Источники:
1. Боброва Е.А. Развитие системы государственного и муниципального управления в условиях реформирования государственного сектора / Боброва Е.А., Головина Т.А., Гончарова М.А., и др.// Коллективная научная монография. Орёл: Издательство: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС..- 2017. - 228с.
2. Головина Т.А. Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России / Головина Т., Меркулов П., Полянин А. // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 5. С. 42-61.
3. Лыгина Н.И. Качество жизни населения как индикатор социальной эффективности государственного управления / Лыгина Н.И., Рудакова О.В., Полянин А.В. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 2 (19). С. 11-22.
4. Полянин А.В. Формирование экономического роста региона и управление социально-экономическим развитием региональных комплексов / Полянин А.В. // Вопросы экономики и права. 2011. № 31. С. 106-116.
5. Репичев А.И. Перспективы развития предпринимательской деятельности в Орловской области / А.И. Репичев, Л.В. Тугачева, А.В. Ланская // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12. - № 6. - С. 246 - 256.
6. Тугачева Л.В. Государственная поддержка развития предпринимательства в Орловской области на основе активизации инвестиционной деятельности / Л.В. Тугачева, А.В. Барышев, А.А. Анненкова // Вестник Академии знаний. - 2018.
- № 4 (27). - С. 228 - 239.
7. Инвестиционный портал Орловской области. - Режим доступа: http://invest-orel.ru.
8. «Мой бизнес» в Орловской области. - Режим доступа: http://msb-orel.ru.
9. Орелстат. Официальный сайт. - Режим доступа: https://orel.gks.ru.
Sources:
1. Bobrova E. A. Development of the system of state and municipal management in the conditions of public sector reform / Bobrova E. A., Golovina T. A., Goncharova M. A., etc. / / Collective scientific monograph. Orel: publishing House: Central Russian Institute of management - branch of Ranepa..- 2017. - 228p.
2. Golovina T. A. State support of youth entrepreneurship in Russia / Golovina T., Merkulov P., Polyanin A. / / Economic policy. 2017. Vol. 12. №5. P. 42-61.
3. Lygina N. I. Quality of life of the population as an indicator of social efficiency of public administration / Lygina N. I., Rudakova O. V., Polyanin A.V. / / Izvestiya Yugo-ZAPADNOGO gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2016. №2 (19). P. 11-22.
4. Polyanin A.V. Formation of economic growth in the region and management of socio-economic development of regional complexes / Polyanin A.V. / / Questions of Economics and law. 2011. №31. P. 106-116.
5. Repichev A.I. Perspectives of the development of enterprise activity in the Orel region / A.I. Repichev, L.V. Tugacheva, A.V. Lanskaya // Central Russian Journal of Social Sciences. - 2017. - Vol. 12. - № 6. - Р. 246 - 256.
6. Tugacheva L.V. State support for the development of entrepreneurship in the Oryol region based on the activation of investment activity / L. V. Tugacheva, A.V. Baryshev, A.A. Annenkova // Bulletin of the Academy of knowledge. - 2018. - №. 4 (27).
- P. 228-239.
7. Investment portal of the Orel region. - Access mode: http://invest-orel.ru.
8. «My business» in the Oryol region. - Access mode: http://msb-orel.ru.
9. Orelstat. Official site. - Mode of access: https://orel.gks.ru.
Д.В. Тулинова - аспирант ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Владимирский филиал, [email protected],
D. V. Tulinova - Postgraduate Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vladimir Branch;
Ю.Н. Лапыгин - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Владимирский филиал, [email protected],
Yu.N. Lapygin - Doctor of Economics, Professor, Department of Management, FSBEIHE "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration" Vladimir Branch.
