Научная статья на тему 'Кластерный анализ межрегиональных миграционных процессов в Китае'

Кластерный анализ межрегиональных миграционных процессов в Китае Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
246
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / CLUSTER ANALYSIS / ОПТИМУМ ПО ПАРЕТО / PARETO OPTIMUM / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / TERRITORIAL DIFFERENTIATION / ПРОВИНЦИИ КИТАЯ / PROVINCE OF CHINA / ТЕРРИТОРИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / INTER-REGIONAL MIGRATION / ПЕРЕПИСЬ / CENSUS / СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / THE AREA OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT / STATISTICAL INDICATOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тракова Е.В.

Статья посвящена анализу межрегиональных миграционных процессов в Китае. Провинции республики неоднородны в своей потребности в трудовом и миграционном потенциале. На территории страны существует ограниченное число полюсов притяжения для мигрантов, при этом условия в провинциях, которые нуждаются в мигрантах, далеко не всегда отвечают их потребностям. Территориальная поляризация провинций в соответствии с миграционными процессами усугубляется низким уровнем административных возможностей миграционной мобильности китайцев. Хотя в последнее время Китай и уделяет много внимания развитию центральных и западных регионов страны, отставание этих регионов от восточных еще очень велико. Для изучения данных процессов была проведена авторская группировка провинций Китая, которая необходима для выявления основных направлений миграции и оценки взаимосвязи межрегиональной миграции с экономическим развитием территорий, что представляется необходимым, поскольку тенденция и закономерности последних десятилетий в территориальном развитии Китая состоят в дальнейшем усугублении территориальной неравномерности провинций. Все вышеизложенное позволяет говорить о необходимости выравнивания развития регионов за счет правильного распределения работников по регионам, где ключевую роль играет государственная миграционная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster analysis of interregional migration process of China

The article said that the Chinese provinces are heterogeneous in their needs for labor and migration potential. At the same time in the country for migrants there are a limited number of poles of attraction. While conditions in need of migrant provinces do not always meet the needs of the actual potential migrants. Territorial polarization of the provinces in accordance with the migration process is exacerbated by poor administrative capacity of Chinese migratory mobility. But recently, China has paid much attention to the development of the central and western regions of the country, but lagging behind in these regions from the eastern ones is still very large. In order to study all these processes the author has grouped all the provinces in China, what is necessary to identify the main areas of migration and assess the relationship of inter-regional migration to the economic development of territories. All the information mentioned above allow us to talk about the necessity of regions’ development equalization by means of correct spread of workers for regions, where the key role belongs to the state migration policy.

Текст научной работы на тему «Кластерный анализ межрегиональных миграционных процессов в Китае»

Е.В. Тракова, аспирант, кафедра мировой экономики, туризма и таможенного дела, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Россия, m-kat@rambler.ru

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КИТАЕ

Статья посвящена анализу межрегиональных миграционных процессов в Китае. Провинции республики неоднородны в своей потребности в трудовом и миграционном потенциале. На территории страны существует ограниченное число полюсов притяжения для мигрантов, при этом условия в провинциях, которые нуждаются в мигрантах, далеко не всегда отвечают их потребностям. Территориальная поляризация провинций в соответствии с миграционными процессами усугубляется низким уровнем административных возможностей миграционной мобильности китайцев. Хотя в последнее время Китай и уделяет много внимания развитию центральных и западных регионов страны, отставание этих регионов от восточных еще очень велико. Для изучения данных процессов была проведена авторская группировка провинций Китая, которая необходима для выявления основных направлений миграции и оценки взаимосвязи межрегиональной миграции с экономическим развитием территорий, что представляется необходимым, поскольку тенденция и закономерности последних десятилетий в территориальном развитии Китая состоят в дальнейшем усугублении территориальной неравномерности провинций. Все вышеизложенное позволяет говорить о необходимости выравнивания развития регионов за счет правильного распределения работников по регионам, где ключевую роль играет государственная миграционная политика.

