Научная статья на тему 'КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

6-ШУБА. ЗАМОНАВИЙ РАЦАМЛИ ТЕХНОЛОГИЯЛАРНИНГ КУЛЛАНИЛИШ СОХДЛАРИ ВА ЮТУЦЛАРИ

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Сайхун Ниёзали ртли Азимкулов Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области,

Чирчик, Узбекистан saykh un 94@mail. ru

«Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира» [1]. Ориентирует образовательные учреждения на активную инновационную деятельность, разработку собственной стратегии развития. В настоящее время происходит переход к инновационному типу развития производства, что повышает востребованность персонала с высшим образованием, происходят изменения в структуре источников финансирования высшей школы. Речь идет о снижении доли государственных ассигнований и увеличении корпоративных расходов на финансирование деятельности вузов [2]. Образовательные структуры и корпорации имеют все возможности формировать специализированные структуры (кластеры, технопарки, бизнесинкубаторы), цель которых - ускорение внедрения в производство результатов научных исследований и разработок.

Рассмотрим применение кластерного подхода в инновационной деятельности образовательных учреждений. Т.И. Шамова [3] под кластером понимает ячейку (образования, экономики и т. д.); организационную форму объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ. Л. Беспалова [4] считает, что кластер -структура, состоящая из нескольких равноправных частей, сохраняющая свою полноценную функциональную работоспособность при выходе из строя произвольных составляющих его компонентов. Термин «кластер» заимствован из экономики. В экономике кластерами принято называть группу производственных предприятий (цепочку потребителей и поставщиков), выпускающих какой-либо товар или группу товаров, локализованную на

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

определенной территории. При этом крайне важна ориентация на определенного типа товарную группу.

Основоположник кластерной теории в экономике Майкл Портер описал механизм формирования кластера как сообщества фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, и определил их роль для экономики государства - точки внутреннего роста рынка. Первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности кластерный подход со временем стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности как основа стимулирования инновационной деятельности. Как правило, наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии с последующим выходом на новые «рыночные ниши». Л. Беспалова [4] считает, что кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта».

Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Кластер представляет собой блок, главными действующими «юридическими лицами» которого являются базовое предприятие и головной вуз, взаимодействующий с профессиональными училищами. Познакомиться со своей специальностью понастоящему учащийся может лишь во время производственной практики. Однако финансирование из республиканского бюджета не может полностью обеспечить материальную базу практики. Для достижения этой цели, а также для максимального приближения условий практики к реальным условиям производства должны объединить усилия государство, учебное заведение и предприятие - будущий работодатель. Учебные заведения со статусом автономного учреждения (учредителями которых станут отраслевые министерства) координируют образовательный процесс с базовыми предприятиями [5].

Управление системой образования осуществляется на трех уровнях: федеральном, в ведении которого находится управление вузами, региональном, в ведении которого находятся учреждения среднего и начального профессионального образования, и муниципальном уровне, в подчинении которого находятся общеобразовательные учреждения и дошкольные учреждения.

Наиболее успешные кластеры складываются там, где намечается технико-технологический прорыв, когда нужно объединить и скоординировать силы для освоения новых «рыночных ниш». Отличительные признаки кластера как

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

сетевой формы интеграции (С. Мохначев и Е. Мохначева [2]): - субъекты, входящие в кластер, связаны географическим положением; - основу структуры кластера составляет крупное промышленное предприятие, выполняющее роль интегрирующего ядра; - кластер включает все предприятия и учреждения, сопряженные с основным, независимо от характера их деятельности (обслуживающие производства, сервисные фирмы, НИИ, университеты, рыночные посредники и др.). Кластерная стратегия настоятельно требует существенных изменений в системе профессионального образования, приведения ее в соответствие с конкретными потребностями экономики региона, ее инновационной ориентацией. Важным фактором успешного развития кластера является наличие устойчивой стратегии развития, выраженной в программе, для выполнения интересов которой консолидируются интересы бизнеса, органов власти, консалтинга, финансовых организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры и др. Для организации кластера требуется высокая степень доверия участников по отношению друг к другу.

Слово «кластер» в названии инновационной программы - это объединение, где нет иерархии, линейной подчиненности. Чтобы объединить в единую систему учебные заведения, частные компании, государственные органы и частно-государственные партнерства, нужна неформальная организация. Кластер - это единое экономическое, социальное и образовательное пространство, сформированное на основе инновационной идеологии. Роль университета в кластере сводится к тому, чтобы производить инновационный товар. Под инновационным товаром в данном случае подразумевается, говоря языком рыночной экономики, основной товар, который мы производим, - это выпускник программы высшего образования или специалист, повысивший в университете квалификацию. Но есть и другие товары, например, результаты фундаментальных или прикладных исследований. Продвижение этого товара на рынке заключается во взаимодействии в рамках кластера. Заказчиками и потребителями продукции университета, по большому счету, выступает все население региона. Это граждане, бизнес-структуры, администрации различных уровней. Важными отличительными чертами отраслевого образовательного кластера являются создание условий для формирования специалистов с различным уровнем профессионального образования, поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий, интеграция образования с наукой и производством. Главным

