Евгений ЖИЛИНСКИЙ
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В статье рассматривается кластерная стратегия модернизации здравоохранения посредством медицинских инноваций. The article deals with the cluster strategy for modernization of the public health sphere by means of medical innovations.
Ключевые слова:
кластерные проекты, крупный бизнес, фармацевтическая и медицинская промышленность, эффективность инноватики; cluster projects, big business, pharmaceutical and medical industry, innovation efficiency.
Ц.
л
ЖИЛИНСКИИ Евгений Васильевич — к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института социальноэкономических проблем
народонаселения РАН [email protected]
"елью государственной политики в сфере здравоохранения является совершенствование доступности медицинской .помощи, повышение эффективности и качества медицин: услуг на основе передовых достижений медицинской науки. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года говорится: чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное лечение), эффективная система подготовки медицинских кадров и квалифицированных специалистов, способных решать задачи инновационного развития.
За последние годы в России немало было сделано для создания инновационной экономики, в т.ч. в сфере здравоохранения. Формируются инфраструктура и инструменты инновационного развития территорий, образована Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики страны, накоплен определенный опыт становления инновационной экономики в субъектах федерации. Для объединения финансового и научного потенциала разрозненных предприятий организованы госкорпорации «Российские технологии» и «Российская корпорация нанотехнологий».
Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике утверждены Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации. План предусматривает формирование инновационно-ориентированных кластеров, т.е. объединение предприятий — поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных учреждений, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости, в сфере производства и реализации инновационного продукта (товаров, услуг). Кластер позволяет обеспечить работу различных специалистов в одном направлении для решения конкретных задач.
Существенным элементом, обеспечивающим эффективность кластера, является участие в его деятельности не только федеральных и муниципальных учреждений , но и различных бизнес-структур с использованием механизма государственно-частного партнерства, которое является одним из ключевых инструментов формирования кластеров. Использование кластерного подхода позволяет
существенно повысить эффективность взаимодействия предприятий частного сектора экономики и государственных научно-исследовательских учреждений в инновационном процессе, создает дополнительную мотивацию отечественных и иностранных инвесторов на организацию конкурентоспособного технологического производства на территориях с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала.
Однако кластеры, состоящие исключительно из малых и средних предприятий, в условиях рыночной экономики практически не имеют шансов на эффективное развитие из-за отсутствия доступа к значительным финансовым средствам. Средний бизнес — это компания с оборотом (по закону) 400 млн руб. Поэтому необходимо обеспечить вхождение в состав кластеров крупного бизнеса. Он должен выступать и в качестве инвестора, привлекающего субподрядчиков в свои программы, и в качестве заказчика на интеллектуальные разработки для малого и среднего предпринимательства, обеспечивая тем самым сетевое взаимодействие с более мелкими компаниями.
Крупный бизнес призван послужить локомотивом, который потянет за собой всю цепочку участников кластера, генерирующих инновационные идеи. Несомненно, что инвестор должен иметь преференции1, стимулирующие инвестиционную привлекательность кластерных проектов, в т.ч. и медицинских.
Формирование кластеров медицинских инноваций в российском здравоохранении должно развиваться с учетом трех принципов:
1) не разрушать сложившуюся в стране систему научного поиска и разработки новых технологий;
2) предусмотреть тесное взаимодействие здравоохранения и медицинской науки;
3) обеспечить оптимальные условия
1 В целях привлечения инвесторов в инновационные проекты, реализуемых по схеме ГЧП, государство может применять стимулирующие меры (субсидии, субвенции, прямое возмещение инвестиционных затрат и др.) для обеспечения требуемой инвестору доходности. При этом важно учитывать, что государство, заключая договор с инвестором, руководствуется не только чисто предпринимательскими, «деловыми» мотивами, но и общественными интересами, общественно необходимыми целями и публичной полезностью.
создания медицинских кластеров с учетом направлений их деятельности.