Ключевые слова: кластерный анализ, оптимум по Парето, территориальная дифференциация, провинции Китая, территория, межрегиональная миграция, перепись, статистический показатель.

Наблюдающееся усиление территориальной дифференциации провинций негативно влияет как на динамику развития отдельных отраслей промышленности, так и на экономику Китая в целом1. Распределение трудовых ресурсов на территории государства сложно контролировать, поэтому возможности для нелегальной миграции увеличиваются, что ограничивает управление миграционными процессами на федеральном уровне и не может характеризоваться комплексным анализом ситуации.

Под территориальной дифференциацией китайских провинций предлагаем понимать неравномерность распределения по территории Китая трудовых, финансовых и природных ресурсов, концентрация которых

в строго ограниченных центрах притяжения способствует усилению дисбаланса развития территорий КНР, снижает возможности использования миграционного потенциала, способствует падению макроэкономических показателей государства. К последствиям усиливающийся территориальной дифференциации китайских провинций можно отнести рост уровня безработицы и снижение доходов сельского населения, что также способствует еще большему усилению диспропорции в распределении ресурсов2. Особенно остро пространственная поляризация сказывается на показателе объема валового регионального продукта.

В статье «Межрегиональная дифференциация миграционных потоков в Китае:

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

взаимосвязь с основными макроэкономическими показателями» авторы Л. А. Пон-кратова и Е. В. Маслоцова3 на основании статистических данных 2007 г. провели разделение провинций Китая на кластеры*. На данный момент известны результаты переписи 2010 года4, что позволяет нам предложить авторский вариант деления провинций на кластеры с учетом основных направлений миграции и оценки взаимосвязи межрегиональной ми- :

грации с экономическим развитием территорий. В результате группировки получилось 4 кластера.

Определяющим место субъекта в том или ином кластере фактором стал показатель ВРП на душу населения. Кластеры расположились по убыванию экономических показателей. При наложении кластеров по миграционным и экономическим показателям первые два кластера по экономическим показателям практически полностью совпадают с первыми тремя кластерами по миграционным показателям. Исключением стала провинция Шаньдун, относящаяся к высокоразвитым, но мигрантов не притягивающая. Можно говорить о том, что экономическое развитие в определенной мере определяет миграционные потоки.

Представляется целесообразным выделить провинции с наиболее значимым вкла-

К последствиям усиливающийся территориальной дифференциации китайских провинций можно отнести рост уровня безработицы и снижение доходов сельского населения, что также способствует еще большему усилению диспропорции в распределении ресурсов.

тая, которые можно назвать провинциями с высоким/низким внешнемиграционным потенциалом, с высоким/низким внутрен-немиграционным потенциалом, с высоким миграционным потенциалом. Кластеризацию провинций Китая по группам, которые имеют существенно разное воздействие на общий результат миграционных потоков, имеет смысл осуществить посредством метода ABC-анализа5. Данная методика позволит проанализировать только три группы вместо большого количества провинций, определить позиции тех, что вносят наибольший вклад в итоговый суммарный результат межпровинциальной миграции Китая. Кластеры провинций следует обозначать латинскими буквами ABC: «А» — провинции наиболее значимые по рейтингу; «В» — провинции

средней значимости; «С» — провинции наи**

менее значимые .

Представим авторскую методику кластеризации китайских провинций методом ABC-анализа. Сначала проводится выбор цели исследования, в нашем случае — выделение провинций с развитой внешней миграцией. Затем выбираем объект анализа — провинции Китая, после чего на основе выбранного статистического показателя (числовой характеристики) для разбиения на группы (миграционное сальдо китайских провинций) проводится вычисление

дом в межпровинциальную миграцию Ки- удельного веса миграционного сальдо каж-

* Кластер в данном случае понимается как набор объектов (здесь — территориальных единиц: провинций, автономных районов, городов центрального подчинения), обладающих достаточными признаками для их объединения.

