Научная статья на тему 'Кластерный подход к ноосферному образованию как феномену социокультурного пространства (из опыта работы Уральского научно-образовательного центра УрО РАО)'

Кластерный подход к ноосферному образованию как феномену социокультурного пространства (из опыта работы Уральского научно-образовательного центра УрО РАО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ФАНДРАЙЗИНГ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПОИСКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАУЧНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ / CLUSTER APPROACH / NETWORK INTERACTIONS / APPLIED SCIENCE COMMUNICATION / FUNDRAISING / NEW ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH / ECOLOGICAL EDUCATION / NOO-SPHERE EDUCATION / INNOVATIVE PEDAGOGICAL SYSTEMS / EDUCATIONAL MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сикорская Галина Петровна

В статье рассматривается опыт работы Уральского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования (УрО РАО). Центр развивается как образовательный кластер в новой парадигме образования на основе сетевого и внешнего научно-практического взаимодействия с использованием фандрайзинга, взаимного интереса решения педагогических проблем в социокультурном пространстве, включающем образовательные и научные учреждения, производственные, государственные и административные структуры, развивающиеся институты гражданского общества, бизнеси инфраструктурные компоненты территорий. Новый тип взаимодействия способствует развитию научных практико-ориентированных исследований, появлению эффекта педагогической эмерджентности и самоорганизации, реальному участию в Федеральном проекте «Наша новая школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сикорская Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster Approach to the Noosphere Education as a Phenomenon of Socio-cultural Environment

The paper analyses the work of the Ural Center of Science and Education of the Ural Branch of the Academy of Education of the Russian Federation (the USEC). By adapting a new cluster approach to its processes and operations, the above center has become an emerging component of the global socio-cultural environment. The USEC serves as an active agent of changes within the federal project «Our New School» and applies the cluster approach to educational practice by means of fundraising and mutual problem solving. The cluster approach advances practice-oriented scientific studies and promotes the effects of pedagogical emergency and self-organization among its participants.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к ноосферному образованию как феномену социокультурного пространства (из опыта работы Уральского научно-образовательного центра УрО РАО)»

2-го, и 3-го поколений, более чем 240 учебниках и учебных пособиях, свыше 90 специальных учебных курсах для студентов, практических педагогов, работающих в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантов и других категорий слушателей. А также отражены в более чем 30 научно-исследовательских работах, выполняемых по проектам и грантам Федеральных программ развития образования, Российского гуманитарного научного фонда. В конкурсе, проведенном Минобрнауки РФ в 2010 г. по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства по приоритетному направлению модернизации и технологического развития экономики России на 2010-2012 гг., получено финансирование в объеме 200 млн р.

УДК 574

Г. П. Сикорская

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К НООСФЕРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КАК ФЕНОМЕНУ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УРАЛЬСКОГО НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА УРО РАО)

Аннотация. В статье рассматривается опыт работы Уральского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования (УрО РАО). Центр развивается как образовательный кластер в новой парадигме образования на основе сетевого и внешнего научно-практического взаимодействия с использованием фандрайзинга, взаимного интереса решения педагогических проблем в социокультурном пространстве, включающем образовательные и научные учреждения, производственные, государственные и административные структуры, развивающиеся институты гражданского общества, бизнес- и инфраструктурные компоненты территорий. Новый тип взаимодействия способствует развитию научных практико-ориентированных исследований, появлению эффекта педагогической эмерджентности и самоорганизации, реальному участию в Федеральном проекте «Наша новая школа».

Ключевые слова: кластер, фандрайзинг, сетевое взаимодействие, формы и виды организации научного поиска, взаимодействия в научно-прикладной деятельности, экологическое образование, ноосферное образование, моделирование инновационных педагогических систем.

Abstract. The paper analyses the work of the Ural Center of Science and Education of the Ural Branch of the Academy of Education of the Russian Federation (the USEC). By adapting a new cluster approach to its processes and operations, the above center has become an emerging component of the global socio-cultural environment. The USEC serves as an active agent of changes within the federal project «Our New School» and applies the cluster approach to educational practice by means of fundraising and mutual problem

solving. The cluster approach advances practice-oriented scientific studies and promotes the effects of pedagogical emergency and self-organization among its participants.

Index terms: cluster approach, network interactions, applied science communication, fundraising, new organization of scientific research, ecological education, noo-sphere education, innovative pedagogical systems, educational modeling.

