Е.Д. РЫЖАКОВ
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
Ключевые слова: региональное развитие, кластерный подход, конкурентное преимущество, комплекс взаимодействий, инновации, эмерджентность, синергетический эффект.
Исследованы отраслевые кластеры - одно из наиболее приоритетных направлений развития экономической политики, направленное на повышение конкурентоспособности государства, компаний, продукции. Формирование и развитие региональных кластеров оцениваются как важное конкурентное преимущество современной экономики, обеспечивающее синергетический эффект. Проведен многофакторный регрессионный анализ и построено уравнение регрессии, которое адекватно описывает зависимость размера валового регионального продукта от величины инвестиций в основной капитал, среднедушевых денежных доходов населения и затрат на технологические инновации. Кластерный подход является мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.
E.D. RYZHAKOV
CLUSTER APPROACH AS AN IMPLEMENT OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF A REGION
The article covers creating of branch clusters - one of the most priority trends of economical policy development, directed on increasing of state, companies and production competitiveness. Forming and development of regional clusters is valued as an important competitive advantage of modern economics which provides synergetic effect.
Multifactor regressive analysis was conducted; regression equation identically describes the dependency of Gross Domestic Product on the quantity of fixed capital investment, average income and expenses on technological innovations. The conclusion of the article points out that cluster approach is a powerful implement of regional development stimulation which can include increasing of employment, salary rates, augmentation of assignments to budgets of different levels, growth of stability and competitiveness of regional industry.
В настоящее время создание новой рыночной экономики в России еще не завершено. Успех социально-экономических реформ во многом зависит от того, как будет осуществлен переход к экономическим, рыночным методам хозяйствования с активной поддержкой государства научно обоснованных стратегических решений по развитию экономики.
В этой связи возникает целесообразность рассмотрения одного из приоритетных направлений развития экономической политики, направленного на повышение конкурентоспособности государства, компаний, продукции,
- создание отраслевых кластеров.
Кластерная политика в ведущих странах рассматривается как ключевая для повышения конкурентоспособности. Термин «кластерное развитие» все чаще используется при разработке стратегий социально-экономического развития российских регионов. Формирование и развитие региональных кластеров оцениваются как важное конкурентное преимущество современной экономики, обеспечивающее синергетический эффект.
Кластеры включают фирмы и организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. Такую географическую близость рассматривают как место накопления «критической массы» человеческого капитала, научного, инновационного и производственного потенциалов.
Толчком к развитию кластеризации экономики как фактора повышения региональной конкурентоспособности послужили работы М. Портера. Начиная с 1990-х годов правительства развитых стран обращают всё больше внимания на феномен кластеризации экономики. Подобный подход становится основой экономической политики многих стран.
Согласно теории М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы
государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [1].
Общая структура кластера изображена на рис.1. Он объединён как географически, так и в рамках единой внутренней информационной среды, связанной с внешней. Совет кластера включает региональное руководство и связан с правительственным советом (департаментом по бизнесу). Его задачи -чисто аналитические. Главное в структуре кластера - распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логистическое окно для взаимодействия с внешней средой. Такая структура позволяет минимизировать трансакционные издержки.
Рис. 1. Общая структура кластера
В основу функционирования кластера положен ромб Портера (модель «Даймонд»), он представлен на рис. 2. Комплекс взаимодействий, предусмотренный в этом ромбе, определяет эмерджентность и базирующуюся на ней конкурентоспособность кластера. Условия производства создаются за счёт удобного сочетания природных и человеческих ресурсов, ресурсов капитала, физической, административной и научно-технологической инфраструктуры. Эти условия выступают фундаментом факторов специализации и качества.
Связанные вспомогательные отрасли обеспечивают внедрение инноваций по линии комплектующих и технологического оборудования, что делает их более конкурентоспособными. Для роста конкурентоспособности кластера важно наличие искушенного и взыскательного местного потребителя, требования которого опережают спрос на других рынках и являются «пробным камнем» для глобального спроса на новые товары.
Эмерджентность взаимодействий в кластере обусловливает повышение производительности за счёт инноваций в технологической и организационной сферах и стимулирования рождения новых бизнесов, расширяющих границы кластера. К подобным результатам приводит и пересечение деятельности различных кластеров, функционирующих в одном географическом пространстве.
«Крест» взаимодействий в середине ромба указывает на взаимную эмерджентность всех его составляющих, поддерживаемых местной административной и институциональной средами, которые непрерывно совершенствуются в соответствии с развитием стратегии и структуры кластера и поощряют всевозможное нормы инвестиций в его структуру.