** Предлагаемая методика базируется на принципе Парето, который получил название «Принцип 20/80». Этот принцип был открыт в 1897 году итальянским экономистом Парето и в обобщенном виде формулируется следующим образом: «20% усилий дают 80% итогового результата». Границы выделенных предлагаемым способом АВС-групп должны соответствовать следующим правилам: 1) группа «А» дает 80% всей миграции, при этом она содержит 20% всех провинций; 2) группа «В» дает 15% всей миграции, при этом она содержит 30% всех провинций; 3) группа «С» дает 5% всей миграции, при этом она содержит 50% всех провинций. Описанные соотношения (80%—15%—5%) по объему и (20%—30%—50%) по количеству провинций не могут быть исключительно точными, так как имеется несколько способов установления границ АВС-групп. Однако при существенных отклонениях от вышеизложенных значений следует обратить на данный факт пристальное внимание. Это связано с тем, что в случае, если при анализе провинций выяснится, что в группу «А», которая дает 80% объемов исследуемого показателя входит всего 5% провинций вместо рекомендуемых 20%, следовательно, при уходе одной либо двух провинций из данной группы может произойти резкое снижение миграционных потоков.

дискуссия

журнал научных публикаций

дой провинции из списка в итоговой сумме по формуле:

Мп.

Ул" = 2ПГ"М- * 100%'

где МП. — миграционное сальдо в 1-ой китайской провинции; п — число провинций.

Затем на основании полученных данных сортируем список провинций по выбранному показателю в порядке убывания, рассчитываем итоговую сумму показателя по полному списку провинций (должна быть равна 100%) и вычисляем для каждой провинции из списка удельного веса миграционного сальдо нарастающим итогом Унпг Для последней провинции удельный вес нарастающим итогом будет равен 100%:

уНп1 = уДп1 (2)

Далее находим в списке провинцию, для которой удельный вес нарастающим итогом располагается как можно ближе к 80%. Данная провинция будет нижней границей группы провинций «А». Верхняя граница группы провинций «А» — это первая провинция в списке. Находим в списке провинцию, для которой удельный вес нарастающим итогом располагается как можно ближе к 95% (80%+15%). Данная провинция будет нижней границей группы провинций «В». Все остальные провинции, которые находятся ниже, принадлежат к группе «С».

Следующим этапом будет расчет количества провинций в каждой группе, расчет общего количества позиций списка, общее количество китайских провинций, в которых миграционное сальдо не равно нулю. Затем рассчитываем долю количества провинций в каждой группе от итогового количества провинций:

N.

D. = — * 100% . N

(3)

где N. —количество провинций в .-ой группе; N — общее количество исследуемых провинций.

Далее сравниваем получившиеся значения по формуле:

Д. = Ю. — D

1 1 .

(4),

где Д. - отклонение доли количества провинции в каждой группе от идеального значения по принципу Парето; ГО. — идеальное значение для каждой группы по принципу Парето (20, 30, 50).

На основе полученных результатов необходимо корректировать методы государственного регулирования миграционных потоков.

Для проведения кластеризации методом АВС-анализа все китайские провинции в каждом из периодов были разбиты на две группы: группа 1 — такие провинции, в которых внутренняя миграция превышает внешнюю; группа 2 — такие провинции, в которых внешняя миграция превышает внутреннюю. В таблице 1 представлен кластерный итоговый анализ за период с 1995 по 2010 год.

Анализ структурных изменений миграционных потоков за период с 1990 по 2010 год показал, что первые две позиции в кластере «А» весь исследуемый период занимают провинции Гуандун и Шанхай, провинция Чжэцзян в периоде с 1990 по 1995 год находилась в кластере «в», то есть там внешняя миграция превышала внутреннюю. Но начиная с 1995 года ситуация резко изменилась в результате развития промышленности, и эта провинция перешла в кластер «А» и больше его не покидала.