Zamonaviv ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va vutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

отличием образовательных кластеров от учебно-производственных комплексов, существовавших в нашей стране в советское время, является рыночный механизм управления ими, который создается снизу, по инициативе самих учреждений профессионального образования и предприятий, в то время как учебно-производственные комплексы управлялись сверху по командно-отраслевому принципу. Специфика образовательного кластера как формы социального партнерства требует нового механизма участия региональных органов управления профессионального образования в процессе формирования и реализации его стратегии развития. Основная задача по созданию образовательного кластера заключается в повышении привлекательности кооперации между местными учебными заведениями профессионального образования и предприятиями отрасли. Сегодня создаются школьные образовательные кластеры по технологии партнерства «школа - вуз», разрабатываются проекты для сетевого инновационного образовательного кластера (СИОК) школы.

Помимо включения педагогов в проект в настоящее время ведется активный поиск заинтересованных сторон - потенциальных участников кластера. Проводятся переговоры с учеными и представителями муниципальной власти. Предполагается, что, создав кластеры в рамках проекта, получив необходимые ресурсы, будут созданы условия для «погружения» педагогов в проектную деятельность [5]. Основная цель создания кластера в регионе -создание точки роста инновационно-образовательной деятельности в области развития, освоения и научно-технического сопровождения перспективных разработок в области информационных технологий на условиях интеграции образования и науки, партнерства и сотрудничества с предприятиями, организациями, учреждениями и научными центрами на всероссийском и международном уровне.

REFERENCES

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. Загл. с экрана.

Zamonaviv ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va vutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

2. Мохначев С., Мохначева Е. Удмуртская Республика: кластеризация и ее влияние на региональный рынок труда и профессиональное образование. URL: http://chelt.ru/2010/5-10/mohna4ev.5-10.html. Загл. с экрана

3. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: Материалы 10 [2] Международного образовательного форума (Белгород. 24-26 окт. 2006 г.): в 2 ч. / БелГУ, МПГУ, МАНПО; отв. ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. Белгород: Издательство [4] БелГУ, 2006. Ч. 1. C. 24-29.

4. Боймуродов, А.Х. (2020). Integration of general educational schools and higher education institutions in the innovative cluster of pedagogical education. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(8), 1-5.

5. Боймуродов, А.Х. (2019). Умумий урта таълим тизимида Информатика ва ахборот технологиялари фани кластер модели ахборот манбаларини яшратиш. Замонавий таълим, 10(10), 43-51.

6. Боймуродов, А.Х. (2020). Умумий урта таълим тизимида информатика ва ахборот технологиялари фанини укитишнинг инновaцион кластер модели. УзМУ хабарлари, 1(2), 42-46.

7. Боймуродов, А.Х. (2020). Педагогик таълим инновaцион кластерида on-line тизимидан фойдалани. УзМУ хабарлар, 1(2), 72-74.

8. Боймуродов, А.Х. (2020). Online form of ensuring the connection of educational claster participants. International OnlineConference Economics&Social Sciences.28(1), 289-291.

9. Азимкулов, С.Н., Боймуродов, А.Х., (2021). Таълим самарадаорлигига эришишда тизимда инновацион улуллар. Academic Research In Educational Sciences, 2(2), 59-67.

10. Жураева, Н. В., Султанов, Р. О., Абдуллаева, С. А., Рахимжонова, В. А. (2020). Systematization of word combinations in the uzbek language. Наука и Мир, 2(6), 65-68

11. Kamolov, E. R., Raximov, S. M., Sultanov, R. O., Maxmudov, M.A., (2021). Innovative method of developing creative thinking of students. Экономика и социум, 1(80).

12. Sultanov, R., Xalmetova, M.(2021). Ikki g'ildirakli transport robotlari harakatini dasturlash. Academic Research in Educational Sciences, 2(2), 108-114.

13. Kuralov, Y. A. (2020). Development Of Geometric Creativity Of Secondary Scholl Students By Computer. International Journal of Scientific & Technology Research -

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

(IJSTR) Volume-9 Issue-2, February 2020 Edition, 4572-4576.

14. Kuralov, Y. A., (2021). Elektron raqamli imzo algoritmlarining qiyosiy tahlili (RSA, ELGAMAL, DSA). Academic Research in Educational Sciences, 2(5) 428-438.

15. А. Ж. Сейтов А. Р. Кутлимурадов Р. Н. Тураев Э. М. Махкамов Б. Р. Хонимкулов. Оптимальные управления водных ресурсов крупных магистральных каналов с каскадом насосных станций ирригационных систем. academic research in educational sciences volume 2 | ISSUE 2 | 2021 ISSN: 21811385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: (№5, web of science IF=5.723)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.