Известно, что использование кластерного подхода в управлении мировой экономикой имеет определенную историю. Особую роль кластерная организация производства стала играть в эпоху НТР, получив стратегическое значение в современных отраслях, опирающихся на нано- и биоин-формационные технологии.

Отметим, что и практика образования, как никогда раньше, испытывает необходимость научной поддержки, взаимодействия с инфраструктурой, производством и бизнесом социума на принципах кластерного взаимодействия. Сегодня образование выходит за рамки собственно образовательного пространства и имеет тенденции к установлению разнообразных связей социокультурного характера, что позволяет усиливать роль образовательных учреждений в достижении целей опережающего развития определенной территории.

Кластер (от англ. cluster - кисть, пучок, гроздь) представляет собой группу, сеть, цепочку заинтересованных в достижении цели различных основных и сопутствующих производств, учреждений, групп людей, объединенных одной идеей, обладающих творческими и креативными ресурсами. С позиций социально-инновационного подхода кластер можно определить как единое экономическое, научное и социальное пространство, сформированное на основе идеологии опережающего развития.

Кластеры, появившиеся прежде всего в промышленности, развиваются в настоящее время во всех сферах деятельности человека. Предметом нашего интереса являются кластеры в образовании и эффективность их деятельности. Правильный выбор кластеров развития образования приводит к росту его результативности. Отметим, что И. Абанкина и К. Зиньковский на материале исследования деятельности инновационных школ в России и за рубежом ввели понятие образовательного кластера развития. С их точки зрения, кластер развития может объединять всех, кто налаживает реальные связи на любом уровне:

• понимания общих проблем, постановки общих целей, поиска общих решений;

• развития, использования похожих стратегий и механизмов, создания технологий трансляции инноваций, чтобы, объединяясь на локальном уровне, конкурировать в глобальном контексте.

Такой образовательный кластер развития создается на базе Уральского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования (УНОЦ УрО РАО) и представляет собой проектносетевое сообщество инновационных событий. В 2003 г. при центре был сформирован временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК),

включающий ученых, педагогов, исследующих проблемы теоретико-методологического характера в экологическом образовании, имевших определенные научно-практические достижения в данном вопросе и представлявших к тому времени научно-педагогическое сообщество новой идеи, обозначенной как ноосферная парадигма развития образования.

ВНИК УНОЦ УрО РАО в 2004 г. заявил тему исследования в Комплексной целевой программе УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций»: «Теория и практика ноосферно-го образования в парадигме интеграции естественных, технических, гуманитарных наук и искусства XXI века». Для объединения креативных, творческих, материальных и финансовых ресурсов ВНИК был преобразован в кластерный инновационный научно-образовательный инкубатор «Корпоративный университет ноосферного образования». Университет объединил на общественных началах

• ученых, развивающих теорию ноосферной цивилизации;

• ученых-педагогов, интерпретирующих теорию ноосферы для целей образования;

• ученых-педагогов и методистов, разрабатывающих модели ноо-сферного образования;

• педагогов-практиков, реализующих в реальном образовательном пространстве модели ноосферного образования;

• студентов и учащихся школ, приобретающих в университете ноо-сферную компетентность.

Коллектив УНОЦ и Корпоративный университет выделилли четыре ведущих направления исследований и практической апробации идей экологического и ноосферного образования, которые осуществляются в научно-внедренческих лабораториях и модулях. Этими подразделениями руководят С. А. Иванов, канд. пед. наук, доцент ИРРО (лаборатория моделирования ноосферного образования), Л. С. Приходько, канд. филос. наук, профессор РГППУ (креативная лаборатория экологического дизайна), Н. Н. Колясникова, канд. пед. наук, доцент УГТУ - УПИ и ИРРО (лаборатория экологизации, фундаментализации и интеграции содержания образования), Т. Н. Янковая, канд. пед. наук, учитель гимназии № 9 г. Екатеринбурга (лаборатория ноосферных технологий в образовании), Г. И. Кушникова, канд. пед. наук, доцент СурГПУ (лаборатория проблем экологического образования в условиях Крайнего Севера). В 2010 г. появилось новое подразделение -консультативный двуязычный модуль по разработке инновационных учебных вузовских курсов в контексте сравнительной педагогики и Болонских соглашений по высшему профессиональному образованию. Его создает Т. В. Савельева -доктор философии в области образования (Ph.D.). В настоящее время готовится к открытию еще одна лаборатория по духовно-нравственному воспитанию детей средствами природы.