Рис. 2. Модель «Даймонд» (ромб Портера)
В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. Они находятся как бы в разных плоскостях и дополняют друг друга, особенно в инновационных процессах. Взаимодействие с внутренним потребителем кластера «завязано» на конкуренции, а с внешним, как правило, - на кооперации с использованием аппарата снабжения и распределения единого логистического окна. На мировом рынке кластеры присутствуют как единые агенты сети и конкуренции, что позволяет им выступать на равных и противостоять губительным тенденциям глобальной конкуренции. Примеры тому можно найти во многих странах: Бенгалор в Индии, Силиконовая долина в США, Монпелье во Франции, Кембридж в Великобритании, Хагенберг в Австрии, Мюнхен, Гамбург и Дрезден в Германии (последние получили почётное название «Силиконовая долина XXI век») и т.д. Корпоративным путём реализуется в кластерах и инновационная политика, что позволяет существенно уменьшить трансакционные издержки [4].
В ходе своих исследований М. Портер проанализировал конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах. Оказалось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании [2].
В итоге формируется «кластер» - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.
Со временем эффективно действующие кластеры становятся причиной крупных капиталовложений и пристального внимания правительства, т.е. кластер становится чем-то большим, чем простая сумма отдельных его частей. Центром кластера чаще всего бывает несколько мощных компаний, при этом
между ними сохраняются конкурентные отношения. Этим кластер отличается от картеля или финансовой группы.
В настоящее время экспертами описаны 7 основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии [3]:
- географическая: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер);
- горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер (например, система мегакластеров в экономике Нидерландов);
- вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем инноваций в рамках кластера;
- латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер);
- технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (как, например, биотехнологический кластер);
- фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра -предприятия, НИИ или учебного заведения;
- качественная: здесь существен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают. Сеть далеко не всегда автоматически стимулирует развитие инноваций. Бывает, что в сетях, напротив, подавляются инновационные процессы и поощряется защитное поведение. Взаимосвязи с поставщиками могут стимулировать инновационные процессы, но они же могут использоваться для перекладывания расходов на партнеров и ущемления их в финансовом отношении. В последнем случае сети не оказываются ни стабильными, ни стимулирующими.
Однако кластеризацию экономики следует рассматривать диалектически: с одной стороны, как проводник положительных аспектов глобализации, а с другой - как антитезу негативных аспектов глобальной конкуренции.
Сегодня в российской экономической науке пока нет единого подхода к определению кластера, нет ясности в том, какую модель кластерной политики следует использовать в России и насколько эффективно кластерное развитие для отдельных российских регионов, поскольку формирование и выделение кластеров напрямую зависит от особенностей региона и страны в целом. Поэтому разработка методики выделения опорных кластеров в стратегии развития региона актуальна, современна и, что очень важно, может быть востребована в современной региональной экономической науке.
Принимая во внимание сложившуюся в России модель государственного устройства, инициаторами и исполнителями кластерных проектов должны стать субъекты Федерации (возможно - объединения субъектов Федерации). Федеральные органы власти могут оказывать поддержку кластерным проектам, реализуемым в регионах на условиях субсидирования части затрат. При этом необходимым условием успешности реализации данного подхода должны стать:
- применение единого методологического подхода при разработке и реализации кластерных проектов;
- конкурсный отбор кластерных проектов.
Очевидно, что в мире не может существовать двух одинаковых кластеров. Любой кластерный проект реализуется в интересах экономики конкретного региона. Тем не менее единый методологический подход при реализации кла-
стерных проектов должен обеспечить соответствие разрабатываемых проектов основным принципам стратегического планирования, учет специфики кластерного подхода.
Согласно международной практике первым шагом для реализации кластерного проекта является проведение предварительного (предпроектного) исследования, основной задачей которого являются выявление потенциала для развития кластеров и определение точек приложения усилий. Такое исследование проводится, как правило, соответствующей организацией - агентством по маркетингу территории. Результаты исследования являются обоснованием необходимости развития определенных продуктовых направлений и - разработке и реализации обеспечивающих выбранные продуктовые направления кластерных проектов.
Основным оцениваемым результатом реализации кластерного проекта является улучшение торгового баланса региона - стабильное повышение уровня экспорта (как внешнего, так и внутреннего) а также замещение импорта. К оцениваемым показателям эффективности кластерного проекта могут также быть отнесены:
- улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности (объем реализации, рентабельность, фондоотдача и др.) у основных предприятий - участников кластера (в динамике и по сравнению со средними показателями по отрасли);
- увеличение объема налоговых поступлений;
- увеличение объема привлекаемых инвестиций, в том числе зарубежных;
- увеличение количества предприятий и организаций, участвующих в кластере;
- увеличение доли малых и средних предприятий, участвующих в кластере;
- увеличение доли интеллектуального продукта в продукции кластера;
- увеличение количества квалифицированных рабочих мест;
- многие другие в зависимости от параметров развиваемого кластера и поставленных задач.
