Научная статья на тему 'Кластерный подход к развитию логистикопромышленного сектора в Курганской области'

Кластерный подход к развитию логистикопромышленного сектора в Курганской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / КЛАСТЕР / РЫНОК / ЛОГИСТИКА / КОНЦЕПЦИЯ / СТРУКТУРА / ИННОВАЦИЯ / РЕГИОН / TRANSPORT / CLUSTER / MARKET / LOGISTICS / CONCEPT / STRUCTURE / INNOVATION / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самуйлов Валерий Михайлович, Галкин Александр Геннадиевич, Кравченко Ирина Викторовна, Харин Валерий Васильевич, Парышев Дмитрий Николаевич

В статье показано, что отсутствие законодательной базы в области промышленной политики является тормозом в развитии экономики регионов. Для депрессивных регионов кластерный механизм является наиболее эффективным механизмом преодоления стагнации и последующего роста экономики. Предлагаемый инновационный научно-производственный территориальный кластер призван решать задачи повышения производительности труда в транспортном комплексе, создания новых предприятий и повышения занятости рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самуйлов Валерий Михайлович, Галкин Александр Геннадиевич, Кравченко Ирина Викторовна, Харин Валерий Васильевич, Парышев Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE LOGISTIC AND INDUSTRIAL SECTOR IN KURGAN REGION

The article shows that the absence of legislation in the field of industrial policy is a brake on the economic development of regions. For depressed regions, the cluster mechanism is the most effective mechanism to overcome stagnation and subsequent growth of the economy. The suggested innovative research-and-production territorial cluster is designed to solve the task of increasing labour productivity in thetransport sector, thecreation of new enterprises and increasing employment.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к развитию логистикопромышленного сектора в Курганской области»

8 Коняева И. В. Квасов И. Н. Импортозамещение в газоснабжении // Новые технологии - нефтегазовому региону: материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 313-316.

9 Колосов В. П. Дорожное хозяйство Омского региона -итоги и перспективы //АиС. 2014. № 2. С. 45-48.

10 Котов Д. В., Уразметова Л. Р. Современное состояние, перспективы и проблемы развития рынка газомоторного топлива в России //Нефтегазовое дело: электронный научный журнал. 2014. №1. С. 377-396.

УДК 338.24

В.М. Самуйлов, А.Г. Галкин, И.В. Кравченко, Уральский государственный институт путей сообщения, г. Екатеринбург В.В. Харин, Курганский институт железнодорожного транспорта

Д.Н. Парышев, ЗАО «Курганстальмост», г. Курган

кластерный подход к развитию логистико-промышленного сектора в курганской области

Аннотация. В статье показано, что отсутствие законодательной базы в области промышленной политики является тормозом в развитии экономики регионов.

Для депрессивных регионов кластерный механизм является наиболее эффективным механизмом преодоления стагнации и последующего роста экономики. Предлагаемый инновационный научно-производственный территориальный кластер призван решать задачи повышения производительности труда в транспортном комплексе, создания новых предприятий и повышения занятости рабочих мест.

Ключевые слова: транспорт, кластер, рынок, логистика, концепция, структура, инновация, регион.

V.M. Samuylov, A.G. Galkin, I.V. Kravchenko Ural State University of Railway Transport (USURT), Ekaterinburg

V.V. Kharin, Kurgan Institute of Railway Transport D.N. Paryshev, CJSC «Kurganstalmost», Kurgan

CLUSTER AppROACH TO

the development OF THE

LOGISTIC AND INDUSTRIAL SECTOR IN KURGAN REGION

Annotation.The article shows that the absence of legislation in the field of industrial policy is a brake on the economic development of regions. For depressed regions, the cluster mechanism is the most effective mechanism to overcome stagnation and

80 -

subsequent growth of the economy. The suggested innovative research-and-production territorial cluster is designed to solve the task of increasing labour productivity in thetransport sector, thecreation of new enterprises and increasing employment.

Keywords: transport, cluster, the market, logistics, the concept, structure, innovation, the region.

В настоящее время в России принята антикризисная программа, где ведущее место занимает промышленная политика. У такого подхода были и есть противники, по мнению которых, достаточно определить приоритетные отрасли, и они будут существовать и без политики. Но сегодня абсолютно ясно, что для большой индустриальной державы отсутствие промышленной политики является тупиковым путем.