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА CLUSTER APPROACH TO FORMING A REGION STRATEGY
Аннотация. Актуальные задачи развития российских регионов побуждают рассмотреть содержание кластерного подхода к определению перспектив структурной трансформации социально-экономических отношений, так или иначе отражающих ожидаемые стратегические перемены как в масштабах отдельных хозяйствующих субъектов, так и регионального хозяйства в целом. Представляет интерес рассмотрение специфики известных подходов к обоснованию стратегически значимых перемен в социально-экономических системах. Стремление получить конкурентное преимущество побуждает управленцев переходить от линейных и линейно-функциональных структур к сетевым структурам и построению кластеров. В процессе разработки стратегии развития социально-экономических систем в качестве продуктивной идеи используется интеграционный подход, позволяющий обеспечить рост конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке товаров и услуг. Стратегия интеграции среди других типов развития организаций выделяется своими достоинствами, хотя и имеет ряд недостатков. Одним из направлений интеграционной стратегии выступает формирование кластеров в процессе разработки стратегии развития современных российских регионов. Реализация кластерной политики региона позво-
ляет получить конкурентные преимущества предприятиям-участникам кластера, что обеспечивает рост потенциала региона. В работе рассмотрены различные подходы к исследованию систем управления с акцентом на кластерный подход.
Annotation. The urgent tasks of the development of Russian regions prompt us to consider the content of the cluster approach to determining the prospects for the structural transformation of socio-economic relations, one way or another reflecting the expected strategic changes both on the scale of individual economic entities and the regional economy as a whole. It is of interest to consider the specifics of well-known approaches to substantiating strategically significant changes in socio-economic systems. The desire to gain a competitive advantage encourages managers to switch from linear and linear-functional structures to network structures and cluster construction. In the process of developing a strategy for the development of socio-economic systems, an integration approach is used as a productive idea, which allows for the growth of the competitiveness of business entities in the market of goods and services. The integration strategy among other types of development of organizations stands out for its advantages, although it has a number of disadvantages. One of the directions of the integration strategy is the formation of clusters in the process of developing a development strategy for modern Russian regions. Implementation of the regional cluster policy allows obtaining competitive advantages for the cluster member enterprises, which ensures the growth of the region's potential. The paper considers various approaches to the study of control systems with an emphasis on the cluster approach.
Ключевые слова: регион, стратегия, подходы, кластер, конкурентные преимущества.
Keywords: region, strategy, approaches, cluster, competitive advantages.
Как отмечают специалисты, многоаспектность кластерного развития требует применения к нему различных теоретических подходов [9] В то же время стратегическое управление в той или иной степени опирается на целый ряд подходов к управляемому объекту стратегического развития, среди которых можно назвать кластерный, системный, комплексный, проектный, процессный, ресурсный, ситуационный и структурный подходы.
На базе структурного подхода формируется представление об организации в части тех элементов из которых она состоит и взаимосвязей между ними. В этом плане структурный подход можно рассматривать как частный случай системного подхода к управлению организацией.
В отношении ситуационного подхода следует отметить, что в его основе лежит положение о том, что эффективность управления зависит от той ситуации, в которой находится система.
Управленческая ситуация определяется как совокупность обстоятельств, которые в рассматриваемый период времени необходимо учитывать при оценке их влияния на деятельность организации. Обстоятельства обусловлены воздействием на организацию факторов внешней и внутренней среды в текущий период времени.
В этом случае, с позиций ситуационного подхода, лучший метод управления тот, который в наибольшей степени применим к конкретной ситуации.
Ресурсный подход [5] в большей степени применим к анализу при разработке стратегии организации, в котором уделяется первостепенное внимание ресурсам и компетенциям, которые представлены параметрами внешней и внутренней среды: информационными, финансовыми, людскими, материальными и энергетическими ресурсами.
Инструменты ресурсного подхода позволяет объяснить в доступных терминах причины стратегического успеха рассматриваемых организаций, а также построение самих конкурентных стратегий, основанных на стержневых компетенциях.
