05 © Д. Б. Эрендженова, 2010 Публикуется по рекомендации канд. экон. наук, проф. В. П. Воробьева.

экономика» [5, р. 124-128].

Еще в конце XIX в. в Англии известный экономист Альфред Маршалл в исследовании промышленного развития Великобритании отметил существование «промышленных зон», которые по своей структуре соответствуют современным кластерам [4].

К середине XX в. большой вклад в дальнейшее развитие понятия кластера внесли итальянские ученые, разработавшие теорию «индустриальных округов». В 1979 г. появилось понятие «промышленный кластер», что означало множество производств экономики, взаимосвязанных потоками товаров и услуг [3, р. 61-80].

Понятие кластера в экономике увязывается с определением конкурентоспособности предприятий, регионов, отраслей и стран. В сегодняшнем понимании термин «кластер», согласно Майклу Портеру, определяется по четырем признакам:

первый — это группа взаимосвязанных организаций на одной территории;

второй — определенная сфера и общность деятельности этих организаций;

третий — взаимодополняют друг друга по технологической цепочке «изготовление продукции и оказание услуг»;

четвертый — кластер функционирует в региональном разрезе: город — территория — страна — группа стран [2].

В работе отечественного исследователя экономических кластеров И.В. Пилипенко выделены два типа кластеров:

внепространственный (отраслевой) — это группа родственных взаимосвязанных отраслей сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, наиболее успешно специализирующихся в международном разделении труда. К этому типу относятся промышленный и национальный кластеры;

пространственный — это группа географически сконцентрированных компаний в определенном регионе из смежных отраслей, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между членами кластера и их сотрудниками, за счет которого повышается конкурентоспособность кластера в мировом хозяйстве. К ним относятся региональный, трансграничный и локальный кластеры [1].

В национальной экономике России использовался опыт кластерного подхода. Например, в период Советской власти с 1920 г. существовало смежное с понятием «кластер» организационно-правовое понятие — «территориально-производственный комплекс» (ТПК), под которым понималась группа территориально сконцентрированных предприятий, технологически связанных процессом переработки сырья и энергии. Следует отметить, что плановая система и отраслевой принцип управления экономикой ставили в жесткие рамки ограничение деятельности ТПК. Например, выбор поставщика определялся не интересами предприятия, а распоряжениями «сверху», в результате чего нарушался принцип смежности предприятий. Справедливости ради, необходимо отметить, что в Советском Союзе был накоплен значительный опыт создания территориально-промышленных комплексов и успешного управления ими в рамках централизованной экономики. Развал плановой экономики и попытки создания ее рыночных основ привели к необходимости возврата к теории и практике кластеров. Если сравнивать советские ТПК и современные кластеры, то главное отличие в этих структурах заключается в степени учета рыночного механизма.

По И. В. Пилипенко, подходы к происхождению кластеров — пространственный и отраслевой — отражены в государственной поддержке развития кластеров в России: существующая структура органов государственной власти нацеливает на управление формированием кластеров либо посредством Министерства регионального развития РФ (пространственный подход), либо Министерства промышленности РФ (отраслевой подход).

В современной России в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание территориально-производственных кластеров в европейской и азиатской частях России в целях создания конкурентного потенциала территорий и формирования ряда инновационных высокотехнологичных кластеров.

К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития отдельных субъектов Российской Федерации и территориальных образований, причем в некоторых из них создание территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке.

Экономически эффективная деятельность кластеров определяется, прежде всего, географическими условиями и экономическим потенциалом территории, вследствие чего именно инновационное управление ресурсным обеспечением территориальных образований приобретает особую актуальность.

Принципами инновационного управления ресурсами территориальных образований на основе развития кластеров являются:

целенаправленность, т. е. направленность на повышение результативности управления ресурсами территории на благо населения данной территории;

изменение ментальности в управлении ресурсами, т. е. управление всеми ресурсами территории с позиции результативности;

комплексность, т. е. управление отдельных сфер развития территории должно осуществляться во взаимосвязи друг с другом;

вариативность, т. е. существование множества вариантов реализации принятых решений в соответствии с особенностями развития территории;

эффективность, т. е. внедрение инноваций в управление ресурсами территории, направленное на получение социальной, бюджетной, экономической эффективности;

динамичность, т. е. постоянное изменение целей и задач, а также условий развития территории под влиянием внутренних и внешних факторов;

равноусловность, т. е. равное условие в территориальной поддержке для всех участников управленческого процесса.

Функционирование инновационной системы территориального управления ресурсами предполагает, во-первых, определение цели управления и, во-вторых, определение конечных результатов эффективности функционирования кластеров на основе обобщающего индикатора — качества жизни населения на соответствующей территории.

Таким образом, кластерный подход к реструктуризации промышленности будет успешным, если подходить к его внедрению с точки зрения комплексного подхода, включая не только организацию кластеров, но и эффективное использование ресурсов на территории их функционирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы Смоленск: Ойкумена, 2005.

2. ПортерМ. Э. Конкуренция / пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2002.

3. Czamanski S., Ablas L. A. Identification of industrial clusters and complexes: a comparison of methods and findings // Urban Studies. 1979. V. 16.

4. Marshall A. Industry and trade. 3 ed. London: Macmillan, 1920.

5. TheoR., HertogP., Dany J. Nederlandse clusters in beeld // ESB. 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.