Одно из важнейших направлений кластерной стратегии — продвижение инноваций на рынке путем их коммерциализации, т.е. тиражирование и продажа нового продукта или услуги, в которых воплощены результаты интеллектуальной деятельности. Цель этой стратегии — модернизация потенциала здравоохранения посредством разработки, внедрения и реализации медицинских инноваций.
Результатом реализации кластерного подхода должен стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего бизнеса, что поможет значительно усилить инновационную составляющую их деятельности в продвижении наиболее эффективных медицинских технологий.
Развитие каждой новой медицинской технологии только тогда достигнет своей цели, когда завершится инновационный цикл «фундаментальная разработка — получение продукта — производство его в промышленных масштабах — внедрение (использование) продукта в клинике для целей диагностики, лечения и профилактики заболеваний». В России в настоящее время внедрение новых технологий в практическое здравоохранение порой затягивается на годы. И этому есть ряд серьезных причин:
— в рамках отрасли нет четкого единого нормативного документа, определяющего систему внедрения достижений науки в практику;
— отсутствует механизм передачи новых медицинских технологий, разработанных НИУ РАМН и готовых к использованию, Министерству здравоохранения и социального развития РФ для внедрения в практику работы лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения;
— научно-исследовательские учреждения РАМН не имеют достаточного финансирования для осуществления патентной проработки, патентования, регистрации, а также для подготовки научно-технической документации и клинической апробации новых медицинских технологий, что удлиняет сроки их доведения до готовности к внедрению;
— не отработаны механизмы государс-
твенно-частного партнерства как инструмента привлечения инвестиций в отечественную науку;
— отсутствуют профессионально подготовленные кадры в сферах маркетинговых исследований и коммерциализации наукоемкой продукции в области медицины;
— работа учреждений практического здравоохранения по стандартам, утвержденным Минздравсоцразвития России, делает почти невозможным внедрение новых технологий диагностики и лечения, так как использование их, во-первых, не будет оплачено территориальными фондами ОМС, во-вторых, учреждение будет отвечать за отступление от стандарта;
— недостаточная востребованнность новых технологий для производства лекарственных, иммунобиологических и других препаратов, средств диагностики, изделий медицинской техники вследствие развала отечественной медицинской и фармацевтической промышленности1.
Не случайно, говоря о направлениях модернизации здравоохранения, президент России в послании Федеральному Собранию РФ (2009 г.) указал на необходимость развития медицинской техники, технологий и фармацевтики. Дмитрий Медведев подтвердил социальную ориентированность будущих преобразований на эти приоритеты, для чего «нужно активнее развивать партнерство с зарубежными разработчиками и производителями, имея в виду и организацию в России передовых исследований в медицинской сфере».
Руководствуясь установками послания, летом 2010 г. Департамент химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ разработал проект программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Ее цель — переход на инновационную модель развития, компонентами которой являются:
— технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня и создание научно-исследовательской базы для производства конкурентной продукции;
— выпуск отечественных жизненно
1 Гинцбург А.Л. О развитии высоких биомедицинских технологий // Новая экономика. Отраслевые инновации. — М., 2008, с. 385—386.
необходимых и важнейших лекарственных средств, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, замещающих импортные аналоги;
— вывод на рынок инновационной продукции, увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической промышленности.
Фармацевтическая промышленность сегодня — одна из наиболее инновационноемких отраслей, где пересекаются многие науки: химия, биология, медицина, математика. Здесь сложнее всего наладить инновационный процесс, т.к. любая новая продукция испытывается непосредственно на человеке, а это не только дополнительные затраты времени и средств, но и огромный риск. Лишь высокоразвитые страны могут позволить себе собственную инновационную фармацевтическую промышленность. И если им удалось наладить инновационный процесс в данном сегменте экономики, то в других сегментах это, как правило, тоже удается.