Проектный подход рассматривается исследователями, как правило, с разных точек зрения, то есть, комплексно и ориентирован на получение результата к заданному сроку. То есть от отличается от процессного подхода тем, что ориентирован не столько на процесс, сколько на результат.
В кластерном подходе, который лежит в основе построения кластера как системы, отражающей договоренность стейкхолдеров о совместной деятельности локализованных предприятий и сопутствующей инфраструктуры [1], кластер рассматривается как самоорганизующаяся система, в которой проявляется синергия, основанная на новых свойствах, возникающих в процессе проявления эмерджентности, как особенного свойства систем [8].
Среди условий кластеризации исследователи выделяют «наличие критической массы хозяйствующих субъектов, связанных определенной отраслью или группой сопряженных отраслей; уровень доверия между участниками, достаточный для действия правил отношенческой контрактации; соглашения, в рамках которых субъекты готовы не только к конкуренции, но также и к кооперации; наличие существующей или потенциальной рыночной ниши, конечного спроса» [3]. А некоторые исследователи считают кластерный подход некой новой управленческой технологией, позволяющей повысить конкурентоспособность организации [6].
В региональном плане кластерный подход предполагает реализацию перехода от управления системой приоритетов отраслевого характера к кластерной политике развития региона, ориентированной на становление сети конкурентоспособных кластеров взаимосвязанных предприятий. Такой подход обеспечивает к тому же привлечение зарубежных инвестиций в экономику региона [8].
Несмотря на то, что первоначально кластерный подход обсуживал исследование проблем конкурентоспособности организаций, постепенно он стал востребованным при проведении анализа конкурентоспособности
на различных уровнях управления (страна, регион, муниципальное образование), а также в качество способов взаимодействия крупного и малого бизнеса, активизирующих инновационную деятельность в регионе.
С кластерным подходом связано появление теорий, объясняющих закономерности регионального размещения производства; определяющих кластер как новое звено, в развитии производственных отношений; рекомендующих формировать кластеры там, где формируется конкурентное преимущество для потенциальных участников кластера.
В другом исследование среди вновь возникших теорий, наряду с теорией конкурентных преимуществ, называют институциональные проявления кластера, а также адаптацию эволюционной теории к специфике кластерных сетей и применение концепций типа: «регион — квазикорпорация», «регион — квазирынок», «регион — квазигосударство», «регион — квазисоциум» [9].
Учитывая отмеченное, можно говорить о том, что преимущество кластерного подхода состоит в системном анализе ситуации в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к разным отраслям, и построении сетевой структуры, обеспечивающей снижение трансакционных издержек, рост добавленной стоимости, инновационное обновление, способствующее росту конкурентоспособности. Однако, по-прежнему, как утверждают специалисты: препятствием реализации кластерного подхода выступает отсутствие адекватных моделей развития кластеров при разработке стратегий развития регионов.
В общем виде стратегию можно рассматривать как некую модель достижения цели, содержание которой сформулировано и согласовано стейкхолдерами. В основе модели лежит стремление изменить сложившееся положение к лучшему, как правило, получив конкурентное преимущество.
Стратегия конкуренции, предложенная в свое время Майклом Портером, может быть основана на разных подходах. Например, Майк Портер предложил три типа стратегий: лидерства в издержках, фокусирования и дифференциации.
А Филипп Котлер, рассматривая стратегии роста, выделил такие типовые стратегии как стратегии отрицательного роста, концентрированного роста, диверсифицированного роста и стратегии интегрированного роста.
Интегрированный рост, как стремление к объединению организаций, как правило, одной отрасли направлен на получение конкурентных преимуществ за счет реализации эффекта масштаба. Позволяющего снижать себестоимость выпускаемой продукции.
Сами же стратегии интегрированного роста принято рассматривать, как сочетание стратегий обратной вертикальной интеграции, вперед идущей вертикальной интеграции и горизонтальной интеграции.