К 2010 г. в научном поиске участвуют более 20 образовательных учреждений, 9 ученых, 250 педагогов вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного и дошкольного образования Свердловской области

и ХМАО-ЮГРЫ. Более 5000 дошкольников, учащихся школ, студентов колледжей и вузов, аспирантов вовлечены в творческую, практическую созидательную деятельность, способствующую развитию ноосферного мышления и глобальной ответственности за сохранение жизни в любом ее проявлении. Интерес к исследуемой проблеме растет, о чем свидетельствует динамика инновационных площадок УНОЦ УрО РАО и его Корпоративного университета ноосферного образования: 2002 г. - 1; 2005 г. - 5; 2008 г. - 20; 2009 г. - 25. Инновационные площадки получают со стороны Корпоративного университета научное сопровождение моделирования и проектирования ноосферного образования, межведомственную, в том числе грантовую, поддержку инновационной деятельности.

УНОЦ УрО РАО и его Корпоративный университет ноосферного образования фактически сформировали вокруг себя кластер инновационного развития образования на основе разработки и реализации проектов экологического, ноосферного образования и здоровьесбережения подрастающего поколения. Сегодня этот кластер, получив первоначальное развитие на уровне муниципальной системы образования г. Екатеринбурга, вышел далеко за пределы Свердловской области. В практике деятельности Центра на сегодняшний день отработана схема организации проектной деятельности, включающая механизмы фандрайзинга и маркетинга, позволяющая Центру из года в год находить средства на реализацию все новых инновационных образовательных проектов (рис. 1).

к

ш

ч:

Руководитель темы

Г1

тз

ю

Рис. 1. Форма организации проектной деятельности Уральского научнообразовательного центра УрО РАО

Обратим особое внимание на использование фандрайзинга для инновационной деятельности. Фандрайзинг - это поиск финансовой поддержки на некоммерческие проекты. Отметим, что не существует «магической» формулы для успешного фандрайзинга и никакого гарантированного способа получить деньги в ответ на просьбу о них. Фандрайзинг

связан с поддержкой креативных инновационных научно-образовательных потребностей, в нашем случае Корпоративного университета ноо-сферного образования, и их удовлетворением. Коллективу пришлось постигать сущность эффективности фандрайзинга. Стратегический план сбора средств составлялся нами на 2-3 года и включал в себя следующие компоненты:

• главная цель - для чего собираются средства;

• ценности - как мы действуем;

• заинтересованные стороны - кому мы интересны;

• сила, слабости, возможности, опасности - в каком положении мы находимся;

• проблемы - с чем нам придется столкнуться;

• цели - к чему мы хотим прийти;

• выбор стратегии - как мы будем двигаться к желаемой цели.

Использование фандрайзинга и маркетинга в решении поставленных задач помогло опубликовать за 2005-2009 гг. 4 монографии, 15 научно-методических и учебно-методических пособий, 2 книги для дополнительного образования, снять видеофильм по методике обучения, подготовить 7 телевизионных передач, создать методическое пособие с мультимедийным приложением, выпустить 9 буклетов-альбомов творческих работ, 115 статей (в том числе 80 по основной проблеме исследования), принять участие в 11 выставках, включая международную.

Рис. 2. Научная поддержка УНОЦ УрО РАО

Опыт фандрайзинга, а также сотрудничество с поддерживающими наши исследования научными учреждениями (рис. 2), способствовали участию в 14 научно-практических конференциях, проведению 5 конференций, в том числе одной международной - «Ноосферное образование как феномен социокультурного пространства» (134 участника). Благодаря социальному партнерству, разнообразному взаимодействию с неправительственными организациями (рис. 3) и их заинтересованности в изучении нашего опыта было проведено два обучающих семинара в школах, реализующих модели ноосферного образования (2005 г. - г. Лесной Свердловской области, 2008 г. - г. Екатеринбург), дано 16 мастер-классов по технологиям ноосферного образования.

Рис. 3. Социальное партнерство: взаимодействие УНОЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, производственными

и бизнес-структурами

Доказательством наличия кластера в нашем случае также является широкий спектр взаимодействия УНОЦ УрО РАО и его Корпоративного университета с органами местного самоуправления, государственной властью, производством, бизнесом, неправительственными организациями (рис. 4).