По выделенным показателям можно построить многофакторную регрессию, для того чтобы оценить вклад каждого из показателя в итоговый показатель.
В результате стандартной процедуры отсева значимых факторов для оценки основного показателя валового регионального продукта отобраны следующие независимые переменные: Х-| - размер инвестиции в основной капитал, млн руб.; Х2 - среднедушевые денежные доходы населения, млн руб.; Х3 - затраты на технологические инновации, млн руб.; Х4 - объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство», млн руб.; Х5 - объем платных услуг населению, млн руб.
Как видим, в результате отбора оставлено только пять переменных, которые можно признать независимыми, прочие переменные обладают высокой степенью корреляционной зависимости, практически функционально зависят от одного или нескольких из отобранных факторов и должны быть исключены из дальнейшего рассмотрения.
В результате проведенного регрессионного анализа получили следующее уравнение регрессии:
У = 12066 + 3-Х! - 28,1124X2 + 4X3 + 3,033X4 + ОХ (1)
Коэффициенты перед переменными представляют собой независимые вклады каждой из выбранных переменных в значение зависимой переменной. Однако их значения не сравнимы, поскольку зависят от единиц измерения и диапазонов измерения соответствующих переменных. Для устранения такой зави-
симости используем современный метод р-анализа, для этого анализируется относительный вклад независимых переменных, посредством вычисления р-коэффициентов. В нашем случае коэффициенты для каждого из полученных факторов следующие: р1 =0,604042, р2 = - 0,003785, р3 =0,125078, р4 =0,303911, р5 =0,007046.
р-коэффициенты позволяют сравнить относительные вклады каждой независимой переменной в расчетное значение зависимой переменной. р-коэффи-циенты исчисляются посредством процедуры стандартизации всех переменные, при этом значения их стандартных отклонений после преобразований должны быть равными 1.
Коэффициент множественной регрессии Я2=0,9767. Коэффициент детерминации также высок и составляет 0,9748. Обычно исследователи удовлетворяются высокими значениями этих показателей и используют полученное линейное уравнение для расчета вариантов хозяйственной деятельности и прогноза развития производства.
В соответствии с результатами современных исследований обязательно необходимо проверять оценку надежности, р-уровень или вероятность ошибки построения прогноза, основанного на данном уравнении. Значение р-уровня в исследуемом случае составляет 0,0306. Следовательно, данное уравнение многофакторной регрессии не может гарантировать надежность расчетов, или в 3,06% случаев возможно появление ошибки. Не все р-коэффициенты в данном уравнении регрессии являются значимыми. Следовательно, данное регрессионное уравнение можно взять лишь за основу, необходимо исследовать более глубоко, следует изменить состав и функциональную зависимость входящих в него независимых переменных, оставив лишь значимые.
В результате преобразований было получено более точное многофакторное регрессионное уравнение, где все р-коэффициенты являются значимыми. В него вошли следующие переменные: Х1 - размер инвестиции в основной капитал, млн руб.; Х2 - среднедушевые денежные доходы населения, млн руб.; Х3 - затраты на технологические инновации, млн руб.;
Уравнение имеет вид:
У = 2075 + 4-Х1 + 7423000-Х2 + 5Х (2)
Значения р-коэффициентов следующие: р1 = 0,7967, р3= 0,099, р5 = 0,1535.
Можно сделать вывод, что более всего на размер ВРП влияет величина инвестиций в основной капитал.
Коэффициент множественной регрессии З = 0.9825, коэффициент детерминации (З2 = 0.9654. Р-уровень данного уравнения составляет 0,0171, т.е. вероятность ошибки составляет 1,7%.
Таким образом, можно с достаточной степенью обоснованности сделать вывод, что построенное уравнение регрессии адекватно описывает зависимость размера валового регионального продукта от величины инвестиций в основной капитал, среднедушевых денежных доходов населения и затрат на технологические инновации.
Таким образом, кластерный подход является мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое в конечном итоге может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности .
Литература
1. Портер М. Конкуренция / М. Портер. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
2. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. М.: Международные отношения, 1993.
3. Стратегия экономического развития России // Российский экономический журнал. 2000. № 7.
4. Чечелюк П. Кластер не пресмыкательство перед Западом, а новая инициатива в строительном бизнесе / П. Чечелюк // Зеркало недели. 2003. 20 сентября. № 36.
РЫЖАКОВ ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВИЧ родился в 1952 г. Окончил Марийский государственный университет. Кандидат экономических наук, доцент. Область научных интересов - социально-экономическое развитие регионов. Автор более 40 научных работ.