Вертикальная интеграция рассматривалась как объединение с поставщиками и потребителями, а горизонтальная представляла собой отраслевую интеграцию.
Интеграция как таковая происходит и при формировании кластеров, в состав которых входят предприятия и организации, технологически причастные к производству какого-либо продукта или услуги. Возрастающий интерес к построению кластерной политики при разработке стратегии развития регионов, побуждает искать ответ на вопрос: чем отличаются и в чем сходство кластерной политики и стратегии интеграции в современных российских регионах?
Цель интеграции не только в укреплении конкурентоспособности предприятия, но и в стремлении увеличить создаваемую добавленную стоимость за счет участия в бизнесе поставок сырья и полуфабрикатов или бизнесе продаж конечного продукта. Поэтому целесообразность интеграции проявляется тогда, когда высока рентабельность присоединяемых бизнесов, когда в цене конечного продукта велика доля присоединяемого поставщика, когда интеграция позволяет получить доступ к новым технологиям и ноу-хау.
Интеграция назад, как движение назад по технологической цепочке создания стоимости, направлена на получение контроля над поставщиками за счет приобретения контрольного пакета акций поставщиков. В том случае, если такая процедура не возможно, создается новое предприятия по производству такого продукта, который производят поставщики, со стопроцентным капиталом предприятия, стремящегося к реализации стратегии интеграции.
Назад идущая интеграция обеспечивает не только требуемую ритмичность поставок, но и снижение издержек, повышение качества и рост объема поставок, если того требует стратегия предприятия, реализующего стратегию интеграции.
Вперед идущая интеграция направлена на получение контроля над организациями, осуществляющими либо выпуск конечного продукта, либо на продвижение и продажу продукта на рынке товаров и услуг. То есть, она ориентирована на те организации, которые стоят между предприятием-интегратором и конечным потребителем. Как и в предыдущем варианте интеграции предприятие-интегратор либо приобретает контрольный пакет акций у интегрируемых организаций, либо создаются свои собственные организации (со стопроцентным капиталом интегрирующей организации). обеспечивающие связь с конечным потребителем выпускаемой продукции.
За счет рассмотренного способа интеграции не только возрастает потенциал интегрирующего предприятия, но и предприятие получает более точные сигналы с рынка продаж о спросе и предложении на рынке товаров и услуг, что делает более обоснованным планирование и повышает гибкость во взаимодействии с рынком.
Вперед идущая интеграция дает значительный результат, когда продукция присоединяемого бизнеса занимает большую часть себестоимости конечного продукта и при этом новый для предприятия вид деятельности
не требует новых значительных навыков. Кроме того, такой вариант интеграции может открывать новые возможности для дифференциации конечного продукта с учетом предпочтений потребителей, а также позволяет избежать излишних запасов на складах.
Оба варианта интеграции обеспечивают рост предприятия-интегратора, поскоку его капитал создает больше добавленной стоимости в конечном продукте.
Однако полностью интегрированная цепочка предприятий становится менее чувствительной к нововведениям, позволяющим выводить на рынок инновационные продукты, которые сами по себе создают конкурентное преимущество, тем самым теряется эффект от интеграции. Оба варианта интеграции ограничивают свободу выбора поставщиков и потребителей. Они требует различных навыков и увеличивают издержки управления всей цепочкой создания стоимости. В последние годы отмечается тот факт, что крупные корпорации проигрывают в конкурентной борьбе в силу их инертности в условиях быстро меняющейся внешней среды.
Иногда в качестве третьего варианта интеграции рассматривают горизонтальную интеграцию, которую иногда называют стратегией концентрированного роста [5].
Рост в этом случае достигается за счет поглощения прямых конкурентов или слияния с конкурентами, что обеспечивает не только рост доли рынка и снижение издержек за счет эффекта масштаба, но и реализацию закона синергии. Синергия проявляется за счет улучшения конкурентной позиции на рынке товаров и услуг и как следствие - за счет сочетания ключевых компетенций интегрируемых предприятий и на основании снижения операционных издержек, снижения рисков, снижения потребности в инвестициях.