Фармацевтический бизнес является мировым лидером по наукоемкости и прибыльности. Объемы продаж всего одного препарата крупной мультинациональной компании оцениваются в 25—30 млрд долл. Весь современный фармацевтический рынок России «весит» примерно 16 млрд долл. Фармацевтическая отрасль может и должна стать одним из рычагов, продвигающих российскую экономику вперед. Последнее звучит несколько высокопарно, но, сделав ставку на исследования и разработку новых препаратов для борьбы с социально значимыми заболеваниями XXI в., отечественная фармацевтика автоматически выходит на уровень передовых стран мира. Сегодня структура потребления лекарств на российском рынке не идентична структуре заболеваемости. Образно говоря, мы умираем не от того, от чего лечимся. Лидерами продаж в наших аптеках являются препараты со слабой эффективностью или отсутствием доказательной базы.
Выделив около тридцати нозологий, наиболее проблемных с точки зрения ущерба, наносимого ими экономике страны, и сосредоточив все усилия на разработке препаратов для лечения этих заболеваний, можно получить экономический эффект, сопоставимый с половиной годового объема ВВП. Данное утверждение подтверждается расчетами, неоднократно
проводимыми как иностранными, так и российскими фармакоэкономистами1. Отечественная фармацевтическая промышленность должна ориентироваться именно на эти нозологии, тем самым концентрируя свои силы на первостепенных для здравоохранения и экономики в целом проблемах. Однако одного призыва к действию явно недостаточно. Государство должно само показать пример «долгих» инвестиций в фармацевтическую отрасль.
Средний срок возврата средств, вложенных в инновационные лекарственные разработки, составляет 15—20 лет. Понятно, почему подавляющее большинство российских производителей сосредоточилось на выпуске устаревших дженериковых препаратов. Быстро «отбить» рубль, вложив его в производство лекарств массового спроса, — дело нехитрое. Работать с инновационным ассортиментным портфелем — годы рискованных вложений. Для фармацевтической компании — это лабораторные исследования, создание инновационных препаратов, их клинические испытания, донесение качественной информации об этих препаратах и передовых разработках фарминдустрии до представителей медицинских сообществ. Государство, показав пример долгосрочных вложений (такие проекты могут быть реализованы через госкорпорации Роснано, Ростехнологии и др.) дает понять частному капиталу, что российский фармацевтический рынок стабилен и находится в сфере его пристального внимания.
В рамках XIV Петербургского международного экономического форума состоялось подписание соглашения между администрацией Санкт-Петербурга и «Геофармом» — одной из ведущих российских фармацевтических компаний. Это положило начало созданию в регионе медицинского кластера, концепция которого была принята правительством города в апреле 2010 г.
Основным условием работы в фармацевтическом кластере Петербурга, в т.ч. и для иностранных компаний, будет создание производств полного цикла — от научных исследований до конечного продукта. Кластер разместится в промышленной зоне «Пушкинская». Общий резерв территорий составляет 14 га. Город проведет
1 Медицинский вестник, 2009, № 33—34, с. 4.
комплексную инженерную подготовку новой промышленной зоны и будет уделять фармацевтическому кластеру приоритетное внимание, создаст привилегированные, удобные и комфортные условия для работы компаний. Городские власти будут курировать такие проекты, в частности, оказывая содействие в оформлении документации.
«Геофарм» стал одной из первых компаний, которые приняли решение о создании нового производства в рамках формируемого в регионе кластера. Компания принимала активное участие непосредственно в разработке концепции развития кластера. Ее стратегические цели — создание современного высокотехнологического производственного комплекса и выпуск оригинальных российских препаратов, а также препаратов-дженериков, приоритетных в рамках импортозамеще-ния, — совпадают с основными задачами, стоящими сегодня перед отраслью.
Компания вложит в строительство первой очереди завода на участке 2,8 га 1,3 млрд руб. Общий объем инвестиций достигнет 3 млрд руб. за 5 лет. Уже завершены изыскательские работы. Проект находится в списке кандидатов на включение в реестр перспективных проектов в области фармацевтической и медицинской промышленности. Документы по проекту поданы на рассмотрение Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России2.