Сегодня в России необходим переход от «приоритетного» планирования к стратегическому, к четкой промышленной политике, обеспеченной необходимой законодательной базой. Без этого в условиях современной жесткой конкуренции в мировой экономической системе наша промышленность в целом и особенно на региональном уровне обречена на потери внешних рынков, а затем и рынков внутренних.

В настоящее время подготовлен законопроект о промышленной политике Российской Федерации, инициатором которого является Минпромторг РФ.

В этом законопроекте дается четкое распределение полномочий различных уровней органов власти и управления, в реализации промышленной политики, определение конкретных мер стимулирования государством промышленной деятельности. Важно, что документ также определяет правовой статус и институты для территориального развития промышленных предприятий, в том числе и трудовой отрасли. Впервые вводится правовое определение «промышленный кластер».

Общепринято, что в современном мире потенциал и конкурентоспособность страны являются производными от конкурентоспособности входящих в ее состав территорий в силу того, что ресурсы и факторы производства, человеческий и социальный капитал, условия для ведения бизнеса локализованы на региональном уровне, где живут и трудятся конкретные люди, действуют конкретные компании. Сегодня глобальная конкуренция между странами сводится к конкуренции между отдельными регионами. Единицей глобального экономического пространства является регион, который приобретает стратегическое значение для процветания своей страны и именно на него возлагается роль локомотива в национальном развитии. Такая стратегия обуславливает концептуальную значимость подхода к развитию региона и его интеграции в систему национальных приоритетов.

Наиболее прог р е с с и в н ы м и и н н о в а ц и о н н ы м

Вестник КГУ, 2016. № 3

подходом к развитию региона, в том числе и его транспортной отрасли, в условиях нового экономического подхода, описываемого в терминах сетевой организации хозяйствований и ключевой роли информации в экономических процессах, является кластерное развитие территории.

Кластеризация экономики позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику регионального развития транспортного комплекса, повысить производительность, эффективность и конкурентоспособность бизнеса, расширить возможности для инновационного развития, оптимизировать взаимодействие между различными субъектами экономического развития региона, такими как государство, крупный и малый бизнес, научно-образовательное сообщество и общественность. При этом формируется имидж региона в восприятии внешнего окружения. И главное - повышается уровень занятости и качество жизни населения конкретного региона.

Основоположник кластерной концепции М. Портер определяет кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [1]. Понятие кластера указывает на отраслевую и географическую принадлежность совокупности входящих в его состав предприятий, которые производят и продают ряд связанных и взаимодополняющих товаров и продукции совместными усилиями. В таком толковании акцентирован фактор территориальной близости, наличие общих интересов участников кластера и закономерно возникающая в результате этого кооперация между ними для достижения синерге-тического эффекта на межотраслевом региональном уровне.

Кластерная концепция транспортной отрасли на региональном уровне предлагает альтернативный взгляд на сущность конкуренции, новый подход к структурированию экономики региона и прогрессивную форму в организации инновационного процесса.

В традиционной конкурентной среде выигрыш одного из участников эквивалентен проигрышу другого, что определяет конкурентную борьбу в качестве игры с нулевой суммой. Кластерный подход нарушает традиционную логику конкуренции, представляя возможность достижения выгоды каждому из субъектов, что и составляет беспроигрышную модель конкуренции.

Конкуренция, имеющая место в рамках кластерного агрегата, модифицируется в направлении усиления кооперативных взаимодействий конкурирующих игроков и сокращения интенсивности соперничества.

Кластерный механизм, как показывает мировой опыт, является наиболее эффективным и почти единственным механизмом вывода из стагнации эко н о мики д е п ресси в н о го реги о н а и обе-СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 11

спечения ее быстрого подъема. При этом важно на начальном этапе определить те экономические звенья региона, воздействуя на которые, можно реализовать кластерный синергетический эффект.

Для Курганской области, которая входит в состав Уральского Федерального округа, характерны элементы отсталости, депрессии и спада. Например, только среднедушевой денежный доход в Курганской области более чем в три раза меньше, чем такой же доход в Ямало-Ненецком автономном округе. Депрессивность обусловлена структурой экономики области, в которой главную роль играли предприятия машиностроения, такие как автобусный завод, завод колесных тягачей, «Кургансельмаш» и АПК.