Все варианты интеграционной стратегии основаны на утрате самостоятельности поглощаемых, присоединяемых или теряющих контроль над своим бизнесом предприятий, в то время как формирование кластера происходит при сохранении самостоятельности участников кластера и создании органа управления всей технологической цепочкой производства товаров и услуг.
Кроме того, для кластера характерной особенностью выступает территориальная близость участников кластера, что не является обязательным для стратегии интеграции.
Для эффективного функционирования кластера необходима специфичная инфраструктура, обслуживающая его основную деятельность, а в интеграционной стратегии подобные услуги интегратор получает на договорных началах в условиях рыночных отношений с инновационными предприятиями, образовательными организациями или консалтинговыми структурами.
Органы власти, как правило, не участвуют в интеграционных процессах на территории регионов и муниципальных образований, а в случае с формированием кластера они часто выполняют роль инициатора, формируя координирующий орган кластера и выступая поручителем при реализации инвестиционных проектов кластера.
Кластеры в своей структуре придерживаются сетевой модели организации деятельности, что не характерно для предприятий, придерживающихся стратегии интегрированного роста.
Отдельные элементы стратегии интеграции можно рассматривать как общие для нее и кластерной политики. К таким элементам следует отнести стремление выстроить технологическую цепочку, начиная от производства сырья и до реализации продукции с высокой добавленной стоимостью конечному потребителю, что обеспечивает реализацию закона синергии, снижение издержек, получение конкурентных преимуществ и т.д.
Однако кластерная политика, являясь элементом стратегии, выступает самостоятельным блоком пространственного развития региона, поэтому участие органов власти оправдано и проявляется в инициировании формирования Центр кластерного развития [7] в регионе.
Кластер, как результат детализации кластерной политики в стратегии развития региона, которая разрабатывается по инициативе органов власти и управления регионом, формируется, чаще всего, по инициативе указанных органов власти. В качестве обоснования актуальности создания кластера выступают результаты анализа факторов внешней и внутренней среды, на базе которых выстраивается матрица стратегически значимых решений и, как следствие, кластерная политика в ее различных проявлениях: проектах и программах построения кластера или сети кластеров.
В стратегическом плане кластер помогает реализовать, как пишут специалисты, стратегию голубого океана [4], поскольку легче реализовать потенциал кластера в процессе инновационного развития, нежели потенциал предприятия, придерживающегося стратегии интеграции и строго включенного в технологическую цепочку производства товаров или услуг.
Таким образом, кластеризация, как сочетание стратегии интеграции и вперед, и назад одновременно, а также возможность использования подходов горизонтальной интеграции, содержит специфические подходы и методы построения кластеров на территории региона и муниципальных образований, что позволяет реализовать выгоды от разделения труда и эффекты от реализации закона синергии.
Но, наряду с общими для указанных стратегически значимых объединений организаций (стремление получить конкурентное преимущество за счет объединения предприятий, находящихся в технологической цепочке по производству товаров и услуг, что позволяет повышать качество продукции и снижение издержек производства, а также увеличение доли рынка и обеспечение ритмичности поставок), необходимо видеть и отличительные признаки.
Так стратегия интеграции не предусматривает формирование инфраструктуры, вовлекаемой в сферу интересов интегрируемых организаций. Между организациями интегрированной структуры не предусматривается конкуренция. Кроме того, при интеграции, как правило, теряется самостоятельность интегрируемых организаций, поскольку меняются отношения собственности внутри указанных организаций. В таких структурах затрудняются процедуры внесения инновационных изменений, поскольку отсутствие внутренней конкуренции ориентирует на обеспечение стабильности, позволяющей максимизировать текущую эффективность.