С учетом вышесказанного можно дефи-нировать медицинский кластер, а равно и любой другой3, как договорную форму кооперации субъектов производства, науки и образования, а также регионального или муниципального уровня власти, обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по исследованию, разработке и продвижению на внутренние и внешние рынки высокотехнологичной конкурентной продукции с использованием механизмов государственно-частного партнерства и привлечением крупного инвестора.
2 Медицинский вестник, 2010, № 19—20, с. 3.
3 Например, в Финляндии создана целая сеть национальных специализированных кластеров: «Лесное хозяйство», «Окружающая среда», «Здравоохранение», «Транспорт», «Производство продуктов питания», «Информационные и коммуникационные технологии», «Развитие рабочих мест». См.: Человек и труд, 2010, № 10, с. 51.
Например, крупнейшая компания Рр1ег — лидер мирового фармацевтического рынка, которой принадлежит один из ведущих портфелей инновационных препаратов для лечения и профилактики различных заболеваний, ежегодно инвестирует более 7 млрд долл. в научные исследования, направленные на создание новых эффективных лекарств. Будучи социально ориентированной, компания стремится максимально увеличить доступность своих препаратов для различных категорий населения, вне зависимости от уровня дохода. С этой целью она активно участвует в государственных программах по льготному лекарственному обеспечению, сотрудничает с общественными и благотворительными организациями более чем в 150 странах мира.
Высокая квалификация сотрудников, грамотно продуманный стиль руководства, эффективная маркетинговая стратегия, верность традициям качества, приверженность этическим принципам ведения бизнеса — все это позволяет компании РА?,ег занимать прочные позиции на российском фармацевтическом рынке.
Вот такие зарубежные компании и надо привлекать в отечественные кластерные проекты, основными задачами которых являются:
— повышение качества управления на предприятиях кластера и эффективности их взаимодействия;
— стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и учреждениями;
— содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями — участниками кластера, и привлечению прямых инвестиций.
Как отмечалось в национальном докладе «Инновационное развитие — основа модернизации экономики России», в стране, осуществляющей переход на современную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Российская специфика такова, что основным инвестором в передовые медицинские технологии выступает государство. При его поддержке разви-
вается медицинское направление в технопарках, среди которых Курчатовский, Зеленоградский и Обнинский. Там разрабатываются новые методы лечения, лекарственные средства и высокотехнологичное медицинское оборудование с соответствующим программным обеспечением.
Важным инструментом государства, направленным на стимулирование инновационных процессов и развитие соответствующей инфраструктуры, являются технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ), создаваемые в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и Дубне. В настоящее время в них идет активное формирование специализированных кластеров. Для большого числа кластерных проектов, выполняемых резидентами ОЭЗ, эффективным средством достижения прорывных результатов, уже имеющих практическое воплощение в виде конкурентноспособной продукции, наряду с нанотехнологиями, стали биомедицина, фармакогенетика и геномика, мировой рынок которых является одним из наиболее перспективных.
Однако с позиций государственных интересов в условиях безработицы более целесообразно эффективность инноватики оценивать, в первую очередь, не по размеру прибыли и даже не по количеству полученных патентов, а по росту числа рабочих мест, связанных с производством социально значимых лекарств, изделий медицинского назначения и медоборудования, изготовленных по технологиям, исходящим из инновационных кластеров. Речь идет об интенсификации использования возможностей отечественной медицинской и фармацевтической промышленности в повседневной практике.
Результатом национальной кластерной стратегии должна стать реализация программ модернизации здравоохранения с акцентом на разработку и внедрение современных лечебно-диагностических технологий, оборудования и лекарственных препаратов, а также совершенствование качества медицинской помощи населению, что возможно лишь в условиях инновационной модели развития потенциала здравоохранения России.