Научная статья на тему 'Кластерный подход к развитию туризма'

Кластерный подход к развитию туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ТУРИЗМ В УЗБЕКИСТАНЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шоев Давронбек Ахмаджонович, Хабижонов Салохиддин Кахрамонжон Угли

В данной статье рассматриваются проблемы кластерного подхода к развитию туризма в Узбекистане. Основываясь на принятой методологии кластерного анализа и общих принципах кластерной теории, даны предложения по разработке ряда положений по обоснованию эффективности кластерного подхода к развитию туристско-рекреационного комплекса нашей страны. При этом под туристическим кластером предлагается понимать группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к развитию туризма»

Список литературы

1. Крюков Р.В. Банковское дело и кредитование. А-Приор. Москва, 2017.

2. Аудиторское заключение независимого аудитора о консолидированной финансовой отчетности ПАО «БИНБАНК» и его дочерних организаций за 2017 год.

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА

1 2 Шоев Д.А. , Хабижонов С.К.

1Шоев Давронбек Ахмаджонович - ассистент, кафедра бухгалтерского учета и аудита;

2Хабижонов Салохиддин Кахрамонжон угли - студент, направление: бухгалтерский учет и аудит, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы кластерного подхода к развитию туризма в Узбекистане. Основываясь на принятой методологии кластерного анализа и общих принципах кластерной теории, даны предложения по разработке ряда положений по обоснованию эффективности кластерного подхода к развитию туристско-рекреационного комплекса нашей страны. При этом под туристическим кластером предлагается понимать группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров.

Ключевые слова: кластерный подход, туризм в Узбекистане, инфраструктура, образовательные центры, региональная экономика.

Сфера туристско-рекреационного комплекса на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отрасли. Сегодня туризм - мощная мировая индустрия, на которую приходится примерно 30% мировой торговли услугами и 10% мирового валового продукта. Средние темпы роста туризма составили в последние 40 лет 7% в год, что почти в три раза выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По оценке Франческо Франжиалли, генерального директора агентства по туризму при Организации Объединенных Наций (Ц^ЖГО), в настоящее время оборот туризма составляет 800 миллиардов долларов в год, и к 2020 году ожидается его удвоение: «К 2020 году (относительно 2000 года) число международных туристских прибытий в мире должно вырасти в 2,2 раза (до 1,561 миллиарда поездок), а доходы туризма в 4,2 раза (до2триллионовдолларов)» [1]. Развитие туризма главным образом, объясняется ростом общественной производительности труда в результате научно-технического прогресса, повышением материального благосостояния населения, улучшением качества жизни и увеличением продолжительности свободного времени, приведшие к возрастанию доли расходов на туристские услуги в структуре семейного бюджета. По нашему мнению, с одной стороны, туризм представляет собой динамичную сферу человеческой деятельности, ведущую к изменению мышления, представлений, культуры и образа жизни людей. С другой, стороны, - это значимый фактор развития региональной экономики, претерпевающей интенсивные вариантные процессы трансформации. При этом в туристско-рекреационных регионах изменения происходят практически во всех областях так или иначе связанных с деятельностью туристических компаний, действующих на

конкретных локальных территориях. Особо следует отметить эволюцию в области местного законодательства, разнообразных технологий, включая информационные, рекреационные, транспортные, туристских формальностей, географии тур центров и др., в той или иной мере применяемых в разных регионах нашей страны.

В силу существенных различий содержания туристского продукта (достаточно отметить такие виды туризма, как деловой, познавательный, спортивный, рекреационный, экологический, этнологический) каждый регион использует разные подходы и набор технологий к формированию и стимулированию развития своего туристско-рекреационного комплекса. Общим подходом, однако, является формирование туристско-рекреационных кластеров. В целом развитие туристических кластеров вписывается в общемировую тенденцию регионального управления на основе кластерного подхода (кластерной экономики). Бурное развитие кластерных инициатив во всем мире обусловлено тем, что с начала 1980-х гг. экономическая наука и практика государственного управления тесно связывает участие территории в глобальных обменах с кластерной формой территориально-отраслевой организации производства. Однако в современной экономической науке речь идет преимущественно о промышленно-производственных кластерах. Что касается туристско-рекреационных кластеров, то в силу стремительных изменений в данном секторе экономики, отмеченных выше, теория данного вопроса остается открытой и нуждается в доработке и систематизации.

Основываясь на принятой методологии кластерного анализа и общих принципах кластерной теории, необходимо разработать ряд положений по обоснованию эффективности кластерного подхода к развитию туристско-рекреационного комплекса нашей страны. При этом под туристическим кластером предлагается понимать группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественных потребностей в туризме и рекреации.

Регион, производство в котором сформировано по кластерному принципу, принято называть сетевым. Сетевая организация экономического пространства является проекцией производственных сетей на территорию - так называемые сети, привязанные к месту. Она основана на том, что включает в себя автономные и взаимозаменяемые звенья - производственные комплексы и предприятия. Эффект мобилизации сети позволяет быстрее и более гибко реагировать на изменения в системе глобального обмена. ToшristNetworksofPlace (туристические сети региона) формируют своеобразную «матрицу капитализации», которая обеспечивает «дооценку» активов, попадающих в сетевой регион: перемещение на его территорию дает работнику возможность повысить стоимость своей рабочей силы; формирование сети предприятий по перемещению, размещению, питанию, рекреации и анимации туристов позволяет повысить стоимость земли, на которой они размещены, и т.д. Туристическая сеть кластера региона тем самым добавляет к капиталу размещенных в нем предприятий своеобразную «территориальную маржу». Кластер должен включать следующие разработки: темп прироста продукции кластера превышает средний темп прироста ВРП; конкурентоспособность кластера с учетом удельных затрат и качества продукции не уступает конкурентоспособности соответствующих секторов экономики других стран и регионов; происходит устойчивое кооперирование отраслей, входящих в кластер, формирование на этой основе агломерационных процессов и сетевых форм организаций; развитие информационных и маркетинговых связей между предприятиями кластера осуществляется на основе современных технологий, в рамках межрегиональной экономической интеграции формируются недостающие звенья цепочки создания стоимости, общие стандарты производства, поставок и управления, активно развиваются кластерные бренды. По нашему мнению,

данные признаки могут быть также применены к оценке туристического кластера [2]. В стратегической перспективе региональной сфере туризма является принятое 3 февраля 2018 года № УП -5326 «О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан». Согласно этого постановления необходимо создать стратегический план развития туризма учитывая природно-ландшафтные, климатические характеристики, традиции, промыслы, составляющие уникальные и самобытные составляющие нашу страну. Необходимо разработать собственную политику в области туризма региона определяющие возможности данной отрасли, решить широкий круг социально-экономических проблем. Для развития туристического кластера необходимо разработать программу по регионам Узбекистана. Условия для строительства инфраструктуры туристского бизнеса создано государством, а финансируются местными и зарубежными финансовыми институтами. Статистика туризма фиксирует многочисленные параметры, характеризующие сферу туризма, в частности, выпуск товаров и услуг - показатель системы национальных счетов, равный стоимости туристского продукта и туристских услуг, произведенных отечественными туристскими организациями в течение отчетного периода. Потенциальные резервы имеются едва ли не в каждом регионе страны и заключаются в содействии развитию малого и среднего бизнеса, в усилении дестинационного потенциала страны и регионов. Главный фактор - наличие продуманной, тщательно выверенной стратегии формирования сетевых взаимодействий кластера, создание адекватного механизма управления социально-экономическим развитием региона, включая его организационно-управленческие и финансово-экономические составляющие, а также эффективную политику органов государственной власти. Только при наличии продуманной государственной политики региона может существенно улучшиться инвестиционный климат в туристско-рекреационном комплексе, что будет способствовать росту количества объектов туристско-рекреационного комплекса увеличению туристских потоков, количества рабочих мест в туристской и лечебно -оздоровительном секторе региона и пр.

Список литературы

1. Окно в Европу требует расширения //Туризм,. 2007. № 4. С. 8.

2. Портер М. Конкуренция. Пер.с англ. М.: Издательский дом "Вильямс", 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.