Принципы интеграции кластера отличаются стремлением обеспечить сотрудничество большого числа организаций при сохранении конкурентных отношений, а также сохранение самостоятельности участников кластера, что, в том числе, обеспечивает высокую инновационную активность организаций малого и среднего бизнеса, входящих в структуру кластера. Кроме того, кластеризация ориентирована на использование выгод объединения для организаций, расположенных локализовано на территории региона. Важным условием функционирования кластера выступает и формирование специфической инфраструктуры, обслуживающей интересы участников кластера.
Источники:
1. Агарков А. П. Проектирование и формирование инновационных промышленных кластеров: Монография / А. П. Агарков, Р. С. Голов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 288 с.
2. Алтухов Д.В. Сущность проектного подхода в управлении региональными системами // Научные ведомости белгородского государственного университета: серия Экономика. Информатика. 2015. - Том 34. - С. 13-17.
3. Иванова Е.В. Формирование и развитие агропродовольственных кластеров в условиях политики импортозамещения: Автореф. дисс. ... док. экон. наук: 08.00.05 / Иванова Екатерина Викторовна; ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ. - Воронеж - 2018. - 52 с.
4. Ким Ч.В., Моборн Р. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 304 с.
5. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2014. - 208 с.
6. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. https://cyberleninka.rU/artide/n/klastemyy-podhod-v-strategii-innovatsionnogo-razvitiya-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 07.10.2019).
7. О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. N 779. - URL: https://base.garant.ru/71150302/ (дата обращения: 19.11.2019).
8. Прохорова В.В. Кластер-менеджмент: учебное пособие [Электронный ресурс]: учебное электронное издание (учебное пособие) / В.В. Прохорова, Ф.В. Шутилов - Электрон. дан. (3,6 Мб). - Майкоп: ЭлИТ, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
9. Старцев Ю.Н., Даванков А.Ю. Сети и кластеры — становление современных подходов к региональному развитию // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251). Экономика. Вып. 35. С. 110-116.
Sources:
1. Agarkov A. P. Design and formation of innovative industrial clusters: Monograph / A. P. Agarkov, R. S. Golov. - M .: Publishing and trading corporation "Dashkov and Co.", 2016. - 288 p.
2. Altukhov D.V. The essence of the project approach in the management of regional systems // Scientific reports of Belgorod State University: Economics series. Computer science. 2015. - Volume 34. - S. 13-17.
3. Ivanova E.V. The formation and development of agri-food clusters in the context of the policy of import substitution: Author. diss. ... doc. econ. Sciences: 08.00.05 / Ivanova Ekaterina Viktorovna; FSBEI HE Voronezh State Agrarian University. - Voronezh -2018 .-- 52 p.
4. Kim C.V., Moborn R. Blue Ocean Strategy. How to find or create a market free of other players. - M .: Mann, Ivanov and Ferber, 2019 .-- 304 p.
5. Lapygin Yu.N. Strategic management. - M .: Infra-M, 2014 .-- 208 p.
6. Lenchuk E.B., Vlaskin G.A. Cluster approach in the strategy of innovative development of foreign countries. https://cyber-leninka.ru/article/n/klasternyy-podhod-v-strategii-innovatsionnogo-razvitiya-zarubezhnyh-stran (accessed: 10/07/2019).
7. About industrial clusters and specialized organizations of industrial clusters. Decree of the Government of the Russian Federation of July 31, 2015 N 779. - URL: https://base.garant.ru/71150302/ (date of treatment: 11/19/2019).
8. Prokhorova VV Cluster management: study guide [Electronic resource]: electronic training manual (study guide) / V.V. Prokhorova, F.V. Shutilov - Electron. Dan. (3.6 Mb). - Maykop: ElIT, 2015. - 1 electron. opt. disc (CD-R).
9. Startsev Yu.N., Davankov A.Yu. Networks and clusters - the formation of modern approaches to regional development // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2011. No 36 (251). Economy. Vol. 35. S. 110-116.