Незначительные колебания наблюдались в Пекине в 2000—2005 гг. Провинция Синьцзян в начале анализируемого периода находилась в кластере «А», однако в конце периода оказалась в кластере «С», то есть необходимо обратить внимание на причины, побуждающие население провинции Синьцзян все интенсивнее мигрировать в другие провинции в поисках работы. Что касается кластеров, характеризующих внутреннюю миграцию, то провинции Сы-чуань, Хунань, Аньхой, Хэнань в рассмотренные периоды попадают в кластер «в», однако, если брать в целом весь период, то все эти провинции находятся в кластере «с». Провинции Цзянси, Гуанси неизменно находятся в кластере «а», что свидетельствует об их высоком внутреннемиграцион-ном потенциале, позволяющий поставлять трудовые ресурсы в другие регионы Китая. Интересным представляется анализ мигра-

Таблица 1

Расчет по удельному весу миграционного сальдо в 1995—2010 гг. "

1990-1995 1995-2000 2000-2005 2005-2010 1990-2010

Гуандун А А А А А

Шанхай А А А А А

Чжэцзян в А А А А

Пекин А А В А А

Синьцзян А В С С С

Фуцзянь В В В В В

Цзянсу А В А А В

Тяньцзинь В В С В В

Ляонин В С С С С

Юньнань С С с с с

Хайнань С С С С С

Шаньси С С с с с

Нинся С С С С С

Тибет С С с С С

Шаньдун с С с в с

Сычуань а а а а с

Хунань а а а а с

Аньхой а а а а с

Цзянси а а а а а

Хэнань а а а а с

Хубэй с а а а а

Гуанси а а а а а

Гуйчжоу в в в а а

Чунцин в в в а

Хэйлунцзян в в в в а

Ганьсу с в с в в

Шаанси с с в в в

Цзилинь в с с с в

Вн. Монголия В с с С С

Хэбэй с с в в в

Цинхай С с с С с

* Большими буквами А, В, С обозначены кластеры провинций с положительным миграционным сальдо, маленькими буквами а, в, с обозначены кластеры провинций с отрицательным миграционным сальдо, то есть такие, в которых число выбывших граждан превышает число прибывших.

Таблица 2

Групповой анализ доли количества провинций в каждой группе

1990-1995 1995-2000 2000-2005 2005-2010 1990-2010

Dj Aj Dj Aj Dj Aj Dj Aj Dj Aj

А 33 13 27 7 36 16 36 16 25 5

В 27 -3 27 -3 18 -12 14 -16 25 -5

С 40 -10 47 -3 45 -5 50 0 50 0

ИТОГО 100 0 100 0 100 0 100 0 100 0

а 40 20 44 24 35 15 47 27 33 13

в 27 -3 25 -5 25 -5 35 5 22 -8

с 33 -17 31 -19 40 -10 18 -32 44 -6

ИТОГО 100 0 100 0 100 0 100 0 100 0

ционных потоков Внутренней Монголии, который демонстрирует постепенный переход этого региона из провинций с внутрен-немиграционным потенциалом в другую категорию и обратно. Такая неустойчивость свидетельствует о стихийности миграционных процессов в этом регионе, что требует более внимательного отношения к миграционной политике на уровне провинции. Аналогичная ситуация наблюдается в провинции Цинхай.

Что касается группового анализа, то можно отметить нерациональность границ выделенных групп провинций. В таблице 2 представлен расчет доли количества провинций в каждой группе по периодам.

Анализ представленных в таблице данных свидетельствует о несоответствии миграционных потоков идеальному значению по Парето для коротких промежутков времени (5 лет). Наиболее приближенный к норме вариант - это полученные значения за период с 1990 по 2010 год. То есть за данный промежуток времени все несоответствия сглаживаются, однако необходимо предусмотреть возможность оптимизации межпровинциальной миграции для достижения результатов, близких к идеальным в соответствии с принципом Парето.