Региональные

Общероссийские

Международные

Рис. 4. Социальное партнерство: взаимодействие УНОЦ с неправительственными организациями

Подведем некоторые итоги. Наша инновационная деятельность в качестве образовательного кластера, сумевшая объединить научную идею, интеллектуальные креативные ресурсы образовательного пространства Уральского региона, заинтересовать социальные институты, органы местного самоуправления, производство и бизнес, повысила результативность выбранного научно-внедренческого направления исследований в области экологического и ноосферного образования. Об этом свидетельствуют достижения участников Корпоративного университета и образовательных учреждений - инновационных площадок УНОЦ УрО РАО:

• звание Заслуженного учителя школы РФ (получено учителем пос. Сайгатино Сургутского района ХМАО-ЮГРЫ);

• создание школы ноосферного образования (г. Лесной, № 76),

ставшей победительницей регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая школа России - 2004»;

• 2-е место в городском конкурсе «Лучший учитель года г. Екатеринбурга - 2006», 1-е место - «Лучший учитель года г. Екатеринбурга - 2008»;

• звание «Лидер образования», полученное в конкурсе руководителей образовательных учреждений г. Екатеринбурга 2007 г. «Лидер образования»;

• звание лауреата Международного конкурса и получение премии гуманитарно-экологического фонда Ив Роше 2008 г. «Terre de Femmes -Земля Женщин»;

• благодарственное письмо от Общественной палаты РФ (2008 г.);

• грамота Уполномоченного по правам человека Свердловской области за развитие правового образования на территории Свердловской области;

• гранты победителям конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» - 3 школы;

• гранты учителям-победителям конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» - 8 педагогов;

• гранты победителям Общероссийского конкурса неправительственных организаций в области охраны окружающей среды и развития здорового образа жизни - 2;

• включение в реестр «Всероссийская книга Почета» школы № 3 г. Богдановича;

• звания лауреатов и дипломантов международной выставки «Чистая вода России - 2008», полученные четырьмя учреждениями ВНИКа;

• золотые медали победителей Всероссийского конкурса по здоровье-сбережению детей.

Среди учащихся школ, являющихся инновационными площадками, - лауреаты, победители районных, городских, региональных, всероссийских, международных конкурсов и олимпиад.

Члены Корпоративного университета ноосферного образования приняли участие в конференциях УрО РАО (3), Российской академии естествознания (Амстердам, Тунис, Крит и др.), Уральского государственного университета им. А. М. Горького - «Идеи космизма в педагогике и современном образовании» (3), Общественной палаты РФ (1), «Лиги защиты культуры» (3), Центра гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили (2), Администрации г. Екатеринбурга (5), Правительства ХМАОЮГРА (3), Правительства Свердловской области (3), а также в Общероссийских педагогических чтениях (2), Толстовских чтениях МГУ (2) и др.

Вовлеченность разными гранями в научно-внедренческую деятельность с коллективом УНОЦ УРО РАО социальных, культурных и производственных структур позволяет идентифицировать Центр и Корпоративный университет ноосферного образования как реальную кластерную структуру и рассматривать ноосферное образование, ради которого возник этот кластер, как феномен социокультурного пространства. Последнее об-

стоятельство особенно значимо для нас, так как ноосферным образованием, и прежде всего его моральным потенциалом, интересуются общественные негосударственные организации, готовые внести свой вклад в формирование высоконравственного человека XXI в.

Таким образом, образовательный кластер, развивающийся на основе идеи будущей ноосферной цивилизации, дополняется новыми цепочками, расширяющими социальную значимость проводимой научно-исследовательской и внедренческой деятельности. Кластерный подход, реализованный в деятельности Центра, становится реальным механизмом усиления и активизации деятельности на основе системного синергетического эффекта внутрикластерного и внешнего взаимодействия, концентрации интеллектуальных ресурсов. Такая научно-внедренческая деятельность приводит к повышению ее результативности, появлению эффекта педагогической эмерджентности и самоорганизации, инициированию новых инновационных проектов.

Литература

1. Абанкина И., Зиньковский К. Кластеры развития. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.strana-oz

2. Абанкина И., Зиньковский К. Кластеры развития // Отеч. зап. 2008. № 1.

3. Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? Эписте-

мотехнологический подход. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:

http://www.situation.ru/app/j_art_1178.htm

4. Личутин А. В. Тезисы о культурных кластерах // Экология культуры. 2008. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.