Наиболее жизнеспособными в настоящее время являются «Курганстальмост» и предприятия транспортного комплекса, которые, по мнению авторов статьи, должны определить топологию объекта Курганского инновационного научно-производственного территориального кластера. Предпосылками создания такого кластера, в частности, являются разобщенность предприятий транспортного комплекса, отсутствие научно-производственной инфраструктуры, отсутствие единой государственной промышленной политики в транспортной отрасли.

«Болевыми» точками транспортных сооружений (которые составляют важнейшие элементы транспортного комплекса) являются:

- квалификация специалистов (знание ими инновационных технологий);

- дорожная одежда мостового полотна;

- гидроизоляция;

- деформационные швы;

- опорные части проектов эксплуатации;

- прочностной мониторинг;

- шумозащита;

- освещение;

- применение композитных материалов;

- водоотвод на мостах и подходах к ним;

- барьерные и перильные ограждения;

- современная конструкция мостовых опор и фундаментов;

- современные методы ремонта;

- методы обеспечения долговечности на стадии проектирования;

- аварии транспортных сооружений;

- современные компьютерные методы расчетного анализа транспортных сооружений;

- применение информационных технологий в транспортном строительстве.

Для решения проблем транспортной отрасли флагман отечественного мостостроения - ЗАО «Курганстальмост» выступил инициатором создания кластера.

Задачи, решаемые в кластере, имеют три направления:

1) объединение усилий в области развития т р а н с п о р_тно го комплекса, п е р е_д о в ых р а зрабо-

81

ток, современных систем проектирования новых продуктов.

2) создание современной научно-производственной инфраструктуры для предприятий кластера с внедрением комплексных производственно-технологических пакетов для выгодных инвестиционных вложений.

3) подготовка высококвалифицированных кадров.

Для повышения конкурентоспособности якорных предприятий, входящих в кластер, необходима организация входного контроля и контроля выпускаемой продукции. Уровень контроля должен соответствовать требованиям, предъявляемых участниками ВТО. С этой целью предполагается создание испытательного центра «Инженерные сооружения: исследование и испытание».

Одним из ключевых направлений работы кластера является повышение качества и эффективности работ по строительству и ремонту дорожных асфальтобетонных покрытий, которые в большей мере зависят от качества дорожного битума. Благодаря дорожным добавкам, асфальтобетонные покрытия приобретают ряд ценных качеств: увеличивается устойчивость к температурным воздействиям и обратимым деформациям, увеличивается пластичность и повышается долговечность.

Для решения вышеуказанных задач предлагается ввести в состав кластера строительный комплекс по утилизации и переработке изношенных шин [3; 4].

В настоящее время одной из почти не решаемых проблем в транспортном комплексе России является низкий уровень информативности о состоянии дорог, мостов и прочих инженерных сооружений на объектах регионального уровня. Малая информативность по таким объектам практически полностью предопределяет низкое качество сооружений и их предаварийное и аварийное состояние. Решать проблему повышения качества и надежности дорог и мостов - задача центра мониторинга.

Главной задачей центра мониторинга является разработка системы точности мониторинга и эксплуатации объектов автодорожной транспортной инфраструктуры не только Курганской области, но и всего Уральского федерального округа. Результаты работы центра позволят оценить степень соответствия несущей способности объектов автодорожной и транспортной инфраструктуры внешним воздействиям в рассматриваемый момент времени и на прогнозируемый период. В круг интересов центра мониторинга входит также разработка альтернативных стратегий по изменению состояния поврежденных объектов автодорожной транспортной инфраструктуры до проектного или требуемого уровня (ремонт, восстановление, усиление, реконструкция, замена).

Создаваемый кластер позволит позиционировать н а ры н ке - присутст в и е н а внут ре н н е м р ы н ке 82

и развитие экспорта. Технологическое лидерство выражается в репутации, разработке новых продуктов, в уровне квалификации специалистов. Способность к обновлению кластера обеспечивается показателями: образование новых фирм, повышение доли экономической активности кластера в валовом региональном продукте. Социальный эффект в результате деятельности кластера связан с формированием в регионе новых рабочих мест, создаваемых как на плановой основе, так и за счет синергетического эффекта, роста благосостояния работников кластера и членов их семей.

В рамках создаваемого кластера предполагается создание и других проектов (один из них -логистический кластер), позволяющих экономике Курганской области стать более конкурентоспособной как на российском, так и на международном рынке.