Наблюдающаяся в Китае существенная асимметрия регионального пространства, ключевыми предпосылками которой является недостаток трудовых ресурсов в одних

провинциях и трудоизбыточность в других6, свидетельствует о том, что основным приоритетом для решения проблемы территориальной дифференциации провинций Китая представляется регулирующее воздействие органов государственной власти на условия и факторы, влияющие на особенности воспроизводства трудового потенциала регионов Китая и его пространственное распределение.

Литература

1. Jonathan Woetzel, Lenny Mendonca, Janamitra De-van. Preparing for China's urban billion // mckinsay. com. Mckinsey Global Institute, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mckinsey.com/mgi/ publications/china_urban_billion/ (дата обращения: 22.08.2015).

2. Kam Wing Chan (2012): Migration and development in China: trends, geography and current issues, Migration and Development, 1:2, 187—205.

3. Понкратова Л.А. , Маслоцова Е.В. Межрегиональная дифференциация миграционных потоков в Китае: взаимосвязь с основными макроэкономическими показателями. Благовещенск: АМГУ, 2 013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. National Bureau of Statistics oft he People's Republik of China. [Электронный ресурс]. URL: http://www. stats. gov. cn/tjfx/jdfx/t20110428_402722521.htm (дата обращения: 22. 08. 2015).

5. Center for Creative Technologies. [Электронный ресурс]. URL: http://inventech. ru/pub/methods/ metod—0007/(дата обращения: 22. 08. 2015).

6. Zhang P. (2012, September 7). Exam rules anger migrant families. South China Morning Post, p. 6.

CLUSTER ANALYSIS OF INTERREGIONAL MIGRATION PROCESS OF CHINA

E.V. Trakova, postgraduate, The department of world economics, tourism and custom affairs, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia, m-kat@rambler.ru

The article said that the Chinese provinces are heterogeneous in their needs for labor and migration potential. At the same time in the country for migrants there are a limited number of poles of attraction. While conditions in need of migrant provinces do not always meet the needs of the actual potential migrants. Territorial polarization of the provinces in accordance with the migration process is exacerbated by poor administrative capacity of Chinese migratory mobility. But recently, China has paid much attention to the development of the central and western regions of the country, but lagging behind in these regions from the eastern ones is still very large. In order to study all these processes the author has grouped all the provinces in China, what is necessary to identify the main areas of migration and assess the relationship of inter-regional migration to the economic development of territories. All the information mentioned above allow us to talk about the necessity of regions' development equalization by means of correct spread of workers for regions, where the key role belongs to the state migration policy.

Key words: cluster analysis, Pareto optimum, territorial differentiation, Province of China, the area of socioeconomic development, inter-regional migration, census, statistical indicator

References

1. Jonathan Woetzel, Lenny Mendonca, Janamitra Devan. Preparing for China's urban billion // mckinsay. com. Mckinsey Global Institute, 2009. Available at: http://www. mckinsey. com/mgi/publications/china_ urban_billion/(accessed 22. 08. 2015).

2. Kam Wing Chan (2012): Migration and development in China: trends, geography and current issues, Migration and Development, 1:2, 187—205.

3. Ponkratova L.A. , Maslotsova E.V. Mezhregional'naia differentsiatsiia migratsionnykh potokov v Kitae: vzaimo-sviaz' s osnovnymi makroekonomicheskimi pokaza-teliami [Interregional differentiation of migration flows

in China: relationship with the main macroeconomic indicators]. Blagoveschensk: AMGU Publ., 2013.

4. National Bureau of Statistics oft he People's Republik of China. [Электронный ресурс]. URL: http://www stats. gov. cn/tjfx/jdfx/t20110428_402722521.htm (дата обращения: 22. 08. 2015).

5. Center for Creative Technologies. Available at: http:// inventech.ru/pub/methods/metod-0007/ (accessed: 22. 08.2015).

6. Zhang, P. (2012, September 7). Exam rules anger migrant families. South China Morning Post, p. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.