По своей сущности логистический кластер является структурой, формируемой на основе кооперации самостоятельных предприятий в процессе создания продукции. При этом необходимо отметить, что масштабы подобных кластерных образований существенно зависят от специфики производства, обеспечивающего создание конечного продукта в каждом конкретном случае. Количество кластерных образований может быть весьма значительным, как и число предприятий, их составляющих. Каждый крупный кластер может представлять собой систему малых кластеров. Подобное иерархическое построение кластеров вызвано возможностью использования преимуществ модулей функционального соответствия различной агрегативности процессов, обеспечиваемых взаимодействием их элементов [2].

Модуль функционального соответствия отражает многофункциональные характеристики любого процесса в ходе научно-технического прогресса (НТП) на единой методической основе, предполагающей наличие обратных связей от более сложной иерархии к более простой.

Агрегативность структур и процессов промышленных кластеров растет и сегментируется в ходе НТП с постепенным переходом от сырьевой модели развития на выпуск готовой высокотехнологичной продукции. Например, на рисунке 1: А1 -структурное подразделение «Курганстальмост», А2 - более сложная иерархия, представляющая собой холдинг ЗАО «Курганстальмост»; А3 - комплекс промышленных зон опережающего развития Курганской области. При этом М, t2, t3 - годы развития модулей функционального соответствия.

Вестник КГУ, 2016. № 3

t1

t2

t3

Рисунок 1 - Модули функционального соответствия для промышленных кластеров

Логистические кластеры обладают всеми преимуществами, которые дает интеграция на основе кооперационных взаимодействий самостоятельных специализированных компаний в их рамках. А генезисом таких кластеров являются следующие механизмы: затратно-распределительный механизм, кредитно-кооперационный механизм, информационный механизм.

Результирующий этап кластеризации включает в себя мониторинг и оценку эффективности использования интеграционных технологий организации и управления промышленности (критерии оценки эффективности использования технологий находятся в стадии разработки).

Далее формулируется подход, позволяющий комплексно оценить характер воздействия кластеризации, который учитывает уровень социально-экономического и экологического состояния региона, а также степень реализации природно-ресурсного потенциала обозначенных территорий. Такой подход способен выявить прогрессивные производства опережающего развития и сориентировать социально-экономические системы региона на функционирование в нормах единого экономического и информационного пространства.

Предлагаемый путь не идеален, но может послужить началом разработки основной экономико-математической модели - модели кластерной структуры организации промышленности Урало-Сибирского региона.

Темп прироста регионального производства под воздействием кластерных технологий определяется по следующей формуле:

Трегпр.= Тпр (А+В+С) = Тпр А * КА + Тпр В * Кв + Тт с * Кс , (1)

в масштабе экономики региона (например, кластер транспортной промышленности (Курганский машиностроительный завод), «Курганстальмост» и аграрно-промышленный кластер); КАВС - коэффициенты, характеризующие удельный вес продукции кластеризованной отрасли в совокупном продукте региона.

Предлагаемый подход демонстрирует необходимость учета тенденции трансформации, которую вносит кластеризация, и представляет целенаправленное воздействие на эндогенные параметры, определяющие поведение основных участников и направления развития социо-эколо-го-экономических систем на микроуровне.

Таким образом, оценка эффективности развития интеграционных структур на базе кластерных технологий должна быть основана на количественном определении возникающего эмерджентного эффекта, под которым понимается итог, вызванный скоординированным в пространстве и времени действием разнородных по природе механизмов, и которые приводят к качественным изменениям в системе.

Список литературы

1 Портер М. Конкуренция. М. : Изд. дом «Вильямс», 2005. 496 с.

2 Самуйлов В. М. и др. Региональная логистика : монография. М, 2010.

3 Самуйлов В. М., Парышев Д. Н., Харин В. В. и др. Роль зон опережающего развития Курганской области в дальнейшем прогрессе региона // Инновационный транспорт. 2014. № 2. С. 51-56.

4 Самуйлов В. М., Фирстов С. В., Черных В. В. Информационная логистика. Моделирование процессного управления транспортно-логистическими цепочками : учеб. пособие. Екатеринбург : УрГУПС, 2011. 156 с.

5 Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 г. № 488-р. Курган; Москва, 2008. 196 с. URL: http://adm. kurganobl.ru/assets/files/raznoe/RPKO_488-r_02-12-2008.pdf.

пр В

пр С

где Тпр А ВС - темп прироста отраслевого произ-водст в а под в озд е й ствием кл а стернь i х т ехн ол о